Евдокия Завалий — «Фрау Черная Смерть». Единственная девушка, командовавшая взводом морской пехоты. Дуськин взвод. Евдокия Завалий - командир взвода морской пехоты, Фрау Черная Смерть


Мне, на сегодня, известны несколько женщин-капитанов, причем все командуют очень солидными судами, а одна – крупнейшим в мире судном своего типа. Первой в мире женщиной–капитаном считается глубоко уважаемая мною Анна Ивановна Щетинина, хотя фактически вряд ли – достаточно вспомнить Грэйс ОНейл (Барки), известнейшую женщину-флибустьера из Ирландии, во времена правления королевы Елизаветы 1-й. Наверное, Анну Ивановну можно смело назвать первой женщиной-капитаном 20-го века. Анна Ивановна как-то говорила, что ее личное мнение таково – женщине на судах, тем более на мостике, не место. Но не будем забывать, что даже со сравнительно недавним прошлым, серединой прошлого века, многое в море и мире разительно изменилось, поэтому современные женщины с немалым успехом доказывают нам, что женщине на судах есть место, в любой должности.

Крупнейшее судно для перевозки скота в мире возглавила женщина

16 апреля 2008 - Siba Ships назначила капитаном своего крупнейшего судна для перевозки скота, по совместительству и самого большого судна этого типа в мире, Stella Deneb, женщину - Лауру Пинаско .

Лаура привела Stella Deneb во Фримантл, Австралия, это ее первый рейс и первое судно в качестве капитана. Ей всего 30 лет, в компанию Siba Ships она устроилась в 2006-м году, старпомом.
Лаура из Генуи, в море с 1997 года. Диплом капитана получила в 2003-м.

Лаура работала на газовозах и перевозчиках скота, на Stella Deneb до капитанства занимала должность старпома, и в частности, во время рекордного по количеству перевозимых голов рейса в прошлом году, тогда Stella Deneb погрузил в Таунсвилле, Квинсленд, Австралия, партию стоимостью 11.5 миллиона австралийских долларов, назначением на Индонезию и Малайзию.

На борт приняли 20060 голов крупного рогатого скота и 2564 овец и коз. Чтобы доставить их в порт, потребовалось 28 жд составов. Погрузка и перевозка производились под тщательным контролем ветеринарных служб и соответствовали самым высоким стандартам.

Мужчинам и посторонним вход запрещен - единственное в мире судно, полностью управляемое женщинами

23-29 декабря 2007 - контейнеровоз Horizon Navigator (валовая 28212, постройки 1972, флаг США, владелец HORIZON LINES LLC) на 2360 TEU компании Horizon Lines захватили женщины.

Все штурманы и капитан - женщины. Капитан Робин Эспиноза , старпом Сэм Пиртл , 2-й помощник Джули Дучи . Все остальные из общего количества экипажа 25 человек мужчины. Женщины свалились на мостик контейнеровоза, как утверждают в компании, совершенно случайно, в ходе конкурса профсоюза. Эспиноза крайне удивлена - впервые за 10 лет она работает в экипаже с другими женщинами, уж не говоря про штурманов. Международная организация Капитанов, Штурманов и Лоцманов в Гонолулу говорит, что в ее составе 10% женщины, а 30 лет назад на них приходился всего 1%.
Женщины, что и говорить, замечательные. Робин Эспиноза и Сэм Пиртл — однокашницы. Вместе учились в Морской академии торгового флота. Сэм также имеет диплом капитана дальнего плавания. Джули Дучи стала моряком позже, чем ее капитан и старпом, но моряки-штурманы поймут и оценят такое ее хобби (в наши времена, увы и увы, это хобби, хотя не зная секстана, настоящим штурманом никогда не станешь) - “Я, пожалуй, одна из немногих судоводителей, кто использует для определения места секстан, просто для своего удовольствия!”
Робин Эспиноза работает на флоте четверть века. Когда она только начинала свою морскую карьеру, женщина на флоте США была редкостью.Первые десять лет работы на судах Робин пришлось работать в экипажах, сплошь состоявших их мужчин. Робин, Сэм и Джули очень любят свою профессию, но когда тебя от родного берега отделяют многие недели, бывает грустно. 49-летняя Робин Эспиноза говорит: “Я очень скучаю по мужу и 18-летней дочери”. Ее ровесница Сэм Пирл так и не встретила того, с кем бы она смогла создать семью. “Мне встречаются мужчины, говорит она, которые желают, чтобы женщина постоянно за ними ухаживала. А для меня моя карьера - это часть меня самой, я и на миг не могу допустить, чтобы что-то могло помешать мне выйти в море”.
Джули Дучи, которой исполнилось 46 лет, просто любит море, и просто не может себе представить, что в мире есть другие, более достойные или интересные, профессии.
Подробности о славном комсоставе Horizon Navigator, и фотографии, мне прислал детский писатель, бывший моряк, Владимир Новиков, за что ему большое спасибо!

Первая в мире женщина-капитан мега лайнера

13-19 мая 2007 - Royal Caribbean International назначила на должность капитана круизного лайнера Monarch of the Seas женщину, шведку Карин Стар-Йансон .

Monarch of the Seas - это лайнер первого, так сказать, ранга, валовая 73937, 14-ти палубный, 2400 пассажиров, 850 человек экипаж, постройки 1991 года. То есть, относяшийся к разряду крупнейших лайнеров мира.

Шведка стала первой женщиной в мире, получившей должность капитана на судах такого типа и размера.

Она работает в компании с 1997 года, сначала штурманом на Viking Serenade и Nordic Empress, затем старпомом на Vision of the Seas и Radiance of the Seas, затем дублером капитана на Brilliance of the Seas, Serenade of the Seas и Majesty of the Seas. Вся ее жизнь связана с морем, образование высшее, Технологический университет Чалмерс, Швеция, степень бакалавра в судовождении. В настоящее время имеет диплом, позволяющей ей командовать судами любого типа и размера.

Первая женщина-капитан Бельгии

И первая женщина-капитан танкера LPG...
Танкер LPG Libramont (дедвейт 29328, длина 180 м, ширина 29 м, осадка 10.4м, постройки 2006 Корея ОКРО, флаг Бельгия, владелец EXMAR SHIPPING) был принят заказчиком в мае 2006 года на верфях ОКРО, в командование судном вступила женщина, первая женщина-капитан Бельгии и вроде бы, первая женщина-капитан танкера газовоза.

В 2006 году Рогге было 32 года, прошло два года с того времени, как она получила диплом капитана. Вот и все, что про нее известно.

Про нее мне сообщил читатель сайта Сергей Журкин, за что ему большое спасибо.


Норвежский лоцман

На фото Марианна Ингебригстен, 9 апреля 2008 года, после получения ею диплома лоцмана, Норвегия. В 34 года она стала второй женщиной - лоцманом в Норвегии, и это к сожалению, все, что о ней известно.

Российские женщины-капитаны

Информацию о Людмиле Тебряевой мне прислал читатель сайта Сергей Горчаков, за что ему большое спасибо. Я покопался, насколько смог, и нашел информацию об еще двух женщинах в России, являющихся капитанами.

Людмила Тибряева - ледовый капитан


Наша российская женщина-капитан Людмила Тибряева является, и это видимо, можно уверенно говорить, единственной в мире женщиной-капитаном с опытом арктического плавания.
В 2007 году Людмила Тебряева отметила сразу три даты - 40 лет работы в пароходстве, 20 лет в должности капитана, 60 лет со дня рождения. В 1987 году Людмила Тибряева стала капитаном дальнего плавания. Она состоит в Международной ассоциации морских капитанов. За выдающиеся успехи была награждена в 1998 году орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Сегодня ее портрет в форменном кителе на фоне корабля украшает музей Арктики. Людмила Тибряева получила знак "Капитан дальнего плавания" за номером 1851. В 60-е годы Людмила из Казахстана приехала в Мурманск. И 24 января 1967 года 19-летняя Люда отправилась в свой первый рейс на ледоколе "Капитан Белоусов". Летом студентка-заочница отправилась в Ленинград сдавать сессию, а ледокол ушел в Арктику. Она пробилась к министру, чтобы получить разрешение на поступление в мореходное училище. У Людмилы удачно сложилась и семейная жизнь, что редкость для моряков вообще, а уж женщин, продолжающих плавать, тем более.

Алевтина Александрова - капитан в Сахалинском морском пароходстве В 2001 году ей исполнилось 60 лет. Алевтина Александрова приехала на Сахалин в 1946 году с родителями и еще в школьные годы начала писать письма в мореходные училища, а затем в министерства и лично Н.С. Хрущеву, с просьбой разрешить учиться в мореходном училище. В неполные 16 лет А. Александрова стала курсантом Невельского мореходного училища. Решающую роль в ее судьбе сыграл капитан судна «Александр Баранов» Виктор Дмитренко, у которого девушка-штурман проходила практику. Затем Алевтина получила работу в Сахалинском морском пароходстве и проработала там всю жизнь.

Валентина Реутова - капитан рыболовного судна Ей 45 лет, т она вроде бы стала капитаном рыболовного судна на Камчатке, это все, что мне известно.

Девушки рулят

Идет на флот и молодежь, причем писем в адрес президента или министра уже не требуется. В прошлом, например, году я давал заметку о выпускнице МГУ им. адм. Г.И.Невельского. 9 февраля 2007 года Морской университет дал путёвку в жизнь будущему капитану Наталье Белоконской. Она первая в новом веке девушка - выпускник судоводительского факультета. Более того - Наталья круглая отличница! Будущий капитан? Наталья Белоконская, выпускник ДВВИМУ (МГУ), получает диплом, а Оля Смирнова работает матросом-рулевым на речном т/х"Василий Чапаев".

Скончалась первая женщина-капитан Северной Америки


9 марта 2009 в Канаде скончалась, в возрасте 93 лет, первая в Северной Америке дипломированная женщина-капитан торгового флота, Молли Карни, известная как Молли Кул. Она получила диплом капитана в 1939 году в возрасте 23 года, и 5 лет водила суда между Альмой, Нью Брунсвиком и Бостоном. Именно тогда в Кодексе торгового мореплавания Канады Canadian Shipping Act изменили при слове «капитан» «он» на «он/она». На фото Молли Карни в 1939 году после получения диплома капитана.

Евдокия Завалий - единственная женщина-командир взвода морской пехоты в годы ВОВ.


После войны Евдокия Завалий работала директором магазина, растила детей и внуков, вела обычную жизнь, вот только забыть не могла тех ужасов, через которые ей пришлось пройти. Ночами она кричала так, что родные и близкие даже боялись к ней подойти. Кошмары не отпускали долго, ведь на войну Дуся ушла 15-летним подростком, прошла долгий путь от санитарки до гвардии полковника. Она бесстрашно бросалась в атаки, воевала, выдавая себя за мужчину, четыре раза была ранена, дважды числилась погибшей, но выжила и встретила долгожданную Победу.

Портрет ветерана Великой Отечественной войны Евдокии Завалий. Фото: Peoples.ru


Евдокия приняла решение идти защищать Родину сразу же, как только узнала, что началась война. В день первой бомбежки она была в поле и видела, как рвутся снаряды и падают раненные. Она готова была работать санитаркой, лишь бы помогать фронту, приписала себе три года, так в то время поступали многие молодые люди.
Убегая из дома, хотела скрыть от близких свое решение, но бабушка посмотрела на нее строго и все поняла. Позже Евдокия вспоминала, что бабушка была знахаркой и обладала даром предвидеть будущее.
Прощаясь, она наворожила своей внучке, что та вернется живой, но четырежды будет кровью истекать, а принесут ее назад белые гуси.
Тогда Евдокия пропустила мимо ушей слова бабушки о гусях, но несколько лет спустя пророчество сбылось.

Фронтовой снимок. Фото: russian7.ru

Военный путь начался с поста санитарки, правда, часть, с которой уехала Евдокия, через месяц попала под обстрел во время переправы, и девушка получила сильное ранение в живот.
После лечения в госпитале она все равно рвалась на передовую, и добилась своего, но попала в запасной полк.
Первый орден Красной Звезды получила за то, что вытащила из-под обстрела раненного офицера.

Во время службы Евдокия выглядела, как мужчина: носила ту же солдатскую форму, что и они, а ее длинные косы обрезали еще в госпитале, так что остался короткий чубчик.

Внешнее сходство с мужчиной помогло ей в тот момент, когда этого она совсем не ожидала: во время отбора бойцов на передовую она приглянулась, документы проверили, а там значилось: "Завалий Евдок.". Так Евдокия стала Евдокимом и попала в морскую пехоту.

Евдокия Завалий 8 месяцев выдавала себя за мужчину. Фото: russian7.ru


Евдокия приняла решение скрывать, что она женщина, поскольку боялась быть разжалованной.
Она отлично справлялась с задачами, никогда не трусила.

История сохранила один из ее героических поступков. Будучи в окружении, морпехи остались без еды и боеприпасов, Евдокия сумела вброд перейти на берег, занятый противниками, и переправить оттуда на самодельном плоту все необходимое. Да еще и выбраться целой и невредимой из-под обстрела, который начался после того, как ее позиция была рассекречена.


В мужском обличье Евдокия воевала около восьми месяцев.
Обман был раскрыт, когда в одном из тяжелых боев на Кубани она вновь была ранена.
Учитывая ее боевые заслуги и бесстрашие, с которым она всегда звала за собой бойцов в атаку, Евдокию Завалий отправили на лейтенантские курсы сразу после выписки из госпиталя. После успешного прохождения обучения Евдокия стала командиром взвода.

Евдокия Завалий - бесстрашная защитница Родины.

Конечно же, подчиняться женщине многие солдаты не хотели.
Презрительно ее взвод называли "Дуськиным взводом", однако все шутки и насмешки прекратились после того, как Евдокия стала предпринимать смелые вылазки против немцев.
Противник окрестил Евдокию "Фрау Черная смерть", и в ее личном зачете было много успешных операций.

В частности, во время наступления на Будапештском направлении Евдокия вместе со своим взводом получила задание взять штаб немецкого командования.
К нужному месту пробирались по канализационным трубам с нечистотами. Операцию провели блестяще, взяли в плен немецкого генерала.
Когда ему объявили, кто командовал взводом, тот не поверил, а, увидев Евдокию Завалий, которая пришла к нему, не успев переодеться и обмыться, молча протянул ей свое оружие в знак уважения и признания ее силы.

Портрет ветерана Великой Отечественной войны Евдокии Завалий.Автор фото: Н. Бойко. Киев, декабрь 2009 года. Фото: polk.inter.ua


Интересно, что предзнаменования бабушки оправдались:
Евдокия четыре раза получала тяжелые ранения и дважды была контужена, а выжила благодаря тому, что ей вовремя провели переливание крови. Ради этого своей жизнью пожертвовал солдат с говорящей фамилией Гусейнов.
Вспоминая войну, Евдокия часто говорила о том, как ее спасали солдаты из ее взвода. Ее дважды вносили в списки погибших, ее имя высечено на двух братских могилах, где она - не захоронена.

Евдокия Завалий в молодости. Фото: russian7.ru


После войны Евдокия Завалий вела активную жизнь, она много ездила по бывшим союзным республикам, встречалась с молодыми военными. Ее не стало в 2010 году.

June 11th, 2013

То героическое время рождало героев, а точнее настоящих героинь... Они были разные, но всех их объединил флот. От капитанов судов, до морских пехотинцев и водолазов, женщинам везде находилось место. Они доказали свое право быть там и то, что женщина на флоте может все!

А еще, глядя на эти фото, я вспомнил слова классика: "Да, были люди в наше время..." Были!!!


"Валентина Яковлевна Орликова (19.11.1915 - 31.01.1986) - первая женщина-капитан большого морского рыболовецкого траулера (БМРТ), единственная женщина-капитан китобойного судна («Шторм»), ветеран Великой Отечественной войны, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического труда.
.....................
В 1941 году окончила судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. Когда началась Отечественная война, работала штурманом на судах морского флота. Участвовала в эвакуации раненых из Таллинна в августе 1941 года. С августа 1942 года до октября 1944 - 4-й штурман, а затем третий помощник капитана на теплоходе "Двина". "Двина" возила в США советское сырьё в обмен на американскую продукцию, поставляемую по ленд-лизу.
.....................
Во время первого интервью ей задали такой вопрос:

Как вам, маленькой женщине, удается командовать мужчинами?

Она очень толково объяснила, в чем состояли ее обязанности. Привела пример, как пришлось маневрировать во время первой в ее жизни атаки фашистской подводной лодки, как она смотрела на приближающуюся торпеду, как увела судно от нее.

Страха не чувствовала, - говорила Валентина, - было огромное напряжение. Зажмурилась. Считала до пятнадцати. Пронесло. А слушают ее подчиненные потому, что понимают: от того, как четко выполнят распоряжения, зависит судьба парохода и всех людей на нем.

В конце полуторачасового интервью, во время которого Валентина блестяще ответила на все вопросы, один из корреспондентов пробасил:

Теперь до меня дошло, почему моряки исполняют все ваши команды.

Муж Орликовой плавал вторым помощником капитана на другом судне. Судьба сводила их очень редко. За время войны ее пароход трижды приходил в США, и каждый раз корреспонденты стремились побеседовать с отважной женщиной"

"Боцман объяснил мне, что это наш капитан Валентина Яковлевна Орликова. О женщине - капитане, сравнительно недавно появившейся в траловом флоте, уже ходили слухи. В моём представлении это должна была быть, как говорили Ильф и Петров, "широкоплечая гражданка", высокого роста, мужиковатая, отдающая зычным голосом команды, пересыпанные отборным матом.

Валентина Яковлевна была ниже среднего роста, хрупкой, изящной, миловидной женщиной с мелкими, очень правильными чертами лица, большими выразительными глазами, короткой стрижкой. Интеллигентна, умна, иронична. Во взаимоотношениях с экипажем внимательна, проста, доброжелательна, спокойна, никогда не повышала голоса и не употребляла крепких выражений, но при необходимости проявляла необыкновенную твёрдость характера в поступках и независимых решениях.


Её миниатюрная внешность больше подходила для хозяйки аристократического салона прошедшей эпохи или, наконец, искусствоведа в чинной тиши музейных залов, но отнюдь не для управления океанским траулером в штормовой Атлантике с экипажем в девяносто человек.

В суровые годы войны В.Я.Орликова ходила в конвоях на транспортах, после войны командовала китобойцами на Дальнем Востоке, затем работала в Москве, в Минрыбхозе, и с приходом из новостроя БМРТ в Мурманск опять вернулась на капитанский мостик. Она сравнительно быстро освоила промысловую работу, рейсовые задания перевыполнялись ежерейсно, отсюда стабильность заработка и постоянство экипажа.

Работали у берегов Канады, в районе Ньюфаундленда. Очень неблагоприятный район, шторма сменяют туманы, осложняют работу льды, выносимые от берегов Гренландии. Большая скученность судов, отсюда опасность столкновения, вынуждая капитана сутками не покидать мостика. Рано утром к нам подошёл небольшой исландский траулер "Айсберг". С его борта просили оказать помощь.

"Какая помощь вам нужна?" - на английском спросила Орликова. "Мне нужен господин капитан" - последовал ответ. "Я слушаю вас"- отвечала Валентина Яковлевна. Капитан "Айсберга" и вся его команда с изумлением рассматривали маленькую женщину в чёрной шубе и шапке - капитана огромного океанского траулера..."

Герман Ануфриев. "Капитан дальнего плавания В. Я. Орликова"


В Мурманске


Экипаж тральщика ТЩ-611

«Семеро смелых», как прозвали экипаж ТЩ-611 сталинградцы. В истории военно-морского флота известен единственный случай, когда весь экипаж военного корабля — от матроса до командира — состоял из женщин. В 1942 г. на Волге, под Сталинградом, успешно действовал тральщик № 611. На его палубе установили крупнокалиберный пулемет, сбрасыватели глубинных бомб, а на мачте был поднят Военно-морской флаг. Командиром корабля назначили Антонину Куприянову, командиром отделения-Дусю Пархачеву, рулевым — Тамару Декалину, матросом-Веру Фролову, минером-Анну Тарасову, пулеметчицей — Веру Чапаву и мотористом — Агнию Шабалину. «Семеро смелых» — так вскоре назвали девичий экипаж тральщика ТЩ-611. Этот минный тральщик сейчас находится на вечной стоянке в городе Камышине.

О.Тонина.

Вспоминает Ю.А. Пантелеев Командующий Волжской флотилией в 1943 году:

«Вскоре после гибели тральщика ко мне пришла комсомолка старшина 2-й статьи Куприянова и стала настойчиво просить выделить ей тральщик и разрешить укомплектовать его команду только девушками.

— А не боитесь?

Девушка даже обиделась.

Я сказал, что подумаю, но, честно говоря, долго не решался. Меня стали уговаривать специалисты, дескать, Куприянова подобрала хороший экипаж и девушки со своей задачей справятся. Скрепя сердце я согласился, выделил старый катер. Девушки своими силами отремонтировали его, установили тралы и доложили о готовности нести боевую службу. Перед первым выходом я сам придирчиво осмотрел корабль, проверил знания команды. Впечатление осталось наилучшее, и я дал «добро» на выход. Скоро мы получили донесение: экипаж Куприяновой подорвал мину. Затем вторую, третью… К концу кампании весь экипаж был отмечен правительственными наградами и получил крупные денежные премии».


На флоте тоже нужны девчата!



"На память..." (лицо)



"На память..." (оборот)

Надпись на обороте сообщает, что девушки служили в танковом батальоне 1-й Отдельной бригады МП Балтфлота



Морская пехота. Муж и жена Григорьевы. Новороссийск. 01.06.1942



Личный состав 1-го батальона 3-й бригады морской пехоты Балтийского флота. Ленинградская обл. 1943г.


Снайпер 255-й бригады морской пехоты Елизавета Миронова. Новороссийск. 1943г.


"Евдокия Николаевна Завалий единственная женщина во Второй мировой войне, которая командовала взводом морской пехоты. Вот лишь небельшой фрагмент из ее воспоминаний:

Черные бушлаты всегда наводили на них [немцев] смертельный ужас. Внезапностью, дерзостью и бесстрашием. Головы у моих ребят отчаянные были. Но когда фрицы узнали, что среди них - женщина, сначала поверить не могли, а потом стали охотиться за мной. Что касается уважения, не знаю, но расскажу еще один случай. Это была самая дерзкая и самая трудная операция, которую поручили моему спецвзводу.

В феврале 45-го шли жестокие бои за Будапешт. Четыре дня морские пехотинцы пробивались к крепости, где размещалось гитлеровское гнездо - штаб-квартира фашистского палача Хорти. Все подходы к замку были заминированы, оборудовано множество огневых точек. Командование 83-й бригады поставило задачу: во что бы то ни стало проникнуть внутрь крепости. Обследуя все закоулки, моряки обратили внимание на канализационный люк, спустились в него и обнаружили подземный ход. Разведчики доложили, что пройти подземельем можно, но дышать там трудно - стоит тяжелый смрад, от которого кружится голова. Командир роты Кузьмичев вспомнил, что среди захваченных нами трофеев есть подушки с кислородом. Просчитали, что идти надо до четвертого колодца, и решили рискнуть. Мой взвод шел впереди роты - одна подушка на двоих, делаешь спасительный вдох и отдаешь соседу. Коллектор оказался уже, чем предполагали, шли согнувшись, ноги увязали в зловонной жиже. У второго колодца услышали грохот и лязг. Осторожно отодвинули крышку и сразу закрыли - наверху вся улица запружена танками и бронемашинами. Господи, подумалось, а что же ожидает нас у четвертого колодца? Ведь это вонючее подземелье может стать нашей братской могилой, достаточно бросить пару гранат! У четвертого колодца остановила взвод. Сердце бешено колотится, но там, наверху, было тихо. Значит, правильно рассчитали.

Покинув колодец, бойцы редкой цепочкой рассыпались вдоль серой стены замка, очередью уложили часового. Внезапное появление «черных комиссаров» повергло противника в замешательство, нам хватило этих секунд, чтобы ворваться в здание, пока застрочил пулемет. Подоспела рота и другие подразделения - брали этаж за этажом и вскоре полностью очистили от гитлеровцев замок и прилегающие кварталы. В числе пленных оказался немецкий генерал. Он смотрел на нас, как на призраков, не в силах понять, каким чудом мы оказались в тылу его войск.

Когда ему сказали, что прошли под землей, не поверил, пока не увидел разведчиков, не успевших отмыться от грязи и нечистот. Когда услышал, что комвзвода была девушка, опять не поверил и оскорбился: «Худшего издевательства вы не могли придумать?!»

Вызвали меня. Пришла в штаб грязная, как черт, разит от меня за километр. Майор Круглов, зажимая нос платком, обращается ко мне: «Доложите, как пленили немецкого генерала!» И вдруг немец протягивает мне пистолет системы «Вальтер» - плохо, видать, обыскали его ребята. «Фрау русиш черный комиссар! Гут! Гут!» Я глаза вытаращила на политотдел, те кивают - бери. Потом ребята именную надпись мне на этом пистолете сделали..."


Евдокия Завалий


Командир взвода Евдокия Завалий. 83 бригада морской пехоты. Болгария. 1944г.


Евдокия Завалий. За годы войны была четыре раза ранена и дважды контужена


Комвзвода Евдокия Завалий, матрос Пряморуков (слева), старшина 2-ой статьи Седых


Екатерина Дёмина. Герой Советского Союза.

"Санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии главный старшина Михайлова Е.И. 22 августа 1944 года при форсировании Днестровского лимана в составе десанта одной из первых достигла берега, оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемёта, забросала гранатами дзот и уничтожила свыше 10-и гитлеровцев"


Екатерина Демина


Ушла на фронт в 15 лет...


Гантимурова Альбина Александровна. Главстаршина, командир отделения разведки морпехоты



На пути в Порт-Артур. Август 1945г.


С орденом Боевого Красного Знамени



Балтийский флот


Сестричка


Санинструктор морской пехоты Козлова. Вынесла с поля боя 70 раненых бойцов. Октябрь 1942г.


Санинструктор морской пехоты Т.Бобкова


Санинструктор морской пехоты. Новороссийск. 1943



Медсестры Северного флота


На госпитальных судах (лицо)

Прочитали: 2315

О Евдокии Николаевне Завалий - единственной женщине, которая в годы Великой Отечественной войны командовала взводом морских пехотинцев, информация содержится во многих справочных изданиях, посвященных знаменитым украинцам. Узнать о ней можно из специальной историко-публицистической литературы, из прессы, из интернета.

Начиная с середины 1970-х годов с ее личными документальными фотоматериалами имели возможность ознакомиться миллионы посетителей Национального музея истории Украины во Второй мировой войне на различных выставочных проектах.

В 2007 году об удивительной военной судьбе этой женщины был снят документальный фильм «Евдоким и Евдокия». Но несмотря на заявленные материалы, к сожалению, приходится констатировать: некоторые факты ее военной биографии остаются недостаточно известными.

Бесспорно, жаль, что в Подольском районном военкомате г. Киева до сих пор не сохранилось «Личное дело полковника в отставке Е.Н. Завалий». А как бы пригодились исследователям и полный послужной список, и наградные листы, и подробная автобиография уникальной женщины!

Но, все же, попытаемся приблизиться к решению недостаточно исследованных фактов и событий, связанных с судьбой Евдокии Николаевны в течение 1941-45 годов, сопоставляя и анализируя ее воспоминания с другими информативными историческими источниками.

Прежде всего обратим внимание на работу «Лейтенант Дуся», вошедший в сборник очерков и рассказов «Действующий флот» специального военного корреспондента В.А. Рудного (1944 г.).

Считается, что именно с тех пор имя бесстрашного двадцатилетнего командира взвода автоматчиков 83-й бригады морской пехоты, «украинки с Нового Буга, которая до армии работала бригадиром швейной мастерской в ​​колхозе», стало широко известным не только на Военно-Морском флоте.

Бойцы 83-й бригады морской пехоты Дунайской военной флотилии (первая слева - Евдокия Завалий). м. Бургас (Болгария), 1944

В подтверждение этому служит интервью Евдокии Николаевны середины 1990-х годов: «Родом я из села на Николаевщине . Работала в колхозе имени Коцюбинского Новобугского района. Мотыжила сахарную свеклу, ворошила сено, сгребала пшеничное зерно… В Новом Буге горел элеватор. Раненых оказалось немного. Только помогла им забраться в машину, как водитель крикнул: «Ложись!». Бросилась на дно кузова. В лицо ударяли трески.

Выглянула - вокруг немцы. Все же водителю удалось вырваться из вражеского кольца. После того случая попросила бойцов показать, как обращаться с оружием. Научилась стрелять из карабина, пистолета, пулемета. Дали мне верхового коня. Конники были удивлены: «Держится Дуся в седле, как настоящий казак». А я в ответ: «Не в первый раз. У себя в колхозе часто ездила».

Трудно пришлось на переправе через Днепр в Запорожье. Связали лошадей в одну цепочку, чтобы не потерять во время переправы. И сделали ошибку: один конь утонул и потянул за собой других. Пошли на дно и вьюки с пулеметами. Как выбралась на берег - не помню.

Почувствовала резкую боль в боку, пришла в себя в госпитале. Долечили меня уже на Кубани. Выздоровела - стала санинструктором. Научилась делать раненым различные инъекции и многое другое, что поручают опытным медицинским сестрам».

В предпоследние годы жизни Евдокия Николаевна делилась воспоминаниями с Еленой Вавиловой, корреспондентом информационно-аналитического агентства «Николаевское землячество»:

«Я совсем девчонкой на войну попала, еще и шестнадцати не прошло. Три раза бегала к военкому, а он мне все: «Молоко сначала подотрите!»

Но фронт приближался… Как сейчас помню тот день - 25 июля 1941 года. Выжженный солнцем степь в родной Николаевской области, колхозное поле, где мы с подругами спешили убрать урожай… Здесь мы видим на небе, прямо над нашим селом, появились черные пятна. Бригадир: «Парашютный десант!».

Мы бросились по домам. Вбежала во двор и услышала чей-то стон. Посмотрела в ту сторону и обомлела: молодой пограничник лежит в луже крови (у нас в селе тогда находился штаб какой-то пограничной части). Вбежала в дом, разорвала простыню, как могла перебинтовала… Смотрю - еще одного ранило, потом еще другого…

Когда последняя часть оставляла Новый Буг , я уговорила командира взять меня с собой. Забежала домой за кофточкой и столкнулась с бабушкой. Увидев меня, бабушка кричала: «Ой, что ты делаешь! Золотце мое, вернись!». А потом неожиданно обняла меня, зашептала что-то и посмотрела в глаза: «Внученька! Четыре раза будешь кровью стекать, но тебя принесут белые гуси…». И перекрестила.

Как сказала, так и случилось. «Белые гуси» - это мое выздоровление после четырех ранений и двух контузий - с такими «трофеями» вернулась домой. Впервые ранило меня на Хортице, когда наш 96-й кавалерийский полк, где я служила санитаркой, принял участие в тяжелом бою. Днепр пришлось форсировать вплавь, на плотах из подручных средств.

Там и подоспел вражеский снаряд. Проникающее ранение в живот. Попала в госпиталь под Краснодаром (станица Курганская). Главврач осмотрел меня: «Ну все, девчонка, довоевалась. Вылечим и дуй домой». Ответила, как отрезала: «Мне некуда ехать. Отправляйте на фронт!». Направили меня в запасной полк. А туда как раз «покупатели» из командования приехали набирать пополнение. Один из них, моряк, подозвал меня: «Гвардии старший сержант, покажите Ваши документы!». Раскрывает мой литер и зачитывает: «Старший сержант Завалий Евдок.». Это так сократили мое имя в госпитале.

«Так точно, товарищ командир! Завалий Евдоким Николаевич!» - «Даю пятнадцать минут на сборы!». Он и не подозревал, что перед ним девушка. А я действительно ничем не отличалась среди юношей: «ежик» с челкой после госпиталя (косу пришлось отрезать, чтобы вши не донимали). Выдали мне обмундирование и отправили в баню.

Стою со своим тазиком, а мимо меня ребята «в чем мать родила» мыться бегут. Посмотрела на палатку медсанбата и смекнула расковырять себе лицо в кровь, чтобы не до бани было. В медсанбате мне раны обработали, и два часа спустя в станице Горячий Ключ «старший сержант Евдоким» принял бой в составе 6-й десантной бригады».

Лейтенант Евдокия Завалий - командир взвода автоматчиков 83-й бригады морской пехоты Дунайской военной флотилии. м. Бургас (Болгария), 1944

Особого внимания требуют приведенные выше факты о «6-й десантной бригаде». Попробуем пролить свет на этот вопрос, используя текст наградного листа к ордену Красной Звезды от 31 декабря 1943 гвардии младшего лейтенанта Е.Н. Завалий, помощника командира стрелкового взвода 6-го гвардейского стрелкового полка 2-й гвардейской Краснознаменной Таманской стрелковой дивизии.

Эта дивизия была сформирована в сентябре 1941 года в Харькове. В начале 1942 года переброшена в район Ростова-на-Дону. С июля 1942 до начала октября 1943 дивизия в составе 37-й и 56-й армий Северо-Кавказского фронта участвовала в битве за Кавказ, в сентябре-октябре 1943 года в составе 56-й армии - в Новороссийско-Таманской наступательной операции.

А в ноябре 1943 года в составе 11-го гвардейского стрелкового корпуса 56-й Отдельной Приморской армии - в Керченско-Эльтигенской десантной операции. За мужество и героизм, проявленные при захвате плацдарма в районе Керчи, почти 1400 ее воинов были награждены орденами и медалями, 19-ти присвоено звание Героя Советского Союза.

В наградном листе для нас важное примечание: «Наград не имеет». Далее в документе читаем о «совершенном подвиге»: «Находясь на фронтах Отечественной войны, с первых дней товарищ Завалий проявила себя смелым и отважным защитником родины. 27 марта 1943 года в бою за станицу Крымская Краснодарского края, она, действуя смело и решительно, уничтожила двух фашистов и взяла в плен трех гитлеровских солдат.

Находясь в полку с 13 ноября 1943 года, товарищ Завалий, приняв участие в боях за высоту 71, 3 Керченского района Крымской АССР, умело руководила взводом, личным примером вела бойцов в бой с ненавистным врагом. В этом бою тов. Завалий уничтожила 9 гитлеровцев».

Евдокия Завалий (первая слева) с боевыми друзьями с 83-й бригады морской пехоты Дунайской военной флотилии. м. Варна (Болгария), 1944

В воспоминаниях Е.Н. Завалий об этих важных обстоятельствах читаем:

«Меня сразу признали «своим парнем», а после того, как я взяла в плен немецкого офицера, направили в отделение разведки, и вскоре я стала командиром. Очень тяжелые бои шли на Кубани, в районе станицы Крымская. Там наша рота попала в окружение. В разгар боя погиб командир, и я, заметив растерянность бойцов, поднялась во весь «гигантский» рост, крикнула: «Рота, вперед, за мной!». Бойцы поднялись в атаку, и нам удалось прорваться из окружения.

В этом бою я получила свое второе ранение. Вот здесь и разоблачили «Евдокима». Учли мои боевые заслуги и направили на шестимесячные курсы младших лейтенантов в Фрунзе. Затем направили в 83-ю бригаду морской пехоты. Доверили взвод».

Евдокия Завалий, г.. Киев, 1985

Второй боевой наградой Е.Н. Завалий была удостоена уже в составе 83-й Краснознаменной ордена Суворова II степени Новороссийской отдельной морской бригады - одной из наиболее действенных и прославленных среди частей и соединений морской пехоты Военно-Морского флота СССР в годы Великой Отечественной войны.

Боевой путь этой дивизии был долгим, сложным и трудным. Ее батальоны участвовали в пятнадцати военных операциях, в том числе и в трех крупнейших десантных, - Керченско-Феодосийской, Новороссийской и Керченской, а также в Крымской, Ясско-Кишиневской, Болгарской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской.

Из наградного листа младшего лейтенанта Е.Н. Завалий, командира взвода автоматчиков, к ордену Отечественной войны I степени от 15 мая 1944 узнаем: «В бою по уничтожению окруженной группировки противника в районе юго-восточнее поселка Карань тов. Завалий показала образцы мужества и отваги.

С группой автоматчиков из трех бойцов она подобралась к вражескому дзоту под градом пуль и броском противотанковой гранаты подорвала его вместе с пулеметом и гарнизоном. Первой ворвалась в траншею противника, в короткой жестокой схватке она уничтожила около 10 фрицев и гранатами забросали станковый пулемет и 2 ротных минометов».

Этот документ подписан капитаном гвардии А.А. Кузьмичевым, командиром роты автоматчиков. Это под его непосредственным командованием «Дусины гвардейцы» отличились в боях за Балаклаву под Севастополем, в составе подразделений Дунайской военной флотилии успешно преодолели Днестровский лиман (Евдокию Николаевну ранило, когда ее подчиненные уже успешно осуществили десант в районе Белгород-Днестровском).

А дальше высаживались десантом в румынской Констанце, болгарских Варне и Бургасе, югославском Белграде, отвоевывали улицу за улицей в Будапеште, участвовали в получении венгерских Эстергома и Комарно, успешно продвигались в Брно и закончили войну недалеко от Праги.

Наглядным свидетельством тому являются боевые медали, многочисленные грамоты-благодарности Верховного Главнокомандования, а также групповые фото с боевыми побратимами.

К концу войны из трех десятков своих подчиненных «лейтенант Дуся» потеряла больше половины. Вспоминала:

«Да и не привыкла терять. Каждый из ребят до сих пор стоит перед моими глазами. Поднимаю их в атаку: «Взвод, за мной!» Голос-то у меня всегда громким был. Догонят меня и обходят, чтобы прикрыть… Сначала, конечно, хмыкали в мою сторону. А я волю в кулак и вперед!

Хотелось показать, что я умею воевать не хуже мужчин. И они привыкли ко мне, стали уважать. Если бы они не приняли меня за командира, сто раз была бы убита. Ведь немцы охотились за мной, они звали меня «фрау-черная смерть». Каждый раз меня ребята спасали… Саша Кожевников, Жора Дорофеев, Петр Мороз, три Дмитрия - Ваклерский, Собинов и Седых…

Когда впервые появился Иван Посевных, то смерил меня презрительным взглядом и сказал: «Бабе подчиняться не буду!». А в боях за Будапешт прикрыл меня от пули снайпера. Его посмертно наградили орденом Красной Звезды».

Наградной лист Евдокии Завалий на награждение орденом Красной звезды за бои на Кубани и Керченском полуострове, 31 декабря 1943

Е.Н. Завалий за участие в освобождении Будапешта была награждена орденом Красного Знамени. Тогда, в феврале 1945 года, чтобы захватить важный стратегический объект противника, взвод под его командованием смог успешно использовать подземные ходы городской канализации. Но чего это действительно стоило!

С ее воспоминаний:

«Отряд высадился с катеров Дунайской флотилии, прорвал вражескую оборону и закрепился на окраине Будапешта. Далее продвигаться не удавалось. Тщательно обследовав все уголки, обратили внимание на канализационный люк. А что, если бы воспользоваться им? Ночью люк открыт. Из колодца дохнуло запахом. Двое смельчаков спустились вниз. Открылся подземный канал, конца края не видно… «Попробовать пройти нельзя, - доложили командиру, - но дух там тяжелый. Это, пожалуй, канал для сброса нечистот. Вентиляции нет».

Бесспорно, было заманчиво: подземным ходом проникнуть в тыл врага. Но пробиться при такой вони? Вспомнили, что среди трофеев есть восемнадцать подушек с кислородом. Вот когда они понадобились! В подземелье спустились тридцать разведчиков. Одна подушка на двоих. Сделает боец ​​один вдох и передает соседу.

Продвигаться было очень трудно. Тоннель местами то сужался, то оказывался настолько низким, что приходилось ползти. Руки и колени покрылись липкой грязью. На пути попадались вертикальные колодцы. Так хотелось открыть чугунную крышку люка и глотнуть свежего воздуха, но нельзя проявлять себя раньше…

Вот еще один люк. Осторожно подняли крышку и увидели: вокруг вражеские танки и автомашины. Этот люк был позади одного из танков. Один за другим выползли мои разведчики и распластались у танков и автомашин. А стражи ничего не заметили. Ходят себе туда и обратно. Их бесшумно сняли.

Двери в бункер не закрыты. Подземное помещение полное гитлеровцев. Многие из них спали… Некоторые писали письма. Радист стучал какое-то сообщение или донесение… Разведчики с порога дали короткой автоматной очередью… Застигнутые врасплох немцы, подняли вверх руки. Оружие составили в угол.

Наиболее ценными оказались оперативные карты. «Освоив» бункер, повели с него стрельбу. На улице началась большая паника. Не понимая, почему стреляют из бункера, немцы начали стрелять из автоматов друг в друга. Беспорядочный огонь открыли также их танкисты…

Среди пленных оказался и генерал. Сначала он не поверил, что его взяли в плен бойцы под командованием женщины, но затем был вынужден смириться и даже собственноручно отдал мне свой «Вальтер»… Очень памятный трофей».

Представление на награждение Евдокии Завалий орденом Отечественной войны I-й степени за бои под поселком Карань, 15 мая 1944

Наградной лист Евдокии Завалий на награждение орденом Ленина (вместо которого ее наградили орденом Красного Знамени) за бои на Дунае, 26 марта 1945 (начало).

Наградной лист Евдокии Завалий на награждение орденом Ленина (вместо которого ее наградили орденом Красного Знамени) за бои на Дунае, 26 марта 1945 (окончание)

Евдокия Завалий (первая справа) среди ветеранов Второй мировой войны, м. Москва, 1983 год

После окончания боев в Будапеште 83-я бригада морской пехоты вернулась в оперативное подчинение командующего Дунайской флотилии. 10 марта 1945 в составе 144-го батальона рота автоматчиков под командованием А.А. Кузьмичева была переправлена ​​через Дунай в долину Демеш и начала подготовку к новой десантной операции.

Ранее на Дунае десантники высаживались на противоположный берег, который был частично отвоеванный - там обычно уже сосредоточивалась артиллерия и пункты управления, которые способствовали кораблям во время прохода к месту высадки и помогали вести бой на вражеском берегу.

Теперь оба берега длиной 15 км находились в руках противника. По линии фронта по обеим берегах враг оборудовал крепкие оборонительные укрепления, в частности взорвал мост у города Эстергом.

Операция началась поздно ночью 19 марта. На переходе придерживались тщательной маскировки. Проход между подорванными конструкциями моста прошли с помощью разведчиков, которые смогли высадиться здесь ранее на небольших шлюпках. Ориентируясь на свет фонариков разведчиков, все катера десантников удачно прошли руины моста и пошли дальше.

В два часа 20 марта, прорвавшись через минные заграждения, десантники наконец достигли места высадки. Уже утром противник стянул в этот район танки, артиллерию и пехотные части. Основной задачей батальона было не допустить уход вражеских войск по шоссе Будапешт-Вена.

Бои продолжались четверо суток. За это время «Дусин взвод» вместе с другим взводом автоматчиков выдержал на высоте «203» 39 пехотных и 9 танковых атак противника!

Из воспоминаний Евдокии Николаевны:

«И все же поднялись на высоту. Окопались. За день отбили четырнадцать атак. Патроны берегли, потому стреляли только прицельно, но на следующий день наши боеприпасы закончились, а еще ни сухаря, ни глотка воды. Но 23 марта операция закончилась, и мы воссоединились с другими частями бригады».

После войны Е.Н. Завалий находилась в резерве Центральной группы советских войск. Лечилась, однако из-за болезни не смогла дальше находиться на военной службе. Демобилизовалась в декабре 1946 года (фактически, в двадцатилетнем возрасте!).

Когда приехала навестить родных в Новый Буг, то по ночам приходилось слышать, как она кричала: «Взвод, слушай мою команду!». А утром просыпалась в слезах. Затем переехала в Киев. Окончила вечернюю школу № 16, курсы для работников торговли. А главное - встретила свою долгожданную любовь. Вместе с мужем воспитали сына и дочь, дождались внуков и правнуков.

Почти четверть века Евдокия Николаевна проработала в системе советской государственной торговли, в частности была директором гастронома № 720 на Подоле. За трудовые достижения награждена орденом Октябрьской Революции (1976 год). С годами к двум ее боевым орденам военного времени (Отечественной войны I ст., Красного Знамени), добавились еще Отечественной войны II степени (1985 год) и Богдана Хмельницкого III степени (2009 год).

Даже невозможно подсчитать, сколько за послевоенные годы Евдокия Николаевна провела встреч с молодежью в Украине и за ее пределами! Обычно у слушателей к этой отважной, героической женщины возникали и весьма пикантные вопросы. Отвечала:

«Мои автоматчики называли меня по-мужски: «Командир». Любовь закрутить - и нет взвода, и нет командира. Не дай Бог, чтобы кто-то увидел мои слезы Я не имела права быть слабой… Выжить на войне можно, даже женщине. К человеческим потерям привыкнуть невозможно. Главное - не потерять памяти о прошлом, не предать ее. На этом держится мир».

Настоящая русская баба и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит, и вообще даст фору любой бабе из других стран. Где же применимы такие качества, как не на войне! На фото: президент России приветствует генерал-майора Елену Князеву.

И хотя история хранит немало случаев поразительного героизма русских женщин, высокие военные посты им, как правило, не доверяли. Сложно говорить о том, что чем выше чин, тем больше пользы на войне. Взять хотя бы знаменитую Марию Бочкареву, поручика по званию и женщину, создавшую первый в России женский батальон, который не только героически сражался на поле боя Первой мировой, но и внес неоценимый вклад в поднятие боевого духа армии.


Женщины-военачальники

Женский «батальон смерти» отличился в начале июля у города Крево, где в течении трех дней отражал атаки немецких войск. Мария была арестована 7 января 1920 года и была признана виновной в преступной деятельности против республики. Дальнейшая судьба ее неизвестна, однако в 1992 году Мария Бочкарева была полностью реабилитирована.

В книге Майкла Ли Лэннинга «100 великих полководцев» собралась поистине мощная компания: Македонский, Наполеон, Чингисхан и другие. Из женщин автор посчитал нужным включить только знаменитую Жанну д’Арк, которая считается национальной героиней Франции и причислена к лику святых.

Военные победы Жанны начались в начале мая 1429 года при взятии бастиона Сен Лу. Тогда английские войска, после прекращения длительных междоусобиц в стране, вступили на территорию Франции и одерживали победы одну за другой. Когда король Карл VI назначил Жанну военачальницей, армия под ее командованием словно ураган прошла по захваченным территориям, сгоняя англичан с уже насиженных мест.

23 мая 1430 года она попадает в плен к бургундцам в результате предательства, которые затем продают ее англичанам. Не менее предательский суд признает Жанну д’Арк виновной в ереси и сообщничестве с дьяволом, за что она и была сожжена заживо в Руане 30 мая 1931 года.

На фото: кадр из фильма, в роли Жанны д’Арк актриса Мила Йовович.

Женщины-генералы в наше время

Первой женщиной-генералом в России стала космонавт Валентина Терешкова. Валентина Владимировна не только первой из женщин полетела в космос, но и пока остается единственной, кто совершал полет в одиночку. Звание генерал-майора авиации ей присвоено в 1995 году.

Много женщин-генералов в военно-воздушных силах США, но только одна из них носит звание «четырехзвездочного» бригадного генерала (всего в USAF только 12 таких званий). Имя высшего генерала-женщины Джанет Вотфенбаргер.

Кстати, начальник Академии военно-воздушных сил США также женщина, генерал-майор Мишель Джонсон.

Супруга китайского лидера Пэн Лиюань - не только звезда эстрады и телевидения, но и генерал-майор Национально-освободительной армии Китая.

В израильской армии начальником управления кадров служит генерал-лейтенант Орна Барбибай.

Хатоль Мохаммад Зай - первая афганская парашютистка, носит строевое звание бригадный генерал.

Вообще, сегодня много достойных женщин носят на плечах генеральские погоны. На фото: российская женщина-генерал, главный налоговый инспектор Липецкой области Екатерина Макарова.