Влияние нтп на развитие общества. Человек и научно-технический прогресс Влияние научного технического прогресса на человека


А. В. СЕДЛЕЦКИЙ

ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: научно-технический прогресс, ускорение научно-технического прогресса, постиндустриальное общество, структурные характеристики общества, техносфера, информационные технологии, антропогенез, технологизация жизни, киборгизация, клонирование, биотехнологии, постчеловеческий мир

Key words: scientific and technical progress, scientific and technical process acceleration, post-industrial society, society structural characteristics, technosphere, information technologies, anthropogenesis, life technification, cyborgisation, cloning, bio-technologies, post-human world

История развития человечества связана с непрерывным процессом удовлетворения людьми своих потребностей и интересов, предполагающих создание и совершенствование орудий труда. Переход к техногенному развитию произошел благодаря промышленной революции конца XVIII в. и научно-технической революции середины XX в. В. И. Глазко

ПОЛУТИН Сергей Викторович, заведующий кафедрой социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор социологических наук, профессор.

СЕДЛЕЦКИЙ Александр Викторович, доцент кафедры теории и практики управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал), кандидат социологических наук.

С. В. ПОЛУТИН

и В. Ф. Чешко отмечают, что «постиндустриальная наука XXI в. - величайшее достижение человеческого интеллекта, способное и привести человечество к новым блистающим вершинам, и погубить его. Но как повернется ход событий, зависит от человека, общества, а не от науки»1. Научно-технический прогресс привел к тому, что наука и производство стали развиваться согласованно. Технические устройства помогают человеку проводить научные исследования за пределами органов чувств человека. Наука не только изменила сферу производства, но и оказала влияние на другие сферы человеческой деятельности2.

Ф. Фукуяма полагает, что развитие науки и технологии оказывает влияние на структурные характеристики обще-ства3. Например, Интернет способствовал появлению в обществе новых социальных групп со своей субкультурой. Информационно-технические системы становятся обязательной частью социальной действительности. Интернет изменил не только пространственно-временные характеристики жизни человека, но и само человеческое бытие. Э. Тоффлер следующим образом сформулировал проблемы общества, которые должны быть решены с помощью научно-технического прогресса: «Сможем ли мы создать человека с желудком, как у коровы, переваривающим траву и сено, вследствие чего облегчится решение продовольственной проблемы, поскольку человек перейдет на потребление более низких звеньев пищевой цепи? Сможем ли мы биологически изменить рабочих так, чтобы их данные соответствовали требованиям работы, например, создать пилотов с многократно ускоренной реакцией или рабочих на конвейере, нервная система которых будет приспособлена для выполнения монотонного труда? Попытаемся ли мы уничтожить „низшие" народы и создать „суперрасу"? Будем ли мы клонировать солдат, чтобы они сражались вместо нас? Будем ли мы использовать генетическое прогнозирование для предупреждения рождения нежизнеспособного младенца? Будем ли мы выращивать для себя запасные органы? Будет ли каждый из нас иметь, так сказать, „банк спасения", полный запасных почек, печени и легких?»4.

Создав мощнейшую технику, человек изменил ритм и течение своей жизни5. Прогресс инновационной деятельности привел к появлению техносферы, которая нужна

обществу для создания комфортных условий существования в окружающей среде. Человек влияет на саморазвитие и саморегуляцию техносферы6. Техносфера, с одной стороны, защищает человека от неблагоприятных условий внешней среды, с другой - способствует усилению экологического кризиса. Некоторые исследователи считают, что природный мир в будущем станет искусственным. Человеку необходимо сохранить себя в новой для него внеприродной среде7.

Общество становится все более зависимым от техники и технологий. Техника приспосабливается к социуму, а не к природе. Внедрение прогрессивной технологии требует коренных изменений квалификации и личности работника. Специализация увеличивает количество различных профессий. В то же время технологические нововведения уменьшают «время жизни» любой профессии.

Технический прогресс делает многие вещи более доступными для человека и одновременно снижает их ценность. По мнению Э. Тоффлера, «отношения человека с вещами приобретают все более временный характер. В столь разном подходе выражается главное различие между прошлым и будущим, между обществом, базирующимся на постоянстве, и новым, быстро формирующимся социумом, основанным на недолговечности»8.

Технические устройства облегчают труд работника, но созданная компьютерами виртуальная реальность изменяет коммуникацию между людьми, заменяет естественное общение искусственным. Долговременные связи уступают место кратковременным. Новое информационное пространство, образованное Интернетом, привело к появлению киберкультуры и изменило сферу общения социума. Человек постепенно утрачивает свою индивидуальность, теряет контроль над собой. М. М. Кузнецов считает, что человек перестает отличать реальный мир от конструируемого компьютерными программами, а жесткий прессинг СМИ приводит к атрофированию мироощущения человека и его способности к самостоятельному использованию собственного разума9.

Современные научные разработки используют информационные технологии. С появлением искусственного интеллекта когнитивные функции человека перекладываются на компьютеры, что постепенно замещает живой творческий разум компьютерным. Рациональные машинные решения

стали существенно отличаться от гуманных, интуитивных и эмоциональных решений человека. А. И. Ракитов полагает, что на антропогенез влияет технологизация жизни, и приходит к выводу о наступлении эры киборгизации. Новые технологии, особенно технологии искусственного интеллекта, способствуют кардинальному усилению интеллектуальных и физических возможностей общества. Киборгизация, т. е. использование искусственных органов, набирает обороты. Уже в ближайшем будущем она грозит стать одной из важнейших технологий продления жизни10.

Проводятся исследования, направленные на разработку саморегулирующихся систем искусственного интеллекта. Его развитие в итоге может привести к тому, что контролировать принятие решений будут компьютеры, а не человек. Появляются предпосылки для создания все более совершенной компьютерной «нервной системы» и центрального «мозга», управляющего машинами.

Согласно закону Мура, такие параметры, как плотность элементов и быстродействие микропроцессоров, каждые 18 месяцев удваиваются. Программное обеспечение, которое будет полностью имитировать человеческое мышление, скорее всего, появится в следующем десятилетии. В. Прайд считает, что далее последует полнофункциональное слияние человеческого и машинного интеллекта11.

Общество проявляет гуманизм, сохраняя здоровье и продлевая жизнь людей с помощью медицины. Однако это нарушает процесс естественного отбора. Примерно с конца XIX в. обозначилась и уже сейчас имеет устойчивый характер тенденция к увеличению ожидаемой при рождении продолжительности жизни. Особенно ярко она проявилась в развитых странах Европы, США, Японии и Китае. Так, по данным ООН, в среднем по Европе с 1950 по 2005 г. продолжительность жизни увеличилась более чем на 8 лет: с 65,6 до 73,7 лет.

Происходит не только увеличение доли пожилого населения в возрастной структуре общества, но и процесс «омоложения населения». Население развитых стран благодаря развитию медицины дольше сохраняет здоровье и молодой внешний вид, что накладывает отпечаток на множество процессов психологического, культурного, социального характера. Не стоит забывать, что настоящая цель ученых,

занимающихся вопросами преодоления старения, - не просто увеличение продолжительности жизни, а продление срока здоровой жизни и молодости. Придет время, когда общество из-за неблагоприятной экологической среды существенно изменится, и жизнь социума будет искусственно поддерживаться медицинскими приборами и лекарствами12. Многие наследственные болезни вызваны мутациями генов. В связи с этим медицина стала использовать технологии, направленные на улучшение человеческого генофонда и способные повлиять на демографические процессы, здоровье населения, его умственные и другие способности и, как следствие, на любые процессы функционирования цивилизации.

Клонирование также открывает новые возможности для «тиражирования» наиболее удачных с генетической точки зрения индивидуумов. Несмотря на то, что клонирование человека и приматов невозможно при существующей технологии, разработанной для других млекопитающих, но рано или поздно она все-таки появится. Сочетание этого метода с генной инженерией в ближайшем будущем позволит создавать людей с определенными качествами. Планомерная работа по улучшению вида позволит поддерживать оптимальную численность новой популяции.

Но здесь не только технические трудности, но и идеологические, культурные и религиозные установки. Л. Петруччи, впервые начавший выращивать эмбрион в лабораторных капсулах, прекратил свои эксперименты под давлением Ватикана. Сегодня Ватикан вновь призывает к прекращению исследований в области клонирования человека, а американское федеральное правительство замораживает ассигнования на эти исследования13.

Способности человеческого организма развиваются и улучшаются за счет достижений в медицине и биотехнологиях. Биоинновационное направление научных исследований в дальнейшем приведет к генной модификации человека. От генетически модифицированных бактерий, растений и животных можно перейти к искусственно созданным биологическим системам и сложным искусственным организмам14.

При изучении генома человека появляются предпосылки для возможного лечения многих болезней. Негативным последствием таких исследований является потеря контроля над отрицательными результатами вмешательства в измене-

ние человека на генном уровне. Наиболее серьезная угроза, создаваемая современной биотехнологией, - это возможность изменения природы человека (переход к «постчеловеческой» фазе истории).

Могут существовать продукты биотехнологии, столь же очевидные по опасностям, которые они представляют для человечества, например, новые вирусы или генетически модифицированные продукты питания. С ними, как с ядерным оружием или нанотехнологией, разобраться легче всего, потому что в дальнейшем их можно расценивать как прямую угрозу. Во многих случаях биотехнологии предполагают побочные эффекты: продление жизни, но со снижением умственных способностей; медикаментозная терапия, стирающая грань между тем, чего мы добиваемся сами, и тем, чего достигаем с помощью воздействующих на мозг химикатов15.

Ф. Фукуяма указывает на то, что биотехнологии в будущем способны трансформировать жизнь общества на основе трех сценариев. Первый связан с использованием новых лекарственных препаратов, способных изменить темперамент людей. Он считает, что можно улучшить эмоции, ощущения и чувства людей. Второй основан на успехах в исследовании стволовых клеток, позволяющих регенерировать любую ткань тела и значительно увеличить продолжительность жизни человека. В третьем сценарии богатые люди определенным образом проверяют эмбрионы до имплантации и в соответствии с этим заводят себе оптимальных детей16. Одно из последствий развития биотехнологий - модификация социальной структуры по признаку интеллектуального развития. Таким образом, на основе доступа к изменению генетических свойств личности возможно формирование как «высшего», так и «низшего» класса17.

Целенаправленное выделение конкретных качеств людей, по мнению Ф. Фукуямы, может изменить сущность человека. Он полагает, что одной из основных движущих сил исторического процесса было и остается развитие науки и технологий. Оно определяет горизонты производительных возможностей экономики и структурные характеристики общества. Например, развитие сельского хозяйства привело к возникновению огромных иерархических обществ, в которых существенно проще стало ввести рабство, чем в эпоху охоты

и собирательства. Э. Уитни изобрел хлопкоочистительную машину, и в начале XIX в. хлопок стал главной товарной культурой американского Юга, что привело к «реанимации» там института рабства.

Развитие современной науки оказало воздействие на все общества, где оно происходило. Техника обеспечивает военное преимущество стране. Биотехнологии и более глубокое понимание наукой человеческого мозга будут иметь существенные социальные последствия: они заново открывают возможности социальной инженерии, от которой отказались общества, обладавшие технологиями ХХ в.18

Современная социология разработала несколько методов анализа структуры ментальностей, к числу которых относится контент-анализ - исследование частоты встречаемости устойчивых лексических конструкций. В. И. Глазко и В. Ф. Чешко применили его к Интернету. Первая часть исследования касалась англоязычных источников Сети. Наибольшее внимание общественности привлекают новые технологии и социальные проблемы развития генетики.

Среди социальных проблем генетики выделяются взаимоотношения генетики и генных технологий с религиозными и этическими учениями. Наибольший резонанс получили вопросы соблюдения прав человека и возможной дискриминации, связанной с получением информации о генетической конституции индивидуума. Влияние генетических теорий и созданных на их основе технологий вызывает больше тревоги, чем положительных эмоций в плане потенциальной выгоды19. Вероятно, этот факт отражает общее падение престижа науки в глазах современного человека, обращающего внимание на отрицательные стороны научно-технического прогресса (в отличие от общественного сознания второй половины XIX в.).

При исследовании русскоязычных сайтов использовалась поисковая система Rambler, с помощью которой анализировалась тематика сайтов. Была выявлена частота встречаемости бренда «опасное знание» и его лексическая ассоциация с различными областями естествознания. Результаты исследований показывают, что генетика и генные технологии сейчас не ассоциируются в СНГ с высокой степенью риска. Количество сайтов, в которых обнаруживается ассоциация с опасностью, порождаемой научным знанием для этих

терминов, значительно уступает физике и химии. Это касается также клонирования человека и высших животных. Отмеченные закономерности детерминируются двумя факторами - доминированием физических и химических технологий над биологическими и отставанием темпов эволюции менталитета от технологического прогресса.

Наибольшие опасения в обществе вызывает потенциальная угроза генных технологий здоровью отдельного человека, экологической и социально-политической стабильности и безопасности. То, что генетика и генные технологии относятся, с точки зрения простого человека, к потенциально опасным вещам, диагностируется достаточно четко. Кроме того, прослеживаются еще две особенности современного восприятия социальных аспектов генетики: угроза использования достижений этой науки для преодоления «несоответствия наличного человеческого материала требованиям современной технологии и условиям деловой активности» и «производство людей заранее заданных типов в массовых масштабах»; необходимость «нравственного самоограничения ученых и специалистов, которые работают в потенциально опасных для человечества областях знания»20.

Прогнозирование общественного развития - предмет исследования многих ученых. Ф. Фукуяма отмечает, что постчеловеческий мир может оказаться куда более иерар-хичным и конкурентным, чем наш сегодняшний. Это может быть мир, где будет утрачено любое понятие «общечеловеческого», потому что мы перемешаем гены человека с генами стольких видов, что уже не будем ясно понимать, кто такой человек21.

Таким образом, управление инновационной деятельностью будет рациональным тогда, когда оно будет связано не с извлечением сиюминутной экономической выгоды, а с разработкой и совершенствованием социальных парадигм. Общество должно взять на себя ответственность за последствия технического прогресса во имя постоянного стремления человека к добру, свободе и справедливости.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Глазко В.И., Чешко В.Ф. «Опасное знание» в «обществе риска» (век генетики и биотехнологии). Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2007. C. 16.

2 См.: Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: учеб. пособие для вузов. М., 1996. 400 с.

3 См.: Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. М., 2004. 349 с.

4 Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. С. 249-250.

5 См.: Его же. Шок будущего / пер. с англ. М.: ACT, 2002. С. 6.

в См.: Горохов В.Г. Научно-технический прогресс // Глобалистика: энцикл. М., 2003. С. 664.

7 См.: Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород, 1994. С. 3-5.

8 Тоффлер Э. Шок будущего... С. 125.

9 См.: Кузнецов М.М. Киберкультура // Глобалистика: энцикл. М., 2003. С. 435-437.

10 См.: Новые технологии и продолжение эволюции человека: трансгуманистический проект будущего / отв. ред. В. Прайд, А.В. Коротаев. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 320 с.

11 Там же. С. 85-87.

13 Там же. С. 139.

14 Там же. С. 66-67.

15 См.: Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее... С. 19-20.

17 Там же. С. 31.

18 Там же. С. 29.

19 См.: Глазко В.И., Чешко В.Ф. «Опасное знание» в «обществе риска» ... 544 с.

Взаимодействие процессов НТП и развитие хозяйственных отношений формируют еще одну из центральных экономических проблем всемирного масштаба. НТП оказывает сложное и противоречивое влияние на глобальные процессы в современных условиях. С одной стороны, НТР и НТП прямо связаны с социально-экономическим прогрессом. Несомненно, что их результатом явились бурный экономический рост на основе повышения общественной производительности труда и экономии природных ресурсов, усиление интернационализации мировой экономики и взаимозависимости стран мира. С другой стороны, нарастают и углубляются противоречия, в том числе экономические. Среди них можно выделить следующие:

    рост неудовлетворенного спроса, так как НТР стимулирует новые быстродействующие потребности;

    негативные последствия, связанные с непредсказуемыми результатами внедрения тех или иных достижений в производство (загрязнения, аварии, катастрофы);

    неблагоприятное воздействие интенсификации производства и информации на человеческий организм;

    недооценка значения человеческого фактора;

    рост морально-этических проблем (манипулирование наследственностью, компьютерные преступления, тотальный информационный контроль и т.п.).

Наконец, еще один важный аспект НТП – его циклический, неравномерный характер, усиливающий социально-экономические проблемы. Возникают периоды, когда ухудшение общеэкономических условий воспроизводства (например, удорожание энергоресурсов) замедляет или откладывает получение экономического эффекта научно-технического развития, переключает его на задачи компенсации возникающих структурных ограничений, обостряя тем самым социальные проблемы. Возрастает неравномерность экономического развития. Усиливается международная конкуренция, что приводит к обострению внешнеэкономических противоречий. Его следствиями стали рост протекционизма, торговые и валютные войны в отношениях между развитыми странами.

Образование и занятость

Проблема взаимосвязи мировой экономикой с развитием НТП тесно связано с проблемой образования. В наше время образование превратилось в одну из важнейших сторон человеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, а расходы на него постоянно возрастают: в развитых странах в эту сферу вкладывается от 5 до 8 % ВНП. Однако в странах с наиболее низким ВНП на душу населения неграмотность чрезвычайно высока и составляет до 80-88%. Эта ситуация во многом связана с высоким ростом численности населения. В результате получается, что сфера образования обуславливает неизбежное, притом постоянно возрастающее отставание развивающихся стран от развитых, что принимает глобальный характер. Проблемой для слаборазвитых стран остается «утечка мозгов», когда наиболее квалифицированные кадры стремятся найти работу за рубежом. Причиной является то, что подготовка кадров не всегда соответствует реальным возможностям их использования в конкретных социально-экономических условиях. В наибольшей степени пострадали от этого африканские страны. За период с 1985 по 1990 г. Африка, согласно оценкам, потеряла 60000 менеджеров среднего и высшего звена. В Гане 60 % врачей, подготовленных в начале 80-х годов, покинули страну. Латинская Америка и страны Карибского бассейна также утратили большую долю выпускников своих университетов: в некоторых странах более 20 % от всех выпускников выбрали иммиграцию. Наиболее массовый исход квалифицированных профессионалов, многие из которых являются учеными, наблюдается из Азии в Соединенные Штаты. За период с 1972 по 1985 год четыре основные экспортирующие страны (Индия, Филиппины, Китай и Республика Корея) отправили более 145000 научных работников в США.

Так как образование связано с определенной социально-культурной сферой, то его проблемы вступают в сложнейшее взаимодействие со всеми проблемами человечества: экономическая отсталость, рост населения, безопасность проживания и т.д.

Вступление развитых капиталистических стран в последнее десятилетие XX в., по ряду причин, ознаменовалось завершением длительного периода роста занятости. Замедление темпов экономического развития, падение загрузки производственных мощностей, снижение закупок товаров, повышение цен на нефть из-за событий в районе Персидского залива и ряд других факторов вызвали сокращение потребности в дополнительной рабочей силе и увеличение безработицы, которую называют «черным пятном» в социально- экономической жизни.

В последнее время на Западе господствует такая позиция, что так называемой естественной нормой безработицы является 4 % всего трудоспособного населения страны. Но, начиная с 1990 г. в странах ОЭСР уровень безработицы увеличился с 6,0 до 6,2 %, в том числе в США − с 5,4 до 6 %. И в то же время ухудшение ситуации на рынке рабочей силы не смогло полностью свести на нет позитивные итоги, достигнутые в западноевропейских странах, где норма безработицы сократилась существенно − с 8,6 до 8,0 %.

В США впервые за послекризисный период безработица возросла до уровня более 7 млн. человек, значительную часть которых составляет молодежь от 16 до 20 лет. А во Франции безработица не утратила застойного характера и сокращается крайне медленно. Безработица растет по всем группам трудоспособного населения до 50 лет, прежде всего за счет молодежи до 30 лет.

Последствием экономического кризиса в Англии стали существенные изменения на рынке труда: с 2007 г. усилилась тенденция к росту безработицы; так, по официальным данным, число безработных в настоящее время - 1,9 млн. человек, что составляет 6,5% трудоспособного населения страны.

В то же время наблюдается и сокращение предложения квалифицированной рабочей силы в странах Запада. Причина этого - демографические факторы: последствие низкой рождаемости в 70-е годы и «старение» населения. В западноевропейских странах в 2000 г. приток молодежи составлял всего 0,1 % экономически активного состава рынка труда. Особенно обостряется проблема подбора высококвалифицированных специалистов: по данным бюро трудоустройства США, 1/3 имеющихся вакансий длительное время не заполняется из-за отсутствия таких специалистов. Поэтому правительство развитых капиталистических стран разрабатывает специальные программы подбора, найма, подготовки и переподготовки рабочей силы, использования различных форм временной, гибкой, частичной занятости, стимулирования трудовой деятельности пенсионеров и пересмотра взглядов на проблему иммиграции. Ужесточение иммиграционных правил 80-х годов сменяется более либеральной политикой: так, в 1990 г. в США на 5 лет принят новый закон, увеличивший иммиграционную квоту с 540 до 750 тыс. человек. США определили в 1991 г. уровень иммиграции для бывшего СССР в 1/3 млн. человек. Подобные настроения характерны и для стран ЕС. Особняком стоит Япония: уровень безработицы составляет около 2 % - это самый низкий показатель среди основных стран (кроме Швейцарии). Согласно данным министерства труда, на каждые 5 претендентов сейчас в стране предлагается 4 рабочих места.

Специфическая ситуация сложилась и в Германии: на фоне общего подъема в ФРГ экономическая обстановка в Восточной Германии катастрофически обострилась, поэтому здесь для смягчения последствий безработицы осуществляется разработка обширных социальных программ.

В странах с переходной экономикой принимаются меры по созданию государственной службы занятости, выплате пособий, профессиональной подготовке и переподготовке безработных. К сожалению, многие усилия направлены лишь на решение проблемы трудоустройства, устранение излишка рабочей силы. Необходимы активные программы, нацеленные на повышение уровня занятости, способствующие увеличению производительности труда, формированию динамичной структуры совокупной рабочей силы.

Активная демографическая политика должна выходить за рамки социальной защиты, создавать все условия для производительного труда, получения достаточного заработка, развития способностей и удовлетворения потребностей.

При переходе к рынку решение острых социальных проблем не может быть монополией государства. Лишь создание действенной системы согласования интересов различных социальных групп, механизмов разрешения социальных конфликтов, вовлечение в нее профсоюзов, предпринимателей, благотворительных организаций позволит эффективно решать проблемы занятости и социальной защищенности населения.

Кувшинова Анастасия

Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление о его несомненной пользе. Научно-технический прогресс (НТП) представляется "великим благодетелем" человечества. Но так ли это?..

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

По пути прогресса Выполнила работу: Кувшинова Анастасия, у ченица 10 «А» класса ГБОУ СОШ № 1112 Преподаватель: Подлесных Ирина Евгениевна

и его влияние на человека Научно-технический прогресс

Гипотеза: прогресс оказывает положительное влияние на человека

Цель: доказать правильность данного суждения или опровергнуть Задачи: 1) Рассмотреть понятие прогресс 2)Выявить положительные и отрицательные стороны достижений прогресса 3) Убедиться в правильности гипотезы 4) Сделать выводы

Эпиграф «Прогресс – это замена одних неприятностей на другие, ещё большие». (Герберт Уэллс)

Объект исследования – прогресс Предмет исследования – влияние прогресса на человека

Прогресс Прогресс - это движение вперед, к лучшему(лучшей жизни). Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Научно-технический прогресс Научно-техническая революция - коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил. Для прогресса современной науки и техники характерно комплексное сочетание революционных и эволюционных изменений. Примечательно, что за два - три десятилетия многие начальные направления НТР из радикальных постепенно превратились в обычные эволюционные формы совершенствования факторов производства и выпускаемых изделий.

Прогресс и его последствия Электричество Компьютер Мобильный телефон Автомобиль Ядерная энергия

Электричество Основоположником науки об электричестве в Европе стал выпускник Кембриджа и Оксфорда английский физик и придворный врач королевы Елизаветы - Уильям Гилберт (1544-1603). С помощью своего "версора" (первого электроскопа) он показал, что способностью притягивать легкие тела (соломинки) обладает не только натертый янтарь, но и алмаз, сапфир, карборунд, опал, аметист, горный хрусталь, стекло, сланцы и др., которые он назвал «электрическими» минералами. Плюсы Уильям Гилберт

Плюсы Электрическая энергия широко применяется в экономике и в быту. С её помощью производятся освещение, отопление, водоснабжение и вентиляция производственных и административных зданий. Без этой энергии перестанут двигаться троллейбусы, трамваи, метро, автомобили, остановится железная дорога, откажутся работать любимые компьютеры, телевизоры, бытовая техника. Можно сказать, что жизнь остановится, так как без электрической энергии в современном мире человечество жить не может. Минусы

Минусы Прикосновения к проводникам электрического тока часто заканчивается электротравмой или электрическим ударом. При электротравмах электрический ток проходит через тело человека, что, как правило, приводит к электрическому ожогу и сильному сокращению мышц, в результате которого могут произойти разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже вывихи суставов и переломы костей. назад

Компьютер Компьютер - устройство или система, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой.Появление компьютеров совершило в нашей жизни революцию. Они изменили наш подход к работе, учёбе, досугу и другим сторонам жизни. Плюсы

Плюсы Развитие логического, прогностического и оперативного мышления.Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя. Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности. Компьютер приносит нам большие удобства и облегчает нашу работу. Экономия бумаги. Компьютеры помогают нам общаться, можно говорить и даже видеть человека на другом конце света. Минусы

Минусы Упрощение решения задач с помощью компьютера, редуцирование их смысловой стороны Наносит вред психике и глазам. Приводит к искревлению позвоночника, если сидеть не правильно. Компьютер и интернет – люди уходят из реальной жизни «Живое» общение сводится к нулю Появляется зависимость от компьютера назад

Мобильный телефон Переносное средство связи, предназначенное преимущественно для голосового общения. В настоящее время сотовая связь - самая распространенная из всех видов мобильной радиосвязи, поэтому чаще всего мобильным телефоном называют сотовый телефон. В то же время, наряду с сотовыми телефонами, мобильными являются также спутниковые телефоны, радиотелефоны и аппараты магистральной связи. Плюсы

Плюсы Вы можете позвонить куда угодно в любой момент Большие расстояния больше не мешают вашему общению мобильный телефон компактен и удобен, он всегда с собой Можно найти нужную человеку информацию В телефоне есть много различных функций.Мы можем читатьсмотреть видео в своем телефоне Мини компьютер Минусы

Минусы Поскольку телефон распространяет электромагнитное излучение, а сам он находится близко к телу человека, существует опасение о вреде этого излучения здоровью при длительном пользовании устройством. Это излучение не является ионизирующим, но способно вызывать локальное повышение температуры живых тканей и, по утверждениям некоторых учёных, приводить к возникновению хромосомных аберраций в клетках(наличие эффекта спорно). Споры о вреде или безвредности мобильных ведутся постоянно. Сторонники вреда часто высказывают версию о том, что финансовый интерес производителей телефонов является причиной скрытия или «приукрашивания» результатов исследований на эту тему. Согласно принципу предупреждения организации по охране здоровья рекомендуют минимизировать время использования мобильного телефона и нахождения его вблизи головы, особенно для детей. Существует мнение, что мобильный телефон может стать причиной заболевания раком. Десятилетний эксперимент, проведённый специалистами ВОЗ в 13 странах, показал, что активные пользователи сотовой связи болеют карциномой на 50 % чаще остальных. Минимум общения. Можно никуда не ездить, никого не навещать, а просто попросить позвонить. назад

Автомобиль Сегодня автомобили стали очень популярными и занимают важное место в жизни каждого современного человека. Трудно представить современную жизнь без автомобиля, производители совершенствуют автомобили, снабжают их новейшими технологиями, создавая новые модели и марки. Плюсы

Плюсы В озможность быстрого передвижения в любое место и в нужное время, престиж и уважение других людей. Автомобиль обеспечивает максимальный комфорт и уют при передвижении. Автомобиль- это средство передвижения, которое не нужно ждать, в котором всегда есть свободные удобные и комфортные места, в котором зимой тепло, а летом прохладно. Минусы

Минусы Автомобиль загрязняет окружающую среду выхлопными газами. Страдает не только атмосфера - отходы транспортной деятельности попадают в воду, машины увеличивают шумовое воздействие. Вреден для здоровья: люди меньше ходят,сидя за автомобилями; дышат выхлопными газами. назад

Ядерная энергия На атомных электрических станциях ядерная энергия используется для получения тепла, используемого для выработки электроэнергии и отопления. Ядерные силовые установки решили проблему судов с неограниченным районом плавания. В условиях дефицита энергетических ресурсов ядерная энергетика считается наиболее перспективной в ближайшие десятилетия. Энергия, выделяемая при радиоактивном распаде, используется в долгоживущих источниках тепла и бетагальванических элементах. Энергия деления ядер урана или плутония применяется в ядерном и термоядерном оружии (как пускатель термоядерной реакции). Существовали экспериментальные ядерные ракетные двигатели, но испытывались они исключительно на Земле и в контролируемых условиях, по причине опасности радиоактивного загрязнения в случае аварии.

Плюсы Для получения электроэнергии требуется небольшое количество топлива, поэтому она дешевая Нет выбросов в атмосферу Простота в обслуживании и эксплуатации

Минусы Возможность аварий на АЭС Проблема захоронения ядерных отходов Содействие распространению ядерного оружия

Фукусима-1 Крупная радиационная авария (по заявлению японских официальных лиц - 7-го уровня по шкале INES), произошедшая 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Чернобыльская АЭС Разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины.Взрыв, в следствие которого реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Техногенные ЧС

Опасные объекты России Более 30 тыс. гидротехнических сооружений Более 45 тыс. радиационно-,химически-, биологически, взрыво-, пожароопасных объектов Более 217 тыс. км. трубопроводного транспорта В зонах повышенного риска проживает более 50 % населения страны Более 45% всей территории России находится в зонах повышенного риска

Плюсы и Минусы Научно-Технического прогресса +Делает нашу жизнь более комфортной +Облегчает труд человека +Повышает информационность и мобильность +Появляются новые сферы общения - Приводит к ухудшению экологии -Истощаются природные ресурсы -Человечество становится более ленивым, менее подвижным - НТП может нести смертельную опасность - различные виды излучения,аварии техногенного характера.

Заключение К сожалению, гипотеза данного исследования не подтвердилась. Прогресс оказывает не только положительное влияние на человека, но и отрицательное. Я сделала вывод, что новые технологии неизбежно ведут к появлению новых проблем. Человек не может не познавать, он стал заложником своих знаний.

«Вы думаете, чем велик человек? Тем, что построил технократическую цивилизацию, прорубил окно во Вселенную и т.д.? Нет! Он велик тем, что при всем этом уцелел и пытается уцелеть и далее»(Стругацкие)

Список источников информации: А.В. Катанский « Размышления о фюзеосе или почему нужно любить физику» / «Физика в школе », № 6, 2010 г., с.1-64 http://ru.wikipedia.org/wiki - Википедия.Прогресс http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy – Энциклопедия.Научно-техническая революция

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Научно-технический прогресс представляет собой взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, которое проявляется в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровне техники и технологии, а так же на применение новых приборов и оборудования. Он воздействует на преобразование и развитие средств труда и на взаимоотношение людей в процессе производства.

Научно-технический прогресс является мощным средством быстрого роста экономики, решения многих социальных задач. Темпы внедрения его достижений и эффективность производства во многом зависят от выработки и последовательной реализации научно обоснованной общегосударственной политики в этой сфере деятельности.

Применение научных открытий в использовании природных богатств, развитии и формировании производительных сил общества поистине неограниченно. При определенных условиях с помощью науки на службу производству могут быть поставлены огромные силы природы, а сам процесс производства может быть представлен как технологическое применение науки.

Конкретным выражением научно-технического прогресса служит непрерывное совершенствование машин, орудий труда и других средств производства, а также внедрение прогрессивной технологии и организации производства. Особенно важная роль в развитии научно-технического прогресса отводится механическим средствам труда. Последние являются одним из главных элементов производительных сил общества и в большей мере содействуют развитию научно-технического прогресса и росту производства продукции. Они способствуют экономии общественных затрат труда, рациональному и эффективному использованию трудовых ресурсов.

Научно-технический прогресс влияет на производительность труда за счет увеличения количества машин и эффективного их применения и посредством воздействия науки и техники на другие факторы производства, которые способствуют росту продукции в единицу рабочего времени. Среди этих факторов важное место отводится изменению содержания и условий труда, его организации, уровню развития рабочей силы и характера ее использования и др.

Сущность научно-технического прогресса заключается в изменении соотношения между овеществленным (прошлым) и живым трудом, в относительном увеличении прошлого труда и в абсолютном или относительном уменьшении живого труда при абсолютном сокращении совокупных затрат труда. Следовательно, снижение общих затрат труда, израсходованных на производство продукции, достигается в результате прогрессирующей экономии живого труда на базе применения новой высокопроизводительной техники. В конечном итоге сбережение труда и высвобождение рабочей силы является важной чертой, раскрывающей сущность научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс сопровождается перестройкой всего технического базиса, всей технологии производства, развитием системы машин, получающей большее распространение в различных отраслях народного хозяйства. Он создает широкие предпосылки и материально-технические условия для преодоления существующих различий между умственным и физическим трудом, способствует изменению места и роли человека в процессе производства.

Под влиянием научно-технического прогресса в современных условиях осуществляется переход от экстенсивного роста производства, при котором привлекаются новые материально-денежные ресурсы, к интенсивному росту за счет более высокой производительности труда, совершенствования технологии и организации производства, повышения качества продукции, дальнейшего снижения себестоимости.

Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования труда, форм и методов организации производства и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды, а в конечном счете - повышение благосостояния народа.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах - эволюционный и революционный.

Эволюционная форма НТП характеризуется постепенным, непрерывным усовершенствованием традиционных технических средств и технологий, накоплением этих усовершенствований. Такой процесс может длиться достаточно долго и обеспечивать, особенно на начальных этапах, существенные экономический результаты.

На определенном этапе происходит накопление технических усовершенствований. С одной стороны, они уже недостаточно эффективны, с другой, - создают необходимую базу для коренных, принципиальных преобразований производительных сил, что обеспечивает достижение качественно нового общественного труда, более высокой производительности. Возникает революционная ситуация. Такая форма развития научно-технического прогресса называется революцией. Под влиянием научно-технической революции происходят качественные изменения в материально-технической базе производства.

Современная научно-техническая революция базируется на достижениях науки и техники. Она характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, разработкой и применением принципиально новых технологических процессов, прогрессивных материалов с заранее заданными свойствами. Все это в свою очередь способствует быстрому развитию отраслей, определяющих техническое перевооружение народного хозяйства. Таким образом, проявляется обратное влияние научно-технического прогресса. В этом взаимосвязь и взаимозависимость научно-технического прогресса и научно-технической революции.

Научно-технический прогресс (в любой его форме) играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включая фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленности, растет производительность труда, повышается эффективность производства. Исследования показывают, что в течение ряда лет снижение затрат на производство промышленной продукции в среднем на 2/3 обеспечивалось за счет мероприятий научно-технического прогресса.

Одним из важнейших направлений научно-технического прогресса на современном этапе является комплексная механизация и автоматизация производства. Это широкое внедрение взаимосвязанных и взаимодополняющих систем машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства, операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции.

Под термином механизация понимается главным образом вытеснение ручного труда и замена его машинным в тех звеньях, где он до сих пор остается (и в основных технологических операциях, и во вспомогательных, подсобных, транспортировочных, перестановочных и других трудовых операциях). Предпосылки механизации были созданы еще в период мануфактур, начало же ее связано с промышленным переворотом, который означал переход к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику.

В процессе развития механизации проходила несколько этапов: от механизации основных технологических процессов отличающихся наибольшей трудоемкостью, к механизации практически всех основных технологических процессов и частично вспомогательных работ. При этом сложилась определенная диспропорция, которая привела к тому, что только в машиностроении и металлообработке более половины рабочих сейчас занято на подсобных и вспомогательных работах.

Следующий этап развития - комплексная механизация, при которой ручной труд заменяется машинным комплексно на всех операциях технологического процесса, не только основных, но и вспомогательных. Внедрение комплексности резко повышает эффективность механизации, так как даже при высоком уровне механизации большинства операций их высокую производительность может практически нейтрализовать наличие на предприятии нескольких немеханизированных вспомогательных операций. Поэтому комплексная механизация в большой степени, чем некомплексная, содействует интенсификации технологических процессов и совершенствованию производства. Но и при комплексной механизации остается ручной труд.

В современных условиях состоит задача завершить комплексную механизацию во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер, сделать крупный шаг в автоматизации производства с переходом к цехам- и предприятиям-автоматам, к системам автоматизированного управления и проектирования.

Автоматизация производства означает применение технических средств, с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Различают частичную, охватывающую отдельные операции и процессы, и комплексную, автоматизирующую весь цикл работ. В том случае, когда автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека, говорят о полной автоматизации этого процесса.

Исторически автоматизация промышленного производства развивалась по двум основным направлениям.

Первое возникло в 50-х годах, и было связано с появлением станков-автоматов и автоматических линий для механической обработки, при этом автоматизировалось выполнение отдельных однородных операций или изготовление крупных партий одинаковых изделий. По мере развития часть подобного оборудования приобрела ограниченную способность к переналадке на выпуск однотипных изделий.

Второе направление (с начала 60-х годов) охватило такие отрасли, как химическая промышленность, металлургия, т.е. те, где реализуется непрерывная немеханическая технология. Здесь стали создаваться автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП), которые сначала выполняли лишь функции обработки информации, но по мере развития на них стали реализовываться и управляющие функции.

ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА (НТП) НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Пыркин Иван Валерьевич

студент 4-го курса, кафедра менеджмента БНТУ, г. Минск

Морозов Вячеслав Федорович

научный руководитель, канд. экон. наук, БНТУ, г. Минск

Не возможно не отметить, что по всему миру идет семимильными шагами научно-технический прогресс и его влияние на все происходящее в нашем мире очень велико. Каждый день мы пользуемся благами данного прогресса, и не можем представить себе, как прожить и день, не воспользовавшись ими. Т. е., уже исходя из данного предложения, можно прийти к умозаключению, что использование предметов НТП каждый день оставляет след на личности каждого из нас и влияет на нас в течение всей жизни. Поэтому этот вопрос показался нам очень интересным, да и к тому же данному пока вопросу посвящено не очень много работ. Нет, конечно же, мы не будем в своей работе рассматривать достижения НТП с той точки зрения, добро это или зло. В данном вопросе мы не будем консерваторами и считаем, что любое достижение научно-технического прогресса каждый раз поднимает человека на ступеньку вверх. Но все же следует уделить большое внимание вопросу влияния достижений НТП на развитие личности каждого из нас.

Влияние достижений науки и техники на нас начинается уже в детстве. Ведь после рождения начинается очень активное развитие мозга человека. Данный процесс был и остается почти таким же, каким и был всегда, но на современном этапе, начиная с 3-5 лет, мозг начинает развиваться быстрее, чем раньше. Естественно, одним из главных факторов такого активного и быстрого развития мозга у детей являются достижения технического прогресса. Если раньше от мозга не требовалось каких-то особых усилий, для познания элементарных вещей, окружающих нас, то сейчас большинство детей достигших 3-5 лет уже вовсю пытаются освоить компьютер, познать первоначальные навыки в управлении сотовым телефоном и т. д. Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в более быстрое развитие мозга человека. И, казалось бы, что все это должно приносить только пользу для развития наших детей интеллектуально, но как всегда существует это пресловутое «НО».

Во-первых, компьютеры, планшеты, сотовые телефоны, ноутбуки и т.д. являются не только средствами, которые помогают развиваться человеку интеллектуально, но также являются и средствами формирования представления о мире. Например, просмотр по телевизору какого-нибудь боевика или фильма ужаса может принести только вред, для ещё не окрепшей и формирующейся психики ребенка. Такое же влияние оказывают на детей и подростков современные компьютерные видеоигры. При этом следует учесть мнение учёных о том, что первые шесть лет жизни - это самый важный период в развитии человека, и в это время закладывается основание всей будущей жизни, уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях - то исходя из этого следует сделать непосредственные выводы. А именно: влияние современных достижений НТП на формирование личности человека начинается ещё с раннего детства, и уже в этом возрасте они могут оказывать пагубное влияние психику человека. Но наибольшую опасность для детей и подростков представляет собой игровая зависимость. Ведь в виртуальном мире ребенку не нужно отвечать за свои поступки, там он просто живет по написанным сценариям программистов и дизайнеров. Как следствие, развитие личности ребенка происходит по виртуальному сценарию, абстрагированному от реальности. Поэтому дети в последствие, попадая в мир реальности, становятся очень жестокими, чрезмерно эмоциональными, неконтролируемыми, также у них может появляться ощущение плохого самочувствия. Если вовремя не помочь им в этом состоянии, то в будущем эти дети могут лишиться ряда важных личностных качеств, таких как: целеустремленность, сдержанность, выдержка, ответственность, стрессоустойчивость и т. д. Стоит отметить, что данной теме посвящено очень много различного рода исследований, поэтому в данной работе мы не будем особо концентрировать свое внимание на ней.

Второй, наиболее острой, проблемой влияния НТП на человека стал «культ поклонения ежегодным техническим новинкам». Не сложно заметить, как за последние несколько лет, люди стали в буквальном смысле покланяться некоторым видам современных гаджетов. Разумеется, всё можно списать на потребительский бум, но все же если отвлечься и рассмотреть все с точки зрения теории потребления, то становится ясно, что данный процесс не полностью соответствует данной теории. Согласно теории спрос возрастает только при наличии существенных изменений потребительских свойств товара, что ежегодно, естественно, не происходит. Т. е. на лицо массовая зависимость людей от ежегодных технических новинок. Или как ещё называют её современные ученые - гаджет-зависимость. Ниже для рассмотрения в таблице 1 приведены показатели гаджет-зависимоти по некоторым странам Европы.

Таблица 1.

Среднестатистические данные по странам о гаджет-зависимости

Страна

Показатель гаджет-зависимости

Великобритания

1/3 жителей покупают приборы без определенной надобности

19 % поляков сообщили, что чувствуют гнев, если не могут воспользоваться той или иной технической новинкой

В этой стране проживает всего 4 % гаджет-зависимых граждан, которые делают необоснованные покупки сотовых телефонов и прочей техники

Среди наших соотечественников наибольшие потери насчитываются среди молодежи. В прекрасный мир сотовой связи с головой ушли 85 % жителей в возрасте от 18 до 35 лет. Половина из них к тому же психологически зависят от плееров

Казалось бы, как может влиять гаджет-зависимость на развитие личности человека. Но, при данном типе зависимости у человека наблюдается нарушение объективности принятия решения, что в дальнейшем может также сказаться на развитии личностных и профессиональных качеств человека.

Третьим, наиболее опасным, последствием развития НТП для нормального становления личности человека является интернет-зависимость. Интернет-зависимость - это расстройство психического характера, при котором человек очень навязчиво желает войти в глобальную сеть и неспособен выйти из нее вовремя. Данное расстройство первый раз было описано доктором Голдбергом в 1995 году. Хотя Голдберг не собирался включать это расстройство в официально принятые психиатрические стандарты, описание, которое он предложил, основывается на описании расстройств, которые связаны со чрезмерным употреблением психоактивных веществ. Психиатр выделял несколько основных симптомов этой зависимости: пользование интернетом приводит к ущербу психологического, межличностного, социального или физического статуса; вызывает дистресс или стрессовое негативное болезненное состояние. Также к последствиям данного расстройства можно отнести также деградирование личности человека, снижение двигательной активности: вместо того, чтобы встать и выглянуть в окно и узнать идет ли на улице дождь, человек в большинстве случаев предпочтет воспользоваться интернетом для этой цели. На данный момент интернет-зависимость очень широко обсуждается, но еще не признано официальной болезнью.

Также в данной работе нам хотелось бы заострить внимание на очень пугающей тенденции, которая показывает взаимосвязь между развитием НТП и статистикой роста суицида в мире. «Нужда и безработица», «бесплодность и беспросветность борьбы за существование» - эти слова стали штампами и уже давно связываются с причинами примерно 30 процентов самоубийств. В целом экономическая жизнь общества сильно отражается на кривой суицидов: спады в мировой экономике в 1908, 1923, 1929-1933, 1937 годах четко трансформировались в пики на этой кривой, а во времена «великой депрессии» в США уровень самоубийств вырос в 2 раза. Следует привести данные этой печальной статистики и для Росси с Беларусью: если в XIX веке в России уровень самоубийств (на 100 тыс. жителей) составлял в 1803 г. - 1,7; 1829 г. - 2,6; 1838 г. - 2,9 (т. е. в год налагали на себя руки от 582 до 1626 человек), то в настоящее время Россия занимает второе место в мире по количеству самоубийств - 37,4 на каждые 100 тыс. человек; что касается Беларуси, то для нашей небольшой, по сравнению с Россией, страны эта статистика выглядит не менее пугающей 28,3 случая самоубийства на 100 тысяч населения, если учесть, что проживает в нашей стране всего 9 млн. человек. По одной из версий ученых, рост суицидов связан ещё и с тем, что из-за НТП у людей стал все больше развиваться синдром дефицита внимания, т. к. ещё в детстве некоторые родители вместо того, чтобы заниматься с ребенком включали ему телевизор, компьютер или что-нибудь другое и уходили, при этом не подозревая какой опасности они подвергают своего ребенка в будущем. Исходя из выше написанного, хочется отметить ещё раз, что, конечно же, нельзя полностью провести параллели между НТП и ростом психологических отклонений и ростом суицида у людей, но все же стоит отметить, что данная тенденция присутствует.

Разумеется, видеть причину всех выше перечисленных проблем только в НТП нельзя, да и к тому же это будет не правильно, но стоит очень серьезно отнестись к тому, что во многих случаях НТП является катализатором развития этих проблем.

В конце хотелось бы отметить, что все решение данных проблем в основном лежит в самом человеке. Ведь, чтобы решить все данные проблемы человеку даже может и не потребоваться обращаться за профессиональной помощью. Например, чтобы ваши дети выросли абсолютно психически здоровыми и полноценными личностями, то для этого будет достаточно хорошего и грамотного воспитания в современных технических условиях. Если говорить о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние .Что касается гаджет-зависимости у взрослых, то тут просто нужно найти в себе силы и поставить себе ограничения. Например, вместо плеера взять в дорогу книгу. Ну, а если все же с влиянием достижений НТП не удается справиться данными способами, то лучше всего обратиться за помощью к профессионалам.

А вообще, самым главным советом, который только можно дать, чтобы избавиться от всех современных проблем, связанных с НТП, на самом деле очень прост: почаще общайтесь с живыми людьми в реальном мире!

Список литературы:

  1. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 120 с.
  2. Козлов В.В., Карпов А.А. Психология игровой зависимости. Мн.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 227 с.
  3. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психологический журнал, 1999. Том 20, 1, с 94-102.
  4. Раен А.А. Психология подростка. Полное руководство. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.
  5. Раен А.А., Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 683 с.
  6. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999. Том 20, 1, с 86-94.