Первые израильские цари саул, давид и соломон. Детская Библия: Ветхий завет - Смерть священника илия, Саул - царь Израиля, Пастушок Давид - будущий царь


Колдуньи и колдуны, как известно, кроме своих обычных занятий практикуют еще и саймантию, или некромантию, то есть владеют искусством вызова мантий, или душ умерших. В Библии рассказывается об одной такой – Аэндорской волшебнице...

Сильно опечалился израильский царь Саул. Не везет ему в последнее время на полях сражений. Вот и сейчас стоит перед ним несметное войско филистимлянское в Санаме. Увидал он их стан и ужаснулся, задрожало его сердце. К кому обратиться за советом?

Господь сильно осерчал на него за его непотребства и совершенные мерзости. И сказал тогда Саул своим слугам: «Сыщите мне женщину-волшебницу, попрошу у нее совета».

Долго искали посланные и наконец нашли. «Есть одна волшебница, прячется в Эйн-Доре (Аэндоре)». Снял тогда Саул свои царские одежды, вырядился неприметным странником, пошел к колдунье и сказал: «Выведи мне того, о ком скажу!»

Вызвала она ему дух пророка Самуила, и, узнав его, Саул пал лицом на землю и поклонился.

Слова пророка повергли его в еще большую, безысходную печаль: «И отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему Давиду». Напомнил пророк ему грозные слова Господа: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это».

Страшно испугался Саул, когда услышал мрачные пророчества Самуила, оцепенел и упал на землю.


Началась жестокая битва, филистимляне все теснят и теснят израильтян к горе Гелвул, где продолжалась кровавая сеча. Один за другим на землю падают сраженные мечами трое сыновей Саула – Ионафан, Аминодава и Малхистра. Сам Саул весь изранен, выбился из сил. Чувствует, что конец его близок.

Приложив острие меча к груди, Саул упал на него и испустил дух. Сбылось пророчество Самуила, и к власти пришел новый царь – Давид...

Биографические данные

Царство Саула включало уделы Иехуды и Эфраима , Галилею и области в Заиорданье . По всей видимости, он не пытался распространить свою власть за пределы территорий, населенных израильтянами. Он также не провел реформ, направленных на замену традиционного племенного руководства централизованным административным аппаратом, подчиненным царю.

История отношений Саула с Шмуэлем отражает трудности, связанные со становлением монархической власти. Согласно одной из традиций, вошедших в библейское повествование, трения между Саулом и Шмуэлем начались после того, как царь, собравший войско в Гилгале, чтобы вступить в бой с филистимлянами, сам принес жертвы Богу , не дождавшись прихода Шмуэля (I Сам. 13:8-14). По-видимому, Шмуэль увидел в этом покушение царя на священнические прерогативы; он объявил Саулу, что в наказание за поступок его царствование не будет долговечным. Окончательный разрыв произошел, когда Саул не выполнил указания Шмуэля - полностью истребить амалекитян (I Сам. 15:14-35; 28:18). Шмуэль бъявил, что Бог лишает Саула царского титула и выбрал новым царём Давида.

С появлением при царском дворе Давида Саул начал осознавать, что народ благоволит к Давиду (I Сам. 18:16), победы которого над филистимлянами вызвали зависть Саула, перешедшую в слепую ненависть, временами затемнявшую его рассудок, - в приступах безумного гнева он покушался на жизнь собственного сына Ионатана (I Сам. 20:33), казнил 85 священников вместе с их семьями в Нове (I Сам. 22:12-19). Подозрительность Саула заставляла его повсюду видеть заговор и побуждала его убить Давида (I Сам. 18:20-29; 19:1, 4-7, 9-10), хотя тот уже был его зятем. Он вынудил Давида бежать к врагу, чтобы получить там убежище.

Всё это время Саул продолжал вести войны с филистимлянами . Когда филистимские силы собрались в глубине израильской территории, в Изреельской долине , Саул выступил против них и разбил стан у подножия горы Гильбоа , по-видимому, возле Эйн-Харода (I Сам. 28:4; 29:1). Согласно I Сам. 28, он испытывал неуверенность перед битвой и нуждался в поддержке Шмуэля , к этому времени уже умершего. В нарушение религиозного запрета, он воспользовался помощью колдуньи-некромантки для вызова духа Шмуэля но получил от него только предсказание поражения и гибели. Возможно, этот эпизод - часть общей линии книги против царской власти и в защиту власти священников.

В сражении пали три сына Саула - Ионатан , Аминадав и Малки-Шуа. Окруженный филистимлянскими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (I Сам. 31:4).

Когда на следующий день филистимляне обнаружили среди павших израильтян тело Саула, они отсекли его голову «и послали по всей земле филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу» (I Сам. 31:8-9). Оружие Саула было пожертвовано в храм Астарты , а его тело вывешено на стене Бейт-Шеана . Жители Явеш-Гил‘ада, помнившие, как Саул спас их от аммонитян, сняли тело со стены и похоронили в своем городе (I Сам. 31:10-13), откуда впоследствии кости Саула были перенесены в усыпальницу его отца в местности Цела, по-видимому, близ Гив‘ы (II Сам. 21:14).

Состояние израильского общества во времена Саула

На основании книги I Сам. можно заключить, что во времена Саула еще не сложилась упорядоченная административная система. Энергия Саула была преимущественно направлена на консолидацию монархии. По всей видимости, значительную часть нарождавшейся администрации составляли члены семьи Саула.

Так, его сын Ионатан стоял во главе одного из контингентов постоянной армии, Авнер бен Нер , также родственник Саула, был главой царской армии; большинство военачальников составляли члены колена Биньямин , получавшие от царя земельные наделы и виноградники. Во времена Саула племенная организация еще не прекратила своего существования - Саул считался главой колен Израилевых , а монархические институты, подобные существовавшим в других странах древнего Ближнего Востока, еще не сформировались.

Символом царской власти Саула было, по-видимому, его копье, а также, возможно, венец и браслет (II Сам. 1:10). При Сауле впервые была создана постоянная армия, насчитывавшая 3000 (I Сам. 13:1-2), но при этом продолжали существовать племенные ополчения, составлявшие основную массу войск, мобилизуемую по царскому приказу.

Воцарение Саула положило начало многовековому конфликту между властью священников и царей. С точки зрения священников, появление царя - это отказ от прямой власти Бога над народом. Ещё незадолго до этого, когда Гидеону предложили стать царём, он ответил, что у народа нет иного царя, кроме Бога. С этого момента началась так называемая «пророческая революция» - постоянная критика пророками решений царей. Другим следствием стала централизация культа, до того не требовавшаяся. Со времён царя Шломо единственным законным местом, где можно приносить жертвы , стал Храм в Иерусалиме (хотя другие святилища продолжали действовать ещё века).

Антимонархическая тенденция книги Шмуэля I и сравнение деятельности Саула с деятельностью его преемника - Давида создаёт впечатление сплошной неудачи. Но его военные достижения были велики. Не решив полностью проблему конфликта с филистимлянами , он вывел Израиль из подчинения им и остановил их продвижение в глубь страны. Лучше всех это понимал Давид, который сложил про него песню, начинающуюся словами «слава твой, Израиль, убита на высотах твоих! Как пали сильные!».

Источники

  • КЕЭ, том 7, кол. 694-696
Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья Саул в ЭЕЭ

Самуил и его сыновья. Одно время судьей и священником израильского народа был Самуил, который прославился своей любовью к Яхве. Пока Самуил был судьей, филистимляне не смели нападать на евреев. [Так написано в Библии, но больше похоже на то, что сам Самуил предпочитал не ссориться с филистимлянами и не воевать против них, — из той же Библии мы узнаем, что в израильских городах стояли в это время филистимские охранные отряды.]

Когда Самуил состарился, он поставил судьями своих сыновей. Но те были совсем не похожи на отца, и скоро народ уже не мог переносить их поведения. Старейшины Израиля пришли к Самуилу и сказали: “Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов”.

Самуилу очень не понравились эти слова, и он спросил совета у Бога. Огорченный Яхве сказал ему: “Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до нынешнего дня — оставляли Меня и служили другим богам,— так поступают они и с тобою. Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними”.

Самуил передал народу слова Бога и объяснил, как будет править ими царь: он заберет у них сыновей и дочерей и сделает их своими воинами, слугами и служанками, отберет у людей лучшие поля и сады, рабов и скот. Кроме того, он будет ежегодно брать у всех десятую часть мелкого скота, и все израильтяне будут его рабами. Но тогда уже поздно будет жаловаться — Бог не услышит их.

Но народ, даже выслушав грозное предостережение, стоял на своем: “Нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить перед нами, и вести войны наши”.

Когда Самуил передал слова народа Богу, Господь сказал: “Послушай голоса их и поставь им царя”. После этого Самуил распустил собрание израильтян.


1 - кидар (тюрбан) из льняной
ткани; 2 - золотой венец с
надписью "Святыня Богу";
3 - хешед (наперстник) с 12
драгоценными камнями; 4 -
хранилище Урим и Турим; 5 -
три голубых шнура для венца;
6 - два камня (ониксы) с
именами 12 колен Израиля в
оправах; 7 - эйфорд (передник
из золота, шерсти и льна;
8 - меир (верхняя риза) из
голубой шерсти с гранатами
и золотыми колокольчиками по
подолу; 9 - хитон из льняной
ткани; 10 - пояс

Первый царь Израиля. У Киса, знатного человека из племени Вениамина, был молодой и красивый сын Саул, ростом на голову выше любого израильтянина. Однажды у Киса пропали ослицы, и он приказал сыну разыскать их. В напрасных поисках Саул пришел в город, где жил Самуил. А тому Бог заранее сказал, что в этот день он встретит будущего израильского царя и должен помазать его на царство. [Обряд помазания состоял в том, что священнику или царю смазывали голову елеем — ароматическим маслом специального состава. Считалось, что через помазание Бог передает человеку частицу своей силы. Отсюда выражение — “царь — помазанник Божий”.]

Как только Самуил увидел Саула, Бог сказал: “Вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять наследием Моим”. Самуил и Саул познакомились, и священник пригласил молодого человека к себе обедать. За обедом повар по приказанию Самуила подавал Саулу лучшие куски, а затем старый священник предложил гостю заночевать у него, успокоив, что пропавшие ослицы уже нашлись.

Наутро Самуил проводил Саула за город. Когда они остались одни, Самуил взял сосуд с елеем, вылил драгоценное масло на голову Саула, поцеловал его и сказал: “Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего...” Затем он предсказал Саулу, что произойдет с тем в ближайшее время, и ласково попрощался.

После этого события Самуил созвал весь израильский народ и назвал ему имя Саула. Но того нигде не было, и только Бог указал, что Саула надо искать в обозе, куда тот спрятался от смущения. Когда побежали и привели Саула, который на голову возвышался над всеми собравшимися, Самуил, любуясь им, сказал: “Видите ли, кого избрал Господь? Подобного ему нет во всем народе”. И толпа радостно воскликнула: “Да здравствует царь!”

Однако не всем пришелся по нраву молодой царь Израиля. Некоторые с презрением говорили: “Ему ли спасать нас?” Они отвернулись от Саула и не поднесли ему даров, как было принято. Но Саул проявил ум и терпение: он сделал вид, что ничего не заметил.

Саул доказывает свое право на царствование. Вскоре после того, как Саул был объявлен царем, Наас, царь соседней страны, осадил израильский город Иавис. Не в силах больше терпеть голод, жители предложили врагу: “Заключи с нами союз, и мы будем служить тебе”. Тот ответил: “Я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля”. Старейшины выпросили семь дней отсрочки и обещали, что, если не придет помощь, они сдадутся.

Весть об этом дошла до Саула. Тот, придя в бешенство от наглости врагов, разрубил своих волов на куски, разослал эти куски мяса по всем израильским племенам, пригрозив, что так же он поступил с волами всех тех, кто не откликнется на его призыв помочь несчастным жителям Иависа.

Рабочий скот — главное богатство земледельца. Поэтому угроза Саула произвела впечатление. Устрашенный народ тотчас собрался весь, как один человек. Царь произвел осмотр и обнаружил, что в его распоряжении триста тридцать тысяч воинов. Тогда сказали послам Иависа: “Завтра будет к вам помощь, когда обогреет солнце”.

На следующее утро израильское войско, разделенное Саулом на три отряда, с разных сторон напало на врагов. Те в панике разбежались, Иавис был спасен. Так Саул доказал, что способен быть царем и защитить свой народ. Народ потребовал смерти тех, кто не желал видеть Саула царем. Но Саул не допустил этого.

Ссора Самуила и Саула. Предлагая избрать царем неизвестного молодого израильтянина из маленького и слабого племени, Самуил рассчитывал на то, что Саул будет ему во всем послушен. Но тот скоро дал понять старому первосвященнику, что намерен править самостоятельно. Один случай вызвал особенно сильный гнев Самуила. Саул набрал дружину из трех тысяч воинов и решил начать борьбу против филистимлян. В то время израильтяне и филистимляне жили в мире, но даже в Гиве, городе Саула, стоял филистимский охранный отряд. Старший сын Саула, Ионафан, с тысячей воинов напал на филистимлян и разбил их.

Узнав об этом, филистимляне двинулись войной на Израиль. В их войске насчитывалось тридцать тысяч колесниц, шесть тысяч конников, и, кроме того, “народа множество, как песка на берегу моря”. Когда израильтяне услыхали о приближении вражеских полчищ, они начали разбегаться по горам, прячась там в ущельях и пещерах. У Саула и Ионафана осталось всего шестьсот человек. Но даже с ними нельзя было выступить на войну, пока не придет Самуил и не принесет жертву Яхве.

Но Самуил не показывался. Прошло семь дней, войско Саула, и без того крохотное, таяло, и царь решился принести жертву Яхве сам. Как только он закончил жертвоприношение, появился Самуил и гневно спросил: “Что ты сделал?” Саул все объяснил ему, но оправдания не были приняты. Самуил зловеще изрек: “Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе: ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда. Но теперь не устоять царствованию твоему: Господь найдет себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом”. И Самуил ушел, не пожелав оставаться с царем.

Подвиги Ионафана и разгром филистимлян. Казалось, мрачное предсказание Самуила сбудется немедленно: у Саула осталась горстка воинов, да и те были вооружены очень плохо, ведь во всем Израиле не было ни одного кузнеца. Секрет выплавки и обработки железа знали и ревниво охраняли филистимляне — это была главная тайна их военного могущества. Железные лопаты, вилы, топоры и другие орудия труда они продавали евреям, но даже точить их продолжали сами, взимая за это плату. Из всего войска Саула лишь у него самого и у его сына Ионафана были копья и мечи.

Тем временем филистимляне разделились на три отряда и, не встречая сопротивления, начали грабить страну. Тогда Ионафан тайком от отца, взяв с собой только оруженосца, отправился через горное ущелье навстречу врагу. Филистимляне увидели их сверху и решили: “Вот евреи выходят из ущелий, в которых попрятались они”. Самим стражникам лень было спускаться, и они крикнули: “Взойдите к нам, мы вам что-то скажем!”

Ионафан и его оруженосец быстро поднялись наверх. Оказавшись там, Ионафан неожиданно для филистимлян пустил в ход копье и меч. Враги падали один за другим, а оруженосец добивал их. Паника охватила весь вражеский лагерь, филистимляне начали разбегаться, как испуганные овцы.

Саул с крепостной стены увидел, как по неприятельскому лагерю мечется толпа, и смятение все более усиливается. Не теряя времени, он вывел в поле своих людей, ударил по филистимлянам, и те побежали. Евреи, бывшие в филистимском войске, перебежали к израильтянам, присоединились к ним и те люди, которые прятались в горах.

Сражение продолжалось весь день, израильтяне устали и проголодались. Но Саул предупредил, что тот, кто поест что-либо до вечера, пока враги окончательно не разбиты, будет казнен. Все страшились наказания и оставались голодными. Но Ионафан, оказавшись во время битвы в лесу, не знал о запрете и отведал найденного там дикого меда.

Когда сражение завершилось, Саулу не удалось отправиться в погоню за филистимлянами, так как Бог дал понять, что кто-то разгневал его. Бросили жребий, он пал на Ионафана. Тот признался, что во время битвы съел немного меда, и Саул сказал: “Ты, Ионафан, должен сегодня умереть”. Но тогда воспротивился весь народ: “Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь: и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне”. Так Ионафан остался жив.

Окончательный разрыв Самуила и Саула. После блестящей победы над филистимлянами успех сопутствовал Саулу во всем. Но филистимляне были сильны и борьба с ними, то затухая, то вспыхивая вновь, продолжалась все царствование Саула. Со временем царь сумел создать мощную и преданную ему армию.

Самуил, убедившись, что до утраты Саулом царства еще далеко, пришел к нему и сказал, что теперь Бог повелевает царю уничтожить племя амаликитян, которые когда-то, двести лет назад, воевали с евреями, шедшими из Египта. При этом первосвященник предупредил, что Саул должен быть беспощаден: “Предай смерти от мужа до жены, от отрока [мальчика или девочки-подростка] до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла”.

Повинуясь приказу Бога, двести десять тысяч воинов с царем во главе отправились в поход. Амаликитяне не ждали нападения и не сумели оказать сопротивления. Израильтяне истребили все племя, оставив в живых только их царя Агага. Пожалел Саул лучший скот и имущество амаликитян, уничтожив лишь то, что похуже.

Тогда Бог сказал Самуилу: “Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил”. Наутро Самуил встретил Саула, гневно выговорил ему за неповиновение воле Бога и подтвердил: “За то, что отверг ты слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем”. Раскаяние Саула не помогло ему. Самуил потребовал привести царя амаликитян и собственноручно убил дрожавшего от страха Агага перед жертвенником Яхве. Затем Самуил ушел к себе домой. Больше они с Саулом не виделись.

Саул

Основатель Израильско-Иудейского царства

Саул - основатель Израильско-Иудейского царства (1025-1004 гг. до н.э.). Угроза порабощения филистимлянами и аммонитянами поставила израильские племена перед необходимостью объединения под началом одного вождя. В этой обстановке пророк Самуил объявил царем Саула, сына Киса, из племени вениаминитян. Будучи от природы человеком незаурядным и мужественным, Саул прекрасно справился с ролью объединителя. Вскоре двенадцать израильских племен сплотились в одно государственное образование, получившее название Израиль.
Освободительную войну Саул начал с нападения на аммонитян, осаждавших город Яшеб (Иашеб). У стен этого города ополчение Саула нанесло поражение аммонитянам. Этот первый успех поднял авторитет Саула среди соплеменников, которые окончательно признали его своим повелителем. Впоследствии Саул собрал большое войско из представителей всех израильских племен и начал упорную борьбу с филистимлянами - заклятыми врагами Израиля. И на этот раз удача сопутствовала Саулу. Он освободил от филистимлян свой родной город Гива и одержал над ними ряд побед в других местах. С целью обороны израильских племен, проживавших в Заиорданье, Саул вел успешные военные действия против царя Моава. Защищая северные пределы своего царства, Саул воевал с арамейским царством Соба. На юге ему пришлось столкнуться с амалекитянами и одолеть их в нескольких битвах. С племенами калебитов и кенитов Саулу удалось установить мирные отношения. Наконец, он увеличил территорию Израиля за счет присоединения нескольких ханаанейских городов.
Таким образом, энергичная деятельность Саула привела к возникновению в Палестине царства, с которым приходилось считаться соседям. Однако созданное им государство носило еще следы племенных отношений. Так, Саул каждый месяц собирал дружину у себя дома и советовался с ней под священным тамариском. Царь раздавал своим воинам захваченные у врага земли и виноградники. В царстве Саула не было ни настоящей столицы, ни административно-бюрократического аппарата, ни регулярной армии с опытными военачальниками.
Под конец царствования Саул стал вспыльчивым, склонным к суевериям и напрасным тревогам, нередко он бросался из одной крайности в другую. Он рассорился с пророком Самуилом, выдвинувшим его на царство, отчего последний порвал с ним и удалился в город Рама. После разрыва с Самуилом Саул стал страдать припадками тяжелой душевной болезни. Временами его состояние доходило до безумия.
В 1004 г. филистимляне напали на Израиль. Саул вынужден был встать на оборону страны. У Гелвуйских гор произошла решающая битва. Войско Саула было смято превосходящим по численности противником и обращено в бегство. В этой битве погиб сам Саул и трое его сыновей.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Шаул (Саул), царь Израиля в 1030-1009 гг. до Р. Х.
Из исторических преданий еврейского народа известно, что после своего поселения в Палестине израильтяне в продолжение нескольких столетий управлялись судьями и жрецами-первосвященниками. Но во второй половине XI в. до Р. Х., когда пророком и судьей в Израиле был Самуил, народ потребовал у него назначить царя. (Причиною этого были нечестивые сыновья Самуила, которые своими беззакониями и глумлением над справедливостью грозили подорвать основы гражданственности.) Хотя и с неохотой Самуил должен был исполнить желание сограждан и стал просить у Бога помощи в этом важном деле. Господь указал ему в колене Вениаминовом на отважного и сообразительного юношу Шаула. Однажды, встретившись с ним, когда Шаул искал потерявшихся ослиц, Самуил окропил его елеем и рукоположил в цари. Затем он собрал народ в Масфафу, представил Шаула израильтянам и сказал: "Этого человека Господь Бог назначил царем над вами". Далеко не все евреи восприняли Шаула всерьез. Много было таких, пишет Иосиф Флавий, которые относились к нему с презрением, насмехались над ним и не приносили надлежащих даров. Однако спустя месяц после избрания Шаул снискал всеобщее уважение во время войны с амманитским царем Наасом. Этот царь напал с огромным и отлично вооруженным войском на заиорданских иудеев. Чтобы лишить их способности к военной службе, он велел всем, кто попадал ему в плен, выкалывать правый глаз. Узнав об этом, Шаул воспылал гневом, велел подрезать жилы у своих быков и послал их по стране с угрозой, что он сделает то же самое со скотом тех ослушников, что не явятся на следующий день с оружием к Иордану. Из страха перед этой угрозой, а также перед вражеским нашествием евреи во множестве сошлись в войско царя. Шаул скрытно переправился через реку, внезапно напал на врагов и в ожесточенном бою перебил множество амманитян, включая самого Нааса. Затем он пошел в их страну и совершенно опустошил ее.
Этот подвиг сильно способствовал распространению славы Шаула. С тех пор его авторитет в глазах народа сделался непререкаемым, а власть над страной получила твердое основание. В следующие годы он еще укрепил их удачными войнами с филистимлянами, моавитянами, идумеями и амалекитянами. Евреи под его управлением достигли благополучия и счастья, сделавшись могущественнее всех окрестных народов. Но так продолжалось только до тех пор, пока Господь благоволил к Шаулу. Однажды пророк Самуил передал царю Божие повеление: "Так как амалекитяне причинили много зла евреям во время их странствований по пустыне, когда они, выйдя из Египта, направлялись в ныне принадлежащую им страну, то Я повелеваю Шаулу отмстить амалекитянам, объявить им войну и, одержав над ними победу, не щадить никого из них, но перерезать всех, какого бы возраста они не были, начиная с женщин и кончая грудными младенцами? При этом запрещаю вам щадить их крупный и мелкий скот, не оставлять его в свое собственное пользование, но повелеваю посвятить все Мне, Господу Богу вашему, дабы? было истреблено даже самое имя амалекитян". Шаул обещал в точности исполнить Божие повеление. И действительно, уже в первой битве он истребил множество врагов. Потом евреи набросились на амалекитянские города, стали брать их один за другим и беспощадно избивать всех жителей, не считаясь ни с возрастом, ни с полом. Поначалу все строго соблюдали указание Господа, но позже, пресытившись убийствами, воины стали щадить мелкий и крупный скот, оставляя добычу себе. Сам Шаул первый подал пример неповиновения, сохранив жизнь амалекитянскому царю Агагу. По возвращении в Израиль он узнал от Самуила, что Господь гневается на евреев из-за их ослушания. Однако более чем на других вознегодовал Бог на Шаула и с этих пор отнял у него Свое благоволение.
Вскоре Самуил по слову Божию тайно помазал на царствие оруженосца Шаулова Давида. А Шаул тогда же почувствовал себя одержимым какой-то странной болезнью, выражавшейся у него в ощущении, что его душат злые демоны. Вместе с тем он стал испытывать сильную неприязнь к Давиду, который прославился на весь Израиль успешными битвами с филистимлянами. Шаул догадался, что Господь именно ему задумал передать Израильское царство. Не желая допустить этого, он велел своему сыну Ионату тайно убить Давида. Но Ионат был другом Давида и, вместо того чтобы исполнить отцовское повеление, предупредил того об опасности. Давиду удалось бежать, и все попытки Шаула поймать его остались безуспешны. С этого времени военная удача, прежде сопутствовавшая ему во всех начинаниях, совершенно изменила царю. Около 1009 г. до Р. Х. филистимляне начали крупномасштабную войну против Израиля. Шаул встретил их со своим войском у горы Гилбоа. Он молил Господа о помощи, но Он отдал победу врагам. Когда началось сражение, филистимляне сразу стали одерживать верх и перебили множество евреев. Среди других пали и все сыновья Шаула. Сам он, получив множество ран, заколол себя мечом.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001. Электронный текст перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Не был иудеем

Монархию основал их старший жрец Самуил, посадив марионеточного царя, за спиной которого властвовало священство. Царю разрешалось править только пожизненно. Чтобы он не мог основать династии. В цари Самуил выбрал Саула, молодого крестьянина из племени Вениамина, отличившегося в военных походах, от которого ожидали послушания в будущем. То, что Саул был избран из племени Вениамина, показывает, что израильтяне не желали иметь царя-иудея. Объединенное царство Израиль просуществовало только во время правления Саула, его первого и последнего царя.

В судьбе Саула (по крайней мере, по рассказу Священного Писания) уже проглядывает истинный характер будущего иудаизма. Саулу было приказано начать священную войну с амаликитянами: "Теперь иди и порази Амалика и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла". Так и были истреблены все, "от мужа до жены, от отрока до грудного младенца", но "Саул и народ пощадили царя Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят...". (Первая Книга Царств, 15, 9). За это Саул был отлучен Самуилом, тайно избравшим ему в преемники Давида из Иудеи. Саул пытался вернуть себе благосклонность левитов, усердствуя в "полном истреблении", затем пробовал убить Давида и этим спасти свой трон, но тоже безуспешно. В конце концов он покончил с собой. Вполне возможно, что ничего этого в действительности не было, и что это только рассказ из книги Самуила, написанной левитами сотни лет спустя. Неважно, правда это или аллегория, важны выводы из этой истории: Иегова требует "полного истребления" иноплеменных и ожидает, что его приказ будет выполнен буквально; жалость и снисхождение - тяжкие преступления, и прощены быть не могут. Этот урок повторяется много раз в будущем, причем не важно будут ли описанные события фактами или вымыслом.

Со смертью Саула 3000 лет тому назад перестало существовать и объединенное государство; Израиль не хотел иметь царем иудея Давида. Как пишет Кастейн, "остальной Израиль игнорировал его" и провозгласил царем сына Саула, Иевосфея, в результате чего произошло окончательное разделение на Израиль и Иудею. Согласно Книге Самуила, Иевосфей был убит и его голова послана Давиду, который восстановил номинальное единство страны и сделал ее столицей Иерусалим. В действительности, однако, Давиду не удалось объединить ни царство, ни племена: он лишь основал династию, продержавшуюся еще одно правление.

Рид Дуглас. Спор о Сионе, Глава 2. Конец Израиля .

Нарушил Закон

Саул истребил покоренное население, но пощадил царя Агага и сохранил в живых лучших животных. За это несоблюдение Закона, требовавшего полного уничтожения, Саул был отвергнут, лишен трона и уничтожен (так, по крайней мере, гласит левитская версия истории).

Рид Дуглас. Спор о Сионе, Глава 8. Закон и идумеи .

Далее читайте:

Гобино Артур де. Опыт о неравенстве человеческих рас. ГЛАВА IV.

Саул, первый царь еврейский

Саул был сыном знатного еврея, по имени Киса, из колена Вениаминова. Он был высокого роста (среди народа он возвышался на целую голову), и не было никого из израильтян красивее его.

Вскоре после помазания Саула на царство Самуил созвал народ, чтобы избрать царя. Бросили жребий. Жребий пал на Саула, и он был объявлен царем. Народ, восхищенный его ростом и красотою, в восторге воскликнул: "Да живет царь!"

Избрание на царство Саула

Когда Саул был поставлен царем, Самуил сказал всему народу: "Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который будет царствовать над вами, ходить вслед Господа Бога Вашего, то рука Господа не будет против вас. А если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Его, то рука Господа будет против вас".

Саул первое время своего царствования поступал по воле Божией, показывая себя достойным своего избрания. Многими победами над врагами он приобрел себе любовь народа. Но когда он перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, то Дух Божий оставил его и Саул сделался мрачен и жесток.

Самуил печалился о Сауле. Господь сказал ему: "долго ли тебе печалиться о Сауле? Пойди в город Вифлеем, там между сыновьями Иессея Я усмотрел Себе царя". Самуил пошел в Вифлеем и, по указанию Божию, помазал на царство Давида , сына Иессеева, из колена Иудина. Дух Божий сошел на Давида. Давид был младший сын Иессея, был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. Он был ловок и отважен, имел кроткое и доброе сердце и славился хорошей игрой на гуслях.

Давид играет на гуслях перед царем Саулом

На Саула же нападали тоска и уныние от действия злого духа. Ему советовали - развлекать себя музыкой и сказали, что в городе Вифлееме у Иессея есть сын Давид, который хорошо играет на гуслях. Давид был призван во дворец, и когда он приходил и играл на гуслях, тогда Саулу становилось отраднее и лучше, и злой дух отступал от него.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, "1-я Книга Царств": гл. 10, 17-27; 11-15.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 59 ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ Эта глава основана ни Первой книге Царств 8-12 гл. Управление Израилем осуществлялось от имени Бога и Его власти. Задача Моисея, семидесяти старейшин, начальников и судей заключалась только в проведении в жизнь законов, данных Богом, но власти

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

За что царь Саул возненавидел Давида? Когда войско царя Саула возвращалось домой после победы над филистимлянами, одержанной благодаря подвигу юного Давида, поразившего богатыря Голиафа, навстречу царю выходили израильтянки с пением и плясками, с тимпанами и кимвалами.

Из книги Утраченный Завет автора Рол Дэвид

Почему Иеровоам, первый царь Израильского царства, стал идолопоклонником? После разделения общееврейского государства на два царства – Иудейское и Израильское – многие израильтяне по-прежнему считали обязательным для себя приносить праздничные жертвы Богу своих

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

8. И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, 9. с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, - четыре

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

6. Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, 7. ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и

Из книги Впервые в Библии автора Шалев Меир

37. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат понял, что Христос не имеет никакого намерения выступить в качестве претендента

Из книги Андрей Десницкий Статьи о Библии автора

Первый царь Первый упоминаемый в Библии царь - это Нимрод, он же первый в Библии герой-охотник, «сильный зверолов пред Господом», личность явно мифологическая. Правда, его имени не предшествует титул «царь», но зато фигурирует слово «царство»: «Царство его вначале

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Саул- первый царь Израиля Отношения Бога иЕго избранного народа, какими ихописывает Библия, напоминают отношения родителя иребенка. Сразу после Исхода изЕгипта Бог через Моисея, апотом через Иисуса Навина давал народу–младенцу детальные указания полюбому поводу.

Из книги Мессия в еврейских праздниках и традициях автора

Саул - царь Израилев «Хотим царя, как все порядочные люди!» Пришли все старейшины Израиля к Самуилу в Раму, не стерпев того сраму, и сказали ему:- Ты уж совсем сбрендил, старый хрен, от дел отошел, а сыночки твои совсем оборзели, не ходят путями твоими. Дай нам царя, как у

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

ЕВРЕЙСКИЙ ГОД У каждого народа на земле есть свои праздники, которые являются памятью о событиях в истории государства. У нашего народа тоже есть свои праздники, но они были не просто учреждены людьми, но даны были Самим Богом.Основой еврейского календаря является

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Первый царь – Саул Однажды Господь сказал Самуилу: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян» (1 Цар. 9.16). Когда Самуил увидел приближающегося к нему Саула,

Из книги автора

10. Самуил и Саул: последний судья и первый царь Последний судья: рождение Отношения Бога и Его избранного народа, какими их описывает Библия, напоминают отношения родителя и ребенка. Сразу после Исхода из Египта Бог через Моисея, а потом через Иисуса Навина давал

Из книги автора

Первый царь: избрание Самуилу такое требование было не по душе, не понравилось оно и Богу. До сих пор только Он мог называться Царем Израиля – народа, который Он спас из Египта, в буквальном смысле слова создал из толпы рабов, как Адама – из земного праха. Но Он позволил

Из книги автора

Первый царь: отвержение Саул вел достаточно успешные войны с соседними народами. Казалось бы, израильтяне получили именно то, чего искали: царя, который организовал свой народ и повел его от победы к победе. Конечно, при отсутствии центральной власти о подобных успехах

Из книги автора

Первый царь: бесславная гибель Тем временем Саул отправился на очередную войну с филистимлянами. Он чувствовал, что его положение пошатнулось. К тому времени Самуил, когда-то помазавший Саула на царство, уже умер, но Саулу все же хотелось получить от него совет и