С каким князем дружил державин. Валентин Круглов. Доклад "Литературные портреты в оде Г. Державина "Фелица". Г.Р. Державин в Олонецкой губернии


Гавриил (Гаврила) Романович Державин. Родился 3 (14) июля 1743 года в селе Сокуры Казанской губернии - умер 8 (20) июля 1816 года в имении Званка Новгородской губернии. Русский поэт, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

Гавриил (Гаврила) Державин родился 3 (14 по новому стилю) июля 1743 года в селе Сокуры Казанской губернии в семье мелкопоместных дворян.

Отец - Роман Николаевич Державин, секунд-майор.

Мать - Фёкла Андреевна Державина (в девичестве - Козлова).

Согласно семейной легенде, Державины происходили от одного из татарских родов: Багрим-мурза переселился в Москву из Большой Орды и после крещения поступил на службу великого князя Василия Васильевича.

Детство прошло в родовом имении Сокуры под Казанью. Рано остался без отца.

В 1762 году поступил на службу рядовым гвардейцем в Преображенский полк. В составе полка принимал участие в государственном перевороте 28 июня 1762 года, в результате которого вступила на престол , позже неоднократно воспетая им в одах.

С 1772 года служил в полку в офицерской должности.

В 1773-1775 годах в составе Преображенского полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачёва.

В 1773 году написал свои первые стихи.

Широкая известность пришла к Гавриилу Державину в 1782 году - после опубликования оды «Фелица» , которая в восторженных тонах была посвящена автором Императрице Екатерине II. В оде он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам.

Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает, -
Она мой дух и ум пленяет,
Подай найти ее совет...

С момента основания в 1783 году Императорской Российской академии Державин был членом академии, принимал непосредственное участие в составлении и издании первого толкового словаря русского языка.

В мае 1784 года был назначен правителем Олонецкого наместничества. Прибыв в Петрозаводск организовал формирование губернских административных, финансовых и судебных учреждений, ввёл в действие первое в губернии общегражданское лечебное заведение - городскую больницу. Результатом выездных инспекций по уездам губернии стала его «Подённая записка, учинённая во время обозрения губернии правителем Олонецкого наместничества Державиным», в которой Державин показал взаимообусловленность природных и экономических факторов, отметил элементы материальной и духовной культуры края. Позднее образы Карелии вошли в его творчество: стихотворения «Буря», «Лебедь», «Ко второму соседу», «На Счастие», «Водопад».

В 1786-1788 годах служил правителем Тамбовского наместничества. Проявил себя просвещённым руководителем, оставил значительный след в истории края. При Державине были открыты несколько народных училищ, театр и типография, где в 1788 году печаталась первая в Российской империи провинциальная газета «Тамбовские известия». Также при нем был составлен план Тамбова, наведён порядок в делопроизводстве, было положено начало сиротскому дому, богадельне и больнице.

В 1791-1793 годах - кабинет-секретарь Екатерины II.

В 1793 году назначен сенатором с производством в тайные советники.

С 1795 года по 1796 год - президент Коммерц-коллегии.

В 1802-1803 годах - министр юстиции Российской империи.

Всё это время Державин не оставляет литературное поприще, создает оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.

Творчество Гавриила Державина представляет собой вершину русского классицизма, основоположниками которого были и А.П. Сумароков.

Предназначение поэта, в понимании Г. Р. Державина - прославление великих поступков и порицание дурных.

Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.

Державин создал ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям.

Поэзию Державина называли говорящей живописью. Он обладал необыкновенным даром проникаться замыслом живописца и создавать свои поэтические образы.

Награды Гавриила Державина:

Орден Святого Александра Невского;
Орден Святого Владимира 3-й степени;
Орден Святого Владимира 2-й степени;
Орден святой Анны 1-й степени;
Орден Святого Иоанна Иерусалимского командорский крест.

7 октября 1803 года был уволен в отставку и освобождён от всех государственных постов, как он сам писал: «уволен от всех дел».

В отставке поселился в своём имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни занимался литературной деятельностью.

Личная жизнь Гавриила Державина:

Дважды был женат. Детей не имел.

Первая жена - Екатерина Яковлевна Бастидон, дочь бывшего камердинера Петра III португальца Бастидона. Поженились в начале 1778 года. На момент свадьбы невесте было 16 лет. Увековечена поэтом как Пленира.

В 1794 году Екатерина Яковлевна скоропостижно скончалась в возрасте 33 лет. Похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

Екатерина Яковлевна Бастидон - первая жена Гавриила Державина

Вторая жена - Дарья Алексеевна Дьякова. Женился на ней спустя полгода после смерти первой супруги. Поэт увековечил вторую жену как Милену. Дарья Алексеевна умерла в 1842 году.

Дарья Алексеевна Дьякова - вторая жена Гавриила Державина

Своих детей у Державина не было. В 1800 году после смерти своего друга, Петра Гавриловича Лазарева, принял на попечение его детей, в т.ч. и Михаила Петровича Лазарева, будущего выдающегося адмирала, открывателя Антарктиды, губернатора Севастополя.

Также в доме Державина воспитывались осиротевшие племянницы Дарьи Дьяковой - дети ее сестры Марии и поэта Николая Львова: Елизавета, Вера и Прасковья. Дневник Прасковьи содержит интересные подробности о семье Державина.

Гавриил Романович дружил с князем С. Ф. Голицыным и посещал усадьбу Голицыных в Зубриловке. В известном стихотворении «Осень во время осады Очакова» (1788) Державин призывал друга побыстрей взять турецкую крепость и вернуться к семье.

Гавриил Романович Державин и его вторая супруга Дарья Алексеевна похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки подверглись артиллерийскому обстрелу и более сорока лет находились в руинах. В 1959 году состоялось перезахоронение останков Державина и его жены в Новгородский кремль.

В 1993 году, после окончания реставрации Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря, приуроченной к 250-летию со дня рождения поэта, останки Гавриила Романовича и Дарьи Алексеевны Державиных были возвращены из Новгородского кремля в склепы монастыря.

Имя Гавриила Державина присвоено Тамбовскому государственному университету. Одна из улиц Тамбова носит название Державинской. В 2003 году Тамбовская областная дума присвоила Державину звание почётного гражданина Тамбовской области.

Его именем названа площадь в Лаишево (Татарстан). В Лаишево краеведческий музей носит имя поэта, которому посвящена большая часть экспозиции музея. В Лаишево ежегодно проводятся праздник Державина (с 2000 г.), Державинские чтения с вручением республиканской литературной премии имени Державина (с 2002 г.), всероссийский литературный Державинский фестиваль (с 2010 г.). Лаишевский район часто неофициально именуется Державинским краем.

В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Г. Р. Державина.

Памятная стела установлена на родине поэта в селе Державино (Сокуры).

Памятники поэту: в Казани (существовавший в 1846-1932 годах и воссозданный в 2003 году); Санкт-Петербурге; на Державинской площади в Лаишево; в Тамбове; в Петрозаводске.

Мемориальный знак поэту установлен в Званке (ныне на территории Чудовского района Новгородской области на берегу р. Волхов).

В Санкт-Петербурге есть Музей-усадьба поэта - особняк Гавриила Романовича Державина, на набережной Фонтанки, 118, по соседству с Державинским переулком. С 2003 года литературно-мемориальный музей, филиал Всероссийского музея А. С. Пушкина. Городская усадьба состоит из особняка поэта, двух парных флигелей, небольшого гостевого корпуса и оранжереи. Особняк на Фонтанке и обстоятельства его возведения обыграны в стихотворениях поэта «К первому соседу» (1780) и «Ко второму соседу» (1791), обращённых к откупщику М. С. Голикову и полковнику М. А. Гарновскому, соответственно. В большом двусветном зале после 1811 года проходили собрания «Беседы любителей русского слова».

В честь Державина назван кратер на Меркурии.

В 2016 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент Татарстана Рустам Минниханов приняли участие в церемонии открытия памятника русскому поэту и государственному деятелю Гавриилу Романовичу Державину на его малой родине под Казанью (село Каипы), в день 200-летия со дня смерти поэта.

Стихотворения Гавриила Державина:

Автору, осмеявшему в комедии стихотворцев и переводившему Анакреона
Альбаум
Амур и Психея
Амур и Психея
Анакреон в собрании
Анакреон у печки
Анакреоново удовольствие
Аристиппова баня
Арфа
Атаману и войску Донскому
Атаману и войску Донскому
Афинейскому витязю
Бабочка
Без любезной грудь томится
Беседа с Гением
Бессмертие души
Благодарность
Благодарность Фелице
Блаженство супруги
Бог
Богатство
Богине здравия
Бой
Босканф, Лаба и Дольский
Братское согласие
Буря
Бывальщина
В день судьбины раздраженной
В память Давыдова и Хвостова
Варюша
Введение Соломона в судилище
Веер
Величество Божие
Вельможа
Венерин суд
Венец бессмертия
Венчание Леля
Весна
Вид автору «Сувороиды»
Видение мурзы
Виша
Властителям и судиям
Внимание
Водомет
Водопад
Возвращение Весны
Воинская песнь
Воцарение правды
Враги нам лучшие друзья
Вседневно муки умножая
Всемиле
Вывеска
Вывеска
Г-ну Дицу
Геба
Геркулес
Гимн Богу
Гимн Богу
Гимн Сафы Венере
Гитара
Голубка
Горелки
Горки
Горы
Горючий ключ
Гостю
Град, всех прелестей рожденье
Графине Орловой
Гром
Дар
Даше приношение
Деревенская жизнь
Детям на комедию их и маскерад
Дианин светлый блеск, ефирну чистоту
Добродетель
Доказательство Творческого бытия
Достигнул страшный слух ко мне
Другу
Другу женщин
Евгению. Жизнь Званская
Желание
Желание в горняя
Желание зимы
Жизнь деревенская
Жуковскому и Родзянке
Загадка
Задумчивость
Заздравный орёл
Зефирны ветры прилетели
Идиллия
Идолопоклонство
Из второй песни Моисеевой
Из поэмы «Пожарский»
Изображение Фелицы
Истина
Истинное счастие
К Анжелике Кауфман
К бюсту адмирала Василия Яковлевича Чичагова
К Грациям
К добродетельной красавице
К женщинам
К изображению императора Павла I
К Каллиопе (Сойди, бессмертная, с небес...)
К красавцу
К лире (Звонкоприятная лира)
К лире (Петь Румянцова сбирался)
К матери, которая сама воспитывает детей своих
К Меценату
К мраморному бюсту Екатерины II
К Музе
К Н. А. Львову
К первому соседу
К портрету адмирала Александра Ивановича Круза
К портрету адмирала Спиридова
К портрету В. В. Капниста
К портрету великой княжны Александры Павловны
К портрету Ивана Ивановича Дмитриева
К портрету княгини Екатерины Романовны Дашковой
К портрету Ломоносова
К портрету Н. А. Дьякова
К портрету прекрасной и добродетельной женщины
К портрету преосвященного Иннокентия псковского
К портрету преосвященного Платона
К портрету сенатора князя Якова Фёдоровича Долгорукова
К портрету трудолюбивого
К портрету чрез злодеяния достигшего к добродетелям и славе
К самому себе
К силуэту Хемницера
К Скопихину
К Софии
К статуе Екатерины II
К Ф. М. Колокольцову
К Эвтерпе
Как с тобою повстречался
Кантата
Кантата на день военного ордена героям росским
Капнисту
Ключ
Ко второму соседу
Ко мне ты страстью тлеешь
Колесница
Крезов Эрот
Крестьянский праздник
Кружка
Кузнечик
Купидон
Ласточка
Лебедь
Лев и волк
Лето
Лизе. Похвала розе
Любителю художеств
Любовны мысли открывает
Любушке
Люси
Махиавель
Мельник
Меркурию
Мечта
Мне мученьи те известны
Модное остроумие
Мои грации
Мой истукан
Молитва (Боже Создатель)
Молитва (Кто может, Господи, Твои уставы знать?)
Молитва (Непостижимый Бог, всех тварей Сотворитель)
Молитва (О Боже, душ Творец бессмертных)
Молитва (О Боже! чту Твоих пределов светозарность)
Монумент Петра Великого
Мореходец
Мужество
Мщение
Н. А. Львову
На балет «Зефир и Флора»
На барсука
На безбожников
На болтуна
На брак графини Литты
На бракосочетание великого князя Павла Петровича
На брачные торжества
На бюст в медальоне великой княжны Александры Павловны
На вздорного писателя
На взятие Варшавы
На взятие Измаила
На возвращение графа Зубова из Персии
На ворожбу
На выздоровление Мецената
На гатчинские пруды в царствование императора Павла I
На гаубицы, графом Шуваловым, и на конную артиллерию, князем Зубовым введённые
На гроб Бодряги
На гроб вельможи и героя
На гроб графа Петра Ивановича Панина
На гроб Дубянского
На гроб князю Петру Михайловичу Голицыну
На гроб князя А. А. Вяземского
На гроб князя Александра Андреевича Безбородко
На гроб любимцу Фортуны
На гроб Петра Великого
На гроб Пожарского
На гроб N. N.
На гробницу П. В. Неклюдова
На домовую церковь князя А. Н. Голицына
На загородный дом сенатора Николая Ивановича Чичерина
На известного стихотворца
На изображение Екатерины II (Величества, любви, щедроты, красоты)
На изображение Екатерины II (Любовию к России дышит)
На изображение Петра Великого (Бог редко, чудеса творя)
На изображение Петра Великого (Кого блистающа я вижу средь лучей)
На изображение Суворова при отставке его
На изображение Феофана
На Кантемира
На коварство французского возмущения и в честь князя Пожарского
На кончину благотворителя
На кончину великой княжны Ольги Павловны
На кончину графа Орлова
На кончину Екатерины II
На кончину императрицы Екатерины II
На корыстолюбца
На Красавицу
На крещение великого князя Николая Павловича
На Лосенкова
На Мальтийский орден
На маскарад, бывший перед императрицей в Казани
На медальон графини Александры Васильевны Браницкой
На медальон Екатерины II у Мусиной-Пушкиной
На медальон Екатерины II у Протасовой
На медальон, на котором представлен Суворов в львиной коже
На монумент, воздвигнутый графинею Браницкой
На мраморное изображение митрополита Гавриила
На мраморную колонну в Красной мызе Нарышкиных
На надутого, несправедливого и хромоногого историка
На Новый 1797 Год
На Новый 1798 Год
На Новый год
На освящение Каменноостровского инвалидного дома
На освящение храма в кабинете ея величества Екатерины II
На освящение храма Казанской Богородицы в С.-Петербурге
На открытие наместничеств
На отражение шведов Грейгом
На отсутствие ея величества в Белоруссию
На падение нового Фаэтонта
На панихиду Людовика XVI
На перенесение мощей св. Александра Невского
На переход Альпийских гор
На Петергоф
На победу, одержанную эрцгерцогом Карлом
На победы в Италии
На победы Екатерины II над Турками
На поднесение депутатами ея величеству титла Екатерины Великой
На покорение Дербента
На покорение Парижа
На полководца, хотевшего постричься
На Поповского
На посещение в Тамбове типографии епископом Феофилом
На преодоление врага
На приобретение Крыма
На прогулку в Грузинском саду
На пророчества Симеона Полоцкого и Димитрия Ростовского
На птичку
На разлуку
На рифмоплёта
На рождение в Севере порфирородного отрока
На рождение великого князя Михаила Павловича
На рождение великой княжны Ольги Павловны
На рождение царицы Гремиславы
На рондо Петру Великому
На Скрыплева
На случай разломки московского кремля
На смерть Бибикова
На смерть Бибикова
На смерть графини Румянцовой
На смерть Катерины Яковлевны
На смерть князя Александра Андреевича Безбородко
На смерть князя Мещерского
На смерть Нарышкина
На смерть Петра Великого
На смерть собачки Милушки
На смерть Суворова
На Сороку в защищение Кукушек
На сочинившего оду без еров
На статую Петра Великого
На Счастие
На трагедию «Лжедмитрий» князя Белосельского
На тщету земной славы
На увеселительный сад, названный Капризом
На умеренность
На характер императора Павла
На Хмельнина
На холодного стихотворца
На Чемесова
На шведский мир
На шествие императрицы в Казань
Над дверьми покоев, где лежат больные
Надгробие Шелехову
Надгробная императрице Екатерине II
Надежда на Бога
Надпись к портрету Екатерины II
Надпись к портрету княгини Е. Н. Орловой
Напротив тебя с тобою
Невесте
Незабудочка
Неизбежным уже роком
Нине
Новоселье молодых
О удовольствии
Обитель Добрады
Оборона от вора
Объявление любви
Ода Екатерине II
Ода к Мовтерпию
Ода на великость
Ода на день рождения ея величества
Ода на знатность
Ода на ласкательство
Ода на порицание
Ода на постоянство
Ода на смерть генерал-аншефа Бибикова
Оковы
Описание торжества в доме князя Потёмкина
Орёл
Осень
Осень во время осады Очакова
Открытие
Отрывок (Всторжествовал - и усмехнулся)
Отрывок (Не предавай себя печали)
Отрывок (Омывши костромских подошву твердых стен)
Охотник
Павлин
Памятник
Памятник герою
Параше
Пени
Пеночка
Первая песнь Пиндара пифическая
Песнь Баярда
Песнь брачная чете порфирородной
Песнь Екатерине Великой
Петру Великому
Пикники
Пирамида
Письмо к супругу в Новый 1780 год
Пламиде
Пленник
Победа красоты
Победителю
Подражание псалму
Покаяние
Полигимнии
Поминки
Помощь Божия
Портрет Варюши
Посылка плодов
Потопление
Похвала за правосудие
Похвала сельской жизни
Похвальные стихи Гавриле Андреевичу Суровцову
Праведный судия
Правило жить
Правосудие
Праздник воспитанниц девичьего монастыря
Предвестие
Препятствие к свиданию с супругою
При входе Григорьевской больницы
При чтении описания зимы в «Россияде»
Приглашение к обеду
Признание
Призывание и явление Плениры
Приношение красавицам
Приношение Монархине
Пришествие Феба
Проблеск
Провидение
Прогулка
Прогулка в Сарском селе
Проповедь
Птицелов
Пусть заутра, пусть я ныне
Пчёлка
Радость о правосудии
Развалины
Разлука
Разные вина
Раскаяние
Распускающаяся роза
Резолюция
Река времён в своём стремленьи
Решемыслу
Рождение красоты
Рождение Любви
Року надобно, чтоб рассталася
Русские девушки
Русским грациям
Сафо
Свобода
Сетование
Синичка
Скромность
Снигирь
Со властью в сердце путь открывши
Совет
Совет автору
Соловей
Соловей во сне
Соломон и Суламита
Сонет
Сострадание
Справка
Спящий Эрот
Стансы Кларисе
Старик
Стрелок
Суворову на пребывание его в Таврическом дворце
Суворову-Рымникскому в Роченсальм из Царского Села
Схоластик
Счастливое семейство
Тебе в наследие, Жуковской!
Тишина
Тончию
Тоска души
Ты когда бы сие знала
Улика
Умиление
Упование на защиту Божию
Уповающему на свою силу
Урна
Успокоенное неверие
Утешение добрым
Утро
Фелица
Философы пьяный и трезвый
Флот
Фонарь
Хариты
Хмель
Хор на шведский мир
Храповицкому (Товарищ давний)
Храповицкому (Храповицкий! дружбы знаки)
Христос
Царь-девица
Целение Саула
Цепи
Цепочка
Цыганская пляска
Челобитная о достройке дома
Чечотка
Шествие по Волхову российской Амфитриты
Шуточное желание
Эпиграмма
Эпистола И. И. Шувалову
Эпистола к генералу Михельсону на защищение Казани
Эпитафия Екатерине II
Эпитафия мудрецу нынешнего века
Эхо
Я вижу, в страсти мне
Я, лишась судьбой любезного
Явление Аполлона и Дафны на невском берегу
Fragmentum

Бессмертный Тончи! ты мое
Лице в том, слышу, пишешь виде,
В каком бы мастерство твое
В Омире древнем, Аристиде,
Сократе и Катоне ввек
Потомков поздных удивляло;
В сединах лысиной сияло,
И в нем бы зрелся человек,

Не испугай жены, друзей,
Придай мне нежности немного:
Чтоб был я ласков для детей,
Лишь в должности б судил всех строго;
Чтоб жар кипел в моей крови,
А очи мягкостью блистали;
Красотки бы по мне вздыхали,
Хоть в платонической любви.

Ноябрь 1801

Источник: Г.Р. Державин. Полное собрание стихотворений. – Л.: Советский писатель, 1957, стр. 285–286. Примечания
2. Тончию. – впервые напечатано: Ан. п., стр. 105. Печ. по Изд. 1808 г., т. 3, стр. 121.
Когда знаменитый итальянский художник Сальватор Тончи (1756–1844) , приехавший в Россию в середине 1790-х гг., начал писать портрет Державина, одни советовали ему изобразить поэта в мундире и во всех орденах, другие – без всяких украшений. Тончи обратился к самому Державину, «который, чтоб удовлетворить и ту и другую сторону спорильщиков, велел представить себя так, как в сей оде он описан». То есть поэт составил ему свой "наказ" в стихотворной форме.
Стихотворение написано как «программа для портрета автора (Державина), данная сему живописцу 1801 ноября дня» (Об. Д., 718). Художник точно воплотил замысел поэта, передав в картине содержание 4-й н 5-й строф стихотворения. Он даже попытался передать содержание строки «Чтоб шел, природой лишь водим», изобразив на снегу следы Державина. Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Всего Тончи создал 3 портрета Державина : эскиз (представлен на этой странице) и 2 живописных полотна, одно из которых отправлено было в дар иркутскому миллионеру Сибирякову (тому самому, который отправил в столицу дорогой подарок – соболью шубу и шапку – первому поэту, которым был в 1801 году Гаврила Державин). Картина из ГТГ после открытия Музея Г.Р.Державина и русской словесности его времени в Санкт-Петербурге находится в

Гавриил Романович Державин - величайший поэт, представитель отечественного классицизма, общественный деятель, полностью посвятивший свою жизнь и свое творчество служению родине и императрице. Он стал основоположником торжественной поэзии, ставшей неотъемлемой частью эпохи правления Екатерины II. Неординарная личность, правдолюб и поборник чести, он на века вписал свое имя в историю нашей страны.

Путь от солдата до министра

Будущий поэт появился на свет 14 июля 1743 года в небольшой деревушке Кармачи, что близ Казани. Родители его были мелкопоместными дворянами: мать, Фекла Андреевна Козлова, и отец, которого он потерял в раннем детстве, секунд-майор Роман Николаевич.

Гавриил Романович, проучившись несколько лет в Казанской гимназии, покинул её и поступил рядовым солдатом на службу в Преображенский полк, в составе которого участвовал в свержении Петра III и возведении на престол Екатерины II. Уже в 1772 году Державин стал офицером и принял участие в подавлении пугачёвского восстания.

Променяв военную службу на гражданскую, великий поэт некоторое время находился на службе в Сенате. Но и этот путь оказался тернистым. Будучи большим поборцем чести и справедливости, Гавриил Романович никогда не ладил со сребролюбивыми и жадными чиновниками, в связи с чем постоянно менял места службы. В 1782 году Державин написал восторженную оду "Фелица", посвященную великой императрице Екатерине, за что и был назначен губернатором Олонецким, а затем и Тамбовским.

Выдающийся поэт сумел не угодить и самой императрице, за что был отставлен с должности ее личного кабинет-секретаря. В 1802-1803 годах пребывал в почетной должности министра юстиции, но морального удовлетворения не находил и здесь, поэтому в 60 лет вышел в отставку.

Творчество во имя Отчизны

Находясь на службе у государыни, Державин не оставлял поэзии. Она была его миром, его неотъемлемой частью. Печататься великий поэт стал с 1773 года. Верный идеям Державин пытался быть последователем Ломоносова и Сумарокова.

С 1779 года Гавриил Романович стал придерживаться собственного стиля в творчестве - философской лирики. Так были созданы оды "На смерть "Бог", "Водопад" и др. Гавриил Романович был многогранным поэтом. Перед самой своей смертью, в 1816 году, он начал творить в жанре драматургии и создал несколько трагедий: "Добрыня", "Ирод и Мариамна", "Пожарский" и др. Находясь у истоков литературного кружка "Беседа любителей русского слова", Державин благоволил Жуковскому, а также одним из первых увидел талант юного Пушкина. В 1816 году поэт скончался в имении Званка Новгородской губернии.

Образ Державина в портретах

Несомненно, восприятие исторической личности неразрывно связано с ее портретами, дошедшими до нас из глубины времен. Гавриил Державин не стал исключением. При его жизни было написано несколько замечательных портретов, благодаря которым мы можем получить цельное представление об этом выдающемся человеке.

Кисти художника В. Л. Боровиковского принадлежат два портрета относящиеся к 1795 и 1811 годам. На них поэт изображен в различные периоды своей жизни. Также увековечили образ поэта в своих полотнах художники А. А. Васильевский и Н. Тончи. История и судьба этих портретов различна, но едино одно: с полотен на нас смотрит человек с живыми, умными глазами, человек гениального ума и редкого достоинства.

Державин в портретах В. Л. Боровиковского

Боровиковский - знаменитый портретист 18-го века, академик живописи, благодаря которому мы сегодня знаем, как выглядели выдающиеся личности того времени. Его кисти принадлежат портреты Павла I, Екатерины II, князя Куракина и многих других. Он также создал два широко известных портрета Гавриила Романовича Державина.

На портрете, относящемся 1795 году, поэт и общественный деятель предстает перед нами в своем парадном облачении с высокими наградами. Глядя на него, мы понимаем, что это человек энергичный, трудолюбивый и необыкновенно проницательный. Державин смотрит гордо, но в то же время добродушно, с некоторой полуулыбкой. Создается впечатление, что художник застал Державина за работой: поэт восседает на фоне богатого книжного шкафа, прикрытого занавесью, а рука его возложена на документы и рукописи. Созерцать это полотно можно в Государственной Третьяковской галерее.

На другом портрете Державина 1811 года мы видим уже несколько пожилого человека, в мудрых глазах которого все так же горит огонь жизни и жажда деятельности. Поэт здесь также в парадном облачении, но наград на нем уже гораздо больше, что говорит о высоких достижениях за годы жизни. Портрет написан не в интерьере, а в более серьезном ключе, на темном фоне, что нехарактерно для художника.

Благородная старость

Портрет Державина Васильевского относится к 1815 году. На нем поэт изображен за год до смерти. Васильевский видит его пожилым, умудренным опытом человеком, занимавшим когда-то высокий чин и бывшим на хорошем счету при дворе. Несмотря на преклонный возраст, в его глазах видны все та же живость и пытливый ум.

Гавриил Романович предстает перед нами в домашнем облачении, с ночным колпаком на голове. Создается ощущение, что он, готовясь ко сну, еще не успел затушить свечу в руках, и она освещает своим спокойным светом лицо в благородных морщинках и темную комнату.

Иркутский Державин

Интересна предыстория создания портретов Державина работы итальянца Н. Тончи. Дело в том, что иркутский купец и большой поклонник творчества поэта Сибиряков отправил в дар своему кумиру богатую шапку и шубу из соболя. Именно в этом облачении поэт и предстает на двух одинаковых портретах огромных размеров, созданных итальянцем. Державин изображен восседающим на снегу у подножия скалы.

Один из портретов нашел свое место в столовой петербургского дома великого поэта. На нем автор оставил подпись на латыни, гласящую: "Правосудие - в скале, пророческий дух - в румяном восходе, а сердце и честность - в белизне снега".

Второе полотно досталось Сибирякову, к великой его радости и гордости. Портрет Г. Р. Державина был помещен в специальную державинскую гостиную. После разорения купца картина долгое время хранилась на складе, подвергаясь сырости и холоду. Вторую жизнь ей подарил ссыльный художник Вронский, который не только искусно устранил повреждения портрета, но и стал соавтором великого Тончи, написав на заднем плане вид старого Иркутска.

На этом мытарства полотна не закончились. В 1917 году, во время боя красногвардейцев с юнкерами, оно было сильно повреждено пулями и, казалось, уже не подлежит восстановлению. Но в 1948-1952 гг. великими стараниями реставраторов это произведение искусства снова обрело новую жизнь. Портрет, принадлежащий некогда самому поэту, хранится сегодня в Третьяковской галерее, второй его вариант можно увидеть в картинной галерее города Иркутска.

Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва
www.art-catalog.ru
В 1795 году, когда был создан портрет Г. Р. Державина, В. Л. Боровиковский приобрел широкую известность: Академия художеств присвоила ему звание академика. В этот период молодой художник сблизился с литературно-художественным кружком Н. А. Львова, в доме которого он жил многие годы. К петербургскому интеллектуальному кружку примыкали, кроме самого Державина, поэты В. В. Капнист и И. И. Хемницер, композитор Е. И. Фомин, писатель и музыкант Ф. П. Львов, архитектор П. С. Филиппов, а признанный к этому времени и пользовавшийся известностью художник Д. Г. Левицкий. Общение с образованнейшими деятелями отечественной культуры оказало значительное влияние на формирование общих взглядов и вкусов бывшего иконописца из Миргорода. Идеи Руссо, активно обсуждавшиеся в кружке, способствовали развитию сентименталистских настроений в творчестве художника.

Портрет Г. Д. Державина не случаен в творчестве живописца. Он запечатлел человека, которого хорошо знал и мнением которого дорожил. Картина представляет собой традиционный парадный портрет. Нам явлен образ сенатора, члена Российской академии, государственного мужа, о чем говорят его мундир и награды. Но вместе с тем здесь представлен и прославленный поэт, увлеченный творчеством, просветительскими идеалами и общественной жизнью. Об этом свидетельствуют письменный стол, заваленный рукописями; роскошный чернильный прибор, тщательно выписанный; полки с многочисленными книгами на заднем плане. И композиция, и цветовая насыщенность колорита вполне в духе XVIII века. Образ Г. Р. Державина похож и узнаваем. Однако в этом раннем портрете, увлекшись общими живописными стереотипами, художник оставил вне поля своего видения внутренний мир поэта. Через 16 лет В. Л. Боровиковский напишет другой портрет Г. Р. Державина (1811, Всероссийский музей А.С. Пушкина) - не столь претенциозный и более проникновенный.

Александр Бенуа дал противоречивую, но достаточно проницательную характеристику портретной манеры В. Л. Боровиковского: «Если сравнивать живопись Боровиковского с современной ему иностранной, то можно найти лишь у англичан что-либо равное ей по прелести; мало того: придется отдать предпочтение русскому мастеру, что касается чисто технического совершенства, перед такими художниками, как Рессель и даже Гейнсборо. Но он, подобно Левицкому, уступал последнему именно в разгадке, в одухотворении изображенных лиц или всей своей эпохи. В этом отношении Боровиковский уступал и Левицкому. У того хоть и редко, но сквозит отношение его к тем, кого он изображает, а когда это не сквозит, то по крайней мере отражается, как в хорошем зеркале, то душевное, что явно отпечаталось на лицах тех, кого он писал; Боровиковский же пренебрегал внимательным изучением и этой поверхности, а накладывал на все самим им изготовленную маску. Вся масса его портретов представляется какой-то семьей сладострастников и сладострастниц, обжор, ленивцев, что, правда, до некоторой степени, но с очень грубым и плоским пониманием рисует его эпоху» (Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. - М.: Республика, 1995. С. 42-43.).

Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 июля (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Его детство прошло в родовом имении в селе Сокуры. С 1759 года Державин обучался в Казанской гимназии.

В 1762 году будущий поэт поступил рядовым гвардейцем на службу в Преображенский полк. В 1772 году был произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. В 1773 – 1775 годах Державин в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева .

Государственная служба

С 1777 года Державин поступает на государственную службу в Правительствующий Сенат в чине статского советника. В 1784 – 1788 годах занимает пост правителя Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества. Даже в краткой биографии Державина стоит упомянуть, что он активно занимался улучшением экономики края, способствовал формированию губернских административных, судебных и финансовых учреждений.

В 1791 году Державина назначают кабинет-секретарем Екатерины II. С 1793 поэт служит тайным советником императрицы. В 1795 году Державин получает должность президента Коммерц-коллегии. С 1802 по 1803 год служит министром юстиции.

Последние годы жизни

В 1803 году Державин уходит в отставку и поселяется в своем имении Званка в Новгородской губернии. Последние годы жизни поэт посвящает литературной деятельности. В 1813 году Державин, биография которого даже в этот период была насыщена поездками, отправляется в Украину с визитом к В. В. Капнисту. В 1815 году присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, слушая произведения юного Александра Пушкина .

8 июля (20 июля) 1816 года Гавриил Романович Державин скончался в своем имении. Похоронили поэта в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Творчество

Творчество Гавриила Державина считается вершиной русского классицизма. Первые произведения поэта появились еще в период его военной службы. В 1773 году Державин дебютировал в журнале «Старина и Новизна» с переводом отрывка «Ироижа, или Письма Вивлиды к Кавну» из трудов Овидия. В 1774 году свет увидели произведения «Ода на великость» и «Ода на знатность».

В 1776 году был выпущен первый сборник стихов поэта «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое».

С 1779 года Державин отходит от традиций, заложенных Сумароковым и Ломоносовым , работает над философской лирикой. В 1782 году была опубликована ода «Фелица», посвященная императрице Екатерине II , которая принесла поэту широкую литературную известность. Вскоре появились другие знаменитые произведения Державина – «Вельможа», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад», «Ирод и Мариамна» и т. д.

В 1808 году вышел сборник сочинений Державина в четырех томах.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Род Державиных берет свое начало от сына татарского мурзы Багрима, носившего имя Держава.
  • Первая жена Г. Р. Державина была Екатерина Бастидон – дочь португальца Бастидона, бывшего камердинера Петра III .
  • Державин с семи лет изучал немецкий язык, читал в оригинале Клопштока, Геллерта, Клейста, Галлера, Гагедорна, что существенно отразилось на его литературном творчестве.
  • Стихотворение Державина «Гром победы, раздавайся!», созданное в 1791 году, стало первым неофициальным гимном России.
  • За отличия в государственной службе Державин Гавриил Романович был награжден орденом