Фольклорные мотивы и пейзаж в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг". Некоторые особенности пейзажа в рассказе "бежин луг" Бежин луг изобразительно выразительные средства


Иван Тургенев - подлинный мастер слова, который в своих произведениях умело смешивал слова литературного языка и диалектизмы Орловской губернии. Рассмотрим роль описания природы в рассказе «Бежин луг», входящем в замечательный цикл «Записки охотника», знакомство с которым происходит в средней школе.

Особенности пейзажа

Природа занимает в небольшом рассказе Тургенева особое место, словно становится еще одним его действующим лицом. Будучи настоящим патриотом, писатель настолько проникновенно и точно описывает место действия, что у читателя перед глазами оживают подлинно прекрасные картины. Посмотрим, как описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает воплотить в жизнь авторский замысел.

Сначала писатель подробно описывает место действия. Его герой направляется на охоту в Тульской губернии, при этом время действия также указывается - «прекрасный июльский день». Какая же картина встает перед глазами читателей, знакомящихся с рассказом?

  • Раннее ясное утро. Интересно, что, будучи настоящим знатоком народных примет, Тургенев обозначает, что такая погода, как правило, устанавливается ненадолго.
  • Утренняя заря заливается кротким румянцем, будто робкая стыдливая девушка.
  • Солнце - приветливое, лучезарное, доброжелательное, сам образ дарит хорошее настроение.
  • Описывая небо, Тургенев активно использует уменьшительно-ласкательную лексику: «облачка», «змейкой», сравнивает облака с разбросанными по бескрайней морской глади островами.

Картина действительно восхитительная, при этом каждое слово описания природы в рассказе «Бежин луг» дышит искренней авторской любовью и не может оставить равнодушными вдумчивых читателей, вызывает отклик в их душах.

Композиция

Несмотря на то что произведение небольшое по объему, в нем можно выделить несколько смысловых частей:

  • Описание прекрасного утра, которое переходит в погожий день, будто идеально созданный для охоты.
  • Охотник заблудился, вокруг него сгущается тьма.
  • Встреча с мальчиками, мир вновь обретает свои прекрасные краски.
  • Ночь становится торжественной и величавой.
  • Наступает утро.

Краткое описание природы в рассказе «Бежин луг» можно встретить в каждой из этих смысловых частей. Причем везде пейзаж будет живым, психологичным, не просто фоном, но действующим лицом.

Природа и настроение героя

Итак, сначала Тургенев рисует нам картину раннего утра, именно тогда и началась охота его героя на тетеревов. Сама природа словно выражает приподнятое настроение персонажа. Он настрелял много добычи, насладился удивительными пейзажными видами, подышал чистейшим воздухом.

Далее описание природы в рассказе «Бежин луг» становится еще более важным - окружающий мир начинает выражать настроение героя. Он понял, что заблудился. И природа меняется вместе со сменой его настроения. Трава становится высокой и густой, ходить по ней «жутко», появляются отнюдь не приятные человеку обитатели леса - летучие мыши, ястреб. Сам пейзаж словно сопереживает заплутавшему охотнику.

Картина ночи

Наступает ночь, охотник понимает, что он совершенно заблудился, устал и не знает, как выйти к дому. И природа становится соответствующей:

  • Ночь приближается, «словно грозовая туча».
  • Темнота «льется».
  • «Все кругом чернело».
  • Появляется образ пугливой птицы, которая, случайно задев человека, поспешно скрылась в кустах.
  • Мрак становится угрюмым.
  • Жалобно пищит испуганный зверек.

Все эти образы полны психологизма, помогая Тургеневу передать внутреннее состояние своего героя. Заметим, что напрямую очень мало говорится о том, что охотник испуган, устал, начинает испытывать досаду. Все его внутреннее состояние автор выражает через описание природы в рассказе «Бежин луг». И мастерство его поражает.

Поэтому пейзаж становится не просто местом действия, но и способом выразить мысли и переживания героя.

Встреча с мальчиками

В анализе описания природы в рассказе «Бежин луг» отрывок, повествующий о встрече героя с деревенскими мальчишками, имеет особое значение. Заметив в отдалении огоньки, уставший охотник решает выйти к людям, чтобы переждать ночь. Именно так он и встречает простых и бесхитростных мальчиков, которые заслуживают его симпатию и восхищение своей близостью природе, полной искренностью. После разговора с ними меняется и авторское восприятие окружающего пейзажа, исчезает его мрачность, унылость и черные краски. Процитируем: «Картина была чудесная». Казалось бы, ничего не изменилось, все та же ночь, так же герой далек от дома, но его настроение улучшилось, описание природы в рассказе «Бежин луг» становится совсем иным:

  • Небо стало торжественным и таинственным.
  • Окружают персонажей животные, которые издавна считались друзьями и помощниками людей - лошади и собаки. При этом очень важны звуки - если раньше охотник слышал жалобный писк, то теперь воспринимает, как лошади «бодро жуют» траву.

Посторонние пугающие шумы не тревожат героя, рядом с деревенскими ребятами он нашел покой. Поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает не просто воссоздать место действия, но и выразить чувства и переживания героя.

Способы художественного рисования

Для создания картин окружающего охотника пейзажа писатель использует цветовые и звуковые образы, а также запахи. Именно поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» Тургенева получается живым и ярким.

Приведем примеры. Чтобы воссоздать прекрасные картины, открывающиеся взору героя, прозаик использует огромное число эпитетов:

  • «Круглое красноватое отражение».
  • «Длинные тени».

Имеется и большое количество олицетворений, ведь описание природы в рассказе «Бежин луг» показывает ее живым действующим лицом:

  • пыль несется;
  • тени добегают;
  • мрак борется со светом.

Есть в изображении окружающего мира и звуки: собаки «злобно лают», «детские звонкие голоса», звонкий хохот мальчиков, лошади жуют траву и фыркают, рыба негромко плещется. Присутствует также и запах - «запах русской летней ночи».

В небольшом отрывке Тургенев использует огромное число изобразительно-выразительных приемов, которые помогают ему нарисовать подлинно великолепную, наполненную жизнью картину окружающего мира. Именно поэтому можно сказать, что роль описания природы в рассказе «Бежин луг» велика. Зарисовки помогают автору передать настроение героя, который близок по духу самому Тургеневу.

Есаян Карина, руководитель работы Зилова Марина Юрьевна

Анализ эпитетов, цветовых прилагательных, сравнений, олицетворений, метафор в рассказе Тургенева И.С. «Бежим луг» из сборника «Записки охотника». Особенности употребления тропов в рассказе «Бежин луг». Использование средств изобразительности при описании природы, животных, детей, сказочных существ (русалки, лешего), их роль в рассказе. История эпитета. Разные подходы к понятию «эпитет».«Словарь эпитетов русского литературного языка». (Особенности словаря, информация о содержании, образец словарной статьи). Три типа эпитетов: общеязыковые, народно - поэтические, индивидуально - авторские.Метафора как один из основных тропов художественной речи.Олицетворение как стилистическая фигура. Сравнение как средство выразительности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ МОУ СОШ № 3

Исследовательская работа по литературе

« Роль изобразительно-выразительных средств в произведении

Тургенева И.С. «Бежин луг»

Выполнила: Есаян Карина, обучающаяся 7 класса Руководитель работы: учитель литературы Зилова Марина Юрьевна

Ржев 2010 год

Введение:

а). Обоснование выбора темы.

б). Цели и задачи исследовательской работы.

Анализ эпитетов, цветовых прилагательных, сравнений, олицетворений, метафор в рассказе Тургенева И.С. «Бежим луг» из сборника «Записки охотника»:

а). Тургенев И.С. -мастер слова.

б). Особенности употребления тропов в рассказе «Бежин

луг».

в). Использование средств изобразительности при описании природы, животных, детей, сказочных существ (русалки, лешего), их роль в рассказе.

Теория вопроса:

а). История эпитета.

б). Разные подходы к понятию «эпитет».

в).«Словарь эпитетов русского литературного языка». (Особенности словаря, информация о содержании, образец словарной статьи).

г). Три типа эпитетов: общеязыковые, народно - поэтические, индивидуально - авторские.

д).Метафора как один из основных тропов художественной

речи.

е).Олицетворение как стилистическая фигура.

ж).Сравнение как средство выразительности.

Выводы. Могучее оружие писателя - слово!

Тема моей исследовательской работы -

«Роль изобразительно-выразительных средств в произведении Тургенева И.С. «Бежин луг».

Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь наша, - но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.

А.Н. Радищев

В прошлом учебном году я работала над темой «Роль эпитетов в произведении Тургенева И.С. «Бежин луг». Углубившись в это произведение, я поняла, что ограничиться только рассмотрением в нём эпитета невозможно, и решила написать работу на тему: «Роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении». Причём, на примере того же рассказа Тургенева «Бежин луг». Выбор этой темы обоснован моим личным интересом.

Искусству художественного слова нас учат русские писатели. Читая их произведения, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением героев и. подчас забываем, что литература - это искусство слова.

В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление, она достигается благодаря использованию средств художественной выразительности. Доказывать это я буду, рассматривая роль изобразительно - выразительных средств в художественном произведении.

Я считаю эту тему актуальной, так как овладение приёмами и

средствами выразительности и изобразительности обогащает нашу речь и

готовит нас к сдаче ЕГЭ, на котором проверяются умения распознавать и применять эти средства.

Если слово нас удивляет, если оно остановило на себе наше внимание, то, значит, автор хотел, чтобы мы его заметили.

Заинтересовавшись тропами, я решила изучить эту тему подробнее и провести наблюдения над прозаическим текстом, определив роль тропов в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цель моей работы:

Изучить изобразительно-выразительные средства языка.

Наблюдая и исследуя, определить роль тропов в художественном произведении.

Мои задачи:

Рассмотреть и изучить тропы на примере произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг».

Определить, с помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко и красочно изобразить природу.

Методы исследования:

аналитическое чтение литературы и контекстуальный анализ текста,

поисковый метод,

3 Дифференциация по признаку.

Художественное своеобразие тургеневского пейзажа.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» русская природа показана с большой выразительностью. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов; изображение пейзажа насыщено тропами.

В чем же художественное своеобразие тургеневского пейзажа? В чем его неповторимость и прелесть? Вот какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света... всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы...»

Величавая тургеневская ночь пронизана разными звуками: «Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали». Или: «Вдруг, где-то в отдалении раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, звенит. Казалось, кто-то долго прокричал промчался по реке».

А вот как весело и шумно пробуждается у Тургенева ясное летнее утро: звуки колокола».

Любит Тургенев говорить и о запахах изображаемой им природы. К запахам природы писатель вообще неравнодушен. Описывая летний день в «Бежином луге», он замечает: «В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости».

Изображая ночь, писатель говорит и о ее особом запахе: «Темное, чистое небо торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах - запах русской летней ночи».

тихонько потрескивали».

«Вдруг, где-то в отдалении раздался протяжный,

звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушиваешься - и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке». «Все зашевелилось, проснулось, запело, словно... обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола».

чувствуете сырости». «Темное, чистое небо

торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим

таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах - запах русской летней ночи».

Изучение литературы и изучение языка связаны между собой теснейшим образом. Известно, что сам Тургенев превосходно владел несколькими языками, но предпочтение он всегда отдавал русскому языку.

Тургенев использует в произведении разнообразные Языковы средства, и в первую очередь эпитеты, цветовые части речи, метафоры, олицетворения, сравнения.

Описанием прекрасного июльского утра начинается его рассказ «Бежин луг». «С самого раннего утра небо ясно... Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра...» Тургенев показывает, как в течение суток

меняются краски и звуки природы. Я занималась музыкой (играла на фортепиано) и увлекаюсь живописью (посещаю кружок ИЗО), поэтому мне интересно наблюдать за тем, как писатель художественным словом рисует картины природы. Она великолепна, оптимистична. На читателя обрушивается каскад красок, лавина звуков; но они не утомляют, не раздражают, а создают чувство спокойствия, радости. В чём секрет гармонии звуков и красок? Ярок, богат, полон жизни, движения мир природы. Для изображения этого писатель привлекает олицетворения (к ночи «вздымался угрюмый мрак », «странный, резкий, болезненный к рик раздался вдруг);

глагольные метафоры («...тонкий язык света лизнёт голые сучья лозняка...»), эпитеты (« стальные отблески воды», «бесчисленные золотые звёзды»); цветовые части речи: имена существительные («...то уже была синева ночи»): глаголы («ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке»), деепричастия («его /холма/ громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты»); причастия («.. .по зазеленевшим лугам.. .по сверкающим, обагрённым кустам и по реке, стыдливо синевшей из - под редеющего тумана, - полились... потоки молодого, горячего света»), прилагательные («облака... ложатся розовыми клубами», « красным пламенем горели.. .два огонька»).

Картины природы в изобразительных средствах языка.

Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра ко дню, от дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным

изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Значение природы в рассказе «Бежин луг»

Служит фоном жизни героев рассказа - крестьянских детей

Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, предрасполагая их к рассказам о страшном

Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку

Тургенев для создания картин природы использует прежде всего эмоциональные эпитеты, главное содержание которых - чувство, а не образ: кроткий румянец зари, голубоватые полосы, лиловый туман... Эти прилагательные помогают писателю, изображая природу, показать постоянные проявления её полнокровной жизни.

Обилие цветовых прилагательных делает пейзаж Тургенева ощутимым, видимым. «Заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло - багровое, как перед бурей, но светлое и приветно - лучезарное». Тургенев И.С. изображает природу правдиво. На основе выбора писателем цветовых прилагательных, эпитетов читатель может определить, какое время суток изображено.

Для описания ясного летнего дня Тургенев пользуется зрительным эпитетам, потому что ставит перед собой цель показать богатство красок озарённой солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления.

При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств совсем иные, потому, что автор ставит уже совсем другие цели: писателю важно показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство нарастающей тревоги, которое возникло в нём в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Отпадает необходимость использования яркого изобразительного эпитета. Тургенев, как опытный художник слова, пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом в сочетании со сравнением, метафорой, олицетворением. «Ночь, как грозовая туча », «вздымался угрюмый м рак». Картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно убедился, что заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы. Когда охотник выходит на дорогу и видит крестьянских детей, он успокаивается и видит во всём великолепии «тёмное, чистое небо», «бесчисленные звёзды», вдыхает «запах русской летней ночи».

Цветовые прилагательные помогают читателю узнать и время года. Описание лета даётся ярко и красочно. Преобладают прилагательные - «лазурный, лучезарный, золотой, алый, белый, розовый, голубоватый, лиловый, красивый». Они создают тёплый летний фон рассказа.

Цветовые прилагательные в рассказе связаны со всеми сторонами жизни. Есть прилагательные, характеризующие представителей животного мира. Например, лошадь - «впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой - нибудь рыжий космач. с репейником в спутанной гриве». Собака Дианка - английская жёлто - пегая. Карась - « белесоватый, серебряный».

Прилагательные со значением цвета характеризуют людей, называя отдельные детали портретов детей: указывают цвет волос, глаз, бровей. «Это был стройный мальчик... с кудрявыми, белокурыми волосами. светлыми глазами»; «он... выставлял из - под неё (рогожи) свою русую кудрявую головку» (о Ване). «У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные. глаза серые....лиио бледное, рябое »: «но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза». «Его /Илюши/ жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами...». Давая портретную характеристику мальчиков, Тургенев описывает детали их одежды, где тоже прибегает к цветовым прилагательным. «На нём /Феде/ была пёстрая ситцевая рубаха, с жёлтой каёмкой...на голубом поясе висел гребешок». «На нём /Илюше/ были новые лапти и онучи; толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку».

Писатель характеризует детей по одному и тому же плану: отмечает возраст, изображает внешность, передаёт их разговор у костра, выражает своё отношение к ним. Ребятишки автору симпатичны. Несмотря на их невежество, автор изображает их даровитыми, способными, каждый наделён своим характером. Это объясняет употребление автором цветовых прилагательных, вызывающих положительные эмоции. Нет ни одного прилагательного, характеризующего ребятишек отрицательно.

В сказочном нереальном плане цветовые прилагательные характеризуют русалку (нереальное существо) - «Вот зовёт она /русалка/ его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке...». «Она плачет, братцы мои, глаза волосами утирает, а волосы у неё зелёные, что твоя конопля». Лешего - «...такой стоит большой, большой, тёмный. скутанный...»

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. В его пейзажных зарисовках нет никакой искусственности. Даже отбор изобразительных средств, служащих для описания природы, у него, как мы убедились, внутренне обоснован. Так, для описания летнего дня Тургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением

ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой; и олицетворением:

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота... каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе... Я отчаянно устремился вперед... и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания, - и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».

Писатель в данном случае не столько стремится изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном, а своими загадочными звуками порождала самое чувство страха. Так, после рассказа Кости о русалке, вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке. Мальчики переглянулись, вздрогнули...

Представлены единичными примерами: « небо ясно», «облоно лазурны», «жар...силён ». На принадлежность эпитетов к этой группе указывает их краткая форма, инверсия определяемого и определяющего слов и постоянство сочетания определяемого и определяющего слов.

Есть в рассказе несколько примеров авторских эпитетов: « на смутно - ясном небе», «вихри - круговороты », « приветно-лучезарное ».

Самыми распространёнными в тексте эпитетами являются эпитеты общеязыковые: « начинали густеть и разливаться холодные тени», « лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге» и другие.

И. С. Тургенев придавал большое значение признакам предметов, роли определений при передаче внутреннего состояния героев. Когда речь идёт об обычных человеческих эмоциях и их оттенках, Тургенев избегает резких, кричащих эпитетов. Любовь к народу неразрывно связана у писателя с проникновенной любовью к природе. Тургенев никогда не стремился искусственно прикрашивать описания природы: он понимал прелесть и своеобразие русского пейзажа, для изображений которого нужны были точность и строгая простота. Этому он учился у своих предшественников Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Пейзажные зарисовки писателя ясные, залитые солнечным светом, полные радостного утверждения красоты жизни.

Каждый писатель стремится к тому, чтобы его эпитеты производили свежее

опйи^тпоимр Ллгтмгартго атл ппмпо лилм гплгл^илгтил г! мгатопа □ м hotl т^ uto ли

LMI4» IU UI4.I 1МС vil

описывает, как бы заново. Он словно поворачивает к читателю изображаемый предмет необычной стороной, заставляет заметить в нём то, чего не замечали раньше. Чтобы увидеть и передать красоту природы, нужны не семь цветов школьной палитры, а тона, полутона, движения и переходы цвета, света, очертаний. Обратим внимание на то, как это сделано в описании природы на страницах рассказа Тургенева. «Солнце - не тускло - багровое...,но приветно - лучезарное...». «Облаков золотисто - серых...», «цвет небосклона... бледно - лиловый», «Бледно - серое небо светлело...».

Даже свет, и тот обретает мгновенно меняющуюся окраску: «полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света...». «Летучие мыши уже носились...,кружась и дрожа, на смутно - ясном небе». Тургенев использует конструкции с двойными эпитетами, где последний эпитет усиливает предыдущий, уточняет смысл, способствует созданию ритма повествования («солнце... приветно - лучезарное »).

Итак, мы видим, что эпитет и многие цветовые прилагательные обозначают субъективное, временное, нужное автору в данный момент свойство предмета. Эпитеты могут быть привычными, взятыми как бы напрокат у предшественников, а могут быть новонайденными, свежими.

Исследуя рассказ «Бежин луг», я убедилась в мастерстве писателя, в его чуткости к слову. Я поняла, что такое простое, на первый взгляд, средство изобразительности, как эпитет, действительно, может творить чудеса. Роль эпитетов и цветовых прилагательных в рассказе Тургенева велика, даже уникальна. На них строится всё описание.

История эпитета

Рассуждения о роли эпитетов, их назначении встречаются ещё в работах учёных и мыслителей античности. Выяснение природы эпитетов занимало умы многих выдающихся филологов 19 - начала 20 веков: Буслаева Ф.И., Веселовского А.Н., Потебни A.A. и других исследователей языка и поэтики. В более позднее время к изучению эпитетов обращались видные лингвисты и языковеды: Жирмунский В.М., Томашевский Б.В., Евгеньева А.П. и другие.

Я прочитала, что существует немало специальных работ, в которых рассматривается употребление эпитетов классиками русской литературы - Гоголем Н.В., Лермонтовым М.Ю., Тютчевым Ф.И., Тургеневым, И.О., Есениным С.А., Блоком A.A. и что эпитет как традиционный приём стилистики издавна занял прочное место в различных исследованиях художественной речи. Интересно, что не только поэты, но и прозаики обращаются к этому образному определению и активно используют его возможности.

Законченного и общепринятого определения эпитета пока не существует. В науке нет единого взгляда на само понятие «эпитет». Термин этот используется в разных смыслах. Одни исследователи придерживаются узкого понимания термина «эпитет», относя его к явлениям чисто стилистического порядка. Эпитеты, по их мнению, г определяющие слова, обладающие особой художественной выразительностью, выражающие чувства автора к изображаемому предмету, создающие живое представление о предмете и т.п. Значит, перед нами не просто определение, а художественное определение - яркое, выразительное, нужное только в этом случае. Такое определение называется эпитетом. Он живёт на страницах художественных произведений, в художественном тексте и в устной художественной речи, помогает ярче представить героя, событие.

Мне кажется, это самый используемый писателями приём. Иногда одним удачным определением автор развёртывает перед читателем целую картину.

Таким образом, эпитет в этом понимании - только красочное, образное определение, возникающее обычно на основе переносного значения слова. С этой точки зрения, например, прилагательные голубой, серый, синий и т.п. в сочетании со словом «небо» не могут быть названы эпитетами; ими служат прилагательные свинцовый, стальной, янтарный и т.п.

Другие учёные рассматривают термин «эпитет» в широком смысле. При этом учитывается, что эпитеты свойственны не только поэзии, но и прозаической, даже обиходно - разговорной речи. Нелегко провести чёткую грань между художественным и нехудожественным определением, потому что экспрессивно - образную функцию могут выполнять и нейтральные, обычные слова.

Так что же такое эпитет?

В справочнике лингвистических терминов Розенталя Д.Э. и Теленковой МЛ. (М. «Просвещение» 1972г.) даётся следующее определение:

Эпитет (от греч. - приложение). Художественное, образное определение, вид тропа. При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное (чёрная тоска), но и существительное - приложение (бродяга - ветер, Мороз - воевода, старик океан), а также наречие, метафорически определяющее глагол («Гордо реет Буревестник» Горький М.).

В «Школьном поэтическом словаре» Квятковского Александра Павловича (М. «Дрофа». 2000г.) читаем:

«Эпитет - в собственном смысле образная характеристика какого - либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного»... всегда прилагательного. Автор Словаря не соглашается с теоретиками литературы, которые придают эпитету расширительное значение стилистической фигуры, выражаемой разными частями речи. Но отмечается, что иногда роль эпитетов играют эпитетные местоимения, выражающие превосходную степень какого - либо состояния (Ведь были ж схватки боевые,// да говорят ещё какие !)

Эпитет в школьной программе рассматривается как художественное определение, обычно выраженное прилагательным или сочетанием слов, которое воздействует на наше чувство, наше воображение, нашу мысль. Эпитеты всегда окрашены чувством самого автора, показывают его отношение к тому предмету или понятию, о котором идёт речь.

«Словарь эпитетов русского литературного языка»

Я работала со «Словарём эпитетов русского литературного языка», его автор - Горбачевич Кирилл Сергеевич. (Санк - Петербург. «Норинт. 2001 .)Словарь содержит около 600 словарных статей, объединяющих около 50 000 эпитетов. Словарь Российской Академии наук Института лингвистических исследований рассчитан на широкий круг читателей.

Словарь сохраняет преемственность в названии и структуре Словаря Горбачевича К.С. И Хабло Е.П. (Ленинград. 1979 год). В словарь введены около 200 новых, опорных слов и несколько тысяч ранее не зарегистрированных эпитетов. Основными источниками Словаря эпитетов явились художественные и общественно - публицистические произведения русской литературы - от Пушкина до наших дней. Кроме того были

использованы различные словари и справочники: «Словарь синонимов русского языка», «Эпитеты литературной русской речи» Зеленецкого А. (М. 1913 г.), Толковый словарь живого великорусского языка» Даля В.И. (СПб., М., 1880 - 1882), «Словарь языка Пушкина» (М., 1978) и др.

Словарь состоит из Предисловия, в котором сообщаются общие сведения о словаре, построении словарной статьи, даются стилистические и грамматические пометы (нар.- поэт., устар., истор. и др.).

Словарная статья Словаря эпитетов открывается заголовочным словом - существительным в именительном падеже единственного числа. Если заголовочное слово употребляется только или как правило во множественном числе (это в особенности относится к парным существительным), то в этой форме оно и приводится в словарной статье. Например: Брови. Губы. Плечи.

Отбор заголовочных слов осуществляется на основе учёта двух основных принципов:

Употребляемость слова;

Обилие и разнообразие эпитетов для данного слова;

При составлении списка заголовочных слов использованы толковые и частотные словари современного русского языка и специально составленная для данного словаря картотека, позволяющая судить о количестве эпитетов для того или иного существительного. Некоторые включённые в Словарь существительные не являются сейчас активно употребляемыми словами (например, очи, уста). Помещение таких слов в словарь мотивировано их особой ролью в поэтической речи и своеобразием набора эпитетов по сравнению с их общеупотребительными синонимами.

Образец словарной статьи.

Эпитет. Банальный, бесцветный, бранный, броский, верный, витиеватый, восторженный, выпуклый, выразительный, вычурный, громкий, ёмкий, живописный, заезженный, замысловатый, затасканный, затейливый, избитый, изысканный, изящный, индивидуальный, истасканный, картинный, колоритный, красочный, кричащий, кудрявый, ласкательный, лестный, меткий, модный, неожиданный, неповторимый, образный, опошленный, оригинальный, площадной, подходящий, позорный, постыдный, причудливый, пышный, редкий, редкостный (разг.), рельефный, самобытный, своеобразный, своеобычный, смелый, сочный, справедливый, стандартный, стереотипный, стёртый, точный, трафаретный, тривиальный, тусклый, удачный, хвалебный, цветистый, шаблонный, штампованный, энергичный, эффектный, язвительный, яркий.

Сокрушительный, щегольской,

Условные знаки:

(звёздочка) - звёздочка предшествует рубрике, включающей редкие, индивидуально - авторские, эпитеты. ❖ (чёрный ромб) - чёрный ромб предшествует перечню так называемых логических (терминологических, бытовых и пр.) определений.

Обратившись к Словарю эпитетов, знакомимся с тремя типами эпитетов: общеязыковыми, народно - поэтическими и редкими, индивидуально - авторскими.

Общеязыковые эпитеты - это наиболее многочисленная группа слов. У некоторых существительных (например, лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) зафиксированы сотни характеризующих определений. Среди них прилагательные и со свободным значением, и со связанным. В числе общеязыковых эпитетов есть слова, употреблённые в прямом и переносном значении, стилистически нейтральные и с яркой стилистической окрашенностью. Сравним: полная тишина и могильная (перен.) тишина; тёмный дуб и черноголовый (перен.) дуб; нестерпимая боль и жуткая (разг.) боль; сильный мороз и ядрёный (простореч.) мороз. Характерными признаками общеязыковых эпитетов служат относительная устойчивость связи между определяющим и определяемым словами, воспроизводимость подобных словосочетаний, неоднократность употребления их в литературном языке.

Народно - поэтические эпитеты пришли в литературный язык из устного народного творчества. Их основная черта - постоянство и ограниченность сочетаний определяющего с определяемым словом. Типичными примерами служат словосочетания: чистое поле, синее море, буйный ветер, красное солнце, горькое горе, серый волк и т.п. Многим народно - поэтическим эпитетам свойственны следующие особенности:

Употребление прилагательного в краткой форме (сыра земля, чисто поле);

Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);

Инверсия определяющего и определяемого слов (ветры буйные, ноги резвые, горе горькое).

Третий тип - это редкие, индивидуально - авторские, эпитеты. В их основе лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации, поэтому они обычно не воспроизводимы, их употребление носит окказиональный характер. Однако при определённых условиях (авторитет писателя, яркость, свежесть образа и т.д.) эти эпитеты могут перейти в разряд общеязыковых. Такий образом, граница между общеязыковыми и индивидуально - авторскими эпитетами условна и подвижна. В словаре приводятся примеры из произведений русских писателей: «голубое настроение», «голубая радость» (Куприн А.И.), «мармеладное настроение», «матыльковая красота», «слезливое утро» (Чехов А.П.), «картонная любовь» (Гоголь Н.В.), «овечья любовь» (Тургенев И.С.), «цветастая радость» (Шукшин В.М.) и другие.

В статье к словарю я узнала, что значительное место среди редких эпитетов занимают сочетания противоположных, контрастных, несочетаемых понятий - оксюмороны. Алогичность соединения слов создает психологический эффект, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Функции таких эпитетов сходны с приёмом антитезы. Как пример в Словаре эпитетов читаем: «седая юность» (Герцен А.И.); «радостная печаль» (Короленко В.Г.), «ненавидящая любовь» (Шолохов М.А.); «грустная радость» (Есенин С.А.); «тоскливая радость» (Горький М.); «сладкая грусть (Куприн А.И.). Включение индивидуально - авторских эпитетов в Словарь обогащает читательское представление о возможностях образного употребления слова, показывает яркие писательские находки.

Словарей метафор, олицетворений, сравнений не существует, поэтому вопрос об этих тропах я рассматривала в справочнике по современному русскому языку и школьном поэтическом словаре Квятковского А.П. Информация, представленная о них значительно скромнее.

Метафора

Метафора - переносное значение слова, основанное на употреблении названия одного предмета, явления, процесса вместо другого по сходству каких-то признаков; скрытое сравнение.

Метафорическим слово или выражение становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а переносном значении. Метафорические состояния или действия выражаются в форме глагола, существительного, прилагательного.

Метафорическое выражение, раскрывающееся на протяжении большого отрезка, называется развёрнутой метафорой.

С точки зрения стилистической окраски и использования в языке метафоры делятся на 3 группы:

Метафоры, утратившие образность, которая была при переносе названия (ушко иголки; корень слова; часы идут).

Метафоры, сохраняющие в языке образность (солнечные ванны; бисерный почерк; надёргать цитат).

Олицетворение

Олицетворение - разновидность метафоры, в которой неодушевлённые предметы, явления наделяются свойствами живых существ, человеческими чувствами, мыслями, речью.

Сравнение

Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий и состояний, обладающих общим признаком. Эта стилистическая фигура помогает образно представить сравниваемые предметы.

Формы сравнения многообразны:

Сравнительный оборот с союзами как, словно, будто, что, чем и другими.

Фразеологические обороты.

Существительное в роли именного сказуемого с сравнительными союзами.

Сравнение при помощи родительного падежа.

Существительное в дательном падеже со словом подобно.

Существительное в форме творительного падежа.

Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения с союзами как, словно, будто.

И некоторые другие формы.

Выводы

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. В его пейзажных зарисовках нет никакой искусственности. Даже отбор изобразительных средств, служащих для описания природы, у него, как мы убедились, внутренне обоснован.

Иван Сергеевич учит не только любить родную природу, но и видеть её, своими описаниями он как бы заставляет читателя раскрыть глаза на то, мимо чего скользил его взгляд.

Любовь к народу неразрывно связана у писателя с проникновенной любовью к природе. Тургенев никогда не стремился искусственно прикрашивать описания природы: он понимал прелесть и своеобразие русского пейзажа, для изображений которого нужны были точность и строгая простота. Этому он учился у своих предшественников Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Пейзажные зарисовки писателя ясные, залитые солнечным светом, полные радостного утверждения красоты жизни.

По словам Фёдора Ивановича Буслаева, Тургенев И.С., верный ученик Пушкина A.C., «наследовал от него ту же чуткость, ту же пламенную любовь к родному слову». Глубокое уважение и любовь к родному языку были привиты Тургеневу с детства. Эту любовь к «великому, могучему, правдивому и свободному» русскому языку он нёс в своём сердце всю жизнь.

Исследуя рассказ «Бежин луг», я убедилась в мастерстве писателя, в его чуткости к слову.

«Где сказом, а где показом» - была такая поговорка на старой Руси. Невольно вспоминаешь её, когда задумываешься о работе писателя над словом. Могучее оружие получил вместе с речью человек! Слово способно не только передавать мысль во всех её оттенках, но и рисовать, изображать. Эта изобразительная способность слова - великое подспорье для поэта. Живой «показ» всегда убедительнее отвлечённых рассуждений.

Использованная литература.

«Краткий справочник по современному русскому языку» под редакцией Леканта П.А. (М. «Высшая школа» 1995).

«Справочник лингвистических терминов». Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. (М. «Просвещение» 1972).

«Школьный поэтический словарь». Квятковский А.П, (М. «Дрофа» 2000).

«Словарь эпитетов русского языка». Горбачевич К.С. (СПб. «Норинт» 2001)

«Читая Пушкина» .Рождественский В. А. (Л. «Детская литература» 1962).

«Записки охотника». Тургенев И.С. (М. «Детская литература» 1954).

«Записки охотника» Тургенева И.С.» статья Дубовикова А. (Вступительная статья к сборнику)

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации


Контрольная работа.

ТЕМА: ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ И ПЕЙЗАЖ В РАССКАЗЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»


Исполнитель:

Овчинникова О.Д.

Студентка 2 курса

Группы 204Л


Екатеринбург 2011

ПЛАН


1. Введение

1 Функции пейзажа

2 Функции цвета и звуков в описании природы

3 Художественно-изобразительные средства, создающие образ природы

Фольклорные мотивы

1 Фольклорные персонажи - правда или вымысел?

2 Влияние народных поверий на судьбу Павлуши

Заключение

Список использованного материала


1. ВВЕДЕНИЕ


«Бежин луг» - один из двадцати пяти рассказов, входящих в цикл «Записки охотника», впервые изданный в 1852 году. Обратимся к истории создания очерков «Записок охотника». Еще в 1847 году Иван Сергеевич Тургенев уезжает за границу, где и было написано большинство очерков «Записок охотника». Сам Тургенев говорит: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право <#"justify">В рассказе «Бежин луг» большую роль в понимании концепции очерка играют описания пейзажа и фольклорные мотивы. О них подробнее далее.

мотив фольклор пейзаж рассказ бежин луг


2. ПЕЙЗАЖ


Как уже было указано выше, пейзаж занимает важное место как во всем цикле «Записки охотника», так и в рассказе «Бежин луг» в частности. В рассказе «Бежин луг» несколько зарисовок описания природы, но наиболее значимыми из них являются описания в начале и в конце произведения. Я считаю, что это не случайно. Таким образом «обволакивая» свое произведение, автор не оставляет нам повода усомниться в реальности происходящего в рассказе.

Пейзаж, тем более детализованный, как нам известно, всегда наполняется автором-классиком определенным смыслом, описание несет в себе функции, помогающие развитию сюжета. В «Бежином луге» можно выделить несколько таких функций. Первая функция - психологическая. Картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира рассказчика; посредством пейзажа передается эмоциональное состояние не только рассказчика, но и мальчишек, рядом с которыми ему выпало провести ночь. В начале произведения мы погружаемся в прекрасный июльский день, где и приветливое солнце, и легкий небосклон - все благоволит хорошему настроению рассказчика. Но чем ближе ночное время, чем больше осознание рассказчика, что он заблудился, тем больше сгущаются краски и начинают преобладать темные тона в описании. К тому времени, когда человек уже встречает мальчишек, царит ночь, и лишь костер и разговоры ребятишек оживляют мглу. В конце произведения идет описание утра: бледно-серое небо, сырая земля, пыльная дорога, алый свет - это описание задает минорный тон, ведь оно предшествует вести о том, что Павлуша, самый храбрый из ребят, убился, упав с лошади.

Вторая функция - характеристика места и времени сюжетного действия. Несомненно, действие происходит в России во времена, когда было распространено крестьянство, т.е. это года, современные самому рассказчику. События происходят летом, в июле, в Бежином луге, как называли его в народе. Так же указываются некоторые другие локальные географические названия, которые усиливают впечатление о том, что такое событие в действительности имело место быть.

Цвета и звуки в описании природы помогают передать автору свои ощущения в восприятии этого события и воплотить идеи и концепции произведения. Несмотря на то, что каждый человек воспринимает цвета и звука индивидуализировано, Тургеневу удалось воплотить в произведении общую концепцию и задать эмоциональный тон каждому из описаний природы. Вероятно, каждый отдельный человек представляет себе по-разному описываемые в рассказе события, у него возникают свои особенные ассоциации, но в целом, с помощью цветов и звуков, передаются то радостные, то печальные, то пугающие картины.

Основные используемые в описании пейзажа цвета - это белый (светлый), черный (темный), синий, красный и серый. Белый используется для обозначения радостных моментов, к примеру, небо ясное; высокими белыми столбами, в сухом и чистом воздухе, в воздухе, еще светлом; низенькой белой церковью. Темные тона трепещут душу рассказчику и пугают мальчишек; не случайно под покровом ночи рассказываются жуткие истории и легенды о нечисти, грезятся тени в темноте. К примеру, над страшной бездной; почти потонувшие во мгле; едва прозрачный сумрак ночи; стальные отблески воды - все это наводит суеверный ужас и страх перед ночным временем суток. Синий цвет в произведении отражает глубину, к примеру, глубоко прозрачными рукавами ровной синевы; синевы между ними уже не видать: но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой; побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи; по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана. Красный - отражение красоты, но в некоторых эпизодах это символ крови, к примеру, утренняя заря не пылает пожаром: она разливается коротким румянцем; солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-бордовое; круглое красноватое отражение, по сверкающим, обагренным кустам; полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света. Серый цвет символизирует печаль, он присутствует только в конце произведения: бледно-серое небо светлело, холодело.

Звуки, в отличие от цвета, менее распространены в рассказе «Бежин луг». Основная доля звуков в произведении выпадет на ночное время. «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке. Мальчики переглянулись, вздрогнули…». Данный абзац является ярким примером использования звука в композиции. «Непонятные ночные звуки» несут на себе функцию проверки храбрости мальчишек и порождают догадки о месте их происхождения: кто говорит, что это проделки нечисти, а кто находит этому вполне рациональное объяснение.

Что касается художественно-изобразительных средств, то можно выделить следующие наиболее употребляемые автором: детализация, эпитеты, метафоры, олицетворение, а также инверсия и градация. Детализация - наиболее распространенное средство в описании пейзажа. Рассказчик подмечает каждую деталь: церковь, бугорок, кустик, цвет, оттенок. Даже мальчики описаны настолько детально, что по его рассказам нетрудно восстановить картину на листе бумаги. Для создания более детального образа также указаны названия, некоторые из них, как бы невзначай, являются воспоминаниями рассказчика. Второе художественно-изобразительное средство - эпитеты, которыми изобилует произведение: золотые потоки, задымившаяся река, запоздалый ястребок, низенькая белая церковь. Эпитеты придают тексту красочность и выразительность. Третье средство - метафоры: лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы, полились потоки света. Четвертое средство - олицетворения: солнце спокойно взошло на небо, ветерок пошел бродить и порхать, принеслись звуки колокола. Олицетворение служит для сближения природы с душой рассказчика, они становятся единым целым, и эмоциональные состояния природы и рассказчика сходны. Инверсия (отсырела земля, запотели листья) и градация (алые, потом красные, золотые потоки) добавляют тексту поэтичности, эмоционального накала. Хотелось бы отметить еще одно важное средство создания пейзажа - символы. Если вдуматься, их немало. К примеру, когда рассказчик заносит ногу над пропастью - это символ шаткости границы между днем и ночью, между жизнью и смертью, между реальностью и вымыслом. Таким образом, использование художественно-изобразительных средств необходимо для создания грандиозного описания пейзажа, который вызывает интерес и трепет в душе читателя.


3. ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ


Многие писатели, как классики, так и современники обращаются к фольклорным традициям.

Интерес этот не случаен, так как только через фольклор раскрывается душа русского человека, его быт, его языческое начало, его страх перед непознанным, его сила добра в борьбе со злом.

Тургенев также широко употреблял фольклорные мотивы в своих произведениях, рассказ «Бежин луг» является ярким тому подтверждением. «Бежин луг» входит в круг детского и подросткового чтения и интересен подрастающему поколению, потому что с течением времени интерес к «страшилкам» не иссяк, разве что крестьянские дети 19 века были более суеверны в этом плане.

Я не считаю, что рассказы были выдумкой ребят. Легенды и поверья передаются из уст в уста через многие поколения, они не только пугают ребят, но и выполняют дидактическую функцию, предостерегая от возможных опасностей.

В рассказе «Бежин луг» в гармоничном синтезе находится рациональное и вымышленное.

Один из мальчиков рассказывает о солнечном затмении - явление вполне реальное, поддающееся законом физики, но жители относятся к нему как к каре, как к пришествию на землю страшного существа - еще сильно средневековое сознание у крестьянского народа.

В рассказе употребляется много фольклорных персонажей - леший, домовой, русалка, водяной, с ними соседствуют рассказы об умерших людях и воплотившихся в бродящие души.

Но самый страшный, на мой взгляд, рассказ о барашке, который топтался на могилке и говорил человеческим голосом. Но все это можно объяснить тем, что многие очевидцы этих событий, по словам мальчиков, были «хмельные».

Природа и фольклор находятся в тесной взаимосвязи: во время рассказов страшных историй доносятся издалека страшные, непонятные ночные звуки, вокруг появляются тени, шуршат камыши.

Одним из переломных моментов является разговор о мальчике-утопленнике Васе. Павлуша во время этого разговора ушел за водой, а когда вернулся - рассказал, что слышал голос этого самого Васи, будто он его звал «Павлуша, а Павлуша, подь сюда».

Но погиб мальчик вовсе не от воды, а от того, что он любил, - от лошадей.

Носителем философской проблемы в рассказе является не рассказчик, а автор. По мнению автора, страшно не то, чего мы боимся, а то, чего не боимся и о чем не знаем. По стечению обстоятельств, голос в воде явился лишь плохой приметой, предостерегающей от опасности, но не указывающей на нее.

В образ мальчиков вложена и еще одна философская концепция автора, присущая всем очеркам «Записок охотника» - это идея о равенстве между ребятами и неравенстве среди взрослых. Это идея о непринятии крепостного права как устройства государства Российского.


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение хотелось бы сказать, что рассказ «Бежин луг» повлиял не только на отмену крепостного права, но и на искусство. В частности, в 1935 году проходили съемки фильма «Бежин луг» под руководством Сергея Михайловича Эйзенштейна. В основу этой драмы была положена история об убийстве на Северном Урале 3 сентября <#"justify">Бежин луг, как выясняется, место вполне реальное. Есть даже два географических объекта с таким названием: в Чернском районе Тульской области <#"justify">Подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод о том, что рассказ «Бежин луг» играет большую роль как в творчестве самого писателя, так и в жизни народа России. Пейзажные зарисовки и фольклор гармонично сочетаются и отражают широкую русскую душу, огромные русские территории, историю народа и культурные традиции. У меня этот рассказ вызывает только положительные эмоции, в нем, помимо красочной картины природы и интересного фольклора, вложена важная философская проблема о судьбе человека, о его месте в мире, о его единении с природой и космосом.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Жизнь и творчество Тургенева» - Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя. С 1850 года Спасское-Лутовиново стало принадлежать И. С. Тургеневу. Библиотека. Взрослая жизнь. Родился И.С.Тургенев 28 октября 1818 г. в Орле.

«Годы жизни Тургенева» - XVI - Свидание. Вы воздвигли себе прочный памятник.. – «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА». В 1838 в журнале “Современник” печатаются тургеневские стихотворения “Вечер” и “К Венере Медицийской”. Храню цветок гераниума… Больной И.С.Тургенев. Кольцевая композиция. Дополнительные задания: Светлые воспоминания. И.С.Тургенев написал великое множество произведений.

«Годы Тургенева» - В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Мать, Варвара Петровна Лутовинова, происходила из богатой дворянской семьи. Иван Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле. Аннотация. Некоторые экранизации произведений. 1818-1883. В 1841 году Тургенев вернулся на родину.

«Тургенев Муму» - В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию. Мать писателя была властной крепостницей. Портрет как средство характеристики героя. Автобиографический рассказ "муму". Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883). В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. По страницам биографии писателя. Рассказ «Муму», написанный в 1852 году, имеет автобиографическую основу.

«Роман Отцы и дети Тургенева» - Найдите соответствие героев романа социальному положению: Кому симпатизирует И.С.Тургенев: 1. Революционерам-демократам 2. Разночинцам 3. Либералам 4. Монархистам. 1. «Записки врача» 2. «Записки на манжете» 3. «Записки охотника» 4. «Записки из «Мёртвого дома». 1. А.И.Герцену 2. В.Г.Белинскому 3. Н.А.Некрасову 4. Другому лицу.

Титаев Иван

Цель данной работы: определить художественное своеобразие тургеневского пейзажа, определить роль пейзажа в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг», проследить развитие центрального образа – света в рассказе. Задачи работы: изучить изобразительно-выразительные средства языка; определить роль тропов в создании картин природы; выявить функцию пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»; осмыслить проблему взаимоотношения человека и природы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 105

Автозаводского района г. Нижнего Новгорода

Научное общество учащихся

Художественное своеобразие пейзажа в рассказе
И.С.Тургенева «Бежин луг»

Выполнил: Титаев Иван,

ученик 5 б класса

Научный руководитель:

Матросова И. А.,

учитель русского языка и литературы

Нижний Новгород

2014

Стр.

Введение

Глава 1 Понятие «Пейзаж».

Глава 2 Художественное своеобразие тургеневского пейзажа в рассказе «Бежин луг»

2.1 Картина раннего летнего утра

2.2 Картина ясного летнего дня

2.3 Картина ночи

2.4 Образ света

Глава 3 Значение природы в рассказе «Бежин луг»

Список используемой литературы

Введение

«Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей; он сын ее».

И.С. Тургенев

И. С. Тургенев выступает необыкновенным мастером изображения картин русской природы. С громадной художественной силой и глубиной отразил писатель всю неяркую и неброскую красоту родной природы.

«Прекрасное – единственная бессмертная вещь… Прекрасное разлито повсюду», - напишет Тургенев в 1850 году. Благоговение перед тайной жизнью природы распространил писатель и на отношение к человеческой душе. Природа дает человеку чистоту, спокойствие, но она же заставляет его чувствовать себя совершенно беспомощным и слабым пред ее непостижимой силой и таинственностью. Природа в его произведениях являет собой живой и всеобъемлющий образ, это как бы еще один герой в системе персонажей

Цель работы:

Определить художественное своеобразие тургеневского пейзажа, определить роль пейзажа в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг», проследить развитие центрального образа – света в рассказе.

Задачи:

  1. Изучить изобразительно-выразительные средства языка;
  2. Определить роль тропов в создании картин природы;
  3. Выявить функцию пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»;
  4. Осмыслить проблему взаимоотношения человека и природы.

Методы исследования:

1) анализ текста,

2) поисковый метод,

Объект исследования:

Произведение И.С. Тургенева «Бежин луг».

Предмет исследования:

Изображение пейзажных зарисовок.

Для решения поставленных целей и задач мне необходимо изучить следующую литературу:

1. .Валагин, А. П. И. С. Тургенев «Записки охотника»: Опыт анализирующего чтения/ А. П. Валагин//Литература в школе. – 1992. - №3-4. – С. 28-36.

2. И.С. Тургенев Бежин луг - М.: 2005г..

3. Николина, Н. А. Композиционно стилистическое своеобразие рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»/Н. А. Николина//Рус.яз. в школе. – 1983. - №4. – С. 53-59.

4. Кикина, Е. А. Человек между светом и тьмой: материалы к урокам по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» /Е. А. Кикина// Лит-ра: Приложение к газете «Первое сентября». – 2005. - №21. - С. 3-4.

I. Понятие «Пейзаж»

Пейзаж (от франц. paysage, от pays – страна, местность) – описание, картина природы часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей; при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображение пейзажа бывает сельский, городской, индустриальный, морской, речной, исторический (картины давнего прошлого), фантастический (облик будущего мира), астральный (предполагаемое, мыслимое, небесное), лирический.

Лирический пейзаж чаще встречается в произведениях лирической прозы (лирической повести, рассказе, миниатюре), отличающейся выраженностью чувственно-эмоционального начала и пафосом возвышения жизни. Дан глазами лирического (нередко автобиографического) героя: является выражением состояния его внутреннего мира, прежде всего, чувственно-эмоционального. Лирический герой переживает чувство единения, согласия, гармонии с природой, поэтому в пейзаже рисуется умиротворенная природа, матерински расположенная к человеку; она одухотворена, опоэтизирована. Лирический пейзаж, как правило, создается на соединении созерцания природной картины (непосредственно в данный момент или в образах памяти) и скрытой или явной медитативности (эмоционального раздумья, размышления). Последнее связано с темами родного дома, любви, родины, иногда – бога, пронизано ощущением мировой гармонии, таинства и глубокого смысла жизни. В описаниях много тропов, выражен ритм. Лирические пейзажи особенно развиты в литературе Х1Х-ХХ веков (И.Тургенев, М.Пришвин).

II. Основная часть. Художественное своеобразие пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

1. Картина раннего летнего утра.

Рассказ открывается пейзажем летнего утра. Писатель обращается к описанию неба, зари, солнца, облаков. Использованные для описания природы автором цвета поражают своей утончённостью и разнообразием: приветно-лучезарный, лиловый, блеск кованого серебра, золотисто-серый, бледно-лиловый. Природа царственна и благосклонна… От нее исходит ощущение хрупкости и гармоничности. Человека в пейзаже нет, он не властен управлять этой мощью и красотой, а лишь с восторгом взирает на Божие творение. Все описание утреннего пейзажа замкнуто у писателя на изображении высокого неба. В результате возникает ощущение какой-то возвышенности.

Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.

При этом количество эмоциональных эпитетов превышает количество изобразительных.

Центральные образы раннего утра: утренняя заря «не пылает…, разливается», солнце «мирно всплывает, просияет и погрузится», тучка, облачко - слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые указывают на хрупкость картины. Цель художника- показать кротость раннего утра, его хрупкость. Эмоциональные эпитеты преобладают, потому что образ природы, картина пробуждения природы переданы через восприятие автора-рассказчика. Нежная цветовая гамма доносит до нас мысль самого автора о том, что красота окружающего мира сопряжена с такими понятиями, как тишина, покой, кротость.

2. Картина ясного летнего дня.

Обратимся к описанию картины ясного летнего дня. В этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой, выделим эпитет вместе с существительным и глаголом, которые он определяет.

«… хлынули играющие лучи и весело и величаво… поднимается могучее светило».

При существительных

При глаголах

«Прекрасный июльский день»; «небо ясно»; «солнце светлое, приветно лучезарное»; «могучее светило»

«весело и величаво поднимается»

Эпитеты в картине летнего дня

Эмоциональные эпитеты

Изобразительные эпитеты

«прекрасный… день», «небо ясно», «солнце – не огнистое, не раскаленное… не тускло-багровое, … но светлое и приветно лучезарное…», «могучее светило», «Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый…», «облака … неопределенные».

«лиловый…туман», «…появляется множество…облаков, золотисто-серых…», «…лазурны…» (об облаках), «голубоватые полосы», «розовыми клубами», «алое сиянье», «краски светлы, но не ярки», «белыми столбами».

Основным художественным средством для создания образа летнего дня становятся эпитеты, которые помогают читателю увидеть картину прекрасного, теплого, сверкающего дня, дарующего человеку ощущение спокойствия и чистоты. Глагол совершенного вида отделяет робкое тихое утро, которое по преимуществу описывается при помощи глаголов несовершенного вида «не пылает, разливается, всплывает» от динамического дня: «Хлынули играющие лучи…» Вот оно полное пробуждение природы, торжествует свет, которым буквально пронизано все вокруг.

3.Картина ночи.

Ночной пейзаж у Тургенева также очень эмоционален. Для его создания автор использует олицетворения, метафоры, яркие выразительные и эмоциональные эпитеты, сравнения. Ночью все кажется ожившим.

метафоры

олицетворения

эпитеты

сравнения

Отовсюду поднимались и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»

«На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, одни сползались туда для тайного совещания

«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»

Тургенев пользуется эмоциональным, выразительным эпитетом. Эти художественные средства необходимы автору, для того, чтобы передать состояние героя. Через призму его чувств мы видим ночной пейзаж. Эмоциональный эпитет «пугливо нырнула … птица» передает и состояние, в котором находится герой: чувство страха, тревоги и беспокойства. «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота… каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе». Вместе с тем, как растет ночь, растет и тревога охотника. Картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Сначала его охватывает «неприятное чувство, потом ему становится «как-то жутко», и, наконец, страх перерастает в ужас перед «страшной бездной». Обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел, наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума…».

Тургеневскую ночь мы видим, слышим, обоняем. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очарованы ею и его герои.

4. Образ света.

Центральный образ в рассказе – образ света. Чтобы это понять, достаточно проследить, сколько слов в описании утра и дня содержат значение (семантику) света. Образ света появляется постепенно, сначала его значение мы находим в словах «ясно, заря, не пылает, светлое», затем свет нарастает: «блеск подобен блеску… серебра, хлынули лучи», и вот уже появляется «светило». Это солнце. Но неслучайно автор называет его светилом. Это уже не просто небесное тело, это уже какое-то языческое божество, которое дарует жизнь всему на Земле. Оно распространяет свет на все вокруг. Оно величественно. На какой-то момент кажется, что это незыблемо. Цвет небосклона весь день одинаков. Ближе к вечеру света становится меньше. Вот появляются тучки, облака, меняется цветовая гамма дня: «черноватые и неопределенные» облака. Слов со значением света становится меньше: «солнце заходящее», « алое сияние над потемневшей землей», и, наконец, «бережно несомая свечка», « вечерняя звезда».

Метафора «бережно несомая свечка» очень точно отражает мысль Тургенева о хрупкости этого мира.

С этого момента свет начинает бороться с мраком. Вот еще свет есть: «небо смутно-ясное», но чем ближе ночь, тем его становится меньше, сначала «лилась темнота», затем «угрюмый мрак», и вот уже «страшная бездна». Казалось, что может быть ужаснее, свет исчез полностью.

Вся эта борьба в природе происходит и в душе героя. Чем меньше становится света, тем сильнее его охватывает паника. Человек и природа едины. Свет и тьма - это вечные соперники и за душу человека. Кажется, что мрак совсем победил, но вдруг охотник видит огонь от костра. Это снова свет. На протяжении всех рассказов мальчиков мотив борьбы мрака и света будет присутствовать. И, наконец, в самом конце рассказа произойдет окончательная победа света: «полились алые потоки… горячего света… всюду алмазами зардели капли росы».

При помощи метафор и олицетворений, эмоциональных, выразительных эпитетов Тургенев доносит до нас мысль о том, что в природе все гармонично, каким бы безнадежным не казался ночной мир, нужно всегда помнить, что свет обязательно победит. В природе все находится в равновесии.

III. Значение природы в рассказе «Бежин луг».

Итак, в рассказе Тургенева «Бежин луг» русская природа показана с большой выразительностью. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов, изображение пейзажа насыщено тропами.

Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель больше использует олицетворения, отглагольные метафоры и эмоциональные эпитеты. Это оправдано целью художника – показать сам процесс пробуждения и оживления природы.

В описании картин летнего дня преобладают эпитеты в сочетании с метафорой, что помогает выразить свое впечатление и отметить наиболее яркие признаки природы, богатство красок в один из летних дней.

При изображении же ночи характер и значение изобразительных средств уже иные, так как автор хочет показать не только картины природы, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, следовательно, нет необходимости использовать яркие изобразительные эпитеты. Тургенев для передачи тревожных чувств пользуется целым комплексом языковых средств: эмоциональными эпитетами, сравнениями, метафорами и олицетворениями.

Таким образом, сам отбор изобразительных средств у Тургенева, как мы убедились, внутренне обоснован и играет огромную роль в описании природы.

Для чего, с какой целью Тургенев ввел в свой рассказ обширные описания картин природы? Жизнь крестьянских детей, в отличие от городских, всегда связана с природой, и в рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показывать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей.

Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего дня – чувство радости жизни. Таким образам, картины природы вызывают те или иные настроения автора.

Рассказ начинается с изображения «прекрасного летнего дня», а заканчивается изображением ясного летнего утра. Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.

Итак, функция пейзажа у Тургенева необычайно разнообразна: она служит фоном жизни героев, определяя построение произведения, образуя его зачин и концовку; воздействует на воображение героев; оттеняет душевное состояние героя, раскрывая движение души; несет социальную функцию; пронизывается философскими размышлениями о вечной борьбе добра и зла.

Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, воздействующая и на рассказчика, и на мальчишек. Природа живёт, изменяется, это действующее лицо в рассказе. Она вмешивается в жизнь человека. Когда ребята рассказывают свои истории, слышится всплеск щуки, покатилась звезда; слышится «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», появляется белый голубь, который «налетел прямо в это отражение, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крылами». И в этом своеобразие восприятия природы И.С.Тургеневым.

Список используемых источников в литературе

1. А.П. Валагин, И.С. Тургенев «Записки охотника»: Опыт анализирующего чтения /А.П. Валагин // Литература в школе. – 1992. - № 3-4. – С. 28-36.

2. И.С. Тургенев Бежин луг - М.: Просвещение, 2005.

3. Н.А. Николина, Композиционно стилистическое своеобразие рассказа
И. С. Тургенева «Бежин луг» / Н. А. Николина // Рус. яз. в школе. – 1983.
- № 4. – С. 53-59.

4. Е.А. Кикина, Человек между светом и тьмой: материалы к урокам по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» / Е. А. Кикина // Лит-ра: Приложение к газете «Первое сентября». – 2005. - № 21. – С. 3-4.

5. С.П. Белокурова, Словарь литературоведческих терминов, - СПб.: Паритет, 2007.