Урок по предмету "Окружающий мир".«Значение Солнца для жизни на Земле. Какое значение имеет Солнце для всего живого на Земле? Расскажи о значении солнца для планеты земля


С седьмого этажа я могу отлично любоваться восходом Солнца. Из-за постоянной спешки и суеты, к сожалению, не всегда хватает времени понаблюдать за окружающей красотой. Но Солнце не только дарит нам свет и тепло, от этого небесного светила зависит жизнь всех существ на Земле.

Значение Солнца для жизни на Земле

Солнце - это звезда огромного размера, которая находится ближе всего к нашей планете. Уже давно было доказано, что и наша с вами жизнь, и существование остальных живых организмов напрямую зависит от солнечной энергии. А все процессы, происходящие на нашей планете, подчиняются ее воздействию.


Солнце оказывает влияние на атмосферу Земли, благодаря чему мы можем наблюдать различные природные явления. То есть, снег, дождь и туман без участия солнечной энергии не смогли бы появиться. Животные и растения тоже существуют благодаря энергии Солнца. А вот без растительности на планете мы бы с вами не смогли дышать чистым воздухом. Именно с помощью хлорофилла, находящегося в зеленых листьях и его взаимодействия с солнечными лучами, воздух насыщается кислородом.

Как Солнце влияет на человека

Все мы любим тепло и свет солнечных лучей. Ведь гораздо веселее, когда за окном ярко светит Солнце. Его энергия помогает:

  • улучшить общее состояние организма;
  • повысить иммунитет;
  • улучшить обменные процессы.

Но, кроме этого, Солнце может и негативно воздействовать на состояние человека. Если вы когда-нибудь замечали резкое изменение, например, психологического состояния, то, возможно, причина заключается в солнечной активности. Все из-за того, что во время солнечных штормов меняется гормональный фон человека и его мозговая деятельность.


Люди могут по-разному отреагировать на увеличение активности Солнца. У одних может появиться повышенная раздражительность и агрессия, а у других - открываются творческие способности. Еще считается, что развитие различных конфликтов, болезней и ситуации, связанные с несчастными случаями, происходят именно во время усиленного солнечного воздействия. В такие периоды лучше быть осторожными.

Солнце - вечный наш двигатель, который проработает еще много миллиардов лет. Известно, что лишь маленькая часть (примерно одна миллиардная) энергии Солнца падает на нашу Землю. Тем не менее этой энергии хватает для поддерживания жизни на Земле

О чем говорит история

Еще до нашей эры люди знали о значимости Солнца для нашей планеты. Правда тогда никто не предполагал насколько сильно наша планета зависит от нее. Жители разных государств по-разному называли Солнце: кто-то Богом, а кто-то святым могуществом.

Положительные стороны солнечных лучей

Солнечные лучи выполняют много обязанностей на нашей Земле, и основные из них:

  • Процесс фотосинтеза
  • Идеальная температура для поддержания жизни

Фотосинтез - процесс, который происходит с растениями. Каждое растение на Земле без остановки осуществляет этот процесс, а именно получает порции лучей от Солнца и при их помощи поглощает углекислый газ и выделяет чистый кислород. Поэтому все чем мы дышим - это производство солнечных лучей и растений.

Также солнечные лучи помогают поддерживать температуру для жизни организмов.Если бы лучи Солнца не падали на Землю, то на планете стоял бы адский холод и никакой организм не смог бы прожить даже десяти минут.

И, конечно же, свет. Солнце освещает нашу планету, и за счет этого мы видим все, что происходит вокруг. Некоторые возразили бы: а ведь ночью Солнце не светит, и все равно все видно, хоть и не так хорошо как днем. На такое возражение есть четкий ответ: ночью нашу планету освещает Луна, а ведь без Солнца Луна бы не светила! Именно так, лучи солнца падают на Луну, а она в свою очередь отражает эти лучи на нашу планету.

Отрицательные стороны солнечных лучей

Какие отрицательные стороны есть у солнечных лучей? Никаких, разве что радиационные лучи, которые за несколько минут могут уничтожить Землю. Однако, наша планета покрыта озоновым слоем, который защищает ее от воздействия радиационных лучей Солнца. Ученые предполагают, что озоновый слой Земли когда-нибудь разрушится, и все живое на Земле погибнет, но это случится не скоро, разве что спустя несколько миллиардов лет. Поэтому, можно сказать, что отрицательных сторон у солнечных лучей нет.

Цель :формировать представление о Солнце, о зависимости жизни растений, животных, людей от солнечного тепла и света; выяснить, почему меняется температура воздуха в разное время суток; учить наблюдать за высотою Солнца; продолжать формировать любовь к родной природе,уважение к традициям украинского народа почитать Солнце.

Ход урока

I. Организационный момент

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (природа)

II . Повторение изученного

1.Фронтальный опрос. (Прием «Мозговой штурм»)

1. А что же такое природа? Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т. д.)

2. Что принадлежит неживой природе?

3. Что принадлежит живой природе?

4. Какие предметы неживой природы и живой природы есть у вас дома?

5. Назовите предметы, которые создал человек, используя дары природы?

6. Почему надо беречь, любить и уважать природу?

(В это время один ученик у доски выполняет задание: распределить в две группы картинки – живая природа и неживая, на одной из картинок предмет, который не относится к природе. Как ученик решит эту проблему?)

Какие загадки о живой и неживой природе вам удалось найти?

2. Упражнение «Синоптик».

Ø Какое сейчас время года?

Ø Какое число и месяц?

Ø Какой сегодня день?

Ø Какое состояние неба?

Ø Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?

III . Мотивация учебной деятельности.

§ Отгадывание загадок, их обсуждение


Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?(Солнце)

Шар воздушный, золотой

Над рекой остановился,

Покачался над водой

И потом за лесом скрылся. (Солнце)

Как вы думаете, без чего не может быть жизни на Земле?

Представьте себе, что Солнце исчезло с нашего небосклона, что тогда произойдет на Земле? (Проблемная ситуация)

А вот может ли такое произойти, вы узнаете в конце нашего урока.

IV . Сообщение темы, задач урока

Вы уже догадались, о чемпойдет речь сегодня на уроке?

Верно, сегодня я буду рассказывать вам о Солнце и его значении для жизни на Земле,как оно греет в течение дня и какотносились наши предки к солнышку.

V . Изучение нового материала

1. Игра «ДарыСолнца» (прием «Ассоциативный куст»)

На доске – большое солнышко. Дети должны назвать, что солнышко дарит земле (тепло, свет, энергию, жизнь, красоту и т.д.). Все названные детьми слова записать на лучиках солнца.

2. Прием «Мозговой штурм»

Что вы знаете о Солнце?

К какой природе относится солнце?

Нужно ли оно живой природе?

Что мы получаем от Солнца?

Какие времена года вы знаете?

Итак, Солнце – это источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.

Физкультминутка

– Руки подняли и покачали

– Это деревья в лесу

– Руки согнули,кисти встряхнули

– Ветер сбивает росу

– В стороны руки

– Плавно помашем

– Это к нам птицы летят

– Как они сядут,тоже покажем

– Крылья сложили назад.

3. Рассказ учителя с элементами беседы

1) Солнце и животные (в ходе рассказа учитель показывает предметные картинки)

М. Пришвин писал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца…»

Для жителей планеты Земля огромное значение имеют солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий свет.

Всем ли животным необходимо солнечное освещение?

А тем животным, которые не имеют глаз?

Всем ли животным необходимо солнечное тепло?

Дело в том, что солнечные лучи помогают вырабатывать в организме животных очень полезные вещества – витамины.

М.Зверев рассказывает о том, как барсучата принимают солнечные ванны: «Нора барсучат – возле небольшой полянки. Едва только прогреется земля, вытаскивает барсучиха всех своих детенышей на солнышко. Барсучата на полянке некоторое время возятся и засыпают, пригретые солнцем. Только потянет свежий ветерок, начинают недовольно попискивать. Мама-барсучиха затаскивает всех в нору. Ветер стихнет, снова у барсучихи работа: барсучат по одному за шиворот вытаскивать на полянку.

Любят солнечное тепло и насекомые, и змеи, и ящерицы. От него они становятся подвижными, быстрыми».

Г. Скребицкий рассказывает: «Вы идете по лесной опушке или вдоль канавы. Внимательно осматривайте каждый большой камень. Камни так нагрелись на ярком солнышке, что руке горячо. Смотрите: на камне лежит ящерица. Тело распластала, лапки широко расставила, глаза прикрыла. Она недавно очнулась от зимней спячки в земляной норке. Очнулась и выбралась погреться на солнышке. Согреется ящерка, станет быстрой и подвижной, и возьмется за охоту. Берегитесь мухи, слизняки и другая мелкая живность!»


А вам приходилось весной наблюдать что-нибудь подобное?

Можно ли ловить животных, забирать их домой?

2) Солнце и растения

Солнечное тепло и свет необходимы не только животным, но и растениям.

Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят.

Жарким летним днем, когда Солнце нещадно жжет, животные могут спрятаться в тени. А растениям некуда убежать и спрятаться. Вот и покрывают они свои листочки толстым слоем воска или белыми волосками, или скручивают листики. Воск и волоски защищают листья от ожогов.

Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут.

Посмотрите на эти два комнатных цветка. Сравните, одному из них не хватало солнечного света. Расскажите, как оно выглядит.


Вспомнитесвои прогулки на улице, приходилось ли вам отодвигать большой камень с земли или поднимать доску с травы, которая долго там пролежала, вы помните как выглядели под ними растения? Расскажите о своих наблюдениях.

Все дело в том, что Солнце помогает растению питаться. Как это происходит?

Послушайте об этом сказку: «Живут в листиках растений маленькие волшебники – хлорофилловые зернышки. Они такие маленькие, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Цвет их ярко-зеленый. И листья растений зеленые потому, что этих хлорофилловых зернышеку них много. Рано утром, только Солнышко протянет свои лучики, просыпаются волшебники – хлорофилловые зернышки. И сразу берутся за работу.

Корешкам приказывают: «Корешки, корешки, берите воду из земли». Стебелькам дают команду: «Стебелек, стебелек, подай воду от корешка к листочкам». Листочку наказывают: «Листочек, листочек, открывай поры, подавай нам воздух. Потом зеленые волшебники берут солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который взяли из воздуха. И вот чудо! Из воды и углекислого газа образуется сахар и кислород. Сахаром питаются и корешки, и стебелек, и листочки, и плоды, и семена. Они едят сахар и растут. Кислород, который необходим для дыхания всем, хлорофилловые зернышки отдают в воздух. С воздухом им ведь тоже рассчитаться надо.

Целый день зеленые волшебники перемешивают солнечными лучиками воду и углекислый газ, питая растения и совершенствуя воздух. Солнышко спать ложится, и хлорофилловым зернышкам наступает время отдохнуть. Мы должны поблагодарить их за то, что они воздух очищают и растения кормят.

А вы подумайте, прежде чем сорвать или испортить лист растения, сколько волшебных зернышек вы можете погубить!

Дети, вам понравилась сказка?

Зачем растениям солнечные лучи?

Вывод: в природе все начинается с Солнца, которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, былинки, кустики и деревья. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они росли и дали еду всем травоядным животным. Те, в свою очередь, дали еду для мелких хищников, которыми питаются большие по размеру хищные звери и птицы.

3) Солнце и человек

Сегодня мы много говорили о том, что и растениям, и животным необходимы солнечный свет и тепло.

А необходимы ли они человеку?

Для чего?

Вспомните сказку К.Чуковского «Украденное солнце»

Что случилось на Земле без Солнца?

Возможна ли жизнь на Земле безеды?

Физминутка « Солнышко – тучка»

VI . Обобщение и систематизация знаний

1.Беседа по рисункам

На доске – рисунки, на которых изображено Солнце в разное время суток.

В какое время суток Солнце греет теплее?

Почему утром и вечером оно дает мало тепла?

Видно ли Солнце, когда небо затянуто тучами?

Почему в пасмурный день холоднее?

Какое время суток изображено на каждом из рисунков? Почему вы так считаете?

Как высоко находится солнце над землей на протяжении дня?

2.Работа с учебником (с. 37)

На каком рисунке изображен вечер, а на каком утро?

3. Игра «Крестики – нолики» (у каждого ребенка листочек в клетку)

o Утром и вечером Солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.

o Солнце всегда греет одинаково.

o Тучи задерживают тепло солнечных лучей.

o Без тепла прорастают семена, цветут растения, созревают плоды.

o В полдень солнце поднимается высоко и дает больше тепла.

o Солнце необходимо всему живому.

4. Викторина

a. Когда сутки короче – зимой или летом?

b. Если небо закрыто тучами, есть ли за ними солнце?

c. Если небо закрыто тучами, светит ли оно?

d. Что дает Земле свет и тепло?

e. Когда солнце сильнее греет: в полдень, утром или вечером?

5. Работав тетради (с.13)

Рассмотрите рисунки. (Чтение заданий и выполнение)

6. Игра «Солнечные предметы»

Попробуйте ответить на вопросы и обосновать свой ответ.

Ø Какой день недели можно назвать солнечным?

Ø Назовите самый солнечный месяцгода.

Ø Самый солнечный цветок?

Ø Самое солнечное событие в жизни человека?

Ø Самый солнечный зверь? Насекомое? Птица?

Ø Самое солнечное качество?

7. Рассказ учителя

Уже очень давно люди считают Солнце святым и праведным. Солнце согревает землю, в которую бросают зерно, к Солнцу тянется зелёный стебелёк, под солнцем он превращается в хлебный колосок. Древний человек представлял солнце в виде огненного колеса, что катилось с неба. И от этого солнечногопути на небе зависит жизнь всего живого. Солнце почитали все- и дети, и взрослые. Грехом считалось показывать на солнце пальцем, плевать в сторону солнца, бросать камни.

С Солнцем связано много сказок, чудес, поверий.

Дети называют «солнышком» насекомое (божью коровку). Когда на небе появляются тучи, божью коровку садили на ладошку и проговаривали:

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,

Там твои детки просят конфетки!!!

Если божья коровка ринется ввысь- скоро выглянет солнце, а если только чуть расправит крылья- то тучи закроют солнце.

Привезённый из далёких солнечных земель подсолнечник стал символом Украины. Люди верили, что это растение всё время поворачивается за солнцем, потому что боится, что светило может рассердиться и навсегда покинуть Землю.

Старые люди говорят: «Пока будет сиять в чистой голубизне золотистое светило, до тех пор будут продолжаться земные пути».

Рассмотрите рисунок в учебнике на с.37

Что больше – Солнце или наша планета Земля?

Вспомните начало нашего урока. Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, так как они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи. Тем не менее, этого не произойдет, так как Солнце - звезда, которая излучает в пространство много тепла и света. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли, но на небе мы видим Солнце маленьким, поскольку расстояние к нему от Земли - 150 млн. км. Температура солнечной поверхности - 6000 градусов, а возле центра - 15 млн. градусов. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды лет. Так что бояться нам с вами нечего.

VII . Итог урока. Рефлексия.

Какую тему мы сегодня изучали?

Вам урок понравился?

Игра «Микрофон»

- Я Солнышко….

Каждый человек, выполняя множество занятий в день, не задумывается, что все это возможно только благодаря Солнцу. Значение этой планеты для всего живого огромное. Среди рутинных дел нужно хоть иногда об этом задумываться, чтобы осознать, сколько прекрасного нас окружает.

Современные технологии и разработки позволили человеку определить расстояние от Земли до Солнца. Этот показатель равен 150 миллионов километров. Цифра внушительная, но учитывая размеры нашей Солнечной системы, она кажется уже менее масштабной.

Расстояние между этими планетами периодически меняется. Это возможно из-за эллиптической орбиты: в определенное время расстояние уменьшается на 147 миллионов километров, а потом со временем увеличивается на 152 миллиона километров.

Любопытно узнать, как же удалось вычислить это расстояние? Попытки рассчитать его были предприняты еще в Древней Греции. Но более основательно к работе подошли в 1761 — 1769 годах. Этому толчку способствовало прохождение перед Солнцем другой планеты — Венеры. Ученым, которые были разосланы во всех уголки Земли, удалось рассчитать довольно точный показатель.

В наше же время ученые обладают множеством современной техники, которая хоть каждый час может измерять расстояния между планетами.

Скорость обращения Земли вокруг Солнца

Всем известный принцип «Движение — это жизнь» особенно актуален на примере «жизни» Земли. Наша планета, как и все небесные тела, постоянно двигается. Без этого жить на ней было бы просто невозможно.

Земля одновременно обращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Как же так происходит? Чтобы представить этот сложный на первый взгляд процесс, нужно вспомнить движение волчка. Он оборачивается вокруг себя и одновременно передвигается по поверхности. Аналогично этому движется и Земля.

Без движения и с однобоким поворотом к солнечному светилу на одном участке была бы всегда высокая температура и все сгорело бы, превратилось в пар, а на другом — были бы сплошные ледники.

Солнце и Земля одновременно воздействуют друг на друга. Потому движение совершается по определенному маршруту — орбите. На это влияет сила притяжение Светила и скорость движения голубой планеты. Если бы это притяжение было чуть больше, а скорость Земли меньше, то последняя бы сошла с орбиты. Удивительная гармония и точность удивляет ученые умы.

Так какая же скорость обращения Земли вокруг Солнца? Этот показатель не постоянный из-за эллипсообразной орбиты нашей планеты. Средний показатель — 30 км в секунду или 107 тысяч км в час. Это умопомрачительная цифра, которую даже трудно представить. Тем не менее люди не ощущают этого сумасшедшего движения из-за того, что находятся в одной системе координат.

Оборот Земли вокруг Солнца

Материалы, указывающие, как быстро осуществляется оборот Земли вокруг Солнца, были разработаны еще Коперником. Он правильно указал, что Земля движется вокруг Солнца, а последнее — по круговой траектории вокруг Млечного Пути.

Почему именно по такому пути движется наша планета? Ученые выдвигают 3 предположения:

  1. Инерция. Большинство ученых полагают, что при зарождении Земля поддалась инертному влиянию.
  2. Из-за солнечного излучения.
  3. Под воздействием магнитных полей.

Земля «пробегает» вокруг Солнца за 365.242199 средних солнечных дней. Важно указать именно полное число, а не округлить его до всем известных 365 дней. Все потому, что за 4 года появляются еще одни дополнительные сутки. Тогда и говорится о высокосном периоде.

Земная орбита представляет собой эллипс, потому в определенный период она находится максимально близко к Светилу, а в другой — максимально отдаленно. В сочетании с наклоном собственной оси происходит смена сезонов.

Во сколько раз Солнце больше Земли?

Знакомство с астрономией и Солнечной системой начинается с изображения расстановки в ней планет. Невооруженным взглядом заметно, что Солнце значительно больше Земли. Но во сколько раз Светило превышает габариты голубой планеты?

Радиус Солнце равен 696 тысяч километров, а Земля имеет радиус всего 6 тысяч 371 километр. Отсюда понятно, что даже радиус ядра Солнца больше радиуса нашей планеты.

Другие показатели Светила также значительно превышают показатели Земли:

  • масса Солнца — 2 триллиона квардиллионов (это 2 с 27 нулями), а Земли — 6 секстиллионов (6 с 21 нулем);
  • гравитационное ускорение первого — 274 метра в секунду, а второй — 9,81 метра в секунду.

Потому Солнце по линейным размерам в 109 раз больше Земли, а по объему — в 1,3 миллиона раз.

Как же ученым удалось измерить точные размеры Светила? Для этого анализируется верхний слой — фотосфера.

Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца

Как уже написано выше, Землю можно сравнить с волчком. Благодаря именно такому комплексному движению на нашей планете возможна жизнь, вырабатывается кислород и происходит смена времен года.

вращение Земли вокруг своей оси

Условная ось «пронзает» нашу планету под углом. Она проходит через центр Земли и пересекает поверхность в географических полюсах.

Направление вращения — с запада на восток. Благодаря такому вращению вокруг оси происходит смена дня и ночи: в одном полушарии — ночь, в другом — наступил день.

Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа — одни сутки. Также такая схема вращения влияет на процессы, происходящие на нашей планете. Например, из-за этого происходит колебания потоков рек и ветров (в северном полушарии — вправо, а в южном — влево).

Нагляднее явление становится на примере берегов рек. Правый берег обычно более крутой, а левый — положе.

Может возникнуть вопрос: «Так почему на планете не царит вечное лето, если каждое полушарие должно получать равное количество солнечных лучей». Дело в том, что ось пересекает полюса под углом в 23,5 градуса. Поэтому Солнце тщательнее прогревает, то одну часть, то другую. Именно поэтому, когда в Южном полушарии лето, то в Северном — зима. Не может быть такое, чтобы сезоны совпадали.

вращение Земли вокруг Солнца

Также наша планета вращается и вокруг Солнца. Полный оборот занимает 1 год. Под воздействием земной оси и этому вращению происходит смена времен года на Земле.

Орбита имеет вид эллипса, скорость равняется 107 тысяч км в час. Астрономы заметили, что постепенно орбита смещается. Такое изменение влияет на климат на Земле.

Времена года на Земле и Солнце

Времена года на Земле и Солнце — тесно взаимосвязаны. Также в этом процессе большое значение имеет земная ось, которая расположена под углом.

Как известно, наша планета движется по замкнутой орбите, которая напоминает эллипс. Солнце находится не в середине, а немного смещено. В одной точке — Земля максимально близко подходит к Светилу, а в другой — отдаляется. Чем ближе «подходит» Земля к Солнцу, тем больше солнечного тепла попадает на Южный полюс. Тогда в странах, расположенных на этой территории, начинается лето. Противоположная ситуация возникает, когда наша планета отклоняется от Светила: тогда лето наступает в Северном полушарии. В то время, как в южных странах наблюдается зима.

Говоря о смене сезонов, важно учесть движение Земли вокруг своей оси. Ее отклонение позволяет временам года сменять друг друга. Если бы такого отклонения не было, то в одной части планеты была бы вечная зима, в другой — осень и т.д.

Почему же тогда, например, на Экваторе всегда жаркая погода? Это возможно из-за того, что лучи Солнца падают отвесно в изобилии, но они не рассеиваются в атмосфере.

Также дважды в год есть такие дни, когда лучи одинаково падают на всю поверхность нашей планеты. Это — дни равноденствия (осеннего и весеннего).

Время движения луча Солнца до Земли

Зарождение и жизнедеятельность всего живого на Земле, в том числе происходит благодаря солнечному лучу. Чтобы определить время движения такого луча до поверхности Земли, сперва нужно разобраться, откуда он берется.

Благодаря термоядерному синтезу, что происходит внутри Светила, высвобождается большое количество энергии — фотонов. Они поглощаются молекулами газа.

Фотон «проходит» длительный путь, чтобы вырваться на поверхность Солнца. Для этого ему нужно 200 тысяч лет.

Сперва свет должен добраться до поверхности Солнца, на что уходит сотни тысяч лет. Потом — луч может «отправляться» в путь к Земле. Занимает это всего 8 минут, что просто ничтожно в сравнении с тем, как луч выходит на поверхность.

Значение Солнца для жизни на Земле

Огромное значение Солнца для жизни на Земле трудно оценить полноценно. Человечество каждый день пользуется этими благами, живет среди природных, биологических условий, которые возможны исключительно благодаря солнечной энергии.

Важность Светила можно условно подразделить на несколько подпунктов:

  1. Благодаря воздействию солнечной энергии на газообразную атмосферу Земли человечество может наблюдать и ощущать разные природные явления: ветер, туман, дождь. В том числе и не очень благоприятные: ураганы, смерчи и т.д.
  2. Без Солнца не будут «жить» растения, а без растений невозможно переработка углекислого газа в кислород.
  3. Без растений и оптимальных климатических условий погибнут животные. Человеку также не выжить без Солнца. Он попросту замерзнет, как и все живое на нашей планете.

Какая будет Земля без Солнца? Холодной, темной, неживой. Именно поэтому ученые пытаются найти альтернативный источник энергии, чтобы в случае затухания Светила можно было заменить его на какой — то другой вариант. Пока эти попытки тщетны.

Влияние Солнца на Землю

Колоссальное влияние Солнца на Землю проявляется в следующем:

  1. Создаются приливы. Не только Луна способна влиять на эти процессы, но и Солнце.
  2. Земля получает ежедневно энергию для полноценной «жизни».
  3. Формируется погода: солнечная энергия создает воздушные массы, в результате нагрева поверхности, создается пар, а после — облака и дожди и т.д.
  4. Благодаря Солнцу человек знает, что такое день и ночь, времена года.

Самое главное — Светило дает всю нужную нашей планете энергию. Это аккумулятор, обогреватель и «друг» всего живого на Земле. Была бы наша планета без Солнца такой, какой мы ее знаем? Нет!

Большая часть солнечной энергии, которая отправляется на Землю, отражается и снова уходит в космос. Но ее часть удерживается в нашей атмосфере, которая работает по принципу одеяла. Этого достаточно, чтобы все живое выжило.

Притяжение Солнцем Земли

Притяжение Солнцем Земли имеет огромное значение для всего человечества. Без этого явления наша планета бы не смогла двигаться по своей орбите, а давно бы упала на солнечное светило. Возможен и другой вариант — Земля, словно камушек, запущенный рогаткой, полетела бы восвояси.

Из-за того, что Солнце во множество раз крупнее Земли, между этими планетами (как и между другими в нашей Солнечной системе) происходит тесный контакт. Солнце держит на расстоянии планеты, сохраняет баланс.

Светило таким образом влияет не только на планеты, но и на спутник, кометы и другие объекты, заставляя их двигаться вокруг себя. Без этого воцарился бы настоящий хаос.

Ученые уверены в том, что гравитация искривляет пространство и придает ему форму. Тому наглядный пример — шарики. Маленькие шары катятся к большому. По такому же принципу притягиваются друг к другу и планеты.

Рисунок «Солнце, Земля»

Астрономическая тематика часто встречается в художественном искусстве. Нередко на рисунке можно встретить Землю и Солнце, как два верных товарища.

Такой вида завораживает, вызывает интерес и восхищение. Несколько примеров таких рисунков:

Сложно описать значение Солнца для человечества. Земля не была бы так прекрасна без его влияния, на ней не зародилась бы жизнь. Каждому человеку следует осознать значимость этой связи, незримой нити, которая соединяет огромное Солнце и такую хрупкую Землю.

Солнце - источник жизни на Земле.

Если спросить любого человека, какое из небесных светил имеет наибольшее значение для нас на Земле, то, наверно, услышим, что Солнце. Не будь Солнца, не было бы на Земле зеленых лугов, тенистых лесов и рек, цветущих садов, хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения.

Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Но первобытным людям Солнце представлялось каким-то сверхъестественным существом. Оно обожествлялось почти всеми народами древности.

Наши предки славяне поклонялись богу солнечных лучей - Яриле. У древних римлян был бог Солнца - Аполлон. Цари и князья, чтобы возвеличить свою власть, старались внушить людям представление о своем происхождении от бога Солнца. Например, в знаменитом поэтическом произведении Древней Руси - «Слове о полку Игореве» русские князья назывались «внучатами могучего Даждь-бога», т. е. бога Солнца.

Различные религиозные верования и обряды, связанные с этими древними представлениями о Солнце, сохранились и до наших дней, например в праздновании пасхи, которое всегда связано с наступлением весны и обновлением всей природы от живительных солнечных лучей.

Всякое движение на Земле происходит главным образом за счет энергии, которая поступает к нам в солнечных лучах. Солнце - источник жизни на Земле.

Великий русский ученый К. А. Тимирязев в своей замечательной книге «Жизнь растения» писал: «Когда-то где-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Пища служит источником силы в нашем организме потому только, что она - не что иное, как консерв солнечных лучей…»

ЧТО ГОВОРИТ НАУКА О СОЛНЦЕ

Что же говорит нам наука о Солнце? Как далеко Солнце от нас и как оно велико?

Расстояние от Земли до Солнца составляет почти 150 млн. км. Легко написать это число, но представить себе такое большое расстояние трудно. Быстрее всего в природе распространяется свет. Он идет со скоростью 300 тыс. км/сек. В течение одной секунды свет может почти восемь раз обойти вокруг Земли. При такой громадной скорости свету все же требуется больше 8 минут, чтобы дойти к нам от Солнца.

На небе мы наблюдаем Солнце в виде диска сравнительно небольшого размера. Зная же расстояние от нас до Солнца и угол, под которым виден диск Солнца, можно вычислить действительный его диаметр. Солнечный диаметр оказывается в 109 раз больше диаметра земного шара.

Чтобы составить шар, равный по объему Солнцу, нужно взять 1 301 000 таких шаров, как паша Земля. Представьте себе большой арбуз и зернышко пшена - это и даст вам понятие о сравнительных размерах Солнца и нашей планеты.

Изучая движение планет под действием притяжения Солнца, астрономы определили массу Солнца. Она оказалась почти в 333 400 раз больше массы Земли. Сопоставьте это число с числом 1 301 000, которое представляет объем Солнца сравнительно с объемом земного шара. Это показывает, что Солнце состоит из вещества, почти в 4 раза менее плотного, чем Земля. Средняя плотность Земли по отношению к воде 5,5, а Солнца - 1,4, и тем не менее масса Солнца чрезвычайно велика. Если даже взять все планеты вместе с их спутниками, то окажется, что общая их масса почти в 750 раз меньше массы одного Солнца.

От Солнца мы получаем очень много тепла и света. А зная, на каком громадном расстоянии оно находится от нас, можно заключить, каким же горячим оно должно быть. В самом деле, чем выше температура тела, чем оно сильнее накалено (например, кусок железа в горне), тем оно ярче. Солнце ярче электрической дуги, которую впервые открыл и описал русский физик В. В. Петров. А ведь температура электрической дуги доходит до 3500°, и все вещества при такой температуре не только плавятся, но и обращаются в пар (газ). Температура Солнца еще выше. При помощи особых приборов ученым удалось определить, что температура на поверхности Солнца достигает 6000°.

Вследствие такой высокой температуры Солнце не может быть ни в твердом, ни в жидком состоянии.

Солнце - это колоссальный шар, состоящий из раскаленных газов, в центре которого температура достигает 20 млн. градусов.