Эссе «Педагог – профессия мужская». материал на тему. Три типа мужчин в жизни женщины Кто лучшие учителя мужчины или женщины


Педагогика зародилась в античные времена. Ее основы заложили Платон, Сократ, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан. Ничего не замечаете? Да, вы правы, все они были мужчинами!

В школах преимущественно работают женщины. Почему-то так сложилось в нашей стране. Причем не только из-за низкой зарплаты, просто на каком-то этапе развития все почему-то решили, что воспитание - дело женское. Но школы не всегда были женской территорией. Вспомните имена Песталоцци и Ушинского, Сухомлинского и Шаталова - они не считали, что педагогика - не достойное мужчин дело, а, наоборот, видели в этом служении будущему свой гражданский долг.

И героев русской классики водили на прогулки в Летний сад именно гувернеры, а не гувернантки. Нет, я не пытаюсь уменьшить роль женщины, но факт остается фактом: матери, няни, первые учительницы, закладывали основу, но в жизни каждого, кто в дореволюционной России проходил через лицей, гимназию или училище, присутствовали мужчины-учителя. Как свидетельствует статистика, в те времена основную массу наставников юношества составляли мужчины. И государство поддерживало стремление мужчин идти в педагогику.

До революции учителя, например, освобождались от военной службы. Это при том, что мужчины в педагогике тогда составляли подавляющее большинство. Наши деды и прадеды, хорошо разбирались в образовании, настоящих интересах и потребностях своего государства, его народа. При императоре Николае ІІ расходы на образование были увеличены в семь раз. Ни какая другая страна того времени, даже наиболее развитые и богатые, не могут похвастаться подобной статистикой.

Это все было давно, а сегодня все больше и больше людей стараются отправить детей учиться за рубеж. Почему? Говорят, образование лучше... Почему лучше? Может, потому что преподают мужчины?

В странах, к уровню благосостояния которых мы стремимся дорасти (США, страны Западной Европы, Япония), состав преподавательского корпуса четко размежеван: в начальной школе больше педагогов-женщин, в средних - мужчин. Специалисты-психологи считают это правильным: в младших классах ребенок еще нуждается в заботе мамы, которую во время уроков может заменить лишь женщина. А вот в старших классах большинство западных психологов советуют передать бразды правления в мужские руки. Мужчины почти полностью «оккупировали» школы Великобритании - страны с признанным классическим образованием. Репутация английского образования складывалась веками, ее история начинается в VI веке. И сегодня в самых известных учебных заведениях, таких, как Итон, Хэрроу, Рагби, 80 процентов преподавателей - мужчины.

Несмотря на признанный всеми аскетизм английских школ, нельзя не признать высокое качество получаемого в них образования. Профессия учителя в Англии, конечно же, не достигает уровня японского сенсея, но все-таки остается одной из самых престижных. Особенно трепетно англичане относятся к приобретению этой профессии. С каждым студентом педагогического ВУЗа, кроме основных занятий, индивидуально занимается преподаватель по педагогики - «тьютор». Такими занятиями создается устойчивый контакт между преподавателями и студентами. Прикрепленный к ученику тьютор не только передает знания, а и учит мыслить и действовать самостоятельно.

До этого говорилось о престижных учебных заведениях. В обычных же школах Европы ситуация не настолько веселая. В 2011 г. во Франции, например, многие частные учебные заведения опоздали с началом занятий или вообще отказались от набора учеников, поскольку не заполнили вакансию для преподавателей. В том же году в США была потребность в 200 тысяч учителей, а выпускников с дипломом педагога оказалось всего лишь 130 тысяч. В последнее время престиж профессии учителя, к сожалению, снижается. Свидетельствует об этом и статистика, согласно которой в Германии студентами педагогических ВУЗов становятся выпускники средних школ, которые не выделяются высокими академическими достижениями. В связи с падением престижа профессии основной состав преподавателей обычных, не привилегированных школ Европы, сегодня активно феминизируется. Впрочем, как и у нас.

Исключение, по-видимому, составляет лишь Ирландия. Это маленькая, но очень энергичная страна, «земля святых и ученых», как называют ее в Европе. Здесь по праву гордятся тем, что сегодня частица людей с высшим образованием в стране на 15% выше, чем в среднем по Европейскому Союзу. Школьники изучают здесь больше предметов, чем их немецкие, британские, и французские одногодки, а профессия учителя - одна из популярных.

Но вернемся к мужчинам в школе. Почему-то вся Европа сегодня мечтает вернуть их туда. Психологи говорят, что мужчине в отношениях с учениками принцип партнерства удается реализовать полнее. Если мужчина ставит «неуд», дети не обижаются. Потому что он ставит «неуд» за работу, а не из-за злобы или бессилия (с этим, кстати, можно поспорить; как говорят, история знает случаи...). Немецкие ученые доказывают, что в «женской» модели воспитания отсутствуют мужские качества - сила, энергия, воинственность. Учительницам, даже хорошим, не хватает понимания, что молодые двенадцатилетние парни должны драться. Это нормальное мужское дело. Кстати, психологи также уважают, что присутствие мужчины-учителя необходимо не только мальчикам, но и девочкам. То, как мужчины-учителя относятся к педагогам женского пола (подать руку, пропустить вперед), ученики воспринимают как пример отношений между мужчинами и женщинами вообще.

Ой, так хотелось написать о «продвинутой Европе», где учителя-мужчины не музейные экспонаты, а оказалось, у них все так же, как и у нас. Поэтому можно гордиться: в случае с образованием проблемы у нас полностью европейские. Низкая зарплата отпугивает мужчин от такого благого дела, как педагогика. Казалось бы, вопрос можно решить: повысьте зарплату - и в школу тут же придут мужчины. Ведь, как свидетельствует опыт мировой педагогики, самый рациональный вариант расстановки кадров в системе образования - тот, при котором наивысший процент представительниц прекрасной половины имеется в начальных классах. На средней степени наиболее производительным является равное соотношение женщин и мужчин, а в старших классах – женщин-педагогов должно быть не более 15–25%. Чтобы получить такое соотношение, одного повышения зарплаты, по-видимому, мало. Нужно вернуть престиж профессии учителя. В Европе думают об этом уже свыше десяти лет. Можно попробовать поразмышлять вместе: вдруг родится что-то ценное?

Учитель – одна из главенствующих профессий в жизни общества, которая возникла как желательность обучения и воспитания последующих поколений, для того чтобы они быстрее и успешнее вошли в жизнь общества. Учителя и учительство общеизвестны с древних времен, но самой популярной профессией стали не так давно. Один век назад большая часть населения развитых стран была вынуждена решать проблемы обучения и воспитания при помощи, так сказать, семейной педагогики, которая несла в себе и положительные и отрицательные моменты.

Некоторые представители данной профессии нанимались на работу, осуществляли присмотр, обучение, воспитание, только обеспеченными людьми. Такая работа осуществлялась или по мере необходимости или в определенных целях. Раньше, в те времена и во многих странах, то, что касалось воспитания, и обучения детей возлагалось на разных людей.

Учитель женщина

Привычная картина, знакомая с раннего возраста: первое сентября, первоклассницы и первоклассники идут в школу, бантики, первый школьный звонок и первая учительница. У каждого в детстве была первая учительница, с которой прошли рядышком школьные годы. А вот интересно, как бы изменилась школьная линейка и школьная жизнь, если бы первым учителем был мужчина. Сегодня в странах постсоветского пространства о том, что учительница и воспитатель дошкольного учреждения – это женская профессия, рассказывать никому не нужно. Можно было бы подумать, что так будет всегда.

Возьмем, к примеру, данные по России за 2008 год. Учителя женщины почти восемьдесят пять процентов от всего педагогического состава, это только по средним классам, а в городских школах процент еще больше. Если говорить про учителей младших классов, то там количество женщин вообще зашкаливает. Существует самая интересная и популярная гипотеза о том, почему так случилось, что женщин в профессии больше, истина скрыта в разделении обязанностей. Все связано: и воспитание и образование и работа по дому – с матерью, с женщиной.

Если в те времена еще можно было увидеть мужчину учителя или физиком, или трудовиком, или физруком, то сейчас это практически невозможно. Тому существует пара причин: очень маленький уровень заработной платы, и такой же уровень признания профессии в обществе. На сегодня только в некоторых учебных заведениях можно встретить мужчин в качестве преподавателей, это ВУЗы, где ими выполняется преподавательская и научно-исследовательская функции.

Учителя в других странах

Направленность «учитель-женщина» знакома не только жителям России, но и большому количеству людей в других странах. Например, за последние пятьдесят лет в Северной Америке и Европе неудержимо растёт численность женщин, принимающих участие как в системе дошкольного, так и среднего образования. В школах Америки от 65% и примерно до 85% преподавательского состава составляют представительницы слабого пола. Что касается Германии, то там из десяти учителей начального образования только один учитель мужского пола, среднего – каждый четвертый. И в высших учебных заведениях наблюдается примерно такая же ситуация, за двадцать лет количество мужчин на таких специальностях уменьшилось в два раза.

А как же мужчины учителя?

В определенный момент жизни мы все сталкиваемся с такой наукой, как педагогика, и если это так, то тогда этот вопрос касается всех. Представим себе простую ситуацию, где молодой человек, закончив ВУЗ, получив образование, идет работать в школу. А там он сталкивается с тем, что его не принимают как учителя , при этом мотивация – это женская профессия. Но те, кто посещал занятия в университете и прослушал курс по истории образования, понимает, что профессия с давних времен, начиная с Греции и заканчивая Россией в годы революции, истинно мужская.

Если проанализировать историю педагогики именно с практической точки зрения, станет понятно, что именно в СССР педагогика стала женской. Тогда и лозунги у большевиков звучали призывом о всеобщей грамотности, а как они пришли к власти: переворот, гражданская война, унесшая миллионы жизней, жизней мужчин. Именно тогда страна ощутила нехватку мужчин, а ведь армии тоже требовались мужчины. Вот тогда и были сформированы педагогические курсы для девушек. С тех пор мужчины в образовании редкость и понятие это стало очень быстро пропадать.

Учителя и воспитание

Коснемся раннего периода воспитания. Что есть семья, супруги, мама, папа, дети. Появившись на свет, ребенок видит и маму и папу. Когда родители еще сами были детьми и их чувство только зарождалось, они тогда уже знали, как отличаются друг от друга. Многими чертами и качествами отличаются они, в этом и заключается их стремление построить семью, где они и будут дополнять друг друга, образуя гармонию. И уже их ребенок начинает варьировать между папой и мамой их характерами, так ему и прививаются человеческие качества и понятия.

Папа – глава семьи он строгий, а мама – добрая и нежная. Это было идеально. А теперь представим, что ребенок попадает в школу с женским коллективом, он полностью попадает под женское влияние и получает все, исходя только из женского поведения. А ему на данном этапе развития просто необходимо общение и с мужчиной, и с женщиной. Вот так в обществе и появились слабые мужчины, и никакая армия этого не исправит. Само государство вырастило для себя не сильных полноценных юношей и девушек, а сильных женщин и слабых мужчин.

Ведь как было раньше, в девятнадцатом веке, в гимназии или школе именно учителя мужчины встречали ребенка, а женское воспитание было дома. Мальчиков зачастую воспитывал старик, далее они переходили в старший дом, где из них воспитывали настоящих мужчин, а девочек воспитывали женщины, помогая им стать полноценными женами, хозяйками, обучая не только стряпать и шить, но и общаться, и понимать мужчин. Вот тогда, в те времена, с тем воспитанием, в жизни и семье была гармония. Позже это все разрушилось и в образовании в том числе.

Учитель, какого рода профессия?

Учителя присутствовали во все времена, преподавали истину молодым. Учитель всегда был, самое главное, воспитателем, проводил в действительность, развивал личность, готовил к жизни. Ведь не зря рассуждают, что самым важным в школе, одним из интереснейших предметов и живым примером есть сам учитель. Из истории следует, что самыми лучшими, успешными учителями были мужчины. Ведь он везде лучший: повар, музыкант, художник, это невозможно отрицать.

Например, в послевоенные годы учителями работали только мужчины, это было потому, что многие, участвуя в войне, получили увечья, ранения и не могли полностью физически работать, и хотя знаний педагогических не было, они все равно многому могли научить и учили. В те годы быть учителем было уважительно, отучись четыре года и на работу, где тебя любят и ценят. У тебя значимая профессия – проводник, о чем ты им расскажешь, дашь, сыграет немаловажную роль для них, в судьбе, поможет определить профессию. Такое положение не могло не радовать, преподаватели хорошо зарабатывали, им давали жилье, не сразу, но давали. Ты был значим для общества. А сегодня ситуация кардинально изменилась, мужчин в школах нет.

Сегодня мужчине, главе семейства, очень не просто на мизерную зарплату прокормить семью. Сейчас очень много других профессий, кто пойдет работать учителем, если можно заниматься бизнесом? От очень многих сегодня можно услышать много похвалы в адрес мужчин учителей тех времен, которые научили, сумели наставить, дать почву, определиться в жизни. Многих уже нет в живых, а о них до сих пор помнят и любят.

Любая работа, связанная с людьми считается тяжелой, а работа с детьми и подавно. Но быть учителем это призвание, призвание от Бога, именно он формирует стержень поколений. Точно нельзя определить, кто на нас оказал большее влияние родители, учителя , сверстники – мы сами для себя учителя. Одна из приоритетных задач учителя – завлечь своим предметом, касаемо этого говорят, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить.

Современная школа

Так складывается, что в современной школе преобладает и женский персонал и женское воспитание, и взгляды, для самовыражения мальчиков ничего не остается, а ведь они не такие как девочки, не идут на разговоры с учителем, им бы проверить собственные силы – побороться с другими ребятами, выстоять в противостоянии как это требуется. Полное отсутствие авторитета является следствием отсутствия учителей мужчин, теряется мужская роль в жизни. Да и ежегодные изменения в школьных программах приводят к уменьшению часов по дисциплинам, которые действительно были бы интересны мальчикам. Сейчас наступил момент, когда некоторым людям стоит задуматься о школьных программах и о том, как они могут изменить чью-то маленькую жизнь.

Из всего мною написанного можно сказать только одно: я уверяю мужчина учитель – это не только нормально, но это просто необходимо, это жизненно важная составляющая современного образовательного процесса. Потому как только мужчина может объяснить многое, то, что не расскажет женщина, многие составляющие жизни, только мужчина сможет привить определенные качества, это относится как к мальчикам, так и девочкам.

Вывод один: и мужчины и учителя мужчины очень нужны образованию, но в той ситуации, которая сложилась, уже мало что можно исправить, да никто и не пытается, ведь в нашем государстве права у всех одинаковы и у мужчин, и у женщин, если будешь поддерживать одного, соответственно ущемишь права другого. Такова жизнь.

No related posts.

Признайтесь, кто из вас в школьные годы не фантазировал о бурном романе с молоденьким симпатичным учителем? Кто из вас на университетских лекциях не строил глазки зрелым бородатым преподавателям? А став мамой первоклашки, вы наверняка с удивлением обнаружили, что в школах по-прежнему встречаются обаятельные педагоги-мужчины. Сегодня мы попытаемся разобраться, как обратить на себя внимание этих одаренных интеллектом представителей мужской породы.

Плюсы отношений с педагогом

С образованным мужчиной так приятно появиться в обществе. В опере он не будет приставать к вам с вопросом, когда уже, наконец, начнут плясать девчонки в пачках. А перед сном он может ублажать ваш слух чтением стихов или манипуляциями с трехзначными числами.

Где еще вы найдете мужчину с оплаченным почти трехмесячным летним отпуском?

Вопросы «кто и в какую школу будет водить ребенка» и «как следить за успеваемостью» отпадают сами собой.

Если он не преподаватель физкультуры, то ему чужды болельщицко-пивные посиделки с дружками. Во внеурочное время он весь ваш.

Он работает в тотальном женском окружении учениц и коллег, поэтому будьте уверены - о любых «прыжках в сторону» вам доложат своевременно и не без удовольствия.

Минусы отношений с педагогом

Он работает в тотальном женском окружении, поэтому регулярные «прыжки в сторону» вам, увы, обеспечены.

Если вы не готовы мириться с существованием средних представителей среднего класса, функцию «кормильца» придется взять на себя.

Как правило, педагоги - люди тонкой душевной организации, которые выше «проблемы мусорного ведра».

Будьте готовы к тому, что по вечерам он частенько будет проверять кипы контрольных.

В телефонной трубке вы периодически будете слышать тяжелое дыхание влюбленных в вашего супруга учениц.

Где искать

А искать вам, собственно говоря, даже не придется. Педагоги присутствуют на определенных этапах в жизни каждой женщины. Вариантов несколько: либо вы ученица старших классов (студентка вуза), либо мама ребенка-школьника, либо вы сама учительница, директор, секретарь, уборщица там же. В любом случае разговор наш уже предметный, если «объект для упражнений» есть у вас на примете.

Представители профессии педагога имеют массу подвидов: романтичные филологи, педантичные преподаватели точных наук, загадочные химики-физики, домовитые преподаватели труда и вечно подтянутые физкультурники - в общем, на любой вкус. Понятно, что в зависимости от их специализации и меры воздействия к ним применимы разные. Но общее у всех одно - они доступны и открыты для общения. К тому же терпеливы, внимательны и заботливы. Практически исчезающий вид.

Как выглядеть

Если вы принадлежите к отряду учениц...
то не совершайте главной ошибки - не пытайтесь выглядеть как ваша мама или учительница рисования, с которой ваш объект покуривает на переменах. То есть не надо высоких каблуков, глубоких декольте (особенно если в этой области еще и демонстрировать нечего), сложносочиненных причесок и макияжа.

Уподобляясь взрослой женщине, вы будете выглядеть нелепо. К тому же конкурировать с ними в одной веcовой категории глупо - раздавят. Играйте на своем поле. Ваши козыри - юность и свежесть, которые вы сейчас старательно пытаетесь заретушировать, а лет через 10 не сможете воссоздать ни за какие деньги. Запомните: педагоги, так же как и большинство мужчин, всем изыскам моды предпочитают натуральность и естественность. А в вашем возрасте как раз можно позволить себе из всего арсенала косметики ограничиться блеском для губ и тушью для ресниц (в один слой, а не в три!).

Да и модные тенденции этого сезона созданы будто специально для вас: цветочки, рюшечки, коротенькие юбочки, разноцветные гольфики, туфельки с круглыми носами - вы можете носить все это смело (в отличие от учительницы рисования), без риска выглядеть как фруктовый торт со взбитыми сливками. А вот камуфляжные наряды и татуировки с пирсингами произведут впечатление скорее на ваших одноклассников, до которых вам нет никакого дела. Мужчины (ну кроме латентных гомосексуалистов) предпочитают видеть женщин в образе Деми Мур из фильма «Призрак» или «Стриптиз», а не из «Солдата Джейн». Их прельщает женственность, пусть даже только зарождающаяся.

Если вы мама или коллега...
то вы уже и сами знаете свои сильные стороны, которые вам нужно умело подчеркнуть. Главное - с женственностью не переборщить. Если вы считаете, что ваша сущность не может в полной мере проявиться без шляпки с вуалью и перчаток до плеч, дождитесь соответствующего случая - похода с детьми в театр или выпускного вечера. А на школьные собрания лучше все же приходить в повседневной одежде и с умеренным макияжем. Вы ведь не хотите произвести впечатление, простите, дуры, которая в жизни не занимается ничем, кроме шопинга, и поэтому имеет массу времени на создание своего рафинированного имиджа. Даже если вы сидите дома и страдаете ничегонеделаньем, внесите в свой образ легкую небрежность, как будто на собрание вы прибежали после череды важных дел и слегка запыхались-растрепались. Образованные мужчины могут простить даме все, кроме тупости и никчемности. К тому же, не зарабатывая баснословных денег, преподаватели в потенциальной супруге ожидают найти экономически равноценного партнера. А дам, живущих на содержании (пусть даже у бывшего мужа и отца ее детей), они глубоко презирают.

О чём говорить

Если вы мама, а умного сказать нечего, то лучше уж и вовсе промолчать (см. предыдущий пункт). По крайней мере покажетесь загадочной. И если вы правильно осуществили первую часть программы по созданию внешнего образа, вашему избраннику, возможно, захочется вас разгадать. К тому же учителя - это мужчины, которые привыкли говорить сами, а вам как прилежной ученице нужно их слушать внимательно. Кстати, рассказать они действительно могут массу интересного. А если вы все же решили включиться в беседу, не стесняйтесь задавать ему вопросы, интересоваться его мнением относительно событий в мире, научных теорий, книг и концертов. Просвещать - призвание мужчин-педагогов. Иначе зачем бы еще они пошли работать в школу - не из-за денег же... Хотя, спешу развеять заблуждение многих дам, будто преподаватели бедны как церковные мыши. При нормальном стаже и приличной загруженности учитель в состоянии заработать не меньше, чем какой-нибудь менеджер среднего звена. Плюс отпускные за целое лето.

Если вы ученица, говорить желательно во время урока и на заданную тему. Вряд ли что-то может больше расположить к вам вашего кумира, чем успехи в изучении преподаваемого им предмета. Чтобы полностью замкнуть его внимание на себя (по крайней мере в пределах класса) продемонстрируйте интерес: спросите, где найти дополнительную информацию по предмету, возьмите сложную тему для реферата или научной работы - вы сможете чаще обращаться к своему «предмету воздыханий» с вопросами. Станьте отрадой своего преподавателя, дайте ему почувствовать, что он не зря потратил время на получение педагогического диплома. И будьте уверены, что, обнаружив такое радение с вашей стороны, он станет периодически сам интересоваться вашим продвижением. В моей школе, например, один преподаватель ученикам и ученицам, которые взялись писать внеклассные работы, назначал дополнительные консультации до или после уроков в своей лаборантской. На светлые головы он не жалел времени и даже чая с булочками. Для некоторых учениц это была отличная возможность поговорить с ним наедине не только о научной работе...

Как себя вести

Адекватно. Ключевое слово и для учениц, и для их мам.

Юным обольстительницам следует хорошенько подумать, для чего они подвергают риску репутацию и карьеру своего обожаемого учителя. Есть немало примеров любви, зародившейся в школьные годы между учителями и их ученицами. Некоторые такие романы, преодолевая сопротивление коллег и родителей, переросли в стабильное крепкое чувство и счастливые семьи. Но бывают и другие варианты, когда девочки просто из любопытства, одолеваемые гормонами, испытывают на износостойкость моральные устои взрослых мужчин. А когда учителя теряют бдительность, все заканчивается скандалами, увольнениями и прочими неприятностями.

Если вы действительно влюблены в своего учителя (неженатого, надо надеяться), попросите под благовидным предлогом личной аудиенции и, убедившись в том, что нет лишних ушей, просто расскажите о своем чувстве. Если вы не ошиблись в выборе и не влюбились в форменного подонка (увы, эти встречаются среди представителей любой профессии), взрослый мужчина найдет способ деликатно отреагировать на ваше признание. Либо он тоже испытывает к вам симпатию и тогда ваше счастливое будущее лишь вопрос времени (например, до окончания школы). Либо, если вы ошибочно приняли его профессиональный к вам интерес за личный, он, не оскорбив вас в лучших чувствах, объяснит, почему у таких отношений нет будущего. Чего точно не надо делать, так это быть навязчивой и впадать в ребячество - писать записочки, признаваться в любви в сочинениях и распространяться о своих чувствах всем подряд. Это все может обернуться против вашего объекта обожания.

Если вы мама, то у вас не менее обширное поле для маневров. С преподавателем всегда можно напроситься поговорить об успеваемости и поведении вашего отпрыска. А если ваше чадо непутевое, считайте, что повезло: вас будут регулярно вызывать «на ковер» даже без всяких усилий с вашей стороны. И поскольку мужчины-педагоги покровительственны по натуре, вам будет несложно вызвать их сочувствие и намекнуть, как тяжело женщине одной воспитывать ребенка. Попросите учителя лично звонить вам, если он заметит очередной спад в учебе. А там кто знает...

Очень неплохо, если ваш объект любит ходить с детьми в походы и ездить в недалекие путешествия. В этих случаях всегда требуются еще 2-3 родителя на подмогу. Вам нужно лишь расчистить себе путь, чтобы занять одно из этих привилегированных мест. Участвуйте в школьной жизни, станьте «незаменимой мамой». Ну а уж на всевозможных дискотеках и выпускных вечерах, где и умеренные возлияния допускаются, и танцы приветствуются, вам вообще все карты в руки. Ведь в таких ситуациях, вы просто женщина, а он просто мужчина, у которых при этом уже есть нечто общее: ваш сын-лоботряс или ваша дочка-умничка.

Богдана Шпонтак

Мужчина, случайно оказавшийся в школе, скорее исключение, подтверждающее правило, поэтому исследователи таких феноменов обычно пишут о них статьи под заголовками:« Мужчина учитель — мужчина ли?», «Мужчина в школе: быть или не быть?», «Учитель-мужчина: неудачник или герой-одиночка?» Учитель — существительное мужского рода в единственном числе»…

Как-то незаметно профессия учителя в России из исторически мужской стала не почти женской, а просто женской, и . Оттого-то уже многие годы отечественное образование прочно лежит на хрупких женских плечах. Один учитель даже сравнил этот досадный перекос с Пизанской башней: «Как ошибка в проекте одной итальянской башни с неприличным названием может уронить это сооружение рано или поздно, так и кривобокое образование способно завалиться набок, оголив фундамент-общество. Школа — модель жизни. Коль модель перекошена, у детей меняется восприятие и реального мира ». То есть нехватка мужского воспитания в школе может привести к тому, что наши мальчики мужчинами так и не станут, потому что многие дети и дома-то растут в неполных семьях. Там тоже командуют мамы и бабушки, и в результате мальчики с детства прочно усваивают женский стиль поведения. И армия тут же не поможет, потому что в армию человек приходит взрослым и сформировавшимся.

И никому еще неизвестно, как аукнется со временем тот факт, что перекос в школе не только гендерный, но еще и возрастной, потому что средний возраст школьного учителя сегодня 52 года. И если ничего не изменится — будет только увеличиваться.

А что может измениться, и с чего это умная и талантливая молодежь пойдет работать в школу, если в рейтинге профессий учитель давно и прочно находится на последнем месте. Вот данные Всероссийского центра изучения общественного мнения на этот счет:

Как видите, в пединститут сегодня идут те, кто заранее смирился с невыгодностью и непрестижностью своей будущей профессии, то есть не самые лучшие выпускники и выпускницы. Так что кадровые перспективы на обозримое будущее у школы не самые радужные, а потому пожилая учительница еще долго-долго будет ее лицом.

Так почему же все-таки мужчины в школу не идут, а женщины в ней упорно работают, причем до самого преклонного возраста? Дело тут не только в маленькой зарплате. Женщина лучше выживает в этой профессии просто потому, что она более терпелива, более склонна к компромиссам и больше, чем мужчина, боится потерять работу. А уж если у нее в этой школе дети учатся, то из нее вообще веревки вить можно. На абсурд и несправедливость школьной жизни женщины реагируют примерно одинаково: в учительской пошумят, обидами своими поделятся друг с другом, а потом чуть пониже согнутся и потащат воз своей неблагодарной работы дальше. Поэтому, что у нас нынче с образованием ни вытворяют — никаких протестных акций учителей (учительниц то бишь) нигде не слышно. Они никогда не митинговали, касками не стучали, хотя бывали времена, в кои им зарплату не платили по нескольку месяцев, а на период летних каникул еще приходилось и подработку искать.

Мужчина в эту систему хуже вписывается. Потому что он не будет молча мириться с несправедливостью, не будет вопреки здравому смыслу вести 3 журнала (бумажный, электронный и свой собственный, который и есть самый правильный), не будет оттирать с парт неприличные слова и выражения жидкостью для снятия лака, не будет работать во время отпуска в школьном лагере, не будет бесплатно вести уроки ОБЖ, и много чего еще делать не будет... И пока школа не изменится, вряд ли мужчины захотят в ней работать.

Давайте посмотрим вблизи, кто же эти титаниды, удерживающие на своих немолодых женских плечах махину нашего образования? Какими они представляются обществу? Заглянем в Интернет:

«Учительница — компас, активирующий магниты интереса, знаний и мудрости в учениках. Она похожа на свечу — сгорает сама, чтобы осветить путь другим. Звучит красиво… Только такие сравнения давно перестали быть актуальными. Портрет учительницы начала XXI века — резкая и черствая женщина за пределами бальзаковского возраста, стремящаяся лишь к тому, чтобы не сорвать показатели успеваемости».

Или вот такой аспект:

«Интервью позволили выяснить, что нередко небольшая численность книг в библиотеках учителей связана не столько с их низкими культурными потребностями, сколько с низким доходом. Значительная часть учителей хотела бы, но не может позволить себе приобретать книги.

В ходе опроса также задавался вопрос о частоте посещений театров, музеев, выставок, концертов или хотя бы кинотеатров. Анализ ответов приводит к печальному выводу, что значительную часть респондентов нельзя назвать завсегдатаями учреждений культуры. В частности, ни разу за последние 12 месяцев не были в театре 34,8% учителей и 25,8% директоров».

Картинка вырисовывается, прямо скажем, не очень симпатичная. Но самое грустное, что она ничего не преувеличивает. Я, например, даже телевизор не смотрю, у меня его и нет вовсе. А даже если бы и был? Когда его смотреть??? Школа работает в две смены (это до 18 часов), и так — 6 дней в неделю. Вечером пришла с работы — пиши планы и проверяй тетради, пока не упадешь. Утром собралась — ушла в школу… И так весь учебный год. Сытый голодного не разумеет, не работавший в таком режиме, никогда не поймет. Когда читать, ходить в театр, если в парикмахерскую сходить некогда? Как быть доброй и веселой, если ты отвечаешь за:

  • успеваемость учеников, независимо от их способностей и желания учиться (лечить человека насильно еще можно, а вот учить — плохо получается);
  • за результаты ГИА и ЕГЭ и за объективность их проведения (где-нибудь еще наказывают за списывание не ученика, а учителя?);
  • за внешний вид учащихся, чтобы они ходили в форме (а дети упорно не понимают — зачем?);
  • за сохранность мебели в кабинете (ломают и разрисовывают);
  • за проведение внеклассных мероприятий (купи шарики и сшей костюмы);
  • за участие детей в различных конкурсах и олимпиадах (желательно с хорошими результатами);
  • за дисциплину в классе из 30 и более человек (где двое — трое пришли учиться, а остальные — поиграть в телефоне и поговорить с товарищами. Одна девица на моем уроке даже пыталась ногти красить);
  • за дисциплину в школе во время дежурства (то еще удовольствие);
  • pа проведение открытых уроков, семинаров и всяких школьных мероприятий;
  • pа проведение классных часов и родительских собраний (а плату за классное руководство отменили);
  • pа своевременное заполнение электронного журнала (на уроке-то всегда некогда).

А в сутках всего 24 часа …

А еще надо в магазин и на рынок, что-то готовить, стирать-убирать…

У нас ведь каждый в своей жизни проходит через школу, а многие по нескольку раз (с детьми и внуками), поэтому абсолютно ВСЕ лучше самого учителя знают, что он должен делать, и как он должен себя вести. И если кто-то школой недоволен, то недоволен в первую очередь учителем, люди ведь не замечают самой системы, заложником которой учитель и является. А система наша работает, как в сказке Одоевского: царевна Пружинка толкает в бок валик, валик цепляется за молоточки, а молоточки бьют по колокольчикам. Так вот, в этой системе учитель — это колокольчик, его бьют — он звенит, но от него ничего не зависит.

А почему женщина в школе становится «резкой и черствой», если приходит доброй и улыбчивой? Видимо потому, что срабатывают такие факторы, как деформация профессией и профессиональное выгорание. Вот цитата из психологического исследования:

«Труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть тех, кто непосредственно работает с людьми. Немалая роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, увеличивается риск возникновения эмоционального выгорания».

А в одном мужском журнале давали такие советы молодым людям, на случай, если «Ты познакомился с учительницей»:

« Не пугайся, если в какой-нибудь из вечеров она ни с того ни с сего не захочет с тобой разговаривать. Вот ты — когда ты последний раз безумолку вещал в продолжение 45 минут? Причем так, чтобы тебя услышали и поняли полтора десятка балбесов? И так шесть раз подряд — в течение шести уроков? В общем, предупреждаем: бывает, учительница так устает, что ей просто лень раскрывать рот. Тут ничего личного, и тебе придется это принять. Кстати, проблема с голосовыми связками — сестра ее профессии. Сюда же добавим риск заработать варикозное расширение вен (много стоит у доски) и часто рваные колготки (виновата старая школьная мебель).

Если ты вдруг не в курсе, то знай: как характер человека предопределяет выбор профессии, так и требования профессии постепенно становятся чертами характера. Учительницы со временем привыкают все контролировать: в школе она проверяет сменку, дневник, домашнее задание — дома она проверяет, вынес ли ты мусор, надел ли теплые носки, вернулся ли вовремя с работы. В ее манере делать замечания и поучать. И пусть тебя не удивляет ее высокомерие: она же самая умная в классе — и за пределами школы она тоже иногда априори мнит себя высшим разумом».

Собственно говоря, эта профессия еще в девятнадцатом веке считалась трудной (хотя были розги, а любого нерадивого можно было просто выгнать). Это признавалось даже государственными чиновниками, и срок выслуги пенсии в министерстве народного просвещения был 25 лет, в то время как во всех других ведомствах — 35 лет.

Вкусив прелестей учительской профессии, Василий Розанов так писал о своих коллегах более ста лет назад:

«Учитель угрюмо кладет деньги в банк, болезненно привязываясь мечтою к мысли, что когда обеспечит, наконец, себя, то станет и свободен, и независим. Но гораздо ранее, на пятнадцатом, на восемнадцатом году службы, обычная неврастения постигает его; отложенное — берется обратно, переносится к докторам; и когда вожделенная минута двадцатипятилетия (и пенсии) настает, — тот, кто столько ее ждал, не нуждается ни в чем более, кроме сиделки, компресса на голову, склянки с микстурой, — которые недолго еще будут облегчать последние его страдания».

Грустно, что с годами ничего не меняется. И в смысле отношения к профессии (мы теперь услуги оказываем. Образовательные). И в смысле нещадной эксплуатации (нагрузка учителя почти всегда полторы и больше ставки — результат оптимизации).

А чтобы уж всем было понятно, что проблемы школьного учителя не сегодня возникли, и что они в нашем государстве «ныне и присно и во веки веков», позволю себе еще одну цитату из В. Розанова:

«Уже на 12-м-14-м, реже на 16-м-18-м году своей деятельности, учителя становятся инвалидами, нуждающимися скорее в заботах о себе, нежели сколько-нибудь способными еще в течение 8-12 лет оказывать беспрерывное, ежеминутное и самое утонченное внимание к нуждам сотен и сотен образующихся юных существ. Общества покровительства животных, благодетельные попечители о тюрьмах — да вот перед вами братья ваши, лучшие из вас, несравненно более многих образованные, гуманные, действительно благожелательные, преждевременно искалеченные, кажется, всеми презираемые, несравненно более несчастные, нежели покровительствуемые вами четвероногие и двуногие. О, конечно, нет никаких внешних атрибутов страдания на них — кроме одного, впрочем, но зато общего, лежащего уже на всех: выражения их лица, их движений, манеры держать себя и говорить».

Хочет ли еще кто-нибудь кинуть камень в эту женщину, тянущую воз Российского образования, как тот бурлак на Волге?

У каждого учителя аргументов, чтобы уйти из школы, более чем достаточно, и многие действительно уходят. Но многие, несмотря ни на что, остаются. На вопрос:«Что вас удерживает в школе?», в учительских блогах можно найти разные ответы:

  • любовь к детям;
  • "работа очень нравится";
  • "люблю творчество";
  • "быть учителем — это интересно";
  • "люблю учить детей учиться";
  • "без школы прожить не могу";
  • "не представляю себя в другой профессии";
  • "осознаю значимость профессии";
  • "учусь вместе со своими учениками";
  • "не осмеливаюсь что-то менять";
  • "работа рядом с домом";
  • "хорошая нагрузка (как следствие — з/п устраивает)";
  • "отпуск большой и только летом";
  • "нет другой работы".

И еще можно добавить разных вариантов объяснения этого феномена, но мне думается, главное объяснение все же в том, что для всякой женщины основная ценность — это семья. А школа — это всегда большая семья, пусть не всегда дружная, не всегда успешная, с очень разными детками, с трудностями и радостями, но она своя, родная. И ради этого можно многое претерпеть. А если кто бывал в компании, где собралось более одного учителя, может подтвердить, что разговор у учителей всегда неизбежно переходит на школу, даже если договаривались тему эту не поднимать. Многие учительницы, дожидаясь пенсии, обещают сразу по ее получении из школы уйти, а потом не уходят, потому что боятся остаться без этой семьи, такой проблемной, такой хлопотной, но такой любимой.

Мнения учителей никто не спрашивает ни при составлении учебников, ни при внедрении ЕГЭ. Дело учителя — исполнять, что придумают «наверху». Учителя, как, впрочем, и дети — заложники Системы. В нашей школе как-то состоялась встреча с очередным Министром, и я спросила его, имея ввиду реформы:

— Как можно улучшить образование, одновременно сокращая финансирование, увеличивая количество детей в классе и заставляя учителя работать на полторы -две ставки?

Не думаю, чтобы те, от кого зависят все эти реформы, не понимали очевидных вещей. Все они прекрасно понимают, но, несмотря на возмущения общества, гнут свою линию. Лучше всех о сложившейся в образовании ситуации сказал писатель В. Непомнящий:

«Школьники, студенты, учителя, ученые, деятели культуры и искусства, отцы и матери, — объединяйтесь! Отечество в опасности».

Об авторе: Короева Зарема Александровна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Беслана" Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания.

Эссе: «Педагог – профессия мужская».

Чтобы быть хорошим преподавателем

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

В. Ключевский.

Педагог… Педагог- мужчина… Каков он? Каким он должен быть? Когда размышляешь над этими понятиями, холодок пробегает по спине. Многие бы ответили: «Это не мужская профессия». Я считаю, что педагог – мужская профессия. Ведь выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, который работал в воспитательной колонии для несовершеннолетних правонарушителей, сумел не только показать это, но и в реальности доказал, что педагог – профессия мужская.

Действительно, испокон веков воспитателями детей были учителя-мужчины. И были они прекрасными воспитателями, учителями и наставниками. Особенно для мальчиков мужское воспитание в школе очень важно потому, что воспитывать ребенка должны и мать, и отец. В нашем обществе привыкли говорить: «учитель – вторая мама», следовательно педагог – мужчина должен быть вторым отцом.

Педагоги-мужчины в школе необходимы еще тем, что в нашей Тыве реализуется и работает «Кодекс чести мужчин Тувы», который реализуется по инициативе Главы-председателя Республики Тыва Ш.К. Кара-оол. Эта ситуация дополнительно вдохновляет меня в своей работе в воспитании настоящих мужчин Тувы, будущего нашей Республики.

В наше время ребенок живет в стремительно меняющемся мире. А этот мир требует развития. Маленький человек перегружен информацией. Это приводит к сдвигам в его сознании. К изменению понимания плохого и хорошего. Плохое становится хорошим, хорошее-плохим. Как переломить эту ситуацию? Какой способ должен выбрать учитель? Каким для этого должен быть сам учитель?

Важно понимать, что в школе учитель не для того, чтобы научить, а чтобы быть с детьми, чтобы они становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии. Это мое глубокое убеждение. А учитель должен быть примером для своих учеников. Проработав 5 лет в школе, я приобрел драгоценный опыт общения с детьми. Я точно знаю, что ребенка надо принимать таким, какой он есть. И любить его таким. Все дети хорошие. Не может быть плохих детей. Если ребенок агрессивен, виноват в этом взрослый. Позитивная оценка, умение рассмотреть хорошее в каждом ученике и показать это окружающим, поднять его авторитет, создать атмосферу успешности – вот главная задача педагога-учителя, педагога-мужчины.

Быть учителем информатики легко и интересно. Ведь в условиях современных технологий каждый ребенок близко знаком с компьютером и тем самым с большим интересом и желанием узнать что-то новое, буквально бегут на уроки информатики. Уроки помогают мне ярче раскрыться и раскрыть учеников. Чтобы сегодняшних школьников удивить, заинтересовать, нужны современные подходы. В педагогической деятельности мной используется технология критического мышления, проблемная, проектно-исследовательская, здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода.

Можно быть высокообразованным человеком, применять современные технологии на уроке, но не быть при этом настоящим учителем. Настоящий учитель должен быть Человеком. Педагог-мужчина – это Человек с богатым внутренним миром, справедливый наставник, способный возрождать души детей, наделенный Разумом, Добротой и Любовью.

Учитель информатики МБОУ Теве-Хаинской СОШ Тюлюш М.Д.