1961 какой век полет космонавта. История пилотируемых космических полетов. Как осуществлялась подготовка


История пилотируемых космических полетов

Первый в мире полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. В 6 часов 7 минут с космодрома Байконур со стартовой площадки был осуществлен пуск ракеты-носителя "Восток-К72К", которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль "Восток". Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли - "Кедр"). Дублером был Герман Титов, запасным космонавтом - Григорий Нелюбов. Полет продолжался 1 час 48 минут. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области.

Первый суточный космический полет совершил космонавт Герман Степанович Титов с 6 по 7 августа 1961 года на космическом корабле "Восток-2".

Первый групповой полет двух кораблей - "Востока-3"(космонавт Андриян Николаевич Николаев) и "Востока-4"(космонавт Павел Романович Попович) - состоялся 11-15 августа 1962 года.

Первый в мире полет в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле "Восток-6". 12 октября 1964 года стартовал первый многоместный космический корабль "Восход". В экипаж корабля вошли космонавты Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов, Борис Борисович Егоров.

Первый в истории выход человека в открытый космос осуществил Алексей Архипович Леонов во время экспедиции 18-19 марта 1965 года (космический корабль "Восход-2", в составе экипажа - Павел Иванович Беляев). Алексей Леонов удалился от корабля на расстояние до 5 метров, провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 минут 9 секунд.

Следующий этап российской пилотируемой космонавтики - создание многоцелевого корабля "Союз", способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями, и долговременных орбитальных станций "Салют".

Первый полет на новом корабле "Союз-1" совершил 23-24 апреля 1967 года космонавт Владимир Михайлович Комаров. При завершении программы полета, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата, Владимир Комаров погиб.

С 1 по 19 июня 1969 года первый длительный космический автономный полет совершили Андриян Николаевич Николаев и Виталий Иванович Севастьянов на космическом корабле "Союз-9".

11 января 1975 года началась первая экспедиция на космическую станцию "Салют-4" (экипаж: Алексей Александрович Губарев, Георгий Михайлович Гречко, космический корабль "Союз-17"), которая завершилась 9 февраля 1975 года.

За всю историю отечественного освоения космоса случились только две катастрофы, приведшие к гибели космонавтов, пишет "Время новостей" . 24 апреля 1967 года при посадке разбился первый спускаемый космический аппарат из серии "Союз" – отказала парашютная система. Погиб пилот "Союза-1" Владимир Комаров. Кстати, его дублером числился Юрий Гагарин.

Вторая катастрофа случилась через четыре года: 30 июня 1971 года космический корабль "Союз-11" разгерметизировался при спуске. Экипаж - командир Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков и инженер-исследователь Виктор Пацаев - погибли при резкой декомпрессии. После этого было введено правило, требующее от космонавтов надевать скафандры при возвращении с орбиты.

Первый международный космический полет - 15-21 июля 1975 года. На орбите была произведена стыковка космического корабля "Союз-19", пилотируемого Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, с американским кораблем "Аполлон", пилотируемым астронавтами Т.Стаффором, Д.Слейтоном, В.Брандом.

На смену "Салютам" пришло третье поколение околоземных лабораторий - станция "Мир", которая представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения.

Орбитальный комплекс "Мир" находился в эксплуатации до июня 2000 года - 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, было размещено 11,5 тонны научного оборудования 240 наименований из 27 стран мира.

Космический комплекс "Мир" сменила на орбите Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвовали 16 стран. При создании нового космического комплекса широко использовались российские достижения в области пилотируемой космонавтики. Эксплуатация МКС рассчитана на 15 лет.

Первая долговременная экспедиция на МКС началась 31 октября 2000 года. В настоящее время на Международной космической станции работает 13-я международная экспедиция. Командир экипажа - российский космонавт Павел Виноградов, бортинженер - астронавт NASA Джеффри Уильямс. С экипажем 13-й экспедиции на МКС прибыл первый бразильский космонавт Маркос Понтес. После реализации недельной программы он вернулся на Землю вместе с экипажем 12-й экспедиции МКС: россиянином Валерием Токаревым и американцем Уильямом Макартуром, которые работали на станции с октября 2005 года.

День 12 апреля 1961 г. начался знаменитым гагаринским «Поехали!». Этот день люди всей земли назвали Утром Космической эры. Имя Юрия Гагарина навсегда вошло в века. Подвиг его олицетворяет все лучшее, что создано человеческим разумом с древних времен до наших дней, этот подвиг вписан в историю золотыми буквами.

Человек издавна мечтал подняться в космос. Но только в XX веке эта мечта стала воплощаться в реальность.

В 1903 г. в одном из русских журналов появилась статья К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Учитель из Калуги впервые теоретически обосновал возможность межпланетных перелетов и предложил использовать для этого многоступенчатую ракету.

Идеи Циолковского в 20—30?х г. развивали Ю.В. Кондратюк, американский изобретатель Р. Годдард, немецкий профессор Г. Оберт.

В декабре 1930 г. в Москве была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД) под руководством С.П. Королева и Ф.А. Цандера. Благодаря самоотверженной работе энтузиастов уже в 1933 г. взлетела первая советская жидкостная ракета. В том же году создается Реактивный НИИ.

Сергей Павлович Королев (1907-1966), ученик А.Н. Туполева, — выпускник факультета аэромеханики МВТУ им. Баумана (1930). Однако не авиация стала делом его жизни, а ракетная техника. Им созданы первый советский ракетный планер, первая советская крылатая ракета, ракетные ускорители для самолетов.

С 50-х годов и до самой своей смерти С.П. Королев возглавлял большой коллектив, решавший сверхважные государственные задачи, в том числе в рамках советской космической программы. Результаты не заставили себя ждать.

Первый полет человека в космос стал одним из самых ярких и запоминающихся событий минувшего столетия. Советский военный летчик, старший лейтенант Юрий Гагарин (1934-1968) на корабле «Восток» стартовал с космодрома Байконур и совершил первый в истории человечества космический полет вокруг Земли. Он пробыл в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю, приземлившись в Саратовской области. Когда-то в этих местах он учился летать, будучи курсантом местного аэроклуба.

Полету Ю.А. Гагарина предшествовала большая и напряженная работа по подготовке и осуществлению запусков первого спутника, первого живого существа и, наконец, комического корабля в автоматическом режиме с манекеном человека на борту (на Байконуре его в шутку назвали Иваном Ивановичем) с возвратом спускаемого аппарата на Землю.

Все было внове, никто не мог с уверенностью сказать заранее, как поведет себя организм человека в условиях космического полета. Гагарину предстояло дать ответ на простейшие вопросы, например, можно ли принимать пищу в невесомости. Не было уверенности, выдержит ли его психика.

Не обошлось, конечно, без домыслов и нелепых слухов. В одних утверждалось, что до полета Юрия Гагарина несколько человек погибли в аварийных запусках. В других — что в космосе уже побывали люди. Писали и рассказывали об этом авторы, не имеющие никакого отношения к этим работам и даже не представлявшие, как это происходит. Ведь сам запуск и подготовка к нему, включая посадку космонавта в корабль, производятся с участием сотен людей. Поэтому что-то скрыть или фальсифицировать просто невозможно.

За несколько дней до прибытия корабля-спутника «Восток-1» на Байконур приехали кандидаты в космонавты. Это были шесть офицеров небольшого роста в авиационной форме: Быковский, Гагарин, Нелюбов, Николаев, Попович, Титов. Главный конструктор С.П. Королев знакомил их с технической позицией, с оборудованием, с технологией испытаний и, конечно, с испытателями.

Конечно, не все проходило гладко перед стартом Гагарина. Произошла, например, такая досадная неприятность. После закрытия люка № 1, через который происходит посадка космонавта, когда уже не оставалось времени ни на какие лишние операции, поступило сообщение, что не сработал один из трех механических контактов, свидетельствующих о нормальном закрытии люка. Люк быстро вскрыли и нашли причину. Оказалось, что кронштейн с этим злополучным контактом был случайно отогнут локтем космонавта при посадке в корабль. Неисправность была устранена, и последовал старт.

И вот по всему миру разнеслось сообщение ТАСС: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник „Восток“ с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника „Восток“ является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик-космонавт, майор Юрий Алексеевич Гагарин».

Сто восемь минут, которые понадобились для того, чтобы обогнуть нашу планету, были первыми минутами космической эры, и потому они так потрясли и взволновали мир.

«Космический корабль „Восток“ запускает майор Гагарин в историю», «Самое грандиозное достижение человека», «Мы должны снять шапки перед русскими»... Под такими заголовками мировая пресса сообщала о нашем достижении.
Простой русский парень из Гжатска после своего триумфального полета объехал весь мир, и везде люди приветствовали его с необычайным энтузиазмом.

К сожалению, ему выпала недолгая жизнь. В 1968 г. в тренировочном полете самолет, пилотируемый Гагариным и Серегиным, разбился во Владимирской области.

Из хроники предполетных лет:

Май 1957 г. — запуск первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты.
Октябрь 1957 г. — запуск первого в мире искусственного спутника Земли.
Сентябрь 1959 г. — первое в мире достижение Луны.
Октябрь 1959 г. — первое в мире фотографирование обратной стороны Луны.
Февраль 1961 г. — автоматическая станция «Венера-1» проложила первую межпланетную трассу к планетам Солнечной системы.
12 апреля 1961 г. — первый полет человека в космос.

Страна была впереди планеты всей...

http://publicevents.ru

Фотографии Александра Бичурова

Как все это начиналось? Полет Гагарина в космос, который был первым в истории человечества? А произошло все это 12 апреля 1961 года. Ю.Гагарин, гражданин Советского Союза, имевший звание старшего лейтенанта, на корабле «Восток» первым из людей совершил космический полет по орбите вокруг Земли. Тем самым открыл эру космических полетов на пилотируемых кораблях.

Весь полет Гагарина в космос продлился 108 минут, но, несмотря на это, явился мощным толчком в продолжение исследования космоса. Ю.А.Гагарин, как первый космонавт, получил досрочно звание майора авиации и удостоился звания Героя Советского Союза.

Выбор кандидата в космонавты и подготовка.

Как определить, кто первым обязан, должен слетать в космос, конечно, это, безусловно, должен быть лётчик, причем летчик истребительной реактивной авиации. С учётом специфики и возможностей тогдашней космической техники необходимы были особые кандидаты - это люди абсолютно здоровые и профессионально подготовленные, а также дисциплинированные и соответствующие всему комплексу, предъявляемому к физическому и медицинскому состоянию.

Кроме Ю.А.Гагарина, ещё были претенденты на совершение первого полёта в космос. Их было всего двадцать человек. Претенденты подбирались среди лётчиков-истребителей, это так решил Королёв, который считал, что именно такие лётчики имеют опыт перегрузок, а также стрессовых ситуаций и больших перепадов давления.

Кроме того, отбор кандидатов производился с учетом положительных характеристик, членство в партии, а также учитывались политическая активность и социальное происхождение. Причем лётные качества непосредственно при отборе не играли существенной роли.

В первом отряде подготовки космонавтов оказалось два лидера, это были - Юрий Гагарин, а также — Герман Титов.

Из этого количества, двадцати человек отобрали шестерых, это было вызвано тем, что Королёв торопился, потому, что была информация, что где-то в конце апреля 1961 года американцы хотят отправить в космос своего человека. Поэтому старт СССР планировал 11 — 17 апреля в 1961 году. Первого космонавта, определили в последний момент, это сделали на заседании ГК, это были Ю.Гагарин, а его товарищ, Герман Титов, стал дублером.

И вот, 3 апреля 1961 года собравшийся Президиум ЦК окончательно принял решение по полету человека в космос.

А уже через пять дней, 8 апреля 1961 состоялось очередное заседание Государственной комиссии, на котором решался вопрос запуска космического корабля «Восток». Эта комиссия утвердила задание человеку на первый космический полёт, которое подписал С. П. Королёвым, а также Н. П. Каманиным. Вот текст —

«Выполнить полёт одновитковый вокруг Земли на высоте около 180-230 километров, а также продолжительностью примерно полтора часа с приземлением в заданном районе. Определена также цель полёта, она заключалась вот в чем, необходимо было проверить следующее: возможность пребывания в космосе человека на специальном, оборудованном корабле, оборудование корабля в полёте, связь корабля с Землёй, а также убедиться в необходимой надёжности приземления корабля с космонавтом».

После окончания открытой части заседания, оставшись в узком составе, комиссия, которая утвердила предложение Каманина о допуске до полёта Юрия Гагарина, то есть полет Гагарин в космос должен был совершить первым, а его друга — Титова утвердить на этот полет запасным космонавтом.

Первый космический полёт человека, полет Гагарина в космос

Участие СССР в гонке по освоению космоса приводит к тому, что в работах по созданию корабля Восток выбрали ряд не лучших, а простые и быстро осуществимые решения.

Космический корабль «Восток» осуществил старт 12 апреля 1961 года в 09:07 по Москве с космодрома Байконур, находившегося в Казахстане, с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту; Ю.Гагарин имел позывной «Кедр». Дана была команда «на старт», тогда Гагарин произнёс давно ставшую знаменитой его фразу: «Поехали!».

В полете Гагарин в космосе, на орбите проводил простейшие эксперименты: т.е. он ел, пил, делал записки карандашом. «Положив» рядом карандаш с собой, то он случайно обнаружил, что тот начал моментально уплывать. Гагарин из этого сделал вывод: карандаши и другие, прочие предметы, которые находятся в космосе необходимо подстраховывать, т.е. привязывать. Свои ощущения, а также наблюдения он записал на магнитофон.

По завершению полёта Гагарина в космос, тормозная двигательная установка, известного конструктора Исаева отработала успешно, но с небольшим недобором импульса, поэтому автоматика выдала сигнал на запрет штатного разделение отсеков.

При спуске, на высоте около 7 км, точно в соответствии с заданным планом полёта Ю.Гагарин катапультировался, после этого капсула, а также космонавт стали опускаться на парашютах раздельно. Вот здесь возникла проблема, как ни странно ей оказалось место посадки. Ю.Гагарин опускался на парашюте в зимнюю речную воду Волги. Но в этот раз, Юрию Гагарину помогла прекрасная предполётная подготовка - он, управляя стропами, смог увести парашют от речной воды, и приземлился на расстоянии около 1,5-2 километрах от речного берега.

Возвращение на Землю

Совершив один виток вокруг Земли, Ю.Гагарин в 10:55:34 на 108 минуте на своем корабле завершил полёт.

Его первыми встретили на земле, после полёта, люди, которыми оказались жена местного лесника Анна Тахтарова и их шестилетняя внучка Рита. Через небольшое время к месту приземления прибыли военные и местные колхозники. Группа военных, одна из них взяла под охрану спускаемый аппарат, а вторая группа повезла Гагарина в район расположение части. Отсюда Ю.Гагарин отрапортовал по телефону командиру дивизии ПВО следующее: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

В это время с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт типа Ми-4, экипажу которого необходимо было найти и забрать Гагарина. Этот экипаж — экипаж Ми-4 сразу обнаружил спускаемый аппарат, а вот Гагарина рядом с ним не было; пояснили ситуацию местные жители, они рассказали о том, что Ю.Гагарин отбыл на грузовике в город Энгельс.

Тогда Ми-4 взлетел и взял курс на город Энгельс. С борта вертолета на дороге, неподалеку от КПП они заметили автомашину, в которой Гагарин после доклада уже и направлялся к своему спускаемому аппарату. Здесь Ю.Гагарин вышел из машины, замахал руками, вертолетчики подобрали его, и полетели на аэродром Энгельса, передав радиограмму следующего содержания: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».

На аэродроме в Энгельсе Гагарина с нетерпением уже ждали, к трапу вертолёта подтянулось всё руководство базы. Гагарину вручили телеграмму Советского правительства с поздравлением. На автомобиле марки «Победа» Гагарина отвезли на командно-диспетчерский пункт, и затем уже штаб базы, чтобы связаться с Москвой.

Примерно часа через три после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетают Королёв и ещё несколько представителей из Госкомиссии. Около 9 часов вечера накрывают стол и празднуют удачный полёт и возвращение Гагарина из космоса.

Учитывая обеспечение секретности первого полёта человека в космос, а также факт запуска и полета Гагарина в космос заранее не освещались. Широко известные кадры с Гагариным, были отсняты не в день запуска в космос, а уже позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил всё, что делал при реальном запуске.

События после космического полета Ю.А.Гагарина

Успешное проведение намеченных исследований и выполнение программы полета 12 апреля 1961 года ровно в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль «Восток» совершил безаварийную посадку в заданном районе Советского Союза.

Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею».

Этот полет Гагарина в космос открыл грандиозные перспективы в покорение космоса человечеством.

Это было сообщение ТАСС, которое было подготовлено заранее…

Встреча Ю.Гагарина в Москве

Изначально никто не планировал такой грандиозной встречи Гагарина в Москве. Это всё решилось в последний момент, и решил это Никита Сергеевич Хрущёв. Он позвонил в Кремль и настойчиво потребовал, достойной встречи Гагарину-первому космонавту.

14 апреля за Гагариным прилетел Ил-18, на подлёте к Москве самолёт сопровождал почётный эскорт истребителей, состоящий из семи истребителей МиГ-17. Самолёт с эскортом торжественным строем пролетели над центром Москвы, затем над Красной площадью, и произвёли посадку в аэропорту Внуково, там Ю.Гагарина ожидал грандиозный приём: масса ликующих людей, журналисты и операторы, а также руководство страны.

Потом была поездка в открытом «ЗИЛ-111В», Гагарин стоя приветствовал встречающих. Вокруг слышались поздравления, многие махали плакатами. Один человек сумел, прорвался через оцепление и лично вручил Гагарину букет. На Красной площади состоялся митинг, на нём Никита Хрущёв объявил о присвоении Ю.Гагарину званий Герой Советского Союза, а также «Лётчик-космонавт СССР».

Зарубежные визиты

Первой из зарубежной поездки для Юрия Гагарина была поездка в Чехословакию. Он летел на рейсовом самолете Ту-104 в Прагу. Пассажиры рейса, когда узнали Юрия Алексеевича Гагарина, то бросились за автографами.

В Финляндии Ю.Гагарин побывал дважды - в 1961 и 1962 годах.

В 1961 году в июле Гагарин прибыл в Великобританию, его пригласил профсоюз литейщиков Англии.

А в 1961 году Гагарин успел посетить Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, а также Польшу (21-22 июля), Кубу, Бразилию с небольшой остановкой на острове Кюрасао, посетил в этом же году Канаду с остановкой в Исландии, Венгрию, Индию, Цейлон, Афганистан.

В общем Ю.А.Гагарин побывал практически во всех странах мира, где его встречали радостно и доброжелательно.

Так началась эра, эпоха освоения ближнего космоса человечеством!

День 12 апреля навсегда вписан в историю человечества, как День космонавтики!

Когда "Восток-1" вышел на орбиту, Гагарин передал: "Вижу горизонт, горизонт Земли выплывает. Но звезд на небе не видно. Земная поверхность, земную поверхность видно в иллюминатор. Небо черное, и по краю Земли, по краю горизонта такой красивый голубой ореол, который темнее по удалению от Земли".

"Видно звезды через "Взор", как проходят звезды. Очень красивое зрелище. Продолжается полет в тени Земли, - передал космонавт. - В правый иллюминатор сейчас наблюдаю звездочку, она так проходит слева направо. Ушла звездочка, уходит, уходит..."

Записи стенограммы полета Юрия Гагарина сохранились. Удивительно, что за 108 минут человек увидел весь мир.

Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос; всего их было двадцать человек. Кандидаты набирались именно среди лётчиков-истребителей по решению ученого Сергей Павловича Королева, считавшего, что такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления.

Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток». Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии (Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года), политическая активность, социальное происхождение. Непосредственно лётные качества не играли решающей роли.

Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов.

Событие "Полет советского человека в космос" - это было событие. Ученый-ракетостроитель Сергей Павлович Королев приследовал свои цели. Дело в том, что 17 или 20 апреля человека в космос собирались запустить американские ученые. Началась "космическая" гонка.

Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля "Восток" был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений.

Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля "Восток-1" была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.

Старт корабля "Восток-1" был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; позывной Гагарина был «Кедр». Ракет-носитель "Восток" проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней

Два часа до старта Юрий Гагарин провел, проверяя приборы и насвистывая свои любимые песенки. Начал он с песни "о далеком курносом детстве", потом перешел на "Родина слышит, Родина знает". Далее в центре управления полетами прослушали "Ландыши" в гагаринском исполнении. За минуту до старта первый космонавт напевал "Летите, голуби, летите". Далее запись фиксирует учащенное дыхание космонавта. Спустя несколько секунд Королев сказал: "Полный подъем", а Гагарин произнес свое знаменитое "Поехали".

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.

Последний раз Юрий Гагарин вышел на связь в 10 часов 23 минуты. Он сообщил, что полет проходит успешно, его самочувствие отличное, а все системы работают хорошо. На этом запись обрывается. 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут по московскому времени космонавт успешно совершил приземление.

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта (точнее катапультирования), оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия).

Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин »

"Кедр, прием!"

Во время полета была записана следующая стенограмма, которая характеризовала Гагарина, как человека легкого и с хорошим юмором. Диалог с Королевым:

" Королев: Там в укладке тубы - обед, ужин и завтрак.

Гагарин: Ясно.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Колбаса, драже там и варенье к чаю.

Гагарин: Ага.

Королев: Понял?

Гагарин: Понял.

Королев: Вот.

Гагарин: Понял.

Королев: 63 штуки, будешь толстый.

Гагарин: Хо-хо.

Королев: Сегодня прилетишь, сразу все съешь.

Гагарин: Не, главное - колбаска есть, чтобы самогон закусывать.

Все смеются.

Королев: Зараза, а ведь он записывает ведь все, мерзавец. Хе-хе"

"С приземлением!" (Ю.А. Гагарин и С.П. Королев)

14 апреля 1961 года Гагарина в аэропорту встречала вся Москва: огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин (по пути у него развязался шнурок на ботинке, но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть, под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву:

" Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…"