Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры по средствам игр в начальной школе. Формирование ууд на уроках физкультуры материал на тему Формирование ууд на уроках физической культуры в начальной школе


Формирование УУД на уроках физкультуры

Обоснование выбора методической темы учителя:

В наше же время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС второго поколения. Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения (рис.1):

Рис.1. Требования ФГОС к результатам обучения

Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в Фундаментальное ядре содержания общего образования предусмотрено:

Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

Рассмотрим более подробно третью составляющую - УУД. УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре , отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (рис.2) :

Рис.2. Результаты обучения предмету «Физическая культура»

Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи , которые можно объединить в две группы (слайд):

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Таким образом, что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД.

Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (таблица 1).

Таблица 1

Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопре-деление

2.Смысло-образование

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3. Оценка

4.Способность к волевому усилию

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов3.Разрешение конфликтов

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

  1. Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.
  2. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем.
  3. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования - выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
  4. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

Формирование УУД средствами физической культуры.

В наше время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС. Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения. Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено:

Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей;

Предметные – через формирование основных элементов научного знания;

Метапредметные результаты – через УУД. Рассмотрим более подробно третью составляющую – УУД. УУД в широком смысле – «умение учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоение нового опыта. Это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Включая организацию этого процесса. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам. Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры? Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре, отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре. Специалисты по физической культуре отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умоляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадание» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается не результативности физической культуры в школе. Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы.

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные. В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнени, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету. Таким образом, что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках ФК обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и стандартом нового поколения. Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД. Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителе, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим.

1.Виды УУД, формируемые на уроках ФК – личностные, регулятивные, коммуникативные. СХЕМА.

Сложность заключатся в том, что урок ФК должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы ФК не выпала из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи ФК, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока ФК.

Рекомендации по разработке методики : Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словестного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание учловий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования – выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

Формирование УУД на уроках ОБЖ.

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС. Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Основой внедрения ФГОС ООО является технология деятельностного метода, которая предусматривает смену целей урока: уход от триединой цели к двум новым целям: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ и ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ. Согласно фундаментальному ядру содержания общего образования, новые образовательные результаты можно обеспечить через формирование УУД. Постольку поскольку новые стандарты предлагают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что формирование УУД возможно при обучении любому из учебных предметов. В рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех УУД, предусмотренных ФГОС: коммуникативных, регулятивных, познавательных. Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе через предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определенных УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

Ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

Ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умения визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

Ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;

Ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач.

Личностные УУД:

На личностное самоопределение;

На развитие Я-концепция;

На смыслообразование;

На мотивацию;

На нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

На учет позиции партнера;

На организацию и осуществление сотрудничества;

На передачу информации и отображение предметного содержания;

Тренинги коммуникативных навыков;

Ролевые игры, групповые игры.

Познавательные УУД:

Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

Задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

Задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

Задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

Задачи на смысловое чтение.

Регулятивные УУД:

На планирование;

На рефлексию;

На ориентировку в ситуации;

На прогнозирование;

На целеполагание;

На оценивание;

На принятие решения;

На самоконтроль;

На коррекцию. Развитию регулятивных ьУУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроля качества выполнения работы, - при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. А для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по формированию УУД на уроках будет составлена на основе материала по ОБЖ. Хочу показать формирование УУД на конкретном уроке ОБЖ по теме «Наводнение и порядок действий для сохранения жизни, здоровья и имущества в случае его возникновения». Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа над тем или иным УУД в купе с работой по изучаемой теме. Одна из важнейших особенностей урока состоит в том, что результатом совместной (групповой) работы учеников является я2готовый продукт», о котором всё чаще говорят современные педагоги, который будет использоваться на дальнейших уроках. Реализация всех этих особенностей урока возможна только через деятельностный подход, при котором во время урока прослеживается именно работа учащихся, когда они сами создают материал для дальнейшего использования.

ХОД УРОКА.

Работа с начальными представлениями об изучаемом явлении. На прошлом уроке мы закончили говорить о метеорологических природных явлениях и начали самостоятельно рассматривать наводнение. - (Как вы думаете, к природным явлениям какого характера относится наводнение? (заслушиваются ответы учащихся). - А кто может своими словами сказать, что же такое наводнение? (выслушиваются версии (это познавательные УУД)).

Чем же опасны наводнения? (заслушиваются ответы, комментируются и дополняются учителем).

Выявление и формулировка цели. (познавательные УУД).

Постольку поскольку мы изучаем наводнение именно на уроках ОБЖ, то что будет целью изучения этого явления в рамках нашего урока?

Для чего именно на уроках ОБЖ мы его изучаем? (выслушиваются версии)

А для чего нам необходимо знать правила безопасного поведения при наводнении? (ответы учеников комментируются учителем и направляются на выявление того, что человек может и должен спасти и сохранить во время наводнения). Обучение элементам классификации (познавательные УУД).

На прошлом уроке вам предлагалось самостоятельно составить схему «Классификация наводнений», используя материалы учебника. Кто может объяснить, что такое классификация? (заслушиваются версии учащихся) Затем учитель дает правильное определение: «Классификация – это распределение на группы по каким-либо признакам». Классификацию какого-либо явления лучше отображать в виде схемы, на которой сначала отображены выделенные вами признаки явления, а под ними – названия, виды. Вашему вниманию представлены на слайде виды наводнений, но без признаков, по которым они распределены (ячейки с названиями признаков изначально пустые, заполняются по щелчку после ответов учащихся) Ваша задача – ответить, по каким признакам были разделены на группы представленные виды наводнений (заслушиваются версии по первым двум признакам (познавательные)). А вот третья группа признаков не была описпна в учебнике, поэтому подумайте, что может быть в третьей ячейке? 9заслушиваются версии, показываются ссылки на слайд) Затем показываются названия признаков. Выявление критериев изучения материала. Напомню, что основная задача изучения наводнения – это определение порядка действий в случае его возникновения.

Как вы думаете, что нам необходимо знать о наводнении, чтобы разработать порядок действий? (можно дать 2 мин. на обсуждение в группе). Выслушиваются ответы, обсуждаются. (регулятивные) Работа в группах по систематизации материала.(коммуникативные).

Рассмотрев ваши предложения, можно сделать вывод о том, что правила поведения при наводнении зависят от вида наводнения, от того, началось оно или нет, от того, что или кого необходимо спасти.. Теперь я предлагаю вам в группах создать плакат «Действия при наводнении», используя предложенные картинки (картинки распределяются поровну в четырех группах). Обратите внимание, что плакат составлять нужно согласно предложенным вам критериям, написанным на карточках с вашими фамилиями, но если вам не нравится предложенный вариант, то разрешается придумать свой. В качестве примера показываю вам плакат, на котором изображен порядок действий при техногенной ЧС. Распределение по ролям (коммуникативные): для эффективной работы в группе предлагаю распределить в группе роли: «мозговой центр», который подбирает материал, креативная группа, которая распределяет материал на плакате, а также художники, оформляющие плакат. (Согласно особенностям учащихся и определяется состав групп так, чтобы в каждую группу входил хотя бы один ученик, соответствующий вышеперечисленным ролям). Защита плакатов, обсуждение. (коммуникативные) От группы выходит один или несколько человек, рассказывают порядок действий при наводнении согласно оформленному плакату. Рефлексия. (регулятивные УУД). После ответов учащихся по действиям при наводнении, предлагается ответить на вопросы: какие качества необходимы человеку для того, чтобы реализовать эти действия и правильно вести себя при наводнении? Как можно развить у себя эти качества? С какого возраста необходимо работать над этими качествами?

Формирование УУД на уроках физической культуры.

Термин «универсальные учебные действия»(УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а это открывает учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения).

Формирование универсальных учебных действий учащихся, на уроках по каждому общеобразовательному предмету, является актуальной задачей. При этом очень важно описать условия, при которых это происходит обязательно.

УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Функции универсальных учебных действий:

    обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

    создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

    личностное, профессиональное самоопределение;

    установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

    Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать.

    нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор.

Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопределение

2.Смыслообразование

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

4.Способность к волевому усилию

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами2.Постановка вопросов3.Разрешение конфликтов

Как же формировать УУД на уроках физической культуры?

Специалисты в области физической культуры М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др. отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе. Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

Урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, с использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной наукой и практикой. Для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

1. Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.

2. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания самими учащимися фотографий, рисунков, схем.

3. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию.

Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому.

На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия.

На этапе совершенствования – выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.

4. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

Состояние здоровья детей;

Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

Стремление принимать и решать учебную задачу;

Навыки общения со сверстниками;

Умение контролировать свои действия на уроке.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Библиографический список

    Бальсевич, В. К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. – С.33-35.

    Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. - №5. – С. 15-18.

    Лубышева, Л. И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне / Л. И. Лубышева. – 2003. Лукьяненко, В. П. Концепция модернизации системы среднего физкультурного образования в России / В. П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2007. – 120с.

    Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64с.

    Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008. – 14с.

Формирование Универсальных Учебных Действий

на уроках физкультуры

Овладение учащимися Универсальными Учебными Действиями – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.

Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать Универсальные Учебные Действия на уроках физической культуры?

Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре , отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (СЛАЙД 1) :

Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.

Для модернизации системы физического воспитания учащихсяформулируются разные задачи , которые можно объединить в две группы (СЛАЙД 2):

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные.

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся Универсальных Учебных Действий нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Таким образом, что необходимость организации работы по формированию Универсальных Учебных Действий на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование Универсальные Учебные Действия. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все Универсальные Учебные Действия.

Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках физкультуры может быть следующим посмотрите на таблицу.

СЛАЙД 3

Виды Универсальных Учебных Действий , формируемых на уроках физической культуры

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопре-деление

2.Смысло-образование

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

4.Способность к волевому усилию

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию Универсальных Учебных Действий, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Приведу пример отрывка урока в 6 классе по теме Баскетбол. Ловля и передача мяча

На данном уроке формируются такие универсальные учебные действия. СЛАЙД 4

Предметные:

Совершенствование техники ведения мяча, передачи - ловли баскетбольного мяча (на месте и в движении)

Личностные УУД:

Развивать скоростно-силовые качества, быстроту реакции, точность движений, меткость

Метапредметные:

Регулятивные УУД :

Формировать потребности и умение выполнять упражнения игровой деятельности в баскетбол

Коммуникативные УУД :

Формировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности

Познавательные УУД :

Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола. Произвести перевод названия игры баскетбол с английского языка (баскет – корзина, бол – мяч)

В основной части урока проходят такие этапы образовательного процесса

1. Жонглирование мячом:

Передача мяча вокруг себя

Подбрасывание мяча над собой, чередуя подброс и ловлю мяча

Поочерёдное перебрасывание мяча через правое и левое плечо

Повороты вокруг себя на 360 с подбрасыванием мяча

Приседание, после подбрасывания мяча

1. Индивидуальная работа с мячом:

Ведение мяча в движении - бросок с двух шагов

2-. Работа в тройках:

Ведение мяча до кольца, бросок после двух шагов

Ведение мяча, остановка прыжком, бросок в прыжке

На данном этапе урока формируются такие УУД СЛАЙД 5

Личностные

Определить влияние элементов баскетбола на результат (владение мячом, передача мяча, ловля мяча, бросок в корзину)

Место баскетбола в жизни человека

Определить собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Осознать нужность домашнего задания

Регулятивные

Сравнить усилия, затрачиваемые на обычные упражнения и упражнения с мячом

Движения руками при ловле мяча направлены на развитие координации

Сравнить работу индивидуальную с групповой (с мячом)

Условия, необходимые для достижения поставленной цели

Определить смысл поставленной на уроке Учебной Задачи

Познавательные

Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола

Определить эффективную модель броска мяча с двух шагов

Формируем умение выделять основные признаки сравнения выполнения Учебной Задачи.

Коммуникативные

Распределение функций обучающихся во время работы по местам занятий

Развиваем умение выразить свою мысль по поводу освоения элементов баскетбола одноклассниками

Обеспечиваем социальную компетентность и учет позиции других людей

Cлайд 14

Физическая культура Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1. Развивать готовность к сотрудничеству. 2. Стремление к физическому совершенству. 3. Стремление к самостоятельному физическому совершенству. 4. Проявлять дисциплинированность, управлять своими эмоциями. 5. Формироватьпотребности к ЗОЖ. 6. Формировать выносливость и силу воли при выполнении физически сложныхупр-ний. 7. Стремление преодолевать себя. 8. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений. 9. Стремление к физическому развитию. 10. Формировать выносливость и силу воли при выполнении физически сложных упражнений. 1. Различать допустимые и недопустимые формы поведения. 2. Бережное отношение к другим людям. 3. Бережно обращаться с инвентарём, соблюдать требования техники безопасности к месту проведения. 4. Технически правильно выполнять двигательные действия 5. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговыхупр-ний. 6. Регулировать дистанцию при беге с одноклассниками. 7. Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общие интересы. 8. Уметь через диалог разрешать конфликты. 1. Умение строиться по росту, выполнять простые команды. 2. Способы развития физических качеств. 3. Организация деятельности с учётом требований её безопасности. 4. Умение контролировать скорость и расстояние при беге. 5. Умение бежать со средней скоростью и ускоряться. 6. Планировать спортивные занятия в режиме дня, организовывать отдых и досуг в течение дня с использованием средств физической культуры. 7. Уметь выбрать для себя с учётом своих особенностей способ закаливания. 8. Необходимость отслеживания состояния здоровья. 9. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. 10. Умение самостоятельно выработать стратегию игры. 11. Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности 1. Понимание ценности человеческой жизни. 2. Взаимодействие с родителями, уметь формулировать свои цели. 3. Взаимодействовать в парах при выполнении технических действий в игре. 4. Осваивать универсальные умения при взаимодействии в группах. 5. Осваивать универсальные умения, управлять эмоциями во время подвижных игр. 6. Уметь взаимодействовать в парах при выполнении технических действий в играх 7. Взаимодействовать со сверстниками на принципах дружбы и толерантности. 8. Взаимодействовать в группах, подчиняться капитану. 9. Проявлять положительные качества личности. 10. Взаимодействовать в группах при выполнении технических действий с мячом. 11. Взаимодействовать в группах при выполнении игровых действий