Что такое словарные слова и как помочь детям запомнить их? Как запомнить словарные слова? Как заучивать словарные слова


© Рената Кирилина, 2018

© Сергей Кирилин, 2018

ISBN 978-5-4493-3494-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

В этой книге мы расскажем о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Ведь их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

В этой книге Вы узнаете маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов.

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов.

В третьей части книги Вы узнаете о технике эффективного обучения «воронка», которая позволяет легко и просто свести ошибки в написании словарных слов на нет.

Приятного чтения!

Бонус для читателей книги

Специально для читателей нашей книги мы подготовили файл «Словарные слова с 1 по 9 класс» в удобном для работе формате, а так же видеоурок «Как убрать ошибки в словарных словах». Вы можете получить материалы на нашем сайте – gltl.ru/slsl

Как запомнить словарные слова.

Лавриненко Л.А., учитель начальных классов высшей категории, МБОУ СОШ № 13, г.Новосибирск

Почему одна информация запоминается школьниками лучше, а другая - хуже? Если говорить о закономерности усвоения словесного материала, то в младшем школьном возрасте ученики лучше запоминают слова, обозначающие называния предметов (конкретный материал), чем слова, обозначающие абстрактные понятия (абстрактный материал). Ученики сохраняют в памяти такой конкретный материал, который является значительным и закрепляется в памяти с опорой на наглядные образцы. Хуже запоминается конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия по географии, не связанные с географической картой, описания) и не является значимым при усвоении того, что запоминается.

Образная информация запоминается легко, а речевая - хуже.

Во-первых, в речи и тексте содержится меньше слов-образов, чем в окружающем мире; во-вторых, образы, создаваемые на основ слов, «слабее» образов, воспринимаемых зрительно.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение движений. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживаниях. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Для достижения наилучшего результата при изучении словарных слов необходимо задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную).

У каждого человека свой тип памяти, это врожденный параметр, который не меняется. Человек может весьма эффективно обучаться, работать и добиваться прекрасных результатов, если он умеет пользоваться своим типом памяти. Почему же так важен этот параметр? Дело в том, что от типа памяти зависит способ восприятия мира, способ обучения, поощрения и наказания.

Существует много методов, которые используются для запоминания словарных слов:

- орфографическое проговаривание слова (диктуется слово по слогам, после чего записывается);

- запоминание слова по сетке (слова записываются по принципу «кроссворда», на пересечении с запоминаемой орфограммой записывается слово, наиболее подходящее ему по смыслу: бЕреза - бЕлая, МОсква - РОдина );

Метод Цицерона (слова «разбрасываются» по комнате, а потом собираются снова. 1) Я положил карандаш в пенал, пенал положил в портфель, потом надел пальто и т.д.; 2) Я снял пальто, открыл портфель, достал пенал, из пенала вытащил карандаш и т.д.);

- «устный кроссворд» (учитель описывает слово, ученики отгадывают и записывают верный ответ в тетради. Например: «Как называется инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т.п.), применяемый для письма, рисования, черчения?» Ученики записывают: карандаш );

- метод ассоциативного запоминания слов (запоминаемая орфограмма связана с каким-либо образом).

Нами был разработан алгоритм по запоминанию словарных слов на основе ассоциаций.

Алгоритм для учащихся по запоминанию словарных слов на основ ассоциаций

1. Проговорить слово по слогам.

2. Объяснить значение слова.

3. Поставить ударение.

4. Найти безударную гласную.

5. Подчеркнуть безударную гласную в слове (найти «опасное место»).

6. Подобрать ассоциации к букве, обозначающей звук, который нельзя проверить.

7. Составить предложение со словом.

8. Записать слова в «веселый словарик».

9. В начале следующего урока повторить записанное слово.

При запоминании словарных слов при помощи ассоциаций трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает правильно написать орфограмму.

Например: лИмон - кИслый, х☺р☺шо, Апельсин - слАдкий; в слове гОрох на месте запоминаемой буквы ученики рисовали горошину, похожую на букву О, а при написании слова яблОкО на месте букв О рисовали круглые яблочки.

Метод ассоциаций помогает школьникам запоминать слова, не заучивая их наизусть.

У данного метода запоминания есть еще одно свойство: выражение информации в легкой и интересной ассоциативной форме дает ученику понять, что он сам способен создавать ассоциативные информационные блоки, превратить трудный материал в доступный для себя и других, способен самостоятельно (хотя часто интуитивно) пользоваться различными приемами. Ученики начинают предлагать свои ассоциации, идеи, образы, придумывать сказки и даже сочинять стихи, что и становится основой его собственных ассоциативных информационных блоков.

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому - и это станет моим навсегда».


Начать стоит с самой обычной работы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов.

  1. Прочитать слово по слогам.
  2. Составить слово из букв, используя фланелеграф и буквы, вырезанные из бархатной бумаги или текстурного картона (можно и без фланелеграфа, если его нет, просто на столе); ребенок должен провести пальчиком по буковкам.
  3. Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.
  4. Определить состав, часть речи.
  5. Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
  6. Придумать предложения и словосочетания со словом, загадку, может быть, нарисовать картинку.
  7. Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.

А что дальше?

Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова. Но столь же часто этого не хватает. Или слово попалось какое-то «злое» - не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много - причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.

«Дерево слов»

Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень - это корень словарного слова. А веточки - однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым?

Обратите внимание!

Если игра проводится учителем, тем более в средней школе , стоит все же обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.

Морфемные и фонетические «шарады»

Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова и загадать их и их однокоренные.

Например, запоминается слово «шёл».

Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».

«Третий лишний»

В игру «Третий лишний» тоже стоит включить словарные слова.

Напомню, что ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:

К..рандаш, к..рова, м...рковь

Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно на М, а остальные на К. Лишнее слово «карандаш», потому что оно мужского рода, а остальные - женского. И т.д.

«Письмо из бутылки»

Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.

«Перфокарты»

Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты - картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике, я делаю по 4. Итого 27 (12) словарных слов учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». И выполняется, и проверяется за считаные минуты.

Свой словарный диктант

Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Если дети продвинутые, пусть составляют диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.

«Исправь ошибки» («Корректор»)

Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника - найти их и исправить.

Ребусы, кроссворды

Игры такого рода нравятся многим детям и также помогают в запоминании словарных слов.

Буриме

Если в классе есть творческие дети, то можно предложить написать буриме с использованием изучаемых слов. Напомню, для игры выбираются какие-то рифмы. Необходимо сочинить стихотворение с этими рифмами. Например, «нежданно - вмиг - тумана - настиг».

А если слова никак не запоминаются?

Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.

Разрезанное слово

Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.

«Всё наоборот»

Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.

Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.

«Беглые гласные»

Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».

Картинки-ассоциации

Если кто-то из вас - вы или ребенок - хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.

Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж пор всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени.

Ассоциации и созвучия

Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.

Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:

Приготовим вИ нЕ греТ ,

Он не жарен И нЕ греТ .

Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста - зАяц».

Итог

Учить словарные слова - не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!

КГБОУ “Бийский лицей-интернат Алтайского края»

Тема исследования

«Как запоминать словарные слова?»

Исследовательский проект выполнила ученица 4 В класса КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края Гренадерова Екатерина

Руководитель работы

Вера Юрьевна Гренадерова,

1. Введение. 2

2. Теоретическая часть. 4

Словарные слова на уроках русского языка. Приемы запоминания словарных слов.

3. Практическая часть. 6

Анкетирование учащихся 3 классов.

Проведение эксперимента «Запоминание словарных слов».

Начало работы над составлением сборника словарных слов.

4. Выводы. 8

5. Список информационных источников. 8

6. Приложение. 9

яркий, как радуга после весеннего ливня,

меткий, как стрелы, певучий и богатый,

задушевный, как песня над колыбелью.

А.Н.Толстой

1.Введение

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Словарные слова, как и таблицу умножения, я учу наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. При запоминании словарных слов я использовала механическую память, повторяя слово несколько раз. Но однажды я задумалась, как запоминать словарные слова быстро и увлекательно.

2. Тема: Как запоминать словарные слова.

3. Цель исследования: найти приёмы, которые помогут запоминать словарные слова.

4. Задача первая: убедиться в необходимости поиска приемов запоминая словарных слов;

вторая: использовать приемы запоминания словарных слов;

третья: начать сбор материалов для создания словаря словарных слов для детей.

5. Гипотеза: если запоминать словарные слова, используя интересные приёмы запоминания, тогда запоминание будет быстрым и увлекательным;

6. Актуальность работы: состоит в том, что многие дети испытывают трудности при запоминании словарных слов. Поэтому необходимо найти приёмы, которые помогут детям и мне самой запоминать словарные слова, чтобы сохранить свою работу я решила начать составлять свой сборник словарных слов, доступный и понятный детям.

7. Практическая значимость: помощь детям в запоминании слов.

8. Методы исследования:

изучение соответствующих литературных источников и интернет ресурсов;

проведение анкетирования среди учащихся 3 классов;

проведение эксперимента среди учащихся 2 классов;

обработка собранных материалов;

сбор слов для сборника словарных слов.

11. Характеристика работы. Моя работа носит как теоретический, так и исследовательский характер, потому что я не только изучала литературные источники, но и провела эксперимент, чтобы убедится, что приёмы помогают запоминать слова.

12. Обзор используемой литературы и других источников

Информации очень мало. Толковые и орфографические словари не могут помочь в этой работе. Они дают материал только для запоминания слов через многочисленные повторы одного слова. Я же искала приемы, которые ускорили бы запоминание слов.

Интересным, с моей точки зрения, оказался словарь «Мой первый словарь русского языка» М.А.Тихоновой с яркими, веселыми картинками, стихотворениями, загадками, скороговорками, ребусами, пословицами и поговорка, который помог мне легко запомнить верное написание словарных слов и повысить мою грамотность.

С интернет – ресурсами дела обстоят не лучше. Интернет, конечно, более доступен, но на разных сайт, предлагают одни и те же приемы для запоминания слов.

Именно поэтому я решила заняться созданием своего сборника словарных слов.

Теоретическая часть

Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими правилами. Словарные слова составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть. Их необходимо учить и постоянно повторять, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые.

При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа:

    подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;

Эта стандартный работа со словом, которая помогает его запомнить Так разбираются словарные слова и в моей школе, но этого часто для меня было недостаточно.

Для своей работы я выделила пункт 4, который предполагает поиск приёмов запоминания словарных слов. Я нашла несколько приёмов, которые помогли мне запомнить словарные слова.

1. М немонический метод - ассоциативное запоминание слов.

Написание слова нужно связать с ярким образом, который вспоминается при написании данного словарного слова. Образ помогает быстро и легко запомнить слово. Образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком: по цвету, форме, месту расположения, звучанию, вкусу, действию, материалу, назначению, количеству и т.д.

Как подобрать образ?

Чтобы запомнить легко словарное слово нужно:

Записать словарное слово, выделить другим цветом букву, которую нужно запомнить. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова:

Так я запомнила слово «василёк»: в А с И лёк – у В А с И.

    Рисование картинки, которая объясняет написание словарного слова.

Таких рисунков я нашла много в интернете:

У каждого ученика свой яркий образ, который помогает запомнить слова, поэтому запоминать слово ему будет легче. Когда я рассказала об этом приёме своим одноклассникам, они принесли мне рисунки, которые помогут запомнить словарные слова. Эти рисунки я буду использовать в своем сборнике с разрешения своих одноклассников.

3. Сочинение запоминалок:

Придумывая запоминалку, нужно придерживаться двух простых правил:

    буквы-подсказки в словах должны быть в сильной позиции (ударными);

    запоминалки должны быть по возможности короткими.

Вот такую запоминалку я придумала для слова «автомобиль»

Что такое это АВТО?

Что такое этот МОБИЛЬ? (буква О ударная)

Всё я быстро поняла!

Это же АВ-ТО-МО-БИЛЬ

    Составление и решение ребусов.

Я уже давно знаю правила решения ребусов, но только сейчас подумала над тем, что и ребусы могут помочь запоминать словарные слова. Самый яркий пример это слово «столица»

Я буду искать ребусы и придумывать их сама, чтобы запоминать словарные слова было легче.

Эти приёмы я нашла в интернете и в словаре «Мой первый словарь русского языка» М.А.Тихоновой (см. список информационных источников). С этими приемами я обязательно познакомлю своих одноклассников. Я думаю, что это поможет им запоминать словарные слова легко и быстро.

Практическая часть

Прежде чем приступить к поиску приемов запоминания слов, я провела среди учащихся 3 классов анкету. (см Приложение 2)

Результаты анкетирования помогли мне убедиться в том, что моя работа будет нужна не только мне, но и моим одноклассникам. Из 26 опрошенных 23 человека хотели бы узнать приемы запоминания словарных слов.

В теоретической части я описала приемы, которые нашла в интернете, чтобы убедить в их эффективности я провела эксперимент. Для двух групп учеников я придумала задание. Словарные слова для запоминания я выбрала одинаковые. Но участникам 2 группы я предложила слова с опорой на приёмы запоминания. Я хотела выяснить какой группе ребят запоминать слова будет легче. Эксперимент я проводила среди учащихся 2 классов (группа 10 человек), так мои одноклассники знают написание этих слов.

Обе группы запоминали слова в течение 10 минут.

Список слов

Список слов

Орех – Очень крепкий

лИмон – кИслый он

кАрман - дырА

АБАЖур купила ЖАБА.

А снаружи посмотри

АБАЖ ЖАБА прочитала.

Так и пишем мы всегда

«АБАЖуры» с двумя «А»

Л.Уланова

Обведи ответ на вопрос: Легко ли тебе было запоминать словарные слова?

Обведи ответ на вопрос:

Легко ли тебе было запоминать словарные слова?

Среди ребят 1 группы ошибки в словах допустили 4 человека, среди ребят 2 группы только 1 ученик. Это подтверждает моё мнение, что приёмы запоминания слов помогают записать слова без ошибок.

По результатам анкетирования среди слов, которые трудно запоминать мои одноклассники назвали слово «картофель». Я задумалась над тем, какой приём поможет запомнить это слово. Среди словарных слов я нашла много словарных слов, в которых есть сочетание звуков [КАР]. Запомнить такие слова оказалось просто. Слово «кар» произносит ворона, значит эти слова «каркают».

Я думаю, что на этом список этих слов не закончится

Но среди словарных слов есть слово «КОРОВА». Это слово тоже начинается на [КАР], но я отнесла это слово к другой группе. Объяснение простое это слово с сочетанием ОРО, главное, что на вторую букву О падало ударение. Набралась новая группа словарных слов, которую будет легко запоминать.

дина

В результате моей работы стал собираться материал, который может помочь при запоминании слов. Поэтому я решила попробовать собрать слова в свой сборник. Работу по составлению сборника я продолжу и в будущем году.

Я бы хотела, чтобы мой сборник помог другим детям запоминать слова. Поэтому я решила спланировать свою дальнейшую работу:

1. опросить учителей начальных классов, какие словарные слова трудно запоминаются детьми;

2. предложить детям самим придумать приёмы запоминания слов;

3. составить сборник словарных слов.

Выводы

В своей исследовательской работе я выдвинула гипотезу: если запоминать словарные слова, используя интересные приёмы запоминания, тогда запоминание будет быстрым и увлекательным. И она подтвердилась . Я действительно запомнила, пользуясь найденными способами такие слова как: горох, картофель, помидор, василёк, абажур и другие.

Это очень интересная и увлекательная работа, которая помогает мне в учёбе, поэтому я продолжу работу по составлению своего словаря словарных слов.

Каждый человек должен грамотно говорить и писать. Без этого нельзя получить хорошее образование, найти достойную работу и многого добиться в жизни. Правильная устная и письменная речь поможет заслужить уважение окружающих.

Учиться грамотно писать надо в школе, потом будет поздно !

Список информационных источников

    Агафонов В. В. "Неправильные правила" для словарных слов - и не только".

    Тихонова, Мария Александровна Мой первый словарь русского языка. Орфография / М.А.Тихонова.-Москва: АСТ, 2013. – 143, с.: ил. – (Школьный иллюстрированный словарь)

    Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/01/vyskazyvaniya-o-russkom-yazyke

http://www.solnet.ee/parents/log_57.htmlhttp://nsportal.ru/lpp/2013/03/kak-zapomnit-slovarnye-slova

http://www.tutoronline.ru/blog/uchim-slovarnye-slova-legko

Приложение 1

Ученик 3 класса _____

    Какие слова называют словарными ?

    Трудно ли тебе запоминать словарные слова?

    Какую отметку ты обычно получаешь за словарный диктант?

    Как ты запоминаешь словарные слова?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Хотел бы ты узнать приемы, которые помогут тебе запоминать словарные слова?

Словарные слова, как их лучше запомнить?

Язык и стар, и вечно нов –

И это так прекрасно!

В огромном море – море слов –

Купайся ежечасно!

Картофель и картон, платок и косынка, иней и корабль … Что общего в этих словах? Все они – словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Начиная свой путь учителя начальных классов, на уроках русского языка я столкнулась с проблемой - дети в этом возрасте упорно не желают запоминать так называемые словарные слова стандартным методом проговаривания и зазубривания. Очень небольшое количество ребят, имея хорошую слуховую память, а чаще – просто «врождённую» грамотность, пишут словарные диктанты или употребляют данные слова в творческих и др. письменных работах без ошибок. Но что же делать с основной массой учеников?

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности.

У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача - добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов.

Работа со словарными слова – это одна из серьёзных проблем начальной школы.Нерешенная своевременно проблема превращается в тяжёлый груз, тащить который потом приходится и в среднем звене, и далее. В своей работе стараюсь применять различные методики запоминания трудных слов с непроверяемыми буквами. Один из действенных методов, дающий прекрасные результаты, – это метод ассоциативного запоминания словарных слов , который успешно используется в методике УМК «Перспективная начальная школа».

Суть этого метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом , который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Таким образом, это – метод ярких ассоциаций .

Данный метод дает возможность запоминания слов по первому предъявлению, без многократного повторения. Удачно подобранное слово - ассоциация становится "проверочным" для трудного и непроверяемого ранее словарного слова. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово , в котором «трудный» элемент из словарного слова находится в сильной позиции и его написание затруднений не вызывает. И чтобы по звучанию это слово было похоже на наше словарное. Обыграем ассоциативную связь в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить орфограмму. И не нужно забывать, что для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше - кроме того, улыбку и смех. При этом, чем неожиданней, комичней, аб­сурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Детей очень смешат нелепые ситуации, поэтому целесообразно как можно активнее использовать их в информационных блоках.

Особенно эффективно работает пара из двух словарных слов, в которой каждое становится как бы «проверочным словом» для другого: например, «топор» и «тополь», «город» и «огород».

Еще один прием, влияющий на качество запоминания, - это использование ассонанса (повторение гласных звуков):

«Ка к-то в ба р зашёл ба ра н,

ба ра ба ня в ба ра ба н».

Или использование аллитерации (повторение одинаковых или однородных согласных):

«Г а-г а-г а!» - она г ог очет".

Этот прием активизирует слуховую память: некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве.

Давайте обратимся к примерам из словарика, чтобы увидеть эти приемы в действии.

Возьмем, например, слово «комната». Как запомнить, что оно пишется через «а», а не через «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово «Ната». В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь букву «о» просто невозможно. А само слово совпадает с частью слова «комната». Осталось только связать их между собой: комН ата – комнА та.

Раз На та в комна ту вошла,
И букву «А » она нашла.
Там буква «А » попала в плен,
Меж буквой «Т » и буквой «Н ».

Сюжет стихотворения развивается в рисунке: буквы "Т" и "Н" на этом рисунке уже не просто буквы, а персонажи - разбойники, к которым и попала в плен буква "А".

Другой прием - нелепая ситуация: для примера выбираем слово «лопата». Без «приемного родственника» не обошлось и здесь - слово «ло пнула».

Шёл на дачу в выходной
Я с ло патой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.

Но копать ей трудновато:
Раз! - и ло пнула ло пата!


«Приемный родственник" необязательно должен быть похожим на исходное слово. Запоминание словарного слова достигается за счет сюжета. Этот прием очень удобно использовать в сказке. Прочтите, например, вот эту сказку про баку.


Жила-была когда-то давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом и любила выть на круглую луну, которая немножко похожа на букву "О ". И грызть бублик, похожий на букву "О ".

А ещё она любила смотреть на круглое о блако и на круглое со лнце, похожие на букву "О ", любила о сень, которая начинается с буквы "О ". В общем, вы, конечно, догадались, что она полюбила и саму букву "О ". А когда полюбила, то захотела писаться с этой буквой.

Ну хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя "бока".

Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! - обиделась бака. - Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с "О ".

И стали её писать с "О ". Вот так: с "О" бака . А потом и просто: собака.

Так до сих пор и пишут.

Выражение информации в легкой и интересной ассоциативной форме дает ребенку понять, что он и сам способен создавать ассоциативные информационные блоки, сам способен превратить трудный материал в доступный для себя и других. Я была очень рада, что в дальнейшем мои дети, подхватив эстафету, начали предлагать свои ассоциации, идеи, образы, придумывать сказки и даже сочинять стихи.

Помимо этого в своей практике активно использую игровые методики.

    «ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ .

Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…

    «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.

Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.

    «КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ .

Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.

    ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

    СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Хотя возможен и более сложный вариант для детей сильной категории – орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Но этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать (знак минус – слабая позиция):

О___О___ (воробей, молоко…)

А___КК_____ (аккуратный)

СС__ (касса, масса…)

Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)

    КОПИЛКА - МИНУТКА.

На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.

Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.

    «ЛИШНЕЕ СЛОВО».

Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. Например: тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске даны слова:

СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА

Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:

1.Я считаю, что «лишнее» слово петух , т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.

2.Я считаю, что «лишнее» слово петух , т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.

3….слово петух , т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную.

4…..слово дорога , т.к. все слова отвечают на вопрос КТО ?, а слово дорога – на вопрос ЧТО ? И т. д.

Аргументов может быть много, и «лишних» слов тоже!

    БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).

Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например:


М ШИНА КЛА

М ЛИНА МА А

М ГАЗИН КА А

Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму. Можно использовать этот приём, как вариант домашней работы , например, при изучении темы «Удвоенные согласные …».

    «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.

Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. Например:

УЛ И Ц А. Я вышел на улиц у и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛИ .

ПА ЛЬТО. П А ЛЬТО носит ПА па.

Эта фраза безумно нравится моим детям. Ибо, если пальто носит папа, то тогда же кто, а вернее, что носит пОльто?...Удивительная вещь – никто в классе не делает в этом слове ошибку.

    «МУДРЫЙ СЛОВАРИК».

Люблю использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.

Например, надо дописать словарные слова:

Как об стенку _____________(ГОРОХ).

Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).

Корми _______________(КОРОВУ) сытнее,

_____________(МОЛОКО) будет вкуснее.

    МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ, ИЛИ «МАЛЕНЬКИХ КРОССВОРДИКОВ».

Это ещё один удобный способ запоминания трудных орфограмм. Чаще всего он подходит для слов с яркими характеристиками. Например:

Л И М О Н Б Е Р Ё З А В О Р О Т А

Л О П А Т А М О Р О З А Р О М А Т

    МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ .

Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Хочется отметить, что 1-2 вариантами дети не ограничиваются. Например, в слове «шофёр» вместо непроверяемой гласной «о» дети предлагали нарисовать руль, колесо, дорожный знак, которые по очертанию похожи на букву «о». А бывало и так, что, поработав таким методом над словом на уроке, кто-то подходил после урока и предлагал ещё и другие варианты графического изображения непроверяемой буквы. Так один ученик предложил нарисовать вместо буквы «о» солнце. О чём это говорит? Да о том, что этот ребёнок обязательно запомнит данную орфограмму, т.к. весь урок думал о ней!

Итак, проговорив 1-2 минуты, как графически можно изобразить букву в «опасном» месте, даю детям творческое задание – зарисовать словарное слово в словариках (в конце индивидуальных словариков можно оставить несколько страниц для творческой работы). Желающие могут зарисовать слово на альбомных листах – опорах. Вот несколько примеров:

ЯГ ДА В РОТА

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДКИ В СЛОВАРНОЙ РАБОТА

1. С людьми дружит, дом сторожит. (Собака).

2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз).

3. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко).

4. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).

5. Мал, невелик, чик-чирик. (Воробей).

6. Кто в сарае стоит, жвачку жует, молоко даёт. (Корова).

7. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там след оставит. (Карандаш).

Проведение таких видов словарной работы позволит заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи .

В своей работе я поделилась с вами приёмами работы с так называемыми словарными словами. Это мой накопленный опыт. Но я не собираюсь ставить точку в этой теме. Поставлю многоточие. Ведь уже сейчас я знаю, что ещё могу предложить моим ученикам. Можно организовать в рамках проектной деятельности следующие виды работ со словарными словами (групповые или индивидуальные): к определённой тематической группе слов подбирать стихи, загадки, этимологическое происхождение слов, фразеологизмы, картинки. Составлять кроссворды, ребусы. Сочинять мини – рассказы и т.д. Если задуманное удастся, то за 4 года можно издать коллективную работу «Справочник – игралочник всех словарных слов для начальной школы»…

Приложение 1

Карточка № 1

    Что изображено на картинках?

    В один столбик запишите слова, которые отвечают на вопрос что?, в другой – на вопрос кто?

    Поставьте в словах ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне.

Приложение 2

Фрагмент урока по ознакомлению со словарным словом.

Тема: Знакомство с написанием слова «береза».

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Угадайте, о чем идет речь:

В белом сарафане

Встала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Учитель вывешивает картинку с изображением березы.

Назовите признак, который отличает березу от других деревьев. (Береза – дерево с белым стволом.)

Нам нужно выяснить правописание слова «береза». Произнесите его по слогам.

Сколько слогов в этом слове?

Назовите первый слог, второй.

Какой из них ударный?

Запишите в тетрадь это слово самостоятельно, пропустив орфограмму.

Прежде чем вставим пропущенную букву, выясним, почему это дерево так назвали.

Учитель зачитывает этимологическую справку.

Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «бер», что значит «светлый», «ясный», «белый», от которого и образовалось сначала слово «берза», а впоследствии – «береза».

Итак, слово «береза» образовано от того же корня, что и слово «белый», и дерево названо так по белому цвету коры. Какую же букву нужно вписать в слово?

Проверьте написание этого слова по словарику учебника.

Проговорите, как будем писать это слово.

Затем каждый учащийся записывает слово «береза» в тетрадь под самодиктовку, делит его на слоги и для переноса.

Подберите однокоренные слова.

Составьте словосочетания с этими словами.

Замените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы.

Сделанный из б..резы - … (березовый).

Б. резовый лес - … (березняк).

Гриб, который растет под б..резой - … (подберезовик).

Составьте словосочетания со словами, предложенными на доске.

За березу – (спрятаться).

За березой – (ухаживать).

На березу – (залезть).

На березе – (распустились).

Под березу – (сесть).

Под березой – (упасть).

Прочитайте на доске устойчивое высквзывание (фразеологизм) со словом «береза».

Когда так говорят: «Дать березовой каши»? (Когда хотят наказать, высечь, выпороть березовыми розгами.)

Составьте словосочетания и предложения с этим словом.

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев

Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими правилами.составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть. Их необходимо учить и постоянно повторять, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые. Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной.

Работа по заучиванию словарных слов должна проводиться систематически: заниматься следует по 15-20 минут ежедневно. Стоит брать для запоминания от 5 до 20 слов в неделю.

При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа:

  1. читаем слово, проговариваем его по слогам;
  2. объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);
  3. ставим ударение, выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;
  4. подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;
  5. записываем слова в орфографический словарик.

Эта стандартный работа со словом, которая помогает его выучить. Так разбираются словарные слова в школе, но этого часто недостаточно для запоминания. Чтобы увлечь ребёнка и облегчить процесс заучивания словарных слов, многие педагоги предлагают использование следующих приёмов.

Можно составить рассказ из группы словарных слов. Следует подбирать слова более близкие по смыслу, из одной тематической группы , например: тетрадь, карандаш, пенал, портфель, класс.

Наш класс большой и светлый. Девочки и мальчики очень дружные и хорошие ребята. Перед уроками дежурные раздают тетради. Ученики готовят к уроку пенал, карандаши. Все вещи у них аккуратно лежат в портфелях. Учитель входит в класс, начинается урок.

Картинный диктант: использование картинок с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов, изображённых на картинке.

Можно списывать слова в различном порядке: в порядке возрастания слогов или наоборот, по родам, по числам, по частям речи и т.д.

Разбор слова по составу, составление словообразовательных цепочек и образование новых слов от данного.

Изменение слова по падежам.

Мнемонический метод – ассоциативное запоминание слов. Трудное написание необходимо связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова. Образ должен помочь правильно написать орфограмму.

Как подобрать образ?

Записываем словарное слово, выделяем другим цветом (подчеркиваем, обводим) слог, который вызывает трудности при написании. Находим ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записываем его напротив словарного слова:

кА рман – дырА;

кА лории в сА ле.

Обратите внимание, ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком: подобие по цвету, форме, месту расположения, звучанию, вкусу, действию, материалу, назначению, количеству и т.д.

В написании ассоциативного образа должна быть под ударением буква, которая является сомнительной в словарном слове:

кА пуста;

зА яц любит кА пусту;

кА пуста – зА яц.

Можно нарисовать рисунок через сомнительную орфограмму, который объясняет написание словарного слова:


Ценность данного метода
в том, что у каждого свой ассоциативный образ, который помогает запомнить слова.

Можно объединять словарные слова в словосочетания и предложения на основе одинаковых орфограмм:

канонада в Канаде;

имитация миграции;

аппетит после аппендицита;

у Аллы аллергия.

Подбор фразеологизмов и стихотворений со словарным словом:

…Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

Двойное «р »содержит он

И называется перрон. (С. Михалков)

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон . (С. Маршак)

Можно написать слова, стихотворения или нарисовать мнемонические рисунки на разноцветных стикерах и наклеить их на видные места в своёй комнате. Они постоянно будут попадаться на глаза, что поможет быстро запомнить словарные слова.

Для усвоения слов с непроверяемыми написаниями можно воспользоваться специальной литературой, которая поможет разнообразить занятия по заучиванию словарных слов. Использование ИКТ также делает занятия более увлекательными и способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Остались вопросы? Не знаете, как выучить написание словарных слов?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

www.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

На русском языке разговаривают более 260 млн человек в разных странах мира. Показателем грамотности является знание более 400 правил правописания. Но часто лингвисты называют русский языком исключений, так как сотни страниц орфографического словаря предлагают просто запомнить отдельные термины и выражения. Они не поддаются никаким правилам грамматики и не могут быть проверены.

Тема статьи - словарные слова, примеры их написания и запоминания. Сколько их всего? Какое количество необходимо знать, чтобы сдать успешно экзамен за 9 класс по русскому языку, носящий обязательный характер?

Его часто называют «непослушным», ибо написание вызывает трудности не только у детей, но и взрослых. Нет однокоренных слов, которые могли бы помочь проверить вызывающую сложности орфограмму. Ни одно из правил русского языка невозможно применить для того, чтобы пояснить, почему пишется именно та, а не иная буква. Есть только один способ писать грамотно - запомнить данные слова, используя свойства памяти. Заучить их, как таблицу умножения или теорему по математике. Только по итогам за 1-3 класс дети должны использовать 200 словарных слов. Их количество к завершению обучения исчисляется тысячами.

Список составляется лингвистами с учётом того, какие из них являются наиболее популярными и употребляемыми в лексиконе большинства русскоговорящих граждан. Он постоянно пополняется новыми заимствованными словами. Постепенно уходят в прошлое и утрачиваются те значения, которые ранее были крайне востребованными. Например, «колхоз», «октябрёнок». Сегодня подрастающее поколение чаще употребляет понятия: «компьютер», «фломастер», «презентация». Понимание, что такое словарное слово, невозможно без знания, почему и каким образом формируются исключения.

Причины их появления

Следует рассмотреть конкретное правило и понять, как оно сформировалось. Например, всем известна орфограмма: после шипящих пишется -и, -а, -у. Мы произносим твёрдо: -жы, -шы. Но при письме используем мягкое сочетание: -жи, -ши. Данное правило изучается ещё в начальной школе. Истоки его видятся в том, что когда-то люди слоги с шипящими произносили мягко, поэтому на заре существования письменности это и было закреплено в написании. Например, «жизнь», «шило», «пожитки».

После того как звуки отвердели, в грамматике закрепилось употребление букв -а, -у после шипящих: «чаща», «шутка». Так гласят и правила русского языка. Словарные слова - это исключения. Например, «парашют», «жюри», «брошюра». Как можно объяснить данный феномен?

Слова пришли из французского языка с мягким произношением. И уже в XIX веке, когда звуки -ж, -ш были твёрдыми. Чтобы выделить их, придав французский прононс, при написании сформировалось исключение. Буква -и в корне слова после -ц - это признак иностранного происхождения слов, где требуется мягкое или полумягкое произношение. Слова-исключения: «цыц», «цыпочки», «цыган», «цыплёнок», «цыкнуть» связаны с древнерусским происхождением. Этих слов гораздо меньше, поэтому именно они вошли в орфографический словарь.

Как запомнить

Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для изучения. Творческие педагоги в начальной школе применяют четыре способа, помогающие детям учиться с удовольствием:

  • Графические ассоциации. Метод помогает увидеть в орфограмме образ, связанный со словарным словом, в котором явно просматривается нужная буква. Например, «шофёр». В первом слоге пишется «о», проверить которую невозможно. В виде графической ассоциации может выступить руль, имеющий, как и буква, округлую форму, что позволяет легче запомнить орфограмму.
  • Метод созвучий. Он предполагает подбор слуховой ассоциации в виде другого слова, которое не является однокоренным, но вызывает представление об основном. Например, «пират - пир». Орфограммой является бука «и» в первом слоге, в слове-ассоциации она находится под ударением, помогая вспомнить правильность написания.
  • Метод крестика, или кроссворда. Авторство приписывают Матюгину И. Ю., основателю школы эйдетики. Его ученики отлично понимают, что такое словарное слово, и умеют выстраивать ассоциации с абсолютно новым понятием, где орфограмма является связующим звеном. Например, «капуста». Возникает ассоциация о том, что её любят зайцы. Буква «а» позволит расположить крестиком в виде кроссворда оба слова, пересекающихся друг с другом.
  • Метод миниатюр. В самом слове прорисовывается образ буквы, являющейся орфограммой. Например, на месте «о» («пуговица») можно пуговку и нарисовать. Она очень похожа на непроверяемую букву.

В старших классах орфограммы можно собирать по темам, по буквам алфавита, повторяя их написание. При необходимости глубокого изучения языка, можно познакомиться с историей происхождения слова.


Разбор примера

Среди металлической посуды, используемой для приготовления пищи, человек часто пользуется кастрюлей. В ней удобно готовить на открытом огне и в духовом шкафу. Её признаками являются: высокие бортики, цилиндрическая форма и наличие двух ручек. Слово - сложное для написания. Ударение падает на второй слог, орфограммой является первая буква «а». Проверить её невозможно. Формы словарного слова включают в себя существительные и прилагательные: «кастрюлька», «кастрюльный», «кастрюлечка». Нигде первая буква не находится под ударением, поэтому правописание необходимо запомнить. Можно использовать метод миниатюр, потому что сама орфограмма напоминает расширяющуюся книзу кастрюльку.

Этимология слова такова: оно пришло из немецкого языка (kasserolle), но само заимствовано из французского - casse, что переводится, как сковородка с ручкой. Именно поэтому при написании используется буква «а».

Как проверить написание

Существует множество орфографических словарей, где собрано до трёх тысяч сложных слов. Как понять, что себя следует проверить именно таким образом? Для этого следует подобрать однокоренные слова, используя разнообразные его формы. Если с их помощью орфограмму проверить невозможно, значит, следует обратиться к словарю.

Например, «шеренга», орфограмма в первом слоге. Производными могут быть только существительные, их можно подобрать 13, но это всё изменение слова по падежам и числам. Нигде буква «е» под ударением не стоит. Это поясняет, что такое словарное слово. Его правописание следует запомнить и уточнить в орфографическом словаре.

Классические способы запоминания словарных слов.

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова - воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

6. Письмо по памяти.

Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения

7. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.

Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.

Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь

Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву.

8. Записать слово с закрытыми глазами.

После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.

Когда слово написано, его надо рассмотреть.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

9. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О - на круг, Е - на прямоугольник.

Например, АПЕЛЬСИН

Можно представить треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоулольные и треугольные апельсины.

10. Способ мнемотехнический

Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию

Что это значит?

Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.

Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН

Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)

11. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

Приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми гласными.

Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии, так как в отношении непроверяемых слов не может быть никаких обобщений и их правописание следует запомнить.

Окулова Г.Е. в пособии "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе" пишет: "Поскольку трудные орфограммы в изучаемых словах (за редким исключением) не поддаются проверке, необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Этому учит психология: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ".

Основной приём, используемый для механического запоминания написания слова, - это опора на комплекс анализаторов. Лёвушкина О.Н. в своей диссертации приводит высказывание Вахтерова В.П., который ещё в 1901 году отмечал эффективность такого подхода к организации словарно-орфографической работы: "Если в моей памяти запечатлено произношение слова,… если я хорошо помню зрительный образ слова и его физиономию, так сказать; если моя рука привыкла его писать так, как надо; если я никогда не писал сам и не видал данного слова написанным неправильно, - то правописание слова в огромном большинстве случаев будет вполне обеспечено, если бы я даже совершенно не имел понятия о грамматике…"

"В запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный". Руководствуясь этими факторами, Кохичко А.Н. предлагает использовать следующие виды заданий для работы над словами с непроверяемыми написаниями:

1. Задания для работы со словарём.

Выписать 5 слов, начинающихся с буквы К.

Выписать слова с Ь в середине слова.

2. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Это задание состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или данные на доске слова и по алфавиту и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.

Так, учащимся даются слова с непроверяемыми безударными гласными: планета, диван, газета, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава . Школьники должны записать слова столбиками: в один столбик слова по алфавиту с гласной а , в другой - с безударной гласной о и т.д.

3. Упражнения, способствующие развитию культуры речи.

Правильно прочитайте вслух слова: алфавит, магазин, цемент.

Составьте предложения с данными словами.

4. Выборочный диктант.

В.В. Ераткина указывает, что выборочный диктант является наиболее эффективным методом на исходном этапе в работе над непроверяемыми написаниями, так как обучает учащихся "умению различать, опознавать слова с такими написаниями".

Методика выборочного диктанта состоит в том, учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами.

5. Диктант по картинке.

На картинке изображены предметы, обозначаемые словами с непроверяемыми написаниями. Задача учащихся - обнаружить данные слова и записать их в тетради.

6. Диктант по памяти.

Учитель предлагает учащимся запомнить слова, записанные на доске, в течение определённого времени, после которого слова закрываются, и школьникам нужно воспроизвести их по памяти у себя в тетрадях.

7. Диктант с комментарием.

Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами, один из учеников вслух комментирует правописание слова, остальные записывают.

8. Диктант с использованием загадок.

Этот метод стал особенно популярным в последнее время. Учитель зачитывает учащимся загадки, отгадками на которые являются "трудные" слова. Такие диктанты можно увидеть в книге О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой "Словарные слова".

Приведём примеры загадок из этой книги:

Рисовал я на бумаге

Ручейки, леса, овраги…

Оттого что рисовал,

Я поменьше ростом стал.

(Карандаш).

От него - здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода.

(Молоко).

9. Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся.

Подберите однокоренные слова к словам "вокзал", "автомобиль", "трактор".

10. Творческие задания.

Вспомните пословицы, в которых встречаются слова "воробей", "железо".

Д.Н. Богоявленский также считал необходимым для облегчения работы механизма памяти привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы: "Для орфографии имеют значение зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Поэтому надо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, но соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием".

Орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти.

Письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова. И для того чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что и достигается особым "орфографическим" его прочтением. Именно в этой форме он фиксируется речедвигательным аппаратом, сохраняется в памяти, а затем воспроизводится в процессе письма.

О роли проговаривания как одного из важнейших средств обучения орфографии писали Н.И. Жинкин, Н.Н. Китаев, Н.С. Рождественский, Т.Г. Рамзаева и другие.

Например, Т.Г. Рамзаева отмечает: "Орфографическое проговаривание сопровождает списывание текста с учебника или с доски и способствует запоминанию слов, особенно с непроверяемыми орфограммами".

"Н.С. Рождественский предлагает для учащихся памятку для запоминания непроверяемых слов:

1. внимательно прочитайте слово про себя и вслух;

2. справьтесь о значении слова, если не знаете его;

3. прочитайте слово по слогам и запишите его;

4. подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить;

5. проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам;

6. подберите несколько родственных слов и напишите слово два - три раза…".

Но этот приём, ориентированный на механическое запоминания правописании слов с опорой на комплекс анализаторов, имеет свои недостатки. Главный из них заключается в отсутствии сознательной работы со стороны ребёнка, что приводит к формированию у него привычки не вникать в смысл прочитанных слов.

"Приёмы обучения орфографии с опорой на механические виды памяти не позволяют учителю активизировать сознание учащихся в целях более эффективного усвоения ими значения слова, не позволяют школьникам осознать взаимосвязь семантики и правописания данной лексической единицы, а значит и причин современной её орфографии", - пишет О.Н. Лёвушкина.

К следующей группе приёмов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами педагоги и методисты относят мнемонические приёмы.

Мнемоника или мнемотехника (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) - совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

О применении мнемотехники при обучении непроверяемым написаниям говорили в своих работах многие учёные.

Как особый вид работы мнемонические приёмы выделяет А.Н. Кохичко. В своей работе "Этимология в помощь орфографии" он демонстрирует следующие приёмы для запоминания графического облика отдельных слов:

гОрох (вместо буквы О на карточке нарисована горошина)

Стихотворные строки, вида:

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали "Петя" -

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мёд.

Г.Е. Окулова приводит предложения из старинных учебников русского языка, способствующие лучшему запоминанию слов с непроверяемыми написаниями:

КОСтя пришёл в КОСтюме,

а Павел пришёл в Пальто.

О.Н. Лёвушкина ссылается на мнение М.В. Ушакова, который также рекомендует применять мнемонические приёмы для запоминания некоторых слов: "Если в слове несколько одинаковых гласных (считая и ударные и безударные), то полезно указать их количество (в слове ДИСЦИПЛИНА три И, а в слове МОЛОКО три О, в слове БАРАБАН три А и т.п.) Поможет и запоминание порядка непроверяемых орфограмм в слове, сопоставление слов, различающихся в отношении этого порядка". Причём М.В. Ушаков справедливо предупреждал: "к мнемоническим приёмам нужно относиться очень осторожно…, применять только в тех случаях, когда нет других способов усвоить данные орфограммы, помимо их запоминания".

Е.И. Никитина говорит о том, что мнемонические приёмы можно использовать лишь в том случае, когда при запоминании написания "трудного" слова нет возможности опереться на сознание ученика. Например, вот как предлагает она запомнить написание слов ПАЛАТКА и ИНЕЙ:

"1) Слово ПАЛАТКА на доске и в ученических словариках передаётся печатными буквами. Присматриваясь к нему, дети замечают, что в этом слове все гласные - А. Эта буква по своему виду напоминает палатку.

2) Иней похож на снег; в слове СНЕГ единственная гласная - Е; поэтому легко запомнить, что в слове ИНЕЙ пишется Е, как в слове СНЕГ".

Г.Е. Окулова в работе "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе" пишет: "С точки зрения культуры умственного труда мнемоника - один из самых удобных приёмов запоминания. Так пусть он и служит орфографии, пусть помогает детям в усвоении трудных слов!"

Существуют попытки построить всю словарно-орфографическую работу с опорой на ассоциативную память ребёнка. Например, в статье М. Гафитулина и Т. Поповой "Слово о словарном слове" предлагается обучить детей пользоваться различными видами ассоциаций для запоминания написания слов, не проверяемых в современном языке. М. Гафитулин и Т. Попова выдвигают требования к ассоциативному образу:

"а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству,…

б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове". Но учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в "наличии у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма".

Как уже было отмечено выше, использование мнемонических приёмов целесообразно лишь в том случае, если нет других способов запоминания слов. "Мнемоническими приёмами нужно пользоваться осторожно и в исключительных случаях, они не рассчитаны на качественное совершенствование словарного запаса ребёнка и в целом его речи".

Ещё одним эффективным приёмом, помогающим запомнить написание "трудных" слов, оказывается запоминание непроверяемых орфограмм в составе сложносокращённого слова. Например, кОрабль - линкОр, дИвизия - комдИв, бАтальон - комбАт и др. Впервые об этом приёме написала Е.И. Никитина. Использование этого приёма ограничено, так как немногие слова позволяют образовывать сложносокращённые слова с ударным звуком в том слоге, который требует проверки и в современном языке никак иначе не проверяется.

По мнению Д.Н. Богоявленского, "учащиеся должны осмыслить не только "как" пишется слово, но и "почему". Только такое осмысление бывает сознательным и надёжным".

Необходимость опоры на сознание в словарной работе отмечали такие известные педагоги и методисты, как Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, А. Преображенский, В.П. Шереметевский, М.А. Рыбникова и другие. По данным учёных, продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше продуктивности механической памяти.

С решением проблемы сознательности в словарной работе тесно связан вопрос об использовании этимологического анализа в работе со словом.

Известный методист Н.Н. Китаев в течение нескольких лет изучал сравнительную эффективность различных приёмов изучения правописания непроверяемых орфограмм и пришёл к выводу, что приём "морфологическо-этимологического" анализа является одним из наиболее продуктивных, так как "помогает учащимся осознать правописание непроверяемого слова".

Гордеев Э.В. и Дмитрюк М.В. при составлении учебного пособия выделили две группы работ над словами с непроверяемыми написаниями: словарные работы на основе слухового восприятия и словарные работы на основе зрительного восприятия. К числу работ на основе зрительного восприятия они отнесли этимологический анализ слова. "Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, или этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Нередко обращение к истокам слова позволяет мотивировать его современное написание".

Большая роль отводится использованию этимологического анализа в словарно-орфографической работе Е.И. Никитиной. "Этимологический анализ на помощь памяти приводит могучие силы сознательной интеллектуальной деятельности ученика, изучение трудных слов превращается в сознательный процесс, а это во всех отношениях и намного ценнее механического запоминания".

Обобщая выше сказанное, можно отметить, что: словарно-орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с непроверяемыми орфограммами; одним из путей рационализации словарно-орфографической работы в школе является применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания правописания "трудных" слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся; приёмами запоминания орфографии слова являются:

1) опора на комплекс анализаторов, включающий в себя и орфографическое проговаривание,

2) мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика "трудных" слов путём образования ассоциаций,

3) подбор однокоренных сложносокращённых слов,

4) этимологический анализ;

основным приёмом, опирающимся на сознание, а не на механическое запоминание является этимологический анализ слова.