Компоненты универсальных учебных действий. Личностные УУД в начальной школе. Формирование личностных универсальных учебных действий. Функции универсальных учебных действий включают
Введение
Актуальность. В современном обществе стремительно развиваются наука и техника, создаются новые информационные технологии, коренным образом меняющие жизнь людей.
Образование в начальной школе изменяется в соответствии с Федеральным государственными образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).
Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Каждый учитель является частью огромной системы российского образования и должен осознавать и понимать свое место и предназначение в этой системе.
Основные принципы образовательной политики России определяются Национальной доктриной образования и Федеральной программой развития образования и находят свое воплощение в Концепции модернизации российского образования.
Модернизация общеобразовательной школы предполагает:
Ориентацию не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей;
Формирование опыта самостоятельной деятельности;
Базовыми целями начального образования в условиях модернизации являются:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
Формирование у младших школьников желания и умения учиться.
Решить данные проблемы в комплексе может только создание новой модели начальной школы, в которой главным является педагогически организованный процесс развития личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Начальное общее образование - первая ступень общего образования.
Задача начальной ступени - развитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося.
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учеников на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Объект исследования: познавательные способности младших школьников.
Предмет исследования: методы и приемы развития познавательных Универсальных Учебных Действий (УУД) у младших школьников средствами моделирования на уроках технологии.
Охарактризовать теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников.
Рассмотреть проблемы развитие младшего школьного возраста;
Провести экспериментальное исследование по использованию в проектах метода моделирования на уроке технологии как средства развития познавательных УУД.
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической и методической литературы;
– изучение опыта учителей-практиков по данной теме исследования.
Экспериментальный метод и математическая обработка результатов.
Таким образом, гипотеза, направлена на то, что обучение на уроках технологии может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования и развития УУД.
Курсовая работа состоит из 2х глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников
Сущность понятия «универсальные учебные действия»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) происходят перемены в образовательном процессе в школе. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Таким образом, овладение умением учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Рассмотрим подробнее, каковы функции УУД. В большинстве источников указываются следующие функции универсальных учебных действий:
Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Обеспечение целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
Обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
Основа организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
Обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:
Личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);
Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
Познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);
Коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
В федеральном государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе общего образования универсальные учебные действия сформулированы на достаточно обобщенном языке. Представим элементы конкретного состава этих действий:
Познавательные универсальные учебные действия
Умение сравнивать состоит из следующих действий:
– выделение признаков, по которым сравниваются объекты;
– выделение признаков сходства;
– выделение признаков различия;
– выделение главного и второстепенного в изучаемом объекте.
– выделение существенных признаков объекта.
Умение анализировать состоит из следующих действий:
– разделение объекта на части;
– расположение частей в определенной последовательности;
– характеристика части объекта.
Умение делать выводы состоит из следующих действий:
– нахождение главного в изучаемом явлении или объекте;
– установление главной причины явления;
– краткое оформление высказывания, связывающего причину и следствие.
Умение схематизировать включает действия:
– разделения объекта на части;
– расположения частей в определенной последовательности;
– определение связей между частями;
– оформления графического изображения.
Регулятивные универсальные учебные действия
В их основе лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Но чтобы рефлексия стала эффективным средством формирования других универсальных действий, следует рефлексивные умения выделить в качестве специфического компонента регулятивных действий. Выделяются следующие аспекты рефлексии: личностный (понимание человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности); интеллектуальный (выделение, анализ, соотношение с предметной ситуацией собственных действий, прогнозирование развития ситуации); коммуникативный (определение межличностного восприятия и осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению); кооперативный («выход» субъекта во внешнюю позицию по отношению к деятельности, согласование позиций и совместных действий участников коллективной деятельности).
В начальной школе формируются такие способы организации и осмысления своей деятельности:
– адекватное восприятие себя;
– постановка цели деятельности;
– определение результата деятельности;
– соотношение результата с целью деятельности;
– выявление наличия ошибок в собственных действиях;
– описание прожитой ситуации
Коммуникативные универсальные учебные действия
Особо значение на учебных занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий, от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными), прежде всего с ними ученику приходится сталкиваться в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первоочередной задачей.
Во-вторых, эти умения ещё более важными становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися (без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения). Это требует от субъектов учебного процесса умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.
К умениям строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми относятся следующие действия:
– определение цели, правил и способов взаимодействия, распределение функции участников;
– работа в паре на основе заданных правил взаимодействия;
– умение находить себе партнера;
– работа в малых группах на основе заданных правил взаимодействия;
– умение допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– умение обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;
– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– умение говорить, не мешая другим (в паре – шёпотом, а в группе – вполголоса);
– умение слушать, не перебивая товарища;
– соблюдение регламента деятельности в паре, группе.
Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или иначе – макроумения:
– слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;
– самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);
– выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения;
– выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.
Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие действия:
– постановка цели слушания, самоопределение к слушанию;
– концентрирование внимания при слушании;
– выделение в слушаемом тексте понятное и непонятное;
– формулирование вопроса к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста);
– выделение смысловых частей текста;
– выделение главной мысли (мыслей) текста;
– понимание ситуации общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватная реакция,
– извлечение из текста информации, данной в явном виде;
– извлечение из текста информации, данной в неявном виде;
– формулирование вопроса, направленного на обсуждение слушаемого текста;
– высказывание своего мнения относительно слушаемого текста.
Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) складывается из следующих действий:
– ставить перед собой цель чтения;
– выделять в тексте ключевые слова;
– выделять непонятные слова;
– толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);
– выделять в тексте понятное и непонятное;
– отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;
– формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста);
– формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;
– находить в тексте подтверждение предложенного суждения;
– подтверждать свое суждение примерами из текста;
– определять главную мысль (мысли) текста;
– выделять смысловые части текста;
– озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;
– извлекать из текста информацию, данную в явном виде;
– извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;
– формулировать выводы на основе прочитанного;
– выполнять краткий пересказ прочитанного;
– выполнять подробный пересказ прочитанного.
Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:
– определение объёма высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;
– определение границы содержания темы;
– формулирование названия (темы) своего текста чётко, компактно;
– сохранение темы при изложении мыслей;
– сохранение определённого плана при изложении мысли;
– изложение тезисно;
– формулирование выводов из собственного текста;
– подбор к тезисам соответствующих примеров, фактов, аргументов;
– пользование первоисточников;
– подбор соответствующих выразительных средств для изложения мысли.
Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий:
– формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;
– определять границы содержания темы;
– выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;
– составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);
– придерживаться темы при изложении мыслей;
– придерживаться определённого плана при изложении мысли;
– оформлять мысли тезисно;
– подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;
– обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы;
– подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;
– грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст.
Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала и возможно в процессе регулярной, распределённой во времени деятельной включённости в специально организованные ситуации (на всех учебных предметах и в рамках внеурочной работы).
Таким образом, в начальной школе формируются все четыре вида универсальных учебных действий.
Представлена на фото.
Под данным термином подразумевают сумму разных способов действий школьников, которые обеспечивают способность самостоятельно усваивать новые умения и знания.
Теоретические аспекты
Основные виды УУД по ФГОС связаны со способностью обучающегося, без помощи педагога, формировать новые компетентности, в том числе самостоятельно организовывать познавательный процесс. Приобретение умения учиться позволяет учащимся открывать большие возможности для разных предметных областей. Ребенок осознает значимость и важность учебного процесса, его целевую направленность, ценностно-смысловые и операционные характеристики.
Компоненты учебной работы
Формирование УУД связано со следующими элементами:
- познавательными мотивами;
- учебными целями и задачами;
- умениями выстраивать образовательные траектории, преобразовывать материал;
- контролем и оценкой результатов своей работы.
Умение учиться является существенным фактором увеличения результативности освоения школьниками предметных знаний, формирования компетенций и умений, ценностно-смысловых оснований собственного морального выбора.
Функции
Все виды УУД по ФГОС в начальной школе обеспечивают возможности обучающегося к самостоятельному осуществлению учебного процесса, постановке цели, поиску и применению необходимых средств и способов ее достижения, контролю и оцениванию результатов своей работы. Кроме того УДД способствуют созданию условий для самореализации и гармоничного развития ребенка, посредством постоянного образования.
- самоопределение: жизненное, профессиональное, личностное;
- смыслообразование, предполагающее установление детьми взаимосвязи между целью учебного процесса и его мотивом;
- нравственная и этическая ориентации, обеспечивающие моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей морального выбора.
Регулятивные УУД
Они способствуют организации обучающимися собственной учебной работы. К ним причисляют:
- целеполагание (постановку учебной задачи на известных и неведомых школьникам знаниях);
- планирование (выявление последовательности отдельных этапов в образовательной деятельности, продумывание алгоритма, последовательности действий);
- прогнозирование (предвосхищение уровня усвоения материала);
- сравнение последовательности действий и результата с эталоном, выявление отклонений;
- коррекция, связанная с внесением дополнений и некоторых изменений в разработанный план;
- оценка усвоенного материала, качества и уровня знаний и умений.
Все виды УУД по ФГОС, таблица которых представлена на фото, способствуют саморегуляции школьников, мобилизации их энергии и сил. Школьники приобретают мотивационные навыки к преодолению поставленных перед ними препятствий.
Особенности УД
Они включают логические, общеучебные действия, постановку и решение проблемы. В настоящее время выделяют следующие общеучебные универсальные действия:
- индивидуальное выделение и формулировку познавательной цели;
- поиск и сбор нужной информации, использование информационного поиска, включая и компьютерные средства;
- выстраивание структуры знаний;
- осознанная и последовательная речь в письменном и устном виде;
- подбор результативных вариантов решения задач с учетом существующих условий;
- рефлексия условий и способов действия, контроль, а также оценка результатов собственной работы;
- осознанная оценка СМИ, формулировка и постановка задачи, разработка алгоритмов работы в рамках решения проблем поискового и творческого вида.
Знаково-символические действия
Они составляют особую группу УУД. К ним относятся:
- моделирование;
- символические действия;
- изменение модели для выявления общих закономерностей, касающихся определенной предметной области.
Формирование УУД логического вида:
- синтез;
- анализ;
- сравнения;
- классификации по признакам разных объектов;
- выявление следствий;
- определение причинно-следственных связей;
- выстраивание логического плана действий;
- постановка гипотезы, ее обоснование;
- доказательство.
Логические учебные действия способствуют созданию школьниками самостоятельных вариантов решения различных задач поискового и творческого вида.
Коммуникативные УУД способствуют развитию формированию навыков ведения диалога. Школьники выстраивают сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе социального партнерства. К коммуникативным действиям относятся:
- планирование образовательного сотрудничества с одноклассниками и педагогом (постановка целей, распределение функций между участниками образовательного процесса);
- постановка вопросов, сотрудничество в подборе и сборе необходимой информации;
- разрешение возникающих конфликтов, оценка альтернативных вариантов, их реализация;
- контроль, анализ, коррекция работы партнера;
- полное выражение своих мыслей, согласно задачам и условиям коммуникации, владение диалогом и монологом с учетом синтаксических и грамматических норм родного языка.
Заключение
Развитие системы УУД в системе регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных действий, которые определяют развитие психологических качеств личности, происходит в рамках возрастного и нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника. Процесс обучения определяет основное содержание и характеристики учебного труда школьника, определяет зону ближайшего формирования УУД.
В качестве критериев оценки сформированности универсальных учебных действий у школьников выступает их соответствие психологическим и возрастным требованиям. Формирование УУД определяется в образовательном процессе тремя положениями:
- в качестве цели, содержания, организации;
- в рамках усвоения различных предметных областей;
- в контексте формирования личностной, социальной компетентности школьников.
Результативность любой деятельности человека связана не только со способностями, но и с рациональными способами ее выполнения. В. А. Сухомлинский считал, что во многих случаях учащийся не способен овладеть знаниями только потому, что он не научен учиться. Это особенно актуально в наше время, характеризующееся переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. В ФГОС нового поколения формирование УУД, которые обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, самосовершенствоваться, представлены в качестве важнейшей задачи современной образовательной системы.
Министерство образования с целью совершенствования образовательного процесса постоянно вводит в него какие-то новшества, наполняет его новыми терминами и понятиями. Простой обыватель, изучая методическую литературу или читая новости об образовании, очень часто сталкивается с непонятным словосочетанием УУД по ФГОС. Как расшифровывается эта аббревиатура и что она означает простыми словами?
Содержание:
Понятие «УУД»
УУД – универсальная учебная деятельность. Она включает:
- Способность к обучению и получению новых знаний, умение учиться;
- Стремление человека к самосовершенствованию посредством приобретения нового опыта;
- Понимание необходимости получения знаний и осознанный подход к образовательному процессу;
- Вникание в суть самого образования и его составляющих частей;
- Целенаправленные действия человека на поиск возможностей широкой ориентации как в разных предметных сферах, так и в структуре самой учебной деятельности;
- Осмысление целевой направленности образовательного процесса, его ценностно-смысловых и эксплуатационных свойств.
Разработкой УУД занимались еще в ХХ веке в Советском Союзе. В то время педагогическая наука переживала активное развитие и закладывался фундамент ее новых течений. Понятие «универсальные учебные действия» стало очень популярным в настоящее время, сфера его применения достаточно широкая и охватывает практически все возможные уровни и виды образования. В основе разработки УУД лежит деятельностный подход, который разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов и другие научные школы.
Эльконин и Давыдов являются основоположниками теории развивающего обучения, ключевым понятием которой является УДД.
Что такое ФГОС?
Это Федеральный государственный образовательный стандарт. Он включает:
- Перечень требований, предъявляемых к государственным образовательным учреждениям;
- Закон «Об образовании» – основа ФГОС;
- Обновленный стандарт действует во всех школах с 1 сентября 2011 года – ФГОС начального общего образования (НОО).
Требования ФГОС касаются:
- Структуры процесса образования. Каждый год необходимо составлять и утверждать рабочий план, направленный на оптимальное продвижение учеников к получению новых знаний, руководствуясь этим планом, периодически совершенствовать учебно-методический комплекс (УМК) дисциплин.
- Реализации образовательной программы. Если структура образовательного процесса лежит в области ответственности администрации и методических отделов, то за реализацию плана несет ответственность непосредственно педагогический состав школ;
- Результатов образования. Успеваемость учащихся – наглядная демонстрация и свидетельство успешности разработанной структуры и программы образования, соблюдения всех требований. Во внимание берется среднестатистическая оценка успеваемости по всей школе.
Базовые группы УУД?
Требования к УУД зависят от того, в классах какой ступени – начальной, средней или старшей – учатся школьники. Должно выполняться соответствие выдвигаемых требований возрасту детей. Для всех них в последнее время повышаются требования к использованию в учебной деятельности компьютерной техники и информационных технологий.
Существуют следующие базовые группы универсальных учебных действий:
- Личностные – направлены на поиск возможностей познания самого себя и осмысления собственной личности. Их цель – сформировать у учащихся правильную адекватную нравственную и этическую оценку самих себя;
- Познавательные – относятся к возможностям формирования основных навыков и умений восприятия информации, ее обработки и анализа, на основе которого делаются определенные выводы и заключения. Группа познавательных действий включает систему общих и логических учебных действий, процесс постановки и решения проблемы;
- Коммуникативные – способствуют социализации учащихся, формированию навыков эффективного взаимодействия с окружающими – одноклассниками, учителями, друзьями и другими людьми. В школе каждый ребенок проходит самый важный этап социального развития. Если вовремя не решить возникающие в процессе общения проблемы, то они могут перейти во взрослую жизнь и будут напоминать о себе еще долгие годы, даже после окончания школы;
- Регулятивные – направлены на развитие способностей составления плана своих действий и его изменения под влиянием различных факторов окружающей среды. Этот полезный навык, приобретенный в стенах школы, пригодится и в дальнейшей жизни.
Ученики овладевают УУД в процессе изучения разных учебных предметов. Результатом успешного овладения является формирование инициативности, стремления учеников к самостоятельному добыванию знаний и получению компетентности. Учащиеся должны уметь без помощи взрослых самостоятельно организовывать процесс обучения.
Преимущества и недостатки домашнего обучения
Обучение на домашнем режиме представляет собой альтернативный вариант школьного образования. Когда причиной такого выбора родителей выступают медицинские показания (заболевания физического или умственного характера), домашнее обучение – самый лучший вариант. Но в том случае, если родителями руководят другие мотивы – страхи перед социализацией ребенка, нежелание отпускать детей в школу по причине того, что они не смогут без мамы или папы самостоятельно решать школьные задачи, – все это ведет к самым непредсказуемым негативным последствиям.
Разберем преимущества и недостатки домашнего обучения.
Плюсы |
Минусы |
Исключаются нападки, издевки со стороны одноклассников, ребенок не станет объектом буллинга |
У учеников отсутствует мотивация, в классе ученики наблюдают друг за другом, соперничают, тянутся друг за другом, стремятся к лучшему результату, имеют более богатый материал для анализа |
Большая гибкость графика учебы по сравнению со школьным образованием, возможность самостоятельного планирования количества уроков в день |
Нет возможности учиться взаимодействовать друг с другом внутри коллектива, мир построения социальных взаимоотношений остается закрытым |
Усвоение материала за более короткие сроки, поскольку ученик и учитель сотрудничают один на один |
Не учатся заводить новые знакомства, отстаивать свою точку зрения, не контактируют ни с кем, кроме семьи и близких друзей |
Появляется больше свободного времени, которое можно потратить на посещение кружков и спортивных секций |
В момент обучения дома ребенок находится в зоне комфорта, а как только он остается наедине с собой, становится абсолютно беззащитным и не знает, как себя вести в той или иной ситуации |
Возможность индивидуальной проработки с ребенком всех сложностей и слабых моментов, которые возникают в ходе освоения учебной программы |
Домашнее обучение исключает возможность выработки ребенком действенных способов противодействия ущемлению своих прав |
Воздействие УУД по ФГОС на школьников носит противоречивый характер, поскольку каждый ребенок – это уникальная личность, индивидуальность, у каждого разные способности и таланты. УУД способствует усвоению моральных норм и принципов, выработанных обществом, что ведет к формированию целостной личности. В то же время ФГОС ограничивает ребенка жесткими рамками, не дает проявлять инициативу и свободолюбие.
Важно! УУД по ФГОС – это набор требований к образовательному процессу. В основе разработки стандартов лежит стремление в предоставлении каждому ребенку возможности получить и усвоить все знания, которые ему пригодятся в будущем. Задача школы – сформировать такие навыки, которые будут не только полезны в дальнейшем обучении, но и обеспечат нормальную жизнедеятельность каждого человека в обществе.
Выясним, что такое УУД. Данный термин встречается в методической литературе, связанной с новыми образовательными стандартами. Рассмотрим особенности этих сокращений, смысл терминов, их значимость в современных реалиях.
Расшифровка аббревиатуры
Что такое УУД? Это универсальная учебная деятельность, которая предполагает:
- способность ребенка к получению новых знаний;
- усвоение им полезной, важной информации;
- осознание важности образования.
Страницы истории
Что такое УУД в современной школе? Этот термин был разработан еще во времена существования Советского Союза. В двадцатом веке данный термин был введен, но свое активное применение нашел только в настоящее время. Федеральный государственный стандарт второго поколения, используемый в современной школе, предполагает формирование УУД по всем учебным дисциплинам. С 2011 учебного года ФГОС введены во все российские школы.
Требования ФГОС
Существует подразделение основных требований на определенные категории. Например, есть определенные нюансы в подходе к структуре процесса образования. Программа УУД предполагает определенный план, позволяющий в максимальной степени развивать учащихся. Реализация намеченных пунктов является задачей педагога. В качестве наглядной демонстрации навыков, приобретенных школьниками, рассматриваются УУД. Расшифровка аббревиатуры была рассмотрена выше, теперь поговорим об их классификации.
Виды УДД
В зависимости от образовательной ступени, для учеников начальной школы, среднего и старшего звена, формирование УДД на уроках имеет определенные различия. Среди последних тенденций, наблюдаемых в российских школах, отметим применение в образовательном процессе информационных технологий. Выделяют четыре базовые группы УУД. Расшифровка их дает полное представление о тех инновациях, что наблюдаются в российском образовании.
Личностные УУД дают возможность ребенку познать себя, выяснить особенности своей личности, они направлены на формирование этической и нравственной оценки действий.
Программа УУД по классам включает в себя познавательные навыки, которые сведены к возможности восприятия информации, ее обработке, анализу, получению данных, созданию новой образовательной траектории.
Коммуникативные навыки подразумевают возможность школьника взаимодействовать с одноклассниками, учителями. Школа является важным этапом социализации ребенка, помогает преодолевать проблемы, касающиеся межличностных отношений.
Регулятивные действия направлены на формирование плана действий, связанных с образовательным процессом. Школьник учится составлять режим своего дня, что поможет ему в последующей жизни.
Особенности домашнего обучения
Главный акцент делают на формирование коммуникаций, на межличностные отношения, развитие собственного кругозора, развитие логики и умения излагать свои мысли. В широком значении термин «УУД» представляет собой умение ребенка учиться. Универсальные учебные действия - это способность субъекта к самоанализу, развитию, самосовершенствованию путем активного и сознательного получения нового социального опыта.
В узком понимании данный термин подразумевает сумму действий школьника, позволяющих самостоятельно организовывать образовательный процесс.
Функции универсальных учебных действий
УУД выполняют несколько функций, каждая из которых имеет особое значение для школьников:
- они обеспечивают возможности ребенка к самостоятельному учению, помогают ему ставить учебные задачи, находить и применять нужные средства, контролировать и анализировать образовательный процесс, оценивать собственные результаты;
- создают оптимальные условия для гармоничного развития личности, саморазвития, способности к постоянному образованию, формированию компетенций во всех предметных областях.
Формирование универсальных действий осуществляется не только во время уроков, но и в процессе подготовки и проведения многочисленных воспитательных мероприятий, а также во внеурочной работе.
Внеурочная работа
В образовательных стандартах второго поколения термин «внеурочная деятельность» рассматривается в качестве обязательного элемента образовательного процесса. Он имеет определенные отличия от классно-урочной системы. Рассмотрим основные виды внеурочной деятельности, которые используются в современной школе:
- секции;
- тематические экскурсии;
- конкурсы, конференции, олимпиады;
- научная и поисковая деятельность.
Подобные мероприятия направлены на решение определенных задач, получение результата. Элементы исследовательской и проектной деятельности включены и в образовательный процесс, помогают педагогу в работе. Именно они являются одним из главных показателей профессионализма современного российского учителя.
Исследования в современной школе
Особое значение в рамках новых ФГОС приобрела исследовательская и проектная деятельность. На базе обычных российских школ появляются исследовательские клубы и студии. Многие гимназии и лицеи имеют собственные научные общества, в состав которых входят не только школьники, педагоги, но и представители преподаватели университетов, научно-исследовательских центров. В задачу школьного учителя входит знакомство ребят с особенностями исследовательской работы.
Учитель помогает своим воспитанникам выбирать направление для исследования, составлять алгоритм и выбирать последовательность действий, работать с научно-методической литературой по проблеме исследования. В зависимости от предметной области, выбираемой ребятами, в исследовательской деятельности существуют определенные тенденции. Например, работы, касающиеся экономической тематики, предполагают вычисления, поэтому педагог дает ребятам понятие о видах погрешностей, формул, по которым их можно рассчитать.
Работы, связанные с социологическими исследованиями, предполагают различные опросы и исследования. Учитель знакомит ребят с правилами их проведения, особенностями обработки полученных результатов.
Только после того, как у воспитанников будут сформированы основные представления о проведении исследований, они приступают к самостоятельной работе. После того как исследование будет завершено, ребята представляют полученные результаты перед сверстниками. Например, в рамках работы научно-учебной конференции начинающие исследователи в тезисном виде представляют собственные труды, знакомятся с работами других школьников.
Публичное выступление, которые является неотъемлемой частью любой научно-практической конференции, способствует формированию навыков устной и разговорной речи.
Помимо индивидуальных исследований, во внеурочной работе используют коллективные проекты. Формируется команда, которая работает над определенной задачей, например, разрабатывает дизайн пришкольной территории. В ходе совместной деятельности у детей формируются навыки работы в команде, они получают отличный социальный опыт. Федеральные стандарты второго поколения, по которым выстраивается воспитательный и образовательный процесс в современной российской школе, предполагают проектную либо исследовательскую деятельность для каждого ребенка.
При завершении основной ступени обучения ребята должны представить готовый проект. Он считается обязательным этапом для допуска к сдаче выпускных экзаменов за курс основной школы.
Значение внеурочной деятельности
Ребенок не только пополняет свой интеллектуальный запас, но и получает навыки сотрудничества, саморазвития, самообразования. Именно внеурочная деятельность способствует полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.
Эффективная внеклассная работа - это залог успешности выпускников в последующей профессиональной деятельности.
Заключение
Регулятивные действия помогают ребенку уже во время обучения в школе равномерно распределять свою деятельность. Школьник строит индивидуальную учебно-познавательную работу, ставит цель, формирует алгоритм, определяет средства проведения работы, подбирает вариант контроля.
Благодаря познавательным универсальным действиям у ребенка формируется умение работать с информацией, что особенно актуально в современном мире.
Инновации, используемые в современном образовательном процессе, направлены на формирование гармонически развитой личности, способной отвечать на свои действия, принимать важные и ответственные решения. Универсальные учебные действия, включенные во все предметы школьной программы, имеют специфические отличия, но все они выполняют одну общую воспитательную и образовательную задачу.
Формирование УУД на уроках помогает подрастающему поколению познавать окружающий мир, строить самостоятельный поисковый процесс, проводить исследования, осуществлять операции, направленные на систематизацию, обобщение, обработку полученной информации.