Для кого разрабатывается индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план. VIII. Контроль исполнения индивидуального учебного плана


ФГОС выдвигают перед школой и образованием вообще, требования к подготовке подрастающего поколения, дают установку на развитие каждого

ученика. Формулируется цель образования - «Воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Ни для кого не секрет, что ученики школы разные - они отличаются по уровню подготовленности и развития, интересам, типу нервной деятельности, типу восприятия и передачи информации, уровню воспитанности и др. Поэтому закон «Об образовании в РФ» дает возможность школе учесть индивидуальные особенности обучающихся и предоставить им, получить полноценное образование по: очной; очно- заочной, заочной формам и обучаться по учебному индивидуальному плану.

«Согласно пункта 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» у обучающихся есть право обучаться по учебному индивидуальному плану, включая ускоренное обучение, в рамках образовательной программы, которую надо освоить, в порядке, установленном местными нормативными актами».

Обучающиеся имеют право обучаться по индивидуальному учебному плану, как по всем учебным предметам, так и по отдельным предметам, например, английскому языку. В учебном плане представлена: трудоемкость, последовательность учебного материала и др. по предмету (английскому языку).

«Индивидуальный учебный план -- учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося».(статья 2 п. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, индивидуальным учебным планом (ИУП) можно назвать план, в который входит перечень учебных предметов и курсов по выбору, изучаемых в школе, которые выбраны ребенком в целях его изучения из плана своей школы. Индивидуальный учебный план (ИУП) может быть у учащихся любых классов: и начальной, и основной и полной средней школы. Важным является тот факт, что перейти на обучение по ИУП ученик может только по решению и с согласия его родителей или законных представителей, поскольку именно они отвечают за ребенка. Это может быть связано с необходимостью учета индивидуальных особенностей развития или интересов, имеющейся задолженности по предмету, состоянию здоровья и др.

Так в гимназиях, лицеях и некоторых школах вводится профильное обучение и на основаниииндивидуальных учебных планов образовательное учреждение решает несколько актуальных задач:

Модернизирует содержание образования в старшей школе;

Выявляет на ранних ступенях обучения способности школьников к разным видам деятельности, а также и переориентирует учащихся одного профиля на другой;

Обеспечивает реализацию потребностей, интересов, способностей учащихся;

Развивает исследовательские умения и навыки;

Повышает квалификацию педагогов.

Во время организации профильного обучения, которое основано на ИУП возможно по плану образовательного учреждения изменение технологий, форм, методов, приемов и содержания обучения. В связи с этим школы предлагают ученикам разные профили обучения, например, гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический, экономический или технологический, что связано с индивидуализацией и дифференциацией обучения. Благодаря индивидуализации и дифференциации обучения у школ и учащихся возникает возможность выбора и удовлетворения потребностей, а также создания условий для более полного проявления склонностей и интересов школьников.

Таким образом, речь идет о личностно-ориентированном подходе в образовании.

Следует обратить внимание на то, что не только обучающимся старших классов требуется индивидуализация и дифференциация обучения. Есть и другие дети, которые, нуждаются в них.

С каждым годом число детей с индивидуальными особенностями и различиями увеличивается, при этом возрастает и необходимость в индивидуализации обучения, а значит, в определении индивидуальной траектории развития ученика, поэтому, составлении индивидуальных учебных планов.

Закон об образовании в РФ определяет возможность и необходимость обучения в массовой школе детей с ограниченными возможностями. Но этим ученикам нелегко учиться в условиях массовой школы, так как на фоне всего класса они отличаются от остальных. Это происходит потому, что обычные дети не всегда готовы к взаимодействию с такими ребятами. К сожалению, зачастую таких детей не воспринимают всерьез, обижают или же держатся от них подальше, что указывает на непохвальное воспитание учеников класса. Также можно отметить неподготовленность к работе учителей школы и родителей здоровых учеников к соседству своих детей с иными детьми. Для успешной работы всех учеников в классе необходимо создать благоприятный психолого- педагогический климат в школе, классе. Необходима серьезная работа и с учителями, и с родителями как обычных, так и особенных детей. Особенными детьми могут считаться не только дети с ограниченными возможностями, но одаренные или даже педагогически запущенные.

При реализации индивидуального учебного плана, обучение в школе может измениться в лучшую сторону, станет понятней, легче не только для особенных детей, но и для обычных. Переход на индивидуальное обучение является немаловажным шагом также и в педагогической деятельности учителей.

Из вышеперечисленного следует, что переход на обучение по индивидуальному учебному плану, может способствовать нормализации не только отношений между детьми, родителями и детьми, учителями и детьми, но и получения образования для всех лиц, включенных в этот процесс.

Говоря об одарённых учениках, мы подразумеваем детей с высокими интересами, потребностями, успехами в какой-то области (или нескольких областях) знаний. В то время как обычные учащиеся поэтапно и медленно осваивают изученный материал, такие дети склонны к быстрому усвоению материала многих последующих занятий, что приводит к неравномерности обучения в процессе получения образования.

Также в практике работы школы учителя выделяют и такую группу детей, которых называют «слабые». Это дети или с низким уровнем развития и воспитания (здоровые), или с высоким уровнем утомляемости, то есть которые быстро устают в процессе обучения, что в значительной степени влияет на их концентрацию и внимание во время занятия. Они, в отличие от активных детей, могут отставать от процесса урока, что впоследствии может привести к трудностям в обучении.

На основании анализа теоретических исследований по данной теме можно выявить 3 аспекта:

Психологический;

Дидактический;

Организационный.

Психологический аспект связан с проблемой индивидуальных различий. В последние полвека все большее внимание уделяется этим различиям при освоении материала: это работоспособность, концентрация внимания в ходе урока, утомляемость, индивидуальные стили учебной деятельности учеников. Ученики распределяются по репрезентативной системе: аудиалы, визуалы, кинестетики. Эти особенности позволили определить в теории индивидуальный характер принятия индивидом социокультурного опыта - что представляет его как одно из дидактических оснований индивидуального учебного плана.

Дидактический аспект связан с поиском определенных методов, приемов и средств обучения, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся и влиять на них с помощью этих средств.

Организационный аспект индивидуального обучения учитывается в основном с точки зрения когнитивной деятельности обучающихся.

Поэтому составителями индивидуальных учебных планов индивидуализация обучения рассматривается как организация учебного процесса, при которой учитель выбирает методы и подходы к обучению, принимая во внимание индивидуальные особенности и степень развития учеников. При этом они базировались больше на дифференциации, чем на индивидуализации обучения.

Таким образом, использование индивидуального учебного плана способствует воплощению в жизнь образовательных потребностей обучающихся, их родителей, общеобразовательных учреждений. После составления индивидуального учебного плана следует планировать индивидуальную образовательную программу конкретного ученика. ИОП составляется вместе с учеником и учетом мнения его родителей. Поэтому, индивидуальной образовательной программе предъявлены следующие требования:

1 . Соответствие запросу учащихся и их родителей.

2 . Соответствие образовательным стандартам.

3 . Обеспечение достижения предполагаемого уровня образованности учащимися.

4 . Способность развитию и совершенствованию ученика в процессе учебной деятельности.

Из вышеперечисленного вытекает, что индивидуальная образовательная программа есть план образовательной деятельности учащегося, которая базируется на его интересах и запросах и определяет цели и результаты обучения. После составления ИОП ученика определяется его индивидуальный образовательный маршрут, который составляется вместе с ним. Поскольку учитываются не только современные условия и потребности общества и человека, но и познавательные возможности школы, учителей и ребенка. (См. схему №1) Схема № 1.

В психолого-педагогической литературе рассматривается (С.В. Воробьева, Н.А.Лабунская, А.П. Тряпицына, И.С.Якиманская) индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленно разделенная образовательная программа, которая позволяет обучающемуся самому выбирать, разрабатывать и реализовывать образовательную программу, при осуществлении педагогической поддержки в его дальнейшем самоопределении. Важно, чтобы учитывались не только особенности и желания ученика, но возможности их реализации, а также совместимость учителя и ученика.

У каждого ученика должна быть четко изложена личностно- ориентированная задача для создания индивидуальной образовательной траектории. Ценность индивидуально-образовательной траектории учащегося заключается в том, что на основе активного стремления к развитию и расширению знаний и умений, она позволяет восполнить умения и навыки самостоятельной работы в процессе учебно-познавательной деятельности.

Как полагает С.В. Воробьева, индивидуальная образовательная траектория имеет свои характерные черты. Она разрабатывается для определенного ученика в виде индивидуальной образовательной программы. В процессе разработки индивидуальной образовательной траектории ученик выступает в роли лица, выбирающего образование. Он заинтересованное лицо в получении качественного образовательного процесса. С другой стороны в процессе реализации он (ученик) выступает как лицо исполнения образования. Поэтому, должны быть оговорены условия выполнения требований к исполнителю (ученику) образовательного маршрута, связанные с выбором траектории, ответственностью за дело, за продвижения по маршруту.

В данном случае педагогическая поддержка учащегося в образовательном процессе превращает личностно-ориентированный процесс в индивидуальную образовательную траекторию.

Обучение по индивидуальному плану: содержание понятия

При организации подобного обучения необходимо рассмотреть, что из себя представляет понятие ИУП. В действительности суть такого плана отлично выражена в соответствующем федеральном законе, где понятие изложено в точной форме. Итак ИУП - это индивидуальная образовательная траектория, помогающая освоить учебную программу конкретной категории учащихся, она создаётся на основе некоторых особенностей личности учащегося а также образовательных потребностей. Такая трактовка понятия существенно отличается от ранее используемой, где индивидуальный учебный план ребёнка с овз, к примеру, трактовался как совокупность школьных предметов или учебных курсов выбранных учащимся из основного общеобразовательного плана обучения. Новая трактовка очевидно увеличивает шансы получить образование, детям с врождёнными проблемами здоровья. На уровне частного случая, конкретной образовательной организации ИУП определяется как обучение по индивидуальному плану на основе маршрутного листа занятий, ориентированного в личном порядке на одного учащегося. При этом отсутствует какая-либо практика использования ИУП для детей проявляющих поразительные успехи в конкретных учебных предметах или тех кто занимается по дополнительным общеразвивающим, профессиональным образовательным программам. Современная практика реализации индивидуальной образовательной траектории проявляется в учёбе на дому или обучении по профилю. На самом деле ИУП теоретически может быть внесён в учебный процесс на любых уровнях, при самых разных условиях и формах обучения.

Обучение по индивидуальному плану: особенности программы

Итак цели стандартной программы ИУП очевидны:

  • Поддержать выдающихся учеников и молодых талантов.
  • Подготовить учащихся находящихся на уровне освоения учебной программы, к освоению более сложных предметов.
  • Разработать хотя бы один индивидуальный учебный план ребёнка с овз.
  • Удовлетворить потребности учащихся занимающихся по профильной или углублённой программе.
  • Дать образование детям с явными формами дезадаптации в больших коллективах.

Особенности обучения по индивидуальному плану:

  1. ИУП составляется исключительно для обучающихся в ОО.
  2. Такая система обучения может быть создана на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся: особо способных к освоению программы (мотивированные и талантливые); изучающих дополнительные предметы на углублённом и профильном уровне; желающих получить индивидуальную образовательную траекторию и наконец сдать экзамены; не погасивших академические задолженности в назначенные сроки; категории не определённые на институциональном уровне в рамках действующих законов РФ.
  3. Материально-техническая база учебного процесса должна быть оснащена в полной мере, так чтобы учащиеся по ИУП могли беспрепятственно заниматься изучением образовательных предметов.
  4. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с овз должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения.
  5. Процесс обучения по ИУП проходит на основе того, что учитываются ранее приобретённые знания учащегося и соответственно составляется план.
  6. Порядок изучения программы определяется исключительно самой образовательной организацией.
  7. Основная программа может состоять из нескольких учебных планов в том числе и обучения по индивидуальному плану.

Следовательно: учёба в рамках ИУП может проходить только в образовательных учреждениях и не может выходить за рамки основной программы учащегося, но предусматривает образовательные потребности учащегося, его личностные особенности, а также проблемы со здоровьем. Соответственно этому создаётся индивидуальная образовательная траектория. Это совершенно не означает, что ученик будет проходить облегчённую программу, напротив он должен будет освоить стандартную программу в полной мере. Максимум ученических часов ИУП определяют соответственно требованиям общеобразовательного учреждения. Минимум при этом составляет стандартное количество часов для учебного плана школы, вуза.

Структура обучения по индивидуальному плану в стандартном образовательном учреждении

Предлагаем ознакомится с авторским видением структуры ИУП для учащихся образовательных учреждений, которое основано на информационно-методических и нормативно правовых документах, а также личном опыте работы в сфере образования, составителя. План индивидуальной образовательной траектории состоит из пояснительной записки и сетки часов. Ниже представлена суть двух разделов пояснительной записки:

  1. Общее положение: здесь составляют полное описание разработки ИУП, основы, срок обучения в году, форма освоения стандартной программы, сдача экзаменов и промежуточные аттестации.
  2. Собственно ИУП учащегося, где указывается особенности программы и подход к созданию.

Сетка часов обучения по индивидуальному плану представляет собой графические таблицы где указываются изучаемые предметы, затраченные на их изучение часы, а также формы срезов знаний, промежуточных аттестаций. Здесь необходимо отметить что конкретная таблица соответствует конкретному плану обучения. Например: для индивидуального учебного плана ребёнка с овз может быть использован ниже представленный образец №1, а образцы №2 и №3 могут быть использованы для ИУП в рамках профильного обучения.

Основанием для формирования ИУП является решение коллегиального органа управления ОО, как правило, педагогического совета, принятое на основании заявления / заявки от обучающихся и (или) родителей (законных представителей) и закрепленное приказом по организации, например «О формировании обучения по индивидуальному плану ОО на 20__/__ учебный год», издаваемым в январе - феврале текущего учебного года, т. е. в тот период, когда идет работа по формированию учебного плана всей ОО. Если вести речь о более правильном подходе индивидуальной образовательной траектории, то следует говорить о разработке (если ООП данного уровня общего образования в ОО не было) или о коррекции ООП соответствующего уровня. Исключение могут составлять те ИУП, необходимость в которых возникает в зависимости от сложившейся ситуации в течение учебного года, что решается в каждом конкретном случае и в каждой отдельной ОО самостоятельно. При формировании ИУП обучающемуся при наличии финансовой возможности в ОО можно предложить внеурочную деятельность, которая дополнит и обогатит его содержание.

Документация при сопровождении учащихся обучающихся по индивидуальному плану

Утверждено приказом директора
(наименование образовательной организации)
от ________ № ____

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

I. Общие положения

1.1.Настоящее Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану в образовательной организации» (далее – Положение) разработано на основании:

1.1.1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

1.1.2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

1.1.3. Устава образовательной организации.

1.2. С учетом возможностей и потребностей личности общеобразовательные программы могут осваиваться по индивидуальному учебному плану. Обучение по индивидуальному учебному плану есть вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией.

1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся:

1.3.1. с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье;

1.3.2. с высокой степенью успешности в освоении программ;

1.3.3. с ограниченными возможностями здоровья;

1.3.4. по иным основаниям.

1.4. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования.

1.5. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

1.6. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.

1.7. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

1.8. Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.

1.9. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с настоящим Положением осуществляется на родительских собраниях, при приеме детей в образовательную организацию. Данное Положение подлежит опубликованию на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

II. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану

2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации.

2.2. При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации.

2.3. Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.

2.4. Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану.

2.5. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.

2.6. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации.

2.7. При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

2.8. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся.

2.9. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося.

2.10. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).

2.11. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в течение учебного года до 15 мая (можно установить иную дату, дающую возможность и обучающемуся и образовательной организации, спланировать и организовать обучение по индивидуальному учебному плану).

2.12. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала учебного года.

2.13. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом руководителя образовательной организации.

2.14. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

2.15. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется образовательной организацией, в котором обучается данный обучающийся.

2.16. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в образовательной организации в порядке, определенном образовательной организацией и закрепленном в его Уставе.

2.17. С учетом желания, способностей учащемуся могут быть предоставлены свободные помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных курсов и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.18. Образовательная организация с учетом запросов родителей (законных представителей) обучающихся и обучающихся определяет сроки и уровень реализации программ. Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по предметам, количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, педагоги, ведущие обучение, оформляются приказом руководителя образовательной организации.

2.19. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия.

2.20. Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод обучающегося осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

III. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования

3.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования предусматривает:

3.1.1. учебные занятия для углубленного изучения английского языка;

3.1.2. учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

3.1.3. иные учебные предметы

3.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует).

3.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности.

3.4. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят следующие обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.

3.5. По выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

3.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2 904 часов и более 3 345 часов.

3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы начального общего образования составляет не более 1 года.

3.8. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

IV. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования

4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования может предусматривать:

4.1.1. учебные занятия для углубленного изучения английского языка;

4.1.2. увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части;

4.1.3. введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;

4.1.4. организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся;

4.1.5. иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей образовательной организации).

4.2. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательного процесса.

4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

4.3.1. филология (русский язык, литература, иностранный язык);

4.3.2. общественно-научные предметы (история, обществознание, география);

4.3.3. математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

4.3.4. естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);

4.3.5. искусство (изобразительное искусство, музыка);

4.3.6. технология (технология);

4.3.7. физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

4.4. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов.

4.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 1 года.

V. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования

5.1. Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)».

5.2. Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору.

VI. Необходимые условия для реализации учебного плана

6.1. Для составления индивидуального учебного плана следует:

6.1.1. включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента);

6.1.2. в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом уровне (из вариативной части федерального компонента);

6.1.3. включить в учебный план региональный компонент;

6.1.4. составление учебного плана завершается формированием компонента образовательной организации (в объеме не менее 280 часов за два учебных года).

6.2. В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части.

VII. Сроки работы по индивидуальному учебному плану

7.1. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2 100 часов за два года обучения.

7.2. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2 100), то эти часы переходят в компонент образовательной организации).

7.3. Часы, отведенные на компонент образовательной организации, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т. п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

7.4. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования – 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не более 1 года.

VIII. Контроль исполнения индивидуального учебного плана

8.1. Образовательная организация осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ учащимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану.

8.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации.

IX. Государственная итоговая аттестация обучающихся

9.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

9.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

X. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение

10.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы образовательной организации в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

10.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся.

XI. Порядок управления

11.1. В компетенцию администрации образовательной организации входит:

11.1.1. разработка положения об организации обучения по индивидуальному учебному плану;

11.1.2. предоставление в недельный срок в орган управления в сфере образования об организации обучения по индивидуальному учебному плану, в котором указывается фамилия, имя, отчество обучающегося, класс, причина перехода на обучение по индивидуальному учебному плану, дата решения педагогического совета, период обучения, сведения для тарификации учителей;

11.1.3. обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных программ и контроль их выполнения;

11.1.4. контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий учащимися, ведения журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану не реже 1 раза в четверть.

11.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы:

11.2.1. заявление родителей (законных представителей) обучающихся;

11.2.2. решение педагогического совета образовательной организации;

11.2.3. приказ органа управления образованием о переходе обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану;

11.2.4. приказ руководителя образовательной организации;

11.2.5. расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем образовательной организации;

11.2.6. журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

XII. Порядок принятия и срок действия Положения

12.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной организации.

12.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения.

12.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета.

12.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.

Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения .

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (Пункт 23).

Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана школы.

Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются ФГОС.

Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся:

  • с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье;
  • с высокой степенью успешности в освоении программ;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • либо по иным основаниям, которые определила школа.

Так, на обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности. Для таких учащихся индивидуальный учебный план может содержать меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

Индивидуальный учебный план является переходным этапом от обычных (традиционных) условий к иным формам получения образования ( , обучение по адаптированной образовательной программе).

В редких случаях, когда обучающийся проявляет выдающиеся особенности, в отношении него разрабатывается индивидуальная образовательная программа, в рамках которой планируется обучение в течение более продолжительного временного промежутка, чем учебный план.

Целью перевода обучающегося на индивидуальный учебный план является необходимость более продолжительной корректировки освоения обучающимся образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением, чем это можно реализовать в рамках дополнительных консультационных занятий. Обучение в рамках индивидуального учебного плана должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению государственной итоговой аттестации.

Наиболее сложной проблемой внедрения индивидуального учебного плана в традиционной школе является проблема финансового и ресурсного обеспечения образовательного процесса, построенного на принципах индивидуализации. На сегодняшний день эта проблема решается путем фактического введения дополнительной нагрузки на педагогов школы в рамках проведения дополнительных консультаций обучающихся.

Соответственно, каждый индивидуальный учебный план воспринимается как ЧП (чрезвычайное происшествие). Поэтому образовательному учреждению более удобно осуществлять работу с «проблемными» подростками через оставление их на повторное обучение или перевод на обучение по адаптированным образовательным программам.

Рассмотрено Утверждаю

на заседании педсовета Директор МОУ «Школа-коллегиум»

МОУ «Школа-коллегиум» города Алушты

города Алушты ____________О.Г.Противенская

Протокол № ____от ____2016г. Приказ №___от ____2016г.

Положение

об обучении по индивидуальному учебному плану (ИУП)

1. Общие положения.

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом школы-коллегиума.

1.2.Положение принимается педагогическим советом и утверждается директором школы.

1.3. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» на основании заявления родителей (законных представителей), по решению педагогического совета школы может быть организовано обучение школьников по индивидуальным учебным планам.

1.3.1. Индивидуальный учебный план (далее – ИУП) – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей и академического права обучающихся на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном настоящим локальным актом.

1.4. Главной задачей обучения по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.

1.5. Выбор предметов учебного плана осуществляется решением педагогического совета с учетом мнения родителей (законных представителей).

1.6. Для получения образования по индивидуальным учебным планам, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего общего образования, действует единый государственный стандарт.

2. Организация обучения по индивидуальным учебным планам.

2.1.Подать заявление на обучение по индивидуальному учебному плану могут родители (законные представители) обучающихся любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего общего образования. В заявлении на имя директора школы родителями может быть отражен желаемый перечень предметов, объем и сроки освоения индивидуального учебного плана (в случае ускоренного обучения).

2.2. Основанием для обучения по индивидуальному учебному плану является:

Заявление родителей (законных представителей).

2.2.1. в зависимости от основания для проектирования ИУП к заявлению прилагаются соответствующие документы (по пп.2.3.а, 2.3.в настоящего Положения – рекомендации учителей-предметников; по п.2.3. б – рекомендации педагога-психолога, учителей-предметников; по пп.2.3.г – медицинские справки установленного образца, по пп.2.3.д – официальные приглашения (вызовы) на соревнования и конкурсы, письма директоров учреждений дополнительного образования);

2.3. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано, как правило, для учащихся:

а) обучающихся с повышенными образовательными потребностями и особыми интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;

б) с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к освоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье, личными причинами обучающегося;

в) победителей и призеров муниципального, регионального, федерального этапов Всероссийской олимпиады школьников в период подготовки к участию в региональном и заключительном этапах интеллектуальных мероприятий;

г) обучающихся, имеющих инвалидность или находящихся на длительном лечении по причине травмы или заболевания и не имеющих возможности обучаться по обычной классно-урочной системе;

д) обучающихся, не имеющих возможность посещать учебные занятия в период спортивных соревнований, творческих конкурсов, особых обстоятельств жизни в семье.

2.4.Директор школы в течение одного месяца с даты подачи заявления выносит этот вопрос на рассмотрение педагогического совета МОУ «Школа-коллегиум»города Алушты (далее по тексту- Школа).

2.5.ИУП может быть разработан на период изучения темы, учебную четверть, полугодие, учебный год и включает:

Отрезок времени, покрываемый ИУП;

Общий срок выполнения, который может совпадать с выбранным отрезком обучения, но может и отличаться от него, если ИУП предполагает ускоренный или замедленный темп обучения;

Временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.

2.6.Педагогический совет определяет предметы учебного плана (не менее количества предметов, предусмотренных для изучения по нормативам обучения, по медицинским показаниям для данной ступени образования) и количество часов на их изучение, сроки промежуточной аттестации.

2.7. Директором Школы издается приказ, в котором указывается учебный план, привлекаемые к обучению педагоги, размер оплаты их труда и источник финансирования. Копия приказа хранится в личном деле обучающегося.

2.8.Заместитель директора по УВР составляет расписание занятий обучающегося. Занятия проходят индивидуально в Школе.

2.9.Обучающийся по индивидуальным учебным планам, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в очной форме в Школе или в любом общеобразовательном учреждении.

3. Участники образовательного процесса.

3.1. Участники образовательного процесса: обучающиеся, педагогические

работники, родители обучающихся.

Обучающийся имеет право:

На получение основного общего образования в соответствии с государственным стандартом;

Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

На уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

На моральное поощрение за успехи в учении.

Обучающийся обязан:

Соблюдать требования образовательного учреждения;

Добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

Уважать честь и достоинство работников школы;

Соблюдать расписание занятий;

Находиться в часы, отведенные для занятий в школе.

Родители имеют право:

Защищать законные права ребенка;

Обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения, в Управление образования;

Присутствовать на уроках с разрешения директора школы;

Вносить предложения по составлению расписания занятий, по включению в пределах выделенных часов, предметов из учебного плана школы с учетом способностей и интересов ребенка.

Родители обязаны:

Предоставлять документацию, необходимую для организации обучения и воспитания по индивидуальному учебному плану;

Выполнять требования образовательного учреждения;

Поддерживать интерес ребенка к школе и образованию;

Своевременно, в течении дня, информировать образовательное учреждение об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении занятий;

Контролировать выполнение всех заданий.

Учитель обязан:

Выполнять государственные программы с учетом склонностей и интересов детей;

Не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы;

Своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий.

Обязанность классного руководителя:

Согласовывать с учителями, обучающимися ребенка, родителями расписание занятий;

Поддерживать контакт с учащимися и родителями, выявлять привычки и особенности учащихся, состояние здоровья больных детей;

Вносить результаты промежуточной и итоговой аттестации в классный журнал.

Обязанности администрации:

Контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже 1 раза в учебную четверть;

Контролировать своевременность проведения занятий, ведение журнала учета обучения;

Обеспечивать своевременный подбор учителей.

Учащемуся, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется возможность:

    получать консультации по учебным предметам,

    пользоваться литературой из учебного фонда образовательного учреждения,

    пользоваться учебными кабинетами для проведения классно-урочных занятий, лабораторных и практических работ, продолжать обучение в школе в порядке, определенном и закрепленном Уставом.

4. Промежуточная и итоговая аттестация

4.1. Для объективной оценки знаний обучающихся по индивидуальным учебным планам на основе результатов текущего контроля знаний проводится промежуточная аттестация:

    по итогам учебной четверти - во 2-9 классах;

    по итогам полугодия - в 10-11 классах;

    по итогам учебного года - на основании четвертных (полугодовых) отметок обучающихся во 2-11 классах.

4.2. Обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в этот план.

4.3. Порядок и сроки промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальным учебным планам определяются на основе Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации.

4.4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальным учебным планам по одному или нескольким учебным предметам, образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации признаются академической задолженностью.

4.5. Обучающиеся по индивидуальным учебным планам, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно и обязаны ликвидировать академическую задолженность.

4.6. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, имеют право пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые приказом по Школе, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз Школой создается комиссия.

4.7. Обучающиеся по индивидуальному учебному плану, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

4.8. Освоение обучающимся общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией.

4.9. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие индивидуальный учебный план.

4.10. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 и 11 классов, обучающихся по индивидуальным учебным планам, проводится Школой в общем порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4.11. Выпускникам 9 и 11 классов, обучающимся по индивидуальным учебным планам и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, Школа выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.

4.12. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

5. Финансовое обеспечение

5.1. Обучение по индивидуальному учебному плану является видом освоения образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта за счет бюджетных средств.

5.2. Учителям производится почасовая оплата.

5.3. В случае болезни учителя администрация школы, с учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с учащимся другим учителем.

6. Порядок управления

6.1. Общее руководство обучением по индивидуальным учебным планам осуществляется заместителем директора по УВР. В его компетенцию входит:

Контроль за организацией и осуществлением обучения по индивидуальному учебному плану;

Разработка школьного положения об организации обучения по индивидуальному учебному плану;

Обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных программ и контроль за их исполнением;

Контроль за своевременным проведением занятий, консультаций, посещений занятий учащимися, ведением журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану не реже одного раза в учебную четверть.

6.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану школа должна иметь следующие документы:

а) письменное заявление родителей на обучение детей по индивидуальному учебному плану;

б) приказ по ОУ;

в) расписание занятий, консультаций, зачетов письменно согласованное с родителями и утвержденное директором;

г) журнал учета проводимых занятий, зачетов.