Корреляционный анализ спирмена. Корреляционный анализ Корреляционный анализ в психологии


Дата публикации: 03.09.2017 13:01

Термин «корреляция» активно используется в гуманитарных науках, медицине; часто мелькает в СМИ. Ключевую роль корреляции играют в психологии. В частности, расчет корреляций выступает важным этапом реализации эмпирического исследования при написании ВКР по психологии.

Материалы по корреляциям в сети слишком научны. Неспециалисту трудно разобраться в формулах. В то же время понимание смысла корреляций необходимо маркетологу, социологу, медику, психологу - всем, кто проводит исследования на людях.

В этой статье мы простым языком объясним суть корреляционной связи, виды корреляций, способы расчета, особенности использования корреляции в психологических исследованиях, а также при написании дипломных работ по психологии.

Содержание

Что такое корреляция

Корреляция - это связь. Но не любая. В чем же ее особенность? Рассмотрим на примере.

Представьте, что вы едете на автомобиле. Вы нажимаете педаль газа - машина едет быстрее. Вы сбавляете газ - авто замедляет ход. Даже не знакомый с устройством автомобиля человек скажет: «Между педалью газа и скоростью машины есть прямая связь: чем сильнее нажата педаль, тем скорость выше».

Это зависимость функциональная - скорость выступает прямой функцией педали газа. Специалист объяснит, что педаль управляет подачей топлива в цилиндры, где происходит сжигание смеси, что ведет к повышению мощности на вал и т.д. Это связь жесткая, детерминированная, не допускающая исключений (при условии, что машина исправна).

Теперь представьте, что вы директор фирмы, сотрудники которой продают товары. Вы решаете повысить продажи за счет повышения окладов работников. Вы повышаете зарплату на 10%, и продажи в среднем по фирме растут. Через время повышаете еще на 10%, и опять рост. Затем еще на 5%, и опять есть эффект. Напрашивается вывод - между продажами фирмы и окладом сотрудников есть прямая зависимость - чем выше оклады, тем выше продажи организации. Такая же это связь, как между педалью газа и скоростью авто? В чем ключевое отличие?

Правильно, между окладом и продажами заисимость не жесткая. Это значит, что у кого-то из сотрудников продажи могли даже снизиться, невзирая на рост оклада. У кого-то остаться неизменными. Но в среднем по фирме продажи выросли, и мы говорим - связь продаж и оклада сотрудников есть, и она корреляционная.

В основе функциональной связи (педаль газа - скорость) лежит физический закон. В основе корреляционной связи (продажи - оклад) находится простая согласованность изменения двух показателей. Никакого закона (в физическом понимании этого слова) за корреляцией нет. Есть лишь вероятностная (стохастическая) закономерность.

Численное выражение корреляционной зависимости

Итак, корреляционная связь отражает зависимость между явлениями. Если эти явления можно измерить, то она получает численное выражение.

Например, изучается роль чтения в жизни людей. Исследователи взяли группу из 40 человек и измерили у каждого испытуемого два показателя: 1) сколько времени он читает в неделю; 2) в какой мере он считает себя благополучным (по шкале от 1 до 10). Ученые занесли эти данные в два столбика и с помощью статистической программы рассчитали корреляцию между чтением и благополучием. Предположим, они получили следующий результат -0,76. Но что значит это число? Как его проинтерпретировать? Давайте разбираться.

Полученное число называется коэффициентом корреляции. Для его правильной интерпретации важно учитывать следующее:

  1. Знак «+» или «-» отражает направление зависимости.
  2. Величина коэффициента отражает силу зависимости.

Прямая и обратная

Знак плюс перед коэффициентом указывает на то, что связь между явлениями или показателями прямая. То есть, чем больше один показатель, тем больше и другой. Выше оклад - выше продажи. Такая корреляция называется прямой, или положительной.

Если коэффициент имеет знак минус, значит, корреляция обратная, или отрицательная. В этом случае чем выше один показатель, тем ниже другой. В примере с чтением и благополучием мы получили -0,76, и это значит, что, чем больше люди читают, тем ниже уровень их благополучия.

Сильная и слабая

Корреляционная связь в численном выражении - это число в диапазоне от -1 до +1. Обозначается буквой «r». Чем выше число (без учета знака), тем корреляционная связь сильнее.

Чем ниже численное значение коэффициента, тем взаимосвязь между явлениями и показателями меньше.

Максимально возможная сила зависимости - это 1 или -1. Как это понять и представить?

Рассмотрим пример. Взяли 10 студентов и измерили у них уровень интеллекта (IQ) и успеваемость за семестр. Расположили эти данные в виде двух столбцов.

Испытуемый

IQ

Успеваемость (баллы)

Посмотрите внимательно на данные в таблице. От 1 до 10 испытуемого растет уровень IQ. Но также растет и уровень успеваемости. Из любых двух студентов успеваемость будет выше у того, у кого выше IQ. И никаких исключений из этого правила не будет.

Перед нами пример полного, 100%-но согласованного изменения двух показателей в группе. И это пример максимально возможной положительной взаимосвязи. То есть, корреляционная зависимость между интеллектом и успеваемостью равна 1.

Рассмотрим другой пример. У этих же 10-ти студентов с помощью опроса оценили, в какой мере они ощущают себя успешными в общении с противоположным полом (по шкале от 1 до 10).

Испытуемый

IQ

Успех в общении с противоположным полом (баллы)

Смотрим внимательно на данные в таблице. От 1 до 10 испытуемого растет уровень IQ. При этом в последнем столбце последовательно снижается уровень успешности общения с противоположным полом. Из любых двух студентов успех общения с противоположным полом будет выше у того, у кого IQ ниже. И никаких исключений из этого правила не будет.

Это пример полной согласованности изменения двух показателей в группе - максимально возможная отрицательная взаимосвязь. Корреляционная связь между IQ и успешностью общения с противоположным полом равна -1.

А как понять смысл корреляции равной нулю (0)? Это значит, связи между показателями нет. Еще раз вернемся к нашим студентам и рассмотрим еще один измеренный у них показатель - длину прыжка с места.

Испытуемый

IQ

Длина прыжка с места (м)

Не наблюдается никакой согласованности между изменением IQ от человека к человеку и длинной прыжка. Это и свидетельствует об отсутствии корреляции. Коэффициент корреляции IQ и длины прыжка с места у студентов равен 0.

Мы рассмотрели крайние случаи. В реальных измерениях коэффициенты редко бывают равны точно 1 или 0. При этом принята следующая шкала:

  • если коэффициент больше 0,70 - связь между показателями сильная;
  • от 0,30 до 0,70 - связь умеренная,
  • меньше 0,30 - связь слабая.

Если оценить по этой шкале полученную нами выше корреляцию между чтением и благополучием, то окажется, что эта зависимость сильная и отрицательная -0,76. То есть, наблюдается сильная отрицательная связь между начитанностью и благополучием. Что еще раз подтверждает библейскую мудрость о соотношении мудрости и печали.

Приведенная градация дает очень приблизительные оценки и в таком виде редко используются в исследованиях.

Чаще используются градации коэффициентов по уровням значимости. В этом случае реально полученный коэффициент может быть значимым или не значимым. Определить это можно, сравнив его значение с критическим значением коэффициента корреляции, взятым из специальной таблицы. Причем эти критические значения зависят от численности выборки (чем больше объем, тем ниже критическое значение).

Корреляционный анализ в психологии

Корреляционный метод выступает одним из основных в психологических исследованиях. И это не случайно, ведь психология стремится быть точной наукой. Получается ли?

В чем особенность законов в точных науках. Например, закон тяготения в физике действует без исключений: чем больше масса тела, тем сильнее оно притягивает другие тела. Этот физический закон отражает связь массы тела и силы притяжения.

В психологии иная ситуация. Например, психологи публикуют данные о связи теплых отношений в детстве с родителями и уровня креативности во взрослом возрасте. Означает ли это, что любой из испытуемых с очень теплыми отношениями с родителями в детстве будет иметь очень высокие творческие способности? Ответ однозначный - нет. Здесь нет закона, подобного физическому. Нет механизма влияния детского опыта на креативность взрослых. Это наши фантазии! Есть согласованность данных (отношения - креативность), но за ними нет закона. А есть лишь корреляционная связь. Психологи часто называют выявляемые взаимосвязи психологическими закономерностями, подчеркивая их вероятностный характер - не жесткость.

Пример исследования на студентах из предыдущего раздела хорошо иллюстрирует использование корреляций в психологии:

  1. Анализ взаимосвязи между психологическими показателями. В нашем примере IQ и успешность общения с противоположным полом - это психологические параметры. Выявление корреляции между ними расширяет представления о психической организации человека, о взаимосвязях между различными сторонами его личности - в данном случае между интеллектом и сферой общения.
  2. Анализ взаимосвязей IQ с успеваемостью и прыжками - пример связи психологического параметра с непсихологическими. Полученные результаты раскрывают особенности влияния интеллекта на учебную и спортивную деятельность.

Вот как могли выглядеть краткие выводы по результатам придуманного исследования на студентах:

  1. Выявлена значимая положительная зависимость интеллекта студентов и их успеваемости.
  2. Существует отрицательная значимая взаимосвязь IQ с успешностью общения с противоположным полом.
  3. Не выявлено связи IQ студентов с умением прыгать с места.

Таким образом, уровень интеллекта студентов выступает позитивным фактором их академической успеваемости, в то же время негативно сказываясь на отношениях с противоположным полом и не оказывая значимого влияния на спортивные успехи, в частности, способность к прыгать с места.

Как видим, интеллект помогает студентам учиться, но мешает строить отношения с противоположным полом. При этом не влияет на их спортивные успехи.

Неоднозначное влияние интеллекта на личность и деятельность студентов отражает сложность этого феномена в структуре личностных особенностей и важность продолжения исследований в этом направлении. В частности, представляется важным провести анализ взаимосвязей интеллекта с психологическими особенностями и деятельностью студентов с учетом их пола.

Коэффициенты Пирсона и Спирмена

Рассмотрим два метода расчета.

Коэффициент Пирсона - это особый метод расчета взаимосвязи показателей между выраженностью численных значений в одной группе. Очень упрощенно он сводится к следующему:

  1. Берутся значения двух параметров в группе испытуемых (например, агрессии и перфекционизма).
  2. Находятся средние значения каждого параметра в группе.
  3. Находятся разности параметров каждого испытуемого и среднего значения.
  4. Эти разности подставляются в специальную форму для расчета коэффициента Пирсона.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена рассчитывается похожим образом:

  1. Берутся значения двух индикаторов в группе испытуемых.
  2. Находятся ранги каждого фактора в группе, то есть место в списке по возрастанию.
  3. Находятся разности рангов, возводятся в квадрат и суммируются.
  4. Далее разности рангов подставляются в специальную форму для вычисления коэффициента Спирмена.

В случае Пирсона расчет шел с использованием среднего значения. Следовательно, случайные выбросы данных (существенное отличие от среднего), например, из-за ошибки обработки или недостоверных ответов могут существенно исказить результат.

В случае Спирмена абсолютные значения данных не играют роли, так как учитывается только их взаимное расположение по отношению друг к другу (ранги). То есть, выбросы данных или другие неточности не окажут серьезного влияния на конечный результат.

Если результаты тестирования корректны, то различия коэффициентов Пирсона и Спирмена незначительны, при этом коэффициент Пирсона показывает более точное значение взаимосвязи данных.

Как рассчитать коэффициент корреляции

Коэффициенты Пирсона и Спирмена можно рассчитать вручную. Это может понадобиться при углубленном изучении статистических методов.

Однако в большинстве случаев при решении прикладных задач, в том числе и в психологии, можно проводить расчеты с помощью специальных программ.

Расчет с помощью электронных таблиц Microsoft Excel

Вернемся опять к примеру со студентами и рассмотрим данные об уровне их интеллекта и длине прыжка с места. Занесем эти данные (два столбца) в таблицу Excel.

Переместив курсор в пустую ячейку, нажмем опцию «Вставить функцию» и выберем «КОРРЕЛ» из раздела «Статистические».

Формат этой функции предполагает выделение двух массивов данных: КОРРЕЛ (массив 1; массив»). Выделяем соответственно столбик с IQ и длиной прыжков.

В таблицах Excel реализована формула расчета только коэффициента Пирсона.

Расчет с помощью программы STATISTICA

Заносим данные по интеллекту и длине прыжка в поле исходных данных. Далее выбираем опцию «Непараметрические критерии», «Спирмена». Выделяем параметры для расчета и получаем следующий результат.


Как видно, расчет дал результат 0,024, что отличается от результата по Пирсону - 0,038, полученной выше с помощью Excel. Однако различия незначительны.

Использование корреляционного анализа в дипломных работах по психологии (пример)

Большинство тем выпускных квалификационных работ по психологии (дипломов, курсовых, магистерских) предполагают проведение корреляционного исследования (остальные связаны с выявлением различий психологических показателей в разных группах).

Сам термин «корреляция» в названиях тем звучит редко - он скрывается за следующими формулировками:

  • «Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и самоактуализации у женщин зрелого возраста»;
  • «Особенности влияния жизнестойкости менеджеров на успешность их взаимодействия с клиентами в конфликтных ситуациях»;
  • «Личностные факторы стрессоустойчивости сотрудников МЧС».

Таким образом, слова «взаимосвязь», «влияние» и «факторы» - верные признаки того, что методом анализа данных в эмпирическом исследовании должен быть корреляционный анализ.

Рассмотрим кратко этапы его проведения при написании дипломной работы по психологии на тему: «Взаимосвязь личностной тревожности и агрессивности у подростков».

1. Для расчета необходимы сырые данные, в качестве которых обычно выступают результаты тестирования испытуемых. Они заносятся в сводную таблицу и помещаются в приложение. Эта таблица устроена следующим образом:

  • каждая строка содержит данные на одного испытуемого;
  • каждый столбец содержит показатели по одной шкале для всех испытуемых.

№ испытуемого

Личностная тревожность

Агрессивность

2. Необходимо решить, какой из двух типов коэффициентов - Пирсона или Спирмена - будет использоваться. Напоминаем, что Пирсон дает более точный результат, но он чувствителен к выбросам в данных Коэффициенты Спирмена могут использоваться с любыми данными (кроме номинативной шкалы), поэтому именно они чаще всего используют в дипломах по психологии.

3. Заносим таблицу сырых данных в статистическую программу.

4. Рассчитываем значение.



5. На следующем этапе важно определить, значима ли взаимосвязь. Статистическая программа подсветила результаты красным, что означает, что корреляция статистически значимы при уровне значимости 0,05 (указано выше).

Однако полезно знать, как определить значимость вручную. Для этого понадобится таблица критических значений Спирмена.

Таблица критических значений коэффициентов Спирмена

Уровень статистической значимости

Число испытуемых

р=0,05

р=0,01

р=0,001

0,88

0,96

0,99

0,81

0,92

0,97

0,75

0,88

0,95

0,71

0,83

0,93

0,67

0,63

0,77

0,87

0,74

0,85

0,58

0,71

0,82

0,55

0,68

0,53

0,66

0,78

0,51

0,64

0,76

Нас интересует уровень значимости 0,05 и объем нашей выборки 10 человек. На пересечении этих данных находим значение критического Спирмена: Rкр=0,63.

Правило такое: если полученное эмпирическое значение Спирмена больше либо равно критическому, то он статистически значим. В нашем случае: Rэмп (0,66) > Rкр (0,63), следовательно, взаимосвязь между агрессивностью и тревожностью в группе подростков статистически значима.

5. В текст дипломной нужно вставлять данные в таблице формата word, а не таблицу из статистической программы. Под таблицей описываем полученный результат и интерпретируем его.

Таблица 1

Коэффициенты Спирмена агрессивности и тревожности в группе подростков

Агрессивность

Личностная тревожность

0,665*

* - статистически достоверна (р 0,05)

Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что существует статистически значимая положительная связьмежду агрессивностью и тревожностью подростков. Это означает, что чем выше личностная тревожность подростков, тем выше уровень их агрессивности. Такой результат дает основание предположить, что агрессия для подростков выступает одним из способов купирования тревожности. Испытывая неуверенность в себе, тревогу в связи с угрозами самооценке, особенно чувствительной в подростковом возрасте, подросток часто использует агрессивное поведение, таким непродуктивным способом снижая тревогу.

6. Можно ли при интерпретации связей говорить о влиянии? Можно ли сказать, что тревожность влияет на агрессивность? Строго говоря, нет. Выше мы показали, что корреляционная связь между явлениями носит вероятностный характер и отражает лишь согласованность изменений признаков в группе. При этом мы не можем сказать, что эта согласованность вызвана тем, что одно из явлений является причиной другого, влияет на него. То есть, наличие корреляции между психологическими параметрами не дает оснований говорить о существовании между ними причинно-следственной связи. Однако практика показывает, что термин «влияние» часто используется при анализе результатов корреляционного анализа.

Ключевые слова

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ТЕМПЕРАМЕНТА / ПСИ-СПОСОБНОСТИ / ВАЛИДНОСТЬ / КУРСАНТЫ / ТЕСТ-ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА "ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА И ИНТЕРЕСЫ" / PERSONALITY AND TEMPERAMENT PROPERTIES / PSI-ABILITIES / VALIDITY / MILITARY STUDENTS / PERSONAL TRAITS AND INTERESTS QUESTIONNAIRE BY H. EYSENCK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы - Королева Татьяна Петровна, Филиппова Ирина Анатольевна

В работе приведены результаты определения психологического и психофункционального статуса 263 курсантов в возрасте 18-19 лет, физически и психически здоровых. Методами корреляционного анализа и сигмального отклонения установлена экспериментальная валидность (эквивалентная надежность) показателей экстраверсии и нейротизма теста-опросника «Личные качества и интересы» с аналогичными свойствами темперамента, полученными по другим сопряженным тестам (стандартный опросник Айзенка и фактор F2 16-ФЛО Кеттела) при 0,1 %-м уровне значимости. Выявлена согласованность корреляций трех показателей экстраверсии с показателями доминантности, беспечности, смелости, конформизма, агрессивности, «совиным» типом суточного ритма, психической пластичностью, циклотимии, а для нейротизма только с неблагоприятными психическими состояниями. Интерпретация Г. Айзенком сочетания обоих свойств темперамента по критериям высоких/низких «пси-способностей » (соответственно 24,7 и 2,3 % выборки) при сравнении с опросником «Интуиция», фактором «С»-силы «Эго» 16-ФЛО и успешностью обучения подтвердилась только методом сигмального отклонения. Это требует дальнейших исследований в плане поиска сопряженных тестов пси-способностей и соблюдения принципа повторяемости измерений на разных выборках.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам, автор научной работы - Королева Татьяна Петровна, Филиппова Ирина Анатольевна

  • Гендерные психологические особенности офицеров полиции

    2018 / Филиппова Ирина Анатольевна, Соловьев Николай Николаевич
  • Анализ уровня кортизола и дегидроэпиандростерона у мужчин-якутов: влияние статуса курения и базальных черт личности

    2018 / Находкин Сергей Сергеевич, Пшенникова Вера Геннадиевна, Барашков Николай Алексеевич, Казанцева Анастасия Валерьевна, Хуснутдинова Эльза Камилевна, Сазонов Николай Никитич, Федорова Сардана Аркадьевна
  • Психодинамические особенности женщин-полицейских

    2017 / Соловьев Николай Николаевич, Филиппова Ирина Анатольевна
  • Экстраверсия в разных теориях личности

    2019 / Мишкевич Арина Михайловна
  • Типологические особенности личности (экстраверсия / интроверсия) в контексте личностно ориентированного обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку

    2018 / Байдикова Н.Л., Давиденко Е.С.
  • Взаимосвязь типа темперамента с морфологическими и функциональными изменениями зубочелюстной системы

    2010 / Фетисова А. Л., Воронкова А. В.
  • Результаты обследования пациентов с сосудистыми оптическими и глаукомными нейропатиями при помощи опросника Х. Айзенка

    2013 / Лысенко О.И.
  • ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПОКАЗАТЕЛЕЙ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА (αИ β-РИТМОВ) У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

    2010 / Кондратьева Ольга Генриховна, Башкатов Сергей Александрович
  • Зависимость уровня комплаентности от психотипа больных артериальной гипертензией, находящихся в условиях конфликта в Донбассе

    2016 / Налётов С.В., Алесинский М.М., Налётова Е.Н.
  • Связь эмоционального выгорания и индивидуально-типологических особенностей личности

    2018 / Худалова Мадина Захаровна

Analysis of the information content of the Personal Traits and Interests Questionnaire by H. Eysenck

The paper presents the results of the examination of psychological and psycho-functional status of 263 physically and mentally healthy military students aged 18-19. By means of correlation analysis and sigma deviation, the researchers identify the experimental validity (equivalent to reliability) of extroversion and neuroticism of the Personal Traits and Interests Questionnaire with the same properties of temperament obtained in other paired tests (standard questionnaire by Eysenck and factor F2 of the 16PF Questionnaire by R. Cattell) at 0.1 % significance level. The study establishes the correlation between three indicators of extraversion and indicators of dominance, carelessness, courage, conformism, aggression, the “owl” type of daily rhythm, mental plasticity, cyclothymia and the correlation of neuroticism only with adverse mental states. H. Eysenck’s interpretation of the combination of both temperament properties according to the criteria of high/low “psi-abilities ” (24.7 % and 2.3 % of the sample respectively) compared with the Intuition Questionnaire, the factor “C”the strength of “Ego” of the 16PF Questionnaire and the successful training was confirmed only by the sigma deviation method. This requires further research in terms of discovering the paired psi-ability tests and observing the measurement repeatability principle on different samples.

Текст научной работы на тему «Анализ информативности теста-опросника г. Айзенка "Личные качества и интересы"»

УДК 159.9.072

htt ps://d oi.org/10.24158/spp.2018.4.10

Королева Татьяна Петровна

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России

Филиппова Ирина Анатольевна

адъюнкт кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России

АНАЛИЗ ИНФОРМАТИВНОСТИ ТЕСТА-ОПРОСНИКА Г. АЙЗЕНКА

«ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА И ИНТЕРЕСЫ»

Koroleva Tatyana Petrovna

D.Phil. in Psychology, Professor, Psychology and Education Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Filippova Irina Anatolyevna

Postgraduate student, Psychology and Education Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ANALYSIS OF THE INFORMATION CONTENT OF THE PERSONAL TRAITS AND INTERESTS QUESTIONNAIRE BY H.EYSENCK

Аннотация:

В работе приведены результаты определения психологического и психофункционального статуса 263 курсантов в возрасте 18-19 лет, физически и психически здоровых. Методами корреляционного анализа и сигмального отклонения установлена экспериментальная валидность (эквивалентная надежность) показателей экстраверсии и нейротизма теста-опросника «Личные качества и интересы» с аналогичными свойствами темперамента, полученными по другим сопряженным тестам (стандартный опросник Айзенка и фактор F216-ФЛО Кеттела) при 0,1 %-м уровне значимости. Выявлена согласованность корреляций трех показателей экстраверсии с показателями доминантности, беспечности, смелости, конформизма, агрессивности, «совиным» типом суточного ритма, психической пластичностью, циклотимии, а для нейротизма - только с неблагоприятными психическими состояниями. Интерпретация Г. Айзенком сочетания обоих свойств темперамента по критериям высоких/низких «пси-способностей» (соответственно 24,7 и 2,3 % выборки) при сравнении с опросником «Интуиция», фактором «С»-силы «Эго» 16-ФЛО и успешностью обучения подтвердилась только методом сигмального отклонения. Это требует дальнейших исследований в плане поиска сопряженных тестов пси-способностей и соблюдения принципа повторяемости измерений на разных выборках.

Ключевые слова:

свойства личности и темперамента, пси-способности, валидность, курсанты, тест-опросник Г. Айзенка «Личные качества и интересы».

The paper presents the results of the examination of psychological and psycho-functional status of 263 physically and mentally healthy military students aged 18-19. By means of correlation analysis and sigma deviation, the researchers identify the experimental validity (equivalent to reliability) of extroversion and neurot-icism of the Personal Traits and Interests Questionnaire with the same properties of temperament obtained in other paired tests (standard questionnaire by Eysenck and factor F2 of the 16PF Questionnaire by R. Cattell) at 0.1 % significance level. The study establishes the correlation between three indicators of extraversion and indicators of dominance, carelessness, courage, con-formism, aggression, the "owl" type of daily rhythm, mental plasticity, cyclothymia and the correlation of neuroticism only with adverse mental states. H. Ey-senck"s interpretation of the combination of both temperament properties according to the criteria of high/low "psi-abilities" (24.7 % and 2.3 % of the sample respectively) compared with the Intuition Questionnaire, the factor "C"- the strength of "Ego" of the 16PF Questionnaire and the successful training was confirmed only by the sigma deviation method. This requires further research in terms of discovering the paired psi-ability tests and observing the measurement repeatability principle on different samples.

personality and temperament properties, psi-abilities, validity, military students, Personal Traits and Interests Questionnaire by H. Eysenck.

Проблема изучения индивидуально-типологических свойств личности обусловлена тем, что темпераментные качества по-разному интерпретируются в зависимости от развития психодиагностики. Так, «восприимчивость» и «впечатлительность» по С.Л. Рубинштейну трансформировались в сенситивность, а возбудимость - в импульсивность, что в целом стало отождествляться с «эмоциональной возбудимостью». Экстраверсия оказывается связана с постоянной ориентацией на не вообще внешние события, а только на сиюминутные, т. е. экстраверт живет преимущественно в настоящем времени; интроверт же стал ориентироваться не только на прошлое, но и на будущее. Постепенно сформировался понятийный аппарат пяти свойств темперамента - интенсивности психических реакций, скорости их возникновения, протекания и устойчи-

вости, психического темпа, направленности психической деятельности. В нейрохимической модели «функционального ансамбля» структуры темперамента уже 12 свойств в зависимости от разных типов активности .

В.И. Куликовым выявлены индивидные признаки темперамента и свойств нервной системы по группе крови MN: холерик и сангвиник, лабильность торможения - MN (гетерозигота); флегматик - М (доминантый); меланхолик - N (рецессивный); лабильность возбуждения - M и MN; инертность возбуждения - MN и N. Признаков по группам АВ0 и резус-фактора не зафиксировано.

В работе Б.А. Вяткина установлено два индивидуально-типологических симптомоком-плекса, которые опосредуют влияние стресса на результативность деятельности. В частности, с повышением уровня психического напряжения успешность деятельности улучшается у нетревожных, уравновешенных, эмоционально невозбудимых, с «сильным» типом нервной системы, но ухудшается у лиц с противоположными особенностями.

Г. Айзенк предположил, что критерием дихотомии «интро/экстраверсия» является тонус коры больших полушарий головного мозга. Пониженный тонус экстраверта вынуждает его «под-питываться» извне, а повышенный тонус интроверта обращает его на внутренний мир . Отсюда холерик - невротизированный экстраверт (склонность к психопатии и истерии); сангвиник - эмоционально устойчивый экстраверт; флегматик - эмоционально устойчивый интроверт; меланхолик - невротизированный интроверт (склонность к дистимности, тревожности и неврозу навязчивых состояний).

Действительно, психическая тревожность по механизмам обратной связи требует проявления повышенной эмоциональной стабильности - помехоустойчивости . К условно-рефлекторной тревожности (собственно психическая тревожность) склонны нестабильные интроверты, а у нестабильных экстравертов преобладает соматическая тревожность (вегетативные системы тревожности) .

Анализируя работы Г. Айзенка, В.Д. Небылицын обратил внимание на исходный постулат о том, что у экстраверта возбуждение слабое и медленно развивается, а реактивное торможение сильное, быстро развивается и медленно рассеивается. Отсюда формулируется положение о балансе нервных процессов по их динамике. По мнению В.Д. Небылицына, Г. Айзенк неправомерно объединил в одном термине «временное торможение» три его вида - условное, дифференцированное и запредельное - на том основании, что все они требуют времени для своего развития. Отсюда и двусмысленность понятия «реактивное торможение». Оказалось, что динамичность возбуждения измерима, а измерение динамичности торможения весьма условно.

Другой аспект проблемы связан с очередным кризисом психологической науки: как изучать неординарные способности, реально существующие у людей? Они ведь тоже, как свойства нервной системы и темперамента, природно обусловлены и относятся к психобиологической категории. Г. Селье особое внимание уделил механизму интуиции. Он указывает, что главное достоинство сознательных видов активности - возможность целенаправленного регулирования со стороны воли и интеллекта, а слабость - невозможность решать одновременно две задачи, если не вытеснить одну из них в подсознание. Интуиция определяется как когнитивное состояние, направленное на осуществление точного выбора из равновероятных событий . Действительно, в соответствии с принципом неопределенности кора больших полушарий головного мозга (произвольный уровень) не может одномоментно поддерживать активацию двух и более очагов возбуждения. Классический пример - написание своего имени в обратном порядке с одновременным проговариванием букв в прямом порядке.

Термин «интуиция» (от лат. intueri - "пристально, внимательно смотреть") имеет два значения: 1) чутье, догадка, проницательность, основанная на предшествующем опыте; 2) непосредственное, мистическое (т. е. таинственное) постижение истины без помощи научного опыта и логических умозаключений. Иными словами, функции интуиции - оценка, предсказание-прогноз, приведение в действие отождествляются с неявными знаниями в практическом интеллекте, осуществляя качественный контроль за работой воспринимающих органов чувств.

Научное (сознательное) изучение интуиции прямыми методами невозможно при постулате ее вещественной природы, но возможно косвенными методами при постулате ее энергоинформационной природы. Интуиция как психобиологический феномен имеет определенные закономерности возникновения и проявления, что делает ее предметом научного изучения .

В последних своих разработках автор теории темперамента Г. Айзенк сосредоточил внимание на неординарных способностях. В переводном издании есть тест «Личные качества и интересы», включающий 60 вопросов по двум шкалам - экстраверсии и нейротизму, которые интерпретируются по критерию наличия/отсутствия «пси-способностей» (авторский термин) . Однако нет сведений о проверке данного теста на информативность, что и явилось целью нашего исследования.

С целью восполнить этот пробел мы применили ставшие уже традиционными опросник Айзенка по темпераменту и 16-ФЛО Кеттела, в котором можно рассчитать вторичный фактор F2 -экстраверсии. Тем самым было получено три показателя экстраверсии и два нейротизма. Измерялись также неблагоприятные психические состояния (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность) по опроснику Айзенка , суточный ритм по отношению «частота сердечных сокращений / частота дыхания» и успешность обучения. Поскольку одним из признаков неординарных способностей, безусловно, является хорошо развитая интуиция, использовался соответствующий опросник, состоящий из весьма необычных вопросов . Обследовано 263 курсанта в возрасте 18-19 лет, физически и психически здоровых.

В любом исследовании статистическая надежность есть степень сходства истинной оценки с наблюдаемым при измерении результатом. Различают ретестовую надежность (путем повторного измерения), эквивалентную надежность (путем параллельного измерения одного и того же показателя разными тестами), гомогенность - устойчивость измерения (путем разбивки теста на четные и нечетные задания).

В 16-факторном тесте дополнительно рассчитывались вторичные факторы: эмоциональная напряженность F1, экстраверсия F2, лидерство F4.

Корреляционный анализ выявил согласованность взаимосвязи показателей экстраверсии и нейротизма с рядом других показателей (таблица 1).

Таблица 1 - Корреляции свойств темперамента со свойствами личности, психическим и психофизическим статусом у лиц молодого возраста (п = 263)

Экстраверсия Нейротизм

Показатель по пси-спо- традици- по по пси-спо- традици-

собности онная Кеттелу собности онный

Экстраверсия-пси-способность 0,788 0,363 -0,760

Экстраверсия по Кеттелу 0,363 0,409 -0,165

Нейротизм-пси-способность -0,232 0,291 0,268

А - циклотимия 0,260 0,587

C - сила «я» 0,268 -0,279

Е - доминантность 0,167 0,211

Р - беспечность 0,287 0,289 -0,168

Н - смелость 0,263 0,326 -0,132

1_ - подозрительность 0,188 0,159

N - проницательность -0,252

О - тревожность личностная -0,416 0,174

01 - радикализм 0,260

02 - самодостаточность -0,280 -0,273 0,161

03 - самоконтроль -0,185

04 - фрустрированность -0,225 0,314

Р1 - эмоциональная напряженность -0,406 0,301

Р4 - лидерство -0,149 -0,141

Тревожность ситуативная -0,370 -0,264 0,506 0,310

Фрустрация ситуативная -0,160 0,450 0,186

Агрессивность 0,210 0,232 0,251 0,216

Ригидность эмоциональная -0,368 -0,308 -0,147 0,390 0,248

Суточный ритм -0,161 -0,193 -0,199

Успешность обучения -0,134 -0,130

Примечание. Граничные значения г = 0,124, р < 0,05; г = 0,163, р < 0,01; г = 0,206, р < 0,001.

Наблюдаются согласованные корреляции экстраверсии-пси-способностей и экстраверсии традиционного измерения с показателями экстраверсии по Кеттелу, доминантности, беспечности, смелости, агрессивности, «совиным» типом суточного ритма, психической пластичностью и отрицательно - с самодостаточностью, лидерством и ситуативной тревожностью. При этом парадоксальны противоположные по знаку корреляции обеих экстраверсий с нейротизмом-пси-спо-собностей. Объяснить данный факт мы не можем.

Аналогична согласованность взаимосвязи экстраверсии-пси-способностей и экстраверсии по Кеттелу с показателями циклотимии, агрессивности, психической пластичности, «совиным» типом суточного ритма и отрицательно - с лидерством и ситуативной тревожностью. По нейро-тизму корреляции согласованы только с показателями тревожности, фрустрации, ригидности и отрицательно - с успешностью обучения.

Таким образом, из 24 показателей, с которыми взаимосвязаны два свойства темперамента, измеренные разными способами, у показателя экстраверсии по анализируемому тесту (критерий

пси-способностей) 12 корреляций. Экстраверсия, измеренная традиционным опросником Айзенка, имеет 10 корреляций. Совпадений 8. У показателя экстраверсии, полученного расчетным способом по 16-ФЛО Кеттела, 14 взаимосвязей. Из них совпадают с экстраверсией-пси-способ-ностей и экстраверсией по традиционному опроснику только 3.

Валидность теста - степень точности меры измерения того психического качества, для оценки которого он предназначен. Различают: содержательную (логическую) валидность путем экспертной оценки содержания теста, эмпирическую валидность - степень предсказания качества.

Вычисляется коэффициент корреляции тестового результата с внешним критерием: экспертным (содержательная валидность), экспериментальным (эквивалентная надежность с сопряженным тестом) или жизненным (практическая валидность). Для определения «концептуальной» валидности рассчитывается корреляция со всеми возможными внешними критериями - содержательная, экспериментальная и практическая валидность.

В исследовании показатели экстраверсии и нейротизма по тесту-опроснику «Личные качества и интересы» тесно взаимосвязаны с аналогичными по другим опросникам, что указывает на экспериментальную валидность (эквивалентную надежность).

С целью более углубленного анализа мы дифференцировали выборку по критериям Ай-зенка. В каждой шкале диапазон от 0 до 60 баллов. При наличии пси-способностей экстраверсия > 36 и нейротизм < 24 баллов (сангвиник), об отсутствии пси-способностей говорит сочетание экстраверсии < 24 и нейротизма > 36 баллов (меланхолик). Однако в последнем случае только один испытуемый из 263 имел нейротизм выше 36 баллов. Поэтому мы использовали метод сигмаль-ного отклонения, и оказалось, что в данной выборке диапазон высоких значений нейротизма начинается не с 36, а с 22 баллов.

С учетом вышесказанного число испытуемых с наличием пси-способностей составило 24,7 %, тогда как с низкими пси-способностями - всего 2,3 %. Помимо согласованности данных корреляционного анализа и метода сигмального отклонения относительно роли высокого уровня экстраверсии по пси-способностям в проявлении свойств темперамента по другим опросникам, смелости, беспечности и низкой самодостаточности, обнаружился еще ряд закономерностей. Так, при высоком уровне экстраверсии по пси-способностям в сравнении с низким ее уровнем лучше успешность обучения и сила «я» на фоне низких значений неблагоприятных психических состояний. Но, главное, достоверно лучше показатель интуиции. Это согласуется с данными Л. Антала и Р. Сканокера (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели психологического статуса лиц молодого возраста

при противоположном уровне пси-способностей по Айзенку (M ± m)

Показатель Уровень пси-способностей t P <

высокий (n = 65) низкий (n = 6)

Интуиция, балл 40,27 ± 0,38 37,00 ± 0,71 4,07 0,001

Экстраверсия по пси-способностям, балл 36,88 ± 0,14 18,67 ± 2,27 8,20 0,001

F2 - экстраверсия по 16-ФЛО, стены 7,56 ± 0,26 5,10 ± 0,22 3,20 0,01

Экстраверсия по традиционному опроснику, балл 21,42 ± 0,23 11,00 ± 1,71 6,03 0,001

Нейротизм по пси-способностям, балл 13,91 ± 0,60 29,17 ± 1,38 10,16 0,001

Нейротизм по традиционному опроснику, балл 8,71 ± 0,22 16,33 ± 1,33 5,64 0,001

Успешность обучения, балл 4,74 ± 0,05 4,00 ± 0,00 13,59 0,001

С - сила «я», стены 7,73 ± 0,25 6,17 ± 0,54 2,62 0,05

F - беспечность, стены 5,97 ± 0,24 4,50 ± 0,50 2,65 0,01

H - смелость, стены 7,68 ± 0,22 5,60 ± 0,56 3,36 0,01

Q2 - самодостаточность, стены 3,47 ± 0,22 6,33 ± 0,92 3,04 0,01

Q4 - фрустрированность, стены 3,53 ± 0,21 4,33 ± 0,21 2,71 0,01

F1 - эмоциональная напряженность, стены 2,90 ± 0,26 4,37 ± 0,36 3,32 0,01

Тревожность, балл 1,54 ± 0,28 9,83 ± 1,87 4,39 0,001

Фрустрация, балл 3,69 ± 0,33 8,50 ± 2,28 2,09 0,05

Проверка теста-опросника «Личные качества и интересы» на валидность методами корреляционного анализа и сигмального отклонения выявила экспериментальную валидность (эквивалентную надежность) показателей экстраверсии и нейротизма с аналогичными свойствами темперамента, полученными по другим сопряженным тестам при 0,1 %-м уровне значимости (р < 0,001).

Тест-опросник «Личные качества и интересы» так же однозначно информативен (согласованность достоверных корреляций разных опросников) для экстраверсии относительно показателей смелости, беспечности и низкой самодостаточности, а для нейротизма - неблагоприятных психических состояний и отрицательно - успешности обучения.

Интерпретация Г. Айзенком определенного сочетания обоих свойств темперамента по критерию пси-способностей при сравнении с опросником «Интуиция» подтвердилась только методом сигмального отклонения. То же относится к показателям успешности обучения (практическая валидность) и фактору «С» 16-ФЛО.

Таким образом, практическое использование теста-опросника «Личные качества и интересы» целесообразно преимущественно для оценки экстраверсии/интроверсии и нейротизма / эмоциональной стабильности. Что касается критерия пси-способностей в этом тесте, то требуются дальнейшие исследования в плане поиска не только сопряженных тестов, но и соблюдения принципа повторяемости измерений на разных выборках.

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.

2. Trofimova I.N. The Interlocking between Functional Aspects of Activities and a Neurochemical Model of Adult Temperament // Temperaments: Individual Differences, Social and Environmental Influences and Impact on Quality of Life / ed. by M.C. Arnold. N. Y., 2016. С. 77-147.

3. Куликов В.И. Индивидный тест «Словесный портрет». Владивосток, 1988. 248 с.

4. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1981. 112 с.

5. Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология. 1993. Т. 1, № 2. С. 9-23.

6. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психофизиологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982. 98 с.

7. Плахтиенко В.А. Надежность в спорте // Спортивный психолог. 2004. № 2. С. 84-86.

8. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М., 1990. С. 45-46.

9. Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым: пер. с англ. / общ. ред. М.Н. Кондрашовой и И.С. Хорола; послесл. М.Г. Ярошевского и И.С. Хорола. М., 1987. 368 с.

10. Волков И.П. Возродить научные исследования по предмету психологии // Вестник Балтийской педагогической академии. 1995. Вып. 2. С. 25 ; 1996. Вып. 3. С. 6.

11. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности: пер. с англ. М., 1992. 176 с.

12. Лучшие психологические тесты / пер. с англ. Е.А. Дружининой. Харьков, 1994. С. 16-20, 75-85.

13. Айзенк Г.Ю., Сарджент К. Измерьте свои экстрасенсорные способности. М., 2001. 192 с.

14. Antal L., Skanaker R. Pistol Shooting. Mount Vernon (WA), 1998. 185 р.

Antal, L & Skanaker, R 1998, Pistol Shooting, Mount Vernon (WA), 185 р.

Druzhinina, EA (transl.) 1994, The best psychological tests, Kharkov, pp. 16-20, 75-85, (in Russian). Eysenck, HJ 1992, Test your abilities, Moscow, 176 p., (in Russian).

Eysenck, HJ 1993, "Number of personality factors: 16, 5 or 3? Taxonomic paradigm criteria", Inostrannaya psikhologiya, vol. 1, no. 2, pp. 9-23, (in Russian).

Eysenck, HJ & Sargent, C 2001, Are you psychic? Tests and games to measure your powers, Moscow, 192 p., (in Russian). Kulikov, VI 1988, Verbal Portrait Individual Test, Vladivostok, 248 p., (in Russian).

Medvedev, VI 1982, Human physiological and psychophysiological stability under the influence of extreme factors, Leningrad, 98 p., (in Russian).

Nebylitsyn, VD 1990, Selected psychological works, Moscow, pp. 45-46, (in Russian). Plakhtienko, VA 2004, "Reliability in sports", Sportivnypsikholog, no. 2, pp. 84-86, (in Russian). Rubinstein, SL 2002, Fundamentals of general psychology, St. Petersburg, 720 p., (in Russian).

Selye, H, Kondrashova, MN, Khorol, IS & Yaroshevsky, MG (eds.) (comps.) 1987, From dream to discovery. On being a scientist, Moscow, 368 p., (in Russian).

Trofimova, IN & Arnold, MC (ed.) 2016, "The Interlocking between Functional Aspects of Activities and a Neurochemical Model of Adult Tem perament", Temperaments: Individual Differences, Social and Environmental Influences and Impact on Quality of Life, New York, pp. 77-147.

Volkov, IP 1995, "To revive research on psychology", Vestnik Baltiyskoy pedagogicheskoy akademii, iss. 2, p. 25, (in Russian).

Volkov, IP 1996, "To revive research on psychology", Vestnik Baltiyskoy pedagogicheskoy akademii, iss. 3, p. 6, (in Russian). Vyatkin, BA 1981, Mental stress management in sports competitions, Moscow, 112 p., (in Russian).

Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

10. Корреляционное исследование

Корреляционное исследование – это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направлено на установление изменения одной переменной при изменении другой.

Данное исследование обычно проводится в обстановке естественной среды (в «поле» – полевые исследования).

Корреляционное исследование дает информацию о направлении и силе взаимосвязи между двумя переменными.

Направление взаимосвязи – это характеристика взаимосвязи, говорящая о том в какую сторону произойдет изменение одной из переменных при изменении другой.

Виды направления взаимосвязи:

1) позитивное – при увеличении значения одной переменной изменение другой переменной также происходит в сторону увеличения;

2) негативное – при увеличении значения одной из переменных значение другой переменной уменьшается.

Если при изменении значения одной из переменных другая переменная не изменяется говорят об отсутствии корреляции.

Сила взаимосвязи – степень точности, с которой возможно предсказание величины какой-либо одной переменной, зная величину другой переменной.

Статистический критерий, характеризующий направление и силу взаимосвязи между двумя переменными, называют коэффициентом корреляции . Величина коэффициента корреляции колеблется от +1,00 (при положительно корреляции) до -1,00 (при отрицательной корреляции).

Значение коэффициента корреляции равное +1,00 (полная корреляция) в социально-психологических исследованиях не встречается. Коэффициент корреляции редко превышает +0,60. Это связано с тем, что всегда имеется не один, а целый ряд факторов, детерминирующих поведение людей, их мнения и оценки.

По силе корреляции в социально-психологических исследованиях различают:

1) сильную корреляцию переменных (от +0,50 до +0,60);

2) умеренно сильную корреляцию (от +0,30 и +0,50);

3) слабую корреляцию (от +0,30 или +0,20).

При математической обработке данных используются различные подходы к вычислению коэффициента корреляции. В социальной психологии чаще всего пользуются коэффициентом ранговой корреляции Спирмена (r), как отличающийся своей универсальностью (его можно применять к любым количественно измеренным или ранжированным данным) и простотой (позволяет вычислять корреляцию «вручную»).

Использование корреляционного исследования особенно эффективно в тех случаях, когда речь идет о сборе большого числа данных. Примером корреляционного исследования может служить изучение особенностей понимания роли начальника бригады в производственной организации, преподавателя в классе, отдельного студента в группе и т. д. При этом могут оцениваться такие качества личности мастера, как требовательность, настойчивость, уравновешенность, доброта, скромность, дисциплинированность, справедливость, оптимизм и др. Особенности восприятия и понимания личности и деятельности рассматриваются в зависимости от социально-демографических и ролевых характеристик субъектов и объектов оценки.

Достоинства корреляционного метода состоят в том, что результаты корреляционного исследования часто служат питательной почвой для идей и гипотез, которые более детально могут быть изучены экспериментальным путем. Однако, при проведении эмпирического исследования, очень важным является понимание того какая именно переменная вызвала изменения другой. Основным недостатком корреляционного исследования является то, что оно не позволяет окончательно определить причину взаимосвязи между двумя переменными.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Исследование восприятия Для исследования восприятия используются клинические и экспериментально-психологические методы. Основными ситуациями, в которых используется клинический метод, являются следующие: 1) определение состояния болевой и тактильной

автора Ушаков Дмитрий Викторович

Исследование 1 ИспытуемыеВ исследовании приняли участие 58 человек (студенты-психологи, средний возраст 18,3 года, SD = 1,1).Тесты и заданияЭкспериментальное задание. Задание состояло из трех частей. В первой части («кодирование») опыта испытуемому предлагается отвечать на 3

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Исследование 2 ИспытуемыеВ эксперименте приняли участие 54 студента 1–3 курсов Московского государственного лингвистического университета, средний возраст составил 18,4 года (SD = 1,1).Тесты и заданияЭкспериментальное задание. На первом этапе осуществлялось кодирование

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Исследование 3 ИспытуемыеВсего в эксперименте участвовал 131 человек – выпускники или учащиеся ИП РАН, ГАУГН, МГППУ, МПГУ, в основном – психологических факультетов. Средний возраст 19.5 лет; SD = 1,5. 88 % выборки составили девушки.Процедура эксперимента и стимульный

автора Хэмилтон Мэрилин

Исследование? Мешворкеры могут помочь обычным гражданам озвучить направление изменений, которые они ценят, поддерживая отчётливое осознание ресурсов, ценностей и способностей, которые они переживают в качестве своих реалий в изменяющемся мире.? Мешворкеры могут

Из книги Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья автора Хэмилтон Мэрилин

Исследование 1. Сознательный подход к интегральному сбору данных открывает больше, чем прочие методологические подходы. Поскольку интегральные системы координат предоставляют целостносистемные контрольные списки для сбора данных и общий язык для интеграции

Из книги Терапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение автора Ахола Т

Терапевтическое исследование Мне позвонила мать, желавшая привести ко мне на консультацию своего двенадцатилетнего сына Кима. Выяснилось, что у Кима были разнообразные поведенческие проблемы дома и в школе. Его плохое поведение привело к тому, что его перевели из

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Исследование Материал и методыМатериалом для исследования мне послужили близкие знакомые и друзья, а также известные общественные деятели и выдающиеся личности прошлых лет. Кроме того, на первом этапе были обследованы три тысячи студентов колледжей, что позволило

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Корреляционное исследование В главе 1 я упомянул несколько актуальных, социально значимых вопросов, для решения которых оказались бы ценными исследования в области психологии развития. Приведем в качестве примера корреляционные исследования одного из таких вопросов.

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика автора Равенский Николай

Из книги Эссенциализм. Путь к простоте автора МакКеон Грег

Полевое исследование Джейн Чен была студенткой Стэнфордской школы дизайна и посещала курс «Доступный дизайн». Однажды слушателям предложили задание – разработать детский инкубатор, который можно было бы продавать всего за 1 % от стандартной стоимости в 20 тысяч

Из книги Псевдонаука и паранормальные явления [Критический взгляд] автора Смит Джонатан

Из книги Вторжение между ног. Правила съема автора Новиков Дмитрий

5) Исследование препятствий? Какие трудности могут мне встретиться на пути? Как я буду их устранять? Как я себябуду вести, чтоб избегать трудностей, чтобы достижение цели было наиболееэкологичным и

Из книги Сексуальная терапия автора Каплан Хелен Сингер

СЕКСОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В медицине используются два диагностических орудия: анамнез и обследование. При диагностике пациента с сексуальными расстройствами мы используем те же самые орудия. Однако в секс-терапии при обследовании пациента нельзя, в первую очередь,

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

Стадия 1: Исследование Прихожанин. По мере того как Марта беседовала с Крис о своих чувствах, мыслях и жизненном опыте, она стала лучше понимать источник и природу своего беспокойства. Марта стала осознавать, как сильно она беспокоилась о своих детях и каким сильным было

Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет вам узнать свой темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.

Пройдя тест на темперамент Айзенка, вы сможете лучше познать свое собственное Я. Вы поймете, что представляет из себя ваш характер и сможете занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей, поможет вам комфортно уживаться в семье и в трудовом коллективе. Так, например, в некоторых школах, поступающий должен пройти тест на темперамент. В соответствии с этими тестами в дальнейшем будут формироваться классы. Многие работодатели при приеме на работу так же предлагают пройти тест на темперамент, чтобы выбрать того из соискателей, который удачно впишется в коллектив.

Инструкция.

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет - знак - (нет).

Стимульный материал к Личностному опроснику Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента).

  1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?
  2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?
  3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
  4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым , а иногда печальным без какой-либо причины?
  5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?
  6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?
  7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?
  8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?
  9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?
  10. Нравится ли вам находиться среди людей?
  11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?
  12. Упрямитесь ли вы иногда?
  13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?
  14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?
  15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?
  16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?
  17. Вы по натуре живой человек?
  18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
  19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?
  20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?
  21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?
  22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?
  23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?
  24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков ?
  25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?
  26. Часто ли вы думаете о своей работе?
  27. Очень ли вы любите вкусно поесть?
  28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?
  29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?
  30. Хвастаетесь ли вы иногда?
  31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?
  32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
  33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?
  34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы?
  35. Бывают ли у вас головокружения?
  36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
  37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
  38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?
  39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?
  40. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?
  41. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?
  42. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?
  43. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?
  44. Бывают ли у вас сильные головные боли?
  45. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
  46. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?
  47. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?
  48. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?
  49. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
  50. Часто ли с вами случаются неприятности ?
  51. Любите ли вы рассказывать истории друзьям?
  52. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?
  53. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?
  54. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять ?
  55. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?

Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;
  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия - интроверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,
  • больше 15 - экстраверт,
  • больше 12 - склонность к экстраверсии,
  • 12 - среднее значение,
  • меньше 12 - склонность к интроверсии,
  • меньше 9 - интроверт,
  • меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
  • больше 13 - высокий уровень нейротизма,
  • 9 - 13 - среднее значение,
  • меньше 9 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
  • меньше 4 - норма.

Описание шкал

Экстраверсия - интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Круг Айзенка.

Пояснение к рисунку "круг Айзенка":

Сангвиник = стабильный + экстравертированный

Флегматик = стабильный + интровертированный

Меланхолик = нестабильный + интровертированный

Холерик = нестабильный + экстравертированный

Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

«Чистый» сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик (высокая интровесия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Раздел: тесты по психологии с ответами.

Корреляционный анализ — один из главных методов статистической обработки результатов исследований в области психологии, биологии, медицины и т.д. — всех тех наук, которые изучают то, что уже существует в природе, а человек пытается понять, каким же закономерностям оно подчиняется.

Метод корреляционного анализа позволяет обнаружить линейные (прямые и обратные) связи между двумя переменными.

Что такое линейная связь? Говоря доступным языком, это связь между двумя измеряемыми переменными, которую можно обозначить словами «чем больше одно, тем больше другое» (прямая связь) или «чем больше одно, тем меньше другое» (обратная связь).

Простой пример прямой связи — это связь между возрастом и ростом детей. Всем нам хорошо известно, что связь между возрастом и ростом детей такова: чем больше возраст, тем больше (выше) рост. У маленького по возрасту ребенка — маленький рост, у ребенка побольше — рост повыше, а у большого ребенка — совсем большой рост, практически как у взрослого.

Для наглядности находим на просторах интернета соответствующую таблицу, отражающую связь между возрастом и ростом детей:

Поскольку таблица нужна только для примера, не будем зацикливаться на вопросе о том, насколько она достоверна. Удовлетворимся тем фактом, что данные в таблице похожи на настоящие.

Для еще большей наглядности построим график: шкала Х отражает возраст ребенка в годах, шкала Y — рост ребенка в сантиметрах.

И в таблице, и на графике хорошо видно, что по мере увеличения одного показателя (возраст детей) увеличиваются и значения второго показателя (рост детей). Об этом же нам говорит и собственный опыт: все мы знаем, что дети с возрастом становятся выше. Чем больше возраст ребенка, тем выше его рост. Это и есть прямая связь между двумя переменными (в данном случае — возрастом и ростом).

Какие еще простые примеры прямой связи можно привести из жизни? Чем больше книг читает человек, тем более начитанным он становится. Чем более высокооплачиваемой является работа, тем больше желающих на нее устроиться. Чем активнее мы используем свои холодильники, тем шире наши лица. Чем дальше в лес, тем больше дров. Ну и так далее. Увеличивается одно — увеличивается другое.

Бывает и наоборот: увеличивается одно — уменьшается другое. Чем чаще ребенка ругают, тем ниже его самооценка. Чем в большей мере наше внимание сконцентрировано на чем-то одном, тем меньше мы замечаем другое. «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». Тише едешь — дальше будешь. Это обратная связь между двумя переменными.

Прямая связь и обратная связь — это две разновидности линейной связи между переменными. Именно такие связи выявляет корреляционный анализ.

На практике далеко не всегда ответ настолько очевиден, как в случае связи между возрастом и ростом детей. Очень часто встречаются случаи, когда невозможно навскидку с уверенностью сказать, существует линейная связь между двумя переменными или нет. Поэтому ученые математики придумали способ достоверно определять ее наличие или отсутствие — корреляционный анализ . А мы этим способом пользуемся в своих исследованиях.

Нам не нужно помнить формулы наизусть и уметь их выводить — это задача математиков. Наша задача — правильное применение корреляционного анализа в своих исследованиях, правильный