Какая пословица подходит к произведению три пальмы. М.Ю.Лермонтов "Три пальмы". Какие пословицы подходят к стихотворению «Три пальмы»


«Три пальмы» — стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное в стиле восточного сказания. Главные герои стихотворения «Три пальмы» — пальмы, растущие среди пустыни. Среди корней пальм пробивается чистый ручей. Пальмы заботливо укрывают ручей от палящих лучей солнца и защищают его от песка, наносимого из пустыни знойным ветром.

Казалось бы, счастливый симбиоз здесь налицо – ручей питает деревья живительной влагой, а пальмы защищают ручей от зноя и песков. Но пальмам такой участи недостаточно. Они возмущаются и спрашивают небеса, когда же они смогут выполнить свое предназначение и приютить в своей тени усталых путников?

И небеса дают им такую возможность – на горизонте появляется большой караван, который направляется к пальмам. Пальмы с радостью принимают гостей, укрывая их своей тенью, а прохладный ручей щедро поит людей чистой и вкусной водой. Но вот наступает вечер, людям становится холодно и они, не задумываясь о последствиях, хладнокровно рубят пальмы на дрова. Всю ночь горят костры, а наутро караван уходит дальше в пустыню.

Лишившись защиты пальм, ручей постепенно засыхает под натиском горячих песков и знойного солнца. Проходит время и уже ничто не напоминает о том, что здесь находился оазис, благодатный уголок, дарящий путникам спасительную тень и живительную влагу чистого ручья.

Таково краткое содержание стихотворения.

Главная мысль стихотворения «Три пальмы» состоит в том, что человек должен бережно относиться к окружающей его природе, чтобы дарами, преподносимыми нам природой, могли воспользоваться и другие люди. Автор акцентирует внимание читателя на той бессмысленной жестокости, которая свойственна человеку, показывает ту недальновидность, что присуща многим людям.

В стихотворении мне понравилась ответственная позиция пальм, которые не удовольствовались благодатным существованием в оазисе, а высказали пожелание служить и помогать людям. Но тут напрашивается невысказанный автором философский вопрос: «А всегда ли является благом исполнение желания?» Если бы небеса не исполнили пожелание пальм, то райский уголок, возможно, до сих пор бы так и остался в пустыне. Порой и людям свойственно стремиться к желанной цели, но при этом люди редко задумываются о том, какие последствия им принесет достижение этой цели.

Стихотворение «Три пальмы» мне нравится своим философским уклоном. Оно заставляет задуматься о последствиях человеческих поступков. Всегда ли творимые людьми деяния идут во благо им самим и окружающему миру?

Какие пословицы подходят к стихотворению «Три пальмы»?

Береги природу любимую, как мать родимую.
Лучшее – враг хорошего.
Кто дерева не садил, тот в тени не лежит.
Погонишься за большим, потеряешь и малое.

Три пальмы

Восточное сказание

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча пробивался водою холодной,

Хранимый под сенью зеленых листов

От знойных лучей и сыпучих песков.

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:

“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем полимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?…

Не прав твой, о небо, святой приговор!”

И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой поднимали,

И черные очи оттуда сверкали…

И, стан худощавый к луке наклоняя,

Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы поднимался порой,

И прыгал, как барс, пораженный стрелой;

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке;

И, с криком и визгом носясь по песку,

Бросал и ловил он копье на скаку…

Задание к тексту:

1. Прослушайте текст.

Подумайте над поэтическим словом. В стихотворении “Три пальмы” Лермонтов называет пальмы “питомцами столетий”. Он говорит: “На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, колеблемы вихрем и зноем палимы…”.

2. Какое чувство вызвало у вас изображение “дали голубой”, какие мысли возникли при чтении отрывка стихотворения “Три пальмы”?

3. Прочитайте в словаре литературоведческих терминов определение антитезы (противопоставление).

4. Прослушайте фразы. Произнесите их правильно.

Антитеза (противопоставление)

Лермонтовские стихотворения часто бывают построены на антитезе – противопоставлении. Картина цветущего оазиса в начале стихотворения “Три пальмы” – и то же место, где стало “дико и пусто”; холодные и свободные тучи – и поэт, любящий свою родину, изгнанник; засохший дубовый листок – и полная сил красавица-чинара и т. д.

Противопоставлены друг другу отдельные картины, фразы и слова. Вот в стихотворении “Парус”: ищет – кинул, в стране далекой – в краю родном.

Благодаря антитезе предметы сопоставляются друг с другом, в них открываются новые свойства. Антитеза – одно из средств выражения мысли в поэзии и в прозе.

5. Выберите одну из пословиц, основанных на антитезе:

В какой из предложенных вам пословиц есть иносказательный смысл? Попробуйте составить небольшой рассказ, раскрыв в нем этот смысл. Это может быть рассказ о студенческой жизни или о жизни ваших знакомых, может быть сказка или фантастическая история. Одно условие – произведение должно быть построено на антитезе.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Делу время – потехе час.

6. Запишите рассказ на видеокассету.



Жанр произведения

  • Сам автор указывает на жанр этого произведения - «восточное сказание». Что такое вообще сказание ?
  • Сказание – это рассказ исторического или легендарного содержания.
  • Докажите примерам из текста , что сказание действительно восточное?
  • Реальное или фантастическое событие лежит в основе произведения? Докажите.
  • В произведении есть фантастическое: символическое число «три», олицетворение (пальмы – живые существа), мотив волшебства. Также есть и реальное: детальное описание каравана и его привала, остановки.

Жанр произведения

БАЛЛАДА

Это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета , основой которого являются необычный случай .

Черты баллады:

  • напряженный , сложный сюжет;
  • зачастую трагическая , печальная развязка ;
  • сильный эмоциональный фон;
  • часто используются повторы;
  • одна из задач баллады - поучающая .

Композиция баллады

На какие композиционные части вы бы разделили балладу?

  • Картина оазиса* и пальм (1 и 2 строфа)
  • Роптание* пальм (3 строфа)
  • Описание каравана (4-6 строфа)
  • Приветствие каравана пальмами (7 строфа)
  • Гибель пальм (8 строфа)
  • Описание бесплодной пустыни (9 и 10 строфа).
  • Посмотрите внимательно на структуру произведения . Как назвать такую композицию?
  • Баллада имеет кольцевую композицию .
  • Какой прием положен в основу произведения (когда предметы, события противопоставлены друг другу)?
  • В основе баллады – антитеза – противопоставление.

Образ трех пальм

  • Какой основной прием положен в основу изображения пальм. Докажите примерами из текста.
  • Олицетворение лежит в основе образа пальм.
  • Что собой символизируют пальмы?
  • Образ пальм можно рассматривать как символ природы.
  • Какие образы еще есть в балладе?
  • Родник, караван
  • Мы уже сказали об антитезе. Какой образ противопоставлен пальмам? Что олицетворяет собой этот образ.
  • Образ каравана противопоставлен образу пальм. Образ каравана олицетворяет собой мир людей с их устройством и отношением к природе.
  • Какая же тема возникает в произведении?
  • ТЕМА 1: Тема красоты и гармонии человека с миром.

Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии.


Тема и идея №1

  • Какая же тема возникает в произведении, если рассматривать противопоставление природы и человека ?
  • ТЕМА 1: Тема красоты и гармонии человека с миром, природой.
  • Определите идею в соответствии с этой темой в балладе:
  • ИДЕЯ 2: Человек и природа связаны неразрывной нитью . Нельзя пользоваться природными богатствами , если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии.

Образ трех пальм

  • Какие важные черты характера пальм вы бы отметили? Докажите примерами из текста.
  • Гордыня – главное качество пальм: « гордые пальмы», «стали…на бога роптать ». Они смеют осуждать решение Бога: « Не прав твой, о небо, святой приговор » .
  • Если бы пальмы были людьми, какими бы они были? Почему? *
  • Почему пальмы стали роптать на Бога? Чего они хотели? Докажите примерами из текста.
  • Пальмы были недовольны своей судьбой , они хотели для себя другого :

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор ?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!»


Образ трех пальм

  • Почему же в итоге были погублены пальмы?
  • Пальмы возроптали на Бога и были наказаны . Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность.
  • Исполнилась их просьба? *
  • По сути, просьба пальм была удовлетворена , ведь они просили о пользе людям.
  • Задумались ли пальмы о том, к чему может привести их просьба о «пользе окружающим»? Почему?
  • Нет, пальмы не думали, что их роптание обернется этим. Мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование .

Тема и идея №2

  • Какая же еще одна тема возникает в произведении в связи с образом пальм?
  • ТЕМА 1: Тема гордыни (самоуверенности).
  • Определите идею в соответствии с этой темой в балладе:
  • ИДЕЯ 2: Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой , может привести к фатальным (печальным) последствиям.

Народная мудрость

  • Какие пословицы и поговорки вы можете вспомнить, связанные со второй (ОСНОВНОЙ) темой баллады?

Где родился, там и пригодился.

Покорись беде, и беда покорится.

Смиренье - богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье.

Гордым быть - глупым слыть. Спесь не ум.


Домашнее задание

Мы выделили образ Родника . Напишите дома небольшую творческую работу по этому образу . Примерные вопросы :

Когда мы впервые встречаем родник?

Какова судьба родника? Какие эмоции она вызывает у вас?

Справедливо ли страдает родник в конце?

Похож ли образ родника на образ пальм? В чем различие ? и т.д.

Не забудьте приводить в примеры цитаты из баллады

  1. Исследователи определяют жанр стихотворе-ния «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с та-ким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?
  2. В стихотворении «Три пальмы», на-званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер-ты балладного жанра. Это суровая муже-ственность сюжета, его острая конфликт-ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком-позиционных форм, ритмическая органи-зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило-софские и общественно-исторические про-блемы. Все эти признаки имеются в сти-хотворении «Три пальмы».

  3. Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?
  4. Для внутреннего мира Лермонтова ха-рактерно ощущение грядущей человече-ской катастрофы. В балладе «Три паль-
    мы» мы находим ситуации, сходные с те-ми, что возникают в «Демоне», <<Мцыри» и «Герое нашего времени». Душа, откры-тая миру, встречает на своем пути озлоб-ление, обман, неблагодарность. Так и три пальмы, казалось бы, дождавшиеся осу-ществления своей мечты, гибнут жерт-вой человеческой жестокости. Основную мысль баллады можно определить так: пальмы — символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаж-дущих послужить людям, принести поль-зу человечеству. Кажущееся осуществле-ние мечты делает конечный исход еще бо-лее трагичным — неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу. Так в аллегорической форме выражено близкое поэту ощущение социально-нравственной катастрофы. Текстуальная близость этого стихотворения обнаруживается с «И скуч-но и грустно…».

    Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», в поэме «Демон» и име-ет символический социально-философс-кий смысл. Материал с сайта

  5. Обратите внимание на такую особенность произведения, как кольцевая композиция. В чем со-циально-философский смысл такого композицион-ного приема?
  6. С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации. Радую-щий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (три гордые пальмы, родник с хо-лодной водой, зеленые листы — и эта роскошь в аравийской пустыне!), резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет на-строение поэта, удрученное чувство оста-ется у читателя. Социально-философский смысл такого композиционного обрамле-ния — скорбь о том, что человек стал ви-новником катастрофы, которая опреде-ленно может погубить и его.

Сочинение

Всю свою жизнь М. Ю. Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления, раскрывает перед нами самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.

Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три пальмы».

Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы.

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли, -

пишет поэт. И нам сразу представляются раскидистые высокие красавицы, которые берегут под «кущей зеленой», дарящей отдых и прохладу, ленточку ручейка с холодной водой. Многие годы журчал студеный родник, а роскошная листва ждала под свою тень уставшего путника. Но никто не приходил к пальмам и не склонялся к живительному ручью, напрасно ждали они странника, который, утомившись от зноя, остановился бы отдохнуть в тени деревьев, с благодарностью приник к «влаге студеной» родника. «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?» - обращаются пальмы к Богу, недовольные своей несправедливой судьбой. И что же ждет их в ответ? Небо услышало мольбу: вдали появился долгожданный караван.

Устроились путники отдохнуть в тени деревьев, наполнили кувшины водой из родника. Казалось бы, оправдались наконец долгие годы ожидания. Но, лишь только спустился вечер, жестокие люди срубили под корень деревья. Дети оборвали зеленую листву, сами пальмы были безжалостно изрублены, «и медленно жгли их до утра огнем». А утром караван спокойно продолжил свой путь, оставив после себя лишь бесплодную почву. И что же мы видим теперь? Вместо зеленой сени листьев, «ныне все дико и пусто кругом». Не с кем пошептаться роднику. Он уже не струится, как прежде, журча холодной волной.

Напрасно пророка о тени он просит -

Его лишь песок раскаленный заносит...

Так бессмысленно погибли гордые пальмы, которые видели смысл всей своей жизни в том, чтобы радовать глаз, дарить влагу и прохладу среди знойной песчаной пустыни. Красота, которая существовала в этих краях долгие годы, была уничтожена в один момент. Разве задумались эти люди, что оставили они после себя? Такая жестокость людей непростительна!

Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! - так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина - так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом

стихе...», - писал он. В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.