Славяне, анты. Вы находитесь: Прокопий Кесарийский о славянах и антах Походы Святослава. Из «Повести временных лет»


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ДРЕВНЯЯ РУСЬ. VI-IX вв.

Документ № 1

Из «Стратегикона» Маврикия Стратега*:

о жизни славян

Вопросы и задания к документу № 1:

1. Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты и сгруппируйте их по определенным признакам: условия жизни; занятия людей; обычаи и общественное устройство.

2. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание?

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе. Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.

Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая определенным временем, предлагают им выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов, вследствие

* Маврикий Стратег (539—602) — византийский император, правил с 582 по 602 г. Считается автором одного из «Стратегиконов» — трактата по воинскому искусству с описанием походов в другие страны.

случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Документ № 2

Из «Стратегикона» Маврикия Стратега:

о воинах славянах

Вопросы и задания к документу № 2:

1. Изложите кратко содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи.

2. На основе документа выделите основные приемы ведения боя славянами. Как вы думаете, чем они были вызваны?

3. Почему информацию о славянах этого периода ученые чаще всего находят в византийских или арабских источниках? О чем говорит этот факт?

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод.

При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с их помощью. Это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника.

Документ № 3

Из книги «Война с готами» Прокопия

Кесарийского*: о славянах

Вопросы и задания к документу № 3:

1. Выберите информацию о жизни и верованиях славянских племен.

2. Как можно охарактеризовать их общественное устройство и почему?

3. Определите характер религиозных верований славян.

4. Найдите сходство и различия в описаниях славян, принадлежащих Маврикию Стратегу и Прокопию Кесарийскому. Чем они вызваны?

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из^ них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые

* Прокопий Кесарийский (ок. 500 — после 565 г.) — византийский писатель и историк, советник полководца Велисария, сопровождавший его в походах.

широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.

Документ № 4

Из «Книги драгоценных сокровищ»

Ибн-Русте*: о славянах

Вопросы и задания к документу № 4:

1. Дайте характеристику данному документу: когда был написан? кем? в чем историческая ценность этого источника?

2. Выберите информацию о славянах X в. и впишите ее в таблицу.

Природные условия

Верования, обряды и культура

3. Сравните данные таблицы с информацией документа № 1 и сделайте выводы о развитии славян и их связях.

В самом начале границы страны славян находится город по имени Куяб. Страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Из дерева вьщелывают они род кувшинов, в которых

* Ибн. Русте Абул-Али-Ахмед ибн-Омар — арабский писатель начала X века.

находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Все они идолопоклонники.

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиною в два локтя, лютня же их осьмиструнная. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сжигании покойников предаются шумному веселью, выражая тем радость свою милости, оказанной ему [покойнику] богом.

Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны.

Документ № 5

Из «Повести временных лет»*:

о расселении славян

Вопросы и задания к документу № 5:

1. Дайте характеристику историческому источнику.

2. Изложите главный факт прочитанного летописного фрагмента.

3. Прочтите внимательно первые две фразы и определите источник информации Нестора.

И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне

* «Повесть временных лет» (ПВЛ) — летопись, написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века.

по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ.

Документ № 6

Из «Повести временных лет»:

об основании Киева

Вопросы и задания к документу № 6:

1. Определите, что преобладает в летописном рассказе: исторические факты или художественное описание? Подумайте, почему так произошло?

2. Какой рассказ о возникновении Киева ближе к исторической правде и почему? Как это можно установить?

3. Почему, по-вашему мнению, в летописи не указаны время и место возникновения Киева?

4. Как можно установить точную дату основания Киева? Можно ли?

И были три брата: одному имя Кий, другому — Щек, а третьему — Хорив, и сестра их Лыбедь. И жил Кий на горе, где теперь подъем Боричев, Щек жил на горе, которая теперь зовется Щековица, а Хорив — на третьей горе, которая от него получила название Хоривицы. И срубили городок во имя своего старшего брата и дали ему имя Киев. Этот Кий княжил в роде своем. И когда он приходил к царю [в Царьград], то, как говорят, большую

честь получил от царя. Когда он шел обратно, пришел к Дунаю, полюбил место и срубил малый городок, где хотел жить с родом своим, но не позволили ему живущие там вблизи. Еще и теперь называют на Дунае городище Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев и тут окончил жизнь свою. И братья его Щек и Хорив и сестра Лыбедь тут скончались.

Документ № 7

Из «Повести временных лет»:

о путешествии апостола Андрея

Вопросы и задания к документу № 7:

1. Изложите кратко основные события, описанные в летописи.

2. Проследите по карте путь апостола Андрея. Как вы думаете, возможно ли было таким путем попасть в Рим?

3. Что и почему больше всего заинтересовало апостола в Новгороде?

Андрей [апостол] проповедовал в Синопии, а когда пришел в Корсунь, узнал, что рядом с Корсунем находится устье Днепра, и захотел пойти в Рим; пришел он в устье Днепра и оттуда пошел по Днепру вверх. Случилось, что однажды он остановился под горами на берегу. И встав утром, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия: будет здесь большой город и много церквей воздвигнет здесь Бог». И взошел на эти горы, благословил их, поставил крест, помолился Богу, сошел с этой горы, где потом встал Киев, и пошел по Днепру вверх. И пришел к словенам, где нынче Новгород, видел живущих там людей, их обычаи, как они моются и хлещутся, и удивился этому. И пойдя к варягам, пришел в Рим, рассказал, скольких научил и что видел, и сказал им: «Удивительно было в земле словен, когда шел сюда. Видел деревянные бани: вот натопят их докрасна, раздеваются, и голые обливаются дубильным квасом, берут молодые прутья и хлещут себя, и до того дохлещут, что вылезают еле живы, а чтобы ожить, обливаются холодной

водой. И так делают каждый день, никем не понуждаемы к муке, но сами.себя так мучают, однако не мучаются, а моются». Й слушая об этом, все удивлялись.

Документ №8

Из «Повести временных лет»: о призвании варягов

Вопросы и задания к документу №8:

1. Назовите событие, описанное летописью..Каково его значение,в нашей истории?

2. Проанализируйте первую фразу летописного рассказа, сопоставьте ее с пятой. Что, на ваш взгляд, означает фраза «порядка в ней нет»?

3. Именно этот фрагмент лег в основание «норманской теории». Может ли призвание варягов считаться основанием, древнерусского государства? Свой ответ аргументируйте,

В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали «ами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пощли за море к варягам, к руси. Те варяга назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны к англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде^, а другой, Синеус, на Белоозере,. а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик.

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый…

Маврикий Стратег о славянах и антах

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел [какой-либо] ущерб, принимавший его раньше начинает войну [против виновного], считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси пли остаться там [где они находятся] на положении свободных и друзей?

Вопросы

Кто такие Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег?

Почему их описания представляют интерес для историков?

Какие выводы о занятиях и общественном устройстве славян можно сделать на основании данных отрывков?

Ибн-Русте об обычаях и образе жизни славян

В самом начале границы страны славян находится город по имени Куяб. Путь в их страну идет по степям, по землям без­дорожным, через ручьи и дремучи* леса. Страна славян - страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни ви­ноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувши­нов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчели­ный сберегается. Это. называется у них сидж, и один кувшин заключает в себе около 10 кружек его. Они пасут свиней напо­добие овец. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На следующий день по сжигании по­койника отправляются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут в урну, которую ставят затем на холм. Через год по смерти покойника берут кувшинов двадцать меду, иногда несколько больше, иногда несколько меньше и несут их на тот холм, где собирается семейство покойного, едят, пьют и затем расходятся. Если у покойного было три жены и одна из них утверждает, что она [особенно] любила его, то приносит она к трупу его два столба, и вбивают их стоймя в землю, потом кла­дут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекла­дины веревку, она становится на скамью и конец этой веревки завязывает вокруг своей шеи. Когда она так сделала, скамья принимается из-под нее, и она остается повисшею, пока не за­дохнется и не умрет, а по смерти ее бросают в огонь, где она и сгорает. Все они идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, ты, который снабжал нас пищей [до сих пор], снабди и теперь нас ею в изобилии».

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиною в два локтя, лютня же их осьмиструнная. Хмельной на­питок приготовляют из меду. При сжигании покойников пре­даются шумному веселью, выражая тем радость свою милости, оказанной ему [покойнику] богом. Рабочего скота у них мало, а верховых лошадей имеет только один упомянутый человек. Вооружение их состоит из дротиков, щитов и копий; другого оружия не имеют...

Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие [крыши] христиан­ской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и кам­ней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь их объезжает их ежегодно. Если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год; если есть сын, то царь берет себе также по одному из его платьев в год. У кого нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или служанки в год. Поймает царь в государстве своем разбойника, велит или задушить его, или же отдает его под надзор кого-либо из правителей на отдаленных окраинах своих владений.

Вопросы

Кто такой Ибн-Русте?

Что можно сказать о жизни славян на основе его повестования?

Походы Святослава

В лето 6472 (964). Когда князь Святослав вырос и возмужал, он начал собирать воинов многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походе не возил с собою обозов, ни котлов, ни варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину или говядину, пек ее на углях и ел; он не имел шатра, но [спал] подостлав чепрак, а седло в головах; такими были и все осталь­ные его воины. Он посылал послов по странам, говоря: «Хочу идти на вас»...

В лето 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и бол­гары заперлись в городе. И вышли болгары на бой против Свято­слава, и была битва великая, и одолевали болгары. И сказал Святослав воинам своим: «Уже нам здесь погибнуть, будем биться мужественно, братья и дружина». И к вечеру одолел Святослав, и взял город с бою. И послал к грекам послов, говоря: «Хочу идти на вас, взять ваш город, как и этот». И сказали греки: «Мы не можем противостоять вам, но возьми дань с нас, на себя и на дружину свою, и скажите нам, сколько вас, чтобы мы дали по числу на головы». Так говорили греки, обманывая Русь, ибо греки лукавы и до сего дня. И сказал им Святослав: «Нас 20 тысяч», и прибавил 10 тысяч, потому что Руси было только 10 тысяч. И выставили греки 100 тысяч против Святослава и не дали дани. И пошел Святослав на греков, а те вышли против Руси. Увидав это, Русь убоялась большого множества воинов. И сказал Святослав: «Уж нам некуда деться; волей-неволей при­дется стать против, да не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, мертвые ведь не будут иметь позора; если же по­бежим, то позор будет на нас, и не убежим, но станем крепко, а я пойду впереди вас; если моя голова ляжет, то подумайте сами о себе». И сказали воины: «Где твоя голова ляжет, тут и мы свои головы сложим». И Русь приготовилась к бою, и была великая битва, и одолел Святослав, и бежали греки, и пошел Святослав к Царьграду, воюя и разоряя города, которые стоят пустыми и до сегодняшнего дня.

По утверждении мира Святослав просил позволения у госу­даря прийти к нему для личных переговоров. Он согласился и, в позлащенном вооружении, на коне приехал к берегу Истра, сопровождаемый великим отрядом всадников, блиставших доспе­хами. Святослав переезжает чрез реку на некоторой скифской ладье и, сидя за веслом, греб наравне с прочими, без всякого различия. Видом он был таков: среднего росту, не слишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными, вися­щими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем го­лая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означаю­щий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная...

“Правда Роськая”

1. Убьеть муж мужа, то мьстить брагу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

Перевод. 1. Если убьет свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры [племянники]; если кто Из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый будет русин, или гридин, или купчина, или ябедник, или мечник, если он изгой будет, или Словении, то уплатить за него 40 гривен.

2. Если кто будет избит до крови или синяков, то [для получения вознаграждения] ему не надо представлять свидетеля; если на нем не будет явных знаков избиения, то он должен представить свидетеля, а если не может - делу конец; если же он не может за себя отомстить [обидчику], то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю.

12. Если кто украдет чужого коня, или оружие, или одежду и обнаружит похищенное в своей общине, то получает свое и 3 гривны за обиду.

Если кто обнаружит похищенное у него имущество у другого человека, то не должен самовольно требовать его, говоря при этом “это мое”, но пусть скажет: “пойди на свод и укажи, где ты взял это”; если подозреваемый в воровстве не пойдет сразу на свод, то пусть выставит поручителя за себя не позднее пяти дней.

Если холоп ударит свободного мужа и скроется в хороме своего господина, а тот не захочет его выдать, то оставляет холопа у себя и платит оскорбленному 12 гривен; а затем, если где встретит ударенный оскорбителя [холопа], то вправе побить его.

Прокопий Кесарийский - византийский писатель VI в., автор сочи­нения «О войне с готами», в котором описаны войны Византийской империи с наро­дами, наступавшими с севера, в том числе со славянами и антами.

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков, и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещания, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они по большей части меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый... Образ жизни у них, как и у массагетов (1), грубый, безо всяких, удобств, вечно они по­крыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда, даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени назывались спорами («рассеянными»), думаю потому, что они жили, занимая страну "спораден", "рассеяно", отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра (2), по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.16.

Примечания

    Массагеты – одной из кочевых племен Евразии.

    Истр – древнее название Дуная.

Маврикий стратег о древних славянах

Маврикий Стратег, византийский император конца VI в., предполагаемый автор трактата по военному делу («Стратегикона»), в котором содержатся сведения об обычаях и нравах враждебных Византии народов, в том числе славян.

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну против виновного), счи­тая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей.

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот, озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем, н ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи настигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде...

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом...

Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат и дрогнут, то они сильно наступают, в противном случае обращаются в бегство, не спеша помериться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника...

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.18.

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

1. Сравните описание славян и антов, данное в двух документах. Какие общие черты племен, о которых ведут речь Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег, можно выделить по этим отрывкам?

2. Что можно сказать об общественном устройстве этих племен?

3. Какие выводы можно сделать о занятиях племен? Свои выводы обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________________________

Заключение

Интернет – ресурсы:

СБОРНИК ЗАДАНИЙ

для самостоятельной работы

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

Тема: «Русь в IX - начале XII вв.»

Для студентов специальностей

Выполнил студент группы

_____________________________________________________________

Подпись Фамилия, И.О.

Проверил преподаватель

_____________________________________________________________

Подпись Фамилия, И.О.

Воронеж 2013


УДК 3(075.32)

Воронеж, ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2013, с. 28

Учебное пособие для самостоятельного контроля знаний студентов (для технических специальностей). Воронеж, «ВГКПТЭиС», 2013 – с. 28

Пособие предназначено для самостоятельного контроля знаний студентов по теме «Русь в IX – начале XII вв.» общеобразовательной дисциплины ИСТОРИЯ, а также в аудитории под руководством преподавателя.

Рецензент:

Издается по решению

научно-методического совета

ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2013

© ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2013

Введение. 4

Тема «Русь в IX - начале XII вв.». 5

Заключение. 12


Введение

Задания составлены по темам дисциплины «История» – «Ранняя история восточных славян», «Русь в IX – начале XII вв.», «Русские земли и княжества в XII - начале XIII вв.» и являются продолжением работы по интенсификация учебного процесса. Одним из методов уменьшения непроизводственных затрат времени преподавателя и студента может стать создание системы выполнения заданий.

Задания разработаны с целью закрепления у студентов знаний.

При выполнении задания:

Внимательно прочтите вопрос;

Ответьте на данный вопрос;

Впишите ответы в соответствующие графы или обведите правильный ответ.

Тема 2 «Русь в IX - начале XII вв.»

Выберите правильный ответ

1. За дату крещения Руси принимают год:

2. Какое соседнее с Русью государство приняло ислам в качестве государственной религии?

1) Хазарский Каганат

2) Волжская Булгария

3) Византийская империя

4) Болгарское царство

3. Первая междоусобица на Руси возникла

1) после гибели Святослава

2) после смерти Владимира Святого

3) при Ярославичах и Святополке Изяславиче

4) при правлении Мстислава Владимировича

4. Русские князья считали родоначальником своей династии:

1) Аскольда

3) Антоний

4) Иларион

6. Древнейший летописный свод, ставший основным историческим источником по истории Древней Руси -

1) «Слово о полку Игореве»

2) «Русская Правда»

3) «Повесть временных лет»

4) «Изборник Святослава»

2) Прикарпатья

4) Среднего Поднепровья

8. Первый свод законов «Русская Правда» связан с именем

1) Владимира Мономаха

2) Ярослава Мудрого

3) Владимира Святославича

4) Святослава Игоревича

9. «Лествичное право» на Руси предполагало

1) принцип наследования власти «по очереди», по родовому старейшинству

2) выборность князей

3) вертикальный принцип наследования княжеской власти, от отца к сыну

4) занятие должностей по знатности

А. В Древней Руси господствовало натуральное хозяйство.

Б. Основное занятие жителей Руси – кочевое скотоводство.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верно и А, и Б

4) Неверно ни А, ни Б.

А. В период правления Ярослава Мудрого был построен Софийский собор в Киеве.

Б. Крупнейшей победой Руси в годы княжения Ярослава Мудрого стал разгром печенегов.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верно и А, и Б

4) Неверно ни А, ни Б

12. В какой период Владимир Мономах был великим киевским князем?

13. Причинами обращения Руси к христианству стали

1) отсутствие письменности; обострение борьбы между представителями знати

2) расположение Руси в Евразии; трудность установления контактов с христианским миром

3) сложившаяся единая древнерусская народность; стремление Владимира Святославича породниться с королевскими домами

4) несоответствие языческой религии уровню развития древнерусского общества; разрушение культурных связей с Византией.

14. Съезд князей в Любече был созван с целью

1) принятия общерусского свода законов

2) остановить междоусобицы

3) установления нового порядка взимания дани

4) договора о совместной борьбе против половцев

15. В чем состоит значение крещения Руси?

1) преодоление отчуждения в отношении с христианскими странами; приобщение к культурным ценностям Византии; утверждение в русском обществе общечеловеческих ценностей.

2) установление письменных законов; рост городов; укрепление княжеской власти.

3) отчуждение от европейских стран; утверждение в русском обществе общечеловеческих ценностей.

4) развитие ремесла и рост городов; установление письменных законов; установление автокефальной церкви.

16. Установите соответствие

17. О ком идет речь?

«Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства». ______________

18. Распределите, какие деяния можно отнести к деятельности князя Святослава (1), а какие - Владимира I Святославича (2).

А) Дунайские походы

Б) Создание нескольких линий обороны на границе Руси с печенегами

В) Победа над Волжской Булгарией

Г) Строительство Софийского собора в Киеве

Д) Разгром Хазарского каганата

Е) Попытка реформы язычества

Ж) Выход на Корсунь

З) Завершение разгрома половцев.

19. Основным торговым партнером Древнерусского государства была

1) Византия

3) Тмутаракань

20. Установление полюдья свидетельствовало о

1) начале политической раздробленности Руси

2) существовании обычая кровной мести у славян

3) возникновении племенных союзов восточных славян

4) возникновении раннефеодального государства восточных славян

21. Прочтите отрывок из документа и укажите, во время какого события был принят содержащийся в документе договор.

«Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая… С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою… и на этом целовали крест».

1) заключения союза против хана Батыя

2) съезда князей в Любече

3) принятия христианства

4) принятия «Русской Правды»

22. Из перечисленных черт характеризуют Древнерусское государство

А) процесс превращения дружинников в землевладельцев

Б) постепенное развитие письменного законодательства

В) существование Земского собора

Г) рост городов, развитие ремесла и торговли

Д) вассальная зависимость от печенегов

Е) нарастающий упадок культуры

Укажите верный ответ.

23. Какие из нижеперечисленных понятий обозначали категории зависимого населения Древней Руси?

А) казаки

Б) закупы

В) смерды

Г) холопы

Е) рядовичи

Укажите верный ответ.

24. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г

25. Расположите события в хронологическом порядке.

Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) объединение Киева и Новгорода под властью Олега

Б) установление княгиней Ольгой «уроков» и «погостов»

В) разгром князем Святославом Хазарского каганата

Г) убийство древлянами князя Игоря

26. Какие три события, из перечисленных ниже, характеризовали правление великого киевского князя Владимира Святославича?

1) разгром Хазарского каганата

2) создание засечной черты на южных границах Руси

3) образование военно-политического союза Руси с Византией

4) организация съезда князей в г. Любече

5) принятие христианства

6) разгром печенегов

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов

27. Историки, выдвинувшие и поддерживавшие «норманнскую теорию» происхождения Древнерусского государства, считали, что государственность была привнесена на Русь извне, варягами.

Какие другие точки зрения по вопросу происхождения Русского государства вам известны? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

__________________________________________________________________

28. Заполните таблицу

Норманисты Антинорманисты

29. Ответьте на вопросы к документу:

Походы Святослава. Из «Повести временных лет»

В лето 964. Когда князь Святослав вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походах не возил за собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину ли, или зверину, или говядину, жарил ее на углях и ел. Не имел он походного шатра, но спал постелив подклад и положив седло в головах. Таковы были и другие его вой. Перед началом похода он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на вас». И пошел на Оку-реку и на Волгу и, встретив вятичей, сказал вятичам: «Кому вы дань даете?» Они же сказали: «Хазарам по шлягу и от рала даем».

В лето 965. Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли [ему] навстречу с князем своим Каганом и сошлись биться. И в битве одолел Святослав хазар и взял город их Белую Вежу; [после этого он] Ясов победил и Касогов.

В лето 966. Вятичей победил Святослав и дань на них наложил.

В лето 967. Пошел Святослав на Дунай и на болгар, и бились те и другие, и одолел Святослав болгар, и взял 80 городов по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, дань взимая с греков.

В лето 971. ...И собрали греки против Святослава 100 тысяч [воинов] и не дали дани. И пошел Святослав на греков, а те вышли против Руси. Увидев это, Русь убоялась большого множества воинов. И сказал Святослав: «Уже нам некуда деться, волей или неволей должны мы стать против, да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, мертвые ведь позора не знают, если же побежим, то примем позор и не спасемся; но станем крепко, я же пойду впереди вас, и если погибну, то сами помыслите о себе». И сказали вой: «Где твоя голова ляжет, тут и мы свои головы сложим». И построила полки Русь, и была великая битва, и одолел Святослав, и побежали греки... Заключив мир с греками, Святослав пошел в лодках к порогам, и сказал ему воевода отцовский Свенельд: «Пойди, княже, на конях стороною, ведь стоят печенеги в порогах». И не послушал его [Святослав], пошел в лодках. Услышав это, печенеги преградили путь через пороги, и пришел Святослав к порогам, и нельзя было пройти пороги, и остался он зимовать в Белобережье, и не было у них пищи, и был большой голод, так что голова конская стоила полгривны. И зимовал Святослав тут.

1. Опираясь на текст документа дайте портрет князя Святослава.

2. Что позволяет назвать Святослава «Александром Македонским Восточной Европы»?

3. Какие из высказываний Святослава, приведенных в документе, стали широко известными и применялись русскими воинами в различные эпохи?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение

Для выполнения заданий студенты могут использовать дополнительную литературу:

Алексашкина Л.Н., Данилов А.А. , Косулина Л.Г. Россия и мир в XX веке. – М., 2002.

Алексашкина Л.Н Новейшая история XX век. – М., 2002.

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 2002.

Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. - М., 2006.

Боффа Дж. История Советского Союза. – М., 1990.

Бушуев С.В. История государства Российского: IX-XVI вв.- М., 2000.

Верт Н. История советского государства 1900-1991. – М., 1992.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. – М.,1999.

Данилевский Н.И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XIIвв.) – М., 1999.

Данилов А.А. История России. XX век. – М.,1999.

Данилов А.А., Пыжиков А.В. Россия – в 90-е гг. XX века. – М., 2002.

Зайцев Ю.В. История древнего мира: Энциклопедия. – М., 2000.

Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVIстолетий. – М., 1982

Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. - М., 2006.

История. 11 класс. Тематический контроль. - М., 2004.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993.

Ле Гофф Ж. Цивилизации средневекового Запада. – М., 1992.

Мировое политическое развитие: Век XX . – М., 1994.

Отечественная история XX в./ под ред. А.В. Ушакова. – М., 1997.

Проэктор Д.М. Фашизм: Путь агрессии и гибели. – М., 1989.

Российское государство и общество. XX век. – М., 1999.

Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV- XVII вв. – М., 1969.

Уткин А.И. Вторая мировая война. – М., 2002.

Хопкинсон К. Двадцатый век. – М., 1997

Шестаков В.А. Россия в 1992-1998 гг. доп.мат. – М., 1999.

Шацилло В.К. Новейшая история: Книга для чтения. – М., 2004

Интернет – ресурсы:

1. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. На сайте представлено в электронном виде большое количество исторических документов по отечественной и всемирной истории, а также ссылки на справочные и хронологические материалы по истории на русском языке в Интернете. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html.

2. Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы. На сайте начата публикация энциклопедического словаря “Государи и династии зарубежной Европы”, который представляет собой алфавитный историко-биографический справочник объёмом около 5000 статей, содержащий сведения о всероссийских европейских правящих династиях и их отдельных представителях – монархах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rulers.narod.ru.

3. Словарь исторических имен, названий и специальных терминов. Ресурс представляет краткое объяснение греческих, латинских, арабских и других слов, имеющих важное значение в античной и средневековой истории. Словарь взят из исторического исследования С. Б. Сорочана, В. М. Зубаря, Л. В. Марченко "Жизнь и гибель Херсонеса". Харьков 2000, Майдан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moscow-crimea.ru/history/obshie/dictionary/.

4. Президент России гражданам школьного возраста. Сайт Администрации Президента России призван кратко, доходчиво и занимательно рассказать учащимся средних классов российских школ (гимназий, лицеев, детских домов) о демократическом институте президентства; символах и атрибутах нашего государства; действующем Президенте России; истории власти в России; месте работы главы государства - Московском Кремле. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uznay-prezidenta.ru/.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОБУ СПО ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

СБОРНИК ЗАДАНИЙ

для самостоятельной работы

по дисциплине «ИСТОРИЯ»

Тема: «Русские земли и княжества в XII – начале XIII вв.»

Для студентов специальностей

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

260807 Технология продукции общественного питания

Выполнил студент группы

_____________________________________________________________

Подпись Фамилия, И.О.

Проверил преподаватель

_____________________________________________________________

Подпись Фамилия, И.О.

Общая оценка____________________________________

Воронеж 2013


УДК 3(075.32)

Составитель: преподаватель Жеребятьева Е.Н.

Компьютерный набор и верстка выполнены Жеребятьевой Е.Н.

Воронеж, ГОБУ СПО ВО «ВГКПТЭиС», 2013, с.

Учебное пособие для самостоятельного контроля знаний студентов (для технических специальностей). Воронеж, «ВГКПТЭиС», 2013 – с.

Пособие предназначено для самостоятельного контроля знаний студентов по теме «Русские земли и княжества в XII – начале XIII вв.» общеобразовательной дисциплины ИСТОРИЯ, а также в аудитории под руководством преподавателя.

Рецензент:

Издается по решению

научно-методического совета

  • Активные отношения с внешней и внутренней средой. Конкурентные стратегии
  • Анализ внутренней финансовой среды как составной части финансовой стратегии
  • Анализ непосредственного окружения в стратегическом менеджменте

  • Декларация прав человека и гражданина 1789 г. 26 августа 1789 г. Учредительным собранием был принят важнейший документ революции - Декларация прав человека и гражданина.
    Составленная как программа революции, она, по замыслу ее творцов, должна была содействовать успокоению народа, сохранению «братского единства» . Вместе с тем ее содержание в немалой степени определялось своеобразием конкретно-исторического момента, переживаемого страной. Тогда еще не произошло размежевания политических сил в революционном лагере, заинтересованность в победе революции предопределяла общую направленность их антифеодальной борьбы. Часть революционеров и их идеологи еще верили в возможность немедленного торжества идеалов свободы, равенства и братства. Но немало было и таких, кто хотел видеть в Декларации сумму абстрактных принципов, к которым должно стремиться общество, но которые не обязательны к немедленному претворению в жизнь. «Задачи Декларации, - говорил в своем выступлении в Учредительном собрании один из его ведущих депутатов, Дюпор, - заключаются в том, чтобы выразить истины для всех времен и народов. Что в том, если она и будет противоречить отчасти той конституции, которая будет принята нами? » Показательно, что это заявление не вызвало возражений правящего большинства, уже во время принятия Декларации допускавшего возможность отступления на деле от ее наиболее прогрессивных положений.
    История показала, что творцам Декларации, среди которых важная роль принадлежала Лафайету, Сиейесу, Мирабо, Мунье, Дюпору, не удалось «примирить» народные массы с новым правительством. Но это не умаляет значимости проделанной ими работы.
    Четкость формулировок Декларации, строгая, логически обоснованная взаимосвязь всех ее положений свидетельствуют о высоком уровне теоретической подготовки авторов документа. Им удалось в предельно концентрированной форме изложить главные выводы прогрессивной политической мысли Франции XVIII в. относительно принципов ее будущего общественно-политического строя. Во многом это явилось следствием гигантской работы, проделанной французскими философами и политическими мыслителями задолго до революции. Авторы Декларации основывались в первую очередь на трудах энциклопедистов. Кроме того, на их творчество оказали заметное влияние произведения английских ученых. В качестве конкретного образца они имели перед собой американскую Декларацию независимости 1776 г. , Виргинскую декларацию прав 1776 г. , а также документы отечественной государственно-правовой истории: декларации французских Генеральных штатов, ремонстрации парижского парламента и др.
    Декларация была сформулирована в духе общенационального манифеста, торжественно провозглашающего права свободных людей, свергнувших господство абсолютизма: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»