Как осуществляется саморегуляция. Принцип саморегуляции организма. Какие есть примеры саморегуляции физиологических процессов в организме


Г.В. Ожиганова

канд. психол. наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов,

ФГБУН «Институт психологии РАН»

ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕГУЛЯЦИИ И ВНУТРЕННИЙ ОПЫТ

Аннотация. Саморегуляция рассматривается как высшая способность, открывающая путь к духовному росту, а внутренний опыт - как фактор, способствующий проявлению этой способности. Описываются саморегулятивные эффекты внутреннего опыта.

Ключевые слова: саморегуляция, регуляторный опыт, внутренний опыт, высшая способность к саморегуляции.

G.V. Ozhiganova, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences

HIGHER CAPACITY FOR SELF-REGULATION AND INNER EXPERIENCE

Abstract. Self-regulation is regarded as the higher capacity, opening the way to spiritual growth and inner experience is treated as a factor contributing to the manifestation of this capacity. The effects of self-regulation due to inner experience are described.

Keywords: self-regulation, regulatory experience, inner experience, the higher capacity for self-regulation.

Проблема саморегуляции является одной из важнейших в психологии, она затрагивает ключевые аспекты жизни человека, его профессиональную деятельность, семейные отношения, общение с коллегами и друзьями. От возможностей саморегуляции зависит профессиональная успешность, социальная востребованность и творческая самореализация, семейное благополучие, духовный рост и самосовершенствование, продвижение к высшим ступеням личностного развития.

Изучение саморегуляции в отечественной психологии традиционно связано с деятельностью человека, а также субъектно-деятельностным подходом (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.А. Иванников, О.А. Конопкин, Б.Ф. Ломов, В.И. Моросанова, Г.С. Прыгин, С.Л. Рубинштейн).

Большое количество исследований способности к саморегуляции ориентировано на профессиональную деятельность человека (В.А. Бодров, Н.В Бякова, Л.Г. Дикая, Г.М. Зараковский, В.П. Зинченко, Л.А. Китаев-Смык, М.А. Котик, В.И. Лебедев, А.Б. Леонова, А.К. Осницкий др.)

С другой стороны, мало изученными являются аспекты саморегуляции, имеющие отношение к высшим проявлениям человека, его духовному развитию, основу которого может составлять внутренний опыт. Поэтому целью нашего исследования становится рассмотрение саморегуляции как высшей способности, открывающей возможность продвижения человека к высшим духовным, ценностно-смысловым рубежам бытия, а внутреннего опыта как фактора ведущего к реализации этой способности.

В рамках деятельностного подхода, осознанная саморегуляция понимается как целостная система выдвижения и управления достижением целей поведения и деятельности. Функционирование этой системы основано на выдвижении целей, моделировании значимых условий, программировании действий, оценивании и коррекции результатов .

Деятельностный подход к пониманию и изучению саморегуляции во многом основан на теории функциональных систем П.К. Анохина, который считал, что системообразующим фактором функциональной системы является получаемый полезный результат . В русле теории деятельности с психологической точки зрения, это означает, что процесс регуляции имплицитно связан с получением какого-либо конкретного результата, т.е. с достижением определенной цели деятельности .

Рассмотрение способности к саморегуляции в связи с понятием «внутренний опыт»,

позволяет, на наш взгляд, выйти за пределы жестко очерченного деятельностью получения конкретного полезного результата и расширить возможности трактовки саморегуляции, понимая ее как высшую способность человека, способствующую духовному развитию посредством открытия новых смыслов и ценностного обогащения внутреннего мира и бытия в целом.

Способность к саморегуляции является одной из определяющих характеристик человека как субъекта жизнедеятельности. Она связана с самосознанием, рефлексией, эмоционально-волевыми процессами, целеполаганием, с достижением жизненно необходимых и важных целей, ведущих к саморазвитию и реализации смыслов и целей бытия. Поэтому способность к саморегуляции мы относим к высшим способностям человека, отмечая также универсальность этой способности, имеющей отношение к различным проявлениям активности, и входящей в качестве составляющей в системы и процессы разного уровня и сложности. «Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п.» .

Мы считаем, что высшая способность к саморегуляции может проявляться не только на уровне деятельности, и не всегда быть строго целенаправленной, ориентированной на практический полезный результат, достигаемый волевыми и интеллектуальными процессами и усилиями, но и затрагивать глубинные личностные пласты и возникать спонтанно. Л.М. Веккер пишет: «...проблема психической регуляции деятельности... в полном своем объеме не может быть решена только в рамках теории психических процессов, ибо она тесно связана с психологией личности» , мы добавим, и с внутренней жизнью, внутренним опытом человека.

Остановимся подробнее на концепции регуляторного опыта, предложенной Осницким, так как она близко связана с высшей способностью к саморегуляции в нашем понимании. Согласно Осницкому, накапливаемый человеком регуляторный опыт является важным условием, обеспечивающим реализацию субъектной активности. Этот вид опыта представляет собой систему знаний, умений и переживаний (осознаваемых и непосредственно-чувственных), определяющих успешность регуляции деятельности и поведения, а также различные моменты его личностного самоопределения . Выделяется совокупность компонентов регуляторного опыта, таких, как ценностный, рефлексивный, операциональный, привычная активизация, сотрудничество.

Согласно Осницкому, регуляторный опыт (РО) - это динамическая подсистема целостного опыта человека, которая включает информацию о внешнем и внутреннем мире, полученную непосредственно-чувственным и опосредствованным путем, наполненную личностным смыслом и определяющую направленность активности человека. Особенность РО обусловлена связью его содержания с процессами регуляции деятельности и саморегуляции собственных усилий человека. Основные характеристики регуляторного опыта следующие:

РО представляет собой определенным образом структурированную систему знаний, умений и переживаний, определяющую успешность деятельности и поведения;

РО включает содержательные и операциональные составляющие, которые, прежде всего, связаны с проектируемой (деятельно-организованной) активностью человека, частично включающей в себя отрефлексированную информацию о реактивной и импульсивной активности;

РО включает широкий класс субъектно (с точки зрения решаемых человеком задач) и субъективно (через призму его индивидуального особенного опыта) переживаемых и воспринимаемых репрезентант регуляторных процессов, связанных с осознанием и

рефлексией, целенаправленностью, привычной активизацией, умелостью в действиях и согласовании усилий с другими людьми;

РО приобретается в процессе естественного развития и под влиянием обучения и воспитания. Для его формирования и совершенствования определяющей является постигаемая человеком технология самостоятельно проектируемой активности, которая обеспечивает постоянное обновление регуляторного опыта как информационной системы;

РО, таким образом, рассматривается как открытая система, которая приобретается, обогащается и совершенствуется в течение всей жизни человека;

РО объединяет знания, умения, ценности, переживания как осознаваемые, так и не всегда поддающиеся осознанию и вербализации, и, тем не менее, во многом определяющие повседневное поведение человека;

РО, выступая как результат рефлексии прошлой активности, используется при проектировании деятельности, определяет ее успех в настоящем и стратегию в будущем;

РО способствует формированию системы субъективных критериев и оценок, включающей требования и нормы, на которые ориентируется человек;

РО во многом определяет притязания субъекта деятельности;

РО имеет свою структуру, компоненты которой во взаимодействии обеспечивают становление и реализацию субъектной активности (ценностный, рефлексивный, привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества) .

Важно отметить, что Осницкий, связывая регуляторный опыт с целенаправленной проектируемой (деятельно-организованной) активностью человека, включает в него также систему субъективных критериев и оценок, переживания, рассматривает его как открытую систему, которая обогащается и совершенствуется в течение всей жизни.

Концепция регуляторного опыта Осницкого, основанная на целостном подходе к изучению психологических фактов и закономерностей, позволяет выделить рефлексивные и ценностные аспекты, а также переживания осознаваемые и неосознаваемые, но во многом определяющие повседневное поведение человека. Эти аспекты с одной стороны, связаны с саморегулятивными способностями, с другой, - с внутренним опытом и чрезвычайно важны для психологического изучения и отражения всей многогранности внутренней жизни человека.

С точки зрения современных исследователей внутренний опыт включает мысли, чувства, внутренние ощущения, например, першение в горле и пр., которые открываются сознанию. Внутренний опыт, таким образом, является самой интимной вещью, которой человек обладает. Благодаря внутреннему опыту человек может понять, чему он научился и чего он не знает, что он думает и как он думает, что он чувствует. Все эти виды опыта создают форму бытия человека и одновременно формируются исходя из этого бытия .

Отметим, что в отечественной психологии долгое время господствовала методологическая парадигма, основанная на жестких принципах внешнего детерминизма психики, на философской концепции отражения. В настоящее время у многих ученых возрастает интерес к применению других парадигм.

Обратимся к концепции мира внутренней жизни человека, предложенной В.Д. Шадриковым . Он считает, что внутренний мир человека и его внутренняя жизнь составляют сущность личности, лишь понимание внутреннего мира человека позволяет объяснить его поступки и поведение.

Шадриков полагает, что внутренний мир человека представляет собой потребностно-эмоционально-информационную субстанцию, которую можно рассматривать как душу человека в ее научном понимании. «Две группы фактов свидетельствуют о том, что существует реальная внутренняя жизнь человека, - повседневный опыт и экспериментальные данные», - пишет он , считая, что сегодня пришло время изучения внутреннего мира человека и внутренней

психической жизни человека как реальности.

Идеи, заложенные в концепции Шадрикова, можно резюмировать следующим образом: 1) существует реальный мир внутренней жизни человека; 2) его необходимо и возможно изучать в рамках психологии.

Интересно, что похожие идеи высказал еще более 100 лет назад У. Джеймс . Подтверждая значимость изучения мира внутренней реальности человека, он говорит о том, что мыслимые нами внешние объекты, поскольку они даны нашему опыту, являются лишь идеальными образами того, существование чего мы не можем внутренне познать, а только внешне отмечаем, «тогда, как внутреннее является нашим реальным опытом; реальность этого состояния и реальность нашего опыта представляют нераздельное единство» . У. Джеймс дает формулу реального внутреннего опыта человека:

Поле сознания + его мыслимый или чувствуемый объект + наше отношение к этому объекту + ощущение самого себя как субъекта, которому принадлежит это отношение = наш конкретный реальный опыт.

Этот опыт может быть не велик, но он, несомненно, реален, пока существует в сознании; «это не пустота, не отвлеченный элемент опыта, каким является «объект», взятый сам по себе. Это подлинный факт, даже если допустить, что он малозначащ; он качественно тождествен всякой истинной реальности и лежит на линии, связующей реальные события» .

У. Джеймс, утверждая реальность внутренней жизни человека, показывает возможность ее психологического изучения, привлекая категорию внутреннего (духовного, религиозного) опыта, которая на наш взгляд может стать основой изучения духовных реалий и, в частности, высшей способности к саморегуляции, связанной с духовными состояниями, способствующими духовному росту. В контексте нашего исследования важно рассмотреть возможность связи внутреннего опыта и саморегулятивного эффекта.

Опираясь на описания духовного опыта множества людей, Джеймс приводит следующие характеристики высших духовных состояний:

1. Ощущение большей широты жизни по сравнению с себялюбивой, полной мелких интересов жизнью;

Убеждение в существовании Верховной Силы, которое достигается не только усилиями разума, но и путем непосредственного чувства. Для религиозных людей это - Бог. Для нерелигиозных это могут быть нравственные идеалы, возвышенные (утопические) мечты патриотов и общественных деятелей, идеалы благочестия и справедливости;

2. Чувство интимной связи существующей между верховной силой и нашей жизнью; добровольное подчинение этой силе;

3. Безграничный подъем и ощущение свободы, соответствующее исчезновению границ личной жизни;

4. Доминирование в эмоциональной жизни чувств гармонии и любви к людям.

Вышеназванные условия внутренней жизни порождают следующие духовные

состояния, связанные с:

Аскетизмом;

Силой души (чувство расширения границ жизни может стать столь всеохватывающим, что все личные побуждения и преграды, являющиеся обычно могущественными, окажутся незначительными и человек откроет в себе новые возможности бодрого терпения; исчезнут опасения, тревоги и заботы и на их месте возникнет блаженное спокойствие души);

Чистотой души (повышение чувствительности к душевным диссонансам и стремление к очищению своей жизни от низменных элементов и плотских инстинктов);

Милосердием (любовь ко всем людям, включая врагов, полное отсутствие антипатии, дружелюбие ко всем), что ведет к полному отсутствию страха и появлению «совершенно

необъяснимого и неподдающегося описанию чувства внутренней безопасности, познать которую можно только в опыте, и этот опыт, пережитый однажды, никогда больше не забывается» .

Джеймс пишет: «Переход от нормального состояния сознания к сознанию мистическому отражается в человеке, как переход из замкнутого пространства к необъятно широкому кругозору и, в то же время, как переход от смятения к покою» .

Итак, можно сказать, что внутренний опыт, связанный с духовными состояниями, обладает мощным саморегулятивным ресурсом. Перечисленные Джеймсом духовные состояния, обусловленные внутренним опытом, четко свидетельствуют о саморегулятивном эффекте:

Исчезновение тревоги, смятения, страха;

Расширение жизненных границ и перспектив, возможность преодоления преград;

Возникновение чувства внутренней безопасности, покоя, гармонии. Примечательно, что этот вид саморегуляции не предполагает выдвижение целей,

моделирование значимых условий, программирование действий, оценку и коррекцию действий для достижения полезных результатов, но он реален и оказывается эффективным, что свидетельствует о правомерности рассмотрения внутреннего опыта как фактора, способствующего проявлению высшей способности к саморегуляции, связанной с духовным развитием.

Список литературы:

1. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. Т. 1, № 1.

2. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1981.

3. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья, 1992.

4. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. 1995. № 1.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

6. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Институт психологии РАН, 2007.

7. Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000.

8. Осницкий А.К. Структура и функции регуляторного опыта в развитии субъектности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции: сборник научных трудов / ред. В.И. Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО, 2007.

9. Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 3-12.

10. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, Логос,

11. Hurlburt, R.T., & Heavey, C.L. Exploring inner experience. Amsterdam: John Benjamins,

Общее представление о структуре экологической системы было изложено при характеристике уровней организации жизни (глава 2) и глобального круговорота веществ и энергии (глава 3). Напомним, что полноценная экосистема представляет собой био­гео­ценоз – неразрывное единство биоценоза и абиотической окружающей среды. Биоценоз – это слож­ное сообщество из популяций организмов разных видов и разных трофических групп: животных, растений, грибов, микроорганизмов, населяющих определенный ареал. При этом популяцией обозначают совокупность особей одного ви­да, обитающих на данном ареале. Вся сумма фак­торов неживой среды (почва, воздух, вода, освещенность и др.) определяет свойства биотопа – места обитания данного биоценоза.

Находясь под действием разнообразных экологических факто­ров, хорошо сбалансированный по составу биоценоз, тем не менее, саморегулируется и поддерживает внутреннее постоянство – гомеостаз . Состояние гомеостаза проявляется в том, что 1) организмы нормально размножаются ; 2) несмотря на высокую естественную смертность, численность различных популяций в сообществе поддерживается на определенных уровнях , хотя и в колебательном режиме; 3) биоценоз сохраняет устойчивость и самовоспроизводится при колебаниях климатических условий .

Теперь несколько подробнее рассмотрим эти закономерности и вскроем основные механизмы экологической устойчивости.

(1) Саморегуляция в популяциях организмов

Элементарная саморегуляция осуществляется на уровне отдельных попу­ляций конкретных видов животных, растений, грибов, бактерий. Численность популяции зависит от противодействия двух начал: биотического (репродуктивного) потенциала популяции и сопротив­ле­ния среды , между которыми устанавливаются прямая и обратная связи (рис. 5.5). Поясним это конкретным примером. Когда европейцы завезли в Австралию кроликов, последние, не встретив хищников, быстро расселялись по богатым растительностью территориям, их численность быстро возрастала. Этому способствовал высокий биотический потенциал (плодовитость) кроликов. Но вскоре пищи стало не хватать, возник голод, распространились болезни, и численность кроликов пошла на убыль. Сработал фактор сопротивления среды , который и выступил в качес­тве отрицательной обратной связи . Пока популяция кроликов пре­бы­вала в угнетенном состоянии, среда (растительность) восстанови­лась, и процесс пошел на новую волну. Через несколько циклов амп­литуда колебаний численности кроликов сократилась и устано­ви­лась некоторая средняя плотность популяции.

Рис. 5.5. Саморегуляция численности особей в популяции

Кроме действия среды, численность популяции саморегулируется поведением ее членов . Например, у многих грызунов в перенаселенной популяции повышается агрессивность особей, возникает каннибализм (взрослые особи поедают детенышей), что тормозит дальней­ший рост численности. Происходят изменения в гормональной регу­ля­ции размножения, уменьшается рождаемость и увеличивается смерт­ность. В основе этих регуляторных механизмов лежит физиологическая реакция стресса, управляемая выделением адреналина (см. предыдущий раздел). Так механизмы саморегуляции отдельных организмов согласу­ют­ся с механизмами саморегуляции популяций.

(2) Саморегуляция в биоценозе

Сложнее организована саморегуляция в биоценозе , так как он состоит из нескольких взаимодействующих сообществ животных, растений, грибов, микробов, составленных многочисленными популя­ция­ми разных видов. Все эти популяции взаимодействуют на основе многочисленных прямых и обратных связей.

Прежде всего, важны трофические (пищевые) связи , которые выстраиваются в несколько уровней. Как мы выяснили ранее, по характеру пище­вых отношений все организмы делятся на три большие группы, три трофических уровня: продуценты, консументы и редуценты (раздел 3.4, рис. 3.4). Пути передачи вещества и энергии через пищевые отношения организмов обозначаются как цепи питания, или пищевые цепи . Эти цепи име­ют одностороннюю направленность: от автотрофной биомассы про­ду­центов, в основном зеленых растений, к гетеротрофным консументам и далее к редуцентам.

Цепи питания имеют разную сложность. Число звеньев в каждом из трех уровней может быть различным, а во многих случаях цепь образована лишь двумя уровнями – продуцентами и редуцентами. Двухуровневая цепь составляет основу оборота живой материи в лесу: древесина и листовой опад (вещество продуцентов) потребляются и перерабатываются в основном редуцентами – грибами, бактериями, некоторыми червями и насекомыми. Длинная цепь: растения – травоядные насекомые (саранча, личинки бабочек – гусеницы и др.) – хищные насекомые (многие жужелицы, стрекозы, клопы, личинки ос и др.) – насекомоядные птицы (ласточки, мухоловки и др.) – хищные птицы (орел, коршун и др.) – насекомые сапрофаги и некрофаги, черви, бактерии. Сложные пищевые цепи складываются в морских экосистемах (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Пищевые цепи в морской экосистеме

В любой пищевой цепи возможны ответвления и запасные пути. Ес­ли какое-то звено выпадает, поток вещества идет по другим каналам. Например, выпадение личинок стрекоз компенсируется водными кло­пами – те и другие водные хищники. Если исчезает основной вид пи­ще­вой растительности, травоядные животные переходят на второсте­­пенные корма. Особенно большую путаницу в пищевые цепи вносят всеядные животные и, конечно, человек, так как они “встра­и­ваются” в цепи в самых разных звеньях. Так что на самом деле су­ществуют не цепи, а пищевые сети – каждый трофический уровень образован многими видами. Такое положение стабилизирует потоки вещес­тва и энергии через живые сообщества, увеличивает устойчивость биоце­нозов . Тем не менее общее направление трофического потока неизменное: продуценты – консументы нескольких порядков – редуцен­ты.

Теперь сформулируем главную мысль настоящего раздела: пищевая пира­мида экосистемы осуществляет саморегуляцию , т.е. сохраняет внутренний, экосистемный гомеостаз . Оптимальные численность и пропорция разных обитателей биоценоза устанавливаются сами по себе, в результате процессов саморегуляции. Во всех популя­циях, на всех трофических уровнях всегда происходит колебание числен­нос­ти особей , причем колебания на низшем уровне неизменно ведут к колебаниям на следующем уровне, но в целом на значитель­ном протяжении времени система поддерживает равновесное состояние.


Рис. 5.7. Саморегуляция биоценоза на основе пищевых связей

На рис. 5.7 приведен пример саморегулирующегося биоценоза. В зависимости от колебаний погодно-климатических условий (солнечная актив­ность, количество осадков и др.) год от года варьирует урожай кормовых растений – продуцентов. Вслед за ростом зеленой биомассы увеличивается численность травоядных животных – консументов пер­во­го порядка (прямая положительная связь), но уже на следующий год это отрицательно скажется на урожае растений, так как большинство из них не успеет дать семена, поскольку будет съедено (обратная отри­ца­тельная связь). В свою очередь, увеличение числа травоядных создаст условия для хорошего питания и размножения хищников – кон­су­ментов второго порядка, их численность начнет возрастать (пря­мая поло­жительная связь). Но следом пойдет на убыль численность тра­во­ядных (обратная отрицательная связь). К этому времени в почве за счет активности различных редуцентов начнут разлагаться до мине­раль­ных веществ останки корней и травяной опад от первой волны уро­жая, а также трупы и экскременты животных, что создаст благоприятные усло­вия для роста растений. Начнется вторая волна урожая, и цикл по­вторится. Год от года численность популяций организмов на раз­ных тро­фических уровнях будет варьировать, но в среднем на про­тяжении мно­гих лет биоценоз будет сохранять устойчивое состояние. Это и есть экологический гомеостаз.

(3) Устойчивое развитие экологических систем

Как отмечено вначале, биоценоз должен не просто саморегу­ли­ро­ват­ься (судя по приведенной схеме, это не так уж и сложно), но он дол­жен иметь устойчивость к изменениям внешних (абиотических, погодно-климатических) факторов , так сказать, запас прочности на слу­чай временных неблагоприятных условий среды или даже долгосрочного направленного изменения климата. Поддержанию высокой устой­чи­вос­ти биоценоза будет способствовать ряд условий: 1) высокий, но сбалансированный репродуктивный потенциал отдельных популяций – на случай массовой гибели особей; 2) адаптации (приспособления) отдельных видов к переживанию неблагоприятных условий; 3) максимальное разнообразие сообществ и разветвленные пищевые сети: исчезнувший объект должен заменяться другим, в норме – второстепенным.

Фактически процессы накопления в биоценозе индивидуальных и видовых адаптаций, перестройки в пищевых сетях, т.е. замены одних видов на другие, способствующие длительному выживанию сообщества, составляют в совокупности экологический гомеокинез – адаптивную перестройку к новым гомеостатическим состояниям. Как помним, гомеокинез – это уже не устойчивость, а развитие . Тогда весь процесс достаточно длительного существования биогеоценоза, сочетающий гомеостатические и гомеокинетические фазы, следует назвать устойчивым развитием . Устойчивое развитие экосистемы характеризуется ее самовоспроизведением , саморегуляцией видового состава и численности особей, динамической устойчивостью к изменению климатических факторов .

Но процесс устойчивого развития экосистемы может быть нарушен . Наиболее типичны два сценария. В естественных условиях биоценоз практически разрушается при сильных, катастрофических изменениях внешней среды (пожары, наводнения, продолжительные засухи, оледенения и другие природные катаклизмы). Кроме того, биоценоз существенно меняет свой облик при резких изменениях состава сообществ (обычно человеком), например в результате массового отстрела хищников, заселения новых видов, как было с кроликами или овцами в Австралии, вы­рубки лесов, распашки степей под монокультуру, осушения болот и т.д. Такие катастрофические события приводят к гибели значительной части населения биоценоза, полному исчезновению отдельных видов, разрушению пищевых связей и, естественно, прерывают состояние устойчивого развития. Биоценоз в его прежнем составе перестает существовать.

В дальнейшем происходит поэтапная смена состава экосистемы, ее переход в новое качество , что означает формирование нового биоценоза , новый цикл в направлении устойчивого развития. Такой «экологический ренессанс» называется сукцессией (лат. successio – преемственность), так как заселение новых видов идет преемственно, от низших форм (бактерий, низших грибов, водорослей) к все более сложным (мхи и лишайники, далее травы, черви и насекомые, кустарники и т.д.). На старом месте формируются новые сообщества организмов, с новыми пищевыми связями. Процесс смены экосистемы и ее развития к новому состоянию устойчивости происходит не только поэтапно, но и очень медленно – в зависимости от степени разрушения, от десятилетий до нескольких тысяч лет.

Таким образом, несмотря на саморегуляцию в экологических системах, природа закономерно и необратимо изменяется . Это естественный биогеохимический процесс, идущий независимо от воли и деятельности человека. Когда он протекает без резких отклонений, говорят об устойчивом развитии экосистем. В этом определении отражено единство противоположностей: устойчивость, гомеостаз, с одной стороны, и развитие, необратимое изменение – с другой. Нарушение устойчивого развития означает наступление экологического кризиса или катастрофы . В последние 30 тыс. лет экологические кризисы неоднократно происходили по вине человека. Причины и пути преодоления антропогенных кризисов мы рассмотрим в главе 8.

Подведем общий итог проблемы саморегуляции и устойчивого развития.

Саморегуляция и поддержание гомеостаза обязательное свойство живых систем любого уровня сложности . Регулируется и поддерживается относительное постоянство физико-химических параметров клетки. Сохраняется в пределах физиологической нормы состояние тканей и органов многоклеточного организма. Воспроизводятся состав и численность живых сообществ в биоценозах. В основе поддержания гомеостаза лежит универсальный принцип отрицательной обратной связи .

При избыточных (критических, но не катастрофических) воздействиях внешних факторов на систему механизмы ее саморегуляции дополняются адаптивными перестройками, происходит гомеокинез – переход к достижению нового уровня гомеостаза . Даже в нормальных условиях живые системы изменяются направленно и необратимо в ходе индивидуального и исторического развития, реализуя генетические и эпигенетические “установки”, используя механизмы самоорганизации. По своей сущности развитие – процесс, противоположный саморегуляции, так как он происходит на основе положительных обратных связей . Устойчивость, неизменность биосистем, с одной стороны, и их постепенное изменение, развитие – с другой, представляют диалектическое единство противоположностей, что выражается понятием устойчивое развитие . При естественном и сбалансированном течении этих процессов клетки нормально функционируют на протяжении всей жизни организма, человек в здравии и уме доживает до 100 лет, биосфера Земли сохраняет перспективу жизнеспособности на миллионы лет.

Вместе с тем клет­ки не только делятся, развиваются и работают, но в итоге они и умирают. Организмы тоже стареют и умирают. Биоценозы разрушаются и подвергаются сукцес­сиям, а в итоге погибнут вследствие остывания Земли и Солнца. Эти изменения обычно происходят в череде кризисов и катастроф . Они неизбежны, как неизбежна эволюция Вселенной.

Понятно, что продлить жизнь человека или биоценоза, как и всей Биосферы, можно в форме устойчивого развития , за счет максимально возможного продления гомеостатических состояний и надежности гомеокинетических механизмов. Для этого необходимы не только совершенные механизмы саморегуляции систем, но и относительно стабильные условия внешней среды. В определенной мере эти условия подконтрольны человеку, а значит, и его будущее находится в его собственных руках.

В самом широком смысле, саморегуляция (от лат. regulars – приводить в порядок, налаживать) – это целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Понятие «саморегуляция» широко применяется в различных сферах науки для описания живых и неживых систем, основанных на принципе обратной связи.

Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Психическая саморегуляция осуществляется в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.

Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. Именно целенаправленная произвольная активность, реализующая все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений и др., является основным модусом субъективного бытия человека. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сформированностью, динамическими и содержательными характеристиками тех процессов саморегуляции, которые осуществляются субъектом активности. Процесс становления психической регуляции является длительным. Овладение человеком своим поведением – это поворот в процессе эволюции человека.

Личностная регуляция жизнедеятельности возникает в процессе антропогенеза, когда сама жизнедеятельность становится предметом отношения со стороны ее носителей. Возникает новая система отношений субъекта – отношений к собственным непосредственным отношениям с миром. В сознании человека отражается не только объективная действительность, но и сами отношения, связывающие его с ней. Эти отношения могут быть различной степени осознанности, а их репрезентация в сознании образует особый план субъективной реальности. Личность представляет определенную регуляторную систему, которая обеспечивает выделение субъектом себя из окружающего мира, структурирование и презентацию своих отношений с миром и подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам. В этом заключается суть саморегуляции человека.

При всем разнообразии проявлений саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования, имеет следующую структуру:

· цель произвольной активности субъекта;

· модель значимых условий деятельности;

· программа собственно исполнительских действий;

· система критериев успешности деятельности;

· информация о реально достигнутых результатах;

· оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;

· решение о необходимости и характере коррекции деятельности.

Важно учитывать, что общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания. Принятая субъектом цель не определяет однозначно условий, необходимых при построении программы исполнительских действий. При сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения одного и того же результата. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления саморегуляция может реализоваться разными психическими средствами (чувственные конкретные образы, представления, понятия и др.).

В науке проблема саморегуляции изначально разрабатывалась в рамках теории воли . Способность к регуляции психических процессов и состояний отмечалась ещё в работах Аристотеля. Направленность воли не только на внешнее действие, но и на внимание подчеркивалась в работах А. Бэна, Т. Рибо, В.Джемса. Однако в этих работах регуляция осуществляемого действия и различных психических процессов не ставится как особая проблема. Идея регуляции поведения как особого самостоятельного процесса была ясно сформулирована в работах Ч. Шеррингтона, развившего положение К. Бернара о саморегуляции. Ч. Шеррингтон считал, что саморегуляция, связанная с сознанием человека, не нуждается в наличии особого психического образования, именуемого волей, и осуществляется через работу определенных нервных центров, связанных с сознательным отражением.

В целом регуляционный подход к проблеме воли оказался тесно связанным с мотивационным подходом в конкретном представлении о воле как преодолении препятствии и способствовал рассмотрению нежелательных состояний как внутренних преград деятельности, связанной с эмоциональным напряжением.

Немецкий психолог Ю.Куль один из первых сделал предположение о том, что особую роль при регуляции приобретают процессы и механизмы, которые поддерживают ту или иную мотивационную тенденцию человека, формируют его намерение действовать, доводят до достижения цели. Среди таких механизмов Ю. Куль выделяет следующие: мотивационный, перцептивный, эмоциональный, поведенческий контроль, контроль внимания, активизации усилий, кодирования и оперативной памяти. Автор отмечает, что эти механизмы реализуются чаще всего на неосознаваемом уровне, однако могут принимать и форму осознанных стратегий.

Согласно Ю. Кулю, намерение состоит из ряда элементов, объединенных в единую сеть. Ключевыми элементами этой сети являются когнитивные репрезентации настоящего, будущего, а также текущего состояния. Если все элементы активированы в одинаковой степени, намерение является полноценным и действие реализуется наиболее эффективно. Если какой-либо из этих элементов отсутствует или недостаточно представлен, то человек уделяет этому элементу повышенное внимание (осознанно, или неосознанно) и дополнительно перерабатывает информацию, связанную с недостающим элементом. Это является наиболее вероятной причиной возникновения неполноценного намерения, которое персеверирует (т.е. возобновляет само себя, «зацикливается»), но не воплощается в действие.

Ю. Куль предполагает, что существуют люди, подверженные формированию полноценных намерений – субъекты, ориентированные на действие, и неполноценных намерений – субъекты, ориентированные на состояние. Для последних характерен такой тип регуляции, как «самоконтроль», который феноменологически проявляется в произвольном внимании, направленном на целевой объект и в усилиях человека повысить уровень собственной активности. В данном случае директивный суперконтроль приводит парадоксальным образом к потере контроля. Для субъектов, ориентированных на действие характерен другой тип регуляции – «саморегуляция», который проявляется в непроизвольном внимании к целевому объекту и отсутствии усилий со стороны человека. «Саморегуляция» в ресурсном отношении является более экономным типом регуляции, чем «самоконтроль».

В отечественной психологии основные принципы регулирования в живых системах были сформулированы в работах П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна. В общей форме вопросы саморегуляции затрагивались С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым. В настоящее время исследования по проблеме саморегуляции ведутся по трем основным направлениям:

· саморегуляция деятельности;

· саморегуляция поведения;

· caморегуляция психических процессов и состояний.

При этом одно из центральных мест занимает проблема саморегуляции психической активности субъекта деятельности, разработка которой ведется в рамках субъектного подхода к исследованию психики (К.А. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий и др.). По мнению представителей данного подхода, саморегуляция – это своего рода вертикаль, субъектное свойство, координатор разномодальных личностных качеств, который обеспечивает преодоление противоречий функционирования личности в деятельности. Регуляция является функциональным средством субъекта, позволяющим ему мобилизовать свои личностные и когнитивные возможности, выступающие как психические ресурсы, для реализации собственной активности, для достижения субъективно принятых целей.

Ядром концепции О.А. Конопкина является представление о целостной системе осознанной саморегуляции активности , позволяющей реализоваться субъектной целостности, а также понимание того, что при содержательном анализе субъектных характеристик внимание уделяется той или иной целенаправленной активности, которая имеет определенный личностный смысл и относительно которого человек выступает как ее инициатор и творец.

Осознанная саморегуляция , по О.А. Конопкину, это системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых им целей. Говоря об индивидуальных особенностях саморегуляции, автор выделяет личностные структуры, которые оказывают существенное влияние на то, какие цели ставит перед собой человек, а также модулирует специфическим образом индивидуальный профиль саморегуляции, то есть особенности достижения этих целей. Здесь рассматриваются такие качества субъекта, как самостоятельность, внутренняя детерминанта, регуляция деятельности, способность быть творцом своей жизни, а также общая способность саморегуляции . Данная способность проявляется как во внешней деятельности (успешное овладение новыми видами и формами деятельности и др.), так и во внутреннем плане (осознанность, понимание оснований осуществляемой деятельности). Недостаточное развитие этой способности в определённой мере может компенсироваться формированием необходимых отдельных регуляторных процессов пассивно-репродуктивным способом.

В структуре общей способности саморегуляции выделяется:

· наличие полной функциональной структуры процесса саморегуляции;

· внутренний план взаимодействия с отражаемой действительностью;

· эмоциональное отношение к отражаемому;

· речевое развитие человека и т. д.

Развитие общей способности саморегуляции предполагает осознание человеком своих сильных и слабых сторон и максимальную компенсацию недостаточности одних средств саморегуляции другими – индивидуальный своеобразный рефлексивный подход к самому себе.

Системная организация процесса саморегуляции (системное участие в ней всех психических средств субъекта) представляет больше возможности для проявления сугубо индивидуальных особенностей саморегуляции на основе тех психических средств, которыми располагает человек.

В рамках структурно-функционального подхода к изучению процессов саморегуляции выделены индивидуально-типологические различия в реализации регуляторных функций. В исследованиях Г.С. Прыгина выделены типы саморегуляции деятельности: автономный, смешанный и зависимый. В основе этого выделения – особенности функционирования системы осознанной саморегуляции деятельности и определенный уровень развития личностных качеств, объединенных в понятие «эффективная самостоятельность ».

Автономные субъекты на всех этапах выполнения деятельности обнаруживают такие качества, как: целеустремленность, собранность, развитый самоконтроль, способность адекватно цели оценивать внешние условия выполнения деятельности, проводить активный поиск информации, необходимой для успешного осуществления деятельности, уверенность в своих личных качествах, знаниях и навыках, а также умение в случае необходимости мобилизовать их на достижение поставленной цели – т.е. комплекс эффективной самостоятельности в выполнении деятельности.

У субъектов с зависимым типом саморегуляции комплекс «эффективной самостоятельности» развит слабо. Человек не может сам определить правильность выбранного им способа действий или оценить значимость того или иного фактора, влияющего на успешность деятельности, не умеет сам критически проанализировать полученные результаты и т.д. В результате ему приходится часто обращаться за помощью к более компетентным лицам.

Субъекты со смешанным типом саморегуляции сочетают в себе в некоторой степени качества, присущие указанным типам: целеустремленность, собранность, развитый самоконтроль сочетаются с недостаточной способностью к моделированию условий выполнения деятельности, что может приводить к рассогласованию цели и результата деятельности. В условиях повышенной сложности выполняемой деятельности успешность ее саморегуляции приближается к показателям «зависимых», в ситуации невысокой степени сложности деятельности к показателям «автономных».

Интересен взгляд В.И. Моросановой на процесс саморегуляции. По ее мнению, реализация любого вида деятельности обеспечивается определенным контуром регуляции, характеризующимся специфическими для данного субъекта индивидуальными регуляторными особенностями. В этом смысле они являются регуляторными компонентами конкретной деятельности. Но здесь следует иметь в виду, что любой традиционно выделенный в психологии вид деятельности является «единым», целостным по своей структуре весьма условно. В реальности он представляет собой многообразный набор деятельностных ситуаций, в которых человеку приходится выдвигать и добиваться самых разных целей, осуществлять регуляцию весьма разнообразными формами активности. Например, учебная деятельность, основной «системообразующей» целью которой является усвоение знаний, включает саморегуляцию своей деятельности на уроках и дома, общение со сверстниками и учителями и так далее. Поэтому, применительно к любому виду деятельности трудно говорить о возможности существования у человека единого стиля индивидуальной деятельности.

В.И. Моросанова рассматривает саморегуляцию как основную характеристику субъекта и анализирует стилевые особенности саморегуляции деятельности, акцентируя внимание на личностных аспектах саморегуляции. Автор вводит понятие – индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека. Индивидуально-типические особенности саморегуляции определяются личностными особенностями субъекта, моделируются под влиянием требований конкретной деятельности, и на основании этого формируется такая структура регуляции, которая способствует достижению приемлемой для субъекта успешности.

В.И. Моросанова выделяет два типа саморегуляции:

· гармоничный тип, при котором все основные процессы и звенья регуляции развиты примерно на одном уровне;

· акцентуированный тип, при котором наблюдается различная степень развитости отдельных регуляторных звеньев.

Основаниями для данной классификации являются формальные (структурные характеристики стилей) и содержательные (эффективность саморегуляции и регуляторно-личностные свойства) подклассификаторы.

А.К. Осницкий рассматривает проблему самостоятельности как субъективной активности и выделяет два вида саморегуляции: деятельностную и личностную. Первый вид фиксирует преобладание в регуляции задач предметных преобразований, а второй – задач преобразования отношений к предметам и людям.

Деятельностная саморегуляция проявляется в организации усилий для повышения эффективности действий, успешного достижения цели, оптимизации отдельных компонентов регуляции в системе повышения ее эффективности в целом.

Личностная саморегуляция проявляется в определении своего индивидуального места в культурно-исторической традиции и тех коррекциях, которые предпринимаются при определении собственных позиций. Как в деятельностной саморегуляции, так и в личностной, многое зависит от сформированности активности, смелости и осознанности, закрепленных в регуляции усилий, в действиях.

В качестве источника саморегуляции личности рассматривается противоречие между опережающим и текущим отражением (тем, что запланировано и тем, что не реализовано). По мнению К.В. Милюхина, решающая роль опережающего отражения в саморегуляции личности может быть объяснена как один из факторов порождения рассогласования между идеальной моделью потребного будущего, которую создает мозг человека, и реальностью. Рассогласование выступает как внутренний импульс, как побудительная сила. Поведенческая и иная активность срабатывает в ходе разрешения (снятия) противоречия.

В качестве механизмов саморегуляции рассматриваются:

· рефлексия;

· смысловое связывание;

· моделирование потребного будущего и создание противоречия между желаемым и действительностью.

Рефлексия (как обращенность субъекта на себя и на свою деятельность) является универсальным механизмом процесса саморегуляции. Она останавливает (фиксирует) процесс деятельности, объективирует его, что и делает возможным осознанное воздействие на этот процесс. В процессе саморегуляции рефлексия выполняет две важные функции: конструктивную и контрольную. По мнению А.И. Подольского, рефлексия регулирует поиск решения задачи, стимулирует выдвижение и синтез гипотез, обеспечивает правильность их оценки.

Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур выделяют кроме рефлексии еще один механизм саморегуляции – смысловое связывание . Они указывают, что возможность сознательной регуляции задается иерархической структурой смысловых образований личности, представляющих собой единство аффективных и когнитивных компонентов. Процесс саморегуляции предполагает перестройку смысловых образований, условием которой является их осознанность. Именно осознанные смысловые образования лежат в основе саморегуляции поведения, с их помощью осуществляется произвольное изменение смысловой направленности, контроль за непосредственными побуждениями, оценка и коррекция действий и поступков. Процесс саморегуляции, предполагающий формирование новой смысловой системы, обеспечивается целым рядом механизмов, задающих общие принципы соотнесения между мотивами и смыслами, мотивами и целями внутри структуры мотивационной сферы.

Смысловое связывание является одновременно механизмом саморегуляции как составляющей переживания и механизмом саморегуляции как волевого поведения. Однако, в случае волевого поведения смысловое связывание заключается скорее в усилении уже существующих смыслов, путей их связывания с другими мотивами и ценностями, в то время, как в процессе переживания происходит формирование новой смысловой системы. Установление внутренней связи с ценностной сферой личности и превращение тем самым нейтрального содержания в эмоционально заряженный смысл представляет особую внутреннюю работу, которую можно обозначить как действие смыслового связывания. В динамическом аспекте результатом этой работы является возникновение новых побуждений, которые получают «энергетический заряд» посредством связывания нового содержания с мотивационно-смысловой сферой личности.

Таким образом, смысловая сфера личности как особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивает смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах.

Важная функция смысловых образований заключается в следующем: любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. Последняя не может быть произведена «изнутри» самой текущей деятельности, исходя из наличных актуальных мотивов и потребностей. Нравственные оценки и регуляция необходимо подразумевают иную, внеситуативную опору, особый, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный непосредственным ходом событий. Этой опорой и становятся для человека смысловые образования, особенно, в форме их осознания – личностных ценностей, поскольку они задают не сами по себе конкретные мотивы и цели, а плоскость отношений между ними, самые общие принципы их соотношения. Смысловой уровень регуляции не предписывает готовых рецептов поступкам, но дает общие принципы, которые в разных ситуациях могут быть реализованы разными внешними действиями.

Саморегуляция малоэффективна в случае отсутствия личностного смысла и соответствующей мотивации субъекта. То есть, процесс регуляции состояний при осознанном регулировании несет для субъекта отпечаток личностной значимости. Это позволяет утверждать, что смысловая регуляция жизнедеятельности является основанием процесса саморегуляции личности.

Высший уровень ценностно-смысловой регуляции представлен системой личностных ценностей, являющихся внеситуативными, устойчивыми структурами. Они определяют функционирование регуляторных образований и рассматриваются в качестве осознанных смысловых образований. Этот уровень получил название – содержательный уровень ценностно-смысловой регуляции.

Следующий уровень регуляции – динамический, определяется непосредственно регуляторными компонентными (планированием, моделированием, программированием и т.д.), рефлексией, активностью личности, эмоциональными переживаниями.

Таким образом, саморегуляция представляет собой процесс сознательного произвольного управления человека своим поведением, деятельностью, благодаря которому происходит разрешение конфликтов, овладение своим поведением и т.д. Процесс саморегуляции опосредован работой механизмов сознания и, прежде всего, рефлексии и трансформации смысловых образований личности. Эффективная саморегуляция предполагает адекватное осознание и трансформацию смысловых структур личности, определяющие поведение и деятельность.

Что такое саморегуляция? Это уникальная способность любого человека к осознанной настройке себя и своего внутреннего мира на дальнейшую деятельность, задачей которой является приспосабливаемость.

Способность к саморегуляции присуща каждой биологической системе, и заключается в навыках поднятия и удержания на должном уровне свои биологические или даже физиологические параметры. При процессах саморегуляции, факторы, которые ранее являлись управляющими, больше не влияют на биологическую систему из вне, а формируются внутри нее самой.

В психологии под саморегуляцией понимают своевременную, то есть заранее осознанную, работу над своей психикой, для последующих изменений ее различных характеристик, с целью достижения определенных результатов. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что саморегуляцией необходимо заниматься еще с детского возраста.

Саморегуляция психики

В буквальном понимании саморегуляция подразумевает процесс приведения в порядок чего-либо. Когда рассматривается саморегуляция психики, подразумевает преждевременно осознанную деятельность, направленную на изменения конкретных личностных характеристик, для достижения той или иной цели.

Процесс саморегуляции основывается на определенных закономерностях различных психических процессов, а также их следствия.

Как правило, к ним относятся:

  • Влияние мотивации как активирующего фактора, который порождает определенную целенаправленную деятельность субъекта, задачей которой является изменение определенных личностных характеристик.
  • Самопроизвольный или контролируемый эффект, возникающий в результате управления теми или иными образами психики, которые появляются в сознании личности.
  • Полная функциональная цельность и взаимосвязь всех элементов когниции, которые задействованы в работе субъекта над оценкой и изменением своих психических характеристик.
  • Взаимообуславливающий фактор всех сфер бессознательного и областей сознания, с помощью которых индивидуум оказывает регулирующее влияние на самого себя.
  • Обязательная связь функций между мыслительными и эмоциональными процессами в сознании, а также опыта телесного характера.

Как правило, начало процесса саморегуляции всегда связано с определенной мотивацией, которая вызывает определение у себя конкретного противоречия. Собственно, набор таких противоречий между «Я» настоящим и «Я» идеальным и представляет собой основную «движущую» силу, приводящую действие способностей к саморегуляции.

Любой адекватный индивидуум, стремящийся к тому чтобы быть хозяином своей собственной жизни, должен иметь развитый механизм саморегуляции. Таким же образом к саморегуляции можно отнести любые целенаправленные действия субъекта, целью которых является, например, укрепление и безопасность здоровья. К подобного рода действиям можно также отнести и ежедневные спортивные тренировки, гимнастику.

Помимо этого, саморегуляция заключает в себя и психоэмоциональную сферу. То есть, представляет собой своеобразный набор методов и действий, вплоть до теоретических, посредством которых достигается специфическое «кодирование» и дальнейший контроль над своей психикой.

Такое состояние часто развивается с помощью обращения индивидуума к себе словами – аффирмациями, мыслительными образами, регулировкой своего дыхания или даже мышечного тонуса. Такие тренировки также часто называют аутотреннингом. Один из положительных моментов аутотреннинга заключается в том, что он в обязательном порядке помогает добиться таких полезных эффектов как успокоение, устранение различного уровня эмоционального напряжения, наблюдается также снижение эмоциональной и психической усталости, повышается общий уровень психофизической реактивности.

Способы

Своевременная саморегуляция является лучшим способом избежать многих накапливающихся отрицательных влияний внешних факторов, которые приводят к формированию психоэмоциональной усталости и напряжения. Существует достаточно много способов так называемой естественной саморегуляции. К ним причисляется возможность сна, принятия пищи, принятие горячей ванны или душа, танцы, многое другое. Проблема в том, что подобные, казалось бы, элементарные действия, в силу обстоятельств могут оказаться совершенно невозможными.

В таком случае могу применяться в различной степени эффективные приемы естественной саморегуляции, к которым относится улыбка или смех, позитивный настрой мышления, погружение в мечтания или их обсуждения, созерцание красивого вида или любого другого пейзажа, даже рассматривание рисунков, фотографий, животных или цветов.

Конечно, одним из самых сильных способов является сон. Он способен не только уменьшить степень усталости, зарядить необходимой бодростью, но также и снижает уровень различных эмоциональных отрицательных влияний. Именно этим поясняется повышенная сонливость большинства субъектов, которые пережили недавно или даже переживают какую-либо травмирующих их ситуацию.

Также отдельно стоит отметить такой способ как самовнушение. Он заключается в определенном наборе утверждений и убеждений, которые субъект направляет на самого себя. Широко распространено мнение, что такой метод не является достаточно эффективным, а то и вовсе – бесполезным. Тем не менее, это далеко не так!

Убеждение себя в тех или иных установках, особенно во время какой-либо опасной и экстремальной ситуации, позволяет контролировать и управлять большинством процессов своей психики, функциями когниций или эмоциональной сферой, и даже контролировать некоторые соматические функции организма. Все применяемые формулировки установок и убеждений нужно произносить максимально точно и понятно, в полголоса, твердым и настойчивым тоном. При этом необходимо сосредоточить максимум внимания именно на формулировках. Самовнушение лежит в базисе таких распространенных тренингов как медитация, йога, релакс.

Методика саморегуляции, которая базируется на аутотренинге и его принципах, является достаточно сильным инструментом любой личности, которая стремится обрести максимальный контроль над собой. С ее помощью можно снять чувство усталости, эмоционального дисбаланса, повысить свою концентрацию и работоспособность, не дожидаясь чьей-либо помощи со стороны и не тратя часы на «необходимый отдых».

«Держи себя в руках», – говорим мы сами себе или кому-то, что чаще трактуется как «терпи». Так ли это на деле? Можно ли держать себя в руках без вреда для здоровья? Можно ли отстраниться от проблем, изменить свое отношение к ним, научиться управлять своими ? Да. Саморегуляция – способность управлять своими эмоциями и психикой в стрессовой ситуации.

Саморегуляция подразумевает оценку ситуации и корректировку активности самой личностью, а соответственно и корректировку результатов . Саморегуляция бывает произвольной и непроизвольной.

  • Произвольная подразумевает сознательное регулирование поведения с целью достижения желаемой цели. Осознанная саморегуляция позволяет человеку развивать индивидуальность и субъектность своей деятельности, то есть жизни.
  • Непроизвольная направлена на выживание. Это подсознательные механизмы защиты.

В норме саморегуляция развивается и формируется вместе с личностным взрослением человека. Но если личность не развивается, человек не учится ответственности, не развивается , то и саморегуляция, как правило, страдает. Развитие саморегуляции = .

В зрелости благодаря саморегуляции эмоции подчинены интеллекту, но в старости баланс снова смещается в сторону эмоций. Это вызвано естественным старческим ухудшением интеллекта. В психологическом плане старики и дети во многом похожи.

На саморегуляцию, то есть выбор оптимальной реализации личностной активности влияют:

  • особенности личности;
  • внешние условия среды;
  • цели деятельности;
  • специфика взаимоотношений человека и окружающей его действительности.

Человеческая деятельность невозможна без цели, но это в свою очередь невозможно без саморегуляции.

Таким образом, саморегуляция – это умение справляться с чувствами социально приемлемыми способами, принятие норм поведения, уважение свободы другого человека, сохранение безопасности. В нашей теме особый интерес представляет сознательная регуляция психики и эмоций.

Теории саморегуляции

Системно-деятельностная теория

Автор Л. Г. Дикая. В рамках данной концепции саморегуляция рассматривается одновременно как деятельность и как система. Саморегуляция функциональных состояний – деятельность, которая связана с адаптацией и профессиональной сферой человека.

Как система саморегуляция рассматривается в контексте перехода человека от бессознательных к осознанным, а позже доведенным до автоматизма формам. Дикая выделила 4 уровня саморегуляции.

Непроизвольный уровень

Регуляция основана на неспецифической активности, процессах возбуждения и торможения в психике. Человек не контролирует эти реакции. Их продолжительность не велика.

Произвольный уровень

Подключаются эмоции, необходимость саморегуляции возникает в тяжелых ситуациях усталости, стресса. Это полуосознаваемые способы:

  • задержка дыхания;
  • повышение двигательной и речевой активности;
  • напряжение мышц;
  • неконтролируемые эмоции и жесты.

Человек пытается пробудить себя, как правило, автоматически, многие изменения он даже не замечает.

Сознательная регуляция

Человек осознает не только сам дискомфорт, усталость, напряжение, но и может обозначить уровень нежелательного состояния. Тогда человек и решает, что с помощью каких-то методов влияния на эмоциональную и когнитивную сферу ему нужно изменить свое состояние. Речь идет:

  • о воле,
  • самоконтроле,
  • аутотренинге,
  • психофизических упражнениях.

То есть всем том, что представляет для нас с вами интерес в рамках данной статьи.

Осознаваемый и целенаправленный уровень

Человек понимает, что дальше так продолжаться не может и нужно выбирать между деятельностью и саморегуляцией, то есть устранением дискомфорта. Происходит расстановка приоритетов, оценка мотивов и потребностей. В итоге личность принимает решение временно приостановить деятельность и наладить свое состояние, а если это невозможно, продолжить деятельность в дискомфорте, или совместить саморегуляцию и деятельность. В работу включается:

  • самовнушение,
  • самоприказ,
  • самоубеждение,
  • самоанализ,
  • самопрограммирование.

Происходят не только когнитивные, но и личностные изменения.

Системно-функциональная теория

Автор А. О. Прохоров. Саморегуляция рассматривается как переход от одного психического состояния к другому, который связан с рефлексией имеющегося состояние и представлениями о новом, желаемом состоянии. В результате осознанного образа активизируются соответствующие мотивы, личностные смыслы и самоконтроль.

  • Человек использует сознательные методы саморегуляции для достижения представляемого образа состояний. Как правило, используется несколько приемов и средств. Для достижения главной цели (состояния) человек проходит несколько промежуточных переходных состояний.
  • Постепенно складывается функциональная структура саморегуляции личности, то есть привычные осознанные способы реагирования на проблемные ситуации для поддержания максимального уровня жизнедеятельности.

Саморегуляция – переход от одного состояния к другому за счет внутреннего переключения работы и связи психических свойств.

На успешность саморегуляции влияет степень осознанности состояния, сформированность и адекватность желаемого образа, реалистичность ощущений и восприятий в отношении деятельности. Описать и понять актуальное состояние позволяют:

  • телесные ощущения;
  • дыхание;
  • восприятие пространства и времени;
  • воспоминания;
  • воображение;
  • чувства;
  • мысли.

Функция саморегуляции

Саморегуляция изменяет психическую активность, за счет чего личность достигает гармонии и равновесия состояний.

Это позволяет нам:

  • сдерживать себя в ;
  • рационально мыслить при стрессе или кризисе;
  • восстанавливать силы;
  • противостоять невзгодам жизни.

Компоненты и уровни саморегуляции

Саморегуляция включает 2 элемента:

  • Самообладание. Иногда это необходимость отказаться от чего-то приятного или желанного ради других целей. Зачатки самообладания появляются уже в 2 года.
  • Второй элемент – согласие. Мы соглашаемся с тем, что можно делать, а чего нельзя. После 7 лет в норме человек уже имеет сформированное согласие.

Для развития осознанной саморегуляции важно наличие таких личностных черт:

  • ответственность,
  • настойчивость,
  • гибкость,
  • надежность,
  • самостоятельность.

Саморегуляция тесно связана с волей личности. Для управления своим поведением и психикой человеку нужно выстраивать новые мотивы и побуждения.

Поэтому в саморегуляции можно выделить 2 уровня: операционно-технический и мотивационный.

  • Первый подразумевает сознательную организацию действия с помощью имеющихся средств.
  • Второй уровень отвечает за организацию направленности всей деятельности с помощью сознательного управления эмоциями и потребностями личности.

Механизм саморегуляции – жизненный выбор. Включается он тогда, когда изменять нужно не обстоятельства, а самого себя.

Самосознание (осведомленность личности о своих особенностях) – основа саморегуляции. Ценности, Я-концепция, самооценка и уровень притязаний – исходные условия работы механизма саморегуляции.

Немалую роль в развитии саморегуляции играют психические особенности и свойства темперамента и характера. Но без мотива и личностного смысла это не работает. Осознанная регуляция всегда личностно значима.

Особенности саморегуляции по полу

Женщины больше мужчин подвержены страхам, раздражению, волнению, утомлению. Мужчинам же свойственнее переживать одиночество, апатию и депрессию.

Отличаются и способы саморегуляции, используемые мужчинами и женщинами. Мужской арсенал методов гораздо шире женского. Разница в саморегуляции полов обусловлена несколькими факторами:

  • исторически сложившаяся дифференциация социальных ролей;
  • различия в воспитании девочек и мальчиков;
  • специфика труда;
  • культурные гендерные стереотипы.

Но самое большое влияние оказывает разница в психофизиологии мужчин и женщин.

Женские способы саморегуляции в большей мере носят социальный характер, а мужские – биологический. Направленность мужской саморегуляции имеет внутренний характер (направлена вовнутрь), женской – внешний (направлена извне).

Кроме пола особенности саморегуляции связаны с возрастом, психическим и личностным развитием человека.

Становление саморегуляции

Попытки осознанного использования методов саморегуляции начинаются с трехлетнего возраста – момента, когда ребенок впервые понимает свое «Я».

  • Но все-таки в 3-4 года преобладают непроизвольные речевые и двигательные способы саморегуляции. На 7 непроизвольных приходится одна произвольная.
  • В 4-5 лет дети через игру учатся эмоциональному контролю. На 4 непроизвольных метода саморегуляции приходится один произвольный.
  • В 5-6 лет пропорции выравниваются (один к одному). Дети активно используют развивающееся у них воображение, мышление, память, речь.
  • В 6-7 лет уже можно говорить о самоконтроле и самокоррекции. Пропорции снова меняются: на 3 произвольных метода приходится один непроизвольный.
  • Далее дети совершенствуют свои методы, усваивая их от взрослых.
  • От 20 до 40 лет выбор методов саморегуляции напрямую зависит от деятельности человека. Но чаще всего используются сознательные волевые методы (самоприказ, переключение внимания) и общение как форма психотерапии.
  • В 40-60 лет манипуляции с вниманием еще сохраняются, но постепенно их вытесняет пассивный отдых, размышления и библиотерапия.
  • В возрасте от 60 лет преобладает общение, пассивная разрядка, размышление-осмысление.

Становление системы саморегуляции во многом зависит от социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста. Но и это далеко не все. Чем выше мотивация человека, тем сильнее развита его система саморегуляции, тем больше она способна компенсировать нежелательные особенности , и , мешающие достижению цели.

Саморегуляцию можно не только развивать, но и измерять. Существует множество диагностических психологических опросников. Например, базовый опросник В. И. Моросановой.

В итоге усвоения искусства саморегуляции каждый человек выписывает собственный рецепт «успокоина», который в психологии называется функциональным комплексом. Это действия, или блоки, которые человек должен выполнить, чтобы нормализовать свое состояние. Например, такой комплекс: глубоко подышать, послушать музыку в одиночестве, погулять.

Можем ли мы на 100% управлять своим мозгом? Узнайте из видео.