Презентация родной язык душа народа. Родной язык – душа народа. Отдел редактирования текста















1 из 13

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

"Для пользы и удовольствия"

№ слайда 3

Описание слайда:

Отдел международной информации. Кот в перчатках не поймает мышки.В Риме делай то, что римляне делают.В королевстве слепых и одноглазый король.Невинный тот, кто умер.Орлы не ловят мух.Не учи рыбу плавать.Гнилое яблоко испортит всю корзину.Почеши мою спину, а я почешу твою.Похвала не пудинг.Трава всегда зеленей на другой стороне забора.Жизнь – это не только пиво да кегли.Когда много поваров, плох и бульон.Лучшее – враг хорошего.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Отдел справочной службы. Наполеоновская армия насчитывала около 130 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях.В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 - сенокосной, 735 - леса, 528 – воды.В 1917 году русская земля нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями.Наиболее развитая трамвайная сеть в мире – петербургская, в ней по 64 маршрутам ходят 2402 вагона.Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные.Более чем в 350 залах Эрмитажа хранится почти 3 миллиона произведений искусства.Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Отдел редактирования текста. - Не знаю, смог бы или нет решительный герой взмахнуть неугомонным топором в третий раз, но совершенно ясно то, что он делал свое кровавое дело, не совсем понимая свои действия. - Мужик только бородой повел. - Бирюк взял в одну руку мужика, а в другую - кобылу. - Смоленская земля богата поэтами, писателями, Художниками и их произведениями. - За один день Геракл очистил все конюшни от навоза царя Авгия. - В небе летали птицы и пели во всё горло. - Он от радости расцеловал меня до ушей. - Крепостные крестьяне, уставшие от произвола своих помещиков, объявлялись вне закона. - Она пытается утопить Печорина, человека, который помог им в деле, чтобы не платить ему за труд. - Все свои лучшие качества он похоронил на дне души своей, и они там и умерли. - У Чацкого нет надежды на жизнь в обществе бюрократов и чиновников-услужников. Нет надежды на его жизнь и у Грибоедова.

№ слайда 8

Описание слайда:

Руководитель призвал подчиненных соблюдать исполнительскую дисциплину. Некоторые наши фильмы получают признательность за рубежом. Места для купания должны быть оборудованы спасительными средствами. Он одел комбинезон и отправился в цех. Существо данной книги - в ее народности. Славу актеру Караченцеву принесла заглавная роль в спектакле «Юнона и Авось». Этот человек известен как мастер удачливых шуток. На предложение о сотрудничестве был получен дипломатический отказ. Рыбье хозяйство «Пруды» наладило поставку свежей рыбы в ближайшие столовые. Петров по своему характеру чрезвычайно скрытый человек. В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией.

№ слайда 9

Описание слайда:

1. На наш ансамбль обрушилась оглушительная слава, так что нас опознавали везде, где мы появлялись. 2. Последнее время наблюдается бурный рост нашей науки, особенно в районе кибернетики. 3. Выгул скота в парке строго запрещен по санитарным нормам. 4. Вход на родительское общешкольное собрание только бездетным родителям. 5. В пожилом доме наконец-то начали ремонт отопления. 6. Наши отстающие добились того, что их количество резко возросло в третьей четверти.7. Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в повести параллельно, взаимно пересекаясь.8. Скоропостижный отъезд родственников вызвал в нас чувство удовлетворения.9. Диалекты встречаются и в речи героев, и в речи самого автора.

№ слайда 10

Описание слайда:

Отдел обработки информации. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения. Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах. В новых кварталах города появились (высокие, высотные) дома. В квартире требуется (провести, произвести) ремонт. Художник писал (масляными, маслеными) красками. Утром в отделе предлагался (сытый, сытный) завтрак. (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением. В жаркий день приятно ходить по (теневым, тенистым) дорожкам. В его жизни это событие было самым (памятливым, памятным).

№ слайда 11

Описание слайда:

Каждый город имеет свое неповторимое лицо открывающееся не сразу постепенно завораживающее путешественника желающего понять знакомясь с городом его внутренний сокровенный дух приезжая во Владимир восхищаешься древними соборами дошедшими до нас с 12 века и представляющими сейчас как бы визитную карточку города его главную изюминку изюминкой Твери множество раз горевшей и не сохранившей поэтому старинных церквей является гражданская застройка 18! века и уникальная планировка улиц которую Екатерина Вторая желая превратить город в уголок Петербурга приказала тщательно разработать градостроительной комиссии говоря о Ростове все время вспоминаешь огромный кремль гордо возвышающийся своими башнями над маленьким городком робко жмущимся к его стенам колоссальную звонницу знаменитые ростовские колокольные звоны и уникальную финифть прославившуюся во всем мире зачастую церкви 17века это пятиглавые храмы построенные из красного и белого кирпича богато украшенные характерными резными наличниками кокошниками похожими на народные головные уборы изразцами придающими зданию дополнительную пышность 17 век будучи переходным временем от старой патриархальной Руси к новой России стал веком небывалого расцвета архитектуры и изобразительного искусства веком поиска нового стиля соответствующего духу эпохи в конце 17 века русское зодчество все настойчивей включаясь в общеевропейское русло создает свой особый стиль вошедший в историю под названием нарышкинское барокко

«Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а если хочешь блеснуть, тогда другое дело…»

Л. Толстой

21 февраля во всех странах отмечают Международный день родного языка. Праздник был учрежден Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1999 году в целях содействия признанию и использованию родных языков во всем мире. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития материального и духовного наследия народов. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. Проблема родных языков есть и в Дагестане — в самой многонациональной республике России.

О состоянии родных языков в современном Дагестане мы беседуем с доктором филологических наук, профессором ДГПУ Айшат Заирхановной Абдуллаевой.

— Айшат Заирхановна, Дмитрий Сергеевич Лихачев как-то сказал: «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет». Не могли бы вы прокомментировать эти слова? Почему именно язык, а не, к примеру, территория, не людские и материальные ресурсы и даже не достижения искусства?

— Я полностью согласна с этим утверждением. Да, именно родной язык – самая большая ценность народа, потому что именно он является неповторимым выражением человеческого творчества, именно с него все начинается. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления язык описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Молочным языком называют аварцы родной язык, языком матери — кумыки, даргинцы, лакцы… Родные языки накладывают уникальный отпечаток на каждого человека, наделяя его особым видением вещей — оно никогда не исчезнет, несмотря на то, что впоследствии человек овладеет другими языками. В самой Конституции нашей республики указано, что языки народов Дагестана являются национальным достоянием, важнейшим элементом культуры, национального и гражданского самосознания дагестанцев.

— Опишите, пожалуйста, языковую ситуацию, которая сложилась в Дагестане в наши дни.

— Ситуация, сложившаяся сейчас в Дагестане с родными языками, конечно, не радует. Людей, которые говорят на родном языке, становится все меньше и меньше, а тех, кто знает его в совершенстве – то есть умеет читать, писать и мыслить на нем, меньше в разы. Около 70% молодежи вообще не знает родного языка. Основная проблема заключается в том, что многие не хотят понять элементарную истину: в немалой мере родные языки удерживают дагестанцев в рамках их собственных моральных ориентиров и жизненных ценностей, таких как почитание родителей и родственников, уважение к старшим, патриотизм и так далее. Не будет языков, уйдут в прошлое и эти черты характера. Мы, ученые и преподаватели, занимающиеся проблемами сохранения и развития родных языков, обеспокоены этим. Но этот вопрос должен волновать всех дагестанцев!

— Какие тенденции в развитии родных языков и речи кажутся вам наиболее тревожными, а какие наиболее обнадеживающими?

— Мне особенно больно видеть и слышать, как молодые мамы разговаривают со своими детьми на ломаном русском языке с добавлением слов из родного языка, а бедные детки не могут их понять. Я считаю, что мать должна быть всегда примером для своих детей. Ребенок должен с первых дней жизни слышать правильную речь на родном и русском языках, впитывать эту речь с молоком матери. Обнадеживает меня тот факт, что сейчас во всех средних школах республики в обязательном порядке ведется изучение родных языков. Я на личном опыте знаю, что без знания родных языков тяжело жить. Родной язык помогает в изучении русского языка, и наоборот. По этому поводу хорошо сказал выдающийся ученый — гуманист и педагог дореволюционной России И. Я. Яковлев: «Русский язык не вместо родного, а вместе с родным». Я считаю правильным обучение детей двум языкам с ранних лет одновременно. И начинать это делать надо в семье! Не секрет, что во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке. Зачастую они даже не желают, чтобы детей обучали в школе родному языку, объясняя это их перегруженностью. Такое «воспитание» — фактически отчуждение молодого поколения от духовных корней — нередко ведет к пренебрежительному отношению к дагестанской культуре, традициям, славному прошлому народа. А при отсутствии заинтересованности ребенка и поддержки со стороны семьи даже под руководством талантливого учителя и при наличии хорошего учебника трудно достичь хорошего результата в изучении родного языка.

— Каковы перспективы у дагестанских языков?

— Я думаю, что перспективы у дагестанских языков есть. Надо и далее развивать науку о родных языках и литературе. Несмотря на то, что в дагестанском языкознании достигнуты определенные успехи — за сравнительно небольшой период (с 30-х годов ХХ века) монографически описаны все дагестанские языки, на письменных языках создана школьная и вузовская учебная литература, — до сих пор есть еще много проблем, которые требуют глубокого исследования и изучения.

— Каким вы видите решение проблемы родных языков в Дагестане?

— Решить данную проблему можно только сообща. Это задача и чиновников, и ученых, и педагогов, и всех дагестанцев. Необходимо создать приемлемые условия для приобщения подрастающего поколения к родным языкам и тем самым ослабить процесс языковой ассимиляции.

— Что бы вы хотели пожелать читателям журнала «Проджи» и всем дагестанцам?

— В преддверии Международного дня родных языков пожелать я могу только одного – постоянного стремления к познанию нового, в первую очередь, к изучению своего родного языка и культуры. Задача каждого дагестанца – наряду с русским свободно владеть своим родным языком, знать традиции, культуру дагестанских народов. В заключении я бы хотела напомнить дагестанцам фразу Донала О’Ригана: «Если ваш родной язык обречен на умирание, то не потому, что это неизбежно, а потому, что у вас не хватает мудрости и решительности, чтобы сохранить его!» Так давайте будем мудрыми и решительными и сохраним свой язык, свою культуру, свои традиции для будущих поколений! Ведь родной язык – это наше великое духовное наследство, а разве можно прожить без души?

ФЕСТИВАЛЬ ЯЗЫКОВ «Язык – живая душа народа»

Цель: показать многообразие языков и культур разных наций и их единство в семье народа Казахстана, воспитание казахстанского патриотизма

Задачи: расширить кругозор учащихся, способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к культурному наследию других народов.

Форма проведения: фестиваль (с элементами устного журнала)

Наглядность: презентация «Язык – живая душа народа!», презентации уч-ся

Предварительная работа: создание национальных команд (учащиеся 5-11 классов), подготовка презентаций о своем родном языке, номеров художественной самодеятельности

Ход мероприятия:

1-й ведущий: (слайд №1) Сәлеметсіздер ме, осы мектеп тұрғындары!

2-й ведущий: Здравствуйте жители нашей школы! Жители необъятного Казахстана!

3-й ведущий: HELLO, INHABITANTS THIS SCHOOL AND THIS FRIENDS

1-й ведущий: (слайд №2) Фестиваль языков народов Казахстана шагает по нашей многонациональной республике!

2-й ведущий: Фестиваль, который символизирует единство и согласие между народами.

3-й ведущий: (слайд №3) Указом Президента Республики Казахстан 22 сентября объявлен Днем языков народов Казахстана.

СТИХИ 5 КЛАССОВ (1 часть)

1-й ведущий: Сегодня мы предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие, перелистав страницы устного журнала «Язык – живая душа народа»

3-й ведущий: (слайд №4) По библейскому воззрению, сначала все люди говорили на одном и том же языке. После Всемирного потопа люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, он смешал их языки, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков.

Приветствие на разных языках.

2-й ведущий: (слайд №5) Республика Казахстан - многонациональное государство. Государственным языком нашей страны является казахский язык .

ПРЕЗЕНТАЦИЯ и стихотворение (слайд-видео №6-8)

1-й ведущий: (слайд №9) В основном законе государства - Конституции РК - записано, что русский язык является языком межнационального общения. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Из истории русской письменности» (слайд №10-22) и песня «Калинка»

3-й ведущий: (слайд №23) Президент нашего государства Нурсултан Назарбаев выступает за знание нескольких языков. И сегодня мы, нынешнее поколение, изучаем в школе, наряду с казахским и русским языками, еще и английский.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (слайд №24-39) и стихотворение

2-й ведущий: (слайд №40) Итак, ребята, каждый язык-это целый мир. Язык-это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.

1-й ведущий: Қазақстан Республикасында 130 дан астам ұлттар өмір сүреді. Әр халықтың тілі қайнар судың тұнбасындай мөлдір, сазды дыбыстарға бай, ұлттың тілі, әні, үні болып шалқар дариядай шалқуда.

2-й ведущий: Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. В нашей стране создана уникальная организация - Ассамблея народов Казахстана.

3-й ведущий: В нашей республике работает 26 национальных культурных центров. Выходят газеты и журналы на 11 национальных языках, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, турецком и других языках.

ПРЕЗЕНТАЦИИ О СВОЕМ ЯЗЫКЕ НАМ ПОКАЖУТ УЧЕНИКИ НАШЕЙ ШКОЛЫ

азербайджанский язык (слайд №41-45),

китайский язык (слайд №46-72),

талышский язык (видео),

татарский язык (слайд №73-81),

уйгурский язык (слайд № 82-88)

Ведущий 2: (слайд № 89) Итак, мы сегодня убедились: язык - это оружие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия её никто не придумал.

СТИХИ 5 КЛАССОВ (2 часть)

Слова прощания на разных языках.

Ведущий 3: (слайд № 90) Вот и подошёл к концу наш праздник, посвященный Дню языков! Желаем всем вам всего доброго и прекрасного!

Ведущий 1: Елімізде халықтар достығы жасасын!

Бәріміз достық әнің бірге шырқайық!



С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля - Международный день родного языка. Этот праздник является напоминанием о необходимости содействия развитию многонациональной языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию








Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, … язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура








Разве наш язык по богатству можно сравнить с любым иностранным? Там всё – вундербар, или «о-кэй!» – «А наша русская зима?» - «о-кэй!» – «А наши девушки?» Всё равно «о-кэй!». Нет, брат, ни одному иностранцу никогда не выучиться настоящему русскому языку! Это всё запоминается с детства. У них о-кэй, вундербар, а у нас это двадцать слов с различными оттенками найдётся: чудесно, обворожительно, прекрасно, великолепно, сказочно, бесподобно, восхитительно, изумительно, и Бог знает ещё сколько! С. Есенин


Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку… В. И. Даль


Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим и от плена спасём. Навеки! А. А. Ахматова


В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо Отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы, - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой Родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. К.Ушинский


Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье. В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше. Березовая роща, свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше. Костёр бродяг за лесом, на горе. Про Соловья-разбойника былины. «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре. В саду осеннем красный грозд рябины К. Бальмонт




Родная речь Как я люблю копаться в словарях! Орфографический, толковый – назовите Любой из них и, вправду говоря, С отвагою пичуги-снегиря Нырну, как в снег, в священную обитель, Где испокон напластанных веков Рождается, живёт и нерестится Сумевший к ней однажды причаститься! С. Арзуматов


Приглашаем 21 февраля в Областную научную библиотеку (ул. Советская, 6) , конференц-зал: Филологические встречи в День родного языка: «Языки народов Сибири. Изучение и современное состояние» Лектор – Наталья Николаевна Широбокова, доктор филологических наук, профессор НГУ; "Эвенки: от Оби до Сахалина", выступление Лиморенко Ю. В., к. филол.наук, Институт филологии СО РАН; "Шорцы. Язык и культура", выступление Уртегешева Н. С., к. филол.наук, Институт филологии СО РАН; - 17:00, театральный зал: Выступление Народного коллектива, ансамбля сибирской песни Областного центра русского фольклора и этнографии, конференц-зал: Лекция «Новые явления в русском языке XIV века» Лектор – Леонид Григорьевич Панин, доктор филологических наук, профессор, декан ГФ НГУ Вход свободный. В рамках проекта «Уроки русского» фонда «Родное слово» при поддержке НГОНБ



Подготовил: ученик 11 класса КГУ «Кировская средняя школа», Нуринского района, Карагандинской области Сагинтаев Сагингазы

Руководитель: Арнгольд А.В.


Самая большая ценность народа - язык, на котором он говорит и думает. Вся сознательная жизнь, вся история народа проходит через язык.

Прислушаешься к человеку, к тому, как он говорит, - многое поймёшь об этом человеке. Д.С. Лихачёв писал: «Язык человека - это его мировоззрение и его поведение».

Академик РАМН Лихачёв Д.С.


Тема исследования актуальна , потому что в последнее время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство не только у одних специалистов в области языка. Проблемы языка давно уже вышли за рамки филологии и встали в ряд с другими общедуховными проблемами общества, речь становится не только средством коммуникации, но и мощным энергетическим зарядом, оказывающим скрытое воздействие на психику человека и весь окружающий мир.





  • проанализировать имеющиеся источники по проблеме сохранения чистоты, лексического богатства русского языка, выявить значимость понятия «русский литературный язык», «норма языка» для развития культуры речи носителей языка, провести пропаганду соблюдения речевых норм.
  • проанализировать имеющиеся источники по проблеме сохранения чистоты, лексического богатства русского языка,
  • выявить значимость понятия «русский литературный язык», «норма языка» для развития культуры речи носителей языка,
  • провести пропаганду соблюдения речевых норм.






Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).



Многие заимствования совершенно обрусели и не имеют эквивалентов, являясь единственными наименованиями соответствующих реалий (вспомним пушкинское: Но панталоны, фрак, жилет - всех этих слов на русском нет ...).


В разные периоды развития русского литературного языка оценка проникновения в него иноязычных элементов была неоднозначной. Кроме того, с активизацией процесса лексических заимствований обычно усиливается и противодействие ему. Так, Петр I требовал от своих современников писать "как можно вразумительнее", не злоупотребляя нерусскими словами.

Пётр I


М. В. Ломоносов в своей "теории трех штилей", выделяя в составе русской лексики слова различных групп, не оставил места для заимствований из неславянских языков. А создавая русскую научную терминологию, Ломоносов последовательно стремился находить в языке эквиваленты для замены иноязычных терминов, подчас искусственно перенося подобные образования в язык науки.

М.В. Ломоносов


Против засорения русского языка модными в то время французскими словечками выступали и А. П. Сумароков, и Н. И. Новиков.

А.П. Сумароков

Н.И. Новиков


Однако в XIX в. акценты сместились. Представители карамзинской школы, молодые поэты во главе с Пушкиным вынуждены были бороться уже за использование лексических заимствований на русской почве, поскольку они отражали передовые идеи французского просветительства. Не случайно царская цензура вытравляла из языка такие заимствованные слова, как революция, прогресс.

Н.М. Карамзин

А.С. Пушкин



В наше время вопрос о целесообразности использования заимствований связывается с закреплением лексических средств за определенными функциональными стилями речи.

Наблюдается настоящий наплыв англицизмов и часто неправильное их употребление.



Языковые нормы – явление историческое . Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее.


Языковая норма - это совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху. Она едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке; она консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. Но в то же время она не статична, а изменчива во времени.

Не все члены общества восприняли эти реформы положительно. Многие люди высказались за сохранение традиционных языковых норм, являющихся частью национальной культуры.