Педсовет современный урок как основа качественного образования. Педсовет “Современный урок - как основа эффективного и качественного образования. Повышение интереса педагогов к современным технологиям


Современный урок -- как основа эффективного и качественного образования.

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная, а сейчас стоит и современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.

Обратимся к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, но только на современном, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Слайд 2

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Учитель в среднем проводит более 25 тысяч уроков … Школьник посещает около 10 тысяч уроков за время обучения… Урок занимает приблизительно 98% учебного времени…

Слайд 4

А урок остаётся!!!

Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный– это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный[от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого урок современный обязательно закладывает основу для будущего.

Слайд 5

Традиционный урок: плюсы и минусы

  • Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и учителя-практики. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 50% учителей по-прежнему предпочитают давать уроки в традиционной форме.

    Слайд 9

    Современный урок

    фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки; урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других. Что меняется в современном уроке в отличие оттрадиционного?

    Слайд 10

    Признаки современного урока 1. Главная цель урока - развитие личности ученика в процессе обучения и воспитания. 2. Личностно ориентированный подход. 3. Компетентностный подход. 4. Динамичная и вариативная организация урока. 5. Использование современных педагогических технологий.

    Слайд 11

    Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний Урок комплексного применения знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля, оценки и коррекции знаний ТИПЫ УРОКОВ ПО ОСНОВНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ

    Слайд 12

    Основные компоненты современного урока Организационный Целевой Мотивационный Коммуникативный Содержательный Технологический Контрольно-оценочный Аналитический

    Слайд 13

    Источники воспитательного воздействия на уроке

    Через содержание образования (особенно гуманитарных дисциплин): поведение, мысли, поступки исторических деятелей, литературных героев, биографии поэтов, писателей, ученых, практическое применение научных открытий (во имя добра или зла); Через методы и формы обучения: увлечение детей или принуждение к учебе, стимулирование познавательного интереса или унижающая ирония; Через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций; Через личность самого учителя (в наибольшей степени).

    Слайд 14

    Современная педагогика ориентирована на то, чтобы

    Ребёнок научился учиться; - открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний. Идея сотрудничества исходит от древних мудрецов; проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии. Личностно ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. В переводе с английского языка interact – «находиться во взаимодействии, общаться».

    Слайд 15

    Интерактивные методы обучения…

    Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

    Слайд 16

    Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

    активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала; повышение познавательной мотивации; обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание); развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка; воспитание лидерских качеств: умение работать с командой и в команде, способность принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

    Слайд 17

    Методические приёмы интерактивного обучения:

    игры пары и группы «мозговая атака» «общая дискуссия» проекты семинары «общий галдёж» словесные ассоциации воспроизведение информации

    Слайд 18

    «НЕСТАНДАРТНЫЕ» уроки

    Урок- творческий отчет, урок-аукцион, урок-ток-шоу, урок-капитал-шоу «Поле чудес», урок-викторина, урок-КВН, урок-выставка, урок-бенефис, урок-сюрприз, урок-экскурсия, урок-путешествие в прошлое (или будущее), урок-эстафета, урок-соревнование и т.д.

    Слайд 19

    Правила управления успехом на уроке

    1. Уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя поддерживать ученика. 2. Авторитет, личность учителя – залог успеха учащихся. 3. Благоприятный психологический климат на уроке. 4. Способность учителя удивлять. 5. Любовь к детям. 6. Индивидуальный подход. 7. Умение учителя продумывать домашние задания. 8. Комментирование отметки. 9. Коллективная познавательная деятельность на уроке.


    Семыкина Надежда Анатольевна
    Должность: учитель русского языка и литературы
    Учебное заведение: МБОУ "Еткульская СОШ"
    Населённый пункт: Село Еткуль, Челябинская область
    Наименование материала: методическая разработка педагогического совета
    Тема: "Современный урок как основа эффективного и качественного образования".
    Дата публикации: 06.02.2018
    Раздел: полное образование

    Педсовет

    “Современный урок- как основа эффективного и качественного образования»

    План проведения педсовета

    Предисловие- фильм « Новый взгляд на систему образования»

    Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся)

    Мастер-класс и самоанализ

    Деловая игра «Ассоциация»

    Анкета « Стиль преподавания»

    Критерии эффективности современного урока

    Решение педсовета

    Цель : Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока,

    как основы эффективного и качественного образования.

    Задачи:

    · Осознание основных критериев современного урока

    · Повышение интереса педагогов к современным технологиям

    · Осознание необходимости повышения уровня самообразования

    « Урок – это зеркало общей и

    педагогической культуры учителя,

    мерило его интеллектуального богатства,

    показатель его кругозора.эрудиции»

    В.А. Сухомлинский

    1.УРОК ОСТАЕТСЯ!

    (Предисловие)

    Меняются цели и содержание образования , появляются новые средства и технологии обучения,

    но урок остается главной формой обучения. Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими

    цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч

    уроков. Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате

    В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его

    интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия

    определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа

    держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в

    становлении, развитии и педагогов, и школьников.

    Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса:

    учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным

    и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения

    нового, познания окружающего мира.

    Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи

    зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

    Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком

    понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым,

    одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный,

    существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий

    непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий,

    проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный , то он обязательно

    закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

    Любой урок:современный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых

    задач, стоящих перед образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить

    оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.

    Важно другое – нужно понять:

    Что происходит с современным уроком;

    Насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;

    Как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры,

    Как меняется позиция учителя и другие вопросы.

    Современный урок - это прежде всего урок , на котором учитель умело использует все

    возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста,

    глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

    Планируя современный урок мы должны знать:

    Чему учить; ради чего учить; как учить В распечатках представлена система

    дидактических принципов технологии деятельностного метода.

    на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия

    на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества

    на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его

    успеха в будущем!

    Три постулата заложены в основании новой технологии урока.

    Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности

    учителя и ученика».

    Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».

    Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и

    никогда не выступая в виде средства».

    Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального

    влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

    Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения,

    воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться

    каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в

    определенной степени социальный заказ общества системе образования . И что бы ни говорили о

    таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель –

    всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.

    Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на

    который влияет целый ряд факторов. В частности:

    1. Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники,

    которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм

    обучения.

    2. Другой важный проект – переход на предпрофильное обучение в 9-м классе. Это ставит перед

    современным уроком новые задачи.

    3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы города

    поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих

    уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок .

    4. Организация Единого государственного экзамена и его апробация также стали важным событием

    для всей системыобразования. Они предъявляют свои требования к содержанию урока, оценке

    образовательных достижений школьников.

    Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации

    современного урока:

    усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к

    вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;

    практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание

    фундаментальных и практических знаний;

    направленность на развитие мышления, практических навыков;

    расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам

    повседневной жизни;

    дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы

    школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

    3. Сопоставление традиционного и современного урока. (2 команды)

    В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это

    объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового;

    непониманием огромного количества инноваций.

    Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

    Плюсы и минусы традиционного урока (две команды)

    Нападающие – защитники

    (образцы выступлений)

    минусы

    Меняющиеся времена не могут изменить

    лучшее в уроке. То, что накапливалось веками,

    остается ценным всегда. Нельзя обойтись без

    прочных, систематических, глубоких знаний.

    Нельзя обойтись без воспитанной

    традиционным уроком привычки к дисциплине

    и порядку в голове.

    Очень высокая утомляемость учителя, особенно на

    последних уроках, т. к. большую часть урока

    проводит сам учитель

    наша молодость, работа, интересная

    размеренной уверенностью в ее

    необходимости и пользе, интересная жизнь.

    Всю жизнь проводили традиционные уроки и

    вырастили нормальных учеников.

    Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение

    пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с

    каждым годом все меньше и меньше («низкий»

    уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными»

    работать некогда).

    На традиционном уроке легко работать: его

    организация проста, привычна, хорошо

    известна и отработана до мелочей.

    Все большее количество учеников желает учиться в

    классах «выравнивания».

    на коллектив позволяет уделять равное

    внимание и отличникам, и «середнячкам», со

    «средними» учениками работать проще,

    меньше головной боли.

    Постоянное чувство неудовлетворенности из-за

    отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста

    непонимания со стороны учеников и родителей к

    требованиям, предъявляемым учителем.

    Все нормы четко расписаны, легко

    выполняются, никому ничего не надо

    доказывать, всем все понятно: все правильно с

    точки зрения проверяющих, а раз правильно –

    плохо быть не может.

    Недовольство администрации, заинтересованной в

    новом, несоответствие программ, учебников, пособий

    нормативным документам.

    Главные ориентиры традиционного урока –

    коллективное выравнивание, средняя успешность

    (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.

    Большинство учителей отмечает резкое снижение

    интеллектуального уровня учеников на примере

    конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем

    случае, со «средним» и низким уровнем развития.

    При традиционном обучении ученикам, успешно

    закончившим школу, гораздо труднее найти себя в

    окружающей действительности. Среди них гораздо

    больше не состоявшихся личностей. Не случайно в

    последние годы среди учителей родилась шутка. На

    вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или

    троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т.

    к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться,

    выбрать нестандартное решение, принять на себя

    ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому

    среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных,

    чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда

    четко и правильно выполняли указания учителя.

    В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и

    развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному

    учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от

    классических путей познания? почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя, для

    каждого отдельно взятого россиянина. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то,

    что имеем?

    Однозначного ответа нет, так как

    традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история,

    на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

    Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя-

    практики.

    · Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему,

    предпочитают давать уроки в традиционной форме.

    И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет

    времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок –

    как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда

    удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.

    Так может и не стоит ничего менять?

    Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость:

    очень умный человек учится на ошибках других,

    просто умный – на своих,

    а дурак не учится ни на чьих.

    Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше.

    Но лучше человечество становится только тогда, когда качество ума оценивается не по увеличению

    количества владеющих знаниями, а по качеству их отношений.

    Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не

    сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности. В нашей школе работают

    творческие учителя, к этому педсовету было проведено 8 открытых уроков. Времена, когда учителя

    заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

    Время «готовых» уроков постепенно отходит.

    4.Мастер-классы педагогов.

    После обсуждения мастер-классов.

    Практические педагоги не только много и успешно работают, но они хотят и многое изменить в своей

    деятельности, потому что прекрасно видят все ее недочеты. Испытывая колоссальную потребность в

    знаниях, судорожно пытаются разобраться в происходящем, зачастую изменяя то, что в изменении не

    нуждается. Методика проведения урока нарушается включением в его ткань огромного количества

    методов, приемов, о которых кто-то где-то слышал.

    Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам,

    стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной,

    вовлекая в этот процесс своих учеников.

    Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где

    учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые

    фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождаетсяот

    своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

    Игра «Ассоциация»

    Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и

    ощущение комфорта учителем.

    «Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление

    «комфорт» –это обстановка,. обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

    (Работа в группах. . Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетание «современный урок».

    Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт»)

    Результат работы групп.

    К Компетентность

    Критичность

    Креативность

    Культура

    О Органичность,

    основательность

    Отдача, оптимально

    Открытие

    Ответственность

    Образованный,

    осознанный

    М моделирование

    мотивация

    методика

    Ф Фантазия

    формирование

    функциональный фундамент

    О Отдых, осмысленный

    Открытие,

    организованный

    обучение

    Опора, озарение

    Р Радость

    развитие

    Результат, рефлексия

    Творчество

    Критерии эффективности современного урока

    Обучение через открытие

    Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной

    деятельности.

    Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым

    вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

    Развитие личности

    Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

    Демократичность, открытость

    Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие

    при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик

    при этом.

    Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном

    пространстве и поиск путей их решения.

    Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

    Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача,

    пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

    Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно –

    поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

    Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько

    «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт»

    Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое

    позволяет ему либо давать урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо

    давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для

    порождения их ценностей и смыслов

    Анкета « Стиль преподавания»

    Ответьте на вопросы анкеты

    1. Если класс не приведен в порядок

    1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание

    2) не могу начать урок

    2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном

    1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да

    3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

    1) предлагает простор для творчеств

    2)Не вмешивается в мою работу

    3)Дает четкие указания

    4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

    1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда

    5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

    1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой

    6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

    1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему

    3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

    7.По- моему в школьном коллективе важнее всего

    1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина

    1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает

    9. Непредвиденные ситуации на уроках

    1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу

    10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю

    Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.

    Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя.

    Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения,

    прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не

    только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы

    воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность

    своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и

    естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности

    обучения

    преобладание второго варианта ответа указывает на черты

    попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия

    решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль

    деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях

    проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости

    от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство

    тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

    педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и

    конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого

    учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь

    репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно.,

    значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

    Заключение

    Так что же для нас современный урок?

    Требования, предъявляемые к современному уроку

    урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю

    логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.

    строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов;

    диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей

    преподавателя

    должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности

    нацелен на конкретные результаты

    должен иметь рациональную структуру и темп.

    изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.

    должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в

    изменённой ситуации по сравнению с изученной.

    большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём

    решения поисковых задач.

    существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в

    качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для

    поощрения перехода одного уровня развития к другому.

    Основные компоненты

    современного урока

    1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку,

    порядок и дисциплина.

    2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его

    3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем

    4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.

    5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной

    работы и т.п.

    6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа

    урока, для данной темы, для данной группы и т.п.

    7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для

    стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

    8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ

    результатов собственной деятельности по организации урока.(опорная таблица к анализу урока)

    Как подготовить современный урок?

    Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость

    которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний

    интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации,

    приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той

    последовательности, в которой готовится урок. Итак:

    1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его

    тему;определить место темы в учебном курсе;определить ведущие понятия, на которые опирается

    данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;и, наоборот, обозначить для себя ту

    часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на

    урок через призму перспективы своей деятельности.

    2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку

    урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и

    воспитывающие функции урока., УУД- в распечатках.

    3.Спланировать учебный материал. Для этого надо:подобрать литературу по теме. При этом, если

    речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский

    учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание.

    Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач

    наиболее простым способом.

    Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового

    материала;воспроизведение; применение знаний в новой ситуации;применение знаний в незнакомой

    ситуации;творческий подход к знаниям,упорядочить учебные задания в соответствии с принципом

    "от простого к сложному". Составить три набора заданий:задания, подводящие ученика к

    воспроизведению материала;задания, способствующие осмыслению материала учеником;задания,

    способствующие закреплению материала учеником.

    4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление,

    изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может

    быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже

    известному.

    5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности

    будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов

    деятельности учащихся.Главное при группировке материала- умение найти такую форму

    организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие

    6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать:что

    контролировать;как контролировать;как использовать результаты контроля.При этом не забывать, что

    чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же

    показать подлинный интерес учителя к их работе.

    7.Подготовить

    оборудование

    урока.

    Составить

    необходимых

    учебно-наглядных

    пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на

    доске в виде опорного конспекта.

    8.Продумать

    выполнения.

    9 .Подготовленный

    учителей

    начальной

    учителям,

    изменить

    проведению урока.

    Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

    Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

    Хоть выйди ты не в белый свет,

    А в поле за околицей, -

    Пока идешь за кем-то вслед,

    Дорога не запомнится.

    Зато, куда б ты ни попал

    И по какой распутице,

    Дорога та, что сам искал,

    Вовек не позабудется.

    (Н.Рыленков)

    Рефлексия

    на листе бумаги обведите свою ладошку.

    каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

    большой –для меня это важно и интересно …

    средний- мне было трудно (не понравилось)…

    безымянный –моя оценка психологической атмосферы…

    мизинец- для меня было недостаточно…

    Проект решения педсовета:

    Отметить положительный опыт учителей за эффективное применение современных

    технологий и пропаганду опыта работы через систему открытых уроков, педсоветов

    Учителям школы при планировании уроков руководствоваться критериями

    эффективности современного урока.

    3. Всем методическим объединениям выбрать тему работы МО на следующий учебный

    год с учетом методической темы школы.

    4.Педагогам пересмотреть свои темы самообразования и взять тему с учетом

    методической темы школы.

    Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом

    учителей школы путем проведения открытых уроков, выступлений на педсоветах.

    Психологу школы на основе психологической диагностики оказывать адресную

    помощь учащимся, родителями, педагогическому коллективу с целью ориентации их в

    проблемах личностного и социального развития учащихся.

    Начать ведение методической папки учителя. В папку вкладывать методический

    материал по самообразованию, конспекты открытых и успешных уроков. Хранится

    папка в учебном кабинете или в учительской.

    План проведения педсовета. Предисловие «А урок остается!» Предисловие «А урок остается!» Требования к организации современного урока. Требования к организации современного урока. Виды самоанализа современного урока. Виды самоанализа современного урока. Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем – защищаемся») Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем – защищаемся») Мастер-класс учителя Луньковой Л.В. Мастер-класс учителя Луньковой Л.В. Деловая игра «Ассоциация». Деловая игра «Ассоциация». Результаты анкеты учителей «Стиль преподавания» Результаты анкеты учителей «Стиль преподавания» Результаты анкеты учащихся «Школа и я» Результаты анкеты учащихся «Школа и я» Критерии эффективности современного урока. Критерии эффективности современного урока. Подведение итогов педсовета. Подведение итогов педсовета. Решение педсовета. Решение педсовета.


    Цель: · Осознание основных критериев современного урока · Повышение интереса педагогов к современным технологиям · Осознание необходимости повышения уровня самообразования « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции » В.А. Сухомлинский


    Цитата Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.


    Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.


    Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.


    Требования к современному уроку урок Соответствие педагогического замысла задачам урока Микроклимат в учебном процессе Познавательная активность учащихся Развитие интереса к предмету Единство деятельности учителя и учащихся Соответствие типа урока средствам и методам




    Проводя самоанализ урока, каждый учитель должен ответить на следующие вопросы: Характеристика урока, его место в разделе учебного курса. Характеристика урока, его место в разделе учебного курса. Каков тип урока? Каков тип урока? Какие цели, задачи решались на уроке? Какие цели, задачи решались на уроке? Мотивы выбора структуры урока? Мотивы выбора структуры урока? Распределение времени на уроке. Распределение времени на уроке. Базовое содержание учебного материала. Базовое содержание учебного материала. Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока? Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока? Почему выбраны именно эти методы обучения? Почему выбраны именно эти методы обучения? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся? В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний? В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний? Какие средства обучения использовались? Какие средства обучения использовались? За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся? За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся? Реализованы ли все поставленные задачи на уроке? Реализованы ли все поставленные задачи на уроке? Какова интенсивность и эффективность урока? Какова интенсивность и эффективность урока?




    Плюсы минусы Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).


    На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам. на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности


    Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.




    Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. «Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление. «Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление. «Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют. «Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.




    Анкета « Стиль преподавания» Анкета « Стиль преподавания» 1. Если класс не приведен в порядок 1. Если класс не приведен в порядок 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 3) не могу начать урок 3) не могу начать урок 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 1) предлагает простор для творчеств 1) предлагает простор для творчеств 2)Не вмешивается в мою работу 2)Не вмешивается в мою работу 3)Дает четкие указания 3)Дает четкие указания 4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда 5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой 1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 7.По- моему в школьном коллективе важнее всего 7.По- моему в школьном коллективе важнее всего 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина 8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика 8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика 1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 9. Непредвиденные ситуации на уроках 9. Непредвиденные ситуации на уроках 1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю


    Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения


    Преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой


    Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности. Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.












    Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие. Обучение через открытие. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности. Развитие личности. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Демократичность, открытость. Демократичность, открытость. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.




    Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений,навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.





    Педсовет

    “Современный урок- как основа эффективного и качественного образования»

    заместитель директора по УВР

    МОУ « Ларинская СОШ»

    План проведения педсовета

    Предисловие «А урок остается!» Выступление психолога «Урок и здоровье ребенка» Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся) Мастер-класс и самоанализ Мастер-класс Обсуждение уроков (анализ по схеме) Деловая игра «Ассоциация» Анкета « Стиль преподавания»

    9. Выступление психолога с результатами анкеты, проведенной среди учащихся «Учитель и я»

    10.

    9. Подведение итогов педсовета

    10. Решение педсовета

    Цель:

    · Осознание основных критериев современного урока

    · повышение интереса педагогов к современным технологиям

    · осознание необходимости повышения уровня самообразования

    « Урок –это зеркало общей и

    педагогической культуры учителя,

    мерило его интеллектуального богатства,

    показатель его кругозора. эрудиции»

    начинаю про методическую работу школы

    потому что дела нету боле.

    Время, потому что инновация для нас

    Стала острою потребностью

    И, в то же время, болью.

    Нам ли растекаться слезной лужею?

    Личностно - ориентированное обучение сейчас-

    Наша сила, знанье и оружие.

    Учитель - лодка, хотя и на суше,

    Проживет свое пока,

    Много всяких превсяких методик

    налипает к нему на бока.

    А потом анализируя работу проведенную

    Сядет, чтобы солнца близь


    И решает, технологию которую

    Лучше всех хотел бы применить.

    Мы себе вопрос этот задали,

    Но как быть?

    Технологий тыщи,

    А какую выбрать без фальши?

    Перед педагогами задачу поставили

    И, конечно, не забыли чтоб,

    Регулярно семинары проводим

    И итог подведем на педсовете «Современный урок»

    Коллектив наш-это единый ураган

    От него лопаются укрепления врага

    Как в канонаду от пушек перепонки.

    Кто её услышит?

    Разве директор?

    Да и то, если не на совещании, а близко.

    Плохо человеку, когда он один

    Горе одному, один не воин-

    Каждый дюжий ему господин,

    И даже слабые, если двое.

    Коллектив наш - это десятков плечи

    Друг к другу прижатые туго.

    С инновацией успеваемость в небо взмечем,

    Держа и вздымая друг друга.

    Инновации - спинной хребет нашей школы

    Бессмертие нашего дела,

    Единственное, чему мы не изменим

    Мозг школы,

    Дело школы,

    Сила школы

    Слава школы-

    Вот, что для нас инновация.

    1.УРОК ОСТАЕТСЯ!
    (Предисловие)

    Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
    Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
    Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
    Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
    Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный , современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный , то он обязательно закладывает основу для будущего.

    2.Выступление психолога « Урок и здоровье ребенка»

    Откуда пошло слово – урок?

    Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле? Наиболее понятный и привычный смысл (по) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.

    Отсюда же и уроки – это болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.
    За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью , нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза. В специальной литературе стали нормой такие связанные со школой термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия».
    В школах сейчас до 80% детей уже «сломали» свои нормальные физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – в том числе из-за бесконечных нагрузок и перегрузок, которые накапливаются, и будут накапливаться дальше.

    В одном из последних выступлений по центральному телевидению министр здравоохранения привел удручающую цифру: за последний год число больных детей в школах, страдающих хроническими заболеваниями увеличилось на 24%. (Здесь анализ состояния здоровья учащихся школы).
    Каждый новый день современной жизни преподает нам такие уроки, после которых небо становится с овчинку. По данным социологических исследований , количество учителей, осознающих себя жертвами социальных обстоятельств, значительно превысило критический предел. То же самое можно сказать и об учениках. У них все больше атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критичному и мотивированному отношению к действительности. В последнее десятилетие появился специальный термин, обозначающий это явление: виктимизация , т. е. превращение человека в жертву объективных условий жизни.
    Впору задуматься, чего же мы, и учителя, и ученики, недополучили на тех школьных уроках, где нас должны были научить всему. Но почему-то не научили, а наурочили. Или недоучили. А надо ли учить всему? Не проще ли заложить основы знаний для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума


    Виктимность, как ощущение себя жертвой обстоятельств, исподволь, неявно развивается и на уроке. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на его привычную структуру: оргначало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются учителем и превращают ученика в жертву. Противоречия между знанием учителя и незнанием ученика снимаются здесь просто: надо заставить ученика учить, т. е. все усилия направить на превращение ученика в раба знаний.
    Всегда ли это происходит? Нет, не всегда. От кого зависит? От учителя. Было бы наивно возлагать всю вину за превращение человека в жертву обстоятельств на школу и учителя. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.

    3. Сопоставление традиционного и современного урока. (2 команды)

    В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

    Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

    плюсы и минусы традиционного урока (две команды)

    Нападающие – защитники

    (образцы выступлений)

    минусы

    Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

    Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель

    наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

    Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

    На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

    Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания».

    Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

    Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

    Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.

    Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
    Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

    При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

    В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от классических путей познания? почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя, для каждого отдельно взятого Россиянина. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то, что имеем?
    Однозначного ответа нет, так как

      традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя - практики.

    · Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.
    И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.
    Так может и не стоит ничего менять?

    Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость:

    очень умный человек учится на ошибках других,

    просто умный – на своих,

    а дурак не учится ни на чьих.

    Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше.

    Но лучше человечество становится только тогда, когда качество ума оценивается не по увеличению количества владеющих знаниями, а по качеству их отношений.

    Способность учиться, т. е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности.

    4.Мастер-классы педагогов с использованием модульных технологий, проектной методики.

    Самоанализ урока

    Аспекты

    самоанализа

    Вопросы

    для самоанализа

    I. Цели (задачи) урока

    В чём заключается основной замысел проведённого мною урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данном классе? Какие цели (задачи) планировал (а) достичь (решить) в ходе урока?

    Насколько удачно я сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приёмы и способы организации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам личностно-ориентированного подхода, целям (задачам) урока?

    III. Технология работы педагога

    Какие технологические приёмы я использовал (а) для того, чтобы на уроке:

    Актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся;

    Стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности;

    Создавать для учеников ситуации выбора учебных занятий и форм их выполнения;

    Строить учебное взаимодействие диалога и полилога;

    Учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности школьников?

    IV. Результативность проведённого урока

    Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь (решить) поставленные мной цели (задачи)? Насколько проведённое занятие было направлено на:

    а) становление и проявление индивидуальности учащихся;

    б) развитие творческих способностей школьников;

    в) формирование положительной Я-концепции личности учеников;

    г) выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения?

    В чём заключаются достоинства и недостатки моего урока? Что не удалось решить при его проведении? Как можно использовать недостатки урока?

    5.Педагогический анализ личностно-ориентированного урока.

    Схема анализа личностно-ориентированного урока:

    Мотивационно-ориентированный аспект

    1. Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приёмы для этого были использованы?

    Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самостроительству? Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы , цели, задачам и ведущим идеям урока? Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребёнка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для школьников? Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредметные связи? Очевидна ли практическая направленность учебного материала. Какое значение он имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей ребёнка?

    Организационный аспект

    1. Какие педагогические приёмы использовались для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся?

    Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия? Стимулировал ли учитель учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида занятия, формы и способов его выполнения? Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии? Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный темп и стиль ученической деятельности учащихся? Присущ ли домашним заданиям дифференцируемый характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания? Насколько соответствовали технологические приёмы и методы содержанию изучаемого на уроке учебного материала?

    Оценочно-результативный аспект

    Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания? Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у ребёнка индивидуального стиля познания?

    После обсуждения мастер-классов.

    Практические педагоги не только много и успешно работают, но они хотят и многое изменить в своей деятельности, потому что прекрасно видят все ее недочеты. Испытывая колоссальную потребность в знаниях, судорожно пытаются разобраться в происходящем, зачастую изменяя то, что в изменении не нуждается. Методика проведения урока нарушается включением в его ткань огромного количества методов, приемов, о которых кто-то где-то слышал.
    Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.

    Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождаетсяот своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.

    Игра «Ассоциация»

    Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

    «Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление

    «комфорт» –это обстановка,. обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

    (Работа в группах. Розданы словари, энциклопедии. Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетание «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт» )

    Результат работы групп.

    Компетентность

    Критичность

    Креативность

    Культура

    Органичность, основательность

    Отдача, оптимально

    Открытие

    Ответственность

    Образованный, осознанный

    моделирование

    мотивация

    методика

    Фантазия

    формирование

    функциональный

    фундамент

    Отдых, осмысленный

    Открытие, организованный

    обучение

    Опора, озарение

    развитие

    Результат, рефлексия

    Творчество

    Критерии эффективности современного урока

      Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности . Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

    Анкета для учителей: Анкета « Стиль преподавания»

    Ответьте на вопросы анкеты

    1. Если класс не приведен в порядок

    1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание

    2) не могу начать урок

    2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

    1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да

    3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

    1) предлагает простор для творчеств

    2)Не вмешивается в мою работу

    3)Дает четкие указания

    4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

    1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда

    5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

    1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой

    6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

    1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему

    3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

    7.По - моему в школьном коллективе важнее всего

    1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина

    1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает

    9. Непредвиденные ситуации на уроках

    1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу

    10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю

    Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.

    · Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

    · преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

    · преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

    А теперь посмотрим, как оценили нашу работу ученики.

    Выступление психолога с результатами анкеты «Учитель и я» , проведенной среди учащихся 10-11 классов.

    № Вопрос

    1 Я люблю этот предмет

    2 Данный предмет интересен

    3 Нравится, как преподает учитель

    4 Он нужен для будущей работы

    5 Учитель часто хвалит

    6 Он занимательный

    7 Учитель интересно объясняет

    8 Знания необходимы для поступления

    9 У меня хорошие отношения с учителем

    А теперь сравните результаты анкеты, которую заполняли вы с результатами анкетирования детей. Вы видите, что есть над чем подумать. Все ли мы делаем, чтобы на наших уроках детям было интересно, комфортно.

    Заключение

    Так что же для нас современный урок?

    это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность

    Что главное в уроке?

    Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т. д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

    Время «готовых» уроков постепенно отходит.

    Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

    Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

    Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

    Хоть выйди ты не в белый свет,

    А в поле за околицей, -

    Пока идешь за кем-то вслед,

    Дорога не запомнится.

    Зато, куда б ты ни попал

    И по какой распутице,

    Дорога та, что сам искал,

    Вовек не позабудется.

    (Н. Рыленков)

    Рефлексия

    на листе бумаги обведите свою ладошку.

    каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

      большой –для меня это важно и интересно … указательный - я получил конкретные рекомендации… средний - мне было трудно (не понравилось)… безымянный –моя оценка психологической атмосферы… мизинец - для меня было недостаточно…

    Решение педсовета

    Отметить положительный опыт учителей … за эффективное применение современных технологий и пропаганду опыта работы через систему открытых уроков, семинаров, педсоветов Систематизировать опыт учителей школы с целью создания банка идей и единого образовательного пространства на основе принципов личностно-ориентированного обучения. Конкретизировать тему методической работы школы «Применение личностно-ориентированных технологий» Всем методическим объединениям выбрать тему работы МО на следующий учебный год с учетом методической темы школы. Педагогам пересмотреть свои темы самообразования и взять тему с учетом методической темы школы. Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках декад методического мастерства, методических объединений, педсоветов, семинаров. Психолого-педагогической службе школы на основе психологической диагностики оказывать адресную помощь учащимся, родителями, педагогическому коллективу с целью ориентации их в проблемах личностного и социального развития учащихся. Разработать тематику выступлений учителей на следующий учебный год и провести научно-методическую конференцию учителей с целью активизации учебной деятельности, методической, практической работы по данной теме в два этапа:
    I. Обмен опытом учителей (круглый стол).
    II. Творчество учащихся: концерт, спортивные достижения, выставки творчества учащихся Методическому совету разработать схему Портфолио учителя.

    Литература

    Современный урок. Часть III. Проблемные уроки: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – 288с.

    2.Компетентность педагогов - страховка от профессионального застоя

    И. Щербо, директор школы № 000 г. Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации,

    Журнал «Директор школы», № 2, 2003

    3. Материалы Интернет с сайтов «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей»