Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Презентация "Концепция развития математического образования в РФ." презентация к уроку по алгебре на тему Развитие математического образования в школе скачать презентацию


КОНЦЕПЦИЯ развития математического образования в Российской Федерации Крауц Ольга Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 65» г. Кемерово

Концепция развития математического образования в РФ 1. Значение математики в современном мире и в России Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно­технического прогресса Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально­ экономического развития Российской Федерации

Концепция развития математического образования в РФ 2. Проблемы развития математического образования: – мотивационные; – содержательного характера; – кадровые.

Концепция развития математического образования в РФ 3. Цели и задачи Концепции Основная цель: вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.

Концепция развития математического образования в РФ 3. Цели и задачи Концепции Задача российского педагогического сообщества заключается в том, чтобы математика в России стала передовой и привлекательной областью знания и деятельности, а получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Концепция развития математического образования в РФ 4. Основные направления реализации Концепции 1) Дошкольное и начальное общее образование 2) Основное общее и среднее общее образование 3) Профессиональное образование 4) Дополнительное профессиональное образование, подготовка научно­педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, математическая наука 5) Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование

Концепция развития математического образования в РФ Дошкольное и начальное общее образование Система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить: в дошкольном образовании ­ условия (прежде всего предметно­ пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни; в начальном общем образовании ­ широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики.

Концепция развития математического образования в РФ Основное общее и среднее общее образование Математическое образование должно: предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе; обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий

Концепция развития математического образования в РФ Будет преодолена тенденция последних десятилетий по снижению уровня 5. В результате реализации концепции математического образования, достигнуто лидирующее положение российского математического образования в мире математиков Повысится профессиональный уровень работающих и будущих педагогов­ Увеличится доступность математического образования Повысится математическая образованность различных категорий граждан Получат поддержку лидеры математического образования: институты и Повысится уровень фундаментальных математических исследований Проведение прикладных математических исследований в промышленности Повысится общественный престиж математики и интерес к ней. и обороне будут обеспечены кадрами необходимой компетентности. отдельные педагоги

УМК «Перспективная начальная школа» Результат многолетней работы сотрудников РАН, МГПУ, АПК и ППРО, а так же сотрудников РАО. Программа прошла экспертизу в 2002 году в Министерстве образования РФ., полностью соответствует стандартам второго поколения.

Цели изучения математики в начальной школе (стандарты второго поколения и УМК «ПНШ») Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: Математическое развитие младших школьников: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации. Курс математики в УМК «ПНШ» имеет цель не только ввести в ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного навыки ориентации в той реальной минимума начального математического образования, но и дать первоначальные действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а так же предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Цели изучения математики в стандартах второго поколения и в УМК «ПНШ» Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования. Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знаниями в повседневной жизни. Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которое заключается необходимыми для успешного решения в овладении знаниями и умениями, учебных и практических задач и продолжения образования; развитие личности ребенка, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способов деятельности; формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка).

Основное содержание (стандарты и УМК «ПНШ») Содержание курса УМК «ПНШ»­ взаимосвязанное развитие «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными» пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач), и алгебраической.

Основное содержание примерной программы Основное содержание примерной программы представлено в двух частях: содержание курса математики в начальной школе и основные виды учебной деятельности школьника. Преломление видов деятельности в предметном содержании отражено в тематическом планировании в графе «Характеристика деятельности учащихся» Раздел «Тематическое планирование» представлен тремя вариантами: базовым вариантом и двумя вариантами с расширенным изучением отдельных разделов курса.

«Тематическое планирование» (стандарты и УМК «ПНШ») 1. Расширяет представления о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, расширяет эрудицию, воспитывает математическую культуру; Курс математики «ПНШ» имеет цель не только ввести в ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, но и дать первоначальные навыки ориентации в той реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом. Особенностью данного курса является строгое следование математической сути понятий.

«Тематическое планирование» (стандарты и УМК «ПНШ») 2. Усиление геометрической направленности курса во втором варианте планирования способствует более углубленному рассмотрению вопросов, связанных с геометрией. Отличительной чертой курса является значительное увеличение роли изучения геометрического материала и изучения величин, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, т.к. ребенок воспринимает окружающий мир прежде всего как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину.

«Тематическое планирование» (стандарты и УМК «ПНШ») 3. Ориентир на развитие умения работать с информацией. В нем расширен раздел, посвященный работе с данными. Школьники учатся самостоятельно составлять различные схемы, инструкции работать с таблицей (чтение и заполнение таблицы), диаграммой (чтение диаграмм)и т.д. В УМК «ПНШ» дети на каждом уроке работают с информацией, учатся ее анализировать, систематизировать, отбирать нужную, дополнять недостающую. Такая работа ведется при работе над задачами (запись данных в таблицу, использование диаграмм), при изучении величин и т.д. (учет перспективы)

Организация внеурочной деятельности учащихся Стандарты В сборник включены «Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся» по математике. Внеурочная деятельность направлена на расширение и углубление математических представлений учащихся начальной школы и предполагает три направления: 1) участие в кружковой работе, 2) факультативных занятиях и 3) проектную деятельность. УМК «ПНШ» В программе «ПНШ» имеется программа факультативных занятий по математике. Основная цель внеурочной деятельности на факультативных занятиях – изучение окружающего мира математическими средствами. Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные знания на уроках по математике ЗНАНИЯ в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление. Программа факультативных занятия по математике служит продолжением уроков по математике и окружающему миру и предусматривает участие всех учащихся.

УМК «Перспективная начальная школа» Основная дидактическая идея курса – через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. Знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. (Пример: переместительное свойство сложения и умножения 1 кл. ч. 2, стр.8; 2 кл., ч.1, стр.100)

Отличительная особенность курса математики УМК «ПНШ» Практическая направленность: при введении новых понятий анализируется реальная правдоподобная ситуация (Пример: знакомство с понятием площади 3кл. Стр.52,53) Прикладной характер текстовых сюжетных задач, которые можно решить опираясь на те понятия и умения, которые узнали раньше (Пример: 3кл. Стр.78)

Алгоритмическая линия (решение арифметических сюжетных задач) Курс математики имеет прикладную направленность (умение применять полученные знания на практике) Важно не только научить решать задачи, но и правильно формулировать их. Под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи

Каждому ученику должна быть предоставлена возможность: поработать с текстом учебника (поупражняться в самообразовании); самостоятельно поработать над учебным заданием (возможна помощь со стороны учителя или соседа по парте, учитывается мера помощи); поупражняться в коммуникативной деятельности; поупражняться в приемах мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.); поупражняться в целеполагании; дать самооценку своей деятельности на уроке, поупражняться в приеме самоконтроля, самооценке взаимоконтроля и взаимооценке; поупражняться в способности понимать текст, содержащий нужную информацию; текст, содержащий нормативную информацию (инструкцию); поупражняться в речевой деятельности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Крауц Ольга Викторовна, учитель начальных классов

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации



Проблемы развития математического образования:

  • Низкая мотивация школьников и студентов, которая связана с
  • недооценкой математического образования
  • перегруженностью программ техническими элементами
  • устаревшим содержанием;

3. Кадровая. В России не хватает учителей и преподавателей вузов, которые могли бы качественно преподавать математику.


Цель Концепции

вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.

Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.


  • сохранить достоинства советской системы математического образования и «преодолеть серьезные недостатки»;
  • обеспечить отсутствие пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося с применением современных технологий образовательного процесса;
  • модернизировать содержание учебных программ, исходя из потребностей в специалистах различного профиля;
  • повысить качество работы преподавателей математики (от школьных до институтских);
  • усилить материальную и социальную поддержку преподавателей математики;
  • сформировать у учеников и учителей установку: «нет неспособных к математике детей»;
  • стимулировать индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, привлекая к работе учителей с большим опытом работы и др.

Основные направления реализации Концепции

  • Дошкольное и начальное общее образование
  • в дошкольном образовании – освоение воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни;
  • в начальном общем образовании – обеспечение математической активности обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде).

2. Основное общее и среднее общее образование

  • предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;
  • обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность;
  • обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности.

В основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования.

Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, прежде всего привлекая педагогов с большим опытом работы.


В результате реализации концепции будут введены уровни математического образования:

  • первый уровень - для успешной жизни в современном обществе;
  • второй уровень - для профессионального использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности;
  • третий уровень - для дальнейшей подготовки к творческой работе в математике и смежных научных областях.

3. Профессиональное образование

должно обеспечивать необходимый уровень математической подготовки кадров для нужд математической науки, экономики, научно-технического прогресса, безопасности и медицины.

4. Дополнительное профессиональное образование

подготовка научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников.


Реализация Концепции

  • Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий.
  • Реализация настоящей Концепции будет способствовать разработке и апробации механизмов развития образования, применимых в других областях.

План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Богучарском муниципальном районе в 2016 году.

Наименование мероприятия

Семинар-практикум для учителей математики

Предполагаем. срок проведения мероприятия

Место проведения

Май 2016г

Заседание РМО учителей математики на тему: «Реализация Концепции развития математического образования в РФ: математика нужна каждому»

Анализ качества математического образования учителя

МКОУ «Богучарская СОШ№ 1»

Июнь 2016г

Разработка плана ОУ по повышению качества математического образования учащихся

МКОУ «Богучарская СОШ №1»

Июль 2016г

МКУ «Управление по образованию и молодежной политике»

Заседание РМО:

а) «Проблемы математического образования в свете результатов ЕГЭ, ОГЭ»

б) «Экспертиза рабочих программ по математике»

Август 2016г

Общеобразовательное учреждение

Август 2016г

МКОУ «Богучарская СОШ №1»


Разделы концепции Математика в современном мире и в РоссииМатематика в современном мире и в России Развитие системы образования Цели математического образования и его перспективыЦели математического образования и его перспективы Проект системы математического образованияПроект системы математического образования Мероприятия Риски и способы их снижения Индикаторы результата


Математика в современном мире и в России 1. Математикой реализуются и прививаются способы логического рассуждения, планирования и коммуникации, моделирования реального мира. Эти способы являются необходимым элементом общей культуры с более чем трехтысячелетней историей. 2. Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании. Создание элементов современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является, прежде всего, математической деятельностью. 3. Математическое знание, математическая компетентность пользовались большим уважением в России в последние столетия. Российская математика была сильнейшей в мире во второй половине XX в., в частности, вклад советской математики в оборонный паритет компенсировал отставание в компьютерной мощности. Математика, включающая прикладную математику и информатику, сможет обеспечить конкурентные преимущества экономики РФ в XXI веке (и имеет для этого, при должных вложениях, наибольшие шансы среди всех отраслей науки). 4. Математика может стать национальной идеей России XXI века и полем наиболее эффективных инвестиций. Математическое образование должно фактически явиться предметом государственной программы (возможно, интегрированной в другие госпрограммы). Разделы концепции


Развитие системы образования Этот раздел концепции раскрывает ряд принципиальных вопросов, относящихся к развитию математического образования, которые не могут быть решены внутри этого ряда и требуют обращений к общей проблематике системы образования и развития России. К таким общим вопросам относятся, в частности: Общественное осознание и реализация (в том числе – в образовании) приоритетов экономико-социального развития страны, в частности, необходимости научно- технологического, а не чисто «сырьевого» пути. Восстановление авторитета образованности и образования как ценности и блага Воспитание, в частности «воспитание математикой» (интеллектуальная честность, умение выразить свою точку зрения и готовность понять другого). Индивидуальный подход к здоровью каждого, пересмотр норм и ограничений «для всех» Переосмысление роли образования в обществе, сопровождаемое в частности, отказом от обедняющего, одностороннего термина «услуга» по отношению к образованию Отражение в образовательном укладе, образовательной мотивации и образовательной дисциплине современного состояния общества. Прозрачность образовательного процесса, в частности, за счет современных информационных технологий, сокращение запросов от органов управления и отчетов перед ними


Честность, реалистичность (сокращение разрыва между тем, что формально предлагается учащемуся и «официально» считается, что он освоил, и реальностью) Индивидуализация, в частности оценка и анализ не только «абсолютных» результатов, но и индивидуальных достижений Доступность образования, в частности, обеспечение бесплатного (начиная с общественно-приоритетных направлений) дополнительного образования ребенка в том объеме, в котором он его хочет и может освоить, в том числе – с применением дистанционных образовательных технологий Обновление педагогических кадров в современных условиях, когда работа в сфере образования все еще не ощущается как престижная в общественном сознании, но привлекательна и для учителя и для преподавателя, ведущего обучение будущих и сегодняшних педагогов. Эта ситуация может приводить к закреплению в системе образования кадров снижающейся квалификации Обеспечение наилучших условий для работы талантливой молодежи на благо России в условиях участия страны в процессе глобализации. В частности, обеспечение материальной привлекательности преподавательской деятельности в ведущих университетах уже за счет базовой заработной платы Широкое распространение по всей стране деятельности в области культуры, науки и образования, сегодня зачастую сосредоточенной в малом количестве городов и субъектов Российской Федерации


Государственная поддержка зарубежных соотечественников и иностранных граждан, обучающихся в вузах России, международных образовательных программ и мероприятий (олимпиад, конкурсов) на русском языке Использование мировых образовательных ресурсов и аттестационных процедур, в том числе – дистанционных курсов в сочетании с отечественным педагогическим потенциалом Решения, найденные в математическом образовании, могут получить распространение в других сферах. Разделы концепции


Цели математического образования и его перспективы Приоритеты математического образования – это развитие способностей к: логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом материале (от геометрии до программирования); реальной математике: математическому моделированию (построению модели и интерпретации результатов), применению математики, в том числе, с использованием ИКТ; поиску решений новых задачи, формированию внутренних представлений и моделей для математических объектов, преодолению интеллектуальных препятствий; Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования. Деятельность, как основной элемент математического образования, является базовым принципом Концепции. Деятельность может состоять в том числе и в решении задач, доказательстве теорем, приложении математики. Разделы концепции


Проект системы математического образования Этот раздел концепции рассматривает важнейшие компоненты системы математического образования в варианте, который может быть осуществлен в ближайшее десятилетие. А именно: Педагог-математик Непрерывное образование математических лидеров и их роль в системе образования Общественная миссия математика-профессионала Приложение в математическом образовании научного знания в области педагогики и психологии Математика в общем образовании Математика как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения. Математическое просвещение Математика в среднем профессиональном и высшем образовании (подготовка педагогов для дошкольного и начального образования, подготовка учителей математики, д ополнительное профессиональное образования педагогов- математиков, математический бакалавриат, м атематическая магистратура, м атематический компонент в нематематических направлениях подготовки, а ттестация кадров и аккредитация институтов) Управление содержанием математического образования Разделы концепции


Педагог-математик Ключевым участником и фактором системы математического образования является педагог- математик. Он должен обладать не только математическим знанием в форме им воспроизводимого и передаваемого ученикам набора определений, доказательств и рецептов, но в первую очередь быть готовым к решению новых, ранее не встречавшихся (отдельному человеку или человечеству) задач в соответствующих областях, передавать обучающимся математическую модель деятельности. Качество работы и уровень педагога-математика должны проверяться, в первую очередь, независимой экспертизой с помощью анализа деятельности, которая может быть зафиксирована в интернете, направленной на индивидуальное приращение математической образованности каждого обучающегося. Для определения квалификации могут использоваться процедуры выполнения заданий (требуемого от успешных обучающихся), комментирования и оценивания педагогом предъявляемых ему образцов деятельности обучающихся. проект системы математического образования


Математика в общем образовании Для каждого ребенка должен индивидуально проектироваться его «коридор ближайшего развития». Понятие «ребенок, не способный к математике» должно потерять смысл и исчезнуть из лексикона учителей, родителей, школьников и общества. В дошкольном и начальном образовании следует содействовать развитию логико-математических и коммуникативных способностей; использованию математических, логических и стратегических игр, предметных и экранных сред, соревнований. В основной школе интерес к математике будет поддерживаться в том числе и многообразием ее приложений, компьютерными инструментами и моделями. В т.н. системах содержания образования (представленных сегодня соответствующими программами и комплексом учебно-методической литературы) авторы математических компонентов системы должны разделять ответственность за математическое содержание и планирование его освоения в курсах физики и информатики.


В старшей школе будет выделено три потока, обеспечивающих: базовую математическую компетентность для учащихся, плохо освоивших программный материал начальной и основной школы, широкую общекультурную программу математической подготовки для тех, кто показал хорошие результаты в основной школе, но не планирует дальнейшей специализации в областях, требующих математики, углубленное изучение математики для дальнейшей профессиональной деятельности, в том числе – в образовании, ИКТ, исследовательской деятельности. Массовая общеобразовательная школа должна быть обеспечена математиками-педагогами, обладающими математической компетентностью, существенно превосходящей максимум, ожидаемый от учащихся соответствующих ступеней (исключая 10% лучших). Лучшие учащиеся, обладающие устойчивой и результативной мотивацией, должны быть обеспечены: высококвалифицированными педагогами в своей школе, или, возможностью обучения в специализированной школе для детей с той же мотивацией и соответствующими педагогами, или, бесплатным основным, дополнительным и неформальным математическим образованием необходимого уровня, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий.


Важным элементом, поддерживающим престиж математики и интерес к ней в обществе, формирующей мотивацию учащихся, обеспечивающей выявление наиболее перспективных, являются математические соревнования школьников. Должен быть расширен охват ими, как и играми с математическим и логическим содержанием (включая шахматы и шашки) начальной школы. При этом должны реализовываться принципы «соревнование не с соперником, а с задачей», «выигрывает каждый». Учащиеся с низкими академическими результатами, с «накапливающимся незнанием» из социально-незащищенных семей, с ограниченными возможностями здоровья, пропустившие занятия по болезни, должны быть обеспечены постоянной тьюторской поддержкой, которая позволит им вернуться «в основной поток». Это важно как для повышения гарантированного минимума математической компетентности в обществе, так и для повышения эффективности обучения основной массы учащихся. проект системы математического образования


Раздел Мероприятия включает в себя предложения по усилению кадрового потенциала, укреплению и расширению институтов математического образования, модернизации содержания и методов математического образования, организации массовой и профессиональной информационной математической среды Разделы концепции





О Концепции математического образования в России

  • Указ Президента РФ В. В. Путина № 599, от 7 мая 2012 г.

«О разработке Концепции развития математического образования в РФ»


  • Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни.
  • Изучение и преподавание математики играет системообразующую роль в образовательной системе.
  • Качественное математическое образование граждан существенным образом улучшает как их повседневную жизнь, так и экономический потенциал страны и ее обороноспособность.
  • И развитые страны (США, ЕС), и страны, совершающие рывок в технологическом развитии (КНР, Южная Корея, Индия), вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.

Проблемы современного математического образования

Система математического образования, сложившаяся в России, является прямым наследником советской системы, перенявшим как ее достоинства, так и серьезные недостатки. В процессе социальных изменений 1990-х годов обострились имевшиеся и накопились новые проблемы, которые можно условно разделить на следующие группы:

  • Низкая мотивация учащихся и студентов
  • Избыточное единство требований к результатам образования
  • Моральное старение содержания обучения
  • Отрыв вузовского образования от современной науки и общее падение их уровня

  • Стратегическая цель данной концепции

не только восстановить былые позиции ,

но и выйти на качественно новый уровень в математическим образовании и математической науке, что позволило бы России занять одно из лидирующих мест в мировой науке, технологии, экономике.


Для этого математическое образование должно обеспечить:

  • Достижение всеобщей математической грамотности, необходимой для успешной жизни в современном обществе. Подготовку квалифицированных специалистов, способных решать прикладные задачи. Кадровые и научно-технологические потребности отраслей, занятых решением проблем обороноспособности и безопасности страны. Развитие математики, науки и культуры в целом. Поддержку и развитие самой системы математического образования, воспроизводство и совершенствование учительских и преподавательских кадров.
  • Достижение всеобщей математической грамотности, необходимой для успешной жизни в современном обществе.
  • Подготовку квалифицированных специалистов, способных решать прикладные задачи.
  • Кадровые и научно-технологические потребности отраслей, занятых решением проблем обороноспособности и безопасности страны.
  • Развитие математики, науки и культуры в целом.
  • Поддержку и развитие самой системы математического образования, воспроизводство и совершенствование учительских и преподавательских кадров.

  • необходимо ввести три уровня требований
  • необходимо ввести три уровня требований к результатам математической подготовки выпускников, соответствующих их личным и общественным запросам:
  • необходимо ввести три уровня требований к результатам математической подготовки выпускников, соответствующих их личным и общественным запросам:
  • Первый уровень – знания, необходимые для успешной жизни в современном обществе;
  • Второй уровень – знания, необходимые для прикладного использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности;
  • Третий уровень – знания, необходимые для подготовки к творческой работе в математике и смежных научных областях.
  • Необходимо обеспечить каждому учащемуся , независимо от места и условий проживания, возможности достижения любого из уровней математического образования.

  • информационной средой.
  • Совершенствование содержания математического образования должно опираться на опережающее совершенствование подготовки кадров. Содержание и методика преподавания должны учитывать и активно использовать связь познавательной деятельности учащихся с современной информационной средой.
  • Совершенствование содержания математического образования должно опираться на опережающее совершенствование подготовки кадров.
  • Содержание и методика преподавания должны учитывать и активно использовать связь познавательной деятельности учащихся с современной информационной средой.

  • Создание российских баз данных по результатам исследовательской деятельности в области математики и математического образования и на их основе разработка системы измерения эффективности исследовательской работы и преподавания.
  • Обеспечение дополнительного федерального финансирования образовательных программ мирового уровня на основании объективных независимых критериев и экспертных оценок, включающих, в том числе, уровень научных результатов магистров и аспирантов и публикационную активность преподавателей.

  • Увеличение в структуре содержания доли таких разделов как «Геометрия», «Элементы статистики и теории вероятностей», «Логика».
  • Создание механизмов компенсирующего математического образования в виде поддержки школьников во внеурочное время, как в виде очных занятий, так и через сеть интернет-курсов.
  • Допускается отказ от полного дедуктивного построения общеобразовательных школьных программ по математике. Дедуктивный курс математики может лежать в основе обучения на высоком уровне.

  • Для эффективной реализации программы уровневого обучения необходима создание системы мониторинга индивидуальных учебных траекторий обучающихся , начиная с первого года обучения. Создание государственной сертификации достижения уровней школьной математической подготовки
  • Система итоговой аттестации по математике должна оценивать достижение выбранного уровня математической подготовки.
  • Для учащихся, достигших выбранного уровня математической подготовки в основной школе и не претендующих на достижение следующего уровня, на ступени старшей школы должна быть предусмотрена возможность развивающего общекультурного обучения математике.

  • Для учащихся, не достигших к окончанию основной школы, уровня математической подготовки, необходимого для успешной жизни в обществе, дальнейшее математическое образование на старшей ступени средней школы должно проводиться по компенсирующим программам, позволяющим достичь этого уровня и успешно подготовиться к выполнению сертификационных испытаний (?).
  • Вступительные требования к математической подготовке абитуриентов вузов должны быть приведены в соответствие с уровневой системой школьного математического образования.

  • Никакое изменение содержания математического образования не должно сопровождаться сокращением объема интеллектуальной деятельности .
  • Необходимо усиление роли творческих заданий в образовательном процессе
  • Необходимо сохранять лучшие традиции российского математического образования и учительства , которые предписывают найти и раскрыть потенциал каждого учащегося, никогда не оставляя попыток разбудить в учащемся любопытство и вкус к знаниям.

  • Поддержка лидеров математического образования, осуществляющих высококачественную подготовку учащихся школ, а также ведущих активную методическую, просветительскую работу.
  • Создание качественно новой системы непрерывного повышения квалификации и методической поддержке учителей (?).
  • Работа по направленному поиску будущих учителей , повышение привлекательности учительской профессии для наиболее подготовленных студентов математических факультетов университетов и педагогических вузов.

Математическое просвещение, дополнительное образование и популяризация математики

Необходимы следующие меры:

  • государственная поддержка издания популярной математической и естественнонаучной литературы для детей и школьников разных возрастов, а также для взрослых;
  • создание и внедрение массовых популярных лекций по математике и её приложениям на телевидении и в Интернете, радиопрограмм с привлечением ведущих ученых и популяризаторов науки;
  • государственная поддержка энтузиастов популяризации математики на всех уровнях от школьных кружков до всероссийских проектов.

  • Будут также использоваться международные оценки : результаты международных сравнительных исследований и олимпиад, показатели качества математического образования в вузах, используемые в международных рейтингах; индексы цитирования и международные премии, получаемые математиками.
  • Будут оцениваться отношение общества и отношение учащихся к математике, ее достижениям и приложениям, к математическому образованию, к профессиональной деятельности, для которой нужна математическая квалификация.

  • Нет детей, «неспособных к математике». Рекомендация ЮНЕСКО и Международного бюро по образованию говорит о «способности практически каждого человека к определенному уровню математической деятельности». Необходимо предусматривать возможности как для ранней профилизации, так и для гибкого изменения образовательного пути.

  • Будет обеспечено право каждого гражданина России, независимо от возраста, на бесплатное математическое образование, учитывающее его индивидуальные профессиональные, интеллектуальные и культурные запросы.
  • Вузы будут готовить достаточное количество выпускников математической квалификации, необходимой для профессиональной деятельности. В частности, программы углубленного изучения предметов математического цикла в школах будут обеспечивать потребности вузов.

  • Новое поколение учителей математики будет формироваться из студентов университетов, педагогических и иных вузов, которые сознательно выбрали для себя будущую профессию педагога, показали отличные результаты уже в школе и в вузе (?).
  • Математические исследования в российских вузах и исследовательских центрах достигнут уровня, не уступающего ни одной из ведущих мировых держав. Российские математические журналы войдут в число наиболее престижных в мире.

  • Для каждого обучающегося будет обеспечен оптимальный индивидуальный прогресс и поддержание мотивации, отсутствие пробелов в базовых знаниях . Для педагога будет обеспечена возможность автоматизированного измерения этого прогресса по единым критериям (в ходе учебного процесса и ежегодно).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Концепция развития математического образования в РФ. Структура(формы и содержание) математического образования: 1. Дошкольное 2 . Школьное 3. Кружковое 4 . Олимпиадное 5. Вузовское

Дошкольное математическое образование. Цели: З накомство с азами математической культуры; Привитие интереса к дальнейшему познанию окружающего мира. Формы обучения: Простое общение; Индивидуальные занятия.

Математическое образование в школе. Начальная школа(1-4 классы): Обучение обязательно для всех; Унифицировано; Нет необходимости в специализированных классах для одаренных; Возможны вариации программ.

Основная школа(5-7 классы) Введение первичного изучения геометрии с 5 класса; Решение практических задач: на логику, на движение и работу, задачи с целыми числами; Создание базы для дальнейшего, углубленного изучения более сложных понятий.

Основная школа(8-9 классы) Разделение классов(начиная с 8) на математические и нематематические; Возможность смены типа класса в процессе учебы;

Старшая школа(10-11 классы) Дополнительное разделение математических классов на два потока: Математика-основной предмет изучения. Математика-инструмент при овладении будущей специальностью.

Математические кружки, олимпиады, конкурсы. При школах, вузах и образовательных центрах; Дистанционные(заочные) формы факультативной работы.

Выводы. В начальной школе уменьшить идейную и абстрактно-понятийную нагрузку, увеличив время на решение текстовых и практических задач; В основной и старшей школе сохранить задачи на решение уравнений и неравенств; Сдвинуть на более позднее время(лучше убрать) материал, связанный с теорией вероятностей, математической статистикой, комбинаторикой, теорией множеств и логикой. Особое внимание уделить изучению геометрии- уникального по своей роли в математическом образовании предмета.