Повышение профессиональной компетенции спортивного педагога. Психолого-педагогическая компетентность учителя физической культуры. Участие в различных конкурсах


циалистов в области программной инженерии.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005.- 244 с.

3. Журбенко Л.Н. Дидактическая система гибкой математической подготовки.- Казань: Изд-во Казан. технол. ун-та, 1999.- 160 с.

4. Кондратьев В.В. Фундаментали-зация профессионального образования в технологическом университете.- Ка -зань: Изд-во Казан. технол. ун-та, 2000.- 323 с.

5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмео-логия.- СПб.: Питер, 2003.- 256 с.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

И.Е. Коновалов, кандидат педагогических наук, доцент Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

Ключевые слова: парадигма профессионального образования, компетентность, компетенции, личностные компетенции, социальные компетенции, профессиональные компетенции, компетентность преподавателя физической культуры.

Продолжающиеся, согласно Кон-% цепции модернизации российского

образования на период до 2010 года, позитивные изменения в сфере образования все более целенаправленно ориентируют его на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность.

Состояние общества, его значительный потенциал (интеллектуальный, нравственный, функциональный и пр.) зависит от качества образования и воспитания молодежи, что неминуемо приводит к изменению образовательной парадигмы.

В рамках становления новой парадигмы профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения вхождения человека в социальный мир и его полноценную адаптацию к нему, становления духовной стороны личности, ее ценностно-смысловой ориентации,

формирования профессионально значимых умений и навыков, т.е. получение более полного образования с целью достижения личностно и социально значимого результата.

Решение данных задач возможно при условии глубокой модернизации системы образования, активного внедрения в нее инновационных технологий, а самое главное, готовности самого преподавателя к таким преобразованиям.

В качестве общего определения готовности преподавателя как показателя интегрирования, на наш взгляд, выступает понятие «компетентность».

В настоящее время вопрос компетентности преподавателя физической культуры, осуществляющего свою профессиональную деятельность в учебном заведении музыкального профиля, практически не изучен. Проведение исследования этой про-

блемы является актуальным, и оно имеет перспективу и востребованность.

С середины прошлого века понятие «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко используются в быту и литературе, его толкование приводится в словарях. Так, например, в «Кратком словаре иностранных слов» (1952) приводится следующее определение: «компетентный (лат. сошре1еп8, сошре1еп^8 - надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо».

В 1959 году Р. Уайт, одним из первых рассматривая категорию компетенции с научной точки зрения, наполнил ее собственно личностными составляющими, включая мотивацию.

Позже, в 1965 году, Н. Хомский впервые делает попытку разделения понятий «компетентность» и «компетенция».

Таким образом, в 1960-х годах было заложено понимание различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», где последнее трактуется как знания, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальной и профессиональной деятельности человека. В этот же период появляется такое понятие как «коммуникативная компетентность».

1970-1980 годы характеризуются использованием категории компетентность в теории и практике обучения, профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общения, разрабатывается содержа-

ние понятия «социальные компетентности».

В 1984 году Дж. Равен в книге «Компетентность в современном обществе» дает развернутое толкование понятия компетентность: «это такое явление, которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, ... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, ... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения».

В 1989 году в социальной психологии появляется книга Л.А. Петровской «Компетентность в общении», где не только рассматривается сама коммуникативная компетентность, но и предлагаются конкретные специальные формы тренингов для формирования этого «свойства личности».

Начиная с 1990 года, появляются работы, посвященные исследованиям компетентности как научной категории применительно к образованию. Профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения. В книге Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности». Профессионально-педагогическая компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает пять видов компетентности: специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся; социально-психологическая

компетентность в области процессов общения; дифференциальнопсихологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся; аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

В этом же году А.К. Маркова проводит исследования, посвященные изучению структуры профессиональной компетентности учителя, по итогам которого в этой структуре она выделяет четыре основных блока: а) профессиональные, психологические и педагогические знания; б) профессиональные, педагогические умения; в) профессиональные, психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.

В более поздних работах А.К. Маркова (1996) уже выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальные виды профессиональной компетентности.

В 1998 году В.А.Кальней и С.Е.Ши-шов, проведя исследование, пришли к заключению о необходимости выделения в отдельную группу бытовой, гражданской и профессиональной компетентности.

В 2001 году в «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные компетентности, где авторы предлагают разграничить компетентности по сферам деятельности: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников ин-

формации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

В 2002 году А.В. Хуторской в докладе на отделении философии образования и теории педагогики РАО обозначил следующие ключевые образовательные компетенции: ценностносмысловые, общекультурные, учебнопознавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и ко мпетенции личностного самосовершенствования.

В последнее время специалисты, проводящие исследования в этой области, предлагают подход, при котором в понятие «компетентность» включается широкий круг вопросов. Так, например А.Н. Конюхов и З.В. Спирина предлагают два вида компетенций - общий и профессиональный. Общая компетенция определяется ими как компетенция, необходимая для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сфере, а профессиональная компетенция для получения и реализации умений, зна-

ний и навыков, необходимых в профессиональной деятельности.

Другим примером такого подхода может служить исследование

B.Н. Скрябина и Т.Ю. Христич. В своей работе авторы выделяют два направления компетенций: деятельностную и социальную.

И.А. Зимняя в своих исследованиях предлагает разделить компетентности на три основные группы: компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми.

Отмечая различные подходы в разработке вопросов компетентности, необходимо все же отметить, что во многих работах компетентность и компетенции рассматриваются как синонимы, а само понятие компетентность часто трактуется как профессионализм в узком смысле этого слова.

В связи с этим целью нашего исследования является конкретизация понятия «компетентность» и выявление ее компетенций, которые отражают весь спектр знаний, умений и навыков, необходимых преподавателю физической культуры в современных условиях профессиональной школы.

Проведя подробный анализ литературы, мы пришли к заключению, что компетентность - это совокупность компетенций (где компетенция, согласно словарю русского языка

C.И. Ожегова, - «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осве-

домлен»), отражающих знания, необходимые в повседневной жизнедеятельности и избранной профессии. То есть компетентность - это владение, обладание специалистом соответствующих компетенций, включающих его личностное отношение к ним и предмету деятельности, а компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенции по своей сути это внутренние, потенциальные и сокрытые новообразования, проявляющиеся в знаниях, представлениях, программах действий, системах ценностей и отношений, которые, взаимодействуя, и составляют компетентность.

Специалисты, исследующие вопрос компетентности, определяют от 2 до 39 групп компетентностей, выделяя при этом для различной деятельности разные ее виды.

В нашем исследовании компетентность преподавателя физической культуры как показатель готовности к осуществлению учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастающими требованиями к качеству профессионального образования носит полифункциональный характер, отражающий всю ширину спектра знаний, умений и навыков, необходимых педагогу в его повседневной жизнедеятельности и в профессии.

Для определения компетентности преподавателя физической культуры нами определены три основные группы компетенций, без которых, на наш взгляд, осуществление качественной

педагогической деятельности в современной профессиональной школе становится затруднительным и неэффективным:

1. Личностные компетенции:

Готовность к здоровьесбереже-нию: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности вредных привычек; знание и соблюдение правил личной гигиены; свобода и ответственность выбора образа жизни;

Готовность к ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, культуры (во всех ее проявлениях), науки, производства; история цивилизаций и собственной страны;

Готовность к гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за государство, бережное отношение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

Готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, саморазвитию; смысл жизни; профессиональный рост и развитие.

2. Профессиональные компетенции:

Готовность к профессиональной деятельности: знание теоретического и практического материала, постановка и решение образовательных и воспитательных задач; нестандартные и творческие решения, духовное развитие, физическая, психическая и функциональная подготовленность, имидж, интеллектуальная деятельность;

Готовность к педагогической деятельности: коммуникативность,

Готовность к инновационной деятельности: передовой зарубежный и отечественный опыт; здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии; трансформация педагогических методик в процесс физкультурного образования;

Готовность к интеграционной деятельности: межпредметные и внутри-предметные взаимосвязи, структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, взаимодействие накопленных знаний;

Готовность к использованию информационных технологий: прием, переработка и передача информации; владение компьютерной грамотностью и Интернет-технологией.

3. Социальные компетенции:

Готовность к социальному взаимодействию: с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение; сотрудничество, толерантность, уважение, мобильность;

Готовность к общению: устному, письменному, диалогу, монологу, производство и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета; межнациональное общение и пр.

Предлагаемая нами расстановка компетенций имеет свою логическую последовательность, согласно которой преподаватель - это прежде всего личность, осознанно посвятившая

себя профессии педагога, стремящаяся к достижению наивысшего мастерства в своей деятельности, способная к взаимодействию с людьми, обществом и легкой интеграции в образовательное и социокультурное пространство.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующий вывод: компетентность - это совокупность компетенций, отражающих знания, умения и навыки, необходимые в повседневной жизнедеятельности и избранной профессии, где выбор компетенции подчеркивает положение о том, что человек как личность проявляется в системе отношений к себе, к профессиональной деятельности, к обществу и другим людям.

Литература:

1. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности.- М., 1994.

2. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности.- М., 1995.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос».- 2006 / www.eidos

4. Ключевые компетенции и образовательный стандарт // Интернет-журнал «Эйдос».- 2002 / www.eidos

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.- М., 1990.

6. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика.- 1990.- № 8.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М., 1996.

8. Митина Л.М. Психология профессионального развития.- М., 1998.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- Екатеринбург, 1994.

10. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002. № 393.

11. Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М., 1989.

12. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002 (англ. 1984).

13. Скрябин В.Н., Христич Т.Ю. Модель практиконаправленной подготовки специалиста // Среднее профессиональное образование.- 2008.- № 4.

14. Стратегия модернизации содержания общего образования.- М., 2001.

15. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса.- М., 1972 (англ. 1965).








Деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач: формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков; развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся; воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности; формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта; воспитание моральных и волевых качеств; развитие опыта межличностного общения.


На уроках физической культуры формируем следующие компетенции: ключевые (формирование воли к победе); общекультурные; социальные (спортивные игры как средство развития социальной компетенции); учебно-познавательные; личностные; информационные; коммуникативные; самообразовательные; компетентное отношение к собственному здоровью; предметные: оздоровительно-адаптивные, организационные (режим дня), двигательно-кондиционные, двигательно-прикладные, спортивно- рекреативные.


Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Общекультурная Познание культурно- исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества. Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.


Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Учебно- познавательная Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности. Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом.


Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Коммуникативная Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам. Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно- оздоровительные технологии.


Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Социальная Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом. Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха.


Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры: Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость Личностная Владение приёмами самореализации; личное и жизненное самоопределение. Владение приёмами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма.


В основу программы деятельности учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития. Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.


Коммуникативная компетенция. Она включает: знание необходимых языков; способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями; навыки работы в группе; владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь: представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др.


Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся: Формируемые компетенции Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Личностная Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний. Комплексы лечебной физической культуры. Оказание первой помощи при травмах. Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности. Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры.


Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся: Формируемые компетенции Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Социальная, компетентность в оздоровительно- реабилитационной деятельности Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания. Комплексы профессионально- прикладных физических упражнений. Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности. Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни.


Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся: Формируемые компетенции Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Учебно- познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний Обогащение двигательного опыта профессионально- прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. Общая и прикладная физическая подготовка. Владение способами двигательной деятельности. Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности.


Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся: Формируемые компетенции Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье Общекультурная, личностная Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


Использованные ресурсы: html

Сергей Найденов
Профессиональные компетенции учителя по физической культуре

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре .

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Свободно и широко мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и в соответствии с этим грамотно моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на высококвалифицированных, творчески мыслящих учителей , способных воспитывать гармонично развитую и конкурентоспособную личность в современном, динамично меняющемся мире. Решить такую задачу по силам только по-настоящему компетентным педагогам , то есть таким, которые способны свободно и нестандартно мыслить, принимать уверенные решения в любой проблемной ситуации, грамотно решать стоящие перед ними педагогические задачи, быть способными к постоянному профессионально -личностному самосовершенствованию. Таким образом, актуальной проблемой является формирование профессионально-педагогической компетентности учителя , под которой понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя , который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Профессиональная компетентность учителя , по мнению А. К. Марковой, В. А. Сластёнина, это сложное образование, включающее комплекс знаний , умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса и конкретного построения преподавания той или иной дисциплины.

А. К. Маркова различает следующие виды профессиональной компетентности : специальную (владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие , социальную (владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения , сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности, личностную (владение опытом личностной саморегуляции, приемами самовыражения, саморазвития, способность противостоять профессиональным деформациям личности) и индивидуальную (владение приемами самореализации и развития индивидуальности, творческого потенциала, готовность к профессиональному росту ). С точки зрения А. С. Белкина, В. В. Нестерова, педагогическая компетентность – это совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих реализацию компетенций . Структура педагогической компетентности , по их мнению, представлена рядом компетенций : - когнитивная компетенция (профессионально -педагогическая эрудиция) ; - психологическая (эмоциональная культура - культура ощущений и восприятий, общения с воспитанниками, в области формирования мотивов и развития способностей учащихся. Конструктивная компетентность включает умения конструирования урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий, самостоятельной работы учащихся, общения и т. д., а именно - планирования и моделирования предстоящей деятельности (своей и учащихся, выбора и структурирования содержания, средств, методов, форм организации учебной/воспитательной деятельности, выделения этапов деятельности и постановки задач. Организаторская (управленческая) заключается в умениях организации учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя . Например, правильная подача учебного материала на уроке состоит в постановке конкретных задач перед учениками, раскрытии смысла их решения, показе и объяснении физических упражнений , оказании помощи школьникам в их выполнении. Управление учащимися обеспечивает мобилизацию их внимания, четкое выполнение построений и перестроений, подготовку к двигательной деятельности, отработку отдельных видов упражнений, дозировку физической нагрузки . Свое поведение учитель строит , исходя из необходимости рационально распределять внимание, выбирать соответствующий тон общения с учениками, контролировать свои действия. Хорошая организация самостоятельной деятельности учащихся - типичный признак опытности учителя . Мастеров педагогического труда отличает также высокий уровень самоорганизации. Особенно важна роль организаторской компетентности учителя в проведении внеклассной физкультурно-массовой , спортивной и оздоровительно-рекреационной работы с учащимися школы. Профессия учителя , в том числе и учителя физкультуры , относится к профессиям «повышенной речевой ответственности» , в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность , а внутри её конфликтологическая (умение конструктивного отношения к конфликтам, владение способами их анализа и разрешения) и риторическая компетентность (культура речевого взаимодействия) . Профессиональная речь учителя физической культуры в рамках учебнотренировочного занятия имеет свои особенности, связанные с речедвигательной координацией, важностью действенности слов учителя-тренера , лаконизма и четкости речи, активного использования невербальных средств для продуктивной работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона. Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры , занятиях в спортивных секциях, соревнованиях, так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, общественными и другими организациями. Исследовательская компетентность учителя физической культуры связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации, обеспечивающих способность к творческой инновационной деятельности. Проявляется в умениях формулировать проблемы и использовать эвристические методы для их решения, в способностях анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, применять их в практике исследовательской деятельности, умениях работать с литературными источниками, проводить практические экспериментальные исследования, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику, успешно организовывать собственную исследовательскую деятельность, умениях оценить качество исследований в контексте социокультурных условий , этических норм профессиональной деятельности . Двигательная компетентность является специфической особенностью работы учителя физического воспитания . Она определяется содержанием самого предмета, как уроков физкультуры , так и внеклассных спортивно-массовых мероприятий. Благодаря динамичности, насыщенности занятий разнообразными движениями учителю необходимо рационально выбрать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений , приемами помощи и страховки школьников. Существенный участок работы учителя физкультуры - изготовление и ремонт спортивного инвентаря и оборудования, подготовка площадок для игр, беговых дорожек и секторов для легкой атлетики и т. д., что непосредственно связано с выполнением хозяйственных функций педагога. Мы считаем важным в структуру профессионально-педагогической компетентности учителя физической культуры включить компетентность профессионально -личностного самосовершенствования, под которой понимается система профессионально-личностных качеств , определяющих способность педагога к непрерывному повышению своей эффективности в профессиональной области и культурно-личностному росту . Структурно компетентность профессиональноличностного самосовершенствования, по мнению К. А. Маринченко, включает ценностно-смысловой, когнитивно-теоретический и операциональный компоненты . В состав -личностного самосовершенствования учителей физической культуры входят : творческие жизненные ценности и нравственно обоснованные установки на карьерный рост и развитие потенциальных интеллектуальных и двигательных способностей в процессе профессионально-прикладной физической подготовки ; опыт саморазвития и саморегуляции; действенные профессиональные знания , умения, навыки, ориентировка в профессиональных ситуациях , требующих усовершенствования способов деятельности; готовность ставить и решать профессиональные задачи , требующие отхода от стереотипов и самоизменение; навыки составления индивидуальных программ оздоровления, оценки и коррекции осанки и телосложения; методы саморегуляции психоэмоциональных состояний. Исходя из современных требований к профессиональной компетентности учителя физической культуры , можно выделить основные пути развития его педагогической компетентности : - работа в методических объединениях, творческих группах, исследовательская деятельность; - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий (интерактивных, внедрение новых средств оценки результатов обучения, новых форм контроля; - трансляция собственного педагогического опыта, выступления на научнопрактических конференциях, активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях, выпуск статей и методических разработок; - использование информационно-коммуникационных технологий, интерактивных средств обучения; - непрерывное профессионально -личностное самосовершенствование, регулярное посещение курсов повышения квалификации, участие в тренингах, направленных на повышение профессионального мастерства и личностный рост; - поддержание хорошей физической формы , совершенствование физических качеств и двигательных навыков. Реализация названных путей способствует, на наш взгляд, формированию компетентности профессионально -личностного самосовершенствования, а также гностического (познавательного, конструктивного, организаторского (управленческого, коммуникативного, исследовательского, двигательного компонентов , образующих профессионально-педагогическую компетентность учителя физической культуры .

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Р.С. Наговицын

Подготовка будущих педагогов в условиях перехода к компетентностному подходу в образовании требует усиления инновационных педагогических технологий, которые должны применяться в обучении студентов. На основе комплексного изучения разновидностей мобильного обучения нами выявлена классификация программного обеспечения для эффективного развития физкультурного и здорового образа жизни среди обучающихся через развитие физкультурно-оздоровительной компетентности. Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности студентов с помощью внедрения мобильного обучения позволит реализовать обучающие технологии, отвечающие современным запросам молодежи и направленные на инновации, креативность, инициативы и интересы преподавателя и студентов.

Ключевые слова: мобильное обучение, физкультурно-оздоровительная

компетентность, таксономия, физкультурный и здоровый образ жизни, программное обеспечение, модель.

Современная высшая школа направлена на формирование профессионала, обладающего достаточным уровнем профессиональной компетентности. Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов. В рамках становления новой парадигмы высшего профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения социальной адаптации обучающегося к изменяющимся жизненным условиям. В рамках профессиональной педагогической подготовки эта задача приобретает стратегическое значение, так как будущий педагог должен уметь создавать условия для развития воспитательно-образовательного пространства. Таким образом, работа по подготовке будущих педагогов в условиях перехода к компетентностному подходу в образовании требует усиления инновационных педагогических технологий, которые должны применяться как в обучении студентов, так и в реализации их практической подготовки. Научно-педагогические исследования показывают, что получение новых образовательных результатов невозможно в рамках применения традиционных подходов к формированию профессиональной квалификации педагогов. Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу всестороннего улучшения профессиональной подготовки, включая и физкультурно-оздоровительную деятельность будущих специалистов. Проблемная ситуация определяется существующими в настоящее время противоречиями между:

Осознанием обществом настоятельной необходимости гармоничного физического развития личности и поддержания здоровья через формирование физкультурного и здорового образа жизни студентов и отсутствием организационно-педагогических условий формирования физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся;

Несовершенством традиционной методической базы по формированию физкультурного и здорового образа жизни студентов и широкими возможностями формирования физкультурно-оздоровительной компетентности молодежи на основе внедрения инновационных и нетрадиционных физкультурно-оздоровительных технологий, отвечающих современным запросам молодежи, направленных на гуманизацию учебнооздоровительного процесса с учетом инноваций, творчества, инициативы и интересов преподавателя и студентов;

Возрастающими требованиями нормативных документов к качеству педагогического образования и недостаточным использованием в образовательной практике потенциала формирования физкультурнооздоровительной компетентности студентов .

В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка будущих специалистов, ведущих физкультурный и здоровый образ жизни на основе сформированности у них физкультурно-оздоровительной компетентно сти.

Цель исследования: формирование физкультурно-оздоровительной компетентности будущих педагогов на основе внедрения информационных технологий, представленных мобильным обучением, в учебный процесс для формирования физкультурного и здорового образа жизни подрастающей молодежи.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов будет эффективным, если:

Будет разработана технология мобильного обучения, основанная на составлении комплекса специального программного обеспечения, направленного на формирование физкультурного и здорового образа жизни обучающихся;

Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности будет осуществлено с помощью междисциплинарного подхода к обучению, а именно на учебных дисциплинах «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Необходимость обеспечения целостности процесса подготовки обусловливает и необходимость соблюдения единого подхода к разработке содержания обучения и учета междисциплинарных связей. Оно проектируется на основе отбора задач, направленных на анализ компетентностей.

Анализ научно-методической литературы, в частности, теорий классификаций и систематизации, позволил нам определить образовательную технологию Б. Блума как приоритетную для нашего исследования. Таксономия Б. Блума объединяет конкретные результаты обучения (знание, понимание, применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез, оценка). В ней предлагается система уровней обученности, которые обладают качествами, позволяющими использовать их в практике разработки тестового инструмента.

1. Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания - от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений. Обучающийся знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание. Показателем способности понимать значение

изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую - его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Обучающийся: понимает факты, правила и принципы;

интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Обучающийся: использует понятия и принципы в новых ситуациях; применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4. Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Обучающийся: выделяет

скрытые (неявные) предположения; видит ошибки и упущения в логике рассуждений; проводит разграничения между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.

5. Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения. Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Обучающийся: пишет небольшое творческое сочинение; предлагает план проведения эксперимента; использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

6. Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем. Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Обучающийся оценивает: логику построения материала в виде письменного текста; соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев; значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев .

Анализ компетенций учебных дисциплин «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», построенный на основе определения элементов педагогических технологий по классификации и систематизации Б. Блума, позволил нам представить модель физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся (рис. 1).

Современные подходы по организации педагогического процесса в учебных заведениях различного уровня подразумевают широкое использование информационных технологий, в том числе мобильного обучения - обучения, независимого от времени, места и содержания учебного предмета. Компьютеризация учебного процесса повышает роль средств обучения и в отличие от традиционных форм организации учебного процесса такие средства превращаются в универсальные, что позволяет совершенствовать их на основе общих принципов, опираясь на концептуальные подходы к обучению.

Физическая культура Безопасность жизнедеятельности Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Возрастная анатомия, физиология и гигиена

ОК - 5 Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья ПК - 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности ОК - 1 Владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК - 9 Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ОК - 11 Готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ОПК - 1 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности ПК - 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности ПК - 11 Способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности ОК - 5 Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья ОК - 11 Готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ОПК - 4 Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности ПК - 2 Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся ПК - 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности ОК - 1 Владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК - 5 Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья ПК - 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учеб-но-воспитатель-ном процессе и внеурочной деятельности

Физкультурно-оздоровительная компетентность обучающихся________________

Знание: методов физического воспитания и самовоспитания для повышения

адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; основ своей профессиональной деятельности, включая воспитание и духовно-нравственное развитие личности обучающихся, культуры мышления, способности к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях по разработке современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности.____________________________________________________

Продолжение рис. 1

Применение: средств укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; воспитания и духовно -нравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях; использование результатов своей профессиональной деятельности, методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.

Анализ: видение ответственности за результаты своей профессиональной деятельности и социальной значимости своей будущей профессии; анализ влияния методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебновоспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; выявление необходимости воспитания и духовнонравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях; проведение разработки современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности и осознание мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.

Синтез: комбинирование методов физического воспитания и самовоспитания для

повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; составление содержания воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, развития культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, схемы работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; предложение разработки современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности; распределение ответственности результатов своей профессиональной деятельности и социальной значимости и мотивации к осуществлению своей будущей профессии.

Оценка: эффективности результатов своей профессиональной деятельности и социальной значимости своей будущей профессии; влияния методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; логики воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях; рефлексия по разработке современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности._

Рис. 1. Модель физкультурно-оздоровительной компетентности

обучающегося

Примечание: ОК - общекультурные компетенции; ОПК - общекультурные

компетенции; ПК - профессиональные компетенции

Согласно опросу студентов в ракурсе интересующей нас проблемы, ведущее место занимает мотивация (чтобы было интересно и можно было рассказать друзьям); мобильность (чтобы можно было учиться в любом месте, а лучше всего не ходить в школу); индивидуальность (чтобы можно было учиться в любое время). Перечисленные выше подходы позволяют нам предположить, что технологии мобильного обучения могут быть применены для формирования физкультурно-оздоровительной компетенции будущих педагогов. Следует признать, что в настоящих условиях добиться идеального конечного результата не удастся. Теория решения изобретательских задач нас учит, что система сама (за счет ресурсов) выполняет нужное действие. В нашем случае информационно -педагогический ресурс - «опыт доступный для восприятия обучающимся» должен сам проникнуть в информационное поле обучающегося. Сегодня это описание наиболее точно отражается в концепции мобильного образования .

Стремление к созданию современных электронных образовательных средств в духе концепции мобильного обучения наблюдается во всем мире. При этом принцип един: за счет электронных средств целенаправленно создается образовательное пространство, отвечающее некоторому запросу (общества или государства). В нем, как нам кажется, происходит формирование у обучающихся качеств и умений, таких, как медиаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в команде и гражданское сознание - все, что так необходимо современному человеку.

В образовательной модели мобильного обучения информационные технологии используются для создания среды, в которой общение учащегося с компьютером происходит «один на один». Концепция подразумевает использование специально разработанного устройства, которым учащиеся и учителя могут пользоваться и в школе и дома. Наличие Интернета является обязательным компонентом этой учебной модели. Мобильное обучение отменяет необходимость создания специальных компьютерных классов и предоставляет учителю свободу обеспечивать учащихся он-лайн приложениями по мере образовательных возможностей .

При исследовании комплекса программных продуктов, представленных в App Store Downloads on iTunes в категории «Здоровье и фитнес», мы насчитали более 40 тысяч приложений, что, естественно, требует классифицирования.

Под обучающими программами, предназначенными для формирования представлений о физкультурном и здоровом образе жизни,

мы понимаем электронные педагогические средства как часть информационно-педагогического ресурса, предназначенного для передачи учебной информации, контроля знаний обучающихся и формирования навыков в рамках развития представлений о здоровом образе жизни обучающихся. Система обучающих программ для студентов педагогического вуза должна быть построена на реализации требований федерального образовательного стандарта по представленным в модели предметам и ориентирована на получение новых образовательных результатов, предполагающих формирование представленных выше компетенций. Основанием для классификации служат обычно особенности учебной деятельности обучаемых при работе с программами. Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ: тренировочные и контролирующие; наставнические; имитационные и моделирующие; развивающие игры .

Рассматривая обучающее программное обеспечение для реализации формирования физкультурного и здорового образа жизни, мы предлагаем следующую классификацию:

Программное обеспечение для организации режима обучающегося;

Программное обеспечение справочного характера;

Программное обеспечение для оценки физических параметров обучающихся;

Программное обеспечение, моделирующее работу преподавателя-тренера.

На основе изучения разновидностей мобильного обучения нами выявлена классификация программного обеспечения для эффективного развития физкультурного и здорового образа жизни среди обучающихся через формирование физкультурно-оздоровительной компетентности по систематизации уровней обучения Б. Блума (рис. 2.).

Выводы. Мобильное обучение, которое представлено авторским комплексом программного обеспечения, поэтапно будет внедряться в учебный процесс вуза. В содержание учебных дисциплин «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» будут введены модули по формированию физкультурнооздоровительной компетентности обучающихся с помощью мобильных устройств с комплексом программного обеспечения для эффективного развития физкультурного и здорового образа жизни студентов. Разработанная инновационная технология позволит решить заявленные в исследовании противоречия и достичь цели исследования.

Уровни учебных целей по Б. Блуму

Модуль программного обучения

Программное обеспечение справочного характера

Моя последняя сигарета От Mastersoft Mobile Solutions

iBrush От JAGLABS, Inc.

Я хочу... От Dmitry Klimkin

Я здоров! От Dmitry Klimkin

Tupperware CIS От iD EAST

Программное обеспечение для организации режима обучающегося

Умный будильник Smart Alarm Clock FREE

In Shape Free: Фитнес. Диета. Массаж.

8-ALARM От 8-Alarm

Timer Flo От Kian Tan

ИМТ+жира калькулятор От michael heinz

Программное обеспечение, моделирующее работу тренера

Подтягивания 20+ Lite От michael heinz

Sports Tracker От Sports Tracking Technologies Ltd

Отжимания на брусьях 100+ Lite От michael heinz

Running, Virtual

Jog, Walk, Trainer От

Tracking and Moves Pty

Программное обеспечение для оценки физических параметров обучающихся

Кардиограф

Weight Recorder От Travis Luke

iHealth BPM От ANDON HEALTH Co., LTD

WiScale От WiThings, S.A.S.

Рис. 2. Классификация программного обеспечения для формирования физкультурно-оздоровительной компетенции

Физкультурно-оздоровительная компетентность, которая включает в себя совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, представлена в рамках

таксономии Б. Блума на основе системы уровней обученности. Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся на основе внедрения мобильного обучения позволит реализовать обучающие технологии, отвечающие современным запросам.

Список литературы

1. Коновалов И.Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений: автореф. ...дис. д-ра пед. наук. Набережные Челны, 2012. 42 с.

2. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. М.: Академия, 1999. 811 с.

3. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2001. 816 с.

4. Понятие мобильного обучения. URL: http: //wiki.vspu.ru/workroom (дата обращения: 11.02.2013).

5. Создание среды электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» для 21 века: информационное руководство программы Intel «World Ahead Education» / Корпорация Intel, 2008. 32 с.

6. Таксономия Блума. URL: http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/

01_03_01_04.htm (дата обращения: 12.02.2013).

7. Тутолмин А.В. Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя (на основе системного подхода): автореф. .дис. д-ра пед. наук. Чебоксары, 2009. 51 с.

Наговицын Роман Сергеевич, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Удмуртия, Глазов, Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко

THE FORMATION OF PHYSICAL AND HEALTH COMPETENCE OF FUTURE PEDAGOGUES ON THE BASIS OF MOBILE LEARNING

The preparation of future pedagogues in the constantly shifting conditions of education demands the intensification of innovative pedagogical technology that must be applied in students’ education. On the basis of a complex study of the variety of mobile learning tools, we have clearly identified software for effective development of physical and healthy lifestyle among students through the development of physical and health competence. The formation of physical and health competence of students, supplemented by mobile learning, allows them to effectively utilize the training technology that meet modern demands and are orientated to the innovations, creativity, initiatives and interests of both teachers and students.

Key words: mobile learning, physical and health competence, taxonomy, physical and healthy lifestyle, software, model.

Nagovicyn Roman Sergeevich, candidate of pedagogical Sciences, Assoc., [email protected], Russia, Udmurtia, Glazov, Glazovsky State Pedagogical Institute the name of V.G. Korolenko

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования Учебно-методический Центр г. Чехов Московской области

Итоговый практико-значимый проект

«Профессионально-педагогическая компетентность

учителя физической культуры»

по курсу вариативного модуля

« Основы профессионально-педагогической компетентности»

Слушатель:

Ковалёва Марина Николаевна ,

учитель физической культуры

МБОУ СОШ №3

город Чехов

Научный руководитель проекта:

Воробьева Алла Васильевна,

заведующий отделом УМЦ

Чехов, 2015

Введение…….. ............................................................................................................................3

1. Сущность понятия «профессиональная компетентность» …......……………………….6

2.Компетентностны подход в области физической культуры …………............................10

Заключение……. .......................................................................................................................13

Список литературы……............................................................................................................14

Введение

Педагогической цивилизации к цивилизации креативно-педагогической) связывает цели образования с изменением качества человека, который в реально обозримом будущем должен воплощать идеал подлинного единства его духовных и физических сил, быть творцом самого себя. Это в одинаковой степени относится и к общему образованию, и к профессиональному. Содержание подготовки любой профессии, в том числе и учителя физической культуры, определяется в первую очередь объективными требованиями общества к учителю, которые на современном этапе его развития (переход на государственном уровне к личностно ориентированной парадигме образования) состоят в следующем:

Иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

Проявлять гуманную педагогическую позицию;

Заботиться об экологии детства, сохранении физического и духовного здоровья детей;

Уметь создавать и постоянно обогащать культурно информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

Уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;

Владеть разнообразными технологиями, в том числе инновационными, уметь придать им личностно-развивающую направленность;

Проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка . Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять процессом развития личности надо быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его. теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм (А.И.Мищенко). Содержание профессиональной компетентности учителя ФК определяется квалификационной характеристикой, которая представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно-обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта . Если с этих позиций подойти к рассмотрению государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 14.04.2000 г. по специальности 033100 «Физическая культура» (ФК) (квалификация выпускника - педагог по физической культуре), то становится очевидным, что социально ожидаемыми и наиболее важными качествами выпускника являются:

Готовность осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

Готовность использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;

Готовность содействовать социализации, формированию общей и физической культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

Готовность обеспечить уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям ГОС-та;

Осознание необходимости соблюдения прав и свобод обучающихся, предусмотренных различными государственными и международными законами и соглашениями;

Готовность систематически повышать свою профессиональную ква лификацию, участвовать в методической работе;

Готовность осуществлять связь с родителями;

Готовность выполнять требования охраны труда, техники безопасности;

Готовность обеспечить охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Актуальность данной темы очевидна: Учитель физической культуры, в своем роде, «педагог действия». Профессиональное своеобразие труда учителя физической культуры состоит в том, что в процессе его учебно-педагогической деятельности наравне с общепедагогическими способностями развиваются и совершенству ются двигательные способности, переходящие по выражению Л.Ф. Спирина, в «действия-навыки» и в «действия-умения». Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Задачи проекта:

Рассмотреть сущность определения «педагогической профессиональной компетентности»;

Компетентностный подход в области физической культуры.

Одними из главных квалификационных требований при подготовке специалистов по ФК, являются также требования знаний и умений основ информационно-технологического обеспечения образования, науки и техники; дидактических закономерностей в физическом воспитании и спорте; методов организации и проведения научно-исследовательской работы; владения технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе физкультурно-спортивных занятий.

Так как целью физического воспитания (а, следовательно, и деятельности учителя ФК) является оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно-активную личность и обеспечение на этой основе подготовленности каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности, то соответственно решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач и определяет основные функции педагога данного профиля. По сравнению с учителями других специальностей, учитель физической культуры работает в специфических условиях - это условия психологической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами. В силу этого, педагогическое взаимодействие в двигательном воплощении является основным обучающим и воспитательным инструментом психолого-педагогической структуры деятельности учителя физической культуры, компоненты которой необходимо рассматривать в динамике, как двигательно- конструктивный,двигательно-организаторский,двигательно-коммуникативный, двигательно-гностический.

  1. Сущность понятия «профессиональная компетентность»

В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся и студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей или, в более отдаленную эпоху, к понятиям веры и убеждений.

В соответствии с Концепцией и стратегией модернизации российского образования, основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.В числе важнейших направлений деятельности является необходимость в качественно иной профессиональной подготовке учителя на уровне вуза и далее – его профессионального совершенствования в системе дополнительного профессионального образования, позволяющих сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления, практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Современное общество рассматривает специалиста не как человека обладающего знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, но как способного эффективно действовать в сложных, подчас не стандартных ситуациях, т. е. компетентного. В этих условиях все большую обоснованность, как в высшем, так и в дополнительном профессиональном образовании приобретает компетентностный подход.

В Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание – как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащихся, физическая культура – обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Преподавание физической культуры в школе требует от учителя не только владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, высокой физической и технической подготовленностью. Кроме того, современная парадигма образования основана на принципах гуманизации и демократизации, требует от учителя физической культуры высокого уровня педагогического профессионализма.

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция- это то, что порождает умение, действие. Итак, компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

Особенности педагогической деятельности специалиста по физической культуре, специфические задачи его работы определяют конкретное наполнение комплекса составляющих данную профессию, базовых, профессионально необходимых знаний и навыков как воспитателя. Под психолого-педагогической компетентностью понимаются знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности. Расшифровывая этот феномен ученые подчеркивают, что речь идет о специальной и профессиональной компетентности в области преподаваемой дисциплины; методической компетентности в области способов формирования знаний, умений у учащихся, социально-психологической компетентности в области процессов общения, дифференциально-психологической компетентности в области мотивов, способностей, направлений деятельности учащихся.

Деятельность педагога одновременно является преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Профессиональная компетентность педагога, выражается в единстве его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Основными компонентами профессиональной компетентности педагога являются:

Социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения;

Персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту, реализация себя в труде;

Специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности (в том числе в области ФКиС);

Аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках;

Экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях.

Педагогическая культура – это специфическое проявление общей культуры в условиях педагогического процесса. Педагогическая культура в своей основе содержит мировоззренческую, нравственную, профессиональную, эмоциональную, эстетическую, физическую и гигиеническую стороны культуры. Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ежедневно словом, делом, своим внешним видом обязан прививать навыки здорового образа жизни своим ученикам. И именно поэтому, необходимость профессиональной компетентности каждого учителя-предметника в области физической культуры не вызывает сомнения.

Физическая культура педагога – это мера и способ творческой самореализации личности в общении и разнообразных видах физкультурной, а также педагогической деятельности, направленных на освоение и создание ценностей физической культуры учеников.

Педагогическое образование предусматривает изучение комплекса дисциплин связанных с развитием профессиональной компетентности у учителей в области физической культуры. Согласно учебных планов и программ, это:

1. физкультурно-образовательная;

2. физкультурно-спортивная;

3. физкультурно-рекреационная;

4. физкультурно-реабилитационная;

5. физкультурно-адаптивная;

6. физкультурно-постадаптивная.

Все эти виды деятельности, при грамотном их проведении должны быть направлены на формирование непрофессионального физкультурного образования, и в том числе компетентности специалиста в вопросах здоровья, спортивной и физкультурной деятельности, здорового образа жизни.

Для того, чтобы педагог был достаточно компетентным в области физической культуры, необходимо, чтобы физическая культура стала его личной ценностью. И тем выше будет его компетентность, чем больше она будет связана с его профессиональной, общественной деятельностью, образом жизни. Каждый учитель-предметник, и в особенности учитель начальных классов, в своей профессии осуществляет деятельность по физическому воспитанию учеников.

Это: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, уроки физической культуры, внеклассные занятия физической культурой и спортом, общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, внешкольная работа по физическому воспитанию.

К сожалению, материально-техническая база оставляет желать лучшего, не хватает инвентаря и оборудования, руководители учебных заведений часто не осознают важной роли предмета «Физическое воспитание» для здоровья нации. Но, все же нельзя забывать, что только тот, кто сам здоров физически и душевно может воспитать достойную личность. Кафедры (ПЦК) физического воспитания, спортивные клубы, директора колледжей должны проявлять инициативу в модернизации учебного процесса по физическому воспитанию – дисциплине, формирующей здоровье личности.

Спорт – это искусственное создание конфликтной ситуации, это своеобразная модель, которая отражает действительность. Спортивная деятельность интересна тогда, когда она имеет практическое применение, отражается и в основной профессиональной деятельности.

1. Профессиональная компетентность педагога в области физической культуры это интегральная характеристика деловых и личностных качеств учителя, отражающая уровень его знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления деятельности, которая связана с принятием грамотных решений.

2. Профессиональная компетентность педагога в сфере физической культуры формируется под влиянием содержания его личных мыслей и чувств, ценностных ориентаций, степени развитости интересов и потребностей, уровня его физического развития, овладения им двигательными умениями и навыками. Для формирования данного качества педагога необходимо сформировать психологическую, научно-теоретическую, практическую, психофизиологическую и физическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности в области физической культуры.

Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность - ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.

Таким образом, компетентность – это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально – профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенции (я как педагог иностранного языка рассматривала компетенции преподавателя иностранного языка), и звучат они следующим образом:

1. политические и социальные компетенции;

2. компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе;

3. компетенции, определяющие владение устным и письменным общением;

4. компетенции, связанные с возникновением общества информации;

5. компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

  1. Компетентностный подход в области физической культуры.

В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.

Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
воспитание моральных и волевых качеств;
развитие опыта межличностного общения.

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у обучающихся. Изучив педагогические труды отечественных педагогов В.В. Давыдова, В.Д. Шадрикова, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, я попыталась систематизировать проявления ключевых компетенций в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура», определив их социальную и личную значимость для обучающихся.

Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры

Ключевые компетенции

Социальная значимость

Личностная значимость

1. Общекультурная

Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

2. Учебно-познавательная

Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности

Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом

3. Коммуникативная

Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам

Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии

4. Социальная

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная

Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение

Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

Проделанная работа позволила создать программу деятельности учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся. В основу заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития.

Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.

Внедрение данной программы в учебный процесс поможет сформировать у обучающихся:

Способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
умение уживаться с другими;
готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся

Цели физического воспитания

Средства физической культуры, умения
и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье

Формируемые компетенции

1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний

Комплексы лечебной физической культуры.
Оказание первой помощи при травмах.
Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.
Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры

Личностная

2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания

Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.
Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни

Социальная,
компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности

3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности

Общая и прикладная физическая подготовка.
Владение способами двигательной деятельности.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности

Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний

4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации

Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Общекультурная, личностная

Все вышесказанное говорит о том, что профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности учащихся. Это возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущего члена общества, умеющего решать различные профессиональные и социальные ситуации в своей жизнедеятельности. Таким образом, педагог – это не только человек, который передает знания, учит разным навыкам и умениям, но и учитель, который учит жить.

Исходя из данного содержания профессиональной компетентности, можно предположить, что профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание.

Заключение

Можно подвести следующие выводы:

  1. Определена сущность понятия «профессиональная компетентность педагога».

Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют: мотивацию личности (направленность личности и ее виды), свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность - как творческий потенциал).

  1. Рассмотрено содержание компетентносного подхода в области физической культуры, которое включает: совершенствования подготовки специалистов по физической культуре в плане формирования их профессиональной компетентности, связаны с потребностью общества в поколении здоровом, работоспособном, психологически и эмоционально устойчивом, физически развитом, имеющем необходимый уровень умений и специальных знаний, способном сознательно и творчески использовать в жизни свой умственный и двигательный потенциал. Объективные реалии вызвали необходимость в переосмыслении функционального назначения физической культуры в формировании личности, ее мировоззрения, в развитии адаптивных способностей. Это, в свою очередь, привело не только к изменениям содержания образования, направленного на решение новых образовательных задач, но и к переосмыслению понятия, отражающего суть и новое содержание образования в области физической культуры. Речь идет о том, что образование в области физической культуры, перестает быть только образованием в процессе занятий физическими упражнениями, оно становится элементом культуры современного общества. По определению Д.С. Лихачева, культура человечества движется вперед не путем перемещения в пространстве и времени, а путем накопления ценностей. Чем большими ценностями мы овладеваем, тем более изощренным и острым становится наше восприятие культур, наша способность к самоизменению и культурному самосовершенству и саморазвитию. Все это подтверждает необычайную значимость в XXI веке культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991,-159с.

2.ЗимняяИ.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. - М., 2004. – 381 с.

3.Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.

3..Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2002.

5. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.

6. www.Bibliofond.ru