Проект по арт терапии. Проект "Дома в нашей жизни". Арт-терапевтическое занятие "Город". Этапы реализации проекта


Елена Хавшабо
Проект «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

ПРОЕКТ

на тему :

"Арт-терапия , как метод ".

Выполнили участники творческой группы

ОО :

Хавшабо Е. И.

Демченко О. Б.

Карастоянова И. О.

Майкоп 2016 год.

Образовательная область : художественно – эстетическое развитие

Вид проекта : творческо-познавательный , здоровьесберегающий

Место реализации проекта : МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29»

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Проблема : увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера .

Актуальность : Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит

важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка

мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий , начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? На наш взгляд, к категории эффективных методик допустимо отнести арт-терапию .

Термин «Арт-терапия » (art – искусство , arttherapy – терапия искусством )означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния ». [Интернет –энциклопедия «Википедия» , wikipedia.dn.ua]

Сегодняшние дети- это наше будущее, это будущее нашей страны.

Арт - терапия в дошкольном возрасте.

Одним из средств ознакомления ребенка с музыкой и искусством в целом является артпедагогика – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики ) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно -направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно- творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

В последнее время это малоизвестное в нашей стране направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” и привлекательности самого процесса врачевания, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов.

Арт-терапия для детей действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за младшего возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении, метод просто незаменим .

Арт-терапия нравится детям , поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Назначение арт-терапии : оздоровление психики человека через творчество .

Средства реабилитации : сказкотерапия, куклотерапия, маскотерапия, игротерапия,

изотерапия (рисование, лепка из глины, пластилина, теста, цветотерапия, музыкотерапия,

танцевальная терапия, вокалотерапия, фольклоротерапия, релаксация терапия.

Цель проекта :

Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии ;

Задачи проекта :

для детей :

Учить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку, рисование, музыку;

Развивать у ребенка потребность в саморазвитии;

Повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперреактивность) ;

Формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;

для родителей :

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применении арт-терапии в повседневной жизни ребенка;

Способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;

Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

для педагогов :

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;

Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических возможностях.

Участники проекта :

Педагоги (воспитатели, музыкальные руководители) .

Дети средних групп (4-5 лет) .

Родители воспитанников группы.

Продолжительность проекта : кратковременный (2 недели) .

Основные формы реализации проекта :

С детьми С родителями С педагогами

НОД : «В гостях у песочной Феи» «Изготовление кукольного театра» ,

«У бабушки в деревне» ;

Беседы о здоровье;

Игры и упражнения : «Песенка –масаж» ;

«Пантомина» , «Релаксация под музыку» , «Виды муз. -ритм. движений» , «Детского фольклор :

заклички, пестушки, прибаутки», «Танцевальные игры» , «Фольклорные подвижные игры» ;

Картотеки с детьми раннего возраста :«Агушечки, ладушки, потешки,

прибаутки,

колыбельные»

Чтение художественной литературы К. Чуковского «Федорино горе» , «Мойдодыр» ;

Дни здоровья «Арт-терапии в развитии детей » ; развлечения;

Кружки худ-эстет развития : «Семицветик» ,«Вокальный» ,«Театральный» .

Папки-передвижки : «Музыка лечит» ;

Тренинг «Место арт-терапии в практике родителей» ;

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровый ребенок» ;

Анкетирование "О здоровом образе жизни";

Буклеты : «От чего зависит здоровье детей» , «Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога ДОУ : Создание сказочной страны»; Муз. зан. с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка»

Консультации : «Использование игровых приемов в процессе ритмических движений» ,

«Музыка в детстве закладывает жизненые навыки» ,

«Арт-терапия для дошкольников » , «Арт-терапия лепка из пластилина » , , «Танец в наши дни» , «Нужен ли танец малышу» , «Танцевальные игры» .

Участие в праздника «Масленица» ;

Оформление наглядно

демонстрационного стенда (газеты) «Арт-терапия в оздоровлении дошкольников » ;

Индивидуальные

консультационные. Консультации арт-терапи »;

«Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками.»

(выступление из опыта работы вос-ля Хавшабо Е. И

*Открытые просмотры Мастер-классы : "Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми : Создание сказочной страны. "; «Звуки музыку рождают.» ;Муз. зан. с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка» ;

«Техника арт-терапии с детьми 5 лет »

Семинар-практикум презентация

Этапы реализации :

осуществление проекта рассчитано на 2 недели и включает в себя 4 этапа :

Теоретический этап.

1. анкетирование- привлечение родителей к участию в проекте ;

2. диагностика детей на начало проекта ;

3. мониторинг для педагогов и родителей;.

4. изучение условий реализации проекта ;

5. выявление проблемы, формировка цели, задач;

6. ознакомиться с методами и приемами арт-терапии ;

7. планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня , содержания

предметно-развивающей среды;

8. пересмотреть структуру НОД с целью введения в ход НОД арт-терапевтических

упражнений и заданий;

9. определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры,

атрибуты и т. д.)

Методический этап .

1. разработка проекта ;

3. составление картотек,папок передвижек и заданий;

4. разработка НОД;

5. составить консультации для родителей и педагогов;

6. подготовить обмен опытом на педсовете на тему «Арт-терапия , как метод

оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества »;

7. выпуск тематических газет о методах арт-терапии ;

8. изготовление физкультурного оборудования из бросового материала;

9. разучивание массажей.

Практический этап.

1. непосредственная реализация проекта : организация деятельности с детьми;

2. совместных мероприятий с родителями и педагогами;

2. применение технологии арт-терапии в НОД детей ;

3. мультимедийная презентация инновационного опыта на педагогическом совете МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 29» на тему : "Арт-терапия , как метод

оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества ".

4. мастер – класс : «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и

взрослыми : Создание Сказочной страны»;

Аналитическийй (итоговый) этап.

1. анкета для родителей;

2. диагностика детей на конец проекта ;

3. мониторинг для педагогов и родителей;

4. подведение итогов реализации проекта ;

2. анализ результатов деятельности по применению арт-терапии , выводы;

4. планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании

результатов,проделанной работы;

5. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.

Обеспечение :

Муз. диски со звуками природы;

Подбор методической литературы ;

Папки передвижки, стенгазеты,газеты;

учебные пособия : конспекты НОД, картотеки;

Пальчиковый театр, маски, костюмы.

Предполагаемые результаты :

для детей :

У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

Занятия будут разнообразными по форме организации;

Будет осуществляться индивидуальный подход к детям;

В группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;

Музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;

Цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;

Сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изо деятельности, фольклора, музыки;

Ежегодная позитивная динамика в улучшении здоровья детей.

для родителей :

Родители вовлечены в единое пространство творческой группой ОО «Художественно –эстетического развития» , будут активно принимать участие в педсоветах, оздоровительных и спортивных мероприятиях;

Примут участие в фольклорных, спортивных праздниках

для педагогов :

Повысится компетентность педагогов;

Реализация основной цели проекта . Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье» . Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

Продукт проектной деятельности :

для детей :

Сценарий фольклорного празднике «Масленица» ;

Пальчиковый театр «Три поросенка» , театр масок «Заюшкина избушка» ;

Муз. игрушки шумелки, вертушки, диски;

«Сказочный домик» , деревья «Счастья» ;

костюмы : божьи коровки красные юбки и крылья, маски зверей;

Уголок арт-терапии в группе (изотерапии, сказотерапии, театротерапии, куклотерапии, физтерапии)

для родителей :

Пакет рекомендации применение арт-терапии : Консультация для родителей на тему : , «Сказкотерапия в жизни дошкольников» «Знакомство с техниками изотерапии» , «Арт-терапия для детей : лепка из теста» .

Папка передвижка «Музыка лечит» ;

Стенгазета «Арт-терапия в оздоровлении детей » ; газета для родителей 2 средней группы

Участие в фольклорном празднике «Масленица» вместе с детьми;

Фотоотчёт о проведенных мероприятиях «Масленица» ,» конкурс Спортивного уголка;

Изготовление шумовых инструментов совместно с родителями, дерево «Счастья» .

для педагогов :

Презентация проекта «Арт-терапия , как »;

мастер-классы : "Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми : Создание сказочной страны», «Техника арт-терапии с детьми средней группы» , «Нетрадиционные виды рисования» , «Консультация для педагогов посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС»

пакет рекомендаций : «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии .»,:«Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками». Методическая разработка НОД по сказкотерапии с детьми 4-5 лет, «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии .», Конспект музыкальной нод с элементами вокалотерапии и музыкотерапии «Весенняя мозаика» , «Заюшкина избушка» , Консультация для воспитателей «Тестопластика как метод арт-терапии в работе воспитателя ДОУ»;

учебные пособия : «Картотека нетрадиционных техник рисования» , Картотека «Русские народные игры для первой младшей группы» , Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологийи двигательно – игрового фольклора, Конспект НОД с применением методов арт-терапии «Приключение Колобка» , Конспект музыкальной нод с использованием песочной терапии и музыкотерапии «В гостях у Песочной феи» , Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе «Весна» с использованием нетрадиционных техник.

Размещение объекта инновации.

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий взрослый. Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества , а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

Данная проектная деятельность повлияет на весь воспитательно-образовательный процесс и станет компонентом, как НОД, так и мероприятий, направленных на оздоровление воспитанников .

Практическая значимость проекта : Практический материал может быть полезным педагогам ДОУ при планировании и осуществлении образовательной деятельности направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Используемая литература :

Копытин А. И. Основы арттерапии. СПб, 1999

Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.

Колошина Т. Ю. "Арт-терапия " Методические рекомендации

Киселева М. В Арт-терапия в работе с детьми . Руководство для детских психологов ,

педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми

Щербакова Ирина Юрьевна, учитель – логопед. «Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками».

Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные , развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей . - Спб.: Изд-во : Детство-Пресс, 2004.-64 с. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Метод . рекоменд. / Е. А. Антипина. – М., 2009.

Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В. И. Волынкин. – Ростов н/д : Радуга, 2007.

Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н. Ф. Губанова. – М.: Детство, 2007.

Доронова, Т. Н. Играем в театр : Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа «Театр-творчество-дети » . – М.: Пресса, 2009. Балашова С. С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т. В. / М.: Просвещение, 1993.

Выходцева В. Н., Романова Н. А. Арт-терапия – исцеляющее творчество . //ресурсы сети Интернет

Кабилова С. Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности . //Музыка в школе. 2005, №3.

Лобанова Е. А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. //Музыка в школе. 2005, №3.

Назарова Л. Д. Фольклорная арт-терапия . – С-Пб : Речь, 2002.

Назарова Л. Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.

Информация из интернета.

Приложение :

1. анкеты;

2. конспекты НОД;

3. папка передвижка;

4. консультации с родителями,;

5. консультации с воспитателями;

6. мастер-класс;

7. буклеты, картотеки;

8. газета, стенгазета;

9. фотоотчеты праздника «Масленица» , конкурса спортивного уголка, пальчиковый театр.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Актуальность

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия» такие понятия, как «арт-метод», т.е. «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения».

Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Современная арт-терапия включает множество направлений.

В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.

Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Упражнение «Волшебный рисунок»

Предлагаю Вашему вниманию упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Это упражнение поможет Вам выразить эмоциональное состояние, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров
– Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.

Сегодня мы уделим большее внимание изотерапии .В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении изотерапии важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.

Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.

Остановимся на некоторых техниках изотерапии .

Марание: рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.

<Приложение 1 . Рисунок 1>

В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для таких детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Штриховка, каракули

<Приложение 1 . Рисунок 2>

Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа.
Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний. Взрослые часто интуитивно рисуют каракули, узоры во время совещаний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.

Акватушь

<Приложение 1 . Рисунок 3>

Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.

Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Кляксография

«Кляксография» - довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется раздуванием капельки краски в разных направлениях, трудности вызывает у детей, когда требуется оживить, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании. В качестве терапии используется при повышенной возбудимости.

Монотипия (Практическая работа)

<Приложение 1 . Рисунок 4>

Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Снимать бумагу можно по-разному: рывком, боком, раскачиванием. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении. На одной и той же основе можно делать несколько оттисков. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Это характерно для детей с проблемами аффективно-личностного плана. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов .
Это базовая графическая техника, не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет радость.

Тестопластика

Полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.
Очень похожа на тесто глина. Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.

Рисунок на пене. (Практическая работа)

<Приложение 1 . Рисунок 5>

Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде) , а каждый новый рисунок получается уникальным.
При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т.д. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

3D-рисунок (Практическая работа)

<Приложение 1 . Рисунок 5>

Многие дети обводят на бумаге контуры рук. Превратить такой контур в объемный рисунок совсем не сложно. Для этого понадобятся только разноцветные фломастеры и терпение. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.
Эффект техники: всегда зрителей привлекает то, что заставляет взглянуть на мир по новому или же что «ломает наш мозг». Зрительно-моторная координация, успокаивает.

Мандала

Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления.
Медитация с мандалами также является формой очень эффективного самолечения, как для детей, так и для взрослых.

Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с людьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в семье, на работе.
Это очень глубинная работа, и чем больше соприкасаешься с прекрасным миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а на работе, во время какого-нибудь собрания, можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.

Интуитивное рисование (Практическая работа – рисование под музыку)

Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное состояние, о котором многие люди в суете дней уже успели позабыть? Дело в том, что интуитивное рисование не требует от человека никаких специальных художественных навыков, умений и знаний. Здесь нет канонов и четких правил. Единственное, что нужно понимать и к чему стремиться – это дать полную свободу и волю своим чувствам, эмоциям и интуиции. В процессе такого рисования Вы можете дать своей душе и сердцу место для творческого и нестандартного самовыражения, отправляясь в увлекательное путешествие в глубину своего внутреннего мира.
Это дает просто потрясающие возможности для новых удивительных открытий, озарений и осознаний. Помимо того, что человек отлично отдыхает и расслабляется в процессе интуитивного рисования, он также может найти способы решения своих задач и проблем, которые ранее не получалось разрешить.

Объемная аппликация, трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги)

Можно использовать всё, что под рукой, бросовый материал. Газеты, легко мнутся, склеиваются, окрашиваются. К газете надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь. Салфетки, фантики от конфет, вата, шерсть, пух, веточки, цветы и т.д. Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.

Практическая работа – вместе строим арки из газет.

Итог выступления: Словом, материалы безграничны. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность». Работая, участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.

Рефлексия

Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания организаторам.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

– Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 29»

ПРОЕКТ

на тему:

"Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества".

Выполнили участники творческой группы

ОО «Художественно –эстетического развития»:

Хавшабо Е.И.

Демченко О. Б.

Карастоянова И.О.

Чич Е.П.

Краснобаева Л.В.

Майкоп 2016 год.

Образовательная область : художественно – эстетическое развитие

Вид проекта: творческо-познавательный, здоровьесберегающий

Место реализации проекта: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29»

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Проблема: увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера.

Актуальность: Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит

важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка

мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? На наш взгляд, к категории эффективных методик допустимо отнести арт-терапию.

Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством)означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет –энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]

Сегодняшние дети- это наше будущее, это будущее нашей страны.

Арт - терапия в дошкольном возрасте.

Одним из средств ознакомления ребенка с музыкой и искусством в целом является артпедагогика это синтез областей научного знания (искусства и педагогики) определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).

В последнее время это малоизвестное в нашей стране направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” и привлекательности самого процесса врачевания, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов.

Арт-терапия для детей действенна там, где другие методы психотерапии трудно применимы из-за младшего возраста и связанного с этим ограничения в вербальном общении, метод просто незаменим.

Арт-терапия нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Психотерапия без принуждения гораздо эффективнее.

Назначение арт-терапии : оздоровление психики человека через творчество.

Средства реабилитации : сказкотерапия, куклотерапия, маскотерапия, игротерапия,

изотерапия (рисование, лепка из глины, пластилина, теста), цветотерапия, музыкотерапия,

танцевальная терапия, вокалотерапия, фольклоротерапия, релаксация терапия.

Цель проекта :

    формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии;

Задачи проекта:

для детей:

    учить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку, рисование, музыку;

    развивать у ребенка потребность в саморазвитии;

    повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперреактивность);

    формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;

для родителей:

    установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применении арт-терапии в повседневной жизни ребенка;

    способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни путём просветительской работы и привлечения к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;

    заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

для педагогов :

    установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;

    создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

    активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических возможностях.

Участники проекта:

    педагоги (воспитатели, музыкальные руководители).

    дети средних групп (4-5 лет).

    родители воспитанников группы.

Продолжительность проекта : кратковременный (2 недели).

Основные формы реализации проекта:

С детьми

С родителями

С педагогами

НОД: «В гостях у песочной Феи» «Изготовление кукольного театра»,

«У бабушки в деревне»;

Беседы о здоровье;

Игры и упражнения: «Песенка –масаж»;

«Пантомина», «Релаксация под музыку», «Виды муз.-ритм.движений», « Детского фольклор:

потешки,

заклички, пестушки, прибаутки», «Танцевальные игры», «Фольклорные подвижные игры»;

Картотеки с детьми раннего возраста:«Агушечки, ладушки, потешки,

прибаутки,

колыбельные»

Чтение художественной литературы К.Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»;

Дни здоровья «Арт-терапии в развитии детей»; развлечения;

Кружки худ-эстет развития: «Семицветик»,«Вокальный»,«Театральный».

Папки-передвижки: «Музыка лечит»;

Тренинг «Место арт-терапии в практике родителей»;

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровый ребенок» ;

Анкетирование "О здоровом образе жизни" ;

Буклеты: «От чего зависит здоровье детей», «Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога ДОУ: Создание сказочной страны»; Муз.зан.с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка»

Консультации: «Использование игровых приемов в процессе ритмических движений»,

«Музыка в детстве закладывает жизненые навыки»,

« Арт-терапия для дошкольников », « Арт-терапия лепка из пластилина », « Знакомство с техниками изотерапии », «Танец в наши дни», «Нужен ли танец малышу», «Танцевальные игры».

Участие в праздника «Масленица»;

Оформление наглядно

демонстрационного стенда (газеты) «Арт-терапия в оздоровлении дошкольников»;

Индивидуальные

консультационные.

Консультации: «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт-терапи»;

«Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками.»

(выступление из опыта работы вос-ля Хавшабо Е.И

*Открытые просмотры Мастер-классы: "Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание сказочной страны."; «Звуки музыку рождают..»;Муз.зан.с элементами арт-терапии «Весенняя мозайка»;

«Техника арт-терапии с детьми 5 лет»

Семинар-практикум презентация

Этапы реализации :

осуществление проекта рассчитано на 2 недели и включает в себя 4 этапа:

1 этап.

Теоретический этап.

1. анкетирование- привлечение родителей к участию в проекте;

2. диагностика детей на начало проекта;

4. изучение условий реализации проекта;

5. выявление проблемы, формировка цели, задач;

6. ознакомиться с методами и приемами арт-терапии;

7. планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания

предметно-развивающей среды;

8. пересмотреть структуру НОД с целью введения в ход НОД арт-терапевтических

упражнений и заданий;

9. определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры,

атрибуты и т.д.)

2 этап.

Методический этап.

1. разработка проекта;

3. составление картотек,папок передвижек и заданий;

4. разработка НОД;

5. составить консультации для родителей и педагогов;

6. подготовить обмен опытом на педсовете на тему «Арт-терапия, как метод

оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»;

7. выпуск тематических газет о методах арт-терапии;

8. изготовление физкультурного оборудования из бросового материала;

9. разучивание массажей.

3этап.

Практический этап.

1. непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми;

2. совместных мероприятий с родителями и педагогами;

2. применение технологии арт-терапии в НОД детей;

3. мультимедийная презентация инновационного опыта на педагогическом совете МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 29» на тему: "Арт-терапия, как метод

оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества".

4. мастер – класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и

взрослыми: Создание Сказочной страны »;

4 этап.

Аналитическийй (итоговый) этап.

1. анкета для родителей;

2. диагностика детей на конец проекта;

3. мониторинг для педагогов и родителей;

4. подведение итогов реализации проекта;

2. анализ результатов деятельности по применению арт-терапии, выводы;

4. планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании

результатов,проделанной работы;

5. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.

Обеспечение :

    муз. диски со звуками природы;

    подбор методической литературы;

    папки передвижки, стенгазеты,газеты;

    учебные пособия: конспекты НОД, картотеки;

    пальчиковый театр, маски, костюмы.

Предполагаемые результаты:

для детей:

    у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

    занятия будут разнообразными по форме организации;

    будет осуществляться индивидуальный подход к детям;

    в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;

    музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;

    цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;

    сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изо деятельности, фольклора, музыки;

    ежегодная позитивная динамика в улучшении здоровья детей.

для родителей:

    родители вовлечены в единое пространство творческой группой ОО «Художественно –эстетического развития» , будут активно принимать участие в педсоветах, оздоровительных и спортивных мероприятиях;

    примут участие в фольклорных, спортивных праздниках

для педагогов:

    повысится компетентность педагогов;

    реализация основной цели проекта. Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

Продукт проектной деятельности :

для детей:

    сценарий фольклорного празднике «Масленица»;

    пальчиковый театр «Три поросенка», театр масок «Заюшкина избушка»;

    муз. игрушки шумелки, вертушки;

    костюмы: красные юбки и крылья божьи коровки, маски зверей;

    уголок арт-терапии в группе (изотерапии, сказотерапии, театротерапии, куклотерапии, физтерапии)

для родителей:

    пакет рекомендации применение арт-терапии: Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные виды рисования», «Сказкотерапия в жизни дошкольников» «Знакомство с техниками изотерапии», «Арт-терапия для детей: лепка из теста».

    папка передвижка «Музыка лечит»;

    стенгазета «Арт-терапия в оздоровлении детей»; газета для родителей 2 средней группы

    участие в фольклорном празднике «Масленица» вместе с детьми;

    фотоотчёт о проведенных мероприятиях «Масленица»,» конкурс Спортивного уголка;

    изготовление шумовых инструментов совместно с родителями, дерево «Счастья».

для педагогов:

    презентация проекта « Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»;

    мастер-класс "Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание сказочной страны», « Мастер-класс для воспитателей «Техника арт-терапии с детьми средней группы», «Нетрадиционные виды рисования», «Консультация для педагогов посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС»

    п акет рекомендаций: « Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии.», :«Арт-терапия как метод работы педагога с дошкольниками.» Методическая разработка НОД по сказкотерапии с детьми 4-5 лет, «Фольклор как одно из средств –здоровьесберегающих технологий, одна из форм арт- терапии.», Конспект музыкальной нод с элементами вокалотерапии и музыкотерапии « Весенняя мозаика » , «Заюшкина избушка», Консультация для воспитателей «Тестопластика как метод арт-терапии в работе воспитателя ДОУ»;

    учебные пособия: « Картотека нетрадиционных техник рисования», Картотека «Русские народные игры для первой младшей группы», Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологийи двигательно – игрового фольклора, Конспект НОД с применением методов арт-терапии «Приключение Колобка», Конспект музыкальной нод с использованием песочной терапии и музыкотерапии «В гостях у Песочной феи», Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе « Весна» с использованием нетрадиционных техник.

Размещение объекта инновации.

Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А проводник на этой дороге чуткий и понимающий взрослый. Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получается удовольствие , а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

Данная проектная деятельность повлияет на весь воспитательно-образовательный процесс и станет компонентом, как НОД, так и мероприятий, направленных на оздоровление воспитанников.

Практическая значимость проекта: Практический материал может быть полезным педагогам ДОУ при планировании и осуществлении образовательной деятельности направленной на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Используемая литература:

    Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб, 1999

    Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.

    Колошина Т.Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации

    Киселева М.В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,

педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми

    Щербакова Ирина Юрьевна, учитель – логопед. «Сказкотерапия в коррекционной деятельности с детьми дошкольниками».

    Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей.- Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. Метод. рекоменд. / Е.А. Антипина. – М., 2009.

    Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В.И. Волынкин. – Ростов н/д: Радуга, 2007.

    Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Детство, 2007.

    Доронова, Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

    Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: Пресса, 2009. Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т.В./ М.: Просвещение, 1993.

    Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия – исцеляющее творчество. //ресурсы сети Интернет

    Кабилова С.Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.

    Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. //Музыка в школе. 2005, №3.

    Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.

    Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.

    Информация из интернета.

Приложение по теме проекта: "Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества".

    анкеты;

    конспекты НОД;

    папка передвижка;

    буклеты, картотеки;

    пальчиковый театр;

    консультации с родителями, воспитателями;

    мастер-класс;

    газеты;

    фотоотчеты праздника «Масленица», конкурса спортивного уголка.


В классическом понимании арт-терапия подразумевает только такие традиционные виды творчества, как: рисование, живопись, графика, лепка и фотография. Но современная жизнь вносит свои коррективы, дополняя классические виды арт-терапии такими методиками как песочная и сказкотерапия, драмотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, игротерапия и т.д.


Арт-синтезтерапия Успешно применяется и совокупность различных методик. Подобный комплексный подход получил название арт-синтез терапии и объединил разнообразные методики в единое целое, ведь многие виды искусства легко сочетаются. Например, театр и драматургия, риторика и стихосложение, игротерапия и оригами.


Главная цель этой методики – убедить ребенка с ограниченными возможностями в том, что он не хуже других и способен создать свой продукт деятельности, что-то интересное художественно-прикладное. Это способствует укреплению уверенности в себе, позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество является одной из трансформирующих сил для преодоления страха и тревоги.




Основными видами арт-терапии являются: Музыкотерапия психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Куклотерапия это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Сказкотерапия течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки). Фольклор художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество.




Положительный эффект арт-терапии Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии используются для преодоления: психологических травм кризисных состояний (возрастных и экзистенциальных) потерь конфликтов лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт- терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности.




Проект коррекционного упражнения подготовлен психологом Е. А. Мироновой при участии воспитателей СДС Головановй А. А. и Разумцовой С.Р.

Волкова Татьяна Валерьевна, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО; научный консультант, методист стажировочной площадки «ФГОС дошкольного образования: создание развивающей предметно-пространственно й среды» Департамента образования г. Москвы; Главный специалист издательства "ВИТА-ПРЕСС" по дошкольному образованию.

Проект рассчитан на 2 занятия с разновозрастной группой с выполнением обязательного домашнего задания. Интерес, проявленный детьми и воспитателями, дает возможность развивать и углублять выбранную тему, что делает проект долгосрочным.

Цели и задачи проекта подробно изложены в методическом приложении. Данная тема легла в основу вебинара, проведенного Е. А. Мироновой и А.А. Головановой 20. 04. 2016. Тема вебинара: Арт-терапия в семейном детском саду.

В ходе подготовки к проекту были подготовлены две презентации: «Город. Необычные дома» и «Профессия строитель». Презентации подготовлены и проведены воспитателями СДС Разумцовой и Головановой.

Домашнее задание получили все СДС. Задание заключалось в следующем: детям (от 2,5 до 6 лет) предложили нарисовать дом, используя любые изобразительные средства. Единственное ограничение- формат листа А5. Тема: «Дом, который похож на тебя» или «Дом, в котором тебе хотелось бы жить». Работы детей, которые в силу разных обстоятельств не смогли присутствовать на занятии, родители сфотографировали и выслали в электронном виде.

Сразу оговоримся. Малышам 2-3х лет, безусловно нелегко справиться с подобным занятием. Естественно детям помогали родители и старшие братья и сестры. Старшим детям задание показалось интересным и они сами с удовольствием приняли участие в его выполнении. Мы еще раз с радостью отметили, что любая деятельность СДС не ограничивается занятиями с дошкольниками, но вовлекает в занятия старших детей. О пользе подобного взаимодействия Е.А. Миронова расскажет позже в одной из своих работ.

В ходе занятий, помимо привычных уже детям ритуалов и активизирующих игр, дети выполняли творческие занятия, с большим интересом просмотрели две презентации, приняв активное участие в обсуждении темы, которая оказалась очень интересной для детей. Далее, дети выполняли само арт-терапевтическое задание, направленное на развитие коммуникативных навыков.

Мы считаем проект удачным. Более того, очень интересным и перспективным. Продолжение и развитие проекта обязательно последует. Все новые материалы появятся на нашем сайте.

Фото отчет с и вы найдете в разделе галерея.