Как продолжить прямую линию на местности. Провешивание прямой на местности. Геометрия. Смотреть что такое "Провешивание" в других словарях


Провешивание прямой на местности. Геометрия

Решим такую задачу: с помощью данной линейки построить отрезок более длинный, чем сама линейка. С этой целью приложим к листу бумаги линейку, отметим точки А и В и какую-нибудь точку С, лежащую между А к В (рис. 8, а). Затем передвинем линейку вправо так, чтобы её левый конец оказался около точки С, и отметим точку D около правого конца линейки (рис. 8, б). Точки А, В, С и D лежат на одной прямой. Если мы проведём теперь отрезок АВ, а затем отрезок BD, то получим отрезок AD, более длинный, чем линейка.


Аналогичный приём используется для «проведения» длинных отрезков прямых на местности. Этот приём заключается в следующем. Сначала отмечают какие-нибудь точки А и В. Для этой цели используют две вехи - шесты длиной около 2 м, заострённые на одном конце для того, чтобы их можно было воткнуть в землю. Третью веху ставят так, чтобы вехи, стоящие в точках А и В, закрывали её от наблюдателя, находящегося в точке А (точка С на рисунке 9). Следующую веху ставят так, чтобы её закрывали вехи, стоящие в точках В и С, и т. д.

Описанный приём называется провешиванием прямой (от слова «веха»). Он широко используется на практике, например при рубке лесных просек, при прокладывании шоссейных или железных дорог, линий высоковольтных передач и т. д.

Целью провешивания является сделать отрезок АВ на площадке видимым. Это производится маркировкой начальной точки А и конечной точки В с помощью створных вешек. Они должны быть видны из одного места стоянки наблюдателя. При провешивании различают установку промежуточных точек, удлинение отрезка, провешивание с обеих сторон и определение точки пересечения двух прямых.

УСТАНОВКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ТОЧЕК

необходима тогда, когда необходимо достаточно обозначить длинные отрезки или когда необходимо промаркировать определенные точки, например углы здания. Установка промежуточных точек в створе прямой производится, как правило, одним наблюдателем и одним помощником. Наблюдатель становится в нескольких шагах от первой вешки и устанавливает направление взгляда на концевую вешку створа.

Помощник становится рядом с провешиваемой линией, не заходя на нее. Он смотрит на наблюдателя, держа промежуточную вешку вертикально между пальцами. Приближение вешки к створу производится короткими перемещениями по словам наблюдателя (при коротких отрезках) либо по знакам наблюдателя (при длинных отрезках). После установки вешки проверяется ее вертикальность с помощью отвеса или уровня. В заключение наблюдатель контролирует створ, причем в необходимых случаях положение вешки может быть изменено с помощью повторного указания. При провешивании многих промежуточных точек сначала следует устанавливать вешки, наиболее удаленные от наблюдателя.

Провешивание через возвышенность, препятствующую видимости УДЛИНЕНИЕ ОТРЕЗКА АВ, например от Адо С, должно производиться не более чем на половину его длины, так как свыше этого достаточная точность может быть обеспечена только с помощью соответствующих оптических приборов. Для выполнения достаточно одного человека, который становится с вешкой С на удлинении отрезка АВ и с помощью самоподгонки втыкает вешку, устанавливает ее вертикально и контролирует работу.

Для ДВУХСТОРОННЕГО ПРОВЕШИВАНИЯ (провешивание из центра) требуются два наблюдателя. Этот метод применяется, когда на обоих концах видимость ограничивается, например строительными сооружениями, или когда оба конца отрезка не видны, например в гористой местности. При этом оба наблюдателя становятся в створ через вспомогательные точки. Наблюдатель 1 ставит свою вешку С вне створа АВ и направляет наблюдателя 2 с вешкой D" в створ С"А. После этого наблюдатель 2 направляет наблюдателя 1 с вешкой С в створ D"B. Такое двухстороннее провешивание продолжается до тех пор, пока с обеих сторон отклонения не сходят на нет и вешки С и D не будут стоять на прямой АВ.

Для определения ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ДВУХ ПРЯМЫХ на площадке, как правило, не

обходимы два наблюдателя и один помощник. При этом оба наблюдателя направляют по очереди стоящего в центре помощника в створы своих линий. Точка пересечения S будет найдена, когда она будет находиться как на прямой АВ, так и на прямой CD.

Видеоурок «Провешивание прямой на местности» - наглядное пособие, облегчающее объяснение ученикам решение задачи о провешивании прямой на местности и формирующее умение производить корректные построения при решении графических задач. Данная тема является важным этапом для будущего формирования навыков в решении задач графическим способом, а также для умения производить построения, используя математические правила.

Подача данного материала в виде видеоурока дает возможность отобразить процесс проведения построений без искажений, используя совершенные наглядные инструменты. Данный способ лишен недостатков, которые могут проявиться при проведении построений на доске - изображение четкое, открытое, понятное. Сопровождение графики рассказом о правилах построения не требует дополнительных объяснений учителя - это полноценное методическое пособие ученику для формирования данного умения. С данным пособием проведение практического решения задачи не требует дополнительного специального инструментария, чтобы продемонстрировать процесс использования способа и сформировать у учеником его понимание. Анимированное изображение дает возможность отследить структурированный процесс решения графической задачи, формируя глубокое понимание предмета учеником.

Видеоурок начинается с формулировки задачи, которая часто сопровождает графические построения - необходимо построить отрезок длиннее имеющейся линейки. Далее следует поэтапное описание процесса построения.

  • Линейка располагается в крайней левой позиции на листе.
  • С ее помощью отмечаются крайние точки А и В, являющиеся частью требуемого отрезка.
  • При помощи линейки отмечается точка, расположенная между точками А и В - точка С.
  • Линейка перемещается вправо так, что ее левый конец располагается под точкой С.
  • Отмечается точка D, соответствующая позиции правого конца линейки, при этом точка В лежит между точками С и D. Указывается, что все построенные точки принадлежат одной прямой.
  • Точки А и В соединяются между собой, составляя часть строящегося отрезка.
  • Отрезок АВ дополняется построением отрезка ВD, что в сумме составит требуемое решение задачи.

Далее указывается, что теоретический материал, изученный в первой части видеоурока, важен для решения многих практических задач. Таким образом, в данной теме подчеркивается практическая ценность изучаемого материала. Полученные знания экстраполируются на решение задач на местности. При помощи анимированного изображения формулируется задача провешивания местности, когда необходимо провести длинные прямые линии. На рисунке изображается установка вех на местности таким образом, чтобы каждая следующая закрывала собой предыдущие вехи при взгляде на них по одной прямой. Формируется понятие о геометрическом способе решения задач на местности. Видеоурок заканчивается ознакомлением учащихся с областями применения полученных знаний. Им интересно будет знать, что получаемые ими навыки используются в современной инженерии, при строительстве дорог, прокладке линий электропередач.

Видеоурок «Провешивание прямой на местности» может быть использован учителем для объяснения нового материала по данной теме, так как он содержит подробное и наглядное описание изучаемого метода построения. Также данный видеоурок может помочь освоить материал ученику при дистанционном обучении, пригодится и при самостоятельном изучении подаваемого материала.

Слайд 2

В школе мы довольно подробно изучаем геометрические построения с помощью циркуля и линейки и решаем много задач. А как решить такие же задачи на местности? Ведь невозможно вообразить себе такой огромный циркуль, который мог бы очертить окружность школьного стадиона или линейку для разметки дорожек парка.

Слайд 3

Знание геометрии и умение применять эти знания на практике полезно в любой профессии. Традиционно построения на местности производят для съемки плана земельного участка и для закладки фундаментов. Однако, такие знания бывают довольно часто нужны и в других областях деятельности.

Слайд 4

Можно подумать, что работа на местности ничем существенно не отличается от работы циркулем и линейкой на обыкновенной бумаге. Но это не так. На местности расстояния между точками довольно велики и нет таких линеек и циркулей, которые могли бы помочь нам. Да и вообще чертить на земле какие-либо линии затруднительно. Таким образом, построения на местности, основываясь на геометрических законах, имеют свою специфику.

Слайд 5

Специфика

Во - первых, все прямые не проводятся на земле, а прокладываются, т. е. отмечается на них, например, колышками, достаточно густая сеть точек. Обычно прокладку прямых на местности называют провешиванием прямых.

Слайд 6

Во - вторых, запрещается при построениях проводить какие-либо дуги. Поэтому, циркуля у нас фактически нет. Все, что остается от циркуля, это возможность откладывать на данных (проложенных) прямых конкретные расстояния, которые должны быть заданы не численно, а с помощью двух точек, уже обозначенных колышками, где-то на местности. Сами расстояния будут измеряться шагами, ступнями, пальцами рук, или любыми подходящими для этой цели предметами.

Слайд 7

Чтобы вешка стояла прямо, применяют отвес (какой – либо грузик, подвешенный на нитке). Ряд вбитых в землю вех и обозначает отрезок прямой линии на местности. В выбранном направлении ставят две вехи на расстоянии друг от друга, между ними другие вехи, так, чтобы глядя через одну, другие прикрывались друг другом.

Слайд 8

Веха -

вертикальная прямая жердь, которая становится для обозначения точки на местности имеет длину около 2 м; заострена на одном конце, для того, чтобы ее можно было воткнуть в землю

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Провешивание прямой н а местности Презентацию подготовила Петрова Валентина Владимировна, учитель МБОУ « Горковская СОШ»

Когда-то, очень давно, перед людьми встала задача: с помощью линейки построить отрезок более длинный, чем линейка. Подумайте, как бы вы это сделали? А С В D Давайте посмотрим, как этот вопрос решили люди много лет назад

Один из приемов для «проведения» длинных отрезков прямых на местности –провешивание прямой. Для этой цели используют две вехи-шесты длинной около 2 метров, заострённые на одном конце для того, чтобы их можно было воткнуть в землю.

Необходимо, чтобы все вехи стояли вертикально. Правильность вертикального направления проверяется с помощью отвеса. Отвес - это шнур, на конце которого имеется небольшой груз.

Для лучшей видимости вехи закрашивают в два цвета, чаще всего в красный и белый.

С В А Чтобы провести на местности прямую, сначала отмечают какие-то точки А и В. Для этого используют две вехи Третью веху(С) ставят так, чтобы вехи, стоящие в точках А и В, закрывали её от наблюдателя, находящегося в точке А. Следующую веху ставят так, чтобы её закрывали вехи, стоящие в точках В и С и т.д.

Приём провешивания широко используется на практике Рубка лесных просек

Приём провешивания широко используется на практике При прокладывании высоковольтных линий электропередач

Приём провешивания широко используется на практике При прокладывании дорог

Приём провешивания широко используется на практике Противопожарная просека

Приём провешивания широко используется на практике Прокладка железнодорожного полотна

Приём провешивания широко используется на практике Огни взлётной полосы

Интернет-ресурсы: Вехи http:// oldskola1.narod.ru/Nikitin/030.gif Отвес http:// www.nne.mrsk-cp.ru/images/stories/company_news/raschistka3.jpg Линия эл. передачи http:// e-kazan.ru/upload/redactor/images/2c04794853fb6e39763a91dd855fb654.jpg Дорога http:// riavrn.ru/upload/preview/1/9/e/19e4d62513a14e1f5337acc6a8e585ee.jpeg Ж.Д. https:// tolmachevo.ru/upload/iblock/010/3.JPG Взлётная полоса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты предназначены для проверки усвоенияследующих понятий и определений: взаимное расположение прямых в пространстве, определение скрещивающихся прямых, определение параллельных прямых, признак парал...

Геометрия 7 класс, тема "Параллельные прямые. Признаки параллельности двух прямых. Свойства параллельных прямых. "

Тесты по геометрии по теме "Параллельные прямые"...

Возможность создания экологической тропф и использование её при проведении комплексной экскурсии на местности при изучении темы "П.К. свой местности"

Описаание и оформление экологической тропы и экологического маршрута, организация экскурсионной деятельности, учебно-познавательногй и научно-исследовательской работы. При прохождении маршрута проводи...