Что такое содержание человеческого мышления. Мышление, его формы и виды. Саногенное и патогенное


Определение 1

Мышление является опосредованным и обобщённым отражением реального мира, видом умственных процессов. Его суть заключается в постижении и понимании вещей и разнообразных явлений, а также их взаимосвязей и взаимоотношений.

Мышление включает в себя следующие особенности:

Опосредованный характер

Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.

Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.

Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.

Мышление опирается на законы явлений

Мышление основывается на присутствующих у человека сведений об основных законах явлений. Во время мышления человек использует уже сложившиеся знания главных положений, которые отражают общие взаимосвязи и закономерности нашей действительности. В приведенном выше примере явно наблюдается, что вода может испариться под воздействием горячих лучей. При этом суждение о причинах и следствиях может появиться опосредованным способом, обобщением находящихся в памяти различных явлений, в которых прослеживаются взаимосвязи между конкретными фактами.

Мышление рождается из наблюдения

Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.

Мышление проявляется в словесной форме

Мышление всегда отражает взаимосвязи и отношения между различными объектами в словесной форме. Человеческое мышление и речь дополняют друг друга. Мышление выражается в словах, что облегчает процесс отстранения и обобщения. Происходит это благодаря тому, что слово по своей сути является особым раздражителем, сигнализирующим о реальности в обобщенной форме. «Каждое слово (речь) служит для обобщения».

Мышление базируется на жизненном опыте

Мышление человека напрямую связано с жизненным опытом человека. Оно основывается на социальной практике человека. Это не просто наблюдение за внешним миром, а восприятие его отражения, которое может отвечать на конкретные задачи, возникшие в процессе жизни и устремленные на изменение окружающей действительности.

Мышление может возникать тогда, когда появляются сложные жизненные ситуации. В случае если можно реагировать автоматически, тогда мышление не используется.

Поступающей из окружающего мира. Мышление осуществляется в ходе течения мыслей, образов, различных ощущений. Человек, получая какую-либо информацию, способен представить как внешнюю, так и внутреннюю сторону конкретного предмета, предугадать изменение его во времени, представить этот предмет в его отсутствие. Что такое тип мышления? Существуют ли какие-то методики для определения типов мышления? Как ими пользоваться? В этой статье мы рассмотрим основные типы мышления, их классификацию и особенности.

Общая характеристика мышления

Изучая информацию о типах и видах мышления, можно прийти к выводу, что для их определения не существует единой характеристики. Мнения ученых и психологов в чем-то похожи, в чем-то различны. Классификация основных типов мышления - вещь довольно условная, так как наиболее характерные типы и виды мышления человека дополняются их производными, индивидуальными формами. Но прежде чем перейти к рассмотрению различных типов, хотелось бы выяснить, как протекает сам процесс мыслительной деятельности. Мышление можно разделить на некоторые умственные операции, в результате которых образовывается понятие.

  • Прежде всего, посредством анализа человек мысленно разбивает целое на составные части. Это происходит вследствие стремления к более глубокому познанию целого путем изучения каждой его части.
  • В результате синтеза человек мысленно соединяет отдельные части в единое целое, либо группирует отдельные признаки, свойства предмета или явления.
  • В процессе сравнения многие типы и виды мышления способны выделять общее и различное у предметов или явлений.
  • Следующей операцией процесса мышления является абстракция. Это одновременное мысленное отвлечение от несуществующих свойств при выделении существенных признаков предмета.
  • Операция обобщения отвечает за систематизацию свойств предмета или явления, сведение воедино общих понятий.
  • Конкретизация - это переход от общих понятий к единому, конкретному случаю.

Все эти операции могут сочетаться в различных вариациях, образовывая в результате понятие - основную единицу мышления.

Практическое (наглядно-действенное) мышление

Психологи делят типы мышления человека на три группы. Рассмотрим первый тип - наглядно-действенное мышление, в результате которого человек способен справиться с задачей в результате мысленного преобразования ситуации на основании полученного ранее опыта. Из самого названия исходит, что изначально происходит процесс наблюдения, метод проб и ошибок, потом, исходя из этого, формируется теоретическая деятельность. Этот тип мышления хорошо объясняется следующим примером. Человек сначала на практике научился измерять свой земельный участок при помощи подручных средств. И лишь потом на основе полученных знаний постепенно была сформирована геометрия, как отдельная дисциплина. Здесь практика и теория неразрывно связаны между собой.

Образное (наглядно-образное) мышление

Наряду с понятийным мышлением выступает образное, или наглядно-образное. Его можно назвать мышлением при помощи представления. Образный тип мышления наиболее явно наблюдается у дошкольников. Для решения определенной задачи человек пользуется уже не понятиями или умозаключениями, а образами, которые хранятся в памяти или воссоздаются воображением. Этот тип мышления можно также наблюдать у людей, которые по роду своей деятельности призваны принимать решения, взяв за основу лишь наблюдение за предметом или наглядные изображения предметов (план, рисунок, схема). Наглядно-образный тип мышления обеспечивает возможность мысленного представления, подбора различных сочетаний предметов и их свойств.

Абстрактно-логическое мышление

Данный тип мышления не оперирует отдельными деталями, а концентрируется на размышлении в целом. Развивая этот тип мышления еще с раннего возраста, в будущем можно будет не беспокоиться о проблемах с решением важных задач. Абстрактно-логическое мышление имеет три формы, рассмотрим их:

  • Понятие - это объединение одного или нескольких однородных предметов при помощи существенных признаков. Данную форму мышления начинают развивать у маленьких детей, знакомя их со значением предметов, давая им определения.
  • Суждение может быть простым и сложным. Это утверждение либо отрицание какого-либо явления или взаимосвязи предметов. Простое суждение имеет вид короткой фразы, а сложное может быть в виде повествовательного предложения. «Собачка гавкает», «Мама любит Машу», «Водичка мокрая» - именно так мы учим малышей рассуждать во время знакомства их с внешним миром.
  • Умозаключение - это логический вывод, следующий из нескольких суждений. Начальные суждения определяются как предпосылки, а конечные - как заключения.

Каждому по силам самостоятельно развивать логический тип мышления, для этого существует масса головоломок, ребусов, кроссвордов, логических задач. Правильно развитое абстрактно-логическое мышление в будущем дает возможность решить множество задач, которые не позволяют иметь тесный контакт с изучаемым предметом.

Типы экономического мышления

Экономика - это та отрасль жизни человека, с которой каждый сталкивается. Ежедневно узнавая что-то из повседневной практики, личность формирует собственные ориентиры, которые касаются хозяйственной деятельности. Так постепенно формируется экономическое мышление.

Обыденный тип мышления имеет субъективный характер. Индивидуальные экономические познания не столь углубленные и не способны предотвратить промахи и ошибки. Обыденное экономическое мышление основывается на односторонних и отрывочных познаниях в этой отрасли. Вследствие этого возможно восприятие части какого-либо события как единого целого или случайного явления - как постоянного и неизменного.

Напротив обыденного стоит научное экономическое мышление. Человек, владеющий им, знает способы рациональной и научно-обоснованной экономической деятельности. Рассуждения такой личности не зависят от чьего-либо мнения, она способна определить объективную истину ситуации. Научное экономичное мышление охватывает всю поверхность событий, отражая экономику во всесторонней целостности.

Философское мышление

Предметом философии является духовный опыт человека, как психологический и социальный, так и эстетический, моральный и религиозный. Как само мировоззрение, так и типы философского мышления берут свое начало в продуктивном сомнении в правильности повседневных мнений. Рассмотрим основные особенности этого типа мышления:

  • Концептуальная обоснованность - это последовательность решения вопросов мировоззрения согласно установленному порядку.
  • Последовательность и систематичность подразумевает построение философом теоретической системы, дающей ответы на множество мировоззренческих вопросов.
  • Универсальность теорий заключается в следующем: философ редко дает ответы на вопросы, волнующие конкретного человека, его теории лишь указывают верный путь для поиска этих ответов.
  • Открытость для критики. Философские суждения поддаются конструктивной критике и открыты для пересмотра основных положений.

Рациональный тип мышления

Какой вид восприятия и обработки информации оперирует компетентностью и знанием, умением и навыком и не берет во внимание такие операции, как чувство и предчувствие, импульс и желание, впечатление и переживание? Верно, рациональное мышление. Это когнитивный процесс, который основывается на разумном и логичном восприятии предмета или ситуации. Человеку в течение жизни не всегда приходится размышлять над чем-либо, иногда он обходится чувствами и привычками, доведенными до автоматизма. Но когда он «включает голову», то старается мыслить рационально. Привлечь такого человека можно лишь фактами, основанными на реальности, и лишь осознав важность конечного результата, он начнет действовать.

Иррациональное мышление

Иррациональное мышление не подчиняется логике и контролю над своими действиями. Иррационалисты - деятельные личности. Они берутся за многие дела, однако в их действиях просматривается нелогичность. Их мысли и суждения основываются не на реальных фактах, а на ожидаемом результате. Иррациональное мышление может основываться на искаженных умозаключениях, на преуменьшении или преувеличении значимости каких-либо событий, персонализации либо сверхобобщении результата, когда человек, единожды потерпев неудачу, делает соответствующий вывод на всю жизнь.

Синтезирующий тип мышления

При помощи данного типа мышления человек на основе различных фрагментов и кусков информации создает целостную картину. Люди-энциклопедисты, библиотекари, офисные работники, ученые, программисты-энтузиасты - все они являются представителями синтезирующего мышления. От них невозможно дождаться интереса к экстриму и путешествиям, их привычным полем деятельности является постоянная рабочая рутина.

Люди-аналитики

Наблюдатели, люди, которые способны докопаться до первопричины события, любители размышлять о жизненном пути, имея в своем арсенале лишь несколько фактов, детективы и следователи - это типичные представители аналитического типа мышления.

Это своего рода научный тип мышления, сильной стороной которого является логика. Этот тип восприятия информации можно сравнить с рациональным, но он более долгосрочен. Если рационалист, решая одну проблему, быстро переходит к решению следующей, то аналитик будет долго копаться, оценивать развитие событий, обдумывать, что могло послужить первопричиной.

Идеалистический тип мышления

Наиболее часто встречающиеся типы мышления человека включают мышление идеалистическое. Оно характерно для людей с несколько завышенными требованиями к окружающим. Они подсознательно пытаются отыскать ранее созданные идеальные образы в окружающих, они склонны питать иллюзии, что влечет за собой разочарование.

Идеалисты максимально точно могут оперировать в своих решениях социальными и субъективными факторами, они стараются избегать конфликтных ситуаций, считая их ненужной тратой времени. По их мнению, все люди могут договориться между собой. Для этого им важно правильно определить конечную цель. Их стандарты могут показаться слишком завышенными, однако качество работы таких людей действительно высокое, а поведение - образцовое.

Люди «Зачем?» и люди «Почему?»

Еще одна характеристика типов мышления была предложена Стивеном Кови. Ему принадлежит идея о том, что разные типы мышления можно разделить всего на два вида. Позже его теорию поддержал и Джек Кенфилд, занимающийся мотивацией человека. Так что же это за теория? Давайте разберемся.

Люди первого типа живут мыслями о собственном будущем. Все действия людей направлены не на воплощение в жизнь своих желаний, а на размышления о завтрашнем дне. При этом, они не задумываются, наступит ли это «завтра» вообще. Результатом этого является множество упущенных возможностей, неспособность к кардинальным изменениям, а мечты о безоблачном будущем часто так и не становятся явью.

Люди «почему» живут прошлым. Прошлым опытом, прошлыми победами и достижениями. При этом они часто не замечают того, что происходит на данный момент, о будущем могут вообще не задумываться. Причины возникновения многих проблем они ищут в прошлом, а не в себе.

Методика «Тип мышления»

На сегодняшний день психологами разработано множество методик, при помощи которых можно определить собственный тип мышления. Респонденту предлагается ответить на вопросы, после чего его ответы обрабатываются, и определяется доминирующий тип восприятия и обработки информации.

Определение типа мышления может помочь в выборе профессии, многое рассказать о человеке (его склонности, стиль жизни, успех при освоении нового вида деятельности, интересы и многое другое). Прочитав вопрос теста, стоит ответить утвердительно, если вы соглашаетесь с суждением, и отрицательно, если нет.

Методика «Тип мышления» показала, что редко встречаются люди, у которых тип мышления определен в чистом виде, чаще всего эти они комбинируются.

Стоит заметить, что существует множество различных упражнений, позволяющих тренировать и развивать определенные типы мышления. Так, типы творческого мышления можно развивать при помощи рисования, логического, как говорилось ранее, при помощи кроссвордов и ребусов.

Мышление – это умственный и психологический процесс поиска правильного решения, исходя из имеющихся данных о проблеме или задаче, а также возможных путей ее решения с наибольшей выгодой для соискателя или с наименьшими для него затратами.

Этим термином можно назвать и процесс познания окружающего мира в физическом или чувственном плане. Благодаря ему существует воображение, память и речь.

К наукам, изучающим мышление, относятся:

  • Философия: изучает взаимодействие мышления и бытия, а также часто рассматривает его как сознание, дух, или психику;
  • психология интересуется им как причиной появления результатов работы, а также процессом его действия, как оно осуществляется и благодаря чему. В отличие от логики, психология изучает его в том числе в нарушенной и искаженной форме;
  • нейрофизиология изучает механизмы, благодаря которым оно осуществляется;
  • логику интересует только истинное или правильное мышление ();
  • социология изучает это понятие с точки зрения социальных групп;
  • кибернетика интересуется им в рамках искусственного интеллекта.
  • понимание или анализ условий происходящего;
  • решение проблемы или установка цели поиска, а позже связи между известной информацией и неизвестной;
  • построение цепочки целей, которые приведут к решению существующей проблемы;
  • анализ своего способа мышления, поведения или действий (рефлексия) позволяет лицу добиваться поставленных целей и контролировать себя.

Слово «мышление» произошло от слова «мыслить». Благодаря палатализации звуков в южных и восточных языках славянской группы звукосочетание [сл’] превратилось в [шл’]. Изменения произошли в праславянский период.

Какие теории изучают?

В зависимости от понимания и ракурса изучения понятия выделяют следующие теории и школы:

  • Ассоциативная . Психические процессы протекают благодаря ассоциациям, а все, что есть в психике, это чувственные представления, связанные все теми же ассоциациями. Мышление состоит из суждения и умозаключения. Суждение – это ассоциирующиеся представления, умозаключение – это ассоциирующиеся между собой суждения, в результате чего из них возникает третье суждение как вывод.
  • Асоцианистская . Развитием мышления считают процесс накопления ассоциаций, который возникает самопроизвольно.
  • Теория Вюрцбургской школы . Мышлением считали внутренний акт или действие. Считали, что мысль развивается благодаря взаимодействию разных мнений. Оно впервые было выделено в самостоятельную деятельность. По мнению представителей школы, не связано с практической деятельностью, речью и чувственными образами.
  • Логика изучает этотпроцесс с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.
  • В гештальтпсихологии – это внезапный процесс выделения значимых особенностей поставленной задачи.
  • Мышление как рефлексия, созерцание и способ решения задач;
  • Мышление как деятельность;
  • В гуманистической психологии изучаются проблемы самоактуализации и их влияние на мыслительные процессы.
  • Информационно-кибернетическая теория . В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и информации. Первое обозначает последовательность действий, выполнение которых ведет к решению задачи; второе касается отдельного действия, его характера; третье относится к многократному исполнению одних и тех же действий до тех пор, пока не будет получен необходимый результат; четвертое включает совокупность сведений, передаваемых с одной операции на другую в процессе решения задачи.
  • Бихевиоризм рассматривает мышление как научение, образование навыка решения интеллектуальной практической задачи.
  • Теория мотивации изучает связь мышления с возможной мотивацией, которая движет человеком.

Мыслительные процессы в философии

Мышление – это отличительная особенность человека от животного, которая позволяет изучать и познавать окружающую среду особым способом. Оно в отличие от ощущений или чувств происходит осознанно.

Психофизиологическая проблема в философии – это проблема соотношения тела и души человека.

Аристотель рассматривал его как единственно эффективный способ познать мир. По его мнению, цель мыслящего человека обобщать знания и двигаться в своих рассуждениях от частного к целому . Философ считал тело и душу человека неразделимыми.

Сократ связывал мышление с нравственным развитием человека. Оно является частью самосовершенствования и познания самого себя в мире. Нравственный человек не может быть не мыслящим.

По мнению Марка Аврелия помимо тела и души у человека также есть разум.

В средневековый период схоласты полагали, что человеческий разум является божьей благодатью. Схоластические взгляды были синтезом античных мыслей и религиозных. Мышление одобрялось только в богоугодных целях, а не для изучения окружающего мира. Философия и другие науки в этот период все больше уступали богословию.

В новом времени мышление и бытие были наиболее важными категориями изучения. Тогда появилась крылатая фраза Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую ». Его теория позже была названа картезианством. Если объяснить ситуацию при помощи разумных суждений нельзя, картезианцы обращались к мифам. По мнению философа, мысль никак не взаимодействует с телом и наоборот. Однако телесное и психическое в человеке связано только благодаря Божественному Провидению.

Спиноза считал психофизиологическую проблему ложной. Мышление и тело, по мнению автора, являются лишь двумя атрибутами одного лица, а не разными материями, как у Декарта.

Вольтер также выступал против декартовской двойственности.

Лейбниц выдвинул теорию психофизиологического параллелизма: две материи не связаны друг с другом и работают параллельно.

Оппонентом картезианцев был Эммануил Кант, он считал, что мышление основано на эксперименте, и разделять эмпиризм и рационализм нельзя. Философ создал типологию мышления, разделив формальное и диалектическое мышление, конкретное и абстрактное, практическое и диалектическое.

В XIX веке Жюль Пуанкаре отрицал априорные знания и возможность человека объективно оценивать происходящее. Любые теории, по его мнению, зависят от типа мышления самого автора.

Немецкий философ Я. Моллешот заявлял о зависимости психических и духовных процессов от физиологической природы человека.

Ученые 50-х XX века рассматривали рефлекторную деятельность и как физиологическую, и как психологическую.

Мышление в психологии

Когнитивная

Мышление связывают с переработкой информации и изучают именно в этом контексте. Его развитие возможно с возникновением символических функций и формированием понятий. К внутренним когнитивным структурам относятся образы и понятия, благодаря им человек имеет возможность изучать окружающий мир, понимать его и применять знания в дальнейшей познавательной деятельности.

Она стремится изучать его, память и восприятие не изолировано. Когнитивная психология разработала огромный арсенал методов и способов, а также разработала массу теоретических моделей, которые способны объяснить некоторые моменты мыслительного процесса.

Клиническая

При изучении учитываются следующие факторы: внешний вид больного, речь, поведение. Достоверный анализ требует изучения каждого его этапа и всего мыслительного хода больного. При контакте с больным важно установить наличие или отсутствие заблуждений, страхов, ложных идей, а также выяснить, какого отношение больного к ним сейчас и ранее, кроме того, необходимо понять, как мышление лица влияет на поведение.

Для анализа мыслительного процесса больных клиническая психология также использует рисунки, схемы, или написанные кому-либо письма.

В патопсихологической диагностике используются следующие приемы для анализа:

  • складывание картинок;
  • понимание художественных текстов;
  • определение последовательности событий и прочие.

Анализ в клинической психологии важен для определения болезни и соответственно курса лечения.

Психоанализ

В психоанализе мышление рассматривается в качестве мотивационного процесса , т. е. его тип и характер связаны с мотивацией лица, но не с активным понимаем своей цели или потребностей, а с глубинной мотивацией. Например, З. Фрейд в своей работе об остроумии и ее отношении к бессознательному утверждал, что остроумие это результат или признак творческого мыслительного процесса, которое возникло из-за неудовлетворенности своих потребностей в прошлом.

Эти процессы связаны либо с глубинными мотивами, либо с мотивами получения желаемого, которые также могут быть глубинными, и поэтому могут человеком и не осознаваться.

Их связь с мотивацией изучалась в психоанализе лишь косвенно. Психоанализ не дает информацию о том, как практически мотивация влияет на организацию и строение этого процесса.

Э. Блэйлеру принадлежит теория аутистического мышления в психоанализе. Автор считает, что аутизм – это форма, при которой у человека доминирует внутренний мир над внешним. Между аутистическим и обычным мыслительными процессами нет четкой разницы, поскольку аутистическое способно проникать в обычное. Аутистические процессы дают выражение скрытым тенденциям и влечениям человека. Для этой формы нет времени, т. к. оно не важно.

Мышление человека, по мнению Э. Блейлера, связано и объясняется аффективными потребностями, опасениями, желаниями или комплексами. Иногда люди бессознательно выбирают определенную форму для защиты от окружающего мира.

Физиология

Мыслительный процесс – это и высшая форма отражения действительности и психологический акт достижения цели. Оно возможно только при наличии мотивации. Умственная деятельность реализуется при помощи речи. В соответствии с нейрофизиологическими и нейропсихологическими исследованиями, предметно-образное мышление существует благодаря правому полушарию большого мозга, а абстрактное и словесно-логическое – левому. Нарушения умственной деятельности возможны при повреждениях в теменно-затылочных и височных отделах левого полушария большого мозга.

Социальная психология

Мышление – это одна из наиболее важных характеристик человека и социума. Его развитие возможно только в обществе и благодаря общению с другими членами этого общества. Его возникновение в социологии – это диалог с сами собой.

Взаимодействие человека с обществом непрерывно влияет на мыслительные процессы. Минимум треть своей жизни люди тратят именно на то, чтобы научиться выживать в социуме. Некоторые ученые полагают, что это период значительно больше и составляет всю жизнь человека.

Социализация человека начинается с самого рождения, когда родители учат его элементарным навыкам, воспитывают в нем какие-то моральные качества, и закладывают в отпрыске какую-то модель поведения в обществе. После человек находится под влиянием своих друзей, одноклассников, а позже супруга, коллег и прочих людей. Влияние общества неизбежно, поскольку, чтобы жить в обществе, необходимо подстраиваться и адаптироваться под общие правила в социуме. Даже при намеренном сопротивлении устоявшихся норм жизни бессознательное влияние на мыслительные процессы человека неизбежно, т.к. человек не живет обособленно в лесу или в пустыне, а живет в социуме.

Коллективное бессознательное, в соответствии с работами К.-Г. Юнга, является универсальным и может встречаться повсюду. Это архетипы, которые существовали еще до рождения человека. К архетипам могут относиться схемы поведения, чувств, переживаний, которые можно встретить в мифологических мотивах.

Личное бессознательное – это те черты или элементы личности человека, которые были подавлены в нем благодаря воспитанию. Заставить человека забыть можно воспоминания, болезненные мысли, неосознанные чувства, комплексы.

Можно ли развивать в себе эти навыки?

Развивать навыки мышления можно на протяжении всей жизни. Главное не останавливаться на достигнутом, быть любопытным и не полагаться на бессознательное. Чтобы развивать эти способности, рекомендуется задавать себе правильные вопросы, и находить к своим вопросам другие правильные вопросы, поскольку поиск ответа порождает еще больший поиск ответов. Чем больше человек знает, тем больше он понимает, что еще много не понимает.

Правильные вопросы нужны человеку для фильтрации ненужной информации, которая не приносит никакой пользы и занимает лишь мысли человека и его время. Вовремя заданные вопросы помогают развивать мышление и память.

Для развития важно уметь переключаться с одной информации на другую, а также ощущать взаимосвязь между ними для дальнейшего использования данной информации. Важно оставаться любопытным, вдумчивым и заинтересованным в информации.

Основы мышления

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Эти связи отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей . Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, устанавливаем ли законы движения небесных светил — во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно — сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших событий, а астроному — заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее. Не только в науке и профессиональной деятельности, но и во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и субъективный смысл окружающих его явлений, находит выход из многообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность.

— психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для разрешения познавательных проблем.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений, обеспечивает их понимание.

Понять что-либо — значит включить новое в систему имеющихся значений и смыслов.

В процессе исторического развития человечества мыслительные акты стали подчиняться системе логических правил. Многие из этих правил приобрели аксиоматический характер. Сформировались устойчивые формы объективизации результатов мыслительной деятельности: понятия, суждения, умозаключения.

Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач . Этот процесс имеет определенную структуру — стадии и механизмы решения познавательных задач.

Каждый человек обладает присущими ему стилем и стратегией мышления — когнитивным (от лат. cognitio — познание) стилем, познавательными установками и категориальной структурой (семантическим, смысловым пространством).

Все высшие психические функции человека формировались в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.

Мышление индивида опосредствуется его речью . Мысль формируется посредством ее речевого формулирования .

«На «духе» с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает... в виде языка». Однако мышление и язык нельзя отождествлять. Язык — орудие мысли. Основа языка — его грамматический строй. Основа мышления — закономерности мира, его всеобщие взаимосвязи, закрепленные в понятиях.

Классификация явлений мышления

В многообразных явлениях мышления различаются:

  • мыслительная деятельность — система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи;
  • : сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;
  • формы мышления : понятие, суждение, умозаключение;
  • виды мышления : практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное.

Мыслительная деятельность

По операционной структуре мыслительная деятельность подразделяется на алгоритмическую , осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую — творческое решение нестандартных задач.

По степени абстрагированности выделяется эмпирическое и теоретическое мышление.

Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза , которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности).

При характеристике индивидуального мышления учитываются качества ума — систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и др., а также тип мышления индивида , его интеллектуальные особенности .

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация. Мыслительные операции мыслительные действия , охватывающие действительность тремя взаимосвязанными универсальными формами познания: понятием, суждением и умозаключением.

Сравнение — мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение — элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса.

Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение — свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень — соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинная познавательная ценность — обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.

Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений — на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. с. на основе абстракции.

Абстракция (лат. abstractio — отвлечение) — операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

В процессе абстрагирования человек как бы очищает предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Классификация — группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных, но удобных в оперативном отношении (например, в алфавитных каталогах).

На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

Конкретизация (от лат. concretio — сращение) — познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация — высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, мысленно воссоздает конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному — теоретическое освоение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.

В результате применения законов формального мышления сформировалась способность людей к получению выводного знания. Возникла наука о формализованных структурах мыслей — формальная логика.

Формы мышления

Формализованные структуры мыслей — формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Чем более существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека. Так, современное понятие «строение атомного ядра» в определенной степени дало возможность практического использования атомной энергии.

Суждение — определенное знание о предмете, утверждение или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении. Суждение — такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойства. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. В зависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа «возможно, обвиняемый Иванов не совершал преступления»).

Истинность системы суждений — предмет формальной логики. Психологическими же аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.

В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность .

В умозаключении осуществляется оперирование тем общим, что заключено в единичном . Мышление развивается в процессе постоянных переходов от единичного к общему и от общего к единичному, т. е. на основе взаимосвязи соответственно индукции и дедукции.

Дедукция — отражение общей связанности явлений, категориальный охват конкретного явления его общими связями, анализ конкретного в системе обобщенных знаний. Профессор медицины Эдинбургского университета Дж. Белл поразил однажды А. Конан-Дойля (будущего создателя образа знаменитого сыщика) тонкой наблюдательностью. Когда в клинику вошел очередной больной, Белл спросил его:

  • Вы служили в армии?
  • Так точно! — ответил пациент.
  • В горно-стрелковом полку?
  • Так точно, господин доктор.
  • Недавно ушли в отставку?
  • Так точно!
  • Стояли на Барбадосе?
  • Так точно! — изумился отставной сержант.

Удивленным студентам Белл объяснил: этот человек, будучи учтивым, при входе в кабинет не снял шляпу — сказалась армейская привычка, что же касается Барбадоса — об этом свидетельствует его заболевание, распространенное только среди жителей этой местности (рис. 75).

Индуктивное умозаключение — вероятностное умозаключение, когда по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобщение без достаточных оснований — часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.

Итак, в мышлении моделируются объективные существенные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме понятий, суждений, умозаключений.

Рис. 75. Взаимосвязь единичного и общего в системе умозаключений. Определите начальный и конечный пункты маршрута владельца этого чемодана. Проанализируйте вид умозаключений, использованный вами

Закономерности и особенности мышления

Рассмотрим основные закономерности мышления.

1. Мышление возникает в связи с решением проблемы ; условием его возникновения является проблемная ситуации - обстоятельство. при котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефицитом исходной информации . возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — путем изыскания необходимых познавательных стратегий.

2. Основным механизмом мышления , его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства».

Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.

При первичном анализе проблемной ситуации необходима ориентация на ключевые исходные данные, позволяющие раскрыть в исходной информации скрытую информацию. Обнаружение в исходной ситуации ключевого, существенного признака позволяет понять зависимость одних явлений от других. При этом существенно выявить признаки возможности — невозможности, а также необходимости.

В условиях дефицита исходной информации человек не действует методом проб и ошибок, а применяет определенную стратегию поиска - оптимальную схему достижения цели. Назначение этих стратегий состоит в том, чтобы охватить нестандартную ситуацию наиболее оптимальными общими подходами - эвристическими методами поиска. К ним относятся: временное упрощение ситуации; использование аналогий; решение вспомогательных задач; рассмотрение «крайних случаев»; переформулировка требований задачи; временное блокирование некоторых составляющих в анализируемой системе; совершение «скачков» через информационные «разрывы».

Итак, анализ через синтез — познавательное «развертывание» объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспериментирование с ним.

3. Мышление должно быть обоснованно . Это требование обусловлено фундаментальным свойством материальной действительности: каждый факт, каждое явление подготавливаются предшествующими фактами и явлениями. Ничто не происходит без достаточного на то основания. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обоснована более обшей мыслью.

Законы материального мира закрепились в законах формальной логики, которые также следует понимать как законы мышления, точнее, как законы взаимосвязи продуктов мышления.

4. Другая закономерность мышления — селективность (от лат. selectio — выбор, отбор) — способность интеллекта оперативно отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механический перебор всех возможных вариантов (что характерно для ЭВМ). Для этого знания индивида должны быть систематизированы, сведены в иерархически организованные структуры.

5. Антиципация (лат. anticipatio — предвосхищение) означает предвосхищение развития событий . Человек способен предвидеть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы . Прогнозирование событий — одна из основных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятностном прогнозировании.

Выявляются ключевые элементы исходной ситуации, намечается система подзадач, определяется операционная схема — система возможных действий над объектом познания.

6. Рефлексивность (от лат. reflexio — отражение) — самоотражение субъекта. Мыслящий субъект постоянно рефлексирует — отражает ход своего мышления, критически его оценивает, вырабатывает критерии самооценки.

7. Для мышления характерна постоянная взаимосвязь его подсознательных и сознательных компонентов — сознательно развернутого. вербализованного и интуитивно свернутого, невербализованного.

8. Мыслительный процесс как любой процесс обладает структурной организованностью . В нем имеются определенные структурные этапы.

Почему-то люди часто или сетуют на , но никто не жалуется на мышление. И вообще, создается впечатление, что сама необходимость развития мышления нас заботит мало. Вам не кажется это странным? Для основной массы людей процесс рождения мысли не менее таинственный, чем зарождение Галактики. А ведь мышление еще и разное бывает. Но прежде чем говорить о видах мышления, давайте разберемся, что это такое.

Каждую секунду человек получает разнообразную информацию из внешнего мира. Результатом работы наших органов чувств являются зрительные образы, звуки, запахи, вкусовые и тактильные ощущения, данные о состоянии организма. Все это мы получаем в результате непосредственного чувственного . Это первичная информация, строительный материал, с которым работает наше мышление.

Процесс переработки сенсорных данных, их анализ, сравнение, обобщение, умозаключения – и есть мышление. Это высший познавательный процесс, в процессе которого создается новое, уникальное знание, та информация, которой нет в нашем чувственном опыте.

Примером такого рождения нового знания может служить простейшая конструкция – силлогизм, состоящий из двух посылок – эмпирического (данного в непосредственном опыте) знания и одного умозаключения – вывода.

  • Первая посылка: все студенты зимой сдают экзамены.
  • Вторая посылка: Иванов – студент.
  • Умозаключение: Иванов зимой сдает экзамены.

Вот умозаключение и есть результат элементарного мышления, ведь мы не знаем, сдает ли Иванов зимой экзамены, но это знание получаем с помощью рассуждений. Хотя, конечно, чаще всего процесс рождения мысли бывает более сложным и даже запутанным.

Рождение мысли

То, что мысли рождаются в голове, точнее, в головном мозге, знают все. Но ответить на вопрос, как это происходит, непросто.

Главную роль в мышлении и в целом в психической деятельности играют нервные клетки - нейроны. А их у нас не менее триллиона, и каждый нейрон – это целая фабрика по переработке данных. Он многочисленными нервными волокнами связан с другими нейронами и обменивается с ними электрохимическими импульсами, несущими информацию. Причем скорость передачи этой информации 100 м/сек. Именно этот скоростной обмен данными и есть мышление, недаром же в древности считали, что быстрее всего на свете мысль человека.

Если представить процесс мышления в виде яркого образа, то он напоминает фейерверк. Сначала вспыхивает одна звездочка – импульс или сигнал от внешнего раздражителя. Затем он по цепи нервных клеток рассыпается вширь и вглубь новыми вспышками активности, охватывая все большее пространство головного мозга.

Интересно, что проходя по нейронным цепям головного мозга, импульс должен преодолевать определенные «препятствия» в местах соединения нервных волокон. Но каждый последующий сигнал по этому пути уже пройдет намного легче. То есть чем больше мы думаем, чем чаще заставляем мозг работать, тем легче становится процесс мышления.

Знания, конечно, имеют высокую ценность. Но они необходимы в первую очередь как материал для мышления. Умнее мы становимся не тогда, когда получаем новые знания, а тогда, когда их осмысливаем, включаем в деятельность, то есть думаем.

Тайна двух полушарий: правополушарное и левополушарное мышление

В каком виде рождается мысль в нашей голове? Ответить на этот вопрос непросто, так как мысль – это процесс и продукт обработки информации, а информация в головном мозге существует в двух видах.

  1. Сенсорные и эмоциональные образы. Из внешнего мира она поступает в виде чувственных образов: звуков, цветов, картинок, запахов, тактильных ощущений и т. д. Очень часто эти яркие образы еще и эмоционально окрашены.
  2. Абстрактные знаки – слова, цифры, словесные конструкции, формулы и т. д. Слова могут обозначать (замещать) любые чувственные образы или носить абстрактный характер, как, например, цифры.

Ученые говорят, что человек мыслит на двух языках – на языке слов и на языке образов. Выделяют даже особый вид мышления – понятийное, то есть словесное. Причем центры, отвечающие за понятийное и образное мышление, находятся в разных полушариях головного мозга, и два эти вида информации обрабатываются по-разному. За операции нашего сознания со словами и цифрами отвечает левое полушарие головного мозга, а за операции с чувственными образами – правое. Кстати, в правом же полушарии находится и центр творческих способностей, оно связано с интуицией и подсознанием.

Известный физиолог И. П. Павлов считал, что среди нас есть люди, у которых ярко выражен один из двух типов психической деятельности:

  • правополушарные – это художественный тип, мыслящий с опорой на образы и чувственное восприятие;
  • левополушарные – мыслительный тип, лучше оперирующий понятиями, абстрактными знаками.

Однако не стоит всех людей делить на эти два типа. Большинство из нас относятся к среднему типу и в мыслительной деятельности используют и слова, и образы. А в зависимости от цели, задачи, стоящей перед нами проблемы, активизируется или правое, или левое полушарие.

Вообще у взрослого полноценно развитого человека представлены все виды и типы мышления, в том числе три его основных вида:

  • наглядно-действенное;
  • образное;
  • абстрактно-логическое.

Хоть формируются все эти три вида мышления не сразу.

Наглядно-действенное мышление

Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.

Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» - образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.

Ручное мышление детей

Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:

  • Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
  • Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
  • Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.

Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.

Наглядно-действенное мышление у взрослых

Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».

Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.

Наглядно-образное мышление

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Роль образов в мыслительной деятельности

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Специфика образного мышления

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.

Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.

Инструменты логического мышления

Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» - слово, понятие, мысль.

Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.

Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.

Особенности абстрактно-логического мышления

Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.

А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.

Развитие абстрактно-логического мышления

Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.

Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика. Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.

И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.

Творческое мышление

Есть и еще один вид, который стоит несколько особняком. Изучать его начали сравнительно недавно, но исследования уже доказали принципиальную значимость этого вида мышления не только для полноценной жизни человека, но и для развития человеческой цивилизации. Это . Но о нем стоит поговорить отдельно.