Презентация к уроку по поэме " Мцыри" презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему. Презентация по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой Презентация на тему история создания мцыри



Из истории создания поэмы Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.









Особенности композиции и сюжета 1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.


Что мы узнаём о жизни Мцыри в монастыре? Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. …Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…


Как автор описывает характер и мечты Мцыри? Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника- горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…







Что узнал о себе Мцыри, очутившись на воле? Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.



Презентация к уроку по поэме Лермонтова "Мцыри"

Презентация описывает историю создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - одного из самых известных поэтических произведений русского писателя. Первым делом в презентации предоставляется учащимся происхождение эпиграфа поэмы. Чтобы ученики могли без труда определить тему и идею произведения, в качестве подсказки им дается материал, посвящённый непосредственно поэме «Мцыри», описывается история создания произведения, приводятся варианты сюжета.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», её тема и идея.

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь. Василий Ключевский, русский историк XIX–XX в.

Мцыри (в переводе с грузинского) неслужащий монах, послушник, пришелец, чужеземец, чужак На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5».

Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Откуда взят эпиграф к поэме? Как вы понимаете смысл этих слов? Первоначальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме была фраза: « On n’a qu’une seul patrie » (Отчизна бывает только одна) Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?

Эпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. Историческая справка

Словарь крылатых слов и выражений Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю Из Библии (церковно-славянский текст). Первая книга Царств, слова Ионафана (гл. 14, ст. 43): «...Вкушая, вкусих мало меду, омочив конец жезла, иже в руце моей, и се аз умираю». Перевод на современный русский язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть». Иносказательно: сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящей на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки. Джвари (Крестовый монастырь), воспетый поэтом М. Ю. Лермонтовым... «Там, где сливаяся шумят, Обнявшись будто две сестры Струи Арагвы и Куры Был монастырь...»

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова Основа сюжета (2 варианта) Рассказ старого монаха, которого встретил в Мцхете, грузинском городе вблизи Тбилиси, расположенном при впадении реки Арагви в Куру. Здесь на вершинах гор возвышается храм Джвари (Крест) и собор Светицхавели - усыпальница грузинских царей. Согласно этому рассказу, переданному П. А. Висковатовым со слов родственников Лермонтова, генерал А. П. Ермолов «вез с собою и оставил заболевшего ребенка монастырской братии»

К созданию «Мцыри» послужила совсем неординарная история ребенка, который был взят в плен в чеченском ауле Дады-Юрта и вскоре крещен под именем Петр Захаров. Мальчик поразил всех своими способностями к рисованию; на маленького чеченца обратил внимание генерал П. Н. Ермолов и взял с собою в Тифлис. Ермолов полюбил его, отправил в Москву, где тот восемь лет учился живописи, а затем поступил в Академию художеств (в Петербурге). Основа сюжета

ПЕТР ЗАХАРОВ-ЧЕЧЕНЕЦ. Портрет Алексея Петровича Ермолова. Около 1843 Пётр Захаров-Чеченец

Презентация к уроку по поэме Лермонтова " Мцыри " Презентация описывает историю создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - одного из самых известных поэтических произведений русского писателя. Первым делом в презентации предоставляется учащимся происхождение эпиграфа поэмы. Чтобы ученики могли без труда определить тему и идею произведения, в качестве подсказки им дается материал, посвящённый непосредственно поэме «Мцыри», описывается история создания произведения, приводятся варианты сюжета.


Слайд 2

Из истории создания поэмы

Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.

Слайд 4

Особенности композиции и сюжета

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.

Слайд 5

Жизнь Мцыри в монастыре

Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. …Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…

Слайд 6

Описание характера и мечты Мцыри

Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…

Слайд 7

Мцыри за три «блаженных дня» увидел и узнал:

Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами - пышные поля - холмы и горные хребты - ущелья, потоки - растительность

Слайд 8

Мцыри на воле

О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил...Мцыри ощущал свою близость с дикой природой и наслаждался ею: Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?

Слайд 9

Качества раскрывшиеся в герое, оказавшемся на свободе:

Смел и бесстрашен Презирает смерть Жаждет борьбы Любит родину и мечтает вернуться в родные края Твёрдый и целеустремлённый Выносливый и мужественный Страстная и пламенная натура

Слайд 10

Гибель Мцыри

Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет... Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно не­знакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели - увидеть дом родной - но даже смерть его вос­принимается как победа. Мцыри не сломили ни от­чаяние, ни страшные испытания, он до последней ми­нуты остается верен себе и своему идеалу.

Слайд 11

Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.

Слайд 12

«Мцыри» - романтическая поэма

1.Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности. 2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им. 3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.

Посмотреть все слайды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Кавказ в жизни Лермонтова Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие. Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке "М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах". Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час поэт.

3 слайд

Описание слайда:

Пейзаж окрестностей Пятигорска: "Бештау около Железноводска". На них изображён посёлок Иноземцево, что в нескольких километрах от Пятигорска. Это бывшее селение Шотландка - немецкая колония Каррас, как чаще её называли в то время. Эльбрус.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.. … и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка…всё, всё в этом крае прекрасно. Воздух там чист, как молитва ребёнка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит… Одна из лучших живописных работ Лермонтова "Крестовая гора" написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.

6 слайд

Описание слайда:

Поэма «Мцыри» историческая основа: присоединение Грузии к России по просьбе грузинского царя Георгия 12 и последовавшая за этим Кавказская война. романтическая поэма, созданная в 1838-1839 годах, за 2 года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук. основная мысль этой поэмы- мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью. поэма романтизм

7 слайд

Описание слайда:

Поэма – один из видов лиро-эпического жанра. Основные черты: наличие развёрнутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя. Лиро-эпические жанры- объективное изображение мира, присутствует сюжет, но есть и лирический герой Лирический герой- это образ того героя, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Не путать с автором!!!

8 слайд

Описание слайда:

Романтизм В центре – личность. Основной конфликт-конфликт между личностью и обществом. Романтический герой – герой с сильным характером, на голову выше окружающих, несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика (события разворачиваются в необычной обстановке, в основном на юге). Большое внимание к природе, типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой – он часто вынужден вступать с ней в борьбу.

9 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание цитатный план поэмы определить стихотворный размер и рифму выпишите рассказчиков глав

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Цитатный план Гл 1 Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто 2 сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Первое впечатление от поэмы. Стихотворный размер, рифма. Сколько глав? Одинаковы ли они по размеру? - Сколько рассказчиков в поэме? Событиям скольких дней посвящены 24 главы? Картина монастыря: настроение Гл 2 Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вёз. Гл 3 Ты слушать исповедь мою Сюда пришёл, благодарю. Я мало жил, и жил в плену. - Что главное для рассказчика: чувства или события?

12 слайд

Описание слайда:

Гл4 Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать». - Диалог или монолог? - На чьи немые вопросы отвечает Мцыри? - Меняется ли интонация по сравнению с предыдущими главами? Гл 5 Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил,- я также мог бы жить! -Каких по интонации предложений больше? Почему? Гл.6 Ты хочешь знать, что видел я На воле? Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, аллитерации

13 слайд

Описание слайда:

Эпитеты «пышные поля», « свежею толпой», «груды тёмных скал», «объятья каменные их», «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос» ….

14 слайд

Описание слайда:

Сравнения Холмы, …. Как братья в пляске круговой… ….горные хребты, причудливые, как мечты.. Курилися, как алтари, их выси… …В снегах, горящих, как алмаз…

15 слайд

Описание слайда:

Аллитерация Вдали я видел сквозь туман В снегах, горящих, как алмаз, Седой незыблемый Кавказ… Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил, И стало в памяти моей Прошедшее ясней, ясней… Почти полное отсутствие (р)

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть отрывка. Закончить цитатный план. Исповедь – значение слова Гл 7 И вспомнил я отцовский дом … Гл 8 Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил… Противопоставление позиции монахов и мироощущения Мцыри.

18 слайд

Описание слайда:

Гл 9 Мне было весело вдохнуть В мою измученную грудь Ночную свежесть тех лесов… Что значит жить в понимании Мцыри? Зачем Мцыри бежит из монастыря? Гл10 Хотя без слов, Мне внятен был тот разговор, Немолчный ропот, вечный спор С упрямой грудою камней. Что узнал о себе Мцыри за «три блаженных дня»? Гл11 Кругом меня цвёл Божий сад… Всё , что чувствовал тогда, Те думы – им уж нет следа; Но я б желал их рассказать, Чтоб жить, хоть мысленно, опять. Почему в рассказе Мцыри о трех днях свободы так много пейзажных зарисовок?

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Гл 12 Простая песня то была, Но в мысль она мне залегла… Гл 13 Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. - Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой? Гл 14 Трудами ночи изнурён, Я лёг в тени. Я цель одну, Пройти в родимую страну, Имел в душе, - и превозмог Страданье голода, как мог. - Как вы думаете, какое место занимает в поэме эпизод встречи с барсом? Сколько глав ему посвящено? Гл 15 Но, верь мне, помощи людской Я не желал…

21 слайд

История создания Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. 17- летний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. – Идеалы…». Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове идеалы. Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме Мцыри. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты. Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.


В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе. В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит: Которых надпись говорит О славе прошлой и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь в такой-то год Вручал России свой народ.


На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые Лермонтов побывал на Кавказе в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили лечиться на воды. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А.Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.


Возникновение замысла поэмы связано с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. Там Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, делал попытки к бегству в горы.




На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М.Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: Бэри по-грузински: монах»). Послушник – на грузинском языке – «мцыри».


Род, жанр, творческий метод Поэма – излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около 30 поэм (1828 – 1841), но опубликовал поэт только три из них. Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Поэма «Мцыри» является романтическим произведением Поэма написана в виде страстной исповеди героя.


Сюжет и композиция В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.


Сюжет и композиция В поэме 26 глав. Мцыри не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Авторское вступление Оно помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Здесь Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи.








Художественное своеобразие Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Герои и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы


Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён. Художественное своеобразие


Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза – это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса». Трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня – свобода, вся жизнь – неволя, автор обращается к антитезе. Временное противопоставление усиливается образным: монастырь – тюрьма, Кавказ – свобода.


Сравнения Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность юноши (Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).


Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь), поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул). Метафоры передают напряженность, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств(бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба… смеялась надо мной! Я тайный замысел ласкал; Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой, Надежд обманутых укор).


Развернутые олицетворения С их помощью передается понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры) Риторические вопросы, восклицания, обращения являются средством выражения сильных душевных переживаний. Их большое количество придает речи взволнованность и страстность(дитя мое, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).


Анафора способствует созданию лиризма, она усиливает впечатление, нагнетает ритм. И снова я к земле припал И снова вслушиваться стал… Он с детских глаз уже не раз Сгонял виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про легких, бешеных коней, Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал! В многообразии изобразительных средств проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создается страстный, приподнятый тон поэмы.