Что такое отношения в психологии. Категория «отношение» в психологии. Виды деловых связей


Отношение является значимой категорией для развития психологии. С начала ХХ века данная категория использовалась в контексте общепсихологической проблематики как методологический принцип описания взаимодействия организма со средой. В. Н. Мясищев раскрывал сущность понятия «отношение» как форму отражения человеком окружающей его действительности.

Однако, как справедливо указывают Петровский и Ярошевский в «Основах теоретической психологии», отношение является собирательным понятием, а посему ставится под сомнение целесообразность считать его обособленной категорией и невозможность его редуцируемости к другим категориям. Почему же данное понятие все-таки выделяется в отдельный категориальный аппарат?

Известно, что человек развивается в тесной взаимосвязи с окружающей его действительностью, куда относится, в первую очередь, социум. Личность - не некое однажды сформированное и не изменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. В дальнейшем это понятие можно дробить на бесчисленное количество более мелких отношений личности к различным предметам, но суть не изменится - отношение в любом случае остается личностным. Идет ли речь о переживаниях человека, мотиве, побуждающем его на определенные действия и т.д. - во всех этих самых разнообразных обстоятельствах индивид отталкивается от проявления психической организации, на которое и указывает понятие «отношение». И на этом этапе В.Н. Мясищев склонен полагать, что уже все характерные свойства личности, ее интересы, склонности, мировоззрения, вкусы, мотивы и многое другое являются производными от системы отношений.

В первую очередь, главной отличительной чертой вышеупомянутой категории является направленность субъекта на объект, а последний, в свою очередь, может являться чем угодно, хоть даже самим субъектом. Мы относимся определенным образом к самим себе, окружающим нас людям, искусству, политике, религии. И здесь речь идет о самой сути отношения, векторизованности психического акта, выступающего в особой психической форме, отличной от иных категорий (того же мотива). Хорошим примером является ситуация на политических выборах. Рейтинги кандидата не позволяют судить о мотивах того лица, отношение которого к событию в данном рейтинге запечатлено.

Во всех случаях перед нами базисная психологическая категория, имеющая свой статус. Попытки стянуть к ней богатство других категорий столь же бесперспективны, как универсализация категории образа в гештальттеории и категории действия в бихевиоризме.

Еще одной важной чертой отношения как категории является его оценочная составляющая. Отношения человека представляют сознательную и бессознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются и формируются в процессах деятельности. И здесь я считаю необходимым перейти к важнейшему понятию «чувства», как человеческому отношению и как понятию, пускающему корни непосредственно в несколько категориальных аппаратов.

Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, связанные с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий, по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. В формировании личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, другие же являются потенциальными. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его мировоззренческие установки, то есть важнейшая характеристика его личности. То есть можно заключить, что самое главное и определяющее личность - ее отношение к окружению.

Психологи неоднократно отмечали, что у личности могут преобладать органические, личные или сверхличные (общественные) цели, мотивы и потребности. В сущности, речь идет о доминирующих отношениях, то есть о большей или меньшей активности, реактивности, эффективности в отношении к тем или иным объектам. Подобно тому, как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людьми, в целом обусловленные структурой общества.

В отношении человека к различным сторонам действительности различают объективный и субъективный аспекты. Объективные отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности, и субъективное отражение этих отношений в виде мыслей, чувств и оценок, составляют два генетически связанных слоя отношений. При этом субъективный аспект отношений находится внутри реальных жизненных отношений человека, а не выступает их оценкой, а реальные (объективные) отношения, в свою очередь, определяют содержательный контекст формирования субъективных отношений. Субъективная реальность человека выступает не только отражением, но и внутренним содержанием его реальных отношений.

Говоря об объективной и субъективной составляющей отношения невозможно обойтись без понятия установки. Установки помогают нам сформировать отношение в зависимости от свойств объекта. Дэвид Статт считает, что установка - это приобретенная предрасположенность реагировать на определенные явления определенным образом. Она включает в себя три активных компонента: рациональный, эмоциональный, поведенческий. Установка может быть приобретена как бессознательно, так и вполне осознанно.

Рациональный компонент представляет собой наше мнение об объекте, эмоциональный - наши чувства по отношению к объекту, а поведенческий - фактическое поведение по отношению к объекту. Не имея определенных установок, мы больше полагаемся на эмоциональный компонент и выказываем свое отношение в простых терминах типа «нравится» или «не нравится».

Установки выполняют несколько мотивационных функций:

  • - защитная функция - установки, защищающие нас от негативных чувств по отношению к самим себе, когда мы проецируем негативные чувства на других людей;
  • - оценочно-экспрессивные функции - установки являются способом выразить отношение к тем предметам и явлениям, которые для нас важны;
  • - инструментальные функции - мы принимаем определенные установки и выражаем их как свое отношение, если они помогают добиться признания или избежать неодобрения окружающих;
  • - функции познания - установки помогают нам упорядочивать окружающий мир в сравнительных терминах (например, «нравится» или «не нравится») и позволяют предсказывать некоторые события.

Еще один исследователь Гордон Олпорт рассматривает социальные установки как бессознательные, но определенным образом регулирующие взаимодействие людей. Основной установкой он считает установку сдерживания - присутствие других людей подключает целый комплекс установок для взаимоотношений с ними. Причем это касается не только реального присутствия посторонних, но и присутствия воображаемого лица. Эта установка не осознается человеком. «Мы имеем готовый комплекс реакций для ответа в присутствии людей, - пишет Олпорт. - Простое присутствие другого человека заставляет нас в большей степени контролировать наши реакции, чем когда мы находимся одни. Мы должны сдерживать себя, чтобы не занять всю дорогу, должны соблюдать правила вежливости, быть воздержанными на язык или на эмоциональное выражение, подавлять примитивные сексуальные наклонности, вести себя с достоинством». отношение личность психический

Исследование отношений представляет тот необходимый для психологии подход, в котором объединяется объективное с субъективным, внешнее с внутренним. Отношения существуют между личностью человека - субъектом и объектом его отношений. Отношение реализуется или проявляется во внешнем факторе, но вместе с тем отношение выражает внутренний «субъективный» мир личности. Личность - это субъект отношений так же, как субъект внешней деятельности.

Подводя итог сказанному об отношениях человека, можно рассматривать их как потенциал избирательной активности человека в связи с различными сторонами действительности. Они содержательно характеризуют деятельность человека, проявляются не какой-либо одной стороной психики, а выражают всю личность в ее связи с той или иной стороной деятельности. Они характеризуются тем большей активностью психических процессов, чем более значим для личности объект отношений, отличаясь положительным или отрицательным знаком. Чем выше уровень развития личности, тем сложнее и процессы психической деятельности и тем дифференцированнее и богаче ее отношения.

Список литературы

  • 1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. «Большой психологический словарь»;
  • 2. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский «Основы теоретической психологии»;
  • 3. В.Н. Мясищев «Психология отношений»;

Прежде, чем рассматривать понятие взаимоотношений в психологии нам хотелось бы рассмотреть такие понятия как личность и индивид в психологии.

Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, нужно рассмотреть это понятие так: «индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность» в предложенной Б.Г.Ананьевым классической тетради понятий, описывающих человека в целом.

В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом, хотя в отношении к предмету или лицу могут выявляться разные стороны в связи с разными сторонами, например отрицательными и положительными свойствами объекта. Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта.

Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей объективной действительностью. Нельзя относиться вообще. Отношения обязывают к рассмотрению их объектов. Соответственно только что сказанному, одной из важных проблем психологии вообще, и психологии отношений в частности, является дальнейшая разработка системы понятий и вопросов структуры в области психических образований, в частности в области отношений.

Являясь продуктом природного и общественно-исторического развития человека, его отношения к действительности требуют не только психологической характеристики, но физиологического и общественно-исторического объяснения. Природная основа этих отношений объясняется сравнительной биологией, физиологией и особенно учением И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Основой общественно-исторического понимания отношений человека являются исторический материализм и освещаемые им факты и положения общей истории развития человечества, истории культуры и научной антропологии.

Ряд отношений выступает у человека как относительно самостоятельные образования. Сюда, прежде всего, следует отнести интересы, оценки и убеждения.

Рассматривая человека в совокупности его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваем его как личность. В.Н.Мясищев по этому поводу говорил, что психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности.

Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место, позицию, которую этот человек в мире занимает. Подход к человеку как личности связан, прежде всего, с взглядом на человека как единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.

Таким образом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений.

Взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и в свою очередь представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения. Критический перелом в отношениях представляет «взрыв», который столь ярко описал и сделал существенным звеном в перевоспитании личности А. С. Макаренко.

В условиях свободного взаимодействия могут проявляться истинные отношения, но в условиях, тормозящих или подавляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого отношения во взаимодействии не проявляются, а скрываются и маскируются.

Предметом отношений могут являться самые различные виды деятельности человека. От отвращения до страстного увлечения деятельностью существует множество переходов, причем наряду с непосредственным отношением может быть и опосредствованное. Непосредственное отношение определяется отношением к процессу, к цели и обстановке деятельности; оно также определяется тем психофизиологическим состоянием, которое характеризуется как состояние активное или пассивное. Из всего этого складывается непосредственное активно-положительное отношение потребности в деятельности.

Проблема мотивации, как известно, привлекала и привлекает к себе внимание своей связью не только с проблемой воли, но и с изучением всей деятельности человека. Основными мотивами, характерными для этого отношения, являются мотивы долга или вообще нравственные -- мотивы чести, отношения к лицу, ради которого осуществляется та или иная деятельность, мотивы общественной пользы, объективной необходимости или личной пользы. Сложное сочетание моментов, формирующих отношение, может быть определено как структура отношения.

Иногда рассматривают отношения как стереотип. Однако, как известно, динамический стереотип, или иначе установка, полностью определяется прошлым опытом. Сознательное отношение, вырастая из прошлого, ориентируется на перспективы будущего. Поэтому ни со стереотипом, ни с установкой его отождествлять нельзя.

Некоторые психологи понимают отношения односторонне, как только социально-этические, между тем, эти последние представляют собой, хотя важную, но, разумеется, все же не единственную часть отношений. Исследование соотношений психики и соматики показывает, что нарушение отношений человека может повлечь за собой серьезные нарушения всей жизнедеятельности организма. Конечно, при этом учитываются особенности типа высшей нервной деятельности человека, понимая его не только в физиологическом, но и в психологическом смысле, его темперамент и характер (см. также Р. Л. Зачепицкий и Е. К. Я ковлева, Е. Е. Плотникова).

Итак, общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу, как две взаимодействующие силы. Личность - это член общества и его продукт.

Отношение "индивид-общество" есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей (исторически определенных типов личности) является необходимой "составляющей" самого процесса развития общества.

Общественные отношения существуют (развиваются и закрепляются) в форме определенной организации процессов производства, обмена и потребления, определенных социальных институтов, законов, норм и правил.

Для конкретной личности организация процессов производства, обмена, потребления, социальные институты, нормы существуют в действиях других людей по отношению к ней и в ее собственных действиях по отношению к другим людям.

Общественные отношения проявляются на индивидуальном уровне социального бытия человека не как некоторые абстракции или силы, стоящие над людьми, а как действия носителей этих отношений - живых конкретных людей. Для индивида другие люди выступают как олицетворение общественных отношений. Так индивид А не может относится к индивиду В как носителю определенных общественных отношений без того, чтобы для А некоторая (любая) социальная функция не приняла телесного вида В, его действий, поступков, поведения в целом.

С другой стороны, в действиях и поступках индивида раскрывается его положение, его роль и место в системе общественных отношений.

Проблема отношений была впервые поставлена в отечественной психологии А. Ф. Лазурским в связи с изучением характера, а позднее В. Н. Мясищев разработал психологическую концепцию, дающую теоретическую трактовку основных форм и видов этих отношений. Отметим, что направление Лазурского-Мясищева в психологическом последовании личности, начало формироваться несколько раньше (1917) аналогичного в некоторых аспектах направления западной психологии, поставившего проблему аттитюдов (aiiitude) -понятия, близкого к понятию "отношение" (R. Likert, R. L. Shank, La Piere).

Сложнейшие и наиболее динамические отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности.

Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Подходя к анализу психической деятельности и встречаясь с разными свойствами психики человека, мы сталкиваемся, прежде всего, с вопросом об их относительной роли, их связях друг с другом, а также о том единстве, которое, скрываясь за многообразием, предостерегает нас от взглядов на личность, как мозаику отдельных свойств. Разрабатывая этот вопрос, мы давно выдвигаем понятие психических отношений, решающее значение которых доказывается повседневной практикой во всех областях, но недостаточно отражено в психологической литературе.

Отношения связывают человека со всеми сторонами действительности, но при всем их многообразии можно установить три ее основные категории: 1) явления природы или мир вещей, 2) люди и общественные явления, 3) сам субъект-личность. Нельзя не подчеркнуть, что восприятие природы опосредовано общественным опытом, а отношение человека к себе самому связано с его отношениями к другим людям и их отношением к нему. Поэтому для типологии характеров первостепенное значение имеют особенности взаимоотношения с людьми, односторонне понимаемого как антагонизм личного и общественного такими авторами, как Адлер, Кюнкель и другие.

Темперамент, или, по И. П. Павлову, общий тип высшей нервной деятельности, отражается на всех сторонах личности, ее поведения и деятельности. Темперамент -- это не только динамика реакций, но и динамика отношений. Равнодушие и страстность, устойчивость и неустойчивость проявляются и в реакциях, и в отношениях. Мысль о том, что отношения превращаются в черты характера (см.: В. Н. Мясищев, 1930; Б. Г. Ананьев, 1947), обозначает, что отношения, приобретая устойчивость, выраженность, большую значимость, становятся характерными для личности. В этом смысле они становятся и чертами характера, оставаясь отношениями.

Проблема характера, как известно, тесно связана с проблемой темперамента, а темперамент проявляется больше всего в динамике реакций, т.е. в возбудимости, темпе, силе реакций, в общем психологическом тонусе, который сказывается настроением.

Однако и здесь проявления силы, возбудимости, темпа реакций сказываются не одинаково в различных направлениях и определяются отношением к предмету или обстоятельству, явившемуся поводом к реакции.

Учитывая, что динамическая характеристика различна на полюсах активного и индифферентного отношений, мы должны, конечно, не забывать и того, что реакции человека уже рано утрачивают непосредственно аффективно-динамический характер и интеллектуально опосредованы.

Динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера «снятой» формой, движущие силы которой определяются сознательным отношением.

Таким образом, правильное понимание структуры характера, его уровня, динамики и функциональных особенностей возможно лишь с позиций психологии отношений.

Человек неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения.

Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения человек приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Внутрисемейные отношения, таким образом, - важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни, они становятся моделью в его дальнейших контактах с окружающими.

Понятие "отношение" является всеобщим, поскольку охватывает взаимосвязи и взаимозависимости огромного количества признаков и свойств объекта. Определить содержание этого термина возможно только в применении его к конкретной системе научных знаний. В психологии понятие "отношения" занимает одно из центральных мест, потому как ни одна психологическая категория не рассматривается изолированно, все находится в отношениях со всем. В отечественной науке этот термин укрепился благодаря исследованиям А.Ф. Лазурского о внутренней стороне психического процесса (эндопсихике) и внешней (экзопсихике). Внешняя сторона психического в его работах была представлена как система отношений между субъектом и внешней средой.

Наиболее полно понятия "отношений" были исследованы и описаны В.Н. Мясищевым, который отводил им роль наиболее важной категории для описания и понимания сущности личности в психологии. Мясищев утверждал, что "исходя из того, что понятие отношения несводимо к другим и неразложимо на другие, надо признать, что оно представляет самостоятельный класс психологических понятий".

Описывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев определял его психологический смысл как одну из форм отражения субъектом внешнего мира. Личность человека формирует свои отношения как результат отражения на сознательном уровне объективно существующих отношений общества. Личность развивается и функционирует в обществе на уровне различных микро - и макро - систем, которые формируют ее потребности и интересы, во многом зависящие от особенностей нервной системы субъекта. В результате получается своего рода "субъективная призма", через которую человек воспринимает воздействия, направленные на него из внешнего мира.

То, как человек воспринимает действительность, что оставляет след в его памяти, что развивается в мышлении, что в воображении, что привлекает его внимание, с одной стороны, является фиксацией особенностей внешнего мира, объективно существующего, а с другой, является его отношением к этой объективной реальности, к которой сам человек также принадлежит.

В.Н. Мясищев утверждал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - представляют из себя прежде всего результат взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей средой, и результат того, насколько среда способствует развитию индивидуальных черт личности, в том числе и в области предметной деятельности человека.

Мясищев писал: "Основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека. Они, прежде всего, различаются положительным и отрицательным характером активных реакций человека, представляющим основу избирательной объективной направленности его психической активности. Эмоциональная сторона отношения, наиболее ярким примером которой является любовь и вражда, относилась в психологии к категории чувств. Однако надо учесть, что область чувств (или эмоций) охватывает три разнородных группы явлений - эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувством, но это до сих пор еще не уяснено и генетически достаточно не освещается".

Мясищевым были выделены четыре признака отношений как самостоятельного психологической категории, к которым от относил: сознательность, избирательность, активность и инициативность. Так же он писал о структурных характеристиках отношений, что отношения различных пропорциях характеризуются тремя основными аспектами психики как "когнитивные, конативные и эмотивные".

Таким образом, в теории отношений Мясищева ряд отношений представляет собой самостоятельные образования. В первую очередь, к ним относятся интересы, оценки и убеждения. Следовательно, отношение можно описать как силу, определяющую степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. С этой точки зрения, отношения могут быть рассмотрены в качестве основной движущей силы развития личности.

В современной отечественной психологии проблемами в разработке темы отношения детей к изобразительному искусству преобладает деятельностный подход. Своеобразие методологии эмпирических исследований понимания искусства в рамках данного подхода состоит в том, что ребенку изначально задается норма понимания искусства. И по отношению к этой норме исследуются условия, благодаря которым возможен переход от непонимания к пониманию. Таким образом, акцент делается на происхождении самой способности понимать искусство. Норма понимания и условия ее происхождения анализируются с точки зрения общественно-исторической роли искусства в развитии психики человека. В частности, исследуется механизм смыслопорождающих систем понимания искусства детьми: их содержание, структуры и типы (Гуржапов В.А.)

Применительно к ребенку-сироте, к ребенку с депривационными нарушениями этот метод представляется недостаточным, в силу особенностей психического развития ребенка. Для того, чтобы понять, как именно можно использовать потенциал искусства для компенсации депрвационных нарушений сирот, нужно описать отношение ребенка к изобразительному искусству в "сыром виде". Еще в 1924 г. И.А. Соколянский писал: "Детские переживания, современность и организация на основе этих переживаний положительных знаний должны быть отправными путями для построения методики. Детская эмоция является началом "знаний", источником "интереса", "активности". Через формирование детской эмоции следует переходить к привитию знаний.".

Таким образом, представляется, что методологически изучение отношения детей-сирот к изобразительному искусству будет определено не только деятельным походом, но и когнитивно-эффективным. Другими словами, нужно зафиксировать не только зафиксировать понимание или непонимание сюжетной основы произведения искусства, но и эмоцию, возникающие у детей-сирот в ходе предъявления стимульного материала и работы с ним.

Понятие об «отношении»

«Отношение» и «установка» являются фундаментальными понятиями в социальной психологии.

Начало исследования понятия «отношение» в зарубежной психологии началось в психоаналитических работах А. Адлера.

Проанализировав отечественную литературу, можно сказать, что категория отношения относится к основным категориям в психологии, наряду с «установкой», «отражением», «деятельностью», «общением».

А. Ф. Лазурский, в рамках ленинградской психологической школы, впервые рассматривал категорию «отношения человека» как структурные компоненты личности. Он считал, что одной из важных сторон личности должно быть отношение к среде (в широком смысле слова). Это можно увидеть в его учении об экзопсизике как отношении человека со средой (Лазурский А. Ф.,1995). По его мнению, отношения к разным категориям действительности отличаются по форме отношений, форме достижений, форме удовлетворения ими, по направленности (по знаку) (положительное - отрицательное). Основой личности выступают 2 вида отношений: отношения между личностью и окружающей средой и отношения между эндо- (совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций) и экзопсихическими ее проявлениями. Существуют разные уровни отношений, и на разных уровнях организуются разные их соотношения. Различаются чистые и смешанные, переходные типы низшего, среднего и высшего уровней. Направление развития -- повышение значения экзопсихических особенностей

С. Л. Рубенштейн говорил о том, что категории «отношения» делится на объективные и субъективные отношения. Он раскрывает данную категорию через отношение одного человека к другому.

Объективные отношения - это отношения, в которые люди вынуждены вступать в процессе своей жизнедеятельности.

Субъективные отношения - это субъективное отражение данных отношений в виде мыслей и чувств. Они чаще всего обозначаются как «личные отношения» (Рубинштейн С. Л.,1959).

Я. Л. Коломинский выражает категорию «отношения» через понятие «связь», но при этом не давая строгого определения данному понятию. Он дает эмпирическую классификацию связей. Первый вид связей - это связи взаимодействия. Они опосредуются целями, которые преследует каждая из сторон взаимодействия (Коломинский Я. Л., 1976).

В. Н. Мясищев развил идею «психологии отношений» в виде «теории отношений», где он рассматривает отношения как систему связи человека со всей действительностью или с её отдельными сторонами (Мясищев В. Н., 1970). Эта система является продуктом исторического развития человечества. Она отражает личный опыт человека и внутренне определяет его действия и его переживания. Учёный выделил несколько видов отношений:

  • 1) психические;
  • 2) психологические;
  • 3) социальные;
  • 4) социально-психологические;
  • 5) межличностные;
  • 6) личностные.

Психологические отношения составляют целостную структуру, которая состоит из трех подструктурных компонентов:

  • 1) основные отношения;
  • 2) отношения в познавательной деятельности;
  • 3) эмоциональные отношения.

Обязательным компонентом в структуре отношений является именно эмоциональный компонент, потому что без эмоции отношение является «безразличием», «равнодушием» и «индифферентностью» (Мясищев В. Н., 1970). В. Н. Мясищев также указывает, что следует различать понятие «психологические отношения» от понятий «установка» и «стереотип». Он продвигает эту проблему к понимаю субъективных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром.

В. С. Ивашкин и В. В. Онуфриева предлагают свой взгляд на понятие «психологическое отношение», отмечая некоторые логические несоответствия в теории отношений В. Н. Мясищева. Они определяют отношение как «переживание объектом своей готовности к действию», относя психологические отношения к одному из видов «переживаний» (наряду с эмоциями и психическими напряжениями).

Типы отношений: классификация

Существуют различные классификации форм, видов и типов отношений.

Формы отношений:

  • 1) физические;
  • 2) психические;
  • 3) психологические (личные);
  • 4) социально-психологические взаимоотношения;
  • 5) межличностные;
  • 6) общественные (социальные);
  • 7) межгрупповые;
  • 8) межнациональные;
  • 9) межэтнические.

Б. Бернстайн в своих работах упоминает о том, что форма социальных отношений или же по-другому - социальная структура - обуславливает поведение (Бернстайн Б., 1977).

Виды отношений (по И. М. Марковской и Е. О. Смирновой) (табл. 3):

  • 1) Познавательные отношения. В таком контексте человек выступает в роли предмета восприятия, понимания, познания.
  • 2) Эмоциональные отношения. Суть данного направления - изучение детерминации эмоциональных отношений.
  • 3) Практические отношения. Данное направление является основой для изучения на практике человеческих отношений (психотерапия, социально-психологические тренинги) (Марковская И. М., 1995).

Таблица 3 Виды отношений

В. Н. Куницына и В. Н. Панферов выделяют следующие типы отношений:

  • 1) Психические отношения. Такие отношения выражаются в притягательности и избирательности объекта взаимодействия для человека.
  • 2) Психологические отношения. Они составляют целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной реальности. В эту категорию входят: потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, воля (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2001).
  • 3) Социально-психологические отношения. Они обозначают отношения человека с человеком. Такие взаимоотношения возникают в результате взаимных усилий партнеров по совместной деятельности и общению. Главное отличие: социально-психологические отношения всегда являются продуктом взаимодействия (Куницына В. Н., Парфенов В. Н., 1992).
  • 4) Взаимоотношения. Это взаимные отношения людей, возникающие при групповом сотрудничестве, соревновании, сплоченности, дружбы, взаимопомощи. Они могут проявляться также и в качествах личности, которые образуют психологические особенности человека (агрессивность, общительность, застенчивость) (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 1992).
  • 5) Личные отношения. Рассматриваются в контексте связи человека с человеком как субъектом взаимодействия. Здесь особое внимание уделяется отношение к свойствам и личностным достоинствам конкретного человека. И такое отношение может не совпадать по содержанию с уже сложившимися взаимоотношениями между людьми (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 1992).
  • 6) Самоотношение. Означает принятие или непринятие себя как целого. Оно отражает самоуважение и чувство собственного достоинства, определяет характер взаимоотношений, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 1992).

А. Е. Шерозия выделял единую структуру отношений личности, которую образует система ее фундаментальных отношений. Эта система в свою очередь состоит из неотделимых друг от друга элементов:

Отношение личности к себе;

Отношение личности к «другому» как субъекту;

Отношение личности к «другому» как к объекту одновременно с предыдущим пунктом (Шерозия А. Е., 1978).

Отношение и установка: соотношение понятий

В основе координации познавательной деятельности человека, повышения активности всех психических процессов лежат установки и отношения. Они являются устойчивыми компонентами сознания человека, которые становятся побудительной силой, направляющей и организующей многие виды социальной активности и деятельности человека, наряду с интересами, потребностями и мотивами (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2001).

Понятия установка, социальная установка и отношение имеют общие корни. Данные понятие утвердились в отечественной психологии в основном благодаря работам В. А. Ядова, для которого теория отношений стала основой его диспозиционной концепции личности.

Но тем не менее, эти понятия следует различать и не путать. Установки формируются в процессе накопления человеком индивидуального опыта жизненного опыта. Также в их возникновении процессы мотивации играют гораздо меньшую роль, чем при формировании психологических отношений. Социальные установки, в отличие от психологических отношений, формируются только к социально значимым объектам.

В психологических отношениях значимым являются эмоционально-чувствительный и волевой компоненты, а также значение эмоциональных переживаний при анализе содержательной стороны отношения. В структуре установки большее значение имеет когнитивный и поведенческий компоненты. Никто не отрицает роль эмоционального компонента и самой установки. Но здесь имеется в виду, что он не всегда реализуется в конкретной социальной деятельности. Знание об объекте, программа и план проведения всегда присутствуют в структуре установки вне зависимости от ситуации (Надирашвили Ш. А., 1970).

Социальные установки часто заимствуются и некритически усваиваются под влиянием других людей, средств массовой информации и т.д. В то же время, психологическое отношение формируется как нечто лично, пережитое на своем опыте, глубоко эмоциональное явление, которое возникает под действием индивидуальных состояний человека.

Но при выяснении взаимоотношения между понятиями установки и отношения следует не забывать о том, что мы говорим о различных сторонах одного цельного психического образования.

С точки зрения В. Н. Мясищева, существенным в отношениях человека является сознательность. С другой стороны, важным обстоятельством, которое делает установку одним из средств и методов изучения бессознательного является ее бессознательность (Мясищев В. Н., 1970).

А. Е. Шерозия говорит о том, что эффективнее систему отношений определять на основе фиксированной установки личности (Шерозия А. Е., 1979).

Проблема связи отношения и установки нашла свое отражение в экспериментальных исследованиях представителей грузинской школы установки: Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили (Надирашвили Ш. А., 1970), Д.А.Чарквиани (Чарквиани Д. А.,1981), Т.Б.Чхеидзе (Чхеидзе Т. Б.,1979), Д.К.Дзидзигури (Дзидзигури Д. К., 1979), Г.А.Маградзе (Маградзе Г. А.,1979), Г.Г. Мшвидобадзе (Мшвидобадзе Г. Г., 1979) и др. (рис. 4).

Рис. 4. Взаимосвязь категорий отношения и установка

Ш. А. Надирашвили указывал на то, что через фиксированную установку выражалось положительное, нейтральное или отрицательное отношение к различным социальным объектам.

Г. А. Маградзе говорит о важности категорий принадлежности «свое» - «не свое» на отношение в процессе восприятия. Положительное отношение сопровождает процесс восприятия в том случае, если процесс восприятия протекает в рамках принадлежности «свое», и в этом случае, в большинстве случаев, переоценивается показатель фактора «свой» (Маградзе Г. А. 1979).

По мнению Т. Б. Чхеидзе, любой оценочный процесс может сопровождаться как положительным, так и отрицательным отношением. При этом могут существовать стандарты, с которыми происходит сравнение оцениваемого объекта (Чхеидзе Т. Б.,1979).

Экспериментальные исследования Д. Н. Дзидзигури показали, что определенные социальные ценности оцениваются по-разному, в зависимости от того, принадлежностью к какой социальной или этнической сфере они воспринимаются и какова установка к этой сфере (Дзидзигури Д. К., 1979).

Г. А. Маграмадзе в своем эксперименте делал акцент на конформном и антиконформном поведении. Он считал, что установки личности к группе определяют именно эти виды поведения. Если к группе имеются положительно фиксированные установки, но в основном должно осуществляться конформное поведение (Маградзе Г. А., 1979).

Кроме грузинской школы, изучением взаимосвязи понятий «установка» и «отношение» также занимались и В.Н. Мясищев, А.А.Бодалева, И.С. Кон и другие.

По И. С. Кону, установка определяет отношение группы или индивида к какому-либо объекту и оказывает руководящее влияние на отношение индивида ко всем связанным с нею объектам (Кон И. С., 1967).

ОТНОШЕНИЕ - субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии - в самом общем виде - взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе).

Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности.

Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр.

Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются:

1) на уровне социальных общностей - отношения классовые, национальные, групповые, семейные;

2) на уровне занятых некоей деятельностью групп - отношения производственные, учебные, театральные;

3) на уровне взаимосвязей между людьми в группах - отношения межличностные;

4) отношения внутриличностные - например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр.

Термин отношения использовался как базовая категория в теории отношений (-> концепция отношений личности).