Кто написал тучки небесные. Стихотворение «Тучи» Лермонтов – читать полностью онлайн или скачать текст. Печалью, отчаянием, одиночеством, предчувствием будущей разлуки с родной землей проникнуто и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи». Что побудило поэта о


Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым за несколько месяцев до трагической гибели. Современники утверждали, что это произошло в апреле 1840 г. в день отъезда поэта на Кавказ во вторую ссылку.

Считается, что Лермонтов предчувствовал свою смерть. Это подтверждается особенным трагизмом его последних стихотворений. «Тучи» могут считаться примером этому. Намеки на свою судьбу в этом произведении достаточно прозрачны. Поэту уже было нечего терять или бояться в жизни, тем более он и так направлялся в ссылку.

«Тучки» воспринимаются как природное явление только в первых двух выразительных строках. В дальнейшем они являются только символом судьбы поэта. Изгнание «с милого севера» выглядит достаточно странно. Север в поэзии – мрачная и неприветливая обитель холода, а Юг – счастливое царство тепла и света. «Тучки» должны радоваться своему движению на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками». В этом явно видна Кавказская ссылка Лермонтова.

Во второй строфе поэт задается вопросом: что же стало причиной его изгнания? Реальной непосредственной причиной стала дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинный повод для дуэли до сих пор неизвестен. Считается, что француза умышленно настроили на вызов Лермонтова. Как бы то ни было, но француз промахнулся, а поэт повел себя более чем благородно: он выстрелил в воздух. Виновным признали все же Лермонтова.

Поэт считает себя правым, поэтому и перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. В принципе, основная причина лежит где-то посредине. Лермонтов уже давно был неугоден не только царю, но и большей части высшего общества. Его не любили за независимый образ жизни, за скрытность и молчаливость, наконец, за его произведения. Лермонтов понимал, что у многих вызывает раздражение. Современники вспоминали, что перед последней поездкой поэт утверждал, что едет на Кавказ в поисках смерти.

Поэтому заключительная строфа проникнута огромным пессимизмом. Лермонтов устал от жизни, он ни в ком не мог найти понимания и сомневался в значимости своего творчества. Ему стали «чужды… страсти и… страдания». Вечное одиночество наскучило поэту. Будучи горячим патриотом, он делает страшное признание: «Нет у вас родины». Если поэта уже второй раз изгоняют из России, которой он хотел посвятить свою жизнь, то ему трудно остаться оптимистом. Без ощущения России не может быть и изгнания, поэтому Лермонтовым овладевает полное равнодушие к своей судьбе.

Ираклий Андроников писал: «Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешивается чувство сожаления и горечи».

Печалью, отчаянием, одиночеством, предчувствием будущей разлуки с родной землей проникнуто и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи». Что побудило поэта обратить свой взор к вечным небесным странникам - тучам?

Стихотворение написано в день отъезда в ссылку на Кавказ, на квартире у Карамзиных, где собрались друзья, чтобы проститься с поэтом. По свидетельству В.А. Соллогуба, Лермонтов слагал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Невою и Летним садом…

«Тучами» Лермонтов заключил сборник своих стихотворений и поставил дату: апрель 1840, тем самым обозначив и дату своего изгнания.

Этому стихотворению и посвящён наш урок.

Продолжаем знакомиться творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова (рис. 1), проанализируем стихотворение «Тучи».

Рис. 1. П. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1837 г. ()

В 1840 году М.Ю. Лермонтов за дуэль снова был сослан на Кавказ (рис. 2). (Первый раз, в 1837 году, он был отправлен туда за стихотворение «Смерть поэта» - отклик на смерть А.С. Пушкина). На Кавказе шла война, царь распорядился назначить М.Ю. Лермонтова в полк, который находился на самом опасном участке войны и нес тяжелые потери.

Рис. 2. М.Ю. Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март - апрель 1838. ()

Поэт понимал, что его отправляют на верную смерть. К этому времени он уже был знаменит: о нем писали критики, спорили читатели. М.Ю. Лермонтов хотел подать в отставку, чтобы целиком посвятить себя литературе, но этому не суждено было осуществиться.

Один из современников вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!». Несколько человек гостьей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез...» (по воспоминаниям В.А. Соллогуба).

Обратимся к стихотворению.

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В начале первой строфы поэт обращается к тучам с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он сам. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет родины, они всю жизнь путешествуют по небу. Небо поэт называет «степью лазурною», потому что бескрайняя степь словно отражается в небесном зеркале, а отражаясь, приобретает голубоватый оттенок. Так поэт будто бы расширяет пространство, делая его бесконечным.

Прием инверсии помогает выразить настроение устремленности, неуспокоенности, тревоги.

ИНВЕРСИЯ - необычный порядок слов в предложении.

Первое употребление инверсии «степью лазурною» привлекает внимание к прилагательному.

Эпитет «жемчужною» говорит о том, что тучи не грозовые, тяжёлые и тёмные, они лёгкие, белые и маленькие, словно жемчуг.

СТРОФА - группа стихов, объединенных повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией и т. п.

ЭПИТЕТ - образное определение.

Эти средства языка помогают Лермонтову, талантливому художнику, нарисовать картину словесную.

Выражение «…цепью жемчужною» следует называть метафорой .

МЕТАФОРА - употребление выражения в переносном значении на основании сходства предметов.

Тучи цвета жемчуга плывут одна за другой, словно жемчужины, нанизанные на нитку. Этим поэт словно подчёркивает связь природы и человека.

Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться и к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова «будто» сравнивает судьбу тучек со своей.

СРАВНЕНИЕ - изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных.

Смысл этого сравнения заключается в том, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться в поисках любви. Однако поэт испытывает чувство, не доступное тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от чужой зависти, злобы и клеветы. «Или друзей клевета ядовитая?» - горько звучит риторический вопрос в третьей строфе, ещё более усиленный анафорой (повторением союза «или» в начале строки). Не врагов, а друзей - что может быть страшнее?

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - выразительное средство языка: утверждение в форме вопроса, не предполагающего ответа.

АНАФОРА - выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.

В последней строфе герой отрицает свою первоначальную мысль о том, что тучи - изгнанники: ведь у них нет родины, а значит, им нечего терять.

Им чужды и страсти, и страдания. Не случаен повтор слова «чужды». Тем самым автор подчеркивает, что у них разная судьба: тучки и лирический герой «чужды» друг другу. Тучи не способны страдать, так, как страдает и чувствует лирический герой, у туч нет родины - значит, они вовсе не изгнанники. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно холодные, вечно свободные». Тучи не могут страдать, они свободны от чувства долга, любви к родине. Только тот, кто глубоко любит родину, может переживать горечь изгнания так, как её переживает поэт.

Таким образом, можно сказать, что стихотворение построено на приеме антитезы (противопоставления): свободному странничеству туч противопоставлено невольное изгнанничество героя. Однако именно благодаря изгнанию герой познает свое истинное предназначение.

АНТИТЕЗА - композиционный приём, в основе которого лежит противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов.

Список литературы

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - художник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  2. Михаил Юрьевич Лермонтов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Государственный музей-заповедник «Тарханы». Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучки небесные, вечные странники!»
  2. Учимся анализировать лирическое произведение.

    Проиллюстрируйте примерами из стихотворения следующие предложения:

    1. Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к покинутому краю. Лирический герой грустит о безвозвратно потерянном мире. Например: …
    2. Использование риторических вопросов позволяет поэту показать кульминацию в настроении лирического героя. Например: …
    3. Автор использует повторы, что создает грустное настроение. Автор покидает родину, отправляясь в изгнание. Например: …

Туча
По небу
Плыла,
Вёдра полные
Несла.
Туча брякнула
Ведром —
Прокатился
В небе
Гром.
По-над лесом,
По-над кручей
Повстречалась
Туча
С тучей.
Засверкали
Злые молнии!
Расплескались
Вёдра полные!
Туча
С тучею
Ругаются,
Вёдра по небу
Катаются!..
В небе
Коромысло —
Радуга
Повисла.

Сапгир Г.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Михаил Лермонтов

Туча белая несмело
Напилась воды из речки,
Стала туча пышнотелой
И кудрявой, как овечка.
Ветерок по небу мчался,
Как мальчишка за мячами,
С хмурой тучей повстречался
И толкнул её плечами.
От обиды туча плачет,
Окропила мир слезами,
Пусть поплачет, это значит,
Что и тучи есть с глазами.

Зеленкина Г.

Тучи небо заслонили,
Тучи дождик уронили
Не случайно, а нарочно,
Чтобы было невозможно
Нам под этим дождепадом
Проглядеть в них дырку взглядом!
Там – небесный синий воздух,
Им, наверно, дышат звёзды –
В нём прохладно и просторно.
Жаль, что нет трубы подзорной,
Чтоб за звёздочками всеми
Подсмотреть в ночное время.
Как назло – досадный случай:
Замутили небо тучи…
Я возьму метлу большую,
Тучи в сторону смету я,
И почищу небо быстро
Мягкой тряпочкою чистой!
Чтобы звёзды рассмотреть,
Нужно небо ПРОТЕРЕТЬ!

Корнеева М.

Туча чёрная приплыла,
Наше солнышко закрыла,
Позвала своих подружек.
Ветер их по небу кружит.
К туче главной их несёт,
Ветки на деревьях гнёт,
Завывает,налетает,
Настроенье угнетает.
То ли день,а то ли ночь
С улицы пошёл я прочь.
Только к дому прибежал,
Дождь из тучи побежал.

Василиса

Туча ходит вдалеке,
Держит дождик в кулаке,
Что нам туча дождевая –
Мы купаемся в реке!

Леонтьев В.

Туча, туча, дай водички
Для меня и для сестрички!
Для берёзки и осинки,
И для тоненькой рябинки.

Семенова С.



Им неведомы чувства прочные,
А удел один - одиночество.



Пожалейте их на мгновение.



Хотий Н.

Туча-туча-налетуча,
До чего же ты растуча!
Ты грозой сверкуча, туча,
И ужасно громыхуча,
И дождями поливуча,
Стань скорее улетучей!

Лило Т.

Тучки небо затянули,
В реку тучки заглянули.
А как только заглянули,
Так тихонечко вздохнули:
— Ах, какая там водица!
Нам бы сереньким умыться!
Освежить свои бока,
Мы ж, по сути, облака.
И нырнули, опустились,
Частым дождиком пролились,
Серость в речке оттирали,
Как снежок пока не стали.
Ну, а дальше, что же было?
Солнце тучки подсушило!
Эти тучки подсушило,
Да на небо воротило!
И поплыли, как река,
Перьевые облака…

Маршалова Т.

Туча стала и стоит.
Тучной крышей двор накрыт.
Пес поежился: — Пора!
Конура пуста с утра.
Всполошился шустрый кот:
— И меня чердак мой ждет.
Утка вслед им:
— Кря-кря-кря!
Со двора идете зря!
Лучше вместе примем душ.
Очень скучно жить без луж.

Аксельрод Е.

Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.

Берестов В.

Тучи – летучи!
Тучи — толкучи!
Тучи – рычаще-гремяще-деручи!
Видно, у туч по пятьсот кулаков
И незаметно совсем синяков!

Сон Светлана

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Александр Пушкин

Туча грозовая –
Грозная такая.
Небо все заволокла,
Тенью нА землю легла,
Засопела, заворчала,
Всех в округе распугала,
Вдруг чихнула –
Грянул гром!!!
И… расплакалась
дождем!

Османова Г.

Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
От первой до третьей – люди,
Четвертая была верблюдик.

К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая,
От нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.

И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
Солнце погналось – желтый жираф.

Владимир Маяковский

Туча по небу летела —
Всё толстела и толстела.
А потом на радость нам
Громко лопнула по швам.
«Ба-ба-бах!» — ударил ГРОМ,
И разлился дождь ведром.

Олексяк С.

Лежит на небе туча,
Вздыхает и ворчит,
А маленькая тучка
Копытцами стучит.
По луже,
По дорожке,
По зонтику груздя
Стучит, как оленёнок,
Копытцами
Дождя!

Белозёров Т.

Грозовая туча плачет —
Не возможно ей иначе!
Как же туче не рыдать?
Надо землю поливать!
Что б расцвёл цветочек,
Зеленел лесочек.
Чтобы речка вдаль бежала,
Просто дождика ей мало!
Чтобы речку напоить,
Должен сильный ливень лить!

Янушкевич М.

— Здравствуй, маленькая тучка!
Наверху одной не скучно?
Хочешь, вместе поиграем?
Хочешь, сказки почитаем?
Или попинаем мяч?
Только, будь добра, не плачь!

Шемякина Н.

Я домой
На всякий случай
Поспешил,
Увидев Тучу.
Гром ударил
За спиной,
Туча бросилась
За мной!
С ней до дома
От реки
Мчались
Наперегонки!
Я теперь
Сушу бейсболку,
Кеды, шорты
И футболку.
Кто быстрей
Из нас бежал,
Ты,конечно,
Отгадал…

Гетте Т.

Ух и туча чёрная,
Брюхо закопчёное!
Прямо к нам ползет
За собой хвостище
Проливной дождище
По земле везёт.
Брюхо треснуло
Пополам!

А оттуда молния:
Трах-ба-бам!
А потом,
А потом
Гррр-р-ром!
Только нам нипочем —
У нас дом
С окном!
Мы-то дома сидим,
Мы в окошко глядим!

Лебедева Г.

Гремели тучи
В ГРОМкоговорители:
«Поберегитесь, дети
и родители!
Быстрее прячьтесь,
граждане, от нас!
Предупреждаем вас
в последний раз:
Еще минуты три мы подождем
И всех накроем проливным дождем.»

Волкова Н.

У реки поближе к броду,
Облака лакают воду.
— Эй, смотрите, облака,
Чтоб не лопнули бока!

Орлов В.

Ветер гонит облака,
В тучу собирает.
Туча смотрит свысока,
Дождиком пугает.
Набрала она воды
Целое корыто,
Ждать нам от нее беды,
Пока солнце скрыто.
Потемнело все вокруг,
Будто ночь над нами,
Разрыдалась туча вдруг,
Горькими слезами.

Сидаш Н.

Смотрит Оля в окошко:
«Скоро дождик пойдет!
Я на тучку подую,
Пусть она уплывет».
Дует, вытянув губки,
Дует, машет рукой…
Крикнул папа из сада:
«Что, дочурка, с тобой?»
Скрылось милое солнце…
Слышен плач у окна:
«Ах, я тучу раздула,
Стала больше она!»

Пожарова М.

Серенькие тучки —
Вредины и злючки!
Солнышко закрыли,
Дождик притащили,
Льют теперь из лейки
В парке на скамейки,
Страшно громыхают,
Малышей пугают,
Чтоб сидели по домам
Возле бабушек и мам!

Ефимова Т.

Отчего-то, почему-то
Туча темная раздута.
Загремел ужасно кто-то,
Гром свалился на болото,

Что-то страшно засверкало,
Капля первая упала.
Туча вылилась дождем,
Лужи мерить мы идем!

Гурина И.

Гряды холмов отусклил марный иней.
Громады туч по сводам синих дней
Ввысь громоздят (всё выше, всё тесней)
Клубы свинца, седые крылья пиний,

Столбы снегов, и гроздьями глициний
Свисают вниз… Зной глуше и тусклей.
А по степям несётся бег коней,
Как тёмный лёт разгневанных Эринний.

И сбросил Гнев тяжёлый гром с плеча,
И, ярость вод на долы расточа,
Отходит прочь. Равнины медно-буры.

В морях зари чернеет кровь богов.
И дымные встают меж облаков
Сыны огня и сумрака - Ассуры.

Максимилиан Волошин

Вместо шляпы тучка
Солнце нахлобучила,
Будет ей за это от мамы
Взбучка.
Над зеркальным озером
Модница вертится:
«Ах, какая шляпа –
Греет и светится!»

Липатова Е.

В сумраке трескучем,
Как парад планет, –
Тучи, тучи, тучи,
А из трещин – свет.
Словно салит рощу
Сверху кто-нибудь.
Долго дождь полощет,
Долго не уснуть.
Мокнет за оградой
Улицы пятно.
Дождик, падай, падай,
Но не к нам в окно.

Бородинский Г.

В чистом небе бродит туча.
Ты откуда в гости к нам?
Ты, наверно, нагрубила
Где-то братцам облакам?
Ты, наверно, от обиды
Почернела вся потом?
Ты, наверно, от досады
Пролилась на нас дождем?

Шевчук И.

Серая туча промолвила хмуро:
— Какая я тучная… Что за фигура?
Расстроилась, хлынули слезы ручьем,
Наплакала лужи большие кругом.
Тут в зеркальце — лужу она поглядела:
— Ура! Я за время дождя похудела!
А платье какое в оборочку!
Теперь я не туча, а облачко!

Ашто О.

Ливень с градом к нам несла,
Но добраться не смогла:
Так летела, торопилась,
Что за гору зацепилась…
И повисла над скалой
Проявлять характер свой:
В камни молнии метать,
Дождь потоком выливать.
Мы скале спасибо скажем,
Словом ласковым уважим:
«Благодарны тебе, круча,
Что застряла злая туча.»

Володя Д.

Летом туча темная
Дождиком слезилась
И зимой, огромная,
Снова появилась.
Но идти дождю зимой
Как-то не пристало,
Потому то с тучи той
Сыпятся кристаллы!

Шаповалова Р.

В кружевах, в оборках краля –
Туча по небу гуляла.
Зацепилась за сучок,
Порвала воротничок.
Плачет, плачет, слёзы льет.
Потому и дождь идет…

Менжинская Е.

Друг уехал самый лучший.
Я хожу мрачнее тучи.
А в окне моём видна
туча серая одна.
И подумал я, пока
сочинял стихотворенье:
тучи - тоже облака.
Но в неважном настроеньи.
Может быть, у этой тучи
тоже друг уехал лучший?

Супрунюк М.

Началось с того, что ветер
ей невежливо ответил.
Змей играть не захотел —
деловой такой летел.
Плюс о ней, как ей казалось,
ива с липою шепталась
и при помощи листка
покрутила у виска…
Туча щеки раздувала,
раздувала, раздувала,
раздувала, раздувала…
А потом её прорвало:
Разревелась в три ручья,
бестолково грохоча.
Я решил не быть, как туча,
не копить обиды кучей.
…Вот немножко прояснится,
И пойду к друзьям — мириться!

Нэля Д.

Тучи в темную стаю сгрудились.
Про их боль если знали люди бы!
Им неведомы чувства прочные,
А удел один - одиночество.
Всхлипы - гром, объятия - молнии.
Им тепла не хватает может быть?
Плачут тучи лишь об утерянном,
Пожалейте их на мгновение.
Улыбаться надо, не прятаться -
Превратятся в дождь слезы радости.
Тучам в край другой лететь надобно,
За добро наградят нас радугой.

Хотий Н.

Ветер по небу гулял,
Тучи серые гонял,
Собирал в корзину тучи,
И набрал большую кучу.
Он корзину положил,
И у солнышка спросил:
«Что мне делать с этой кучей
Облаков больших летучих?»
Солнышко ему в ответ:
«Дам тебе я свой совет,
Ты на свет их выпускай
И за ними наблюдай.»
Ветер по небу помчался,
Разлетелся, разигрался,
Начал дуть что было сил,
И корзину уронил.
Только вывалилась куча,
Сразу превратилась в тучу,
Пролилась дождем в садах,
И исчезла без следа.

Кулаковская Е.

Что дает ос­но­ва­ние от­не­сти сти­хо­тво­ре­ние «Тучи» к жанру элегии?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

М. Ю. Лермонтов, 1840

Называя тучи «вечными странниками», поэт на­де­ля­ет яв­ле­ние при­ро­ды че­ло­ве­че­ски­ми свойствами. Ука­жи­те на­зва­ние со­от­вет­ству­ю­ще­го приема.

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся олицетворение. Дадим определение.

Олицетворение — изоб­ра­же­ние не­оду­шев­лен­ных пред­ме­тов как одушевленных, при ко­то­ром они на­де­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ: даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать.

Тучки небесные, веч­ные странники!

В ре­аль­ной жизни тучки не стоят на месте, по­это­му Лер­мон­тов срав­нил их с «вечными странниками»

Ответ: олицетворение.

Ответ: олицетворение

Вторая стро­фа сти­хо­тво­ре­ния со­дер­жит «безответные» вопросы. Как они называются?

Пояснение.

Такие во­про­сы на­зы­ва­ют­ся риторическими. Дадим определение.

Риторический — это вопрос, ответ на ко­то­рый не тре­бу­ет­ся или не ожи­да­ет­ся в силу его край­ней очевидности.

Ответ: риторические.

Ответ: риторические|риторический|риторическийвопрос

Какая сти­ли­сти­че­ская фи­гу­ра ис­поль­зу­ет­ся по­этом в при­ве­ден­ных строках?

Или на вас тя­го­тит пре­ступ­ле­ние?

Или дру­зей кле­ве­та ядо­ви­тая?

Пояснение.

В при­ве­ден­ных стро­ках ис­поль­зу­ет­ся анафора. Анафора — единоначатие. По­вто­ре­ние слова «или».

Или на вас тя­го­тит преступление?

Или дру­зей кле­ве­та ядовитая?

Ответ: анафора.

Ответ: Анафора

Арина Звягинцева 05.03.2017 17:28

А это не эпифора? В самом стихотворении эти строки стоят в конце строфы. То есть, это как единая концовка.

Татьяна Стаценко

Нет, речь идёт о конкретных строках в формулировке самого задания.

Укажите сти­ли­сти­че­ский прием, ос­но­ван­ный на со­че­та­нии оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке и уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха («С ми­ло­го се­ве­ра в сто­ро­ну южную»).

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся аллитерация. Дадим определение.

Аллитерация — по­вто­ре­ние в сти­хо­твор­ной речи (реже в прозе) оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков с целью уси­ле­ния вы­ра­зи­тель­но­сти ху­до­же­ствен­ной речи; один из видов звукописи.

«С ми­ло­го се­ве­ра в сто­ро­ну южную»

Повторение звука «с».

Ответ: аллитерация.

Ответ: Аллитерация

Укажите трех­слож­ный размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние М. Ю. Лер­мон­то­ва «Тучи» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

Пояснение.

Дактиль — трех­слож­ный сти­хо­твор­ный размер, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся че­ре­до­ва­ни­ем од­но­го удар­но­го звука и двух без­удар­ных за ним.

ТУЧки не / БЕС­ные / ВЕЧ­ные / СТРАНники

Ответ: дактиль.

Ответ: Дактиль

Какие про­из­ве­де­ния рус­ских поэтов, отоб­ра­жа­ю­щие связь между внут­рен­ним миром че­ло­ве­ка и природой, со­звуч­ны лер­мон­тов­ским «Тучам»?

Пояснение.

Внутренний мир лирического героя Лермонтова связан с миром природы. Тучки одиноки, как и сам поэт. Куда просится его душа, куда попадёт он, не знает. Герой гоним ветром, как тучи.

Тема взаимосвязи внутреннего мира человека и природы раскрываются в стихотворении Тютчева "Тени сизые смесились", в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

Центральной темой стихотворения Ф. Тютчева «Тени сизые смесились» и «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова является тема единения человека и его божественного разума с миром природы. В обоих стихотворениях звучат ночные раздумья лирического героя, его невыразимая тоска. Единственным выходом из мучительного одиночества для души человеческой становится попытка слиться с окружающим миром. В этом стихотворения Лермонтова, Тютчева созвучны.

Пояснение.

Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) - жанр ли­ри­че­ско­го рода литературы; в ран­ней ан­тич­ной по­э­зии - стихотворение, на­пи­сан­ное эле­ги­че­ским дистихом, не­за­ви­си­мо от содержания; позд­нее (Каллимах, Овидий) - сти­хо­тво­ре­ние с ха­рак­те­ром за­дум­чи­вой грусти. Эле­гии при­су­щи устой­чи­вые черты: интимность, мо­ти­вы разочарования, не­счаст­ли­вой любви, одиночества, брен­но­сти зем­но­го бытия, опре­де­ля­ет ри­то­рич­ность в изоб­ра­же­нии эмоций. Эле­гия яв­ля­ет­ся клас­си­че­ским жан­ром сен­ти­мен­та­лиз­ма и романтизма. Сти­хо­тво­ре­ние Лер­мон­то­ва «Тучи» от­но­сит­ся к ро­ман­ти­че­ской лирике. В нем как раз и зву­чат мо­ти­вы одиночества, разочарования, под­ни­ма­ет­ся про­бле­ма смыс­лы жизни. Все это поз­во­ля­ет при­чис­лить сти­хо­тво­ре­ние к жанру элегии.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания.
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» - произведение, которое построено на очень тонкой аллегории . Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», - утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой . Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

Лермонтов понимает, что его поколение – особое . На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.