Разделенный берлин. Берлинская стена – самый одиозный и зловещий символ «холодной войны. Антифашистский оборонительный вал


Обновлено 01.02.2020 Просмотров 3255 Комментариев 37

Изначально я собиралась написать статью просто про наши , но в итоге как-то так вышло, что вся она в основном получилась только про одно очень трогательное и до глубины души впечатлившее лично меня явление. Это знаменитая Берлинская стена. Пишу «знаменитая», а самой стыдно, потому что, представьте себе, до приезда в Берлин я просто знала из уроков истории, что таковая была воздвигнута после Второй мировой войны и разделяла Берлин на две части, но почему, когда, кем и для чего… никогда особо не интересовалась. Но начну по порядку.

Где остановиться в Берлине

Отели в Берлине лучше бронировать заранее, поэтому порекомендую вам вот такие:

Обязательно проверяйте цены в специальном сервисе . Он покажет скидки во всех существующих системах бронирования. Один и тот же отель может стоить на 10-20% дешевле, чем на Booking"е. Можно, как изначально искать отели в РумГуру, так и пробивать скидки по названиям отелей. Этот лайфхак хорошо работает в Азии и Европе.

На примере отелей выше:

Берлинская стена

Оказавшись в Берлине мы, к стыду своему, поняли, что особо-то и не знаем, на что можно посмотреть, кроме Рейхстага и памятника русскому солдату, до, которого, кстати, мы так и не дошли. Про Берлинскую стену как-то и не думали даже. Но, кружась по городу с картой, вдруг в какой-то момент обнаружили, что находимся недалеко от Чекпоинт Чарли (Checkpoint Charlie), остановились, почитали описание в нашем мини-путеводителе и нас, мягко говоря, зацепило.



Позже, когда мы пробовали себе объяснить, почему это нас так тронуло, мы нашли этому простое объяснение – это не только их, это наша общая история! Берлинская стена – это, по сути, символ тогдашнего политического режима, это живое олицетворение «железного занавеса». В официальных документах, правда, чаще говорят о «холодной войне».

Не на шутку заинтересовавшись этой темой, я отыскала немало рассказов и фото по этой теме, осмелюсь изложить тут вкратце то, что меня потрясло больше всего, и выложить некоторые фото того времени, у авторов которых заранее прошу прощения.

Но сначала поясню немного: в 1948 году Берлин был разделен на две части, одна из которых, восточная, являлась столицей ГДР, а вторая, западная, была американским, французским и английским секторами оккупации. Поначалу границу можно было пересекать свободно, что жители Восточного Берлина с радостью и проделывали ежедневно, ходя в Западный Берлин на работу, в магазин, к друзьям и родственникам. Но это не совсем благополучно сказывалось на экономике ГДР. Были и другие не менее весомые, по мнению правительства ГДР, политические и экономические причины, по которым было решено обнести Западный Берлин непроходимой стеной. В итоге за ночь на 13 августа 1961 вся граница с Западным Берлином была перекрыта, а к 15 августа — полностью обнесена колючей проволокой, на месте которой довольно быстро началось возведение Берлинской стены. Сначала она была каменная, а впоследствии превратилась в целый сложный комплекс из железобетонной стены, рвов, металлической сетки, сторожевых вышек и т.д.



Поскольку границу закрыли за одну ночь, можете представить, сколько людей мгновенно потеряли кто работу, кто друзей, кто родственников, кто квартиру… И все разом – свободу. Многие мириться с этим не смогли и почти сразу начались побеги из Восточного Берлина в Западный. Поначалу проделывать это было не так сложно, но по мере роста и усиления комплекса Берлинской стены способы побега становились все более и более изобретательными и хитрыми.

Про попытки побега можно много прочитать в Интернете, я не буду рассказывать про все. Опишу лишь вкратце те, которые были самыми успешными, оригинальными и запоминающимися. Уж простите, буду писать без имен и дат. Несколько раз, сразу после возведения Берлинской стены, через нее прорывались, тараня ее грузовиками. На пропускных пунктах на большой скорости проезжали под шлагбаумами на спортивных машинах, которые были слишком низкими, чтобы задеть шлагбаум, переплывали реки и озера, т.к. это был самый незащищенный участок ограждения.


Граница между Западным и Восточным Берлином нередко проходила прямо по домам, и оказывалось, что вход был на восточной территории, а окна выходили на Запад. Когда только начали возводить Берлинскую стену, многие жильцы дома смело выпрыгивали из окон на улицу, где часто их ловили Западные пожарники или просто радеющие жители города. Но все эти окна очень скоро замуровали. Интересно, а жильцов переселили, или они так и жили без дневного света?


Первые побеги жителей Восточного Берлина

Очень популярными были туннели, их рыли десятками, и это был самый многолюдный способ побега (бежали по 20-50 человек за раз). Позже особо предприимчивые западные дельцы даже начали зарабатывать на этом деньги, размещая в газетах объявления «Поможем в семейных проблемах».



Туннель, по которому бежали десятки людей

Были и очень оригинальные побеги: например, две семьи смастерили самодельный воздушный шар и перелетели Берлинскую стену на нем, братья переправились в Западный Берлин, протянув между домами трос и спустившись по нему на рулетке.


Когда спустя несколько лет западным жителям стало разрешено по специальным пропускам въезжать на территорию Восточного Берлина повидать родственников, были изобретены изощренные способы вывоза людей в машинах. Иногда использовали очень маленькие автомобили, переделанные специально таким образом, чтобы под капотом или в багажнике могли прятаться люди. Пограничники даже не догадывались, что вместо мотора может быть человек. Многие люди прятались в чемоданах, иногда их ставили по два, между ними были проделаны прорези, таким образом, человек помещался полностью, ему не приходилось складываться.





Почти сразу был выпущен указ стрелять по всем пытавшимся бежать людям. Одной из самых известных жертв этого бесчеловечного указа стал молодой парень Петер Фехтер (Peter Fechter), которого при попытке побега ранили в живот и оставили истекать кровью у стены, пока он не умер. Неофициальные цифры арестов за побег (3221 человек), смертей (от 160 до 938 человек) и ранений (от 120 до 260 человек) при попытке преодоления Берлинской стены просто ужасают!

Когда я читала все эти истории о побегах из Восточного Берлина, у меня возник вопрос, на который я нигде не смогла найти ответ, а где все сбежавшие жили в Западном Берлине? Ведь он тоже был не резиновый, а по неподтвержденным данным так или иначе удачно совершить побег удалось 5043 людям.

Возле Чекпоинта Чарли есть музей, посвященный истории Берлинской стене. В нем Райнер Хильдебрандт, основатель музея, собрал множество приспособлений, которые жители Восточного Берлина использовали для побега в Западный Берлин. Сам музей, к сожалению, мы не попали, но необыкновенно сильные эмоции у нас вызвали даже продававшиеся в соседнем сувенирном магазине открытки с изображением Берлинской стены и фото-зарисовки из повседневной жизни того времени. И очень тронула оставленная на самом Чекпоит Чарли просьба-обращение к нашему президенту.



А жизнь тем временем текла своим чередом, люди Западного Берлина имели свободный доступ к стене, могли прогуливаться вдоль нее и использовать ее в своих нуждах. Многие художники расписали западную сторону Берлинской стены граффити, некоторые из этих изображений стали знамениты на весь мир, как, например, «Поцелуй Хонеккера и Брежнева».





К стене часто приходили люди, чтобы хоть издали посмотреть на своих близких, помахать им платочком, показать деток, внуков, братьев-сестер. Это ужасно, семьи, близкие, родные, любимые, разделенные бетоном и чьим-то совершенным равнодушием. Ведь даже если это так было нужно для экономики и/или политики, то можно же было предусмотреть, чтобы люди так не страдали, дать возможность воссоединиться хотя бы родственникам…





Падение Берлинской стены произошло 9 ноября 1989 года. Причиной этому знаменательному событию послужило то, что одна из стран соцлагеря, Венгрия, открыла границы с Австрией, и примерно 15 тысяч граждан ГДР покинули страну, чтобы попасть в Западную Германию. Оставшиеся же Восточногерманские жители вышли на улицу с демонстрациями и требованиями соблюдения их гражданских прав. И вот 9 ноября глава ГДР объявил, что можно будет выезжать из страны, имея специальную визу. Однако народ не стал дожидаться этого, миллионы граждан просто высыпали на улицу и направились к Берлинской стене. Пограничники не смогли сдержать такую толпу, и границы были открыты. С другой стороны стены своих соотечественников встречали западногеманские жители. Царила атмосфера радости и счастья от воссоединения.





Бытует мнение, что когда всеобщее ликование прошло, жители разных Германий начали ощущать огромную мировоззренческую пропасть между собой. Говорят, что это ощущается и по сей день, и Восточноберлинцы все-таки отличаются от Западноберлинцев. Но нам пока что не довелось это проверить. Сейчас иногда нет-нет, а проскальзывает слух, что некоторые немцы убеждены, что при Берлинской стене жить было лучше, чем сейчас. Хотя, может, так говорят те, кто вообще считает, что раньше и солнце было ярче, и трава зеленее, и жизнь лучше.

В любом случае, такое страшное явление в истории было, и остатки его еще сохранились в Берлине. И когда ты идешь по улице и под ногами видишь отметки, где раньше проходила Берлинская стена, когда можешь прикоснуться к ее фрагментам, и понимаешь, сколько боли, волнений и страха принесло это сооружение, начинаешь чувствовать свою сопричастность к этой истории.


Лайфхак #1 - как купить хорошую страховку

Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам . Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.

По соглашениям, заключённым союзниками по антигитлеровской коалиции в годы войны, побеждённая Германия делилась на зоны оккупации. Хотя столицу Третьего рейха - Берлин штурмовали только советские войска, зоны оккупации были созданы и там. СССР занял восточную часть города, американцы - юго-западную, англичане - западную, а французы получили под свой контроль северо-западный участок.

Поначалу город сообща управлялся союзническим Контрольным советом, в который входили представители всех четырёх сторон. Граница между западной и восточной частями города в первое время была чисто условной. Позднее на её месте появилась разделительная линия с контрольно-пропускными пунктами. Впрочем, она распространялась не на всю протяжённость границы. Режим пересечения был свободным, жители разных частей Берлина спокойно перемещались по городу, ходили в гости к друзьям и на работу из западной в восточную часть и наоборот.

Отношения между союзниками стали портиться очень быстро. Поначалу они не затронули Берлин, касаясь только немецких территорий. Союзники под предлогом более эффективной экономической деятельности объединили свои зоны оккупации сначала в Бизонию, а затем и Тризонию.

В 1948 году в Лондоне состоялось совещание представителей шести западных держав, которое выработало механизмы возрождения немецкой государственности. Это было враждебно воспринято в Кремле, и СССР (представителей которого даже не пригласили) в знак протеста бойкотировал деятельность в Контрольном совете.

Летом того же года союзники без согласования с Москвой провели денежную реформу в Тризонии. Поскольку восточная и западная части Берлина в то время ещё были связаны экономически, в СССР сепаратную денежную реформу расценили как попытку саботажа (реформа заставила западных берлинцев "сбрасывать" деньги в восточной части, где ещё сохранялось хождение старых денег) и на несколько дней полностью закрыли сообщение между частями города. Эти события вошли в историю как блокада Западного Берлина и весьма негативно отразились на имидже Советского Союза. Хотя ни голода, ни даже намёка на него в западной части города не было, весь мир обошли кадры "изюмных бомбардировок", когда американские самолёты на парашютиках сбрасывали сладости радующимся берлинским детям.

Блокада Западного Берлина привела к тому, что окончательное размежевание было лишь вопросом времени. В 1949 году западные союзники восстановили государственность немцев, создав ФРГ.

СССР с опозданием на полгода провозгласил ГДР. Незадолго до своей смерти Сталин предпринял последнюю попытку урегулировать вопрос. Он предложил западным союзникам объединить Германию в одно государство, но при категорическом условии её нейтрального и внеблокового статуса. Однако американцы, для которых Западная Германия была главным форпостом в Европе, опасались утери контроля, поэтому соглашались только при условии, что Германия сможет добровольно присоединиться к НАТО. Если, конечно, у неё возникнет такое желание. Но на это не мог дать согласия уже СССР.

Вместо сближения произошло окончательное размежевание. ФРГ принципиально не признавала существования ГДР, даже на картах её территории обозначались как немецкие, но находящиеся под советским контролем. Западная Германия автоматически разрывала дипломатические отношения с любой страной, признававшей существование ГДР, вплоть до начала 70-х годов.

Вольный город Берлин

В 1958 году Никита Хрущёв предпринял попытку решения немецкого вопроса. Он сделал западным союзникам предложение, ставшее известным как Берлинский ультиматум. Идея Хрущёва сводилась к следующему: западная часть Берлина объявляется независимым вольным городом. Союзники покидают зону оккупации и передают управление под контроль независимой гражданской администрации. СССР и союзники берут на себя обязательство не вмешиваться в жизнь вольного города, жители которого сами выбирают его экономический и политический уклад. В противном случае СССР грозился передать контроль над границей властям ГДР, которые ужесточат его.

Англичане к хрущёвскому предложению отнеслись скорее нейтрально и были готовы к дальнейшему обсуждению предложения на компромиссных условиях, которые устроят всех. Однако американская сторона была резко против. В случае удовлетворения этого предложения Западный Берлин оказывался островком, со всех сторон окружённым территорией ГДР. В этих условиях его независимость и экономическое развитие напрямую зависели от Восточной Германии и вполне очевидно, что со временем он был бы либо полностью поглощён, либо взят под контроль.

Хрущёв несколько раз переносил сроки окончательного принятия решения, пытаясь договориться о встречах с западными союзниками. Но стороны так и не пришли к компромиссу. В апреле 1961 года он заявил, что до конца года полный контроль над Восточным Берлином будет передан администрации ГДР.

Бегство из республики

Опасаясь, что сообщение между частями города вскоре будет прекращено, многие жители восточной части города решили воспользоваться последним шансом перебежать на запад. Бегство восточных немцев в западную часть было весьма распространено с первых лет оккупации. Тогда сообщение между частями страны ещё было свободным. Из восточной зоны оккупации в западную перебралось несколько сотен тысяч человек. Особенностью этого бегства было то, что значительная часть беглецов являлись высококлассными специалистами. Они не желали жить в советской системе ценностей с массой ограничений как политического, так и экономического характера.

Разумеется, бежал и крупный бизнес, существование которого в советской системе было не предусмотрено. Так, почти все заводы концерна Auto Union оказались в советской зоне оккупации. Но всё их руководство и почти все сотрудники успели перебраться в западную часть, где возобновили дело. Так появился всемирно известный автоконцерн Audi.

Бегством из ГДР в Кремле были обеспокоены уже давно. После смерти Сталина Берия предложил кардинально решить немецкую проблему. Но не так, как можно было бы предположить, исходя из его имиджа. Он предложил вообще не спешить с установлением в ГДР социалистической экономики, сохранив капиталистическую. Также предлагалось развивать лёгкую промышленность в противовес тяжёлой (при Сталине было наоборот). Позднее на суде это ставили Берии в вину.

Свободное сообщение между ГДР и ФРГ было прекращено ещё при жизни Сталина, в 1952 году. Однако Берлина эти ограничения не касались, его жители по-прежнему перемещались между зонами. Только за половину 1961 года из Восточного Берлина бежало порядка 200 тысяч жителей. А в последний месяц свободного перемещения перебежчиками стали 30 тысяч человек.

Начало строительства

12 августа 1961 года власти ГДР объявили о закрытии сообщения между восточной и западной частями города. Все городские коммунисты, полицейские и некоторые служащие были мобилизованы на ночную охрану "границы". Они растянулись в живую цепь, никого не пропуская. Неподалёку от них стояли войска.

Власти ГДР обвинили ФРГ в провокациях, акциях саботажа и попытках дестабилизации обстановки. Они также выразили своё негодование переманиванием восточных берлинцев в западный сектор, что вело к срыву экономических планов ГДР и финансовому ущербу. Под этим предлогом ночью 13 августа 1961 года началось возведение стены, которая разделяла город на две части.

На протяжении двух дней охрана границы никого не пропускала ни на одну сторону. Одновременно линия границы обносилась колючей проволокой. Возведение бетонных заграждений началось только 15 августа.

Граница была полностью закрыта, никто не должен был уйти из Восточного Берлина и попасть туда. Были перекрыты даже линии метро и железной дороги, соединявшие западную и восточную части города.

Третья мировая близко

Возведение Берлинской стены привело к серьёзному политическому кризису, который едва не обернулся полномасштабным военным столкновением. В ответ на начало строительства укреплений в США был объявлен набор резервистов. Затем в принудительном порядке был продлён на один год срок службы офицеров, которые должны были уволиться в запас. В Западный Берлин дополнительно было переброшено полторы тысячи американских солдат, с перспективой переброски дивизии. Отдельные части были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

24 августа американские военные при поддержке танков были выстроены вдоль строящейся стены. В ответ в Советской армии также были отменены увольнения в запас. Через несколько дней началось наращивание военного контингента в западной части города. К октябрю он был дополнительно увеличен на 40 тысяч солдат. Создавалась взрывоопасная ситуация, которая грозила перерасти в военный конфликт.

Наиболее близко к горячей фазе конфликт подошёл 26 октября 1961 года. Со стороны американского КПП "Чарли" к стене подъехало несколько бульдозеров под прикрытием 10 танков. Советская сторона, опасаясь, что американцы попытаются снести части стены, отправила к КПП несколько советских танков. Эти события вошли в историю как танковое противостояние.

Американские и советские боевые машины всю ночь простояли друг напротив друга, не предпринимая никаких действий. Любое неосторожное движение могло привести к самым серьёзным последствиям. Танкисты простояли так целые сутки. Только утром 28 октября советская сторона отвела машины. Американцы поступили аналогичным образом. Угроза военного столкновения на время миновала.

Антифашистский оборонительный вал

В ГДР стена долгое время именовалась Антифашистским оборонительным валом. Что намекало на необходимость возведения этого укрепления с целью защиты от попыток западногерманских "фашистов" помешать народоправию в ГДР. В Западной Германии её долгое время именовали Позорной стеной. Это продолжалось на протяжении 10 лет. В начале 70-х ГДР и ФРГ признали друг друга и начался постепенный процесс разрядки. Поэтому обидные друг для друга именования стены стали исчезать из официальных заявлений.

Однако стена оставалась и даже совершенствовалась. Поначалу это были незначительные укрепления. На отдельных участках дело ограничивалось простыми спиралями Бруно из колючей проволоки, которые можно было перепрыгнуть при должной сноровке. Поэтому основные заградительные функции выполняли солдаты армии ГДР, которые имели право стрелять на поражение в нарушителей границы. Правда, это правило распространялось только на восточных берлинцев. Западные берлинцы, желавшие проделать путь в обратном направлении, не обстреливались. Хотя гораздо большее распространение получило бегство с востока на запад, отдельные случаи бегства в противоположном направлении также происходили.

Впрочем, чаще всего прыгуны через стену, как их называли, не имели никаких политических и экономических мотивов. В основном это были нетрезвые молодые люди, которые из хулиганских побуждений или чтобы впечатлить друзей демонстрацией своей удали перебирались через стену. Чаще всего их задерживали и после допроса выдворяли обратно.

Несмотря на постепенное сближение двух Германий стена вскоре превратилась в настоящий шедевр фортификации. К концу 70-х годов она стала практически непреодолимым препятствием. Если смотреть со стороны Восточного Берлина, то сначала потенциальным беглецам необходимо было преодолеть бетонную стену либо заграждения из колючей проволоки. Сразу за ними начинался сплошной ряд противотанковых ежей. Миновав их, беглецы вновь оказывались перед заграждением из колючей проволоки, которая была оборудована сигнализацией, оповещавшей патрули о нарушении границы.

Дальше располагалась зона патрулирования, по которой передвигались пешие и автомобильные охранники. За ней располагался заградительный ров, глубиной от трёх до пяти метров. Потом следовала контрольно-следовая полоса из песка, которая освещалась мощными фонарями, расположенными через несколько метров друг от друга. И, наконец, стена из бетонных блоков высотой 3,6 метра, на вершине которых устанавливались цилиндрические барьеры из асбестоцемента, чтобы не дать возможности зацепиться. В дополнение ко всему через каждые 300 метров располагались сторожевые вышки. На отдельных участках устанавливались даже противотанковые укрепления.

Пожалуй, это единственный в истории случай, когда столь основательный заградительный барьер был построен с целью воспрепятствовать бегству своих граждан, а не для того, чтобы защитить от вторжения незваных гостей.

Общая протяжённость стены составляла 106 километров. Бетонные блоки устанавливались на всём её протяжении, однако настолько хорошо она была укреплена только в самых потенциально опасных местах. В остальных частях какие-то элементы отсутствовали. Где-то не было колючей проволоки, где-то земляных рвов или сигнализации.

Дома, примыкавшие к пограничному заграждению, первоначально были выселены, а все окна и двери забетонированы. Позднее их и вовсе снесли.

Правом свободного перемещения по городу обладали только пенсионеры. А вот экономически активное население восточной части Берлина должно было получить специальный пропуск, который, однако, не разрешал постоянное проживание в другой части города. Между тем уже к моменту возведения берлинской стены уровень жизни в западной части Германии превышал показатели ГДР. И в дальнейшем этот разрыв только увеличивался.

Поток беглецов с возведением стены поредел, но не иссяк. Немцы шли на самые невероятные ухищрения, чтобы миновать стену. Они рыли огромные подземные туннели, использовали для бегства дельтапланы и воздушные шары. В связи с этим в уголовный кодекс была введена статья, карающая бегство из республики тюремным заключением.

Разрушение

Берлинская стена просуществовала почти три десятилетия. Ещё в середине 80-х строились планы её дальнейшего совершенствования с применением самых современных средств сигнализации и наблюдения. Однако начавшаяся волна бархатных революций в Европе резко изменила ситуацию. В начале 1989 года Венгрия в одностороннем порядке открыла границу с капиталистической Австрией. С этого момента стена превратилась в бессмысленный артефакт. Желающие выехать в ФРГ немцы просто приезжали в Венгрию и через её границу попадали в Австрию, откуда перебирались на запад Германии.

Власти ГДР под влиянием стремительно разворачивавшихся исторических процессов вынуждены были уступить. В ноябре 1989 года было объявлено о свободной выдаче виз всем желающим посетить западную часть Германии. А в декабре была демонтирована часть стены возле Бранденбургских ворот. Фактически 1989 год стал последним годом существования стены, хотя простояла она чуть дольше.

Укрепление снесли в конце 1990 года после объединения ГДР и ФРГ в одно государство. Лишь несколько её небольших участков было решено сохранить в память о символе холодной войны, разделявшем две политические и экономические системы на протяжении 30 лет.

В результате Второй Мировой войны Германия оказалась разделена на четыре оккупационные зоны - восточную - советскую, и три западных - британскую, французскую и американскую. На оккупационные зоны был поделен и Берлин. 24 июня 1948 года советские войска начали блокаду Западного Берлина.

После Второй мировой войны Берлин был поделен между странами антигитлеровской коалиции на четыре оккупационные зоны. Восточная зона, занятая советскими войсками, стала называться Восточным Берлином. В трех западных зонах, которые все вместе по размеру не превышали восточной, контроль осуществляли власти США, Великобритании и Франции. Высшим органом управления Берлином стала Союзная комендатура, куда входили представители всех стран.

Блокада Западного Берлина советскими войсками, начатая 24 июня 1948 года, ознаменовала собой один из первых кризисов "холодной войны". Поводом для введения блокады стала денежная реформа, которую США, Англия и Франция провели в западных зонах без согласия СССР, введя в обращение 21 июня 1948 года новую немецкую марку.

В 1949 году Восточный Берлин стал столицей ГДР, в его состав входило 11 округов: Центр (Mitte), Пренцлауэр‑Берг (Prenzlauer Berg), Фридрихсхайн (Friedrichshain), Панков (Pankow), Вайсензее (Weissensee), Хохэншенхаузен (Hohenschцnhausen) (с 1985 года), Лихтенберг (Lichtenberg), Марцан (Marzahn), Хеллерсдорф (Hellersdorf), Трептов (Treptow), Кёпеник (Kцpenick).

Западный Берлин фактически был анклавом, со всех сторон окруженным территорией ГДР. В Западный Берлин входили городские округа: Тиргартен, Шарлоттенбург, Вильмерсдорф, Шпандау (брит. сектор оккупации), Кройцберг, Нойкёльн, Темпельхоф, Шёнеберг, Целендорф, Штеглиц (амер. сектор оккупации), Веддинг, Райни‑кендорф (французский сектор оккупации).

Граница между западной и восточной частью Берлина первоначально была открыта. Разделительная линия протяженностью 44,75 км (общая протяженность границы Западного Берлина с ГДР составляла 164 км) проходила прямо по улицам и домам, реке Шпрее, каналам и т. д. Официально действовали 81 уличный пропускной пункт, 13 переходов в метро и на городской железной дороге.

В 1948 году западные державы уполномочили глав земельных правительств в своих зонах оккупации созвать Парламентский совет для разработки конституции и подготовки создания западногерманского государства. Его первое заседание прошло в Бонне 1 сентября 1948 года. Конституция была принята советом 8 мая 1949 года, а 23 мая Конрад Аденауэр провозгласил создание Федеративной Республики Германии (ФРГ).

Реакция Советского Союза на создание Западной Германии не заставляет себя долго ждать. 7 октября 1949 года временный парламент Восточной Германии ‑ Народный совет ‑ объявил о создании Германской Демократической Республики (ГДР).

Так был конституирован послевоенный раскол Германии, просуществовавший более 40 лет.

Со временем СССР разорвал все договоренности и, выйдя из союзного органа управления, объявив Восточный Берлин столицей ГДР.

Оба военно‑политических блока - НАТО и Организация Варшавского договора (ОВД) подтвердили непримиримость своих позиций в "Германском вопросе".

В 1957 году Правительство Западной Германии во главе с Конрадом Аденауэром ввело в действие "доктрину Хальштейна", которая предусматривала автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.

В ноябре 1958 года глава советского правительства Никита Хрущев обвинил западные державы в нарушении Потсдамских соглашений 1945 года и объявил об отмене Советским Союзом международного статуса Берлина. Советское правительство предложило превратить Западный Берлин в "демилитаризованный вольный город" и потребовало от США, Великобритании и Франции провести переговоры на эту тему в течении шести месяцев (эти требования в международной политике назвали "Ультиматумом Хрущева"). Западные державы ультиматум отклонили.

В свою очередь, власти ГДР в 1958 году заявили о своих притязаниях на суверенитет над Западным Берлином на том основании, что он находится "на территории ГДР".

В сентябре 1959 года после визита Никиты Хрущева в США советский ультиматум был отложен. Но стороны продолжали настаивать на прежних позициях.

В августе 1960 года правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещения гражданами ФРГ Восточного Берлина. В ответ Западная Германия отказалась от торгового соглашения между обеими частями страны, что ГДР расценила как "экономическую войну". После длительных и тяжелых переговоров соглашение было все же введено в действие - с 1 января 1961 года. Но кризис этим не разрешился.

В марте 1961 года на заседании Политического консультативного комитета государств‑участников Варшавского договора, состоявшемся в Москве, идея закрыть границу с Западным Берлином была отклонена. В свою очередь, министры иностранных дел стран НАТО подтвердили в мае 1961 года намерение гарантировать пребывание вооруженных сил западных держав в западной части города и ее "жизнеспособность".

В этот период власти ГДР жаловались на западные угрозы и маневры, "провокационные" нарушения границы страны и обвиняли "агентов ФРГ" в организации десятков актов саботажа и поджогах. Большое недовольство руководства и полиции Восточной Германии вызывала невозможность контролировать потоки людей, перемещавшихся через границу. Руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт тогда энергично убеждал лидеров социалистического лагеря в необходимости сооружения барьера между немцами.

Ситуация усугубилась летом 1961 года. Жесткий курс восточногерманского лидера Вальтера Ульбрихта, экономическая политика, направленная на то, чтобы "догнать и перегнать ФРГ", и соответствующее увеличение производственных норм, хозяйственные трудности, насильственная коллективизация 1957‑1960 годов, внешнеполитическая напряженность и более высокий уровень оплаты труда в Западном Берлине побуждали тысячи граждан ГДР уезжать на Запад. Тогда власти Восточной Германии обвиняли Западный Берлин и ФРГ в "торговле людьми", "переманивании" кадров и попытках сорвать их экономические планы.

На встрече генеральных секретарей компартий соцстран 5 августа 1961 года ГДР получила необходимое согласие восточноевропейских стран, а 7 августа на заседании политбюро Социалистической единой партии Германии (СЕПГ - восточногерманская компартия) было принято решение о закрытии границы ГДР с Западным Берлином и ФРГ. Соответствующее постановление было принято Советом министров ГДР 12 августа.

Сооружение Берлинской стены было начато 13 августа 1961 года. Вначале это были, главным образом, проволочные заграждения. Вооруженные силы ГДР раскатали колючую проволоку длиной 46 км. Позже стали воздвигать стену. В середине сентября 1961 г. ее протяженность составляла уже 3 км. Долгие годы она постоянно укреплялась: сначала ее возвели из пустотелых блоков, потом - из бетонных плит, позже - из серийно изготовленных сегментов.

Первоначально "Антифашистская защитная стена" ("Antifaschistishe Schutzwall"), как ее тогда называли, состояла из бетонного забора двухметровой высоты протяженностью 45,1 км. В период строительства стены городские коммуникации, линии метро и других транспортных средств, связывавшие восточную и западную части Берлина были заблокированы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В 1945 г. один из крупнейших мегаполисов Европы, блистательный "вельтштадт" Берлин пережил катастрофу, превратившись в море руин после бесконечных ковровых бомбардировок и ожесточённого штурма. Подобная судьба постигла сотни других европейских городов от Сталинграда до Кёльна, но Берлину была уготовая особая участь - разделение на сектора оккупации превратилось в разрыв некогда единого организма между двумя враждебными мирами. Город на долгих 45 лет оказался на передовой Холодной войны, возведённая в 1961 г. Берлинская стена стала символом целой эпохи.
Предлагаю небольшой фоторепортаж с типичными картинами берлинской жизни тех лет.

1963 г., Джон Кеннеди осматривает стену:

1973 г., берлинский чек-пойнт:

1971 г., участок стены с нейтральной полосой:

1973. Некогда кипящая жизнью Потсдамерплатц на десятилетия стала безжизненным пустырём:

1973. "Вы покидаете французский сектор":

Рейхстаг долго не восстанавливали. Я слышал в детстве, что по какому-то соглашению западники не имели права убирать наше Знамя Победы с купола. Однако потом якобы схитрили, отказались при восстановлении от купола вообще. Интересно, легенда это или быль?

1976, в Западном секторе:

1965, Восточный сектор, Шрауссбергерплатц:

1965, район Бранденбургских ворот:


Из-за стены (и её последствий) огромная часть центра города не восстанавливалось вплоть до конца 1990-х гг.

1965 г., взгляд через стену:

1969, Западный сектор:

1965, Унтер-ден-Линден, главная цлица старого Берлина:

1968, Фридрихсштрассе:

Метро было также перерублено и замуровано.

Жандарсмская площадь между 1967 и 1970-м:


До восстановления архитектурных памятников руки стали доходить только в 1970-е.

Главная берлинская церковь в те же годы, Восточный сектор:

1968 г., восточники строят телебашню, будущий символ социалистического Берлина:

1969, западноберлинский даблдеккер:

1965, Гейнрих-Гейне штрассе:

Продолжение будет, если интересно.

Уникальное явление, являющееся теперь, наверное пожизненно одной из ключевых особенностей Берлина - это Стена. Именно Берлину не повезло в 20-м веке городом, разделённым на две независимые никак не пересекающиеся друг с другом части. В мировой истории подобных прецедентов да и подобного масштаба крайне мало.

Поэтому, находясь в Берлине, крайне интересно сравнивать две разных его части, которые на протяжении полувека развивались абсолютно по-разному. Но не менее интересно и пройти вдоль линии, которая столько лет разделяла единый город

1. Вопросов относительно Стены может быть потрясающее множество. Причём как относительно разъединения, так относительно 30-летнего раздельного существования, так и относительно объединения. Как менялись маршруты общественного транспорта, телефонные коммуникации, канализация, почта? Как Западный Берлин сообщался с внешним миром. Как при объединении всё это восстанавливалось - ездили ли ГДР-овские автобусы по Западному Берлину и наоборот?

2. Как известно, Западный Берлин возник из-за деления Германии после 2-й Мировой войны. Как и вся Германия, так и столица были разделены на 4 сектора: британский, американский, французский и советский. Первые три в итоге объединились и стали ФРГ, а советский превратился в ГДР. Поскольку европейцы проявили упоротую принципиальность и не захотели во имя удобства жителей отдать весь Берлин ГДР-у, такая ситуация и сложилась.

3. Жёсткая граница между ГДР и ФРГ появилась где-то в 1954 году. Однако в Западный Берлин можно было въехать свободно. Чем многие ГДР-овские диссиденты, желавшие свалить из совка в прекрасный Западный мир долгие годы и пользовались. Лавочку прикрыли в 1961 году, когда стена, окружавшая буржуйский анклав, выросла буквально за одну ночь.

4. Все последующие годы отдельные ГДР-овские немцы искали дыры и проникали в Западный Берлин. А ГДР-овские погранцы их ловили, и иногда это заканчивалось летально. Стена все эти годы укреплялась и укреплялась. Кстати, вопреки расхожему мнению, существовала и обратная "миграция". Куда меньшая, чем туда, но была. Не всё уж было гладко в ФРГ, по многим аспектам, в основном социальным, ГДР её опережал. Что и привлекало отдельных западных немцев, не разделявших принципы капитализма.

5. Рухнула стена в 1989 году. Кстати, как раз во время моего пребывания в Берлине проходило празднование 25-летия её падения. На которое мы, конечно же, сходили. Сейчас напоминают о стене только отдельные фрагменты. Всего в нескольких местах остались блоки от неё, а вдоль всей протяжённости идёт выложенная плиточкой линия с табличками "Berliner Mauer".

6. При желании можно пройти её всю, но на это нужно несколько дней, да и не так уж это и интересно, наверное. А самый интересный участок находится в центре Берлина.

7. Итак. Стартуем от станции Treptower Park (юго-восток карты). Здесь граница Берлинов шла по реке Шпрее. Прямо на воде поставлен монумент объединению двух Берлинов.

8. Культура

9. Отличительная особенность всей пристенной территории: огромные пустыри. Стена вынуждена была занимать широкую территорию (чтобы проще было отлавливать нарушителей). Фактически - это полоса препятствий, располагавшаяся между двух стен. После падения Стены, эти территории много где остались невостребованными.

10.

11. Дальше подходим к уникальному метромосту Обербаумбрюке - памятнику архитектуры. Это самая первая линия Берлина, открыта в 1902 году. Во время Стены поезда доходили до последней станции с той стороны (мы смотрим с восточной стороны). С нашей восточной стороны до сих пор только одна станция Warschauer Strasse

12. За мостом сразу начинается сохранившаяся часть Стены. Одно из наиболее популярных среди туристов мест. То самое известное граффити, что в заголовке поста, находится именно здесь.

13. Я, честно говоря, представлял стену несколько более толстой и высокой.

14. По граффити тут прямо музей

15. Наши художники тут часто встречаются

16.

17. Тут же сувениры с всякими артефактами

18. Транзитная виза ГДР для перемещений из ФРГ в Западный Берлин.

19. Вот так дружелюбно выглядит это место сейчас. Лет 30 назад дружелюбности было явно меньше

20. Здание, оказавшееся в зоне Стены, в результате чего обречено было стать заброшенным. Его решили не восстанавливать, сейчас там что-то вроде сквота

21. Далее, стена сворачивает на другую сторону Шпрее. Поток туристов сразу спадает. Здесь же зона отчуждения превращена в бульвар.

22. Проходим озеро. Прямо к стене примыкают восточноберлинские брежневки

23. Тот самый случай, когда стена шла вдоль узкой улицы и дома примыкали прямо к ней. Хрущёвка справа - восток, особняки слева - запад.

24.

25. Это же место 30 лет назад

26. Совсем какие-то глухие места. Окрестности Морицплац

27. Бескультурные немцы паркуются на газонах. Ай-ай-ай! Кстати, это справа от стены, т.е. Восточный Берлин. Вот оно - наследие совка!

28. Казалось бы, фиг узнаешь, что тут могла быть Стена. А вот.

29. Или вот тут

30. Памятник одному из перебежчиков через Стену

31. Циммерштрассе. Улица полностью перестроена, о стене напоминает только лишь линия

32. А вот Чекпоинт Чарли. Довольно известное место, также популярное среди туристов.

33. Занятно, что сразу за КПП американцы на бывшей своей стороне сразу же запилили макдоналдс. Рядом центр Берлина теперь с американским флагом охраняют негры афроамериканцы!

34. Тут есть небольшая экспозиция, посвящённая стене, многочисленным попыткам её перелезания. Вот, например, группа юношей и девушек умудрилась прорваться через один из КПП на автобусе.

35. Вид на советскую сторону.

36. Здесь же расположен музей Берлинской Стены. При желании узнать более подробно об этом явлении, можно его посетить. Кстати, советский флаг! Привет одной хорошей стране, где теперь так его не повесишь.

37. Подходим к бывшему зданию гестапо. Сейчас там музей гестапо.

38. Здание парламента Берлина

39. Приходим на Потсдамерплац. Сейчас это крупнейший транспортный узел города. А в эпоху Стены сюда практически нереально было попасть, было всё глухо и заброшено. Правительство ГДР вообще старалось уменьшить пребывание людей в окрестностях стены.

40. Страж границы

41. Дальше стена проходит через Бранденбургские ворота. Рейхстаг. Затем выходит к новому ж.д. вокзалу Berlin Hauptbahnhof.

42. Огромное стеклянное сверкающее здание. Открыто несколько лет назад.

43. Тут ещё строят новую трамвайную линию. Кстати, трамвай имеется только в Восточном Берлине. Даже сейчас, когда сеть активно расширяется, он почти не заходит на западную часть.

44. Далее стена идёт на север. Снова брежневка. Впрочем о советских кварталах Берлина надо будет обязательно рассказать отдельно.

45. Порой стена появляется в совершенно неожиданных для того местах. Где-то отдельные блоки забыли снести, где-то переоборудовали их под что-то другое. Вот, например, какой-то двор.

46. А вот в другом дворе сохранилась дозорная вышка!

47.

48. Идём дальше. Лизенштрассе. Совсем какие-то промзонные места.

49. Кстати, вы обратили внимание на вот эти странные палки? Мы их встречали в разных местах, долго не могли понять, зачем они нужны. Удивительно, что они как раз были расставлены вдоль стены. Оказалось, это была подготовка к празднованию 25-летия. На эти палки были поставлены шарики, которые в 19.00 9 ноября были дружно запущены в небо.

50. Снова чувствуется зона отчуждения, которая теперь преобразована в полу-парк, полу-пустырь, идущий вдоль ж.д. путей. Здесь стена поворачивает ненадолго обратно на юг.

51. Сохранившийся кусочек.

52.

53.

54. Вход в метро, а точнее на подземную станцию электрички S-Bahn с названием Nordbahnhof. Тут раньше ещё до войны располагался Северный вокзал. Из-за стены вокзал сначала закрыли, потом вообще разобрали.

55. Тут небольшая экспозиция, посвящённая тому, как было разделено метро во время Стены. Уникальные схемы! Западный Берлин.

56. Восточный Берлин. Фактически большая часть метро оставалась в Западной части. На востоке была только полностью линия 5, частично линия 2. Также по его территории проходили линии 6 и 8 из Западного Берлина в Западный. На станциях Восточного Берлина они не останавливались.