Из чего состоит существующий мир. Эволюция психики. Из чего состоит нематериальный мир. И что это может дать


Почему нужно знать, как устроен этот мир?

Первый вопрос, который вероятно возникает при переходе на эту статью, это вопрос: «А зачем вообще знать, из чего всё состоит, и какое мне дело до того, как этот мир устроен?». Для разрешения так скоро нарисовавшегося вопроса давайте поговорим о воде, ведь вы же о ней зашли почитать?

Итак, если ты заходишь в воду, то тебе нужно знать несколько простых вещей: по воде можно плавать, под водой дышать нельзя, следовательно, если не умеешь плавать, то заходить слишком далеко не стоит. Каждый, кто заходит в воду, знает об этих базовых правилах, потому как это даёт возможность взаимодействовать с водой без неприятных последствий.

Теперь перенесёмся ближе к теме. Иметь дела с этим миром можно только тогда, когда тебе ясно, как он работает , как он устроен и из чего всё состоит. Остановите человека, спросите у него, как устроен этот мир, и он подвиснет от вашего вопроса. Мы и понятия не имеем, как здесь всё устроено и что вообще со всем этим делать. Потому многие из нас остаются несчастны и живут в полнейшей неопределённости. Давайте изменим это!

Из чего всё состоит

Известно, что мир бывает материальный, его мы способны воспринимать органами чувств, и нематериальный, который засечь каким-либо органом чувств невозможно. Но на самом деле это разделение условно, потому как всё на планете представляет собой один целостный механизм. Идеально сюда вписывается пример с медалью, у которой обе стороны являются её составляющими.

«Нематериальное» это что?

Разберёмся из чего всё состоит в нематериальном мире. Наука даёт однозначный ответ, что нематериальное представляет собой энергию. Мысль или чувство человека испускают во внешний мир колебания, и это уже давно измерено (например, гнев даёт колебания около 1,4 Гц, - 45 Гц). Если что-то вибрирует, значит это что-то высвобождает энергию. Разум человека, по сути, является мощным генератором волновых колебаний.

Когда уличный фонарный столб падает на машину, то его значимость и влияние в этом мире сразу становятся ясны, ведь машина буквально мнётся под его весом. Если же нам в голову приходит какая-то мысль, едва ли мы можем осознать её значимость, потому что, а как? Нет такого органа чувств, позволяющего уловить потенциал энергии, которую непрерывно создаёт наш разум.

Отсюда и зародилось это забавное коллективное мнение на тему того, что материя и есть практически весь наш мир, а нематериальное слишком незначительно, ни на что не влияет и потому не заслуживает внимания. По этой причине всем нам сейчас так важно иметь какой-то статус, выраженный материальными благами типа денег, семьи, домов и остального.

Особенности устройства нашего мира

Сейчас мы возможно сломаем ваш мозг, но этот так называемый «материальный» мир пуст примерно на 99.9999% . Весело, не правда ли? А мы считали его таким реальным, хотя на самом деле он почти ничего материального из себя не представляет.

Чтобы понять, почему он такой пустой, необходимо знать из чего всё в нём состоит. Основой материи являются атомы, а атом по своему строению фактически ничем не заполнен (ввиду гигантского расстояния между ядром и орбитами электронов).

Ладно-ладно, это пространство не совсем пустое, в сущности оно представляет собой энергетическое информационное поле . Вообще весь наш мир – это одно огромное энергетическое поле информации, которое и связывает здесь всё. Но нас сейчас интересует тот ничтожный процент по-настоящему материального (а именно частицы, из которых состоит атом, типа протонов и электронов).

Частица или волна?

Рассматривая частицы атома достаточно близко, можно заметить, что они не находятся в состоянии материи постоянно. Частицы то рассеиваются и исчезают в энергетическом поле, то снова появляются из ничего и представляют собой уже нечто материальное.

Теперь получается, что нематериальное и материальное связаны самым прямым образом, ведь в нашем мире постоянно происходит переход от одного состояния в другое и обратно. Электрон в равной степени является и материальной частицей, и нематериальной энергетической волной (как и любая другая частица).

Эффект наблюдателя

Но весь прикол в том, что, вглядываясь в определённое место атома и ожидая лицезреть там, например, электрон, он действительно со временем там появляется, и куда бы ты ни посмотрел, там каким-то мифическим образом возникает электрон.

В квантовой физике это называется «Эффектом наблюдателя». Об этом эффекте мы говорили, когда просвещались на тему того, что , но всё же поясним для вас в двух словах. Суть данного эффекта в следующем: одно только наличие наблюдателя способно изменять свойства наблюдаемого объекта.

По факту, не вы ищите материальный предмет, а материальный предмет реагирует на ваше сконцентрированное внимание и появляется в фокусе.

Принцип суперпозиции

Во всём виновато то самое единое вселенское поле. В нём параллельно существуют все возможности , которые мы только можем себе вообразить, вопрос лишь в том, на какую из этих возможностей мы обращаем внимание и вкладываем свою энергию. Наш электрон находится во всех местах одновременно, поэтому, перемещая взгляд, мы просто обращаем внимание на другое его положение.

Это непростая для понимания концепция, а нам достаточно принять, что в мире уже существует всё, о чём мы можем подумать. Но если вас заинтересовали эти идеи, предлагаем к прочтению , в ней подробно рассказано о том, как можно использовать данные особенности мира в своих целях.

Что это всё нам даёт

Вот вы только что непонятно зачем получили целый пласт очень сложной инфы и должно быть теряетесь в догадках на тему того, а что мы пытались этим сказать?! Мы собирались поведать вам, как устроен этот мир, а устроен он так, что каким мы его способны увидеть, таким он и будет. Иначе кто, по-вашему, делает на 99% пустой мир реальным на все сто?

Возможность созидать

Человек по своей природе творец и способен создавать что угодно, пользуясь своим разумом. Здесь важно осознавать, что не мир определяет наше мышление (во что некоторым очень хотелось бы верить), а мышление определяет то, каким будет мир .

Материальное само по себе незначительно, значительно только то, из-за чего материальное становится таковым, а именно энергия. И мы, к слову, прекрасно можем ею управлять. Выходит, всё, что нам может быть необходимо, уже в нас есть, просто надо уметь пользоваться разумом и осознанно принимать мир не таким, каким он кажется, а таким, какой нам нужен.

Традиционно нынешний год откроется 27 января в Москве Международными Рождественскими чтениями. Уже много лет сопредседателем одной из секций - «Наука и христианство» - является протоиерей Кирилл Копейкин, доцент Санкт-Петербургской духовной академии, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Санкт-Петербургского государственного университета. Его секция, которая, как обычно, проводится на физическом факультете МГУ, пожалуй, одна из важнейших площадок, где обсуждается взаимоотношение веры и научного познания. Представляем вниманию читателей беседу нашего корреспондента с ним.

Зачем нам знание

- Отец Кирилл, вы ведь по образованию физик?

Да, я закончил физический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, потом аспирантуру, защитил диссертацию, затем работал в особом конструкторском бюро «Интеграл» при университете.

- Почему многие физики становятся священниками? Вроде бы далёкая сфера...

На самом деле не такая уж далёкая. Фрэнсис Бэкон, которого можно назвать основоположником современной науки, утверждал, что Бог дал нам Откровение в двух видах. Первое - это Библия, а второе - сам мир, который является книгой Творца. При этом Бэкон полагал, что прочтение книги природы даёт нам ключи к более глубокому пониманию Библии. Наверное, так и есть, поскольку, как мы видим, эта идея познания Творца через творение до сих пор скрыто присутствует в физике. Это с одной стороны. А с другой - надо сказать, что именно физика позволила нам выработать теоретический взгляд на мир. И суть теоретического видения заключается в следующем. В физике рисуется мир не как совокупность некоторых фактов, предметов, в ней мы описываем законы, управляющие этими телами. Открываемые физикой законы обладают первичной онтологической (бытийной) реальностью. То есть, когда мы занимаемся физикой, мы как бы встаём на позицию Законодателя, Творца. Мне кажется, именно это и приводит многих физиков к тому, что они начинают воспринимать своё занятие физикой как некое сакральное действо, а потом становятся священниками.

- В Церковь приходят разными путями, и это накладывает отпечаток на людей. Какой отпечаток оставляет физика?

Я думаю, прежде всего, привычку к дисциплинированному мышлению. И ещё - свободу суждений, отсутствие страха перед новизной, смелость, позволяющую преодолевать расхожие стереотипы.

Но в системности есть схематизм, который может заузить живой опыт веры. Некоторые считают, что верующему человеку даже богословие не нужно, мол, зачем умствовать, что-то познавать, когда достаточно быть с Богом.

Да, апостол Павел говорил, что в мире будущего века и знание упразднится, останется только Любовь. Когда мы увидим Его Лицом к лицу. Но пока этого не произошло, нам нужны и богословие, и физика, и многое что ещё.

Преподобный Максим Исповедник, один из величайших византийских богословов, считал, что познание текучего тварного естества - это своего рода игра, которая в конечном итоге возводит нас к познанию Бога. И как ребёнок оставляет игрушки, расставаясь с детством, так и человек в будущем перейдёт к какому-то высшему уровню познания. Всему своё время. Пока же нужно просто пройти через свой период развития.

О рационализме

В одной из своих статей вы пишете: «Только сделав науку своей союзницей, Церковь сможет привлечь к себе интеллигенцию, которая могла бы нести свидетельство о вере всем образованным людям». Но как это сделать? Ведь Церкви тогда придётся подстроиться под рациональность науки.

А что, разве церковная среда иррациональна?

- Но вера - она же против рацио.

Кто вам это сказал? Посмотрите Священное Писание. Апостол Павел говорит, что наше служение есть служение разумное (Рим. 12, 1). В греческом оригинале там использованы слова λоγικη λατρια (произносится как «логики»), а на латынь было переведено как «рацио». Наше служение Богу есть служение разумное. Разум - это дар Божий, грех отказываться от него. Другое дело, что всё не сводится к одному только разуму.

- Между тем наши интеллигенты-атеисты называют себя рационалистами и как бы гордятся этим.

Ну, это они просто так думают про себя. На самом деле природа их атеизма иррациональна. Потому что это результат засилия 70 лет так называемого научного атеизма, о котором Бердяев хорошо писал: за этим никакой рациональности нет, за этим стоит борьба за власть над душами и стремление тоталитарного государства полностью подчинить себе всё и вся. Понимаете, это беда, которую нужно преодолеть. И это постепенно происходит.

Сейчас сама наука с неизбежностью приходит к преодолению атеистического материализма. Замечательный российский физик Давид Николаевич Клышко, который занимался квантовой оптикой и квантовой информатикой, в одной из последних работ, опубликованных в авторитетнейшем журнале «Успехи физических наук», писал, что у нас до сих пор нет материалистической интерпретации вектора состояния, являющегося математическим представителем элементарных микрообъектов. Понимаете? Те частицы, из которых состоит материя, мы не можем описать материалистически. Ничего нового в плане их описания пока не придумано, но уже понятно, что это будет не материализм в обычном смысле этого слова. И об этом говорят многие учёные. Покойный академик Гинзбург в своей нобелевской лекции среди трёх великих проблем физики назвал интерпретацию квантовой механики. До сих пор никто не может понять, какая реальность стоит за теми математическими конструкциями, при помощи которых мы описываем мир, - а это важно, чтобы дальше двигаться в изучении физики элементарных частиц.

Тем не менее он понимал, что мир стоит на грани появления какой-то новой физики. Однажды я ему показал свою работу о Юнге и Паули. Вольфганг Паули был выдающимся физиком, лауреатом Нобелевской премии, одним из создателей квантовой механики. А Карл Густав Юнг был выдающимся психологом, создателем аналитической психологии. И они совместно пытались понять, как физическое и психическое взаимодействуют в этом мире. Виталий Лазаревич сначала был удивлён тем, что «какой-то священник» на эту тему пишет работу. Но потом показал коллегам, они ошибок не нашли, и Гинзбург, будучи честным человеком и видя научную добросовестность работы, разместил её на трибуне сайта журнала «Успехи физических наук».

- А какая психика может быть в физическом мире? Атомы ведь неживые...

Вот в этом и загадка. На самом деле квантовый мир зачастую ведёт себя как живой.

Живой мир

Под «живым» вы понимаете так называемый эффект наблюдателя? Это когда сам факт наблюдения учёным квантовых частиц меняет их физические параметры. То есть частицы, получается, реагируют на то, что их человек измеряет.

Да, в том числе и это. Самое неожиданное, с чем мы сталкиваемся, когда в нашем исследовании мира доходим до фундаментального уровня, до квантомеханических объектов, - это то, что объекты похожи скорее на нечто психическое, чем на физическое, в обыденном понимании этого слова. Мы привыкли думать, что объект существует сам по себе. А тут вдруг обнаружилось, что квантовые объекты взаимодействуют с нами и как бы отвечают на наши вопросы. Это настолько удивительно, что английский физик Чарльз Галтон Дарвин в 1919 году написал статью, в которой утверждал, что кванты очень похожи на живые организмы. И даже думал, что, возможно, электрону придётся приписать свободу воли.

- Он не родственник другому Чарльзу Дарвину, основоположнику бездушного механистичного эволюционизма?

Это его внук. И, в отличие от своего деда, он находился уже в другом мире научных представлений - был непосредственным свидетелем зарождения квантовой теории строения атома, сам оставил заметный след в экспериментальной физике. Например, учёным известен метод Дарвина - Фаулера. В своё время большую популярность имела его книга «Современное представление о материи».

А немецкий философ Алоиз Венцель, написавший книгу «Метафизика современной физики», пошёл ещё дальше. Он утверждал, что мир элементарных объектов похож на мир элементарных духов. Хотя я бы это назвал «элементарными логосами». Понимаете, в каком-то смысле вся реальность, с которой мы сталкиваемся в кантовом мире, - она живая. И мы с этой реальностью взаимодействуем.

- А нет ли искушения пантеизма в таком взгляде на физическую реальность? Мол, весь мир - это и есть живой Бог?

Опасности всегда будут, если бездумно фантазировать. Понятно же, что из самого факта «живой материи» никак не следует, что это и есть Бог. Просто Творец создал такую материальность. И это не противоречит православному учению.

Митрополит Антоний Сурожский, на мой взгляд, один из крупнейших богословов ХХ века, говорил, что единственно подлинный материализм - это христианство. Что он имел в виду? Что мы верим в материю не как во что-то инертное, мёртвое, а как в то, что призвано Богом к преображению. И владыка Антоний очень точно замечает: это ведь и происходит в Церкви. Когда мы совершаем литургию, происходит чудо преображения - Бог соединяется с хлебом и вином. Владыка Антоний объясняет, что это не магическое насилие над материей, а, наоборот, это возвышение материи до того уровня, к какому она призвана Богом, до того состояния, о котором апостол Павел пишет: «Будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15, 28). Весь мир должен быть обожен, приведён в соединение с Богом. И владыка говорит замечательно: Бог ничего мёртвого не творит, поскольку Он Сам есть жизнь.

- Но мы, обычные люди, всё-таки живём в мире мёртвой, косной материи. Квантовый-то мир только учёные видят.

Почему только учёные? В чудесах, которые иногда происходят, как раз открывается эта сокровенная жизнь материи.

Получается такая картина. То, что мы наблюдаем в нашем макромире, - это следствие грехопадения, наш падший мир. Но если попытаться посмотреть, из чего состоит падшая, косная материя, то на элементарном уровне мы видим признаки какого-то другого, «живого», состояния? Или как бы пограничного с «живым»? На элементарном уровне частицы имеют квантовую неопределённость - одновременно локализованы и не локализованы в пространстве. Там действует эффект сцеплённости, когда состояние одной частицы может мгновенно передаться другой, даже если они друг от друга находятся на огромном расстоянии. То есть налицо признаки существования мира с иными законами. Может быть, дальше, за этим уровнем, существует некий тонкий мир?

На мой взгляд, неправильно противопоставлять «тонкий» и «не тонкий» миры. Так делают те, у кого в голове сидит старая ньютоновская картина мира: мол, вот есть пространство и время как вместилище событий, а в них материальные тела находятся. На самом деле вселенная совсем иначе устроена. Пространство и время в ней возникают в результате очень сложной системы отношений между элементами, которые сами обладают неким, я бы сказал, внутренним измерением бытия. И ткань реальности очень плотно переплетена, она живая, и мир состоит из элементарных частиц, которые больше на логосы похожи, на монады, на что-то живое. И мы очень плотно с этим взаимодействуем. Это наша реальность, а не какого-то «тонкого» мира.

- Трудно представить такое взаимодействие. Мы большие, в макромире находимся, а там мельчайшие частицы...

Что значит «мы большие»? Всё это происходит в нас самих, в том числе и на генном уровне. Ещё в 1943 году один из создателей квантовой механики Эрвин Шрёдингер развивал идеи о связи генетики и квантовой механики. И наш соотечественник, выдающийся генетик Тимофеев-Ресовский, говорил, что дискретность (разделённость, прерывистость) наших тел есть проявление квантовой природы мира. Можно предположить, что гены являются как бы усилителями, которые с квантового микроскопического уровня переводят «жизнь» на уровень макроскопический. И при этом передают свойство дискретности. То есть мы обладаем отдельными телами именно в результате квантовой природы мира. А если бы мир на фундаментальном уровне был устроен по-другому, то жизнь могла бы выглядеть, например, как сплошной океан.

- Как в фильме «Солярис»?

Примерно так. Был бы не дискретный мир, не отдельные существа, а одна общность.

То, что материя на элементарном уровне ведёт себя как «живая», не подтверждает ли эволюционистскую теорию, по которой жизнь и разум возникли сами собой? Прежде атеисты утверждали, что живое возникло из косной, неорганической материи, и это легко опровергалось. Но если материя изначально «живая»?

Просто так, без творческого Разума, одно в другое преобразиться не может. Кроме того, идею самовозникновения разумной жизни опровергает феномен «молчания вселенной». Наверное, знаете: в 60-70-е годы учёные активно занимались поисками внеземной жизни. И до сих пор эта программа работает. При этом, заметьте, в последнее время астрофизики стали обнаруживать в космосе очень много экзопланет. На декабрь 2013 года достоверно подтверждено существование 1056 планет. В одной только галактике Млечный Путь, по новым данным, должно быть более 100 миллиардов планет, из которых от 5 до 20 миллиардов, возможно, являются «землеподобными». Также, по некоторым оценкам, около 34 процентов солнцеподобных звёзд имеют близ себя планеты, сравнимые с Землёй. Вот вам все условия для «самовозникновения жизни» и развития цивилизаций. Но они что-то не дают о себе знать.

- А они должны?

Вероятность этого можно оценить. Профессор кафедры астрофизики и звёздной астрономии физического факультета МГУ Владимир Михайлович Липунов предлагает сделать это следующим образом. Согласимся с астрофизиками, что вселенная существует порядка 10 миллиардов лет. Примем тот факт, что на протяжении последнего столетия наша цивилизация развивается по экспоненте, с ускорением. Тогда число, характеризующее рост технологической цивилизации за время существования вселенной, будет порядка exp (10 000 000 / 100), то есть 10 42 000 000 . Это колоссальное число. Для сравнения: количество всех элементарных частиц во вселенной всего 10 80 . То есть вероятность возникновения цивилизаций, подобных нашей, настолько велика, насколько очевидно существование самой материи. Они должны быть, и точка. И астрофизики должны видеть в космосе следы деятельности этих цивилизаций.

Однажды великие физики, участвовавшие в Манхэттенском проекте, завели разговор о том, существуют ли внеземные цивилизации. Энрико Ферми сказал: «Их точно нет». Его спросили: «Почему?» Он ответил: «Если бы такого рода цивилизации существовали, то всё наше небо было бы в летающих тарелках». Теперь это называется «парадоксом Ферми».

Как объяснить этот парадокс? Один из ярчайших российских астрофизиков Викторий Фавлович Шварцман считал, что, возможно, сигналы иной цивилизации есть, но мы не понимаем их смысла. Это сродни самому главному в искусстве - пониманию того, что перед нами действительно произведение искусства. И тут всё упирается в самого человека. Астрофизик был убеждён, что познание внешнего мира более примитивная задача, чем познание и построение внутреннего мира человека, мира духовного и этического; технологический век скоро кончится, человечество поймёт, что заблудилось, и, наконец, полностью займётся душой в широком смысле этого слова.

Поэма Бога

Отец Кирилл, и всё-таки непонятно, как в материи, хоть и в «живой», может быть заключён разум. Это ведь разные вещи?

Что значит заключён? И что такое материя вообще?

Вот смотрите: мир, который мы знаем, состоит в основном из пустоты. Что такое атом? Если ядро атома водорода, самого распространённого в космосе элемента, увеличить до размеров футбольного мяча, то электроны вокруг него будут вращаться на расстоянии порядка километра. Представляете? И если расстояние между электронами и ядрами в теле человека убрать, то человек превратится в мельчайшую пылинку. Мир, который, как нам кажется, наполнен твёрдой материей, он на самом деле почти ничто. Эффект твёрдости в нём обусловлен электромагнитным взаимодействием, которые удерживают частицы на определённом расстоянии. А что такое электромагнитное взаимодействие? Его проявлением является поток фотонов, то есть свет. И когда апостол Павел говорит, что всё являемое есть свет (Еф. 5, 13), то это можно понимать и в буквальном смысле. То есть мир материальный на самом деле очень эфемерен, на грани реальности. Это первое.

Теперь второе. Если мы вспомним, что мир сотворён Словом Божьим, то возникает вопрос: какова реальность слова? Если мы сотворены по образу и подобию Божию, когда мы творим поэтическое произведение, то где эта реальность существует? Преподобный Максим Исповедник называет материальный мир «цельнотканым хитоном Логоса». Святитель Григорий Палама, в котором православное богословие достигает, наверное, своей вершины, называет этот мир «писанием самоипостасного Слова». В Символе веры мы исповедуем Бога «Творцом мироздания», а по-гречески там стоит буквально «поэтис». Если мир - это поэма Бога, то где она существует? Вот когда человек творит поэму, где он её творит?

- В информационном каком-то поле.

В каком ещё поле? Вот я сижу, придумываю стихотворение. В каком информационном поле оно существует?

- Э... ну, в сознании, наверное.

В сознании, в психике своей, правда? Значит, где мир существует?

- В сознании Бога?

Такой вывод можно сделать, исходя из данных современной науки. Понимая, что этот так называемый материальный мир материально почти из ничего состоит, мы при этом видим, что мир - это психическое Творца. Мысль рождается из ничего, так и наш мир был сотворён из ничего.

- Значит, все мы - это мысли Бога? В любой момент Бог может иначе подумать и... мы исчезнем?

Нет. Вот поэт, он из ничего силами своей души сотворил поэму. И она, поэма, живёт своей жизнью. Хотя в ней имеется авторская частичка души.

- То есть наш разум - это как бы частичка Бога?

Нет, я же говорю образно. Вкладывать свою душу в произведение - это творить из себя, по своему образу и подобию. И это мы получили от Господа. Доказательством этого является то, что мы можем осознавать как себя, так и Его присутствие.

Есть такой известный физик, Алексей Буров, который сейчас работает в США, в Фермилабе, в Национальной ускорительной лаборатории имени Энрико Ферми. В одной из своих работ он пишет, что сегодня перед нами открыты 45 порядков вселенной - от размера 10 -19 метра (это порядок, исследуемый на большом адронном коллайдере) до 10 26 метра (это расстояние, на котором находятся галактики, видимые в телескоп Хаббл). Представляете, что это такое? 10 с 45-ю нулями метров - вот какой масштаб вселенной для нас открыт. И он спрашивает: возможность увидеть вселенную в таком масштабе не означает ли, что наш разум похож на разум Творца?

Обычно считается, что вера есть что-то субъективное, находящееся в области иллюзий. Но вот, говорит физик Буров, самое конкретное доказательство нашей веры - наука, способность человека охватывать разумом вселенную и проникать в её сущность. Он пишет: «Принято считать религиозный опыт строго субъективным, в отличие от научного. Слова “религиозный опыт” рождают ассоциацию об уникальных непередаваемых личных переживаниях, видениях и откровениях. А нет ли здесь заблуждения, нет ли неоправданного сужения религиозного опыта?.. В истории человечества нет опыта веры, более величественного и одновременно совершенно объективного, как опыт фундаментальной науки, как опыт космического роста самого человека… Сама наука с космической силой свидетельствует о богосыновстве, как о действительном отношении между человеком и Богом».

То есть сам факт того, что мы, находясь внутри замкнутой системы, способны мысленно выходить за её пределы, говорит о надмирности нашего разума?

Да, это совершенно удивительный факт, хотя мы принимаем его как должное, не задумываясь. Но представьте такую картину: Пьер Безухов и Андрей Болконский обсуждают структуру романа «Война и мир» и замысел Льва Николаевича Толстого. А ведь мы находимся в том же положении - являясь частью этого мира, выдвигаем при этом претензию на то, чтобы понять его законы и даже смысл его существования, то есть замысел Творца. Эйнштейн так прямо и говорил: «Я хочу знать, как Бог создавал мир. Меня не интересует здесь тот или иной феномен, спектр того или иного элемента. Я хочу постичь Его мысли, все остальное - детали».

В последние годы жизни Эйнштейна его сотрудником был известный американский физик Джон Арчибальд Уилер. И, размышляя над тем, какое место человек занимает во вселенной, он пришёл к такому выводу: «Тот, кто думает о себе просто как о наблюдателе, оказывается участником. В некотором странном смысле это является участием в создании вселенной. В этом состоит центральный вывод для проблемы “квант и Вселенная”». Уилер увидел, что нелокальность квантовой физики вкупе с влиянием наблюдателя на наблюдаемую систему прямо свидетельствует, что мы являемся сотворцами Творца и участвуем в продолжающемся творении вселенной.

В Библии говорится, что Адам был сотрудником Бога в раю, поскольку ему было поручено ухаживать за Божьим садом. Но это сотрудничество ведь закончилось после грехопадения и изгнания из рая? Мы ведь наказаны, как бы «поставлены в угол».

Не совсем так. Нам дана возможность исправления. И возможность сотворчества с Богом всё равно присутствует в нас. Не в той степени, конечно, как это было в раю, - и слава Богу, потому что, находясь в нынешнем порочном состоянии, мы могли очень многое разрушить. Собственно, это и делаем зачастую. Тем не менее этот дар Божий остался и накладывает на нас огромную ответственность.

Глядя в будущее

Вы сказали, что мир стоит на грани появления новой физики. Что сейчас меняется в науке, какие тенденции прослеживаются?

Сейчас актуальным становится вопрос, что такое сознание, возникают программы исследования человека, его психики. На это тратятся огромные деньги. В Европе, например, запущен проект «Human Brain Project», в котором участвует более 130 европейских научно-исследовательских учреждений. У него финансирование в 1 миллиард 2 миллиона евро. СМИ сообщают, что уже удалось получить самое детальное компьютерное изображение, или, как говорят, самую подробную карту человеческого мозга. Учёные пытаются выяснить, как структура мозга влияет на поведение и способности человека, каким образом индивидуальные различия в структуре мозга связаны с различиями в личностных способностях. А в США запущен грандиозный проект BRAIN, что расшифровывается как «Изучение мозга путём развития инновационных нейротехнологий». Его финансирование - 3 миллиарда долларов - огромно, тем более в условиях финансового кризиса и свёртывания многих научных программ.

- И что это может дать?

Я полагаю, что вопрос о природе сознания не разрешим вне богословского контекста. Потому что само понятие личности, сознания - оно только в контексте библейского Откровения возникает. И запущенные сегодня исследовательские проекты с неизбежностью приведут к пониманию этого.

И ещё один вопрос, в завершение. А в самих людях что-то меняется? Имею в виду атеистический настрой среди интеллигенции. Вы же настоятель храма при Санкт-Петербургском университете и постоянно общаетесь со студентами, будущими учёными.

Среди студентов очень много верующих людей, а ещё больше ищущих. Студенчество - это ведь время активного поиска смысла жизни, своего жизненного пути.

- В храм они ходят?

На службы в основном ходят преподаватели и выпускники. А для студентов университет - это то место, где они учатся, а тут ещё и храм, по воскресеньям опять в универ ехать.

- В лом, как молодёжь говорит.

Да, но при этом я ни разу не сталкивался с их негативной реакцией.

Эти ребята сами организовались и при храме Святой Татианы проводят встречи. У нас в университете два храма. Первый, апостола Петра и Павла, находится в здании Двенадцати коллегий. Там мы начали служить ещё в 1996 году. Поначалу раз в месяц молебен, потом - раз в неделю. Сейчас служба каждое воскресенье и в праздники - обычно около ста человек приходит, на Пасху же в храм просто не войти, все не помещаются. А храм Святой Татианы - он в здании бывшей Ларинской гимназии на 6-й линии Васильевского острова, которая сейчас принадлежит филологическому факультету и факультету искусств.

- При общине вы лекции, наверное, читаете?

Да, лекции проводятся постоянно, читаю и я, и приглашаю кого-нибудь.

- Как вы только успеваете...

С трудом и с помощью Божией!

- Позвольте пожелать вам помощи Божьей и в наступившем году, и спасибо за интересную беседу.

Записал Михаил Сизов

Из чего состоит мир?

Еще в ранние доисторические эпохи истории человечества, о которых мы знаем очень мало, появились мысленные образы, выходящие за пределы предметов и процессов, которые человек мог наблюдать в окружающем его и знакомом ему мире. В первую очередь это были простые тотемистические идеи , касающиеся положения рода по отношению к миру растений и животных, а также к другим человеческим родам. Тотемом называется существо (растение или животное), которое находится в определенной связи с человеком или его родом; например, тотемом может быть мифический основатель рода. Дж.Бернал говорит, что эти мифы отражают в своих первых формулировках уровень практической деятельности и форм общественной организации. На более поздней стадии из них возникают религиозные воззрения и, в частности, мифы о создании мира одним или несколькими богами. При этом неодушевленный мир рассматривали как единый комплекс; минералы, металлы и т.п. были частями земли, неразделимо связанными с нею в процессе ее возникновения.

По мере удовлетворения первоочередных жизненных потребностей человечества и прогресса в общественном развитии появлялись люди, которые стремились заполнить логические пробелы в мифах и религиозных воззрениях, чтобы получилась стройная система представлений о мире и происходящих в нем явлениях. Эта система, вернее наука, называлась космологией (учением о мире). Особенно высокий уровень ее был достигнут древнегреческими философами, занимающимися изучением природы больше, чем мудрецы других стран. В центре их учений стояли не вопросы сотворения мира, а вопросы о явлениях природы и их объяснение. При такой постановке вопроса они неизбежно должны были прийти к проблеме вещества, различий и общности между разными веществами. Хотя труды большинства этих первых философов известны нам лишь в отрывках, а с биографиями мы знакомы в основном по сомнительным и зачастую пристрастным описаниям, тем не менее их идеи до сих пор вызывают восхищение и передают нам живую картину той эпохи и общества, в котором они жили.

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

  1. 1. Яков Фельдман Теория человека 1.Философия1. 1. Из чего состоит мир? Сентябрь -2011 Россия
  2. 2. Онтология Онтология отвечает на вопросы – Как устроен наш мир или – Из чего наш мир состоит Поскольку мы находимся внутри раздела «Философия», то наш ответ на этот вопрос будет сформулирован самым общим из всех содержательных способов Но сначала заглянем в историю
  3. 3. ОнтологииОт Фалеса до Поппера
  4. 4. Фалес Милетский(др. греч. Θαλῆσ ὁ Μιλήςιοσ, 640/624-548/545 до н.э.)основатель европейскойнауки и философии Считал, что «весь мир состоит из воды»
  5. 5. Пифагор Самосский(др. греч. Πυθαγόρασ ὁ Σάμιοσ,лат. Pythagoras; 570-490 гг.до н. э.) - древнегреческийфилософ и математик,создатель религиозно- Считал, чтофилософской школы «все есть число»пифагорейцев Основал – современную математику и – современную теорию музыки
  6. 6. Парменид из Элеи(греч. Παρμενίδης;ок. 540 или 520 до н. э. - Считал, что «Бытие есть, аок. 450 до н. э.) небытия нет» – Эта самая общая из возможных онтологических формулировок – Это скорее не логическое, а ценностное утверждение. Его смысл: надо изучать только вечное, нет смысла изучать «текучие вещи»
  7. 7. Эмпедокл из Акраганта (др. греч. Ἐμπεδοκλῆσ)(ок. 490 до н. э.,Агридженто -ок. 430 до н. э.) -древнегреческий философ,врач, государственный Считал, что мир состоит из четырехдеятель, жрец. начал – Земли – Воды – Воздуха – Огня И двух сил – Дружбы и – Вражды
  8. 8. Демокрит Абдерский В мире есть только атомы(Δημόκριτοσ; ок. 460 до н.э. - ок. 370 до н. э.) - и пустотадревнегреческийфилософ, один из Атомы бывают самыхоснователей современнойфизики разных форм и размеров Атомы движутся по всем направлениям с самыми разными скоростями. От этого движения происходит все, что мы наблюдаем в мире
  9. 9. Платон, в духе Парменида, утверждает,Платон(др. греч. Πλάτων) что изучать надо только «вечное,(428 или 427 до н. э., стоящее за вещами», тогда мы поймемАфины - 348 или 347 до н. э., и сами вещи. там же) - древнегреческий философ Это вечное, стоящее за вещами, он называет «идеями». Вещи это «осуществление идей в пространстве» Идеи иерархически упорядочены. Среди них есть одна высшая идея – идея Блага. Позднее идею Блага христиане отождествили с Богом Душа человека состоит из трех начал – разумного, яростного и страстного, что примерно соответствует нашим понятиям «интеллект», «воля» и «эмоции»
  10. 10. Платон в VI книге «Государства» делит все существующее надва рода: ощущаемое и мыслимое.Ощущаемое вновь делится на два рода - сами предметы иих уподобленияС первым родом соотносится восприятие с натуры, совторым - восприятие с изображения. Взятые вместе, этиспособности составляют восприятие.Мыслимое также делится на два рода - это идеи вещей и ихматематические моделиИдеи - вечные и неизменные сущностиСпособность работать с идеями есть разумКо второму роду относятся математические моделиСпособность создавать и исследовать такие объекты естьрассудок. Разум и рассудок вместе составляют мышление.
  11. 11. Аристотель Считал, что рассмотрение «идей»(др. греч. Ἀριςτοτζλησ;384 до н. э., Стагир - только мешает познанию вещей.322 до н. э., Халкида, Вместо этого ввел в рассмотрениеостров Эвбея) - «причины вещей», тем самым древнегреческий философи учёный. Ученик Платона положив начало «анализу факторов». Таких причин у каждой вещи он обнаружил четыре – Материальную (из чего) – Формальную (по какой структуре) – Действующую (из какой энергии) – Целевую (ради чего) Считал, что душа есть функция тела, как острота есть функция ножа
  12. 12. Номинализм и реализм две позиции в Средневековой философии Номинализм: общие понятия – имена вещей или имена имен вещей Реализм: общие понятия – самостоятельные сущности В схоластической философии поводом к спору реалистов с номиналистами послужила книга Порфирия «о пяти гласах» В 1092 году Суассонский собор осудил Номинализм как ложное учение
  13. 13. Номинализм и Реализм продолжениеНоминалисты Реалисты Бернгар Турский Гейрик Оксеррский Росцелин Ремигий Оксеррский Генрих Гентский Ансельм Кентерберийский Серешаль Вильгельма Шампо Петр Испанский Вальтер де Мортан Буридан Иоанн Солсберийский Оккам Николай из Отрекура ----------------------- Николай Орем Пьер Абеляр занимал компромиссную позицию
  14. 14. Рене Декарт(фр. René Декарт постулируетDescartes; лат. Renatus существование двух независимыхCartesius - Картезий; субстанций1596 -1650) - – Протяженной и французский – Мыслящейматематик, философ, Соответствие между нимифизик и физиолог гарантирует Бог У человека есть мышление и, следовательно, есть душа. У животных души нет, они в этом смысле не отличимы от механизмов Душа человека сопрягается с его телом в его мозгу
  15. 15. Чарльз Сандерс Пирс(англ. Charles SandersPeirce; 1839 - 1914)американский философ,логик, математик Призвал к специальному изучению символических систем и придумал термин «семиотика»
  16. 16. Бертран Артур УильямРассел(англ. Bertrand ArthurWilliam Russell, 3rd EarlRussell; 1872 - 1970) - Автор Аналитическойанглийский математик, философ и философииобщественный деятель Автор (совместно с Уайтхедом) перевода всей математики на современный формально-логический язык
  17. 17. Бертран Рассел (1924) Мир состоит из некоторого числа, возможно конечного, возможно бесконечного, сущностей, которые имеют различные отношения друг к другу и, быть может, из различных качеств. Каждая из этих сущностей может быть названа событием Каждое событие имеет отношение к определенному числу других, которые могут быть названы сжатыми. С точки зрения физики, вся совокупность сжатых событий занимает небольшую область пространства-времени. Одним из примеров множества сжатых событий может служить то, что будет называться содержанием сознания некоторого человека в определенное время, т. е. все его ощущения, образы, воспоминания, мысли и т. п., которые могут существовать в одно время. Мы будем определять множество сжатых событий как минимальную область. Мы обнаружим, что минимальные области образуют четырехмерное многообразие и посредством небольших логических манипуляций можем построить из них многообразие пространства- времени, которого требует физика.
  18. 18. Бертран Рассел продолжение Мы обнаруживаем также, что некоторые области пространства-времени имеют совсем особые свойства. Говорят, что эти области заняты материей. Такие области могут быт объединены посредством законов физики в траектории или пути, значительно более протяженные в одном измерении пространства-времени, чем в других трех. Такой путь образует историю части материи. Все виды материи в некоторой мере, а отдельные виды (нервная ткань) прежде всего, оказываются способными формировать привычки, т. е. изменять свою структуру в данном окружении таким образом, что когда они впоследствии оказываются в сходном окружении, они реагируют новым способом, но если сходное окружение встречается часто, то реакция в конечном счете становится более единообразной, хотя сначала различие в реакциях встречается. Сознание есть траектория множества сжатых событий в области пространства-времени, где существует материя, особенности которой обусловлены формированием привычных черт. Чем больше лабильность, тем более сложной и организованной становится сознание. Таким образом, сознание и мозг реально неразделимы.
  19. 19. Людвиг Йозеф Йоганн Ранний ВитгенштейнВитгенштейн(нем. Ludwig Josef Johann – Мир состоит из фактов, аWittgenstein; 1889, Вена - не из объектов 1951, Кембридж) -австро-английский философ – Язык отражает мир. Поздний Витгенштейн – Язык это набор контекстов и символических игр
  20. 20. Указал на связь между предметом культуры какЛев Семёнович Выготский символом и развитием(Лев Симхович Выгодский; индивидуальной психики1896 - 1934) -советский психолог, Предмет культуры какоснователь культурно- символ для сознанияисторической школы в являетсяпсихологии и – Орудием = инструментом при освоении = понимании внешнего мира – Орудием развития собственно индивидуального сознания, так как усвоенные и вновь открытые способы понимания мира обогащают это сознание
  21. 21. Джордж Герберт Мид Параллельно с Выготским(англ. George Herbert Mead) и независимо от него(1863-1931) - американскийфилософ и социолог (по-видимому они друг о другеЧитал лекции студентам вообще ничего не знали)в Чикагском университете, выдвинул две ключевые идеино не опубликовал ни одной (недооцененные до сих пор)книгии не имел никаких званий. Мышление рождается вЛекции его были изданы диалоге с другими, а потомпосле его смерти превращается в диалог с самим собой, который, собственно и есть мышление Знаки рождаются как инструменты общения, а потом постепенно превращаются в инструменты мышления
  22. 22. Делил наш мир на три мира – Мир объективного знания (М-3) – Мир субъективного знания или Карл Раймунд Поппер Мир психических состояний (М-2)(нем. Karl Raimund Popper; – Материальных фактов (М-1)1902 - 1994) - Считал, что М-3 австрийский и британский философ и социолог взаимодействует с М-1 не прямо, а через М-2 Поппер считает, что математические системы мы не открываем, а изобретаем, – хотя изобретая систему мы автоматически получаем в подарок (от кого?) обязательные свойства этой системы, которые нам еще придется открыть
  23. 23. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876) показал как в борьбе с миром нгельс природы возник современный(нем. Friedrich Engels; человек1820 - 1895) - Таким образом явнонемецкий философ сформулировал противоположность «натура - культура» До Энгельса (и Маркса) эту противоположность понимали как переход от «человека естественного» к «человеку, испорченному цивилизацией» (Жан -Жак Руссо)
  24. Гумилев подробноЛев Николаевич Гумилёв анализирует (1912 - 1992) - взаимодействиеисторик-этнолог, человеческого обществадоктор исторических игеографических наук (этноса) с его природной средой обитания (биогеоценозом) И показывает что этносы возникают в природе там, где вырабатывается устойчивый хозяйственный способ освоения природы
  25. 25. О математикеКакова природа математических объектов? На этот вопрос возможны три ответа1. Математические объекты существуют в мире - – Они есть сущность этого мира (Пифагор) – Они есть особый род идей (Платон) – Если внимательно смотреть, то их можно ясно увидеть (Декарт)2. Математических объектов в мире нет, но мы можем их придумать (как мы придумали колесо) – Такова точка зрения К.Поппера (см. выше) – Такова же точка зрения Н.Лобачевского, который назвал свою книгу «Воображаемая геометрия»3. Математические объекты составляют особый мир. Мы можем изучать этот мир. Иногда мы можем использовать части этого второго мира для описания того, что происходит в первом - материальном мире – Эта точка зрения проникла в математику на рубеже 19-20 века. – Первым кто ее ясно сформулировал был Фреге (1883)
  26. 26. О математикеКакова природа математических объектов? На этот вопрос возможны три ответа1. Математические объекты есть некоторые свойства физического мира отобранные и записанные человеком – Математики: Гаусс – Нематематики: Ульянов-Ленин2. Математических объектов в мире нет, но мы можем их придумать (как мы придумали колесо) – Математики: Лобачевский – Нематематики: Карл Поппер3. Математические объекты составляют особый мир. Мы можем изучать этот мир. Иногда мы можем использовать части этого второго мира для описания того, что происходит в первом - материальном мире – Эта точка зрения проникла в математику в конце 19 века. – Первым кто ее ясно сформулировал был Фреге (1883)
  27. 27. «Математик может создавать вещи по своей воле ничуть неФридрих Людвиг Готлоб больше чем это может делатьФреге географ; математик так же лишь(Friedrich Ludwig Gottlob открывает то, что уже существует иFrege, дает этому имя» (1883)1848 -1925) - немецкий логик,математик и философ Смысл и значение понятия (знака) не тождественны. (1892) Согласно Фреге – Значение это объект на который указывает данный знак (множество объектов). – Смысл это процедура, с помощью, которой было построено данное множество объектов
  28. 28. Фреге, Платон и Я Некоторые авторы (например, Р.Коллинз) отождествляют взгляды Фреге на математические объекты со взглядами Платона и считают, что этим доказана ложность данной позиции. Признавая, что Платон был под сильным влиянием пифагорейцев и, соответственно, под впечатлением от результатов, полученных современными ему математиками, я считаю что1. Фреге по существу прав2. Фреге, в отличие от Платона, не считал, что – Наше познание есть воспоминание. Душа вспоминает мир идей, в котором она пребывала до вселение в тело – Идеи стоят за вещами. Более того, идеи воплощаются в вещи3. От себя хочу добавить, что не следует отождествлять математические системы с символическими.4. Символические системы есть часть культуры. Они рождаются и умирают вместе с культурой. Математические объекты, как и многие физические (природные), лежат вне культуры5. Символические системы также отображают математические объекты, как они отображают физические объекты.
  29. 29. История математики 19 века относительно природы математических объектов 1826 год. Лобачевский публикует свой доклад «Сжатое изложение начал геометрии». В 1840 году Лобачевский публикует «Геометрию» на немецком и два экземпляра отправляет Гауссу. В письме Шумахеру (1846) Гаусс признается, что те же идеи приходили ему в голову, но он не стал их публиковать. Однако Гаусс выразил свою симпатию к идеям Лобачевского косвенно: он рекомендовал избрать Лобачевского иностранным членом- корреспондентом Гёттингенского королевского научного общества 1831 год. Бояи-старший посылает Гауссу работу своего сына. Гаусс отвечает «Эти идеи уже приходили ко мне в голову». В 1830-1840е годы математики активно обсуждают «можно ли использовать в математических рассуждениях объекты, которые нельзя наблюдать в физическом мире, например, отрицательные числа и даже ноль» 1843 год. Гамильтон открывает кватернионы. (Их уж точно никак нельзя наблюдать) 1854 год. В присутствии Гаусса Риман читает исторический доклад «О гипотезах, лежащих в основании геометрии». Комиссия доклад не утверждает. Доклад опубликован только в 1868 году В 1879 году Кантор публикует «Трансфинитные числа». Эта работа встречает резкий отпор Кронекера – за изучение того «чего не бывает» 1879 год. Фреге публикует свое «Исчисление понятий». ВСЕ.
  30. 30. О советской философии Советская философия (с 1930 по 1989 год) существовала в особых условиях – Угроза персональных и коллективных репрессий. Поэтому новые авторы – вошедшие в круг исследователей после 1930 года - прятали свои идеи в тени великих разрешенных имен (Маркс, Энгельс, Ленин) – Сохранялась ориентированность на мировую философскую классику, и при этом ограниченное знакомство с мировой философией ХХ века – знание языков утрачивалось, переводов было мало – Ограниченность персональных контактов с зарубежными коллегами. Ограниченность публикаций за рубежом Все это привело к тому, что новые идеи «протаскивались в книги» в одежде «старого давно известного у классиков марксизма». В таком виде они не привлекали внимание мировой философии и не были ей усвоены. Синтез результатов советской философии и философии остального мира составляет одну из моих задач
  31. 31. ОНТОЛОГИЯ Мой вариант
  32. 32. Первая дихотомия Наш мир распадается на два параллельных мира. Ничто существующее не лежит в этих двух мирах сразу. Ничто существующее не лежит вне этих двух миров. Ничто существующее не переходит из мира в мир Эти два мира можно было бы назвать – ММФ – мир материальных (физических) фактов и – МИК – мир идеальных (математических) конструкций Эти миры равно реальны и равно первичны У каждого из этих миров – своя заданная метрика и своя заданная топология
  33. 33. Первая дихотомия (продолжение) Всякое существующее можно отнести к одному из двух миров по следующему правилу – Все что «здесь и теперь» или «там и тогда» лежит в ММФ – То, что «везде и всегда» лежит в МИК Первую дихотомию можно назвать Дихотомией Декарта
  34. 34. Первая дихотомия Математические объекты Дихотомия Декарта Физические факты
  35. 35. Вторая дихотомия Человечество лежит в ММФ и все, что сделано (или присвоено) человечеством, лежит в ММФ. Перечисленное можно назвать «миром человека» Все что лежит в ММФ, но не лежит в «мире человека», можно назвать «миром природы» Эту дихотомию я бы назвал Дихотомией Энгельса-Гумилева
  36. 36. Вторая дихотомия Математические объекты Дихотомия ДекартаЭнгельса-Гумилева Мир человека Дихотомия Мир природы Физические факты
  37. 37. Третья дихотомия Мир человека делится на то что – «в голове» (Психика) и то, что – «вне головы» (Культура) То, что «в голове» совпадает с «миром психических состояний» или М-2 Поппера То, что «вне головы» совпадает с М-3 Поппера Эту дихотомию я бы назвал Дихотомией Поппера.
  38. 38. Третья дихотомия Математические объекты Дихотомия Декарта Дихотомия ПоппераЭнгельса-Гумилева Психика Дихотомия Культура Природа Физические факты
  39. 39. Четвертая дихотомия Культура делится на – «предметы сами по себе» (материальная культура) и – «предметы как символы» (духовная культура) Эту дихотомию я бы назвал Дихотомией Выготского - Мида Комментарий. Очевидно, что Поппер ни о Выготском, ни о Миде не знал совсем ничего
  40. 40. Четвертая Дихотомия Математические объектыДихотомияВыготского - Мида Дихотомия Декарта Дихотомия Поппера Энгельса-Гумилева СИМВОЛЫ Психика Дихотомия Культура ПРЕДМЕТЫ Природа Физические факты
  41. 41. Обсуждение Уточнение понятийчерез мысленные эксперименты
  42. 42. Парадоксы Эйнштейна-Геделя Никакую теорию нельзя обосновать, оставаясь внутри этой теории Всякая достаточно богатая теория содержит проблемы, которые невозможно решить, оставаясь внутри этой теории Никакую достаточно богатую теорию невозможно глубоко понять, не выходя за пределы этой теории Комментарий. Сейчас мне придется выйти за пределы онтологии и даже за пределы философии. Неизбежность такого «нарушения приличий» и постарался обосновать выше
  43. 43. Эквивалентность Для математиков «эквивалентность» есть всякое отношение с тремя свойствами – Рефлексивность – Транзитивность и – Симметричность Для всех стальных: « А и Б эквивалентны» означает «для нас в некотором смысле А и Б - одно и то же» Как только на «Универсуме» (множестве всех рассматриваемых «сущностей») зафиксирована определенная «эквивалентность», так сразу зафиксировано разбиение «Универсума» на классы эквивалентности. Верно и обратное: всякое разбиение универсума на классы задает некоторую эквивалентность Сущности – все, что в используемом нами языке стоит за «существительными»
  44. 44. Наблюдатель Эквивалентны ли данные А и Б? Ответ на этот вопрос зависит от позиции наблюдателя. А позиция наблюдателя определяется двумя вещами – Сообществом, в которое входит наблюдатель – Задачами, которые наблюдатель решает в данный момент Оба эти обстоятельства относятся к «гносеологии». В главе «Гносеология» мы рассмотрим их подробно. А сейчас предположим, что эти два обстоятельства на время зафиксированы и поэтому в данный момент мы точно знаем про две любые сущности эквивалентны ли они
  45. 45. СущностиКакие сущности нам нужны внутри онтологии? Во-первых, – «материальные факты» или просто «факты» и – «идеальные конструкции» Во-вторых, – «культурные объекты» и – «психические состояния» В-третьих – «Объекты материальной культуры» или «предметы» и – «Объекты духовной культуры» или «символы» Есть еще – «природные объекты» из которых состоят «факты» и – «математические объекты» из которых состоят «идеальные конструкции»
  46. 46. Символы моя трактовка Символ это такая сущность, которая – Произведена или присвоена человечеством и – Важна не сама по себе, но по тому на что она «указывает» Указывать символ может на любые иные сущности, перечисленные выше, в том числе на иные символы Первое обязательное условие – сам символ выступает как представитель класса эквивалентных символов Второе условие – символ указывает сразу на класс сущностей. – Но этот класс может состоять из одного элемента
  47. 47. Символы (продолжение) Слово «восход» может быть напечатано любым шрифтом, оно может быть написано от руки или произнесено вслух. Все эти «материальные факты» составят один и тот же символ. Этот символ указывает на класс эквивалентных фактов – «восход солнца». «Солнце» - природный объект, этот объект входит в факт «восход» как его элемент. Кроме солнца в этот факт входят еще объекты, например, «линия горизонта» и «небо»
  48. 48. Смысл и значение Слово «восход» указывает (хотя и не так явно) на иные символы, например, на символ «закат», на символ «небо» и даже (для некоторых наблюдателей) на символ «космический корабль «Восход»» Кроме того, для конкретного наблюдателя это слово может указывать на его личный опыт – – на те фактические восходы которые он сам видел и – на те психические состояния, в которые он в этих ситуациях попадал Совокупность всего, на что указывает символ называется его «смыслом». Смысл называется «субъективным», если учитывается личный опыт наблюдателя, иначе объективным. Значением обычно называют единственный - в данном контексте - объект, на который указывает символ. Поэтому «значение» это часть смысла, его временный «центр» Такое понимание «смысла» шире чем у Фреге –из-за более подробной онтологии («контекста»)
  49. 49. Символические системы Если очень важны указания данных символов друг на друга, говорят о «символических системах» В частном случае символические системы взятые как целое, указывают на идеальные конструкции (математические системы) При этом указания символов на материальные факты, психические состояния и иные сущности могут сохраняться или теряться
  50. 50. Психика Психические состояния могут отражать 1. Материальные факты (напрямую из личного опыта) 2. Идеальные конструкции (так же из личного опыта) 3. Символические конструкции (которые в свою очередь могут отражать все названные выше сущности) Богатство психики по каждому из трех пунктов (взятое в статике – как опыт – и в динамике – как одаренность) относительно независимы. Соответственно одаренность проявляется как 1. Впечатлительность 2. Математические способности 3. Обучаемость (и как результат – образованность и культурность) Художественные способности есть впечатлительность подкрепленная некоторым достаточным уровнем образованности
  51. 51. О реализме и номинализме Номиналисты правы Реалисты правы относительно относительно символических систем математических объектов Общие понятия как Общие понятия как элементы символических идеальные конструкции систем реальны. реальны. Одновременно они есть При этом они НЕ имена являются именами никаких вещей
  52. 52. Продолжение следуетВаше мнение шлите мне по адресу [email protected] Яков Фельдман