Пассионарная управляемость пример. Пассионарии. Пассионарии в истории


(от лат.-страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.


Смотреть значение Пассионарность в других словарях

Пассионарность — - термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.
Политический словарь

Пассионарность — (нем.) - в теории этногенеза (Л. Н. Гумилев) - особое свойство характера людей, производимое вариациями энергии, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное)........
Исторический словарь

Пассионарность Как Характеристика Поведения — - избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.
Исторический словарь

Обыватель - это не хорошо и не плохо, это как средняя температура по больнице - оно вроде как и есть, только смысла нема. Фактически шо такое обыватель - это пассивное большинство; оно такое было всегда, и всегда будет. Бороться с ним и обличать слегка бессмысленно, это как обличать силу гравитации. И одновременно с этим не следует думать, что "так и надо, это нормально" - это как раз обывательская позиция, о чём говорил в прошлой части.

Обыватели лежат и нифига не делают (в общественном плане, в экономическом-то они как раз основная рабочая сила), и сложно их в этом винить - поишачь-ка на заводе от гудка до гудка, или потаксуй, или там ещё чего. Обыватель, как правило, таков не потому, что он плох, а потому, что у него выбора толком нет, нет времени предаваться философским измышлениям, как некоторые тут . Остаётся энергии на что-то более креативное, чем просмотр ТВ да игру в танчики - уже хорошо.

Перемены общества происходят за счёт т.н. пассионариев , они же общественные активисты - это люди с шилом в попе , которые думают не только за себя, но и за всё Общество, или какую-то значительную его часть. Они воздействуют на это самое Общество, и меняют его философию, психологию и через это - или наоборот - экономический уклад . Может показаться - особенно в мегаполисах - что от простого человечка ничего не зависит; но это именно обывательский взгляд. Мы в своих видим, как один человек может запустить вокруг себя круги, влияющие чуть ли не на всю республику-область-край, даже без особой цели устроить Майдан или революцию - просто достаточно заниматься своим делом с огоньком.

Фактически эти активисты-пассионарии шевелят аморфную массу обывателей в попытках направить их на путь истинный - с их точки зрения. Является ли это насилием и манипуляцией? Определённо да. Нужно ли это делать? Как ни странно, тоже да, особенно в кризисных и пред-кризисных ситуациях, подобной нонешней - когда дом шатается и горит, сидеть и говорить по-обывательски, что "всё нормально", довольно глупо. Некоторые вещи навроде того же пожара обыватели способны вычислить и самостоятельно, только вот понять его первопричины и особенно методы его предотвращения могут не только лишь все . Обывателя по умолчанию волнует его собственная хата, и какие-то глубинные события и тайные процессы ему по барабану - и это тоже не плохо, это факт.

Здесь также важно уточнить, что активист-пассионарий не равно "благодетель Человечества". К безусловным пассионариям можно причислить и Сталина и Гитлера; и протопопа Аввакума и патриарха Никона, хотя, казалось бы, они антагонисты . Стремление "твоя труба шатать" может быть разнонаправленным, и ту же самую подорвали две противоположные группировки активистов - "майданутые" и "колорады"; обои двое активисты, но ведут общество в разные стороны, шо какбэ намекает.

Общество менять, безусловно, нужно, особенно в наше тревожное время суток; обыватель, повторяю, будет до последнего сидеть и надеяться на лучшее, даже когда ему на голову уже будет валиться штукатурка от падающих общественных конструкций; как это было во всех пост-советских странах, и на наших глазах происходит вна бУкраине. Коммуналка уже почти догнала зарплату, но обыватель сам по себе никуда не пойдёт, пока последнее из пасти вырывать не будут - и это, повторюсь, не удивительно, всё сугубо по определению . Мы и сами такие, схавали 2.5-кратное падение рубля и взлёт цен при заморозке зряплат, и ничего же, всё нормально? Выводы, последствия - какие выводы, ведь так и надо?

Общество меняют активисты-пассионарии - люди, которые думают не только за себя, но и за всех остальных. Но это не значит, что "пассионарий" - это однозначно положительный херой. Люди, пережившие Катастройку, должны помнить лощёных мальчиков-зайчиков, изо всех сил подражающих западенским "бизнесменам", ломавших общество под свои идеалы и интересы. В итоге в руинах лежит пространство от Гданьска до Анадыря, и все считают, что это нормально. Разительный контраст от кастрюлеголовых на Майдане, а результат ровно тот же.

Поэтому лишний раз уточню, что активист-пассионарий вовсе не равно "герой" и "спаситель". Это просто неравнодушный человек, но это неравнодушие может быть и сопереживанием, и инстинктом хищника. Поэтому всегда и говорю, что всё в нашей жизни - от , а те - от . Звучит несколько замудрённо, но я просто предлагаю разглядывать не внешнюю мишуру, а конечную цель в любом действии. Ибо не всегда действие лучше бездействия, как бы это не звучало странно.

Современный мир подобен толстяку, который слишком много жрёт и мало двигается. Всем это понятно, но дальше абстрактых деклараций дело не идёт - как и при Горбачёвы, сплошные "на чать" да "углу бить". Мы слишком долго , думая, что "ещё вот этот пончик не повредит", и всем уже понятно, что бензин закончился; все всем должны и даже взаимозачёт не решит проблем - если я тебе должен 100 рублей, ты мне 10, а на двоих у нас один рубль, это добром не кончится. В этих условиях неибежно нужно ужиматься; но и это тоже проблему не решит - если толстяка кормить всё меньше и меньше, то он не станет Аполлоном, а заработает себе гастрит и превратится в рахитика, что немногим-то и лучше. Если в приоритете ставить гармонию, то необходимо больше работать физически; есть можно даже больше, главное - чтобы было куда корм расходовать.

1) Пассионарность - (от лат.- страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.

2) Пассионарность - (от лат. Passio - страсть) - термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.

3) Пассионарность - (франц. "passion", " страсть ", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

Пассионарность

(от лат.- страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.

(от лат. Passio - страсть) - термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.

(франц. "passion", " страсть ", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

Пассионарий

Пассионарии (люди энергоизбыточного типа) - в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики.

В контексте определение используется как предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти .

Источники

  • Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. ISBN 5-306-00157-2
  • Мичурин В.А. Словарь понятий и терминов теории этногенеза. М., 1993.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пассионарий" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 лидер (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    пассионарий - пассион арий, я … Русский орфографический словарь

    Я; м. и ж. Книжн. Человек, обладающий большой внутренней энергией; темпераментный, активный человек … Энциклопедический словарь

    пассионарий - я; м. и ж.; книжн. Человек, обладающий большой внутренней энергией; темпераментный, активный человек … Словарь многих выражений

    СФИНКС, или ПАССИОНАРИЙ - в Посвящениях малых в Каббале наименование пятой ступени космического посвящения. Этот человек еще не до конца понял и увидел свою космическую программу, но он уже явственно ощутил ее космическое происхождение и внутренне принял ее этику,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    Араб. صدام حسين عبد المجيد التكريتي‎‎ … Википедия

    Пассионарии в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде… … Википедия

Книги

  • Лев Гумилев: Судьба и идеи , Сергей Лавров. Книга посвящена драматичной судьбе и научному творчеству выдающегося отечественного историка, этнолога и географа Льва Николаевича Гумилева. Центральную часть ее занимает работа президента…
  • Команданте Чавес. Его боялась Америка , Виктор Чернов. Смерть Чавеса вспыхнула над миром радугой его бессмертия. Он появился из магмы латиноамериканского континента. Он - слиток, родившийся из огненного вулкана. Он - индеец, в чьих жилах бушует…
  • устойчивыми эволюционирующими системами ;
  • иерархическими структурами.
  • Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

    хотя и могут ими быть.

    Этнические системы

    Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос , этнос , субэтнос , конвиксия и консорция . Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

    Суперэтнос Самая крупная этническая система. Состоит из этносов . Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы. Этнос Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом . Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером . Субэтнос , конвиксия и консорция части этноса , обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы , старообрядцы , казаки .

    Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

    Формы этнических контактов

    Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии [ ]

    Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя своё национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он - оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов .

    Этнические антисистемы

    Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии [ ]

    Л. Н. Гумилёвым была предложена и более тонкая классификация по признаку пассионарности , включающую девять её уровней.

    Уровень Название Пояснение Описание
    6 жертвенный высший уровень человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью . Примерами таких личностей являются Ян Гус , Жанна Д"Арк , протопоп Аввакум , Иван Сусанин
    5 человек вполне готов рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен. Это патриарх Никон , Иосиф Сталин и др.
    4 уровень перегрева / акматической фазы / переходный То же самое что 5, но в меньшем масштабе - стремление к идеалу успеха . Примеры - Леонардо да Винчи , А. С. Грибоедов , С. Ю. Витте , Наполеон Бонапарт , Александр Суворов .
    3 фаза надлома стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то, что Л. Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная»). Тут за примерами далеко ходить не надо - это все крупные учёные, художники, писатели, музыканты, и т. д.
    2 поиск удачи с риском для жизни Это искатель счастья , ловец фортуны, колониальный солдат , отчаянный путешественник, ещё способный рискнуть жизнью.
    1 пассионарии, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни
    0 обыватель нулевой уровень тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту. Количественно он преобладает почти во всех фазах этногенеза (кроме обскурации (время окончательной потери пассионарности)), но лишь в инерцию и гомеостаз является определяющим в поведении этноса.
    -1 субпассионарии ещё способны на какие-то действия, приспособление к ландшафту
    -2 субпассионарии не способны на действия, изменения. Постепенно с их взаимоистреблением и давлением внешних причин либо происходит гибель этноса, либо берут своё гармоничники (обыватели).

    Л. Н. Гумилёв неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не коррелирует со способностями личности, и называл пассионариев - «люди длинной воли». Может быть умный обыватель и довольно глупый «учёный», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно как и наоборот; это всё не исключает и не предполагает друг друга. Также пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как темперамент: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями.

    Пассионарные толчки

    Время от времени происходят массовые мутации , повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность внеземными процессами. Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Возможно время от времени на землю попадает луч жесткого излучения от Солнечного протуберанца.

    Пассионарные толчки, описанные Л. Н. Гумилёвым (легенда к карте):

    I (XVIII век до н. э.).

    1. Египтяне -2 (Верхний Египет). Крушение Древнего царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое царство . Столица в Фивах (1580 г.) Смена религии. Культ Озириса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нумибию и Азию.
    2. Гиксосы (Иордания. Северная Аравия).
    3. Хетты (Восточная Анатолия). Образование хеттов из нескольких хатто-хуритских племен. Возвышение Хаттуссы . Расширение на Малую Азию. Взятие Вавилона.
    II (XI век до н. э.).
    1. Чжоусцы (Северный Китай: Шэньси). Завоевание княжеством Чжоу империи Шан Инь. Появление культа Неба. Прекращение человеческих жертвоприношений. Расширение ареала до моря на востоке, Янцзы на юге, пустыни на севере.
    2. (?)Скифы (Центральная Азия).
    III (VIII век до н. э.).
    1. Римляне (центральная Италия). Появление на месте разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения римской общины-войска. Последующее расселение на среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г. до н. э. Смена культа, организации войска и политической системы. Появление латинского алфавита.
    2. Самниты (Италия).
    3. Эквы (Италия).
    4. (?)Галлы (южная Франция).
    5. Эллины (средняя Греция). Упадок ахейской критомикенской культуры в XI-IX вв. до н. э. Забвение письменности. Образование дорийских государств Пелопоннеса (VIII в.). Колонизация эллинами Средиземноморья. Появление греческого алфавита. Реорганизация пантеона богов. Законодательства. Полисный образ жизни,
    6. Киликийцы (Малая Азия).
    7. Персы (Персида). Образование мидян и персов. Дейок и Ахемен - основатели династий. Расширение Мидии. Раздел Ассирии. Возвышение Персиды на месте Элама, закончившееся созданием царства Ахеменидов на Ближнем Востоке. Смена религии. Культ огня. Маги.
    IV (III век до н. э.).
    1. Сарматы (Казахстан). Вторжение в европейскую Скифию. Истребление скифов. Появление тяжелой конницы рыцарского типа. Завоевание Ирана парфянами. Появление сословий.
    2. Кушаны -согдийцы (Средняя Азия).
    3. Хунны (южная Монголия). Сложение хуннского родоплеменного союза. Столкновение с Китаем.
    4. Когурё (южная Маньчжурия, Северная Корея). Возвышение и падение древнего корейского государства Чосон (III-II вв. до н. э.). Образование на месте смешанного тунгусо-маньчжуро-корейско-китайского населения племенных союзов, выросших впоследствии в первые корейские государства Когуре, Силла, Пэкче.
    V (I век).
    1. Готы (южная Швеция). Переселение готов от Балтийского моря к Чёрному (II в.). Широкое заимствование античной культуры, закончившееся принятием христианства. Создание готской империи в Восточной Европе.
    2. Славяне . Широкое распространение из Прикарпатья до Балтийского, Средиземного и Чёрного морей.
    3. Даки (современная Румыния).
    4. Христиане (Малая Азия, Сирия, Палестина). Возникновение христианских общин. Разрыв с иудаизмом. Образование института церкви. Расширение за пределы Римской империи.
    5. Иудеи -2 (Иудея). Обновление культа и мировоззрения. Появление Талмуда. Война с Римом. Широкая эмиграция за пределы Иудеи.
    6. Аксумиты (Абиссиния). Возвышение Аксума. Широкая экспансия в Аравию, Нубию, выход к Красному морю. Позже (IV в.) принятие христианства.
    VI (VI век).
    1. Арабы -мусульмане (Центральная Аравия). Объединение племен Аравийского полуострова. Смена религии. Ислам. Расширение до Испании и Памира.
    2. Раджпуты (долина Инда). Низвержение империи Гупта. Уничтожение буддийской общины в Индии. Усложнение кастовой системы при политической раздробленности. Создание религиозной философии Веданты. Троичный монотеизм: Брама, Шива, Вишну.
    3. Боты (южный Тибет). Монархический переворот с административно-политической опорой на буддистов. Расширение в Центральную Азию и Китай.
    4. Китайцы -2 (северный Китай: Шэньси, Шаньдун). На месте почти вымершего населения северного Китая появились два новых этноса: китайско-тюркский (табгачи) и средневековой китайский, выросший из группы Гуаньлун. Табгачи создали империю Тан, объединив весь Китай и Центральную Азию. Распространение буддизма, индийских и тюркских нравов. Оппозиция китайских шовинистов. Гибель династии.
    5. Корейцы . Война за гегемонию между королевствами Силла, Пэкче, Когуре. Сопротивление танской агрессии. Объединение Кореи под властью Силла. Усвоение конфуцианской морали, интенсивное распространение буддизма. Формирование единого языка.
    6. Ямато (Японцы). Переворот Тайка. Возникновение центрального государства во главе с монархом. Принятие конфуцианской морали как государственной этики. Широкое распространение буддизма. Экспансия на север. Прекращение строительства курганов.

    График, изображающий зависимость пассионарности этнической системы от времени её существования. По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривой соответствует моменту пассионарного толчка , послужившего причиной появления этноса.
    По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы в трех шкалах:
    1) в качественных характеристиках от уровня P2 (неспособность удовлетворить вожделения) до уровня Р6 (жертвенность);
    2) в шкале "количество субэтносов (подсистем этноса) индексы n+1, n+3 и т. д., где n - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся в гомеостазе;
    3) в шкале «частота событий этнической истории».
    Данная кривая является обобщением 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных для различных суперэтносов , возникших вследствие различных толчков.

    VII (VIII век).

    1. Испанцы (Астурия). Начало Реконкисты. Образование королевств: Астурия, Наварра, Леон и графства Португалия на базе смешения испано-римлян, готов, алан, лузитан и др.
    2. Саксы . Раскол империи Карла Великого на национально-феодальные государства. Отражение викингов, арабов, венгров и славян. Раскол христианства на ортодоксальную и папистскую ветви.
    3. Скандинавы (южная Норвегия, северная Дания). Начало движения викингов. Появление поэзии и рунической письменности [ ] . Оттеснение лопарей в тундру.
    VIII (XI век).
    1. Монголы (Монголия). Появление «людей длинной воли». Объединение племен в народ-войско. Создание законодательства - Ясы и письменности. Расширение улуса от Жёлтого до Чёрного моря.
    2. Чжурчжэни (Манчжурия). Образование империи Цзинь полукитайского типа. Агрессия на юг. Завоевание северного Китая.
    3. Самураи в Японии. После этого Япония иллюстрирует интерференцию ПТ VII и XI веков и в конечном итоге переход японского этногенеза с линии ямато на самурайскую линию. Например революция Мэйдзи и отстранение самураев от власти это признак надлома самурайского этногенеза.
    IX (XIII век)
    1. Литва . Создание жесткой княжеской власти. Расширение ВКЛ от Балтийского до Чёрного моря. Принятие христианства. Слияние с Польшей .
    2. Великороссы . Исчезновение Древней Руси, захваченной Литвой (кроме Новгорода). Возвышение Московского княжества. Рост служилого сословия. Широкая метисация славянского, тюркского и угорского населения Восточной Европы.
    3. Турки-османы (запад Малой Азии). Консолидация османским бейликом активного мусульманского Населения Ближнего Востока, пленных славянских детей (янычары) и морских бродяг Средиземноморья (флот). Султанат военного типа. Оттоманская Порта. Завоевание Балкан, Передней Азии и Северной Африки до Марокко.
    4. Эфиопы (амхара , Шоа в Эфиопии). Исчезновение Древнего Аксума. Переворот Соломонидов. Экспансия эфиопского православия . Возвышение и расширение царства Абиссиния в Восточной Африке.

    Кроме того, в трудах Гумилёва разбросаны упоминания о других толчках, почему-то не сведённых автором в общую таблицу. К ним принадлежит пассионарный толчок в Латинской Америке, породивший ацтеков, инков и некоторые другие индейские этносы; толчок в Южной Африке в конце 18 века, породивший этнос зулусов, и др. Упоминаются также толчки, которые сам автор относил к гипотетическим, будучи не уверенным в том, связать ли с пассионарными толчками некоторые исторические события, такие как возвышение Альморавидов или сопротивление Ирландии завоеванию.

    Пятый век, ПТ по линии Ирландия-Уэльс-Западная Африка (Сопротивление Уэльса нормандскому завоеванию и захват Уэльса на стадии надлома)

    В связи с огромным поднятием активности Китая, Японии, Ирана, Ирака и. т. д. в XIX-XX вв. дискутируется вопрос о десятом пассионарном толчке, произошедшем в конце XVIII века . Одни (гипотеза принадлежит В. А. Мичурину) проводят его по линии Япония - Ближний Восток, другие (гипотеза выдвинута М. Хохловым) - по вертикальной линии, проходящей через Кавказ . Если не забывать о том, что толчок точно доказано прошел через территорию Зулусов, то меридиальный характер ЮАР-Грозный-Ориенбург и время середины 17 века будет вернее. По мнению Пенежина В. А. имеют место два отдельных меридиальных пассионарных толчка. Азиатский просматривается время- середина XVI века и линия Маньчжурия -Китай-Вьетнам-Кампучия-Сингапур-Малайзия (Захват маньчжурами Китая, начало широкого распространения ислама в Индонезии)

    Этногенез

    Начальные условия

    Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:

    • нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза,
    • сочетание двух или более ландшафтов на территории,
    • присутствие двух или более этносов на территории.

    Протекание

    Типичный этногенез состоит из следующих стадий:

    Срок Название Примечания
    0 лет (начало отсчёта) Толчо́к или дрейф Как правило, не отражён в истории.
    0-150 лет Инкубацио́нный пери́од Рост пассионарности. Отражён только в мифах .
    150-450 лет Подъём Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории.
    450-600 лет Акмати́ческая фа́за , или перегре́в Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества.
    600-750 лет Надло́м Резкий спад пассионарности. Гражданские войны , раскол этнической единицы.
    750-1000 лет Инерцио́нная фа́за Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание.
    1000-1150 лет Обскура́ция Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация .
    1150-1500 лет Мемориальная Сохранение только памяти о жизни этноса.
    1150 лет-неопределённо долго Гомеоста́з Существование в равновесии со средой.

    Взаимодействие этносов

    Способы, которыми взаимодействуют этносы , определяются их уровнем пассионарности, комплемента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз , ксению и химеру .

    Критика пассионарной теории этногенеза

    Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

    Теории «химер», «антисемитизм»

    Согласно Л. Н. Гумилеву,

    …экзогамия, отнюдь не относящаяся к «социальным состояниям» и лежащая в иной плоскости, оказывается реальным деструктивным фактором при контакте на суперэтническом уровне. И даже в тех редких случаях, когда в зоне контакта появляется новый этнос, он поглощает, то есть уничтожает, оба прежних.

    Это высказывание критикуют Ю. Бромлей и В. А. Шнирельман .

    В.Шнирельман к тому же обвиняет Гумилёва в антисемитизме :

    Хотя примеры «химерных образований» рассыпаны по всему тексту… он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым «хазарским эпизодом». Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси.

    • «Византизм и славянство » (Леонтьев)
    • «Россия и Европа » (Данилевский)
    • «Закат Европы » (Шпенглер)
    • «Постижение истории » (Тойнби)
    • «Ноосфера » (Вернадский)

    Примечания

    1. Гумилев Л. Н. // Большая российская энциклопедия , т.8 М., 2007, с.155.

      Взгля­ды Г., вы­хо­див­шие да­ле­ко за рам­ки тра­диц. науч. пред­став­ле­ний, вы­зы­ва­ют спо­ры и ост­рые дис­кус­сии сре­ди ис­то­ри­ков, эт­но­ло­гов и др.

    2. Гумилёв Лев Николаевич в энциклопедии «Кругосвет »: «В последние годы существования СССР, когда учение Гумилева об этногенезе впервые стало объектом публичного обсуждения, вокруг неё сложилась парадоксальная атмосфера. … Все учёные отмечали, что несмотря на глобальность теории и её кажущуюся основательность (Гумилев заявлял, что его гипотеза есть результат обобщения истории более 40 этносов), в ней очень много допущений, никак не подтвержденных фактическими данными».