Новаторство любовной лирики Н. Некрасова. Н. А. Некрасов — выдающийся поэт-новатор Некрасов как поэт новатор


Творчество Н. А. Некрасова всегда откликалось в каждом человеке по-разному и подчас вызывало противоречивые суждения, как читателей, так и критиков. Но одно неоспоримо точно: он внес в поэзию новую систему художественных приоритетов. Некрасов был первым поэтом, который показал необычный взгляд на роль и задачи поэта и акцентировал внимание на народе.

Он пришел в поэзию с новыми идеям, принципами, концепцией, которые не все готовы были принять.

Огромное количество стихотворений в лирике Некрасова посвящено теме поэта и поэзии, которая всегда тесно переплетается с взаимодействием лирического героя с народом. Самым ярким примером служит произведение, написанное во время общественного подъема в 1855, «Поэт и гражданин». В образе двух действующих лиц воплощена двойственность отношения Некрасова к цели поэта. Чувства, которые испытывает автор, вложены как в уста творца, так и в продавца. «Пора вставать! Ты знаешь сам,/ Какое время наступило…» , «Проснись: громи пороки смело…». Так звучат слова продавца, который пытается пробудить патриотические чувства в лирическом герое. Однако гражданин не только противопоставлен поэту, он наоборот стремится объединяет эти понятия в одно целое так:

«Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений, подчиняя чувству

Всеобнимющей Любви»

Немаловажную роль в творчестве каждого писателя играет Муза, которая для Некрасова была простая женщина-крестьянка. Образ «изувеченного» идеала предстает в стихотворении, написанном в 1848 году, « Вчерашний день, часу в шестом..». Творческий путь автора был непрост, его проблемы с критиками, цензорами, преследователями отразились в образе «крестьянки молодой», которая пережила это вместе с поэтом. Именно сцена, как «били женщину кнутом» обличает ужасы идеалов крепостнического строя. Автор, указывая на девушку, кричит Музе: «Гляди!/ Сестра твоя родная!».Такой образ вдохновительницы Некрасова олицетворяет родство лирического героя с человеком из народа.

В стихотворении «Элегия» тема поэта и поэзии хоть и является ключевой, но, тем не менее, автор обращает наше внимание на «страдания народа». Лирический герой, обеспокоенный будущей судьбой людей, когда же толпе безразлично все, она «ликует и поет». Совесть лиричекого героя остается чиста, потому что он считает, что выполнил свое высшее предназначение, как поэта. Он говорит:

« Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен»

Таким образом, для Некрасова идеал поэзии заключался в том, что поэт должен воспевать жизнь людей. Все стихотворения пропитаны новаторством, которое заключается в пре-возношении, как Музы, так и самого народа

Тема любви решена в лирике Н.А. Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство «в прекрасных мгновениях», Н.А. Некрасов не обошёл вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди…»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н. Скатова, он «не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу». В его стихах рядом с любящим героем появился образ независимой героини, подчас своенравной и независимой («Я не люблю иронии твоей…»). А потому и отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой («Да, наша жизнь текла мятежно…»). Такое непонимание вызвано иногда разным воспитанием, разными условиями жизни героев. В стихотворении «Застенчивость» робкий, неуверенный в себе разночинец сталкивается с надменной светской красавицей. В «Маше» супруги не могут понять друг друга, так как получили разное воспитание, имеют разное представление о главном и второстепенном в жизни. В «Гадающей невесте» - горькое предчувствие будущей драмы: наивной девушке нравится в избраннике внешнее изящество манер, модная одежда. А ведь за этим наружным блеском чаще всего скрывается пустота. Наконец, очень часто личные драмы героев являются продолжением социальных драм. Некрасов предвосхищает образ Сонечки Мармеладовой Достоевского в стихах «Еду ли ночью по улице темной…». И хотя в «Записках из подполья» Достоевский иронизирует над наивной верой в «прекрасное и высокое» лирического героя стихов Некрасова «Когда из мрака заблужденья…», эта ирония, даже полемика не отменяет сочувственного отношения писателя к благородным порывам человека, стремящегося «выпрямить» и спасти «падшую душу». «Спаситель» в стихах Некрасова хорошо знает психологию «падшей души», ее затаенные комплексы. Сам поднявшись над болезненным состоянием унижаемого человека, он старается избавить от него и героиню. Он знает, что ей нужно жить самой собой, а не чужим мнением о себе, приводящим героиню к тайным сомнениям, гнетущим мыслям, болезненно-пугливому состоянию души: «Зачем же тайному сомненью / Ты ежечасно предана? / Толпы бессмысленному мнению / Ужель и ты покорена?».

По сути, перед нами женский вариант драмы «маленького человека», униженной и обиженной, а потому и болезненно-гордой души, напоминающей будущую Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского, тоже пригревшую «змею на груди». А лирический герой Некрасова своим активным и пронзительным состраданием напоминает князя Мышкина.

Основное внимание хотелось бы уделить «панаевскому циклу». Авдотья Яковлевна Панаева - главный адресат интимной лирики Н.А. Некрасова. Отношения с А.Я. Панаевой стали темой многих стихотворений Н.А. Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами. Сам Н.А. Некрасов видел в своих стихотворениях не просто обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти произведения в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. «Панаевский цикл» - пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Н.А. Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Ф.И. Тютчева, «поединок роковой».

Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нём мало что известно. В центре «панаевского цикла» - она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Н.А. Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он, по словам Николая Скатова, «дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать».

Основные мотивы (мотив - устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких произведений) «панаевского цикла»: мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной…», «Мы с тобой бестолковые люди…»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя…», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей…»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно…», «Давно - отвергнутый тобою…»); писем («Сожжённые письма») и др. «Панаевским» стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год - сломил меня недуг…» и «Тяжёлый крест достался мне на долю…», «Прости» и «Прощание»).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; «нервность» интонации, передающая почти «достоевские» страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Итак, любовная лирика Н.А. Некрасова своеобразна прежде всего тем, что в ней проявляется «проза любви». В его лирическом цикле показана сложность отношений людей: споры, ссоры, встречи и расставания. Лирический герой видит достоинства и недостатки своей возлюбленной, ему с ней нелегко. Отношения героев неровные: от взаимных обид, укоров, недоверия - к былой страсти. Но разрыв неизбежен, герой предчувствует его:

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она недалека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Каждое стихотворение цикла заканчивается многоточием, словно намекает на некую недосказанность, недоговоренность, а начала стихотворений - продолжение вновь и вновь начинаемого спора, диалога, даже ссоры.

В любовной лирике Н.А. Некрасова нет атрибутов романтической поэзии: соловьев, цветущих роз, но есть психологический анализ чувства и взаимоотношений, показан внутренний мир героев. Лирический герой словно оценивает свое чувство.

Новаторство любовной лирики Н.А. Некрасова состоит не только в новизне содержания («прозы жизни»), но и в том, что для изображения «непоэтических» явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.

В стихотворениях «панаевского цикла» много вопросительных, побудительных предложений, много обращений к возлюбленной и к самому себе.

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Это позволяет достичь глубины самоанализа и отразить противоречивость эмоций.

В чём особенность поэзии и новаторство Н.А. Некрасова? Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления. Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о труде бурлаков и т.д. *Новые герои вносят в стихи и новую роль - подчас «грубую», «неблагозвучную». *Интонация живой речи влияет и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трёхсложные рифмы, передающие оттенки живого человеческого голоса. *Для Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и его героев сливаются. *Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна; отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений, проникнута гражданственностью.

Картинка 34 из презентации «Некрасов лирика» к урокам литературы на тему «Некрасов»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Некрасов лирика.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 866 КБ.

Скачать презентацию

Некрасов

«Мороз-воевода» - Поэма Н.А.Некрасова «Мороз - Красный нос». предводитель войска в старое время на Руси. Воевода -. Зима. «Мороз – воевода». С.А.Есенин «Берёза». Отрывок «Мороз – воевода». Н.А.Некрасов. Древнейшее оружие в виде тяжёлой дубинки. Палица -. Кроссворд. Н.А.Некрасов «Мороз – воевода». Литературное чтение 3 класс Н.А.Некрасов «Мороз –воевода».

«Некрасов Дедушка» - Слово о декабристах. Поэма -. Легко ли жилось людям в Сибири? Вопросы по презентации «Восстание декабристов». Лотман. Характеристика героя. События. 1). Заключение. Вопросы по презентации. Работа с текстом поэмы «Дедушка» по вопросам. 3). Задание: «Заполните таблицу». 1 группа – 5-8 ч., 2 группа – 9-12 ч., 3 группа – 13-17 ч., 4 группа – 18-22 ч.

«Стихотворения Некрасова» - А. Н. Островский. И Музе я сказал: «Гляди! Писательница. 1821 - 1877. Особенности стиля Н. А. Некрасова. Л. Н. Толстой. Новаторство Н. А. Некрасова. 2. Стихотворение – поэтический манифест демократического поэта. 1846 год. А. Я. Панаева. Сестра твоя родная!» 1848. Карабиха – имение Н.А.Некрасова, купленное в конце 1861 года.

«Некрасов Русские женщины» - Я женщина, жена! Быть может, выйдете замуж за другого… Пленительные образы! Я должна Близ мужа умереть. Авторская позиция в поэме. Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Отношение автора к Генералу. Видит тяжесть жизни арестантов, местного населения. Разрешение вернуться в европейскую Россию.

«Уроки по Некрасову» - I. Детство и годы учебы II. «Петербургские мытарства» III. Подведение итогов урока VII. Почему Некрасова считаем поэтом – гражданином и поэтом народным? План урока: 1847-1866г. Н.А.Некрасов. План анализа стихотворения: Молясь твоей многострадальной тени, Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени!

«Некрасов Н.А.» - С акварели А. Пластова. Колыбель моя! Творческий путь Николая Алексеевича Некрасова. «Мужичок с ноготок». О Муза! Ну, трогай, Саврасушка! Я у двери гроба!... Не плачь! Н.А. Некрасов «Несжатая полоса». Что за дело? С картины В. Якоби. Трогай! «Кому на Руси жить хорошо». С рисунка А. Короткииа. Привал арестантов.

Всего в теме 30 презентаций

Незаконченность содержательна. Для Некрасова важен не ответ на вопрос, а поиск ответа на вопрос.

Финал должен был быть таким: крестьяне не нашли счастливого, встретились в кабаке с пьяным человеком=>можно быть счастливым только пьяным.

Жанр уникальный: черты поэмы, эпическая поэма, народный эпос, крестьянская энциклопедия: воспроизведение народного характера, сознания, культуры, разных текстов, обращение к песням, пословицам, поговоркам, плачам, легендам.

Поздние произведения конца 70х гг:

усиливается философский аспект. Нет четкой позиции автора. Усиливается стремление показать общую картину мира. Тяга к афористичности. Неким обобщением является поздняя лирика.

Некрасов обращается к личным судьбам. Переосмысление тем, стилевой эксперимент. Простота стиля, тема трагизма жизни, использование аллегоричных образов.

Стилевое и жанровое новаторство лирики Н.А. Некрасова.

Особенности:

1. Эпический сюжет в лирическом стихотворении. В стихотворение входит история челов.жизни, не момент, не эпизод, а биография, судьба («Тройка», «Свадьба», «Гадающей невесте», «Школьник»). Взаимодействие личного хар-ра с данными соц.условиями. герои вмешаны в сферу сознания повествователя, открыто и неприрывно оценивающего изображаемое. Эпизоды как единицы эпич.сюжета включ-ся в сюжет лирич.,образуемый последовательностью прямо оценочных словесных единиц. Субъективность: чуткость к судьбе человека из народа, умение вжиться в его участь и рассказать о ней так, что за рассказом чувствуется мысль повествователя.. это не просто рассказ, а предвидение будущего простого человека, которое вмещено в форму прямого обращения к герою. Повествование насыщено зрительными деталями, изображением жестов и вещей.

2. Драматизация повествования – создание иллюзии того, что действие происходит перед читателем(зрителем). Вещные детали- Н. не рисует весь зримо внешний мир, но использует их, чтобы дать представление об опред. бытовом укладе. Н. использует простые, традиционные слова(муж-праведник, сырая могила) – слова, которые окружены густой эмоц.атмосферой. соц.объяснение биографий и хар-ов героев обусловливает содержание сцен(герой ведет себя так, потому что..) герои показаны с сложном душевном конфликте, дается столкновение хар-ов. Биография рассказывается сжато, быстро, образы не развернуты, а намечены.(«Я посетил твое клабдище» - героиня стойкая, жизнерадостная, сильная. «Тяжелый год сломил меня недуг» - вспыльчивость, раздражительность, неуравновешенность. В ней нет жизненной силы, отчаяние проявляется даже в жесте «она молчит, ломая руки..») н.

изображает своих героинь в такие моменты, когда обст-ва с наибольшей силой обнаруживают ведущее в их х-ре.

3. Монтаж (понятие эстетики, рой картин, строго отобранных и сведенных к предельной лаканике 2-3 деталей) монтаж у Н.: одно из важнейших средств введения в лирику соц.содержания, углубления объемности лирического изображения, обогащения. Н. создает новый тип лир.стихотворения: в него входят как структурные элементы единого худ.содержанияразнородные мысли, описания, портреты, чувства.. стремление к циклизации(например, стихотворение «Вино»(3ч)- объединение законченных стихотворений в более сложные арихитект.образования. в цикле выраж.более богатое содержание и могут сущ.как элементы нового единства.

4. Прямая речь – средства воспроизведения противоречивости внутр.мира лир.героя. Ср-во введения в лирику героев, отличных от основного носителя сознания. Монолог с неплавным, прерывистым развертыванием лирич.сюжета, передающим: резкие смены настроения, крутые повороты мысли. Лирич.сюжет движется толчками, сериями, перебивающими одна другую. Монолог – это ср-во драматизации(превращает лир.излияние в сцену), сред-во хар-ки героя, не совпад. с повествователем. Функции прямой речи: ср-во воссоздания внутреннего мира героя, позволяет выразить автору прямой взгляд на изображаемое, возможность представить неск.Т.З. – жизнь представляется не в плоскостно-прямолинейной, а в объемной картине.

5. Поэтическое многоголосье или несобственно прямая речьпрямая речь, кот.синт.не выделяется из авт.речи. т.о. повест-ль говорит и думает за героя. Голос основного носителя речи(повествователя) осложняется голосами героев. Введение в лир.монолог множества соц.разнородных героев при помощи чужой речи было основано на реалистическом подходе к герою. Новаторство Н. (содержание,темы,подход к дейст-ти, бесстрашие реализма, правдивость) обусловило новую форму. Он обратился к языку народа, прозе, публицистике. Н. создал особую поэтич.форму, которая знаменовала преодоление ром.трад. Он вносит психологизм, его хар-ры соц.типологичны: возникаютизображ.среды, проявляют себя в жизненных обстоятельствах.. народность – выражение нац.культуры, крестьянская тематика(крестьяне без идеализации). Синтез структурных особенностей прозы и поэзии, взаимоотношение образа и мысли. Черты прозаики: точная соотнесенность слова и содержания, сюжетная организация повествования, лаконизм, любовь к точной, выразительной детали. Поэтические средства: энергичный, суровый по простоте стих, преодоление искусственной гладкости стиха, тяжесть неощутима для современного читателя, бытовая разговорность, синт.переносы за пределы стиховой строки

Ритмика – применяет дольник в трехсложных размерах

Публицистическая и редакторская деятельность Н. Некрасова. Фельетоны.

В 1840 г. выпустил первый сборник стихов "Мечты и звуки", о котором отрицательно оцененный В.Г.Белинским и впоследствии уничтоженный автором. (баллады с «страшными» заглавиями «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон»

Лишенный всякой финансовой поддержки, Некрасов уже в конце 1830-х годов вынужден был прибегнуть к черному литературному труду в виде срочных заметок, отзывов о самых разнообразных книгах, переводах, театральной

критики и даже водевилей. Эти первые опыты публиковались преимущественно в журнале "Репертуар и Пантеон", в "Литературной газете" и "Литературных прибавлениях к "Русскому инвалиду"".

В начале 1840-х Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его «В дороге».

Некрасов начал свою работу редактора в журнале Ф.А. Кони "Пантеон российских театров".

В 1845 году вышел составленный им сборник "Физиология Петербурга" в двух частях, включавший 12 статей. Среди авторов сборника В.Г. Белинский, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, А.Я. Панаева.

Сборник объединил разнородные по характеру материалы по принципу идейной направленности.

В 1843 г. состоялось знакомство Некрасова с В.Г.Белинским. В 1845-46 гг. Некрасов впервые попробовал себя в качестве издателя, выпустив альманахи "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник" с очерками, рассказами и повестями писателей "натуральной школы" - В.Г.Белинского, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, В.И.Даля, И.И.Панаева и др.

В 1847 г. вместе с И.И.Панаевым Некрасов стал редактором-издателем журнала "Современник", основанного еще А.С.Пушкиным, но после смерти поэта потерявшего былой блеск.

Начинается печатание в «Современнике» бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним А. Я. Головачёвой-Панаевой). Впрочем, главами этих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за запретов цензуры.

Около середины 1850-х годов Н. Чернышевский и Н. Добролюбов становятся главными деятелями «Современника». Благодаря своей замечательной чуткости и способности быстро усваивать настроение и взгляды окружающей среды, Некрасов становится по преимуществу поэтом-гражданином.

Умелое и дипломатичное руководство "Современником" позволило редактору привлечь в качестве сотрудников ярких беллетристов (И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Г.И.Успенского и др.) и публицистов (Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, М.Е.Салтыкова-Щедрина и др.). В журнале во все время его существования публиковались поэтические и прозаические произведения Некрасова, сами по себе часто составлявшие яркие события в русской литературе, литературно-критические статьи, фельетоны. Непосредственное участие Некрасов принял и в создании сатирического приложения к "Современнику" - "Свистка".

В 1862 г. после петербургских пожаров радикальный "Современник" был приостановлен на 8 месяцев (июнь-декабрь). Дипломатизм Некрасова-редактора

позволил не только возобновить с 1863 г. издание журнала, но даже добиться официального разрешения на публикацию в "Современнике" романа арестованного в 1862 г. Чернышевского "Что делать?" Однако в июне 1866 г. после выстрела Д.В.Каракозова журнал спасти не удалось и "Современник" был закрыт окончательно.

В 1868 г. Некрасов арендовал у официального редактора А.Краевского журнал "Отечественные записки" и до самой смерти оставался его редактором и одним из основных авторов. В редакцию журнала по приглашению Некрасова вошли также М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.З.Елисеев, Д.И.Писарев, А.В.Скабичевский, Н.К.Михайловский и проч.

Псевдонимы: Белопяткин.; Боб, Феклист; Бородавкин, Иван; Бухалов; Намордников, Савва; Афанасий; Пружинин, Зубоскалов, Такой-то;

Одним из крупнейших редакторов своего времени был Н.А. Некрасов. Наибольший интерес представляет его деятельность в "Современнике", во главе которого он стоял двадцать лет - с 1847 по 1866 год. Как уже говорилось, это был один из лучших отечественных журналов. В годы подъема революционного движения его тираж достигал десяти тысяч экземпляров. На страницах журнала нашла отражение программа крестьянской революции.

Заслуга Некрасова в том, что он сумел сплотить вокруг редакции коллектив единомышленников - писателей, публицистов. Журнал был идейным органом, он воплощал программу, намеченную Белинским. Все материалы "Современника" выражали единое направление.

Некрасов стремился к коллективности редакторской работы. В конце 50-х годов создается редакционная коллегия в составе Некрасова, Панаева, Чернышевского, Добролюбова.

Некрасов не только занимался организацией работы изданий. Он правил статьи, читал корректуры

Некрасов так характеризует свою работу в "Современнике": "...Вся, так сказать, черновая работа по журналу: чтение, исправление рукописей, а также добывание их, чтение корректур, объяснение с цензорами, восстановление смысла и связи в статьях после их карандашей лежали на мне, да я еще писал рецензии и фельетоны..." (Из письма М.Е. Салтыкову) .

В основе отбора материалов в "Современнике" Некрасова прослеживаются две линии: учет читательского интереса и общее направление журнала. Учитывая, что летом журнал распространяется менее активно, он важные, программные материалы печатал в другие периоды года. Старался давать в журнале материалы, написанные в русле его общего направления или хотя бы не противоречащие ему.

Образ народа в поэзии Н.А. Некрасова.

Многие предшественники и современники Некрасова писали о народе. Их произведения помогали развитию общественного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывали ненависть к угнетателям народа. Некрасов же впервые создает произведение не только о народе, но и для народа. Поэма «Кому на Руси

жить хорошо» - это многолетний труд Некрасова, в котором вылились его любовь к народу, размышления и боль поэта о народной судьбе.

Крестьяне-странники в поэме Некрасова представляют ту многоликую Русь, которую объединяет одно - нищета и бесправие. Мужики подобрались из деревень, чьи названия говорят сами за себя: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. Соответствующие названия и у губерний, уездов, волостей. Уже самими этими названиями поэт вершит суд над неустроенностью, убогостью и беспросветностью жизни крестьянской Руси, которая предстает в поэме голодной, разутой и раздетой, доведенной до последней степени разорения, страдающей от непосильного труда и унижений.

Но бесправное положение народа не убило в нем лучших человеческих качеств: отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, готовности к борьбе с угнетателями. «В рабстве спасенное сердце свободное - золото, золото сердце народное!»- говорит поэт.

В образе крестьянина Савелия - «богатыря святорусского», «богатыря сермяжного» олицетворены могучие силы, непреклонное упорство и богатырская стойкость русского народа. Вместе с другими крестьянами он отказывается платить помещику оброк и решает про себя: «Как не дери, собачий сын, а всей души не вышибешь!» Савелий становится во главе крестьянского бунта против управляющего поместьем немца Фогеля.

Бесправное положение женщины-крестьянки, ее незавидную долю поэт показывает на примере Матрены Тимофеевны. «По пятому годку» она уже трудится. Выйдя замуж, переносит издевательства мужниной родни, смерть ребенка, побои, каторжный труд. Но, несмотря на это, полная невзгод жизнь не убила в ней лучшие черты русской женщины-крестьянки: ее нравственную чистоту, сознание человеческого достоинства Поэт показывает пробуждение крестьянского самосознания и создает образы «новых» людей, вышедших из народа и ставших активными борцами за благо народное. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, он стремится помочь мужику, защитить его. Почет и любовь снискал он «строгою правдою, умом и добротой». Тип интеллигента-демократа выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка.

Поэт не идеализировал народ, зная, что не все устояли против растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с презрением.

Лакей Ипат счастлив своим холопским положением. Захлебываясь от восторга, он вспоминает об издевательствах барина, называя его «князюшкой», а себя «рабом последним». Автор дает Ипату меткую и злобную оценку - «холоп чувствительный».

Ненависть к холопству, к рабскому терпению - одна из характерных черт нравственного облика революционеров-демократов. Это чувство разделяет и народ. В рассказе «Про холопа примерного Якова верного» дворовой человек барона Синегузина так говорит: «Люди холопского звания - сущие псы иногда». Чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

Творчество Некрасова занимает особое место в русской поэзии. Николай Алексеевич во многом переосмыслил роль поэта в обществе и место поэзии в жизни людей. В отличие от Пушкина, Лермонтова и многих других классиков он не видел себя служителем муз и вдохновения. Некрасов прославился как защитник и голос простого народа. Его стихотворения обладают высоким гражданским пафосом и четкой социальной направленностью. Он полагал, что поэт не может творить в разрыве с теми событиями, которые происходят в жизни страны, считал недопустимым писать о красоте

Природы и любви к женщине в то время, когда на долю его народа выпадали тяжкие испытания.

Прежде всего, отход Некрасова от классической поэзии того времени выразился в появлении в его творчестве многочисленных пародий на стихотворения предшественников. Но он не просто осмеивал что-либо, а стремился посредством пародий показать необходимость перестройки поэзии со старых высоких форм на новые, более приземленные. Собственно, эти пародии кажутся смешными только при ощущении читателем связи с пародируемым объектом. При отсутствии этой связи как раз таки можно заметить внедрение Некрасовым новых стилистических

Приемов.

Некрасов одним из первых начал создавать произведения на остросоциальные темы или же, по-другому, писать «на злобу дня». В его стихотворениях человек неотделим от той среды, в которой он существует. Некрасов смещает акценты с анализа внутреннего мира людей на анализ состояния общества в целом. Именно с последним поэт связывает и состояние человеческой души.

Центральной темой в творчестве Некрасова были беды и чаяния простого народа. Он умел писать так, что, читая его строки, читатель чувствует свою сопричастность к происходящему. При этом актуальность стихотворений Некрасова не становится меньше с течением времени. В определенном смысле Некрасов попытался обмирщить поэзию – сделать ее доступной пониманию людей из низов. Для этого он стремился писать как можно более простым, народным, порой даже грубым языком. Не удивительно, что многие считают его творчество далеким от какой-либо поэтической эстетики.