Самые экзотические казачьи войска в русской истории. Что такое казачество определение по истории 11 казачьих войск название


Кроме широко известных, официально существовавших к 1917 году регулярных казачьих войск Российской империи, в разное время бывали казачьи войска, чьи названия и состав кажутся нам сегодня причудливыми.

Мещёрские казаки

Имя казаков впервые фиксируется на Рязанской земле в середине XV века. Казаки тогда населяли Рязанскую Украйну и несли сторожевую службу на границах этого княжества. Во второй половине того же столетия упоминаются казаки Червлёного Яра на верхнем Хопре, причём исходно это могли быть тоже рязанские казаки, так как на верховья Хопра распространяло своё влияние Рязанское княжество. С самого конца XV века известны мещёрские, или городецкие, казаки в той же Рязанской земле. По-видимому, всё это были разные группы, хотя и очень близкие.

Мещёрскими казаками было отатаренное финское племя мещеряков, или мишарей, а городецкими их назвали по Городку Мещёрскому, или Касимову. Ещё в конце XIV века мещеряки сделались данниками Москвы, а в середине XV столетия Василий II Тёмный создал на их землях вассальное Касимовское царство во главе со служилыми татарами. Основу его населения составили мишари.

Мишари составляли большую часть служилых людей на Засечных линиях Московского государства в XVI-XVII вв. По мере выдвижения границ России на юго-восток, расселялись и мишари, перейдя Волгу и дойдя до Урала. Одновременно, испытывая пресс христианизации, они покидали центральные области России. На Урале, в Башкирии, мещеряки в XVIII веке большими массами поселились среди башкир.

Башкирско-мещеряцкое войско

В 1798 году на башкир и мещеряков Южного Урала была возложена обязанность нести сторожевую службу на границе России с киргиз-кайсацкими степями. В 1834 году войско было выделено в отдельную административную единицу. В 1855 году, со включением в состав войска народа тептярей (организованных на казачий манер, но не числившихся ранее казаками), оно стало именоваться Башкирским. В 1864 году было упразднено, его земли включены в состав Оренбургской губернии.

Волжское войско

С XVI века известны казаки на Волге. Регулярную организацию они получили в 1734 году в связи с поселением в районе Царицына, для обороны от ногайцев, группы донских казаков. В 1773-75 гг. волжские казаки в массе участвовали в восстании Емельяна Пугачёва, и в 1777 году Волжское войско было упразднено. Волжских казаков выселили на Терек и на Кубань.

Ставропольское калмыцкое войско

Название указывает отнюдь не на Северный Кавказ, а на Поволжье. Ставрополь-на-Волге это вблизи Самары, нынешний Тольятти. В XVIII веке в этих местах кочевала часть калмыков. В 1756 году их поверстали на службу России. Ставропольское калмыцкое войско всегда было немногочисленным, выставляло оно в лучшие свои годы не больше 800 бойцов. В 1842 году его упразднили.

Греко-албанское войско

Во время русско-турецких войн второй половины XVIII века в русскую армию и флот вступило немало греков и албанцев, живших в разных местах Османской империи. По заключении Кучук-Кайнарджийского мира в 1774 году они отказались возвращаться в турецкое подданство. В следующем году было учреждено Греческое (по другим документам – Албанское) казачье войско. Его поселили в районе Таганрога и на Керченском полуострове.

В состав войска принимали также переселенцев из Османской империи. В 1797 году оно было упразднено, а из части поселенцев удалось сформировать Греческий пехотный батальон (по другим сведениям – полк) и Албанский дивизион. Решение о расформировании было вызвано тем, что большинство новоиспечённых «казаков» просто ушли со службы, растворившись в городах черноморского побережья, где занялись привычным делом – торговлей.

Крымско-татарское казачье войско

В 1783 году Россия объявила ликвидированным Крымское ханство, а его территорию присоединила к себе. Возник вопрос, как организовать постоянную вооружённую защиту полуострова. Верная своей привычке поручать пограничную службу местным народам и беря за образец организацию казачьих войск, российская власть решила учредить в Крыму татарское казачество.

1 марта 1784 года Екатерина II подписала указ, составленный по проекту князя Потёмкина, о создании казачьего войска в Таврической области. Было сформировано пять дивизионов из 1035 «казаков» во главе с 17 офицерами, которым были определены оклады жалованья. В состав Таврического войска были включены только крымские татары. Однако уже в 1787 году, накануне новой войны с Турцией, три дивизиона из пяти были по непонятной причине упразднены. А в 1796 году Павел I расформировал Таврическое казачество из крымских татар. Но в 1827 году был организован в составе русской армии Лейб-гвардии Крымский татарский эскадрон.

Бугское войско

С русско-турецкой войной 1768-1774 гг. было связано создание ещё одного казачьего войска из нерусских народов – на Южном Буге из живших там и перешедших на сторону России молдаван, влахов, греков, сербов и болгар. В 1817 году бугские казаки были переведены в разряд военных поселенцев.

Дунайское войско

С занятием русской армией Бессарабии в войну с Турцией в 1806-12 гг. жившие там и ранее бежавшие из-под российской власти запорожские казаки снова оказались под юрисдикцией России. В 1807 году из них было организовано Дунайское войско. После того, как по итогам Крымской войны в 1856 году Россия была вынуждена уступить полосу, прилегающую к устью Дуная, дунайские казаки были переселены в Херсонскую губернию. Там из них образовали Новороссийское войско, просуществовавшее до 1868 года.

Азовское войско

История потомков Запорожской Сечи этим не ограничивалась. Часть запорожцев из низовьев Дуная ушла в Турцию при приближении русской армии, однако в 1825 году сбежала из султанской армии в Россию. В 1829 году, по окончании очередной войны с Турцией, эти казаки были поселены в районе Мариуполя и Бердянска и получили название Азовского войска. Оно просуществовало до 1865 года.

Евфратское войско

Самым экстравагантным следует признать учреждение казачьего войска на Евфрате. В 1916 году русские войска, ведя успешные операции против Турции, выдвинулись в верховья этой реки. Главнокомандующий русской армией на Кавказе великий князь Николай Николаевич 11 января 1917 года издал приказ, по которому создавалось Евфратское казачье войско. Его планировалось сформировать из добровольцев-казаков (большинство казачьих частей с Кубани и Терека воевали в Закавказье), а также местных жителей, большинство которых составляли армяне, подвергавшиеся до прихода русских войск геноциду со стороны турок. Также в Евфратское казачество могли войти местные курды и йезиды. Однако начавшаяся вскоре революция не позволила приступить к осуществлению этого плана.

Проектные войска

В конце XIX века выдвигались проекты создания казачьих войск для закрепления за Россией и других завоёванных территорий, путём привлечения переселенцев из существующих казачьих войск. Известно о планах по созданию Туркестанского и Сунгарийского (в Маньчжурии) казачьих войск. Однако к их реализации не приступили.

Упражнение 6. Переключение внимания . Педагог подает команды:

· зрительное внимание - объект далеко (дверь),

КАЗАЧЕСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ИСТОРИЯ, РОЛЬ В ИСТОРИИ РОССИИ.

Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами.

Происхождение казачества

Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро - монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в 20 веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.

Нет единодушия среди ученых и в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов - кайсаки. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.

История казачества

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое - «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью - дуваном.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны - на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний - Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале 17 века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства. Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское - в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.

С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 - казачьих) войск Военного министерства, с 1910 - в подчинение Главного штаба.

Роль казачества в истории России

Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» - гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы. Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения. В 19 веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.

Казачество в 20 веке

В конце 19 века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%).Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.

На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек. Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.

Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).

Дата публикования: 2014-12-10 ; Прочитано: 7935 | Нарушение авторского права страницы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) ...

Казаки являются неотъемлемой частью российской истории и культуры. Их образы - принципиальные, смелые и волевые - оживают на страницах бессмертных произведений Н. В. Гоголя, М. А. Шолохова и Л. Н. Толстого. Наполеон восхищался казаками, называл их лучшими легкими войсками, имея которые, он бы прошел весь мир. Бесстрашные воины и первооткрыватели русских окраин в советский период попали в жернова сталинских репрессий и канули бы в Лету, если бы ни российское правительство, предпринявшее попытку сохранить и возродить эту культурно-этническую общность. Что из этого вышло, и чем занимаются современные казаки, читайте в статье.

Казаки в отечественной истории

В научной среде существует некоторая путаница по вопросу о том, кем являются казаки - отдельным этносом, самостоятельной народностью или даже особой нацией, произошедшей от тюрков и славян. Причина неопределенности кроется в отсутствии достоверных письменных источников, проливающих свет на появление казаков, а также множество предполагаемых предков, среди которых татары, скифы, касоги, хазары, киргизы, славяне и др. Более-менее единого мнения ученые придерживаются относительно места и времени зарождения казачества: в 14-м веке незаселенные степные просторы в низовьях Дона и Днепра стали пополняться переселенцами из соседних княжеств, беглыми крестьянами и другими этносоциальными группами. В результате образовалось два крупных объединения: Донское и Запорожское казачество.

Этимология слова «казак» также имеет несколько версий. По одной из них слово означает вольного кочевника, по другой - наемного работника или воина, по третьей - степного разбойника. Все версии, так или иначе, создают образ казака и имеют право на существование. Казаки, действительно, считались вольным народом, прекрасными воинами, которые обучались военному мастерству с детства и которым в верховой езде не было равных. В том числе благодаря казакам состоялось присоединение к России южных и восточных земель, а государственные границы были защищены от завоевателей.

Казачество и государственная власть

В зависимости от взаимоотношений с властной верхушкой казаки делились на вольных и служилых. Первым претило государственное давление, поэтому они нередко выражали свое недовольство восстаниями, самые известные из которых были под предводительством Разина, Булавина и Пугачева. Вторые подчинялись царской власти и получали жалование и земли за свою службу. Система организации казачьей жизни отличалась демократическими порядками, а все основополагающие решения принимались на специальных собраниях. В конце 17-го века казаки присягнули российскому престолу, весь 18-й век государство реформировало структуру управления казаков в нужном для себя русле, а с начала 19-го века вплоть до революции 1917 года казаки являлись ценнейшим звеном русской армии. В начальную советскую эпоху проводилась политика расказачивания, сопровождаемая массовыми репрессиями казаков, а с 1936 года началось восстановление казачества с возможностью присоединения их к Красной Армии. Уже во Второй мировой войне казаки снова смогли проявить себя с лучшей стороны.

Тем не менее, в период Советского Союза культура казачества стала придаваться забвению, но после развала СССР началось ее возрождение.

Реабилитация казачества

Декларация о реабилитации российского казачества, подвергшегося репрессиям, была принята незадолго до распада СССР в 1989 году. В 1992 году вышел Указ Президента РФ и Постановление Верховного Совета РФ, в которых были закреплены положения, касающиеся восстановления и функционирования казачьих обществ. В 1994 году начало действовать Постановление Правительства РФ, определившие стратегию развития в отношении казачества, в частности, госслужбы казаков. Как отмечено в документе, именно в период государственной службы казачество обрело характерные для себя черты, поэтому для того, чтобы возродить казачество в целом, необходимо в первую очередь восстановить его государственный статус. В 2008 году была принята обновленная концепция государственной политики в отношении казачества, ключевыми целями которой являлись действия, направленные на развитие государственной и другой службы казачества, а также действия по возрождению традиций и воспитание молодого поколения казаков. В 2012 году вышла Стратегия развития российского казачества до 2020 года. Ее ключевой задачей является содействие партнерским отношениям государства и казачества. Государственный реестр осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами. Сведения, которые должны быть включены в реестр: вид общества, наименование общества, адрес, общая численность и численность участвующих в государственной или иной службе, Устав общества и другие данные.

Ниже на фото современные казаки.

Приоритетные направления государственной политики

В отношении российского казачества Правительство РФ расставило следующие приоритеты:

  • привлечение к госслужбе (или иной службе), а также совершенствование правовых, экономических и организационных основ службы;
  • воспитание подрастающего поколения;
  • развитие сельских территорий и агропромышленного комплекса в местах проживания казачьих общин;
  • совершенствование местного самоуправления.

Основные направления деятельности современных казаков

Казаки в России - это граждане Российской Федерации, состоящие в казачьих обществах и являющиеся прямыми потомками казаков или гражданами, пожелавшими вступить в ряды казачества. Общества представляют собой некоммерческую форму самоорганизации граждан РФ для возрождения традиций казачества в стране.

Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

По факту, войсковые казачьи общества стоят на вершине иерархии.

Государственная служба, к которой привлекаются современные казаки:

  • Воспитание призывников.
  • Выполнение мероприятий по предупреждению и устранению последствий ЧС.
  • Гражданская оборона.
  • Оборона территорий.
  • Природоохранная деятельность.
  • Охрана общественного порядка.
  • Обеспечение пожарной безопасности.
  • Обеспечение экологической безопасности.
  • Борьба с терроризмом.
  • Охрана лесов, животного мира.
  • Охрана границ РФ.
  • Охрана государственных и иных важных объектов.

Возрожденное казачество: миф или реальная сила?

Не утихают споры о том, как сегодня относиться к казакам. Многие называют современных казаков ряженными, бутафорией, совершенно не нужным звеном без того многочисленных силовых ведомств. Кроме того, существует большая неопределенность в распределение бюджетных средств между казачествами, и есть вопросы к финансовой отчетности казачьих обществ. Действия некоторых казачеств попадают под уголовные или административные преследования, что также не способствует закреплению положительной репутации казачества. В понимании россиян современные казаки то ли общественные деятели, то ли дополнительные органы правопорядка, то ли бездельники на иждивении у государства, то ли второсортные неквалифицированные служащие, берущиеся за любую работу. Вся это неопределенность, отсутствие единой идейной линии даже между казачьими обществами одной территории создает преграды в возрождении казачества и положительного отношения к казакам со стороны граждан. Несколько иного мнения о казаках придерживается население исторически казачьих столиц - там феномен казачества воспринимается куда более естественно, чем, скажем, в столице страны. Речь идет о Краснодарском крае и Ростовской области.

Казачьи общества функционируют во многих субъектах России. Самыми крупными войсковыми казачьими обществами являются Всевеликое войско Донское, Кубанское казачье войско и Сибирское казачье войско. было образовано в 1860 году. На сегодняшний день в него входят более 500 казачьих обществ. Казачьи патрули - привычное явление для многих Кубанских городов. Совместно с полицейскими они предотвратили множество преступлений по всему краю. Кубанские казаки успешно участвуют в ликвидации последствий ЧП (например, крымское наводнение), помогают предотвращать локальные конфликты, в частности, при присоединении Крыма. Также они участвуют в охране правопорядка на различных мероприятиях, в том числе мирового уровня (Олимпиада-2014, «Гран-При России Формула 1»), несут службу на приграничных постах, выявляют браконьеров и многое другое.

Нынешний губернатор Краснодарского края (как и предыдущие губернаторы) стремится всячески поддержать казачество: расширить круг их полномочий, приобщить молодежь и т. д. Как результат, роль современных казаков в жизни региона с каждым годом растет.

Донское казачество

Донские казаки являются самым старшим казачьим войском России и самым многочисленным. Всевеликое войско Донское несет государственную службу и участвует в военно-патриотической работе. Охрана общественного порядка, военная служба, охрана границ, защита социальных объектов, противодействие незаконному обороту наркотиков, антитеррористические операции - эти и другие задачи выполняют современные донские казаки. Из известных событий, в которых они участвовали, можно отметить миротворческую операцию в Южной Осетии и рейд на Большом десантном корабле «Азов» против сомалийских пиратов.

Форма и награды казаков

Геральдические традиции насчитывают не одно столетие. Современная форма казаков делится на парадную, повседневную и полевую, а также на летнюю и зимнюю. Определены правила шитья и ношения одежды, правила ношения погонов в соответствии с казачьим чином. Между казачьими войсками существуют определенные различия в форме и цвете мундиров, шаровар, лампасов, околышей фуражек и верха папахи. Изменения в наградной политике повлекли за собой утверждение орденов, медалей, войсковых и нагрудных знаков, которые, с одной стороны, сохраняют традиции русского казачества, с другой - имеют свои отличительные особенности.

Заключение

Итак, казаки в современной России делятся по территориальному признаку, виду общества, в котором они состоят, а также они бывают реестровыми и нереестровыми. Государственную службу могут нести только а высшими казачьими обществами, по факту, являются войсковые казачьи общества. Каждое общество имеет свой Устав, форму и структуру. В России на данном этапе самыми значимыми являются Всевеликое войско Донское и Кубанское казачье войско. Кубанские и донские казаки продолжают традиции своих славных предков, решают правоохранительные и другие задачи, а их ряды с каждым годом пополняются молодыми кадрами.

Современные российские казаки – явление экономическое. Люди, желающие называться казаками, в первую очередь заняты поиском заработка, и в последнюю – вопросами идентичности. Им важны пособия, налоговые льготы и субсидии. Баранья шапка и брюки с лампасами имеют значение до тех пор, пока они приносят доход. Как только шапка станет просто шапкой, число желающих ее носить резко сократится.

Согласно федеральному закону от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», люди, называющие себя казаками и внесенные в реестр, имеют право привлекаться к несению государственной службы. В перечень входят охрана порядка, тушение пожаров, спасательные операции, помощь военкоматам, патриотическое воспитание молодежи допризывного возраста.

Стать казаком довольно просто. Достаточно подать написанное от руки заявление, исповедовать православие, «разделять идеи казачества» и заручиться рекомендациями двух человек, уже принятых в организацию. Ограничений по возрасту и здоровью нет.

Сам прием осуществляется следующим образом – перед строем зачитывается текст «Клятвы казака», ставится подпись напротив фамилии, целуется крест и Евангелие. Затем целуется знамя. В «Клятве» будущий казак «пред Честным Крестом и Святым Евангелием» обещает «верой и правдой служить Отечеству, Церкви Православной, честному казачеству, свято хранить добрые казачьи традиции и обычаи». В завершение церемонии атаман поздравляет нового казака, священник кропит его святой водой, казаки проходят перед атаманом торжественным маршем.

У казачьих организаций нет специализации и, как следствие – нет и постоянной работы. Они ее активно ищут, предлагая свои услуги всем подряд. Казаков нанимают неохотно. Только если у какой-нибудь государственной организации вдруг возникнет необходимость в дополнительном наборе неквалифицированных служащих. По понятным причинам такое случается редко.

На сайтах казачьих организаций регулярно публикуются отчеты о том, как казаки оказывают помощь военкоматам, агитируя молодых людей не уклоняться от призыва; как помогают полиции поддерживать порядок во время крупных церковных праздников; как устраивают концерты народной музыки, исполняют обязанности дружинников.

У казаков нет права применения силы и нет права ношения оружия. Поэтому они не могут оказывать охранные услуги. Чтобы получить право на применение силы, казакам необходимо пройти специальное обучение и сертификацию – как и всем остальным гражданам России.

Казачье частное охранное предприятие – это двойной пакет документов. Сначала необходимо зарегистрировать в Министерстве юстиции казачье общество, что довольно хлопотно. А потом отдельно регистрировать в Министерстве внутренних дел частное охранное предприятие.

Поскольку у казачьих сообществ нет постоянной работы, в казаки идут люди, которые по тем или иным причинам не подходят для службы в российских силовых ведомствах и частных охранных предприятиях.

Молодой военный специалист, недавно отслуживший в армии, с хорошими физическими данными, со спортивным разрядом и дипломом техникума, может претендовать на место, например, в ОМОН. Зарплата и социальное обеспечение в этом отряде особого назначения значительно выше средних показателей по стране. Имея хорошие шансы на карьеру в нормальном силовом ведомстве, уйти в казачество, где нет ни работы, ни денег, ни карьерных перспектив – мягко говоря, не самое рациональное решение.

В России огромная армия и огромный рынок охранных услуг. По разным данным, около миллиона человек занято в органах правопорядка и спецслужбах. Примерно столько же занято в армии и еще столько же – в частных охранных структурах. Учитывая недавние изменения во внешней и внутренней политике, в ближайшем будущем у силовиков не будет никаких сокращений. Наоборот, их штаты будут только расширяться, а зарплаты расти.

В Подмосковье заселяют новые микрорайоны, построенные для военных и их семей, о чем регулярно сообщают федеральные СМИ. Учитывая, как медленно российское государство обеспечивает военных жильем, это говорит о принципиальных переменах. Военные специальности снова востребованы.

При этом люди, называющие себя казаками, демонстративно претендуя на статус военных, оказались невостребованными. Это однозначно свидетельствует об их низком профессиональном уровне.

Нельзя сказать, что казачество не пытается проникнуть в силовые ведомства и не желает выйти на рынок силовых услуг. Заниматься охраной ларьков с монастырскими пирожками и пересказывать школьникам российскую пропаганду – не самое прибыльное занятие. Они пытаются, но каждый раз проигрывают более опытным компаниям.

Недавний пример – в ноябре 2015 года был заключен контракт между Управлением судебного департамента Москвы и частной охранной организацией «Казачья стража», учрежденной Войсковым казачьим обществом «Центральное казачье войско». Согласно контракту, в течение двух месяцев казаки должны были охранять десять районных судов Москвы. Цена контракта составила 3,3 млн рублей. С января казаки взяли под защиту все 35 районных судов столицы. В конце января 2016 года юристы Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального обратились​ в прокуратуру Москвы с требованием проверить законность заключения контракта с казаками.

Федеральная антимонопольная служба признала контракт незаконным. Место «Казачьей стражи» заняло Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана», подведомственное Министерству внутренних дел Российской Федерации. «Охрана» была создана в 2005 году на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

Другой пример – в российской прессе было много разговоров о создании воинских частей, на 100% укомплектованных казаками. Говорили о том, что 22-ю бригаду внутренних войск, расположенную в городе Калач-на-Дону, сделают полностью казачьей.

На казачьих сайтах можно найти указания на отдельные воинские части, которые сотрудничают с Донским войском. Суть сотрудничества – молодые люди, признающие себя казаками, проходят срочную службу именно в этой части, а не в случайной, как это обычно бывает. В конце апреля текущего года атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда заявил о желании казаков войти в Национальную гвардию. Заявление пока осталось без ответа.

Последнее время довольно много говорится о финансировании казачьего движения. Называют цифру – 1 миллиард рублей в год. Нужно понимать, каковы общие расходы на оплату услуг силовиков в России. По расчетам РБК на основе данных Росстата, если в 2011 году совокупные затраты составили 335 млрд рублей, то в 2013-м – 587 млрд. На этом фоне деньги, выделяемые из федерального бюджета на поддержание казачьего движения, кажутся смехотворными.

Судя по всему, у казаков нет поддержки и нет лобби для того, чтобы им выделили хотя бы одну воинскую часть. Кроме того, они не способны удержать и те редкие контракты, которые им каким-то чудом удается получить.

Когда мы говорим о казаках, мы говорим о безработных военных специалистах, в силу ряда причин утративших профессиональные навыки. Не имея возможности устроиться, они берутся за самую низкооплачиваемую работу. Их постоянное участие в громких скандалах и нападениях, чреватых уголовными делами, свидетельствует именно об этом.

В качестве примера можно привести одиозный Балтийский отдельный казачий округ. 15 августа 2015 года в Калининграде группа неизвестных напала на форум имени Франца Кафки и Джорджа Оруэлла. Участники форума узнали в нападавших казаков, связанных с «Балтийским отдельным казачьим округом – Балтийским казачьим союзом Калининградской области».

Согласно данным калининградского делового портала RuGrad.EU , этот союз тесно связан с органами власти, в частности, с правительством Калининградской области, которое время от времени выделяет ему гранты.

В 2015 году «Балтийский отдельный казачий округ – Балтийский казачий союз» атамана Максима Буги (Буга входит в два совета при губернаторе Калининградской области Николае Цуканове и является видным членом ОНФ) получил из бюджета грант в 139 тыс. рублей на проведение научно-практической конференции «Казачество и нотариат. Исторический опыт противодействия коррупции и современность». Такую же сумму правительство Калининградской области выделило обществу «Имени святого Николая Чудотворца», которое также входит в «Балтийский отдельный казачий округ». На этот раз грант был выделен на проведение регионального героико-патриотического фестиваля казачьих обществ «Балтийская сечь». Атаман этого общества – бывший депутат областной думы и владелец автотранспортного предприятия «КенигАвто» Михаил Дударев.

В распределении грантов принял участие уполномоченный по правам предпринимателей Калининградской области Георгий Дыханов. По данным единого государственного реестра юридических лиц, Дыханов имеет отношение к казачьему хутору «СПАС», который также получил от областного правительства 139 тысяч на авторскую программу героико-патриотического воспитания казачьей направленности «Дорогами славы отцов».

Нападение на форум имени Кафки и Оруэлла, как и нападение на Алексея Навального в Анапе – это та работа, за которую вряд ли возьмется успешный военный, или полицейский, или охранник. Это грязная и опасная работа для безработных силовиков, которым в общем-то уже нечего терять. И именно это делает их столь опасными.

КАЗАЧЕСТВО (от тюркского казак, козак — удалец, вольный человек), социально-этнические и исторические общности людей, сложившиеся на южных окраинах русских земель в 14 веке.

С начала 15 века казаки переходили на службу Русскому государству, формируя служилое казачество. По мере создания на южных, юго-восточных и восточных границах Русского государства засечных черт и пограничных укреплённых линий оформлялись категории городовых казаков и станичных (сторожевых) казаков (смотри Станичная и сторожевая служба). С 16 века казачество находилось в ведении Разрядного приказа, а затем Казачьего приказа (17 век). В 1-й половине 16 века на Украине образовалась Запорожская Сечь, во 2-й половине 16 века — общины терских казаков и служилое сибирское казачество, а на границе с Речью Посполитой — особая категория украинских казаков, состоявших на службе у польского правительства, так называемые реестровые казаки. В середине 17 века на территории Восточной Украины образовалось слободское казачество (смотри Слободские казаки). Казачество активно участвовало в освоении новых земель Юга России, Сибири и Дальнего Востока (В. В. Атласов, И. Ю. Москвитин, И. И. Камчатой, И. А. Ребров, М. В. Стадухин и др.).

В 16-17 веках казачество пользовалось широкой автономией. Все важнейшие дела решались на войсковом круге. Во главе общин стояли выборные атаманы. Правительство постепенно ограничивало автономию казачьих областей, стремясь к полному подчинению казачества. В 17-18 веках казаки упорно отстаивали свою свободу и активно участвовали в восстаниях 17-18 века; из их среды вышли С. Т. Разин, К. А. Булавин и Е. И. Пугачёв. Часть донских казаков после разгрома Булавина восстания 1707-09 годов ушла на Кубань и затем в Османскую империю (смотри Некрасовцы). В начале 18 века казачьи общины были преобразованы в казачьи иррегулярные войска, а казаки стали военным сословием Российской империи. В 1723 ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые стали назначаться правительством и называться наказными (назначенными). После подавления Пугачёва восстания 1773-75 была упразднена Запорожская Сечь. Во 2-й половине 18 — 19 веках был упразднён ряд казачьих войск и созданы новые, полностью подчинённые правительству: Астраханское (1750), Оренбургское (1755), Черноморское (1787-1860), Сибирское (1808), Кавказское линейное (1832-60), Забайкальское (1851), Амурское (1858), Кубанское (1860), Терское (1860), Семиреченское (1867), Уссурийское (1889). Положение казачества как замкнутого сословия было закреплено при императоре Николае I. Казакам было запрещено вступать в брак с представителями неказачьего населения, был воспрещён выход из войскового сословия (разрешён в 1869). Казачество получило ряд привилегий: освобождение от подушной подати и земского сбора, право беспошлинной торговли в пределах войсковой территории, особые права на пользование казёнными землями и угодьями (ловля рыбы, добыча соли и т.п.). В основе экономического положения казачества лежала сложившаяся в 19 веке система казачьего землевладения (смотри Казачьи земли).

К началу 20 века в Российской империи существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское); общая численность казачества превышала 4,4 миллиона человек, в том числе около 480 тысяч человек служилого состава (1916). В 1917 году из красноярских и иркутских казаков было образовано Енисейское казачье войско. Все казачьи войска в военном и административном отношении были подчинены Военному министерству через Главное управление казачьих войск (с 1879), а с 1910 — через Казачий отдел Главного штаба. В ведении МВД находился Якутский казачий полк. Атаманом казачьих войск с 1827 являлся наследник престола. В Донском казачьем войске должность наказного атамана была самостоятельной, в других войсках наказным атаманом по должности являлся генерал-губернаторили командующий войсками ВО. При атамане существовал войсковой штаб, управлявший делами войска через атаманов отделов или округов. Станичные и хуторские атаманы избирались на сходах.

Казаки с 18 лет были обязаны нести военную службу, продолжавшуюся 20 лет [по Уставу о воинской повинности от 17(29).4.1875 для Донского войска, распространённому позже на другие войска]: первые 3 года в приготовительном разряде, затем 12 лет в строевом , 5 лет в запасе, после чего казаки зачислялись на 10 лет в ополчение. В 1909 году срок службы сокращён до 18 лет за счёт сокращения приготовительного разряда до 1 года. На военную службу казак был обязан являться со своим обмундированием и снаряжением. Казачество участвовало во всех военных кампаниях России 18-20 века. Отличилось в войнах: Семилетней 1756-1763, Отечественной 1812, Кавказской 1817-64, Крымской 1853-56, русско-турецких. В конце 19 — начале 20 века казачество широко использовалось для обеспечения государственной безопасности и правопорядка. С эпохи императора Николая I государственная власть взяла курс на унификацию казачьих войск. В 1875 году при императоре Александре II казачьи полки включили в состав дивизий регулярной кавалерии. К концу 19 века значительно возросли требования к строевой подготовке казаков, качеству их вооружения и снаряжения, уровню мобилизационной готовности казачьих частей, что привело к росту затрат казаков на самоснаряжение (покупку строевого коня и мундира) и обеднению казачества. Исчезновение непосредственной военной угрозы вело к окрестьяниванию казачества — так называемому естественноисторическому расказачиванию.

После Февральской революции 1917 на территории войск были созданы выборные органы власти, начался процесс автономизации казачьих войск, что усиливало сословную обособленность и замкнутость казачества. В ходе Гражданской войны 1917-22 казачество раскололось на два непримиримых лагеря. Абсолютное большинство казачества оказалось в рядах белых армий и воевало под командованием А. П. Богаевского, А. И. Дутова, А. М. Каледина, П. Н. Краснова, К. К. Мамонтова, Г. М. Семёнова, А. Г. Шкуро. В рядах РККА казаки сражались под командованием С. М. Будённого, Б. М. Думенко, Н. Д. Каширина, Ф. К. Миронова. В качестве органа управления «красным» казачеством при ВЦИК был создан Казачий отдел. В некоторых войсках (Донское, Кубанское, Уральское, Оренбургское) появились собственные казачьи армии, государственная символика, законодательные акты, закреплявшие войсковую автономию. После поражения белых армий десятки тысяч казаков были вынуждены эмигрировать (смотри Казачьи союзы). Казачество являлось единственной организованной многочисленной социальной группой, представители которой были настроены в целом антибольшевистски, обладали боевым опытом и организацией, поэтому оно подверглось массовому террору, принудительным депортациям. В 1920 году постановлением ВЦИК законоположения РСФСР о земле распространены на казачьи земли, что явилось законодательным упразднением казачества.

20.4.1936 ЦИК СССР отменил существовавшие с 1922 для казачества ограничения в отношении службы в РККА, были созданы казачьи кавалерийские дивизии. В Великую Отечественную войну 1941-45 на фронтах сражались казачьи соединения — в апреле 1942 из казаков-добровольцев Дона и Кубани был сформирован 17-й (с 27 августа — 4-й гвардейский) казачий кавалерийский корпус, который 20.11.1942 разделён на 4-й гвардейский Кубанский казачий и 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийские корпуса (расформированы в 1947). С начала 1990-х годов началось возрождение казачества в России на основе Закона РСФСР от 26.4.1991 «О реабилитации репрессированных народов» и Указа Президента Российской Федерации от 15.6.1992 о мерах по реализации этого закона в отношении казачества. В январе 1996 было создано Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, которое в 1998 году преобразовано в Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества.

Лит.: Хорошхин М. П. Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания. СПб., 1881; McNeal R. Н. Tsar and cossack, 1855-1914. L.; Oxf., 1987; История казачества азиатской России. Екатеринбург, 1995. Т. 1-3; Holquist Р. Making war, forging revolution. Russia’s continuum of crisis, 1914-1921. Camb.; L., 2002; Российское казачество / Отв. редактор Т. В. Таболина. М., 2003.

А. В. Ганин.

1. Казаки, род войск, специализация.

Происхождение слова "КАЗАК" и его значение.

По-монгольски, «казых» или «казак» — означало — свободный воин, живущий обособленно в палатке, или, по другому понятию — броня, щит и крепкий оплот по охране границ, или военный страж.

Только после покорения монголами русских княжеств и образования Золотой Орды название «казаки» установились за частью войск, составлявших среди вооруженных сил Орды части легкой конницы.

ЗОЛОТАЯ ОРДА — УЛУС МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ

Хан Батый

особые условия несения службы в мирное и военное время, русские усваивали навыки и сноровку ведения боя «действий в конном строю по-«казачьи», превращались в казаков и принимали их название.

Они расселены были в пограничных районах, где для службы требовалось зоркость, внимание, подвижность и инициатива. Они обслуживали пути сообщения, обеспечивали безопасное и непрерывное движение в стране.

Расселены национальными группами, имели право иметь скот, заниматься огородничеством, рыбной ловлей и охотой. Расселены они были на землях исключительно плодородных, богатейших всеми природными дарами, за которые Русь в течение веков вела безуспешную борьбу с кочевниками.

Частная жизнь казака была связана с непрерывной службой по охране границ, на которых они были расселены: то была «дозорная служба — дальняя и ближняя».

Постоянной службой донских казаков для Москвы было сопровождение послов и охраны безопасного движения официальных путешественников, проезжавших по землям, занимаемым казаками.

Знамя Золотой Орды

2. Метрополит. Религиозное государство.

"Один Бог на небе, и один властелин на земле", — говорил Чингиз-Хан, который дал правосланому метрополиту наивысшую власть и влияние среди русского народа. Так православие стало основой национальной самоиндификации казачества, объединяющим началом для них служила религия и язык. В ставке хана с первых дней образования Орды — был построен православный храм.

История, культура и обряды российского казачества

С образованием военных поселений в пределах Орды начали строиться повсюду храмы, призываться духовенство и налаживаться церковная иерархия. Митрополит Кирилл из Новгорода переехал жить в Киев, где им была восстановлена Митрополия Всея Руси.

В жизни русского народа начинает подниматься авторитет Митрополита. Митрополит пользовался со стороны власти монгол значительными льготами; власть, его, по сравнению с княжеской, была обширной.

Митрополиты и высшие Церковные иерархи пользовались значительными льготами.

Местное управление оставалось в руках русских князей, не нарушены были и церковные порядки, церковная иерархия имела перед княжеской властью преимущества, и имела ханские ярлыки, освобождавшие церковное имущество от дани.

Монета Золотой Орды

В 1261 году в Ставке хана Золотой Орды, была открыта епархия, во главе которой был поставлен епископ.

Митрополит Всея Руси пользовался под властью монгол известной свободой. Перенеся митрополию в Киев, Митрополит Кирилл ездил в Константинополь и присутствовал при открытии Епархии в Сарае.

Во-первых, власть Епископа объединяла народ, и связывала его с общей церковной организацией всей Руси, так как Епископ был подчинен митрополиту всея Руси. Кроме того, церковная организация пробуждала в народе сознание единства он являлся уже не безличной массой,

Под властью монгол церковная организация имела довольно сложную иерархию: кроме Митрополита и епископов, имелись: духовный судья, книжник, законоведец, наставник, настоятель, отшельник, выдатель метрик и благочинный. После открытия Епархии повсюду стали строиться храмы, монастыри, ставилось духовенство, налаживалась Церковная жизнь.

После гибели хана Берке ханом Золотой Орды стал внук Батыя — Менгу-Тимур. В военных походах и продолжавшихся войнах, во внутренней жизни казаков, принимавших участие в походах и сражениях, происходили изменения: за войсками стало прочно укрепляться название «казаки» и их военачальники, вместо темников, стали называться атаманами.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА "АТАМАН"

Происхождение звания АТАМАН (отец-командир, вместо темника) (10 000 человек = 1 дивизия 20 века, командир дивизии).

Исследования современных историков о происхождении слова атаман дают совершенно новое объяснение и производят его от монгольского слова, существовавшего в их военном обиходе — отец-командир.

В основе внутренней организации монгольских улусов существовал родовой-патриархальный строй. Власть в улусах преемственно переходила от отца к сыну или старшему в роде.

Темиики, как высшие военачальники, делившие участь с подвластными им войсками в походах и боях, назывались атаманы, т. е. отцы-командиры, слово понятное для войсковых соединений всех народов.

название атаман в казачьем, быту появилось со времени их зарождения под властью монгол и прочно укрепилось в их быту и сохранилось на все время их исторического существования.

Единица измерения, 5 букв

Предлагаем вашему вниманию слова по тематике Единицы измерения, которые состоят из 5 букв.

1 . акена

2 . анкер

Казачество определение

4 . бочка

5 . ведро

6 . вельт

7 . волос

8 . грамм

9 . джилл

10 . дихас

11 . капля

12 . карат

13 . короб

14 . кэтти

15 . линия

16 . ложка

17 . марка

18 . месяц

19 . оргия

20 . пехис

21 . пинта

22 . плетр

23 . посох

24 . пункт

25 . пясть

26 . сарос

27 . стопа

28 . стоун

29 . сутки

30 . тонна

31 . унция

32 . ферми

33 . чарка

34 . чюмич

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное Образовательное Учреждение

Среднего Профессионального Образования Ростовской Области

Ростовский Технологический Техникум Легкой Промышленности

(ГОУ СПО РО «РТТЛП»)

Курсовая работа

по дисциплине: «История Донского края»

по теме: «Происхождение казачества »

Выполнила:

студентка гр. 2-ДЭБ-25

Гончарова А.А.

Проверил преподаватель:

Литвинова И.В.

Ростов-на-Дону 2011

Введение

Глава 1. Казачество

1.1 Определение казачества

1.2 Внешние общие характеристики казаков

1.3 Характер казаков

1.4 Происхождение казачества

1.5 Казаки в истории

1.6 Казачьи войска

Глава 2. Казачество в России сегодня

3. О казачестве в заключение

3.1 Казачество в искусстве

3.2 Заповеди казаков

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

О казаках знает каждый, независимо от интереса к истории. Казаки появляются на страницах учебников всякий раз, когда речь идет о значительных событиях в истории российского государства. Но что известно о них? Откуда они появились?

Учебники, как правило, внушают нам мысль о беглых свободолюбивых крестьянах, которых замучили помещики-крепостники и которые в XVI-XVII вв. побежали из России на юг, на Дон, там обстроились и постепенно превратились в служивый народ. Народ этот в XIX-XX вв., забыв о прошлых конфликтах с царями, стал их надежной опорой.

Есть и другие варианты в историях происхождения казаков. Суть этих вариантов в том, что вместо беглых свободолюбивых крестьян появляются вольные душегубы – разбойники, которые со временем обзаведутся женами, хозяйством, угомонятся и вместо грабежей, займутся охраной государственных рубежей.

Точное происхождение казаков неизвестно.

Глава 1. Казачество

1.1 Определение казачества

Казачество – это этническая, социальная и историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др.

Казачество – (от тюрк.: казак, казак – удалец, вольный человек) – военное сословие в России.

Казаки (козаки) – субэтническая группа русского народа, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее – и Украины.

В широком смысле, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки – часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск.

1.2 Внешние общие характеристики казаков

Сопоставляя разработанные в отдельности признаки, мы можем отметить следующие характерные для донских казаков особенности. Прямые или слегка волнистые волосы, густая борода, прямой нос с горизонтальным основанием, широкий разрез глаз, крупный рот, русые или тёмные волосы, серые, голубые или смешанные (с зеленым) глаза, сравнительно высокий рост, слабая суббрахицефалия, или мезоцефалия, относительно широкое лицо. Пользуясь последними признаками, мы можем сопоставить донских казаков с прочими русскими народностями, и они, по-видимому, являются более или менее общими для казачьего населения Дона и прочих великорусских групп, позволяя, при более широком масштабе сравнения, отнести донских казаков к одному, преобладающему на русской равнине антропологическому типу, характеризующемуся в общем теми же отличиями.

1.3 Характер казаков

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.

1.4 Происхождение казачества

Существует множество теорий возникновения казачества:

1.Восточная гипотеза.

По мнению В. Шамбарова, Л. Гумилёва и др. историков, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.

Касоги (касахи, касаки) – древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X–XIV веках.

Бродники – народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.

О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н.С. Коршиков и В.Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р.Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л.Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII–XV вв.»

Монголы лояльно относились к сохранению подданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало также Сарайско-Подонское епископство, которое позволило казакам сохранить свою идентификацию.

После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи – Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московского государства.

В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.

Французский этнограф Арнольд ван Геннеп в книге «Traite des nationalites» (1923) высказывал мысль, что казаков следует считать отдельной от украинцев нацией, поскольку казаки, вероятно, вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки.

2. Славянская гипотеза

По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В.М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами.

По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот – «разбойник». Также – «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба».

Казачество (Орлов, 2012)

Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками

Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая что свидетельство феномена украинского казачества локализовалось на территории так называемого «Дикого Поля», то возможно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности. Литвин В. считает, что и в этническом составе казачества определённое место занимает татарский элемент.

1.5 Казаки в истории

донской казачество воинский заповедь

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

История России

На главную

История казачеста в России

Казачество не разрывно связано с историей России. Ведь казаки в славных сражениях на веки прославили и себя, и Россию.

Рождение казачества

Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних Московского и Литовского княжеств. В эти южные земли в основном приезжали энергичные люди, которым не хватало приключений, позднее туда стали сбегаться и беглые крестьяне, есть версия о том, что и тюркские народы учавствовали в создании казачьих отрядов.
Это обстоятельство было выгодно и Москве, и Варшаве, так как во-первых те земли были очень плодородными и соответственно с них они получали продовольствие; во-вторых они обеспечивали им защиту границ от крымских татар, за спиной которых стояло едва ли не сильнейшее государство того времени – Османская империя. Обитатели низовьев Дона образовали Донское казачество, а жители Левого берега Днепра – Запорожское. Православная Московская Русь достаточно легко нашла общий язык с казаками, чего не скажешь о католической Речи Посполитой. Конечно, не только религиозные разногласия играли здесь основную роль, так как и Донские, и Запорожские казаки были потомками жителей Киевской Руси и конечно же помнили об этом, западный мир в лице Польши был чужд им.

казачество

В итоге запорожцы легко нашли общий язык с Москвой, помогли той захватить у Польши всю восточную её территорию во главе с Киевом и затем дали присягу верности Московскому царю.

Казаки на службе государевой

Казаки были народом очень вольным и легко могли не подчиниться приказу из столицы, а царскую власть это не устраивало, и ей нередко приходилось давить на казаков. Результатом чего стали восстания казаков под предводительством Разина, Булавина и Пугачёва. После восстания последнего в 18 в. за дело очень решительно взялась императрица Екатерина II. Результатом чего стало расформирование Запорожского казачества, самого вольного. Оно в свою очередь вошло в состав вновь созданного Кубанского казачьего войска. Казаки получали от государства землю, но были обязаны верно служить ему. В свою очередь, так как в то время шёл интенсивный процесс присоединения южных земель (берега Азовского и Чёрного морей, Крыма, Кавказа) на этой территории стали формироваться части регулярных армий, приезжать государственные служащие и гражданские люди, таким образом казаки не могли себя уже столь вольно чувствовать.
Стоит отметить, что казаки внесли огромный вклад в присоединении к России её южных и восточных земель, в обороне границ, да и просто в изучении новых земель, а так же, что в истории казачества было много тяжелых и кровопролитных войн.

Особенности казаков

Казаки были замечательными войнами, бойцами они становились с самого детства. Они прекрасно скакали на коне, изумительно владели шашкой, точно стреляли как стоя, так и во время скачки на коне. Отличная верховая езда была одним из главных козырей казаков, на скаку они могли вытворять удивительные трюки. Участие казаков в войнах, которые вела Россия, принесло ей большую пользу. Они внесли неоценимый вклад во время кавказской войны, захвата Крыма, войн с турками и персами. Казаки нередко наводили ужас на считавшуюся лучшей в начале 19 в. наполеоновскую армию. Много урона они нанесли немцам и австрийцам в первую мировую войну. Молниеносные атаки казаков шокировали неприятелей.
Казаки с начала 19 в. и до октябрьской революции 1917 г. были элитой русской армии. Эти воины отличались повышенной боеспособностью и надёжностью. Не зря казаки в 19 и 20 вв. были охранным конвоем русских царей.

После «Октября» 1917

Во время гражданской войны казаки стали главной опорой белого движения. Но воевать против своих так же, как они воевали с другими народами, казаки не могли. Доблестно выгнав красных со своих родных земель, казаки действовали далее не так решительно. Часть их продолжала поход на Москву, часть вернулась домой, решив задачу выполненной, часть же подумывала и о создании независимого государства. Всё это в итоге печально для них кончилось. В основном, лучшие их представители либо погибли на войне, либо иммигрировали, часть осталась на родине, но они подверглись гонениям (переселениям, арестам и расстрелам). И только к середине 30-х годов правительство СССР приняло решение о восстановлении казачества, разрешило им служить в РККА, за что те и отплатили ему, доблестно сражаясь против фашистской Германии во Второй мировой войне.
Часть казаков-иммигрантов поддерживала или даже воевала за армию вермахта.
После развала СССР казаки были уже полностью реабилитированы и по сей день идёт процесс возрождения казачества. Создаются казачьи кадетские корпуса в старых традициях Российской империи.
История казачества по праву занимает важное и достойное место в Российской истории.

Джигитовка казаков. Видео снято в 24-м, 36-м и 66-м годах ХХ в. в европейских. Засняты показательные выступления казаков-иммигрантов участвовавших в I мировой и гражданской войнах, а так же их детей и внуков.

На главную

Какие казаки были поданными Османской империи

19.03.2018

История некрасовцев началась с открытой конфронтации Петру I. Мятежные казаки были вынуждены уйти за Дон, потом — в Турцию, где встали под турецкие стяги. Обратно они вернулись уже в середине ХХ века.

Казачье восстание

Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий.

Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном - это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж. Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.

Жестокость войны со столицей отразил в своих записях сам бахмутский атаман: «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги».

Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия - Василия Долгорукого.

Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне.

Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит, а Войско Донское присягнуло русскому царю.

Игнат Некрасов

Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка. Когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит.

После поражения Некрасов взял оставшихся казаков, по разным оценкам - от двух до восьми тысяч человек, и отправился, спасаясь от войск царя, за границу, на Кубань. Кубань тогда являлась территорией Крымского ханства, на ней проживали ушедшие из России в девяностых годах XVII века казаки-старообрядцы.

Объединившись с ними, Некрасов основал первое казачье войско на Кубани и казаки приняли подданство крымских ханов. Беглые казаки с Дона и крестьяне постепенно вливались в эту коалицию.

Некрасовцы сперва поселились на правом берегу реки Лаба, где располагается современная станица Некрасовская. В дальнейшем казаки переселялись на Таманский полуостров, основывая все большее количество городков. Казаки постоянно нападали на пограничные российские земли, и только смерть Игната Некрасова вернула ситуацию в более мирное русло.

Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения.

Пушкин зафиксировал переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

«Заветы Игната»

В 1740 году началось переселение на Дунай. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии и Болгарии, и их соседями стали липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона.

Казаки соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге». Среди них были такие суровые заповеди. Например, «за брак с иноверцами - смерть» или «за убийство члена общины закапывать в землю».

Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселились на те же земли после побелы над Запорожской Сечью в 1775 году. Несмотря на отвагу и храбрость, споры с запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться дальше на юг. Оставшиеся некрасовцы смешались с липованами и другими старообрядцами и утратили древние обычаи и предания.

Далее некрасовцы смогли расселиться на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатской Турции - на озере Майнос. После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия, оставшиеся в живых ушли на Майнос, однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия. В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.

Возвращение на родину

Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

К 1911 году в обоих поселениях проживали менее чем тысяча игнат-казаков, и большинство из них хотели обратно в Россию.

В 1911 году некоторое небольшое количество некрасовцев выехало в Россию для того, чтобы не служить в турецкой армии, несмотря на завет Игната «при царе в Расею не возвращаться».

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, их направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.

Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах. Однако вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Эмигранты плыли из Турции в СССР на теплоходе «Грузия», и этот памятный момент до сих пор празднуется современными некрасовцами.

Казачество — что это такое?

На данный момент их потомки живут в Ставропольском крае. Впрочем, несколько десятков семей тогда отказались въезжать в СССР и их приняли в США. Лишь одна семья казаков-игнатовцев при этом осталась в Турции.

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи - носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит:

Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.

CACKLE Прислать новость!

Поиск по сайту

Наши проекты

Энциклопедия казачества

Вы можете принять участие в наполнении энциклопедии! Редактируйте существующие страницы и создавайте новые.

Я Казак! — Казачья социальная сеть.

Регистрируйтесь и публикуйте статьи, новости. Создайте свой блог или фотогаллерею. Также на сайте есть видеопортал на котором любой может разместить видеоролик о казачестве!

Подпишись на обновления