Создатель первых советских космических аппаратов. Интересные факты о советской космической программе. Успех "Спутника" и дальнейшие планы


История освоения космоса с самого начала развивалась в биполярном мире. Космическое противостояние стало хорошим стимулом как для американских, так и для советских программ. Следствием такого противостояния стало то, что все успехи становились поводом для международной гордости и афишировались в планетарном масштабе. Но так происходило лишь с успехами, а неудачи оставались за семью печатями, как для соперников, так и для собственных граждан. Теперь, спустя десятилетия, некоторые сведения обнародованы. Мы нашли неизвестные факты о советской космической программе, о которых многие раньше не слышали.

На момент начала Второй мировой войны, ракетных технологий в СССР не было вовсе, в то время как немецкие ученые разрабатывали сразу несколько программ боевых ракет. Доставшийся победителям в качестве трофея научный материал лег в основу советских разработок. Пленные немецкие ученые адаптировали знаменитую ФАУ-2 под космические нужды, благодаря чему в 1957 году состоялся первый запуск спутника на орбиту Земли.

2. Космическая программа СССР возникла случайно


Сергей Королев, один из ведущих ученых советской ракетной программы, держал в секрете свои разработки, которые изначально были направлены на создание межконтинентальных баллистических ракет. Многие в верхушке партии не относились серьезно к перспективе запуска спутников и ракет. Только когда Королев расписал пропагандистские перспективы освоения космоса, начались серьезные подвижки в этой области.




Белка и Стрелка - первые советские собаки-космонавты, совершившие орбитальный космический полет и вернувшиеся на Землю невредимыми. Полет проходил на корабле «Спутник-5». Старт состоялся 19 августа 1960 года, полет продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Но мало кто знает, что до Белки и Стрелки было отправлено еще несколько животных, которые не вернулись обратно. Многие из подопытных погибали еще во время взлета, от перегрузок и высоких температур. Одна из подопытных собак - Лайка - умерла через несколько часов после старта из-за отказа системы терморегуляции.

4. Юрий Гагарин может не быть первым человеком в космосе


12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, выйдя на орбиту Земли на космическом корабле Восток. Однако некоторые историки считают, что до триумфального запуска могло состояться несколько неудачных попыток, в ходе которых погибли предшественники Гагарина. Но никаких данных по этому поводу обнародовано не было, и вполне возможно, что документы были уничтожены по программе абсолютной секретности.




Ракеты-носители для кораблей Восток, которые запускали спутники и Гагарина на орбиту, изначально разрабатывались параллельно с программой спутников-шпионов.




Павел Беляев и Алексей Леонов вышли на орбиту на космическом корабле Восход 18 марта 1965 года, в ходе миссии, во время которой Леонов вошел в историю, сделав первый выход в открытый космос. Несмотря на историческое достижение, миссия была чревата опасностью: Леонову грозил тепловой удар и декомпрессионная болезнь в результате ошибок в проектировании скафандра. Тем не менее все прошло успешно, но после посадки в 180 километрах севернее города Перми космонавтам пришлось нелегко. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Дикий лес кишел медведями и волками, а до прибытия спасательной миссии Леонову и Беляеву пришлось ждать около 12 часов.




Хотя США были первыми, кто высадил человека на Луне, Советы были первыми, кто запустил луноход на лунную поверхность. «Луноход-1» (Аппарат 8ЕЛ № 203) - первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела - Луны. Принадлежал к серии советских дистанционно-управляемых самоходных аппаратов «Луноход» для исследования Луны (проект Е-8), проработал на Луне одиннадцать лунных дней (10,5 земных месяцев).

8. СССР создал самые безопасные спускаемые капсулы в истории


Несмотря на неудачи в безопасности на заре космических исследований, капсула Союз стала самой надежной системой возврата космонавтов на Землю, которая используется по сей день.




Советские пилотируемые лунные программы, в отличие от своих беспилотных миссий, в значительной степени проявляли свою недостаточность, главным образом из-за ограниченных возможностей ракеты Н1. В целом же историки отечественной космонавтики считают, что крах советской лунной программы с участием ракеты Н-1 во многом был обусловлен не только экономическими трудностями тех лет и расколом среди главных конструкторов, но ещё и установкой руководства страны по этому проекту. Правительством не была чётко просчитана его финансовая сторона, и потому, когда дело дошло до выделения для него необходимых средств, руководители страны потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии.




Базз Олдрин рассказывал, что когда они улетали с поверхности Луны, они видели некий объект, который приближался к поверхности. В американской теории заговора говорят, что это был советский зонд Луна-15, который разбился во время посадки о поверхность спутника.


СССР заслуженно удерживала в мире титул мощнейшей космической державы. Первый спутник выведенный на орбиту Земли, Белка и Стрелка, полёт в космос первого человека – более чем веские причины для этого. Но были в советской космической истории научные прорывы и трагедии неизвестные широкой публике. О них-то и пойдёт речь в нашем обзоре.

1. Межпланетная станция «Луна-1»



Межпланетная станция «Луна-1», которая была запущена 2 января 1959 года, стала первым космическим аппаратом, успешно достигнувшим окрестностей Луны. 360-килограммовый космический аппарат вез груз из советской символики, которую предполагалось разместить на поверхности Луны, чтобы продемонстрировать превосходство советской науки. Тем не менее, корабль промахнулся мимо Луны, пройдя в 6000 километрах от ее поверхности.

Во время полета к Луне был проведен эксперимент по созданию «искусственной кометы» - станция выпустила облако паров натрия, которое в течение нескольких минут светилось и позволяло наблюдать станцию с Земли, как звезду 6 величины. Что интересно, «Луна-1» была по крайней мере пятой попыткой СССР по запуску космического аппарата к естественному спутнику Земли, первые 4 окончились неудачей. Радиосигналы от станции прекратились через три дня после запуска. Позже в 1959 году зонд «Луна-2» достиг поверхности Луны, совершив жесткую посадку.



Запущенный 12 февраля 1961 года советский космический зонд «Венера-1» стартовал к Венере, чтобы совершить посадку на ее поверхности. Как и в случае с Луной, это был не первый запуск – аппарат 1ВА № 1 (который также окрестили «Спутником-7») потерпел неудачу. Хотя сам зонд должен был сгореть при входе в атмосферу Венеры, планировалось, что спускаемая капсула достигнет поверхности Венеры, что сделало бы ее первым объектом антропогенного происхождения на поверхности другой планеты.

Первоначальный запуск прошел хорошо, но через неделю связь с зондом была утеряна (предположительно, по причине перегрева датчика направления на Солнце). В итоге неуправляемая станция прошла в 100 000 километрах от Венеры.


Станция «Луна-3», запущенная 4 октября 1959 года, была третьим космическим аппаратом, успешно отправленным к Луне. В отличие от предыдущих двух зондов программы «Луна», этот был оснащен камерой, которая была предназначена для того, чтобы впервые в истории снять обратную сторону Луны. К сожалению, камера была примитивной и сложной, поэтому снимки получились некачественными.

Радиопередатчик был настолько слаб, что первые попытки передачи изображений на Землю не удались. Когда станция приблизилась к Земле, совершив облет вокруг Луны, были получены 17 фото, на которых ученые обнаружили, что «невидимая» сторона Луны гористая, а отличие от той, которая повернута к Земле.

4. Первая успешная посадка на другой планете


17 августа 1970 года стартовала автоматическая научно-исследовательская космическая станция «Венера-7», которая должна была высадить на поверхность Венеры спускаемый аппарат. Чтобы выжить в атмосфере Венеры как можно дольше, спускаемый аппарат был изготовлен из титана и оснащен тепловой изоляцией (предполагалось, что давление у поверхности может достигать значения 100 атмосфер, температура - 500 °C, а скорость ветра у поверхности - 100 м/с).

Станция достигла Венеры, а аппарат начал спуск. Однако, тормозной парашют спускаемого аппарата разорвался, после чего он в течение 29 минут падал, в конце концов врезавшись в поверхность Венеры. Считалось, что аппарат не мог выжить при подобном ударе, но позже анализ регистрируемых радиосигналов показал, что зонд передавал показания температуры с поверхности в течение 23 минут после жесткого приземления.

5. Первый искусственный объект на поверхности Марса


«Марс-2» и «Марс-3» - две автоматических межпланетных станции – близнеца, которые были запущены в мае 1971 года к Красной планете с разницей в несколько дней. Поскольку США опередили Советский Союз, первыми достигнув орбиты Марса («Маринер-9», который также стартовал в мае 1971 года, опередил два советских зонда на две недели и стал первым космическим аппаратом на орбите другой планеты), СССР хотел совершить первое приземление на поверхность Марса.

Спускаемый аппарат «Марса-2» разбился о поверхность планеты, а спускаемый аппарат «Марса-3» сумел совершить мягкую посадку и начал передавать данные. Но передача прекратилась через 20 секунд из-за сильной пылевой бури на поверхности Марса, в результате чего СССР лишился первых четких снимков, сделанных на поверхности планеты.

6. Первый автоматический аппарат, доставивший внеземное вещество на Землю



Поскольку американские астронавты «Аполлона-11» уже привезли на Землю первые образцы лунного вещества, СССР принял решение запустить на Луну первый автоматизированной космический зонд для сбора лунного грунта и возврата на Землю. Первый советский аппарат «Луна-15», который должен был достигнуть поверхности Луны в день запуска «Аполлона-11», при попытке посадки разбился.

Перед этим 5 попыток также были неудачными из-за проблем с ракетой-носителем. Тем не менее, «Луна-16», шестой советский зонд, был успешно запущен после «Аполлона-11» и «Аполлона-12». Приземлилась станция в районе море Изобилия. После этого она взяла пробы грунта (в количестве 101 грамма) и вернулась на Землю.

7. Первый трехместный космический аппарат


Запущенный 12 октября 1964 года «Восход-1» стал первым космическим кораблем, экипаж которого составлял более одного человека. Хотя «Восход» был разрекламирован, как инновационный космический корабль, на самом дел он был слегка измененной версией «Востока», на котором впервые в космосе побывал Юрий Гагарин. У США на тот момент не было даже двухместных кораблей.

«Восход» считался небезопасным даже советскими конструкторами, поскольку место для трех членов экипажа было освобождено за счет того, что в конструкции отказались от катапультных кресел. Также кабина была настолько тесной, что космонавты находились в ней без скафандров. В результате, если бы кабина разгерметизировалась, то экипаж бы погиб. Кроме того, новая система посадки, состоящий из двух парашютов и допотопной ракеты, была испытана всего один раз перед запуском.

8. Первый космонавт африканского происхождения



18 сентября 1980 года в рамках восьмой экспедиции к орбитальной научной станции «Салют-6» стартовал космический корабль «Союз-38». Его экипаж состоял из советского космонавта Романенко Юрия Викторовича и исследователя Арнальдо Тамайо Мендеса, кубинского летчика, который стал первым человеком африканского происхождения, отправившимся в космос. Мендес пребывал на борту «Салюат-6» в течение недели, где принял участие в 24 экспериментах в области химии и биологии.

9. Первая стыковка с необитаемым объектом

11 февраля 1985 года после полугодового отсутствия на космической станции «Салют-7» людей связь с ней внезапно прервалась. Замыкание привело к тому, что все электрические системы «Салюта-7» выключились, а температура на станции упала до -10 °C.

В попытке спасти станцию, к ней была направлена экспедиция на переоборудованном под эти цели космическом корабле «Союз Т-13», который пилотировал самый опытный советский космонавт Владимир Джанибеков. Автоматизированная система стыковки не работала, поэтому нужно было проводить ручную стыковку. Стыковка прошла успешно, а работы по восстановлению космической станции проходили в течение нескольких дней.

10. Первая человеческая жертва в космосе

30 июня 1971 года Советский Союз с нетерпением ожидал возвращения трех космонавтов, который провели на станции «Салют-1» 23 дня. Но после приземления корабля «Союз-11» изнутри не доносилось ни единого звука. Когда капсулу вскрыли снаружи, внутри обнаружили трех мертвых космонавтов, на лицах которых были темно-голубые пятна, а из носа и ушей текла кровь.

По данным следствия, трагедия произошла сразу же после отделения спускаемого аппарата от орбитального модуля. В кабине корабля произошла разгерметизация, после чего космонавты задохнулись.

Космические корабли, которые конструировались на заре космической эры, кажутся раритетами по сравнению с . А ведь возможно, эти проекты будут реализованы.

«Две вещи поражают моё воображение:
звёздное небо над головой
и нравственный закон внутри нас»
И. Кант

Таинственное и неизведанное всегда манило и пленяло человеческий ум и воображение. Апологеты науки говорят, что это свойство ума является всего лишь одним из инстинктов, передаваемых генетически. Для человека религиозного причина тяги к творчеству и исследованию лежит в сфере метафизики; именно это качество открывает возможность человеку стать со-творцом Вседержителя. Третий скажет, что творчество и исследования являются объективными потребностями людей, так как обеспечивают активное преобразование окружающего пространства в соответствии со своими нуждами и желаниями. Мы же считаем, что все эти точки зрения не только не противоречат друг другу, но и взаимодополняют друг друга. Они отражают те грани истины, которые открылись конкретному человеку.

Как бы то ни было, но именно звёздное небо и космос представляли собой одну из наибольших тайн, которую люди пытались познать с самого начала своего существования. Уже первые известные нам цивилизации делали попытки исследовать космос. Но только с изобретением телескопа в 1608 году Иоанном Липперсгейем, человечество получило возможность более обстоятельно заняться исследованием космоса. А экспоненциальное развитие техники и технологий в XX-м веке позволило уже не просто созерцать звёздное небо, но и «дотронуться рукой» до него. Флагманом в этом процессе стал Советский Союз.

В данной статье мы расскажем о становлении космонавтики в СССР.

КОСМОНАВТИКА В СССР

«То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением».

С.П. Королёв

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полёта в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полёт в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил природы (смерчей, ураганов). Ближе к XX веку для этих целей в описаниях фантастов уже присутствовали технические средства — воздушные шары, сверхмощные пушки и, наконец, ракетные двигатели и собственно ракеты. Не одно поколение молодых романтиков выросло на произведениях Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Толстого, А. Казанцева, основой которых было описание космических путешествий.

Всё изложенное фантастами будоражило умы учёных. Так, К.Э. Циолковский говорил:

«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчёт».

Циолковский и конструктор первой советской жидкостной ракеты ГИРД-09 М.К.Тихонравов

Публикация в начале XX века теоретических работ пионеров космонавтики К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера, Ю.В. Кондратюка, Р.Х. Годдарда, Г. Гансвиндта, Р. Эно-Пельтри, Г. Оберта, В. Гомана в какой-то мере ограничивала полет фантазии, но в то же время вызвала к жизни новые направления в науке — появились попытки определить, что может дать космонавтика обществу и как она на него влияет.

Надо сказать,что идея соединить космическое и земное направления человеческой деятельности принадлежит основателю теоретической космонавтики К.Э. Циолковскому. Когда учёный говорил:

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»

Он не выдвигал альтернативы — либо Земля, либо космос. Циолковский никогда не считал выход в космос следствием какой-то безысходности жизни на Земле. Напротив, он говорил о рациональном преобразовании природы нашей планеты силой разума. Люди, утверждал учёный,

«изменят поверхность Земли, её океаны, атмосферу, растения и самих себя. Будут управлять климатом и будут распоряжаться в пределах Солнечной системы, как на самой Земле, которая ещё неопределённо долгое время будет оставаться жилищем человечества».

НАЧАЛО РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ В СССР

В СССР начало практических работ по космическим программам связано с именами С.П. Королева и М.К. Тихонравова. В начале 1945 года М.К. Тихонравов организовал группу специалистов РНИИ по разработке проекта пилотируемого высотного ракетного аппарата (кабины с двумя космонавтами) для исследования верхних слоев атмосферы. В группу вошли Н.Г. Чернышев, П.И. Иванов, В.Н. Галковский, Г.М. Москаленко и др. Проект было решено создавать на базе одноступенчатой жидкостной ракеты, рассчитанной для вертикального полета на высоту до 200 км.

Один из запусков в рамках «Проекта ВР-190»

Этот проект (он получил название ВР-190) предусматривал решение следующих задач:

  • исследование условий невесомости в кратковременном свободном полёте человека в герметичной кабине;
  • изучение движения центра масс кабины и её движения около центра масс после отделения от ракеты-носителя;
  • получение данных о верхних слоях атмосферы;
  • проверка работоспособности систем (разделения, спуска, стабилизации, приземления и др.), входящих в конструкцию высотной кабины.

В проекте ВР-190 впервые были предложены следующие решения, нашедшие применение в современных КА:

  • парашютная система спуска, тормозной ракетный двигатель мягкой посадки, система разделения с применением пироболтов;
  • электроконтактная штанга для упредительного зажигания двигателя мягкой посадки, бескатапультная герметичная кабина с системой обеспечения жизнедеятельности;
  • система стабилизации кабины за пределами плотных слоёв атмосферы с применением сопел малой тяги.

В целом проект ВР-190 представлял собой комплекс новых технических решений и концепций, подтверждённых теперь ходом развития отечественной и зарубежной ракетно-космической техники. В 1946 году материалы проекта ВР-190 были доложены М.К. Тихонравовым И.В. Сталину. С 1947 года Тихонравов со своей группой работает над идеей ракетного пакета и в конце 1940-х — начале 1950-х годов показывает возможность получения первой космической скорости и запуска искусственного спутника Земли (ИСЗ) при помощи разрабатывавшейся в то время в стране ракетной базы. В 1950 — 1953 годах усилия сотрудников группы М.К. Тихонравова были направлены на изучение проблем создания составных ракет-носителей и искусственных спутников.

Развернулись работы по подготовке запуска первого ИСЗ ПС-1. Был создан первый Совет главных конструкторов во главе с С.П. Королёвым, который в дальнейшем и осуществлял руководство космической программой СССР, ставшего мировым лидером в освоении космоса. Созданное под руководством С.П. Королёва ОКБ-1-ЦКБЭМ-НПО «Энергия» стало с начала 1950-х годов центром космической науки и промышленности в СССР.

Космонавтика уникальна тем, что многое предсказанное сначала фантастами, а затем учёными свершилось воистину с космической скоростью. Уже 4 октября 1957 — всего 12 лет после окончания разрушительнейшей Великой Отечественной войны — с комического аэродрома, расположенного в городе Байконур был осуществлён запуск ракеты-носителя под названием Спутник, впоследствии выведенном на околоземную орбиту — он являлся самым первым спутником, сотворённым руками человека и запущенным с Земли. Запуск этой ракеты ознаменовал новую эпоху в развитии космических исследований. Спустя месяц СССР был произведён запуск второго искусственного спутника Земли. При этом уникальная особенность этого спутника заключалась в том, что в него было помещено первое живое существо, выведенное за пределы Земли. На борт спутника поместили собаку по имени Лайка.

Триумфом космонавтики стал запуск 12 апреля 1961 года первого человека в космос — Ю.А. Гагарина (http://inance.ru/2015/04/den-cosmonavtiki/). Затем — групповой полёт, выход человека в космос, создание орбитальных станций «Салют», «Мир»… СССР на долгое время стал ведущей страной в мире по пилотируемым программам.Показательной являлась тенденция перехода от запуска одиночных КА,предназначенных для решения в первую очередь военных задач, к созданию крупномасштабных космических систем в интересах решения широкого спектра задач (в том числе социально-экономических и научных).

Юрий Гагарин в костюме космонавта

Другие важные достижения космонавтики в СССР

Но кроме таких всемирно известных достижений, чего же ещё достигла советская космическая наука в XX веке?

Начнём с того, что для сообщения ракетам-носителям космических скоростей были разработаны мощные жидкостные ракетные двигатели. В этой области особенно велика заслуга В.П. Глушко. Создание таких двигателей стало возможным благодаря реализации новых научных идей и схем, практически исключающих потери на привод турбонасосных агрегатов. Разработка ракет-носителей и жидкостных ракетных двигателей способствовала развитию термо-, гидро- и газодинамики, теории теплопередачи и прочности, металлургии высокопрочных и жаростойких материалов, химии топлив, измерительной техники, вакуумной и плазменной технологии. Дальнейшее развитие получили твердотопливные и другие типы ракетных двигателей.

В начале 1950-х гг. советские учёные М.В. Келдыш, В.А. Котельников, А.Ю. Ишлинский, Л.И. Седов, Б.В. Раушенбах и др. разработали математические закономерности и навигационно-баллистическое обеспечение космических полётов.

Задачи, которые возникали при подготовке и реализации космических полетов, послужили толчком для интенсивного развития и таких общенаучных дисциплин, как небесная и теоретическая механика. Широкое использование новых математических методов и создание совершенных вычислительных машин позволило решать самые сложные задачи проектирования орбит космических аппаратов и управления ими в процессе полета, и в результате возникла новая научная дисциплина — динамика космического полёта.

Конструкторские бюро, возглавлявшиеся Н.А. Пилюгиным и В.И. Кузнецовым, создали уникальные системы управления ракетно-космической техникой, обладающие высокой надёжностью.

В это же время В.П. Глушко, A.M. Исаев создали передовую в мире школу практического ракетного двигателестроения. А теоретические основы этой школы были заложены ещё в 1930-е гг., на заре отечественного ракетостроения.

Ракета УР-200

Благодаря напряжённому творческому труду конструкторских бюро под руководством В.М. Мясищева, В.Н. Челомея, Д.А. Полухина были выполнены работы по созданию крупногабаритных особо прочных оболочек. Это стало основой создания мощных межконтинентальных ракет УР-200, УР-500, УР-700,а затем и пилотируемых станций «Салют», «Алмаз», «Мир», модулей двадцатитонного класса «Квант», «Кристалл», «Природа», «Спектр», современных модулей для Международной космической станции (МКС) «Заря» и «Звезда», ракет-носителей семейства «Протон».

Большая работа по созданию ракет-носителей на базе баллистических ракет была выполнена в КБ «Южное», возглавлявшимся М.К. Янгелем. Надёжность этих ракет-носителей лёгкого класса не имела в то время аналогов в мировой космонавтике. В этом же КБ под руководством В.Ф. Уткина была создана ракета-носитель среднего класса «Зенит» — представитель второго поколения ракет-носителей.

За четыре десятилетия развития космонавтики в СССР существенно возросли возможности систем управления ракет-носителей и космических аппаратов. Если в 1957 — 1958 гг. при выведении искусственных спутников на орбиту вокруг Земли допускалась ошибка в несколько десятков километров, то к середине 1960-х гг. точность систем управления была уже столь высока, что позволила космическому аппарату, запущенному на Луну, совершить посадку на её поверхности с отклонением от намеченной точки всего на 5 км. Системы управления конструкции Н.А. Пилюгина были одними из лучших в мире.

Большие достижения космонавтики в области космической связи, телевещания, ретрансляции и навигации, переход к высокоскоростным линиям позволили уже в 1965 году передать на Землю фотографии планеты Марс с расстояния, превышающего 200 млн км, а в 1980 году изображение Сатурна было передано на Землю с расстояния около 1,5 млрд км. Научно-производственное объединение прикладной механики, многие годы возглавлявшееся М.Ф. Решетневым, первоначально было создано как филиал ОКБ С.П. Королёва; сегодня это НПО — один из мировых лидеров по разработке космических аппаратов такого назначения.

Произошли качественные изменения и в области пилотируемых полетов. Способность успешно работать вне космического корабля впервые была доказана советскими космонавтами в 1960—1970-х гг., а в 1980—1990-х гг. была продемонстрирована способность человека жить и работать в условиях невесомости в течение года. Во время полётов было проведено также большое число экспериментов — технических, геофизических и астрономических.

В 1967 году в ходе автоматической стыковки двух беспилотных искусственных спутников Земли «Космос-186» и «Космос-188» была решена крупнейшая научно-техническая проблема встречи и стыковки КА в космосе, позволившая в сравнительно короткие сроки создать первую орбитальную станцию (СССР) и выбрать наиболее рациональную схему полета космических кораблей к Луне с высадкой землян на её поверхность.

В целом решение разнообразных задач исследования космоса — от запусков искусственных спутников Земли до запусков межпланетных космических аппаратов и пилотируемых кораблей и станций — дало много бесценной научной информации о Вселенной и планетах Солнечной системы и значительно способствовало техническому прогрессу человечества. Спутники Земли совместно с зондирующими ракетами позволили получить детальные данные об околоземном космическом пространстве. Так, при помощи первых искусственных спутников были обнаружены радиационные пояса, в ходе их исследования было глубже изучено взаимодействие Земли с заряженными частицами, испускаемыми Солнцем. Межпланетные космические полеты помогли нам глубже понять природу многих планетарных явлений — солнечного ветра, солнечных бурь, метеоритных дождей и др.

Космические аппараты, запущенные к Луне, передали снимки её поверхности, сфотографировал и в том числе и её невидимую с Земли сторону с разрешающей способностью, значительно превосходящей возможности земных средств. Были взяты пробы лунного грунта, а также доставлены на лунную поверхность автоматические самоходные аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2».

Луноход-1

Автоматические космические аппараты дали возможность получить дополнительную информацию о форме и гравитационном поле Земли, уточнить тонкие детали формы Земли и ее магнитного поля. Искусственные спутники помогли получить более точные данные о массе, форме и орбите Луны. Массы Венеры и Марса также были уточнены с помощью наблюдений траекторий полетов космических аппаратов.

Большой вклад в развитие передовой техники внесли проектирование, изготовление и эксплуатация очень сложных космических систем. Автоматические космические аппараты, посылаемые к планетам, являются, по сути дела, роботами, управляемыми с Земли посредством радиокоманд. Необходимость разработки надежных систем для решения задач такого рода привела к более совершенному пониманию проблемы анализа и синтеза различных сложных технических систем. Такие системы сегодня находят применение как в космических исследованиях, так и во многих других областях человеческой деятельности. Требования космонавтики обусловили необходимость конструирования комплексных автоматических устройств при жестких ограничениях, вызванных грузоподъемностью ракет-носителей и условиями космического пространства, что явилось дополнительным стимулом для быстрого совершенствования автоматики и микроэлектроники.

Несомненным успехом мировой космонавтики было осуществление программы ЭПАС, заключительный этап которой — запуск и стыковка на орбите космических кораблей «Союз» и «Аполлон» — был осуществлен в июле 1975 года.

Стыковка Союз-Аполлон

Этот полёт ознаменовал собой начало международных программ, которые успешно развивались в последнюю четверть XX века и несомненным успехом которых явились изготовление, запуск и сборка на орбите Международной космической станции. Особое значение приобрела международная кооперация в сфере космических услуг, где лидирующее место принадлежит ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

ПРИЧИНЫ УСПЕХОВ СССР В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Каковыми же были главные причины того, что именно СССР стал флагманом в исследовании и освоении ближнего космоса? Какие особенности советского подхода к развитию космонавтики обеспечили такой прорыв?

Несомненно, на становление и развитие космонавтики в СССР повлиял целый ряд факторов. Это и исторические традиции развития науки и техники, теоретическое наследие более ранних периодов, новаторская деятельность отдельных выдающихся личностей — основоположников РКТ, их способность к научному риску; сочетание необходимого уровня развития теоретической базы и экономических возможностей их практической реализации; достаточный багаж фундаментальных научных исследований, — но все эти факторы не смогли бы так эффективно сработать без участия механизма партийно- хозяйственного управления страны, который принято называть административно-командной системой. В то же время, эта зависимость носит и обратный характер, «система» может поставить задачу, мобилизовать ресурсы, ужесточить политический режим, то есть способствовать или мешать, но не генерировать научную и конструкторскую мысль. Совершенствуя систему образования и предоставляя доступ к нему всем слоям населения, власть только открыла возможность для освоения познавательно-творческого потенциала. Главная задача легла на плечи советских тружеников. И они до поры до времени справлялись с этой задачей достойно. То есть, успех в покорении космоса определялся главным образом не строем, а гением людей.

Добрый день, мой многоуважаемый читатель. Ваш почтенный слуга, как и миллионы мальчишек родившихся в советском союзе, мечтал стать космонавтом. Я им не стал, в связи со здоровьем и как это не прозвучит странно, ростом. Но далекий и неизвестный космос, влечет меня и по сей день.

В этой статье, я хочу вам поведать о таких интересных и поистине космических штуках, как ракета-носители и полезный груз который они доставляли в космическое пространство.

Плотное освоение космоса началось в середине третей пятилетки, после окончания второй мировой войны. Велись активные разработки во многих странах, но главные передовики естественно были СССР и США. Первенство в удачном запуске и вывода ракета-носителя с ПС-1 (простейший спутник) на околоземную орбиту, принадлежало СССР. До первого удачного запуска, было аж шесть поколений ракет и только седьмое поколение (Р-7) смогло развить первую космическую скорость в 8км/с чтобы преодолеть земное притяжение и выйти на околоземную орбиту. Космические ракеты взяли свое начало из баллистических ракет дальнего радиуса, путем форсирования двигателя. Вначале я вам кое что поясню. Ракета и космический корабль, это разные вещи.

Сама ракета, это всего лишь средство доставки космического корабля в космос. Это первые 30 метров на рисунке. А космический корабль уже крепится на ракету в самом верху. Впрочем, космического корабля там может и не быть, там может располагаться все что угодно, начиная от спутника, заканчивая ядерной боеголовкой. Что и служило большим стимулом и страхом для держав. Первый удачный запуск и вывод спутника на орбиту, значил для страны многое. Но главное из всего прочего, военное преимущество.

Сами ракета-носители, до первого удачного запуска имеют только буквенно-цифровое обозначение. И только после фиксирования удачного вывода полезного груза на заданную высоту, получают название.

В копилку эрудита: «Спутником» - стала и межконтинентальная баллистическая ракета 8К71 (Р-7), как и всем известный шарик с четырьмя антеннами, который она вывела в космос. Произошло это 4 октября 1957 года.


Вот самый первый искусственный спутник ПС-1 проходит заключительную проверку всех систем.


ПС-1 в космосе. (картинка не является оригинальной съемкой)

Уже через пять месяцев, был запущен другой ракета-носитель (8А91) Спутник 3. Такой короткий промежуток в разработке связан с тем фактом, что первые ракета-носители могли поднимать в космос полезную нагрузку в несколько килограмм, и запуск с ПС-1 на борту, был лишь первым голом в ворота США. Когда американцы приняли тот факт, что СССР обогнал их в гонке за первое место в выходе в космос, они принялись с удвоенной силой допиливать свои ракеты. СССР было нужно вновь опередить США и создать ракету, которая смогла бы вывести в космос полезную нагрузку в тонну. А это как-никак уже реальная угроза. Кто его знает, чем можно начинить такую ракету и послать на Вашингтон? И «Спутник-3», был как раз первой ракетой, с полезной нагрузкой в 1300 кг.


Ракета-носитель «Спутник». Слева видны три спутника, которые он выводил на орбиту земли.

В США и без этого была ядерная истерия. В детских садах, школах, фабриках и заводах, начались бесконечные учения на случай ядерного удара. Это был первый случай, когда американцам нечем было противостоять СССР. Межконтинентальные баллистические ракеты могут долететь до СССР за 11 минут. Прилететь из космоса ядерный заряд может намного быстрее. Конечно, все это слишком сложно, чтобы действительно так считать. Но у страха глаза велики.





Кстати, вот еще что добавьте в копилку эрудита: Как вы думаете, сколько времени ракета летит в космос? Час, два? Может быть пол часа?
Чтобы достичь высоты в 118 км, ракете требуется примерно 500 секунд, что меньше 10 минут. Высота в 118 км(100км) это так называемая линия Кармана, где аэронавтика становится полностью невозможной. Принято полагать, что полет считается космическим, если линия Кармана была преодолена.


Ракета правда американская, но этот рисунок очень удачно отображает атмосферу земли и точки переходов.

Третьей ракетой была «Луна». СССР, видя тщетные попытки американцев, с их капиталистической системой, где ракету строит не государство, а частные компании, которые заинтересованы большей степенью в прибыли, нежели в космической гонке, стали подумывать о полете на луну. И уже 2 декабря 1959 года, ракета-носитель (8К71) путем оснащения третьей ступенью (блоком «Е»), успешно отправился в сторону нашей причины приливов и отливов. Могли бы и раньше, но вследствие развивающихся автоколебаний ракеты-носители разрушались в полете на 102-104 секунде. И только после установки в топливных системах блоков гидродемпферов ракета успешно достигла…гелиоцентрической орбиты и стала первым искусственным спутником солнца. А все из за неучёта времени распространения радиокоманды АМС (автоматическая межпланетная станция).

Следующим ракета-носителем был «Восток» 8К72. Он то и долетел в сентябре 1959 до луны и успешно скинул туда АМС «Луна-2», и пару пентагонов с символами СССР.


Ракета-носитель «Восток» стоящий на постаменте на ВДНХ в Москве.


Два металлических пентагона с символикой СССР, отправленных вместе с АМС-2 на луну.

(После этой удачи, американцы начали строить павильон, где решили снимать фильм о высадке на луну. Шутка.) 4 октября, этого же года, была запущена аналогичная ракета с АМС Луна-3, которая впервые за всю историю человечества, смогла сфотографировать обратную сторону Луны. Заставив рядовых американцев плакать, забившись в угол. Так как, к сожалению, луна с другой стороны абсолютно такая же и на ней нет лунопарков и лунных городов.


Обратная сторона луны. 1959 год.

Королев же полным ходом планировал запустить в космос человека и по этому, в совершенной секретности, разрабатывалась система жизнеобеспечения человека в космосе. Космический аппарат серии «Спутник», запущенный 15 мая 1960 года. Был первым прототипом корабля-спутника «Восток», который использовался для первого космического полета человека.


Копия космического корабля «Спутник»

Космический корабль «Спутник-2» не предназначался для возвращения на землю. Но все же было принято решение, отправить на орбиту живое существо. Это была красивая дворняжка по кличке Лайка. Ее нашли в одном из собачьих приютов. Подбирали по принципу - белая, маленькая, не породистая, так как должна быть не привередлива к еде. Отобрали 10 собак, из которых отбор и испытания прошли только три. Но одна ждала потомства, а другая имела врожденную кривизну лап и ее оставили как технологическую. Ученые разработали систему кормления, два раза в день, систему ассенизации и сделали небольшую операцию, по вживлению датчиков. Один разместили у ребер, а другой у сонной артерии, чтобы следить за дыханием и пульсом. Лайку отправили в космос 3 ноября 1957 года. Сделав неправильные расчеты в терморегулировании, температура в корабле поднялась до 40 °C и в течении 5 часов собака умерла от перегрева, хотя полет рассчитывался на 7 дней(кислородный запас корабля). Лайка была обречена с самого начала. Многие работники участвовавшие в эксперименте были морально подавлены очень долгое время. Западная пресса очень негативно отнеслась к этому полету и ТАСС передавало еще семь дней информацию о самочувствии собаки, хотя собака была уже мертва.


Лайка. Она была первым живым существом, побывавшим в космосе, но без шанса вернуться обратно.

Космический корабль «Спутник-4» был создан для изучения работы системы жизнеобеспечения и различных ситуаций, связанных с полетом человека в космос: на нем отправили куклу ростом 164 см и весом 72 кг. Через четыре дня полета спутник отклонился от запланированного курса и в начале торможения вместо входа в атмосферу оказался выброшен на более высокую орбиту, после чего уже не смог вернуться в атмосферу в запланированном режиме. Обломки спутника были найдены посреди главной улицы в городке Манитэвак в американском штате Висконсин, что как бы намекало.


Остатки «Спутника-4» посреди главной улицы в городке Манитэвак в американском штате Висконсин.


Спутник-4


1. Фотоаппаратура; 2. Спускаемый аппарат; 3. Баллоны системы ориентации; 4. Приборный отсек;
5. Антенны телеметрических систем; 6. Тормозная двигательная установка; 7. Датчик ориентации по Солнцу;
8. Построитель вертикали; 9. Антенна программной радиолинии; 10. Антенна системы радиоразведки

После этого случая, каждые два месяца, были запуски на ракета-носителях Восток, каких либо представителей фауны земли. В июле запустили собак Чайку и Лисичку, но к сожалению, На 19-й секунде полёта у ракеты-носителя разрушился боковой блок первой ступени, в результате чего она упала и взорвалась. Собаки Чайка и Лисичка погибли.


Первые собаки полетевшие в космос на возвращаемом космическом корабле(спускаемый аппарат).
Вернуться им было, к сожалению, не суждено.

А в августе 60го, осуществили успешный полет две наши гордости, Белочка и Стрелочка! Но следующую информацию, запиши в свою копилочку: Вместе с Белкой и Стрелкой, на борту было 40 мышей и 2 крысы. Они провели в космосе 1 день и 9 часов. Вскоре после приземления у Стрелки родились шесть здоровых щенков. Одного из них попросил лично Никита Сергеевич Хрущёв. Он отправил его в подарок Каролин Кеннеди, дочери президента США Джона Кеннеди.


Белка и Стрелка, первые собаки, вернувшиеся из космоса.


На борту «Спутника-5» были не только собаки, но так же и такие милые крысы.

В декабре этого же года, был запуск Спутника-6. Экипажем корабля были собаки Мушка и Пчёлка, две морские свинки, две белые лабораторные крысы, 14 чёрных мышей линии С57, семь мышей гибридов от мышей СБА и С57 и пять белых беспородных мышей. Серия биологических экспериментов, включавших проведение исследований по возможности полётов нагеофизических и космических ракетах живых существ, наблюдение за поведением высокоорганизованных животных в условиях таких полётов, а также, изучение сложных явлений в околоземном пространстве.
Учёными были проведены исследования воздействия на животных большинства факторов физического и космического характера: изменённой силы тяжести, вибрации и перегрузок, звуковых и шумовых раздражителей различной интенсивности, воздействия космического излучения, гипокинезии и гиподинамии. Полёт продолжался чуть более суток. На 17 витке из-за отказа системы управления тормозным двигателем, спуск начался в нерасчетном районе. Было принято решение уничтожить аппарат путём подрыва заряда, с целью исключить незапланированное падение на чужую территорию. Все живые существа, находившиеся на борту, погибли. Несмотря на то, что аппарат был уничтожен, цели миссии были выполнены, собранные научные данные переданы на Землю при помощи телеметрии и телевидения.


Собаки Мушка и Пчёлка перед полетом в космос.

После этого случая, было еще два удачных и одного не очень, запуска ракет Восток. Американцы негодовали и с каждым днем становились все смурнее и смурней и всячески перехватывали зашифрованные сигналы и пытались их расшифровать, но терпели фэйлы.


Шпионское фото, полученное американской разведкой, расшифровавших код радиотрансляции со «Спутника-6»

12 апреля, 1961 года, СССР преподнес свой завершающий удар и отправил Юру в космос на этом же ракета-носителе, в космическом корабле Восток-1, который выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут. Чтобы понимать, что такое космический корабль Восток-1, приведу его габаритные характеристики:

Масса аппарата - 4,725 т;
Диаметр герметичного корпуса - 2,2 м;
Длина (без антенн) - 4,4 м;
Максимальный диаметр - 2,43 м

(Как уже писал выше, я не космонавт, просто была возможность посидеть в аналогичном аппарате на земле.) Это очень неудобный летательный аппарат я вам скажу. С моим ростом в 190см, было крайне неудобно сидеть в кресле ковше, да еще и в скафандре. По этому Гагарин и был отобран по росту, весу и здоровью. (170/70/отличное) Но даже Гагарин скорее всего чувствовал себя дискомфортно в такой крохотной капсуле.


Спускаемый аппарат «Восток» и рядом кресло которое катапультируется.

Хочу отметить, что первый полет человека был полностью автоматическим, но Юра мог в любой момент переключить корабль на ручное управление. Для этого, надо было ввести специальный защитный код, для отключения автоматики, который был в запечатанном конверте, который был в яйце, яйцо в утке, утка….короче перед полетом, Королев шепнул Юрке этот код, все-таки мало ли? А делалось все ради того, что никто не знал, как поведет себя нервная система человека в космосе и не сойдет ли он с ума. По этому код для ручного управления поместили в конверт, который сумел бы открыть только вменяемый человек.


Наша всеобщая гордость!

Хочу вам рассказать некоторые интересные подробности о первом полете человека.

Гагарин был тот еще «Кедр».


Старт ракет всегда приходится на неровное время.


В 9-57 Гагарин махал рукой лично президенту Америки, пролетая над оной.


Автобус везущий космонавтов к ракете, голубого цвета.


Тот самый автобус.


Гагарин мог в любой момент отказаться от полета, и его заменил бы Титов, которого в свою очередь мог заменить Нелюбов.

Карандаши в космосе лучше привязывать. Кстати, из-за невесомости, обычные авторучки в космосе не пишут.

При спуске космического аппарата, из-за проблем в тормозно-двигательной установке корабль начал вращаться в течении 10 минут с амплитудой полного оборота в 1 секунду. Гагарин, не стал пугать Королева и обтекаемо сообщил о нештатной ситуации, что говорит о его стальных нервах. Все спускаемые аппараты типа Восток, садятся по баллистической траектории, что приводит к перегрузкам до 10 джи. К тому же, корабль сильно нагревается и дико потрескивает в нижних слоях атмосферы, что может очень сильно давить на психику. Когда корабль достигает отметки в 7 км над землей, происходит катапультирование космонавта, который спускается отдельно от спускаемого аппарата на собственных парашютах. Что такое катапультирование на корабле Восток? Когда спускаемый аппарат выпускает парашют и скорость с 900 км/ч постепенно падает до 72км/ч, под сидением космонавта срабатывает пиротехнический заряд и кресло вместе с космонавтом со свистом вылетает в свободное падение. Потом космонавт должен успеть отсоединиться от кресла и уже самостоятельно спуститься на парашюте на землю. И это при диких перегрузках, постоянным страхом и недоверием к автоматике. У Гагарина после катапультирования не сработал клапан подачи кислорода и он начал задыхаться. Спустя некоторое время, клапан открылся и Юра глубоко вздохнул. Когда парашют раскрылся, его стало сносить прямиком в Волгу. Напомню, что вода в апреле немного холодная и он снова оказался на волосок от гибели, и спасло его умение маневрировать с помощью строп. Думаю, не передать словами, что он успел за этот час с небольшим натерпеться. Оно того стоило. Юрий Алексеевич Гагарин, самый знаменитый (современник) человек на земле, из когда либо живших.


При спуске, капсула начинает гореть в нижних слоях атмосферы.


Парашют раскрывается на скорости 900км/ч


Приземляется капсула со скоростью 7м/с


Вот так обгорает спускаемый аппарат.


Предстартовая проверка всех систем.


Королев не скрывая волнения общается с Гагариным во время полета.

Самый знаменитый человек на планете!

На обложке журнала Тайм.


На обложке журнала Лайф.


Но сам он был очень скромным.

На этом я закончу первую часть об освоении космоса СССР. Если вам интересно продолжение я с удовольствием буду писать. В последствии я расскажу и о других странах, в том числе и о США, которые тоже очень много сделали в этой сфере деятельности.