Ребусы по истории отечества (сборник). Исследовательская работа "ребусы - зарядка для ума" Правила составления и решения ребусов


Где появились первые ребусы.

Происхождение понятия «ребус» связывают с пятнадцативековой Францией. Именно в этом столетии впервые было применено это слово, однако не совсем в том значении, в котором используется в наше время. В пятнадцатом веке слово «ребус» означало юмор, шутливое развлекательное шоу, представляемое на карнавале. Главной темой таких шоу были злободневные проблемы, волнующие все население страны. Шутки должны были быть острыми, точными.

Прошло некоторое время, и стали именовать совсем другие вещи. Те же французы начали давать название «ребус» всем словам, которые были зашифрованы при помощи различных рисунков, букв, а также других слов.

Именно такое в таком значении и воспринимается сегодня слово «ребус». Корнями это слово уходит в самую глубину столетий. Опять же во Франции была скорректирована пословица латинского происхождения «Non verbis sed rebus", которая переводится как выражение: не с помощью слов, а с помощью вещей». Из всего этого набора слов было оставлено только одно для обозначения зашифрованного выражения – слово ребус.

С начала шестнадцатого столетия понятие «ребус» начало широко использоваться и в других странах мира. К примеру, в Англии, Италии, Германии начали многие авторы заниматься составлением ребусов, а люди с удовольствием их разгадывали, обучая и самых маленьких. Выражения, которые передавались при помощи картинок, действительно, полюбились многим. Только не во всех странах. Кроме европейских государств, больше никто проявлял такого бурного интереса к решению подобных головоломок.

На территории России стремительное распространение ребусов началось только к восемнадцатому столетию. Существовал еще тогда такой журнал под названием «Иллюстрация», в котором впервые появились рисунки в виде букв и слогов, а также цифр. Многие стали приобретать журнал для того, чтобы скрашивать время длинными вечерами всей семьей. К разгадыванию ребусов не были равнодушны ни взрослые, ни дети.

С начала 90-х годов девятнадцатого века начал выходить в свет журнал «Ребус». В нем печаталось много полезного материала, посвященного умственному воспитанию и развитию детей с самого раннего возраста, проблемам психологического воспитания.
В нем приводилось много примеров из зарубежного опыта, как происходит воспитание далеко, за границей. Большое количество страниц в этом журнале отводилось для печатания ребусов. За их правильные разгадывания полагались даже денежные призы читателям. Не сложно догадаться, что журнал пользовался огромной популярностью.

Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте, о чем идет речь.

Загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками. Отгадали?

Правильно, это ребус. В нашем понимании ребус - это своего рода загадка, где слово или даже фраза представлены в виде картинок, символов. Считается, что само слово «ребус» родилось из латинской фразы «не словами, а при помощи вещей».

Мы встречаемся в своей жизни с ребусами часто. А знаете ли вы историю появления ребусов?

Началась история ребусов очень давно. В XV веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в XVI веке, такие забавы были запрещены и ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Часто это была загадка, состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И В таком виде ребус дошел и до нас.

В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей. Он пересказывает события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться "иероглифической". В тексте некоторые слова заменены картинками. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.

Всем известный автор "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.

Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" (иллюстрации И. Телятникова). Они были предназначены для взрослого населения. В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы".

В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей. Трудно найти детский журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов. Часто детям задают подобные задания в школе и даже дают задание придумать ребусы.

Независимо от того, кому предназначены ребусы, правила отгадывания их одинаковы. Для того, чтобы правильно отгадать ребус, конечно, надо знать эти правила.

Попробуйте разгадать несколько ребусов, а .

Тайна ребусов.

Ребус (от латинского « rebus » - «при помощи вещей»), представление слова или слога c помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу. Проще говоря, это загадка, в которой разгадываемые слова или выражения в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.

Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Составные ребусы включают в себя рисунки и буквы. Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвящённых, или в случае использования в качестве загадки и развлечения.

Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами Египта и пиктографами раннего Китая. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековый век.

История возникновения ребусов :

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали «о делах, которые творятся». Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов.

Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.

В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития.

В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро , появился во Франции в 1582 году.

В России ребусы появились позднее - в середине XIX века, первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником Волковым в журнале «Нива». В дальнейшем стал выходить специальный журнал «Ребус».

О пользе разгадывания ребусов :

«Мы знаем немало серьёзных людей, - писалось в одном из журналов, которые с удовольствием посвящают часы досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым как отличительную гимнастику для ума…». А так же оттачивает сообразительность, вырабатывает умение довести начатое дело до конца, способствует активизации общения людей.

Загадки-ребусы для детей имеют много положительных моментов:

  1. Способствуют развитию мышления.
  2. Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.
  3. Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.
  4. Тренируют зрительную память, правописание В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных.

Виды ребусов .

  • Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.
  • Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.
  • Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.
  • Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.
  • Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.
  • Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.
  • Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.
  • Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

Правила разгадывания ребусов :

  • слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка
  • названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;
  • если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;
  • если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, не читаются последние буквы;
  • если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;
  • если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;
  • если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;
  • если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5 - опять; 100Г - стог);
  • если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;
  • многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на, под, над, за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог из.

Правила составления ребусов :

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе . Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т.п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т.п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

3. Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком - необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы . В этих случаях употребляется условный знак - запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка - то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д. Например , нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в» . Например : «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:


В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо « восемь » можно прочесть « СЕМЬВО » , а вместо « вода » - « ДАВО » . Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика .

5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из» . Например : «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:

6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за» .
Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу. Например : «фо-на-ри» или «под-у-шка»:

Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил её Насте» - можно изобразить так:

8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по» . Например : «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

9. Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у» . Например : «Л-у-к», «д-у-б»:

10. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца . Например , нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».

11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова . Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую . Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства. Например : «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:

12. Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом - вторая, за ней - третья и т.д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например , нарисован «гриб», читаем «бриг»:

13. Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами . Например , «замок» = «мазок».

14. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может расшифровываться как предлог «К» . Например , «К буквам АП идёт ЕЛЬ» = «КАПЕЛЬ»

15. При составлении ребуса могут использоваться и римские цифры. Например , «сорок А» читаем «сорока».

16. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т.п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».

17. Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например , слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:


Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.

В ребусах возможны и другие знаки: названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» - собачка, «#» - диез, «%» - процент, «&» - амперсанд, «()» - скобки, «~» - тильда, « :) » - смайлик, «§» - параграф и другие.

В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.


«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»

Ребусы - это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

История возникновения ребусов. Первые ребусы появились во Франции в XV веке. В 1582 г. появился первый печатный их сборник. Автором его был Этьенн Табуро (1548-1590). Из Франции на ребусы перешла в Англию, Германию и Италию, но ни в одной из этиx стран не получила широкого развития. В России они появились в 1845 г. в журнале "Иллюстрация".

Слайд 3 из презентации «Ребусы по математике» . Размер архива с презентацией 375 КБ.

Математика 7 класс

краткое содержание других презентаций

«КВН-урок математики» - Два муравья. «Куча» и её седьмая часть. Мякоть арбуза. Предмет математики. Конкурс художников. Конкурс. Посвящение. Конкурс болельщиков. Задача Анания. Русский язык. Разминка. Чёрный ящик. Три девы. Болельщики. Изобрази пословицу. Приятного аппетита. Метаграммы.

«Математика и космос» - Площадь солнечной поверхности. Ракета. Первый человек в космосе. Новые алгоритмы. Вес предмета на Земле. Выход человечества в космос. Площадь поверхности Солнца. Математика и космос. Расстояние от Юпитера до Солнца. Интересные факты. Низко облака бегут. Математика помогла сделать многие открытия. Первые шаги в космос.

«Викторина по математике в 7 классе» - Угол, равный 90 градусов. Цели викторины. Сколько секунд в одной минуте. Как называется результат умножения. Назовите наименьшее трехзначное число. Прямоугольник, у которого все стороны равны. Тройка лошадей пробежала 30 км. Как называется результат сложения. Математическая викторина. Наименьшее четное натуральное число. Первый месяц зимы. Сколько козлят было у «многодетной» козы. Сколько сторон у квадрата.

«Игра по математике в 7 классе» - Финал. Хитрый киоскер. Летела стая гусей. Город великих математиков. Своя игра. Команды. В автобусе ехали 25 человек. Ты мне сын, но я тебе не отец. Французский математик. Имя. Атеткмимаа. Пословицы. Анаграмма. Наука. Назовите имя математика. Нужное дело. Отойди, не трогай моих чертежей. Задача. Витя окончил седьмой класс. Одного не ждут. В комнате 4 угла. 3 яблока.

«Математическая «Своя игра»» - Два одинаковых предмета. Метр. Шутливая игра. Знак корня. Книга для занятий. Укутанная королева. По математике для учащихся 6-8 классов. «Сбежавшие» цифры. Задания. Игра. Часть прямой, ограниченная одной точкой. Закончена. Белый петух. Нарисовать фигуру. Часть числа. Расставить кубики по своим местам. Отрезок, соединяющий две точки на окружности. Карлик нос. Пес босиком. Цифры. Слова заменили на противоположные.

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 18

Тракторозаводского района Волгограда»

VII Международная

учебно-практическая конференция

«Первые шаги»

Удивительный мир ребусов

Выполнила: учащиеся 9 «Б» класса

Васильева Елена Сергеевна

Руководитель: учитель математики

Старцева Татьяна Александровна

Волгоград 2017/2018

Введение - стр. 3 - 4

История возникновения ребусов - стр. 4 - 5

Что означает слово ребус? - стр. 5 - 6

Правила составления и разгадывания ребусов - стр. 6 - 12

Самостоятельно составленные ребусы по математике - стр. 12 - 14

Результаты опроса учащихся 8 «Б» и 8 «А» классов - стр. 15 - 17

Заключение - стр. 17-18

Список используемой литературы - стр. 18

1.Введение.

Математические знания мы применяем не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Нам повезло, что математика нам нравится. Однако трудность для нас составляют задачи, для решения которых надо применить логические рассуждения. Мы читали, что любые свои способности человек может развить, в той или иной мере. Как же развить математические способности? В интернете мы нашла массу высказываний такого характера:

-«Чтобы развить математические способности, необходимо решать задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы и головоломки».

-«Разгадывание ребусов является отличной гимнастикой для развития интеллекта школьника».

-«Разгадывание ребусов прекрасно стимулирует развитие интеллекта, развивает умение делать логические выводы, учит мыслить».

Мы решили, что решение различных головоломок поможет нам развить математические способности.

Тема работы: «Увлекательный мир ребусов».

Актуальность темы: в курсе школьной математики не рассматриваются ребусы, а на уроках математики необходимо решать задачи не только по определённым правилам, но и нестандартные задачи.

Цель: научиться решать математические ребусы.

Задачи:

Найти и изучить различные источники с информацией о ребусах;

Изучить ребусы различных видов;

Исследовать возможные пути решения ребусов.

Создать свои ребусы, используя правила составления.

Создать альбом-папку «Математические ребусы глазами восьмиклассников».

Гипотеза: решение ребусов поможет нам развить логическое мышление.

Проблема : математика всегда считается трудным к восприятию предметом. Отдельным учащимся с трудом удается запомнить правила определения и формулы.
Способности учащихся к запоминанию учебного материала очень разные. Составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным.

Объект исследования: математические ребусы

Предмет исследования: методы и способы составления и решения математических ребусов.

Методы исследования: изучение различных источников информации, анализ, обобщение и систематизация материала.

2. История возникновения ребусов.

Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами Египта и пиктографами раннего Китая. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековый век.Началась история ребусов очень давно. В XV веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в XVI веке, такие забавы были запрещены и ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Часто это была загадка, состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И отгадать такое слово было не так-то просто. В таком виде ребус дошел и до нас. В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей. Он пересказывает события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться "иероглифической". В тексте некоторые слова заменены картинками. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.Всем известный автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном

отображении.Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям. Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" (иллюстрации И. Телятникова). Они были предназначены для взрослого населения. В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы". В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей. Трудно найти детский журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов. Часто детям задают подобные задания в школе и даже дают задание придумать ребусы. Ребусы - это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

3. Что означает слово ребус?

Ребус (от латинского «rebus» - «при помощи вещей»), представление слова или слога c помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу. Проще говоря, это загадка, в которой разгадываемые слова или выражения в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.

Виды ребусов.

Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.

Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.

Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.

Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.

Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.

Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.

Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

4. Правила составления и решения ребусов.

Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Прочтите и запомните эти правила. Для большей наглядности некоторые из них пояснены примерами.

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т.п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т.п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

3. Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком - необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак - запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка - то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т.д. Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

4. Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в». Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:

В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо «восемь» можно прочесть «СЕМЬВО», а вместо «вода» - «ДАВО». Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика.

5. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:

6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за».

Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу. Например: «фо-на-ри» или «под-у-шка»:

Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил её Насте» - можно изобразить так:

8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

9. Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к», «д-у-б»:

10. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца. Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».

11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства. Например: «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:

12. Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом - вторая, за ней - третья и т.д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг»:

13. Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками, направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами. Например, «замок» = «мазок».

14. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может расшифровываться как предлог «К». Например, «К буквам АП идёт ЕЛЬ» = «КАПЕЛЬ»

15. При составлении ребуса могут использоваться и римские цифры. Например, «сорок А» читаем «сорока».

16. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т.п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».

17. Очень часто в ребусах отдельные

слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:

Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.

В ребусах возможны и другие знаки: названия химических элементов, всевозможные научные термины, специальные символы: «@» - собачка, «#» - диез, «%» - процент, «&» - амперсанд, «()» - скобки, «~» - тильда, «:)» - смайлик, «§» - параграф и другие.

В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.

«Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»

5.Самостоятельно составленные ребусы по математике.

Периметр

2.Треугольник

Высота (высоты)

Числитель


5.Знаменатель

Я=Е , П=Н

Ребусы - это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности

6.Результаты опроса учащихся 8 «Б» и 8 «А» классов.

Среди обучающихся 8 «Б» и 8 «А» классов мы провели опрос «Что вы знаете о ребусах?». Для этого была составлена анкета.

Анкета

7.Знаете ли вы где можно применить эти знания?
Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

В ходе работы для восьмиклассников, которые захотели научиться решать ребусы, мы создали памятки с правила решения ребусов. Нами было опрошено 25 человек. В исследовании приняли участие обучающиеся 8 «Б» и 8 «А» классов.

Таблица 1.

Вопрос

Ответы

обучающихся

1. Знаете ли вы, что такое ребусы?

2. Знаете ли вы, когда появились первые ребусы?

3. Умеете ли вы решать ребусы?

4. Хотите ли вы научиться решать ребусы?

5. Интересно ли вам было самим составлять ребусы?

6. Вызывает ли у вас интерес тема урока, который начинается с ребуса?

7. Знаете ли вы где можно применить эти знания?

Рисунок №1. Распределение ответов обучающихся 8 «Б» и 8 «А» классов.

Изучив результаты анкеты, мы убедились в практической значимости проекта, так как обучающиеся захотели научиться решать ребусы. Мы предложили таким ребятам сначала познакомиться с правилами решения ребусов, а затем выбрать понравившееся слово из курса математики и изобразить его в виде ребуса. Все с желанием выполнили эту работу, и мы создали папку-альбом «Математические ребусы глазами восьмиклассников». После выбора темы проекта было решено каждый урок математики начинать с ребуса, который бы заинтересовал нас темой урока, развивал математическое мышление, сообразительность,

вызывал творческую активность. Учитель отмечает, что наш словарный запас пополняется, развивается внимание и образное мышление. Составление ребуса - это умственный труд. Иногда для этого требуется много времени. Но какое удовольствие получаешь, когда ребус разгадан. С детского возраста нужно решать ребусы, это поможет развить математические способности.

7.Заключение.

Решение ребусов помогает нам развивать логическое мышление. Ребусы - это занимательная задача, игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые предложения при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками. Ребус развивает внимание, память. При самостоятельном составлении ребусов развивается логическое мышление и творчество. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что решение ребусов помогает нам развить логическое мышление, подтвердилась.

При выполнении данной работы мы:

Узнали историю происхождения ребусов, их виды.

Изучили правила составления и решения ребусов.

Провели исследование в 8 классах;

Создали памятку «Как научиться решать ребусы», и альбом-папку «Математические ребусы глазами восьмиклассников».

В ходе работы над проектом мы познакомились с литературой и другими информационными источниками по выбранной теме, в которых узнали определение понятию «ребус», информацию об истории происхождения ребусов, о видах ребусов, узнали правила решения и составления ребусов. Работая над проектом, мы научились находить нужную информацию в научной литературе, Интернет-ресурсах, работать с программами: Microsoft Office Word; Microsoft Office Power Point, Eхcel. Мы собрали информацию о ребусах и представили ее в виде презентации. По результатам опроса одноклассников мы убедились в необходимости умения решать ребусы. Ребусы помогают нам в развитии памяти, внимания, логического мышления, развивают мыслительную деятельность, концентрируют внимание. Тренируя ум, мы становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, изобретательным, находчивым, остроумным, а также приобретаем многие другие важные и полезные качества. Ребусы - это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации,

творчества, интеллектуальные способности. Ученики, умеющие решать ребусы - принимают активное участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, викторинах, городских, областных, Всероссийских конкурсах «Кит», «Кенгуру», «Кенгуру-выпускникам» и других.

8.Список используемой литературы:

Городкова Т.В., Елкина Н.В. «Детские кроссворды», М., 2014. - 353с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

Кордемский Б.А. Математическая смекалка. — М.: ГИФМЛ, 1958. — С. 189-194.

Ливинский В. Журнал «Не скучай», стр. 193 - 197.

Лучшие математические игры и головоломки, или самый настоящий математический цирк / пер. с англ. М. И. Антипина. — М.: АСТ, Арель,2009. — С. 123. — 255 с..

Математические шарады и ребусы/Н.В.Удальцова - М.: Чистые пруды, 2010 - 32с.: ил. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика», вып.35).

Мочалов Л.П. Головоломки. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980. — 128 с..

Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - 652 с.

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. - 314 с.

Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецова. - М., 2003.