Ужасные научные эксперименты. Слабонервным не читать! Черная трансплантология и опыты над людьми — ужасы современности История медицинских экспериментов над людьми


Вопрос об экспериментах на людях в медицине всегда стоял очень остро. Допустимы ли эксперименты на людях вообще, если да, то на здоровых или на больных, каковы границы эксперимента, какие условия необходимо соблюдать при этом и т. д. Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить, что собой представляет медицинский эксперимент. Медицинский эксперимент - это активные (фармакологические, хирургические, лучевые и т. п.) воздействия на человека, изменяющие течение физиологических и патологических процессов для достижения цели эксперимента.

Поскольку посредством эксперимента изучается новое средство лечения, постольку нет полной гарантии в его благополучном исходе. Как и ко всякому научному эксперименту, к эксперименту медицинскому предъявляется целый ряд требований, в том числе возможность повторения опытов, их варьирование и т. п. Очевидно, что все это делает медицинский эксперимент небезопасным для здоровья и даже жизни людей. Но очевидно и другое: медицинские эксперименты необходимы для дальнейшего прогресса науки и, следовательно, для блага человечества. Академик Чехословацкой академии медицинских наук П. Малек пишет: «Необходимость проведения эксперимента на человеке не подлежит сомнению и признается всеми. Медицина не может идти вперед без этого».

Таким образом, острота этой проблемы определяется тем, что здесь сталкиваются коренные интересы отдельного человека и человечества, больного и общества. Но поскольку это так, то при решении данной проблемы недостаточно руководствоваться лишь общим принципом о примате общественных интересов перед личными. С позиций коммунистической морали человек - конечная ценность, и поэтому он никогда не должен служить только средством, но всегда и целью. Поэтому и в данном случае, при решении проблемы об экспериментах на людях, врачебная этика должна определить комплекс таких условий, при которых интересы личности и общества могли бы гармонически сочетаться.

Решение этой задачи специфично для разных видов медицинских экспериментов. В данном случае важно различать два вида таких экспериментов: 1) чисто научные; 2) лечебные. Цель первых - достижение блага человечества, с их помощью решается та или иная научная проблема. Вторые, помимо этого, своей непосредственной целью имеют излечение больного. Первые проводятся как на больных, так и на здоровых, вторые - только на больных. Разумеется, что и к тем и к другим, помимо специфических нравственных требований, о которых будет сказано ниже, предъявляются и некоторые общие требования. Поскольку и чисто научные и лечебные эксперименты связаны с известным риском, постольку важнейшим условием, обеспечивающим их моральность, является предварительное экспериментирование на животных. Если у подопытных животных изучаемое средство не вызвало патологических изменений и представляет терапевтический интерес, его допускают к клиническим испытаниям. Это первое условие нравственности эксперимента.

Всякий медицинский эксперимент предполагает высокую ответственность экспериментатора. Проведение его может быть доверено лишь опытным врачам, умеющим не только хорошо ставить опыты, наблюдать за их ходом, но и способных критически отнестись к своим действиям, опереться на помощь товарищей. Врач-экспериментатор должен быть высококвалифицированным медиком. Возвращаясь к анализу специфических требований, предъявляемых к различным видам медицинских экспериментов, следует заметить, что решение вопроса о лечебных экспериментах несколько проще, чем решение вопроса об экспериментах научных. Это объясняется тем, что при лечебных экспериментах интересы врача и больного едины. Здесь имеется лишь одна сложная проблема - это вопрос о том, во всех ли случаях требуется согласие больного на проведение лечебного эксперимента. Вероятно, что общим для всякого врача должно быть правило: избегать экспериментирования без согласия больного, Больной должен быть осведомлен о том, что ожидаемый эффект будет получен только в случае успеха эксперимента. Однако, на наш взгляд, из этого правила должно быть сделано одно существенное исключение. В тех случаях, когда единственным средством спасения больного является лечебный эксперимент (использование, например, нового лечебного препарата), на наш взгляд, было бы моральным проводить его и без согласия пациента. Этот вопрос связан с решением более широкой проблемы о принудительном лечении, которая будет рассмотрена особо.

В отличие от лечебных чисто научные эксперименты должны проводиться исключительно на основе добровольности. Человек, на котором ставится такой эксперимент, переносит страдания, рискует здоровьем ради общего блага, и, естественно, на это он может идти лишь добровольно. Но и при соблюдении добровольности экспериментатор должен выяснить, что лежит в ее основе: стремление быть полезным людям или желание заработать. На наш взгляд, проведение медицинских экспериментов, опасных для здоровья, за плату безнравственно. Нельзя использовать добровольность и в тех случаях, если она является следствием экзальтированности человека, плохо сознающего последствия своих поступков.

Некоторые эксперименты, даже предварительно проведенные на животных, представляют определенный риск для человека. Поэтому испытуемый обязательно должен быть осведомлен о сущности, практической и научной ценности, а также возможных последствиях эксперимента.

И наконец, несколько слов об экспериментах медиков на самих себе. Такие эксперименты не только оправданы общественным мнением, но и справедливо отнесены к числу героических поступков. История медицины знает немало примеров подлинного героизма и самоотверженности медиков, ставивших опасные опыты на себе. Это немецкий гигиенист Макс Петенкофер и И. И. Мечников, принявшие культуру холерного вибриона, А. Уайт и Антуан Клот, привившие себе чуму, Форсамап, который для разработки новых диагностических приемов ввел себе через вену катетер в полость сердца, и многие другие. Экспериментирование врачей на себе, нередко приводящее к трагическим последствиям и вызывающее чувство восхищения, не может не регулироваться общественной моралью. Эксперименты, летальный (смертельный) исход которых не вызывает сомнений, не допустимы, и долг всякого профессионального коллектива медицинских работников предотвратить их. При других экспериментах на себе врач должен находиться под постоянным наблюдением своих коллег, пользоваться их всемерной поддержкой, выполнять все их указания.

Доктор – это человек, к которому рано или поздно все обращаются за помощью. Вот только нет уверенности, что в его действиях не будет скрытых мотивов. Ведь он может преследовать какие-то свои цели, о которых пациент даже не догадывается. Есть ли грань между аморальностью и служением человечеству, можно ли оправдать жестокие эксперименты стремлением спасти жизнь миллионов в будущем?

Есть доктора, которые бесконтрольно ставят опыты над осужденными или душевно больными, что делает их поступки и аморальными и преступными.

Джон Чарльз Катлер, старший терапевт Департамента здоровья при правительстве США, отвечал за проведение экспериментов над больными сифилисом в Гватемале. В 2005 году стало известно, что к участию в эксперименте умышленно были привлечены заключенные, солдаты и больные венерическими заболеваниями без их согласия. Ученые тогда изучали эффект пенициллина при лечении сифилиса. В результате искусственно были заражены более 1 000 человек, которые не получили соответствующей медицинской помощи. За все время эксперимента умерли 83 человека, за что в 2010 году правительство США принесло стране официальные извинения.

Обри Левин

Обри Левин

Под руководством Одри Левина в 1970-х годах в Южной Африке был осуществлен правительственный проект “Aversion Project” с целью лечения гомосексуалистов от их нетрадиционной ориентации сомнительными методами. Из солдат отобрали несколько сотен мужчин и женщин, которым был поставлен диагноз гомосексуализм. Среди методов лечения использовали электрошок, химическая кастрация и насильственная смена ориентации. Все эти опыты ставили над людьми без их согласия. Те, кто прошли через хирургическую смену пола, возвращались в армию.

Мэрион Симс

Мэрион Симс

Мэрион Симс провел множество процедур и экспериментов над женщинами в 19 веке, так как он искал способы лечения пузырно-влагалищного свища. Несмотря на хорошие намерения,он принуждал рабынь к операциям, не ставя их в известность о настоящих целях. Женщины были прооперированы несколько раз без обезболивающих препаратов. Собранные данные оказались полезными для медицины, но были осуждены, так как были проведены насильственным путем.

Уэнделл Джонсон

Уэнделл Джонсон

Уэнделл Джонсон отвечал за проведение психологических экспериментов, которые получили название «Как стать монстром», так как они были очень жестокими. С помощью ассистентки, Мэри Тюдор, Уэнделл отобрал сирот из детского дома в Огайо и подверг их ряду экспериментов, целью которых было подтвердить теорию о том, что заикание приобретается в результате научения. Одна часть детей подвергалась постоянным замечаниям и унижениям. Им внушали, что они неправильно и плохо разговаривают. В результате эксперимента дети прибрели ряд психических расстройств и расстройств речи на всю жизнь.

Альберт Клигман

Альберт Клигман

В течение нескольких месяцев с 1965 по 1966 год Альберт Клигман провел ряд насильственных экспериментов над заключенными при поддержке Вооруженных сил США и некоторых фармакологических компаний. 75 подопытным были сделаны инъекции дозы препарата Agent Orange, гербицида, который планировали использовать в военных целях, чтобы изучить его эффект на организм человека. В результате эксперимента люди получили хронические кожные болезни и такие их проявления, как кисты, пустулы и большие язвы на теле.


Оливер Венгер отвечал за теоретическое обоснование и практические цели экспериментов по изучению сифилиса Таскиги. В течение нескольких лет мужчины афроамериканцы из бедных и неблагополучных семей отбирались для участия в экспериментах. Они искусственно были заражены сифилисом. Больным обещали бесплатное лечение, которое обернулось для них опасными для жизни токсическими методами. Другой части пациентов не было сообщено о том, что они заражены сифилисом, поэтому они продолжали вести обычный способ жизни и заражать других. В результате эксперимента многие пациенты умерли от осложнений болезни и побочных эффектов лечения.


Доктор, Герта Оберхойзер, работала в концлагере Равенсбрюк. Она ставила эксперименты над заключенными в области изучения разных вмешательств в костные, мышечные и нервные ткани человеческого организма. С этой целью доктор удаляла у заключенных конечности, кости и имплантировала чужеродные тела. Все эксперименты были нацелены на изучение процесса регенерации разных тканей человеческого тела. Результаты экспериментов должны были применяться для лечения солдат. Все заключенные были с увечьями, а многие умерли во время операций без анестезии и в результате летальных инъекций.


Григорий Майрановский, русский биохимик и доктор, в СССР работал над разработкой супер-яда, без вкуса и без запаха, который враги не могли бы идентифицировать. Он ставил эксперименты над заключенными Гулага в секретной лаборатории №1. Кроме инъекций яда, на подопытных воздействовали горчичным газом, рицином, при этом их согласия на эксперименты никто не спрашивал. Неизвестно, сколько заключенных умерло в результате, но ученому удалось создать смертоносный яд С-2.


Во время Холодной войны и США, и СССР проводили множество исследований в области радиации с целью выяснить, может ли она убивать. Это было необходимо, чтобы предотвращать последствия аварий на атомных станциях. Ученый Евгений Зенгер в течение 10 лет проводил эксперименты с лечением рака большой дозой радиации, отбирая пациентов из числа беззащитных. Они приводили к бессоннице, дезориентации, малокровию и смерти.


В период Второй мировой войны Зигмунд Рашер вместе с Эрнстом Хольцлохнером проводили эксперименты по воздействию быстро меняющейся нагрузки на организм человека. Подробности ужасающих экспериментов стали известными на Суде врачей. Заключенных из концлагерей погружали в холодную воду на несколько часов, держали на улице в мороз без одежды. После чего замерзших людей бросали в кипяток, чтобы разморозить.

Кратко о статье: Все без исключения современные лекарства в обязательном порядке испытываются на добровольцах. Но что делать, когда подобное испытание провести невозможно? Насколько этичны опыты на человеке без согласия последнего и что об этом говорит история?

МРАЧНАЯ ЭТИКА ДОКТОРА N

ЭКСПЕРИМЕНТЫ НАД ЛЮДЬМИ

Врач не может стать по-настоящему хорошим врачом, пока не убьёт одного или двух пациентов.

Индийское изречение

Человеческое тело на 78% состоит из воды. Прописная истина, афоризм, который известен всем. Этот факт был установлен в середине 1940-х годов, честь его открытия принадлежит подполковнику японской императорской армии Эгути. Эксперимент выглядел следующим образом: живого человека привязывали к стулу в замкнутом помещении и нагнетали, нагнетали, нагнетали сухой горячий ветер...

ВНИМАНИЕ! ДАННАЯ СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛЫ, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЬМИ, СЛАБОНЕРВНЫМИ И ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ. МЫ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ!

За 15 часов подопытный превращался в высохшую мумию. Умирал он обычно на шестом-седьмом часу, когда из тела уже испарялась большая часть воды. 22% первоначального веса тела — средний показатель по нескольким десяткам жертв. А теперь на первом же уроке биологии в школе учитель сообщает: человек на 80% состоит из воды. «На семьдесят восемь!» — поправил однажды я. «Спасибо», — ответил учитель.

Современная этика и многочисленные законы о правах человека запрещают эксперименты на живых людях, по крайней мере, без их согласия. За деньги — пожалуйста. Нет ни одной фармацевтической компании, которая бы не проводила эксперименты на людях, ни одной. И мы молчим, поскольку знаем: если сегодня новое лекарство не попробуют на добровольцах, значит, завтра не выпустят на рынок, и кто-то умрёт, потому что этика перевесила логику и здравый смысл. Мой добрый знакомый в 2007 году сдавал своё тело «в аренду» немецкой фармакологической лаборатории. Платили 300 евро в сутки и в течение двух недель кормили новым транквилизатором, иногда — в сочетании с другими лекарствами, иногда — на голодный желудок, иногда — после сытного обеда. Неделя забытья, неделя неприятных ощущений, деньги в кармане, лекарство — на рынке. Все счастливы.

Но не на всякий эксперимент найдётся доброволец. За хорошие деньги многие готовы принять какое-нибудь лекарство, послужить науке. А как, например, выяснить поведение палочки Коха в человеческом теле? Вы согласитесь добровольно заразиться или слабо? Конечно, львиную долю подобного рода экспериментов героические учёные проводили на себе.

Последний пример. Тридцать лет назад никто толком не знал, что такое гастрит, язва и тем более рак желудка. От них лечили, делали операции, создавали препараты, но никто не понимал, почему гастрит вообще возникает. В 1982 году австралийский профессор Барри Маршалл заявил, что гастрит вызывает в первую очередь плодящаяся в организме культура бактерий Helicobacter pylori (хотя, конечно, она не является единственной причиной). Научная общественность высмеяла учёного. Маршалл ставил опыты на свиньях и других лабораторных животных, но это ни к чему не приводило. И тогда Маршалл поставил эксперимент на себе, приняв дозу культуры Helicobacter pylori и таким образом заразившись. Результаты эксперимента были опубликованы — и стали одной из самых известных медицинских статей 1980-х годов.


Сотрудники Отряда 731 в рабочей одежде.

МАНИПУЛЯЦИИ С СОЗНАНИЕМ

История знала множество случаев, когда жертвами экспериментов становились психически ненормальные и, соответственно, не всегда понимающие, что происходит, люди. Широко освещены в прессе два подобных американских проекта, проводимых под эгидой ЦРУ, — Bluebird (1951-1953 гг, позже переименован в Artichoke) и МКULTRA (конец 50-х — начало 60-х гг). Собственно, целью обоих проектов было получение контроля над человеческим разумом. В качестве подопытных привлекались пациенты неврологических клиник — кто-то добровольно, в надежде излечиться (им сообщалось, что эксперименты — это новый вид терапии), иные — несознательно, без разрешения родственников и с молчаливого попустительства врачей. Эксперименты проводились большей частью под различными психотропными средствами, в частности, ЛСД и кокаином, а также с активным применением электрошоковой терапии. Bluebird имел первоочередной задачей создание абсолютной сыворотки правды; в ходе экспериментов медики научились вызывать у людей искусственную амнезию на заданные промежутки времени, а также «подсаживать» ложные воспоминания гипнотическим путём. Например, в описаниях проекта фигурирует случай искусственного раздвоения личности у 19-летней девушки. Другой документ описывает ситуацию, когда женщине-добровольцу (сотруднице ЦРУ) подсадили фальшивую личность; пациентка забыла всё о своей прошлой жизни и рьяно защищала новую, выдуманную. После обратной процедуры она не помнила ничего о втором «я». В большинстве случаев подопытные проекта Bluebird остались более или менее здоровыми (или столь же больными, сколь в начале экспериментов). Гораздо более серьёзным стал второй проект Управления — МКULTRA.

Официально открытый 3 апреля 1953 года, переименованный в MKSEARCH в 1964 году, он был со скандалом свёрнут в 1972-м, причём львиная доля документов была тайно уничтожена, чтобы не допустить расследования по антисоциальной деятельности ЦРУ. Последнее имело место тремя годами позже, но ни к чему толком не привело. Проект подразделялся на 149 (!) субпроектов, бюджеты многих из них зашкаливали за несколько миллионов долларов, что по тем временам было неслыханно. Например, в рамках одного из субпроектов более 1500 солдат американской армии получали в своём дневном рационе порцию ЛСД в целях проверки их боеспособности и сознательности под действием наркотика. МКULTRA исследовал все возможные способы воздействия на разум — химические, биологические, гипнотические и даже радиологические. Скандал возник, когда вскрылись данные о многочисленных экспериментах на детях, в том числе по размножению неразвитого ещё сознания под действием психотропных веществ и радиации.

Надо отметить, что опыт, полученные в ходе обоих проектов, по сей день применяется спецслужбами и некоторыми медицинскими организациями. В частности, ряд сывороток правды, разработанных в рамках Bluebird, стоит на вооружении у различных стран мира.

Сегодня в любой клинике берут пробу на Helicobacter pylori и в случае положительного анализа направляют лечение на их уничтожение, поскольку борьба с причиной позволяет ликвидировать следствие. В 2005 году Маршалл получил за свои исследования Нобелевскую премию по медицине — не только потому, что он гениальный учёный, но и потому что он смелый, очень смелый человек.

Их было много — людей, готовых пожертвовать собой ради других. Американец Роджер Смит на себе исследовал свойства яда кураре, француз Жак Понто на себе пробовал сыворотки против змеиных ядов, немец Эммерих Ульман на себе доказал работоспособность вакцины Пастера от бешенства, француз Николаус Миновицци на себе исследовал симптомы асфиксии... Примеров столько, что не перечислить. И благодаря этим людям медицина двигалась и продолжает двигаться вперёд.

Есть эксперименты, которые нельзя ставить на себе. Их можно ставить только на других. Можно ли — ради науки, ради прогресса, ради спасения тысяч людей?

АНДРЕЙ ВЕЗАЛИЙ

Не всегда этика мешала проведению экспериментов на живых пациентах. Частенько она запрещала вещи, без которых было просто не обойтись. Великий Андрей Везалий, основоположник анатомии, в XVI веке нарушил все возможные запреты церкви, выкупая захороненные трупы у кладбищенских сторожей и вскрывая их в своём анатомическом театре. В ходе экспериментов он нашёл более 300 (!) ошибок в работах Галена, по которым учили медицину в течение более чем десяти веков до Везалия. Гален работал только с трупами животных, потому что этика не позволяла ему работать с человеческими. И потому строение многих органов он описывал «по образу и подобию». А Везалий рассматривал настоящее человеческое тело и создал объёмный труд «О строении человеческого тела» (1543), который лёг в основу анатомии как науки. Инквизиция не простила великого врача — но это уже совсем другая история.


Руины крематория в Пинфане.

КУХНЯ ДЬЯВОЛА

Жил когда-то в Японии человек по имени Исии Сиро. Исии — это фамилия, но в японском языке она пишется перед именем. Он родился в 1892 году, окончил медицинский факультет Императорского университета в Киото, а затем аспирантуру по проблемам серологии, бактериологии, эпидемиологии и патологии. Он избрал военную стезю и к 1935 году дослужился до подполковника медицинской службы. А в 1936 году впервые был назначен начальником Управления по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии. Он дважды покидал этот пост — и снова возвращался.

Об Отряде 731 и его начальнике «Мир фантастики» писал в №99 — тот материал был посвящён разработкам и экспериментам в области бактериологического оружия.

В Управлении по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии был один-единственный отдел, третий, который непосредственно занимался вопросами водоснабжения и изготовлением фильтров для воды в частности. Остальные три отдела (№1, 2 и 4) не имели к водоснабжению никакого отношения. Они имели отношение к медицине.

Собственно, в истории Управление известно под названием «Отряд 731». После выхода книги Моримуры Сэйити «Кухня дьявола» это название стало нарицательным. Отряд базировался неподалёку от деревни Пинфань (сегодня — пригород Харбина, Китай), на оккупированных территориях, и за годы его деятельности в результате чудовищных опытов погибло более 3000 человек. Основной задачей отряда было создание бактериологического оружия (собственно, уже к 1944 году Япония была готова использовать его против США, но не решилась). Параллельно велись чисто научные исследования, создавались вакцины против риккетсий и вирусов тифа, маньчжурской лихорадки, эпидемической геморрагической лихорадки, клещевого энцефалита, бешенства, натуральной оспы. Изучались способы лечения обморожений и ожогов, определялись потолки для лётчиков в различных условиях и так далее. Вопрос этики: стоило ли оно того? Сколько людей нужно уничтожить, чтобы спасти от чумы остальных?

Начальник Отряда 731 Исии Сиро сразу после капитуляции Японии сдался американским властям. Свою свободу и неподсудность он купил передачей США всех результатов работы отряда — и по биологическому оружию, и по медицине. Он умер в 1959 году, обеспеченный и свободный. Всего несколько врачей из 731-го попали под суд — те, кого захватили советские власти. Более 2500 сотрудников спокойно дожили свои жизни в почёте, стали профессорами, докторами наук, получили множество грантов и премий.

Одним из классических опытов «кухни дьявола» было вскрытие заживо. В лабораторию приводили человека, вводили ему анестезию, вскрывали и разделяли на органы, виртуозно, чтобы не повредить ничего. Это делали с разными целями. Например, на вскрытом, но ещё живом человеке можно было изучить, как размножаются внутри бактерии той или иной болезни. Одному просто прививали чуму, другому прививали чуму и давали сыворотку, третьему — другой вид сыворотки. И сравнивали. Так выяснялась эффективность вакцин.

Известный снимок Зигмунда Рашера: добрый доктор с приёмным сыном.

Хирурги, натренированные на подобных работах, впоследствии становились очень, очень хорошими врачами. Они спасли множество жизней. Но ещё больше жизней спасли вакцины, разработанные японцами. Победа над холерой, окончательная расправа с чумой и тифом — это во многом заслуга Отряда 731. Мы и сегодня используем их разработки. Нам не стыдно?

Подопытных называли «брёвнами». Осуждённые преступники, шпионы, пленные русские — все они служили материалом. Больше всего пострадало, конечно, китайцев. На полигоне близ станции Аньда проводили испытания бомб, начинённых чумными блохами и возбудителями газовой гангрены. Подопытных привязывали к столбам на определённом расстоянии от места планируемого сброса. Некоторых — одетыми, некоторых — с обнажёнными частями тела. И измеряли время, за которое чумная блоха способна преодолеть расстояние от точки взрыва до обездвиженной жертвы...

БУДНИ РЕЙХА

Есть вещи, о которых вслух говорить не принято. Есть эксперименты, провести которые в демократическом обществе невозможно. Есть вклад в науку, который нельзя отрицать. Это вклад, который сделали нацисты.

Будем честны: львиную долю того, что мы знаем о медицине экстремальных состояний, мы знаем благодаря экспериментам, проведённым во время войны доктором Зигмундом Рашером в лагере Дахау и доктором Иосимурой Хисато из японского Отряда 731. Эти опыты проводились независимо друг от друга и с разными целями. Рашер получил от руководства задание выяснить влияние переохлаждения на организм человека, чтобы использовать эти знания для лечения пострадавших солдат. Иосимура проводил опыты в целях создания «холодильной» бомбы, начинённой жидким азотом. Про Отряд 731 и так сказано немало; обратимся к экспериментам Рашера.

В отличие от Японии, где все эксперименты проводились в одном месте, в специально оборудованном лабораторном комплексе, немецкие опыты имели несколько хаотичный характер. Если при лагере можно было создать лабораторные условия для экспериментов — они создавались. Яды испытывались в Бухенвальде, горчичный газ — в Заксенхаузене, гипотермия — в Дахау и так далее. Зигмунд Рашер был весьма своеобразным человеком. Он не раз попадал под горячую руку собственного руководства и был близок к исключению из партии и даже расстрелу. Известной медицинской аферой Рашера стало утверждение, что женщина способна рожать до глубокой старости (вплоть до 80 лет); на исследования в этой области были выделены огромные средства, впоследствии присвоенные хитрым врачом. Собственно, на этом в 1944 году его карьера и закончилась в том же лагере Дахау, где по иронии судьбы ставились нацистские эксперименты.

Но с 1942 года именно опальный Рашер занимался экспериментами по обморожениям. В первой серии опытов узников погружали в ледяную воду — одних по грудь, других — по шею, третьих — вниз затылком. В разных условиях смерть наступала в разное время. Некоторых пытались реанимировать — в итоговом отчёте Рашер подробно описывал методы спасения людей, переживших тяжёлую общую гипотермию. Во второй серии опытов исследовались местные обморожения и холодные ожоги. Людей обливали холодной водой и выставляли на мороз, доводили конечности до обморожения различной степени тяжести и пытались вернуть их в нормальное состояние. Как уже говорилось, в Японии проводились точно такие же опыты. Именно немецкие и японские отчёты до сих пор служат базовым материалом для лечения обморожений и реанимации пострадавших от переохлаждения людей. Можно ли было достигнуть таких результатов без человеческих жертв? Неизвестно.

Тот же Рашер инициировал серию опытов по выяснению практического потолка для лётчиков путём заключения подопытных в герметичных камерах и создания там разрежения. В барокамере моделировались условия, существующие на различных высотах — до 20 километров. Отряд 731 проводил точно такие же опыты, только порой доводил их до абсурда. Воздух из камеры выкачивали до такой степени, что человека внутри просто разрывало.


Вид на Дахау с воздуха: образец немецкой аккуратности.

Одной из проблем нацистских исследований был, как ни странно, Гиммлер — их непосредственный начальник. Будучи не очень подкованным в данной науке человеком, он регулярно вмешивался в работу врачей, прикрывал перспективные исследования и финансировал бессмысленные, например, согревание обмороженных женским телом (на эти опыты было потрачено море денег).

Стоит заметить, что мы намеренно не акцентируем внимание на печально знаменитых опытах доктора Йозефа Менгеле. В процессе исследования материалов нам не удалось найти никакого обоснования большинства его экспериментов, проведённых в Освенциме и других лагерях смерти. Попытки сшивания близнецов, пересадки органов от одного близнеца к другому, изменения цвета глаз путём впрыскивания химикатов ничего не дали медицине. Всё говорит о том, что Менгеле был не более чем высокопоставленным безумцем.

ПОЗОРНАЯ БИОМЕДИЦИНА

Самым спорным медицинским «событием» в истории США является даже не принятие и оправдание японских медицинских преступников из Отряда 731, а собственные американские опыты, направленные на исследование развития сифилиса. С 1932 года Подразделение венерических заболеваний Службы общественного здравоохранения США проводило исследование сифилиса на темнокожем населении города Таскиги, штат Алабама. Почему на чернокожем? Потому что малограмотные и необразованные негры не знали, что существуют способы лечить эту пагубную болезнь. Более того, когда для лечения сифилиса стали повсеместно использовать пенициллин (примерно с 1947 года), врачи намеренно скрыли этот факт от пациентов, продолжая исследования. Отношение врачей к подопытным чётко выразил доктор Джон Хеллер. «Они были предметами, а не больными, клиническим материалом, а не пациентами», — сказал он в одном из интервью, данных после прекращения проекта.

Конец опытам положила в 1972 году пресса. Специалист по исследованиям венерических заболеваний Петр Бакстун опубликовал разгромную статью об алабамском эксперименте. Статья вышла на передовицах крупнейших американских газет, в том числе New York Times, и под давлением общественности эксперимент был прекращён, выжившим предоставлена медицинская помощь, а все участники-врачи были лишены права на медицинскую практику. Надо отметить, что многие данные о развитии сифилиса, о передаче его от матери к ребёнку и о возможности заразиться получены именно благодаря этому неприятному эпизоду американской истории.

ЧТО ТВОРИТСЯ СЕГОДНЯ

Основным документом, регламентирующим взаимоотношения врачей и участников медицинских экспериментов, является Хельсинская декларация, принятая в 1964 году и с тех пор претерпевшая множество поправок и изменений. Последняя её редакция вышла в 2008 году. В основу декларации лёг Нюрнбергский кодекс, принятый в ходе суда над нацистскими преступниками. Кодекс предписывал, чтобы «...до принятия утвердительного решения объект эксперимента был информирован о его характере, продолжительности и цели; методе и способах, с помощью которых он будет проводиться; обо всех возможных неудобствах и рисках; о последствиях для его здоровья или личности». Помимо того, кодекс требовал «соблюдения права испытуемого на отказ от участия в исследовании на любом этапе его проведения».

Тем не менее иногда происходят случаи, которые никоим образом не подпадают под законодательство, но всё-таки остаются безнаказанными. Широкую огласку получила история девочки Стефани Фэй Боклэр по прозвищу «Бэби Фэй». Фэй родилась в Калифорнии в 1984 году с синдромом гипоплазии левых отделов сердца — ей требовалась моментальная пересадка органа. Подходящего донора для новорождённого не нашлось, и хирург Леонард Бэйли пересадил ребёнку — впервые в истории! — сердце бабуина. Девочка умерла спустя 21 день от почечной инфекции, — а сердце работало. Этичен ли поступок Бэйли? Законен ли он? Дискуссии не умолкали в течение десяти лет после операции, но потом сошли на нет. В принципе, точно таким же гонениям некогда подвергся великий хирург Кристиан Барнард, проведший первую в истории успешную пересадку сердца.

В России для опытов на человеке есть серьёзная лазейка в законодательстве: федеральный закон «О лекарственных средствах» включает пресловутую статью 40, допускающую «испытания лекарств, предназначенных для лечения психических заболеваний, на психически больных, лишённых дееспособности». То есть, по сути, статья разрешает проводить опыты на людях без из согласия.

Итак, эксперименты с участием добровольцев проводятся и сегодня — здесь нет ни юридической, ни нравственной проблемы. Что делать с исследованиями, на которые добровольцев найти невозможно? Как исследовать то, что несёт реальный риск для жизни или гарантированные увечья? Ответа нет. Этика против науки — это вечный конфликт, который человечество вряд ли сумеет разрешить.

"Медицинское право и этика", 2003, N 4

ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ЛЮДЯХ


ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЫТОВ НА ЛЮДЯХ

На Нюрнбергском процессе стала известна правда о жутких деяниях нацистских врачей. Установлено, что они умертвили 70 тыс. человек. Среди замученных были душевнобольные, люди с физическими недостатками, считавшиеся "бесполезными" для общества, цыгане и др. Фашистами была разработана чрезвычайно эффективная программа умерщвления военнопленных. Миру стало известно, что некоторые врачи, вопреки данной ими клятве Гиппократа, ставили злодейские опыты на военнопленных и на лицах, депортированных из занятых нацистами стран. Одним из примеров является заказ военно-воздушных сил фашистской Германии, по которому проводились опыты по длительности выживания в холодной воде, в зависимости от характера погружения человека. В ходе Нюрнбергского процесса было также установлено, что часть полостных операций проводилась без какого-либо обезболивания. Тем самым нацистские врачи обесчестили свою профессию. На Нюрнбергском процессе мир впервые подверг сомнению добросовестность врачей и врачебную этику. В дальнейшем стало известно, что такого же рода злодейские опыты ставились врачами в Японии во время Второй мировой войны.

Несколько лет спустя общественности стали известны новые скандальные случаи нарушения врачебной этики. На этот раз они произошли в США. Это было особенно возмутительно, так как эта страна обнародовала сведения о преступлениях нацистских врачей и гордилась своим уважением прав человека. Два из них особенно потрясли общественное мнение.

В 1963 г. в Бруклине, в Еврейской больнице для страдающих хроническими заболеваниями, в качестве эксперимента престарелым пациентам без их согласия были введены активные раковые клетки.

В период между 1965 и 1971 г. в государственной больнице Уиллоубрук, в Нью-Йорке, проводились исследования вирусного гепатита. В ходе этих исследований вирус гепатита вводился детям с физическими недостатками, находившимся в этой больнице.

После этих и других скандалов людям стало ясно, что биолого-медицинские исследования при том, что для этих исследований необходимы клинические эксперименты, могут приводить к подобным эксцессам.

Широко известным является и тот факт, что фармацевтические компании часто ставят свои эксперименты в других странах. При этом они пользуются тем, что законодательство этих стран не запрещает проведение тех экспериментов, которые запрещены их собственным законодательством. Экспериментальная апробация противозачаточных вакцин "Антибэби" проводилась на людях в Индии, так как в США это было невозможно.

ЭТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА НА ЧЕЛОВЕКЕ

Выдающийся немецкий философ И.Кант писал: "Человека следует уважать в себе и в других". Это моральное обязательство носит абсолютный характер, и исключений из него не должно быть. Нюрнбергская декларация 1974 г. так определяет общие требования к экспериментам, проводимым на человеке: "Проводить на человеке какие-либо эксперименты можно лишь при условии полной осведомленности человека об эксперименте и при наличии его согласия на эксперимент, полученного в условиях свободного волеизъявления". Особенно остро встают вопросы биоэтики при апробации новых лекарственных веществ.

1. Группы испытуемых могут включать беременных, и тогда возможен риск появления врожденных дефектов, или аллергических больных, тогда возникает опасность развития анафилактического шока. Этично ли включать их в испытания?

2. Часть больных не может дать сознательного согласия на участие в испытании. В эту группу входят лица с психическими расстройствами, младенцы.

3. Этично ли предлагать льготы лицам, давшим согласие на участие в экспериментах? Как считают ученые, в этом случае на результат испытаний оказывает влияние предубеждение, особенно в случае привлечения добровольцев из числа заключенных. Например, заключенные могут пойти на эксперимент в обмен на улучшение условий содержания.

4. Этично ли использовать двойной "слепой" метод, когда ни врач, ни больной не знают о применении нового лекарства? Часть ученых считает, что по методическим соображениям для гарантии объективности результатов необходимы исследования именно на "вдвойне неосведомленных". Так, например, в США в отдельные десятилетия в 75% случаев согласия пациентов, подвергавшихся эксперименту, никто не спрашивал. Опубликованные данные стали своего рода бомбой, брошенной в научную общественность.

5. Наконец, публикация ложноположительных результатов о том или ином методе, или лекарстве может привести к ложным представлениям о них не только у больного, но и у врача. Можно себе представить, когда тяжелобольной лечится таким лекарством, и врач безуспешно ждет положительного результата.

Биоэтика исследований на людях получила свое дальнейшее развитие в "Хельсинкской Декларации" Всемирной медицинской ассоциации в 1964 г. Согласно "Декларации", научно обоснованный эксперимент должен проводиться квалифицированным специалистом. С точки зрения прав человека, в документе есть еще одно важное положение: "Интересы испытуемого всегда должны превалировать над интересами науки и общества". Весьма существенным является и положение, касающееся недееспособной группы населения, под которой понимаются дети и психически больные. Предусматривается возможность участия этой группы в медицинских экспериментах при условии получения согласия у законного представителя этого человека, родителей или ближайших родственников. "Хельсинкская Декларация" разрешает проведение экспериментов на военнослужащих и заключенных, хотя ясно, что достаточно трудно гарантировать подлинную добровольность согласия у этого контингента испытуемых.

Одним из последних документов в области биоэтики экспериментов на человеке является Конвенция "О правах человека и биомедицине", принятая в 1996 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы. Главнейшее требование Конвенции состоит в том, чтобы фундаментальные проблемы прогресса биологии и медицины, а также практическое использование достижений науки были подвергнуты широкому общественному обсуждению и надлежащим консультациям. В 1997 г. был принят "Дополнительный Протокол", запрещающий клонирование человека.

В медицине и биологии невозможно проводить фундаментальные научные исследования и применять их результаты на практике без постановки эксперимента на человеке. Эти действия получили названия "клинических испытаний" или "опытов на человеке". Они являются необходимыми на заключительном этапе конкретного исследования. Однако необходимо снизить степень риска пропорционально цели и ожидаемым результатам конкретного исследования. Задача состоит не в том, чтобы остановить научные исследования, что все равно невозможно, а брать под контроль вновь разрабатываемые методы, как только они достигли стадии эксперимента. Это надо делать до того, как они стали предметом коммерции.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОРГАНЫ И ТКАНИ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИОЭТИКИ


Следствием появления метода искусственного оплодотворения явилось то, что был получен достаточно легкий доступ к живым человеческим эмбрионам. Наличие такого доступа немедленно стимулировало у ученых, работающих в этой области, желание использовать для опытов и исследовательской работы лишние эмбрионы, полученные методом искусственного оплодотворения, которые не предназначались для имплантации. Дальнейшее развитие исследований по культивированию клеток и тканей породило этико-юридические проблемы, касающиеся собственности на клетки и ткани, культивируемые in vitro. Являются ли они собственностью донора или тех, кто участвовал в их культивировании?

Усложненный вариант этого вопроса является особенно спорным: если ткань принадлежит плоду или если новорожденный ребенок служит донором кровяных клеток, жизненно необходимых другому индивиду.

В различных комитетах и комиссиях, занимающихся вопросами биоэтики, разгорались горячие споры. В Великобритании было разрешено свободно использовать для научных исследований живые эмбрионы не старше 14 дней со дня зачатия. Во Франции и США это запрещено.

С другой стороны, большое количество провоцированных абортов здоровых зародышей, которые сегодня делаются по всему миру, также утвердило ученых в мысли о возможном использовании тканей и органов извлеченных зародышей. Ткани человеческого зародыша можно использовать в лечении ряда тяжелых заболеваний: некоторых типов иммунодефицита, болезни Паркинсона, Альцгеймера. С этической точки зрения, это было бы приемлемым, если бы зародыш умер до исследования и если бы не существовало связи между спросом на аборт и просьбами о получении зародышевых тканей.

Как видно, проблемы собственности тесно связаны с вопросом о законности или незаконности торговли человеческими органами и тканями. Так, например, в Великобритании человеческие почки покупаются в больницах по цене от 2500 до 3000 фунтов стерлингов за один орган. В настоящее время имеется тенденция к тому, чтобы ввести запрет на продажу и покупку человеческих органов и тканей.

Однако альтернативных путей доставки человеческих материалов тем, кто в них нуждается, пока еще не разработано.

Донор почки остается с единственной почкой после того, как операция пересадки состоялась. Независимо от того, был ли он привлечен денежным вознаграждением или хотел спасти своего родственника, врач должен считать своей морально-юридической обязанностью проинформировать добровольца о возможном риске, связанном с трансплантацией органа. Так, девушка, спасавшая жизнь своей сестры, отдав ей свою почку (ситуация из американского видеофильма "Дар жизни"), должна считаться с возможными последствиями для себя: например, тяжелый токсикоз при беременности.

В настоящее время осуществляется трансплантация таких жизненно важных органов, как сердце, печень, поджелудочная железа. Они не являются парными. В связи с этим возникает серьезная биоэтическая проблема, связанная с тем, что пациент, включенный в лист ожидания для пересадки органа, фактически ждет чьей-то смерти. Означает ли это, что тело человека, деятельность мозга которого уже не может быть восстановлена, может служить в качестве своеобразного "банка органов", необходимых для пересадки другому человеку? Большинство хирургов считает, что пересадка, например, сердца возможна, если оно извлекается у человека, чья смерть констатируется в результате прекращения мозговой деятельности. Здесь затруднения носят не только биоэтический и философский характер, но не рассматриваются и различного рода религиозные соображения.

Еще более остро встают биоэтические вопросы в связи с возможностью использования методов генетической инженерии. Речь идет о технике рекомбинантной ДНК, которая позволяет "пересаживать" ДНК от одного вида другому. Возникает проблема ограничений этих исследований по этическим соображениям. Следует ли сначала осуществить идею создания гибрида человека и обезьяны, а потом уже беспокоиться по поводу этических вопросов?

Некоторые исследователи пытаются обосновать создание такого гибрида потребностью в получении "банка органов", необходимых для трансплантации. Вероятный контроль за подобными экспериментами должны осуществлять специальные комиссии, в состав которых должны входить не только биологи и врачи, но и специалисты в области права, теологи.

Казалось бы, проблема использования человеческих органов и тканей может быть частично решена за счет использования искусственных органов. Действительно, эта сфера прошла колоссальный путь развития от создания искусственной почки до искусственного легкого, сердца. Сейчас проводятся исследования возможности получения искусственных органов зрения, слуха, печени, поджелудочной железы.

Стоимость этих аппаратов постоянно снижается, и искусственная почка стала одной из обязательных принадлежностей нефрологических отделений, где она более или менее доступна всем. В целом же искусственные органы все еще на стадии разработки и экспериментального применения, а стоимость клинического использования остается очень высокой. Вопросы, требующие своего решения:

1. В состоянии ли государственная система здравоохранения взять на себя большую часть расходов на клиническую апробацию и применение в клинике искусственного органа?

2. По каким критериям следует отбирать больных для апробации? Если больным будет непонятен принцип отбора, они будут считать его несправедливым. Так, в Англии пожилым людям диализ не доступен из-за того, что их шансы на выживание ограничены.

3. Остаются пока неясными и вопросы длительного влияния на организм человека материалов, из которых изготовлен тот или иной искусственный орган.

Ясно, что как только в результате научных исследований появляются новые возможности, они быстро внедряются в практику без каких-либо раздумий об этической стороне дела. Кроме стоимости и выгоды, эффективным барьером должны быть доводы нравственности, а также - закона.

О.О.ГОГЛОВА

А.Ф.БОГОМОЛОВ

А.О.БУНИН

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

П рогресс в медицине дает возможность спасти очень много человеческих жизней, но бывают случаи, когда ученые-медики, надеясь на революционный прорыв в своей отрасли, направляют свои силы наперекор соображениям медицинской этики. Совсем недавно американское правительство официально извинилось перед Гватемалой за проведенные там в 40-х годах прошлого века медицинские эксперименты над душевнобольными и заключенными, которые были больны сифилисом. В то время гватемальский проект приобрел репутацию одного из наиболее жестоких медицинских экспериментов. Сейчас мы приведем данные о наиболее страшных опытах на людях в мировой истории человечества.

Медицинские опыты нацистской Германии

Наибольшую жестокую известность всех времен и народов получили эксперименты печально известного врача СС Йозефа Менгеле, которые он проводил в лагере «Освенцим». По свидетельствам очевидцев, главврач Биркенау Йозеф Менгеле сам лично приходил на встречу поездов с военнопленными. Он специально отбирал близнецов. Ими Менгеле особенно интересовался. Стоит ли рассказывать, что в ходе подобных опытов большинство из них погибли. Также «врач-изувер» собрал целую коллекцию глаз «пациентов», которые погибли. Фашисты заключенных использовали также для проведения тестов новых методов лечения инфекционных заболеваний и химического оружия. Для авиационных «нужд» узников помещали в барокамеры или выводили на мороз. Огромное количество пленных кастрировали или стерилизовали – конечно же, без обезболивающих средств. Одной узнице перетянули проволокой грудь, чтобы узнать, сколько времени сможет голодать ее новорожденный ребенок. В итоге мать, чтобы избавить своего ребенка от дальнейших мук, ввела ему морфий. Некоторые врачи-изуверы, совершившие подобные злодеяния, были осуждены как военные преступники. Однако врачу Менгеле удалось сбежать от суда в Бразилию, где он и умер от инсульта в 1979 году.

Отряд № 731 Японии

В 30-40-х годах прошлого века императорская армия Японии проводила на территории Китая ряд медицинских и биологические опытов. Какое именно количество из числа подопытных в результате подобных экспериментов погибло, доподлинно известно не было, однако предположительно – порядка 200 тысяч. Существуют данные, что по городам Китая «экспериментаторы» развозили блох, зараженных тифом и чумой, а водные источники «обрабатывали» вибрионами холеры. Пленных принуждали долгое время находиться на морозе, для того чтобы потом проводить на них испытания методов лечения обморожением, без обезболивающих средств расчленяли, удерживали до тех пор в барокамерах, пока у подопытных не выскакивали глаза, а также подвергали воздействию ядовитых газов. Правительство США после войны помогло Стране восходящего солнца эти опыты держать в секрете, для того чтобы заручиться поддержкой Японии в «холодной войне».

«Изучение уродов»

Дефектологи Университета Айовы в 1939 году решили привести доказательства своей теории, что заикание – не врожденная черта, а приобретенная, которая вызвана страхом ребенка разговаривать. Хотя метод борьбы они избрали не вполне адекватный: экспериментаторы детям-сиротам говорили, что они будут заикаться всегда. Объектами такого жестокого эксперимента стали обитатели сиротского приюта. Это были дети погибших в Огайо моряков и солдат. Изуверы заявили детям, что все они якобы заикаются и им нельзя разговаривать до тех пор, пока те не будут полностью уверены в том, что могут говорить «как надо». Экспериментаторам спровоцировать заикание так и не удалось, но те дети, которые до сих пор нормально разговаривали, стали нервными молчунами и замкнулись в себе. Будущие эксперты по патологиям назвали подобный опыт «Изучением монстров». Трое подопытных, которые выжили, подали в суд на университет и штат Айова. Спустя четыре года в качестве компенсации им было выплачено 925 тысяч долларов.

Гибель Хейла и Берка

Анатомы до 1830-го года могли экспериментировать только над трупами убийц, которые были приговорены к смертной казни. Так как получить труп «легальным способом» было очень сложно, большинство анатомов покупали их у расхитителей могил или же отправлялись «на промысел» сами. Владельцам эдинбургского пансиона Уильяму Хейлу и его приятелю Уильяму Берку в подобном «бизнесе» удалось достигнуть новых высот: они убивали постояльцев пансиона, а затем их тела продавали анатому Роберту Ноксу. Судя по всему, Нокс и не видел (или даже не хотел видеть), что трупы, которые он покупал, были абсолютно целые и свежие. На протяжении 1827-1828 годов Хейл и Берк убили больше десятка человек. Спустя некоторое время Берка приговорили к смертной казни через повешение, а затем правительство Англии либерализировало законодательство относительно трепанации человеческих тел.

Хирург экспериментирует над рабынями

Основоположник современной гинекологии Джеймс Мэрион Симс получил мировую известность из-за проведения на трех своих рабынях экспериментальных операций. Те страдали везико-вагинальными фистулами – свищами между мочевым пузырем и влагалищем. До сих пор Симс считается весьма одиозным «экспериментатором». Во-первых, он считается основоположником оперативной гинекологии и является конструктором некоторых гинекологических инструментов, которые и сегодня врачи используют в своей практике. Во-вторых, свои операции он проводил без обезболивающих средств. Симс был уверен, что ради исцеления проводимые им операции не настолько болезненны. К тому же в то время анестезия только начала зарождаться. Справедливым будет отметить, что по окончании курса операций все рабыни полностью выздоровели и позже были освобождены. К тому же двое из них даже родили детей.

Как в Гватемале исследовали сифилис

На протяжении 1946-1948 годов правительства Гватемалы и США финансировали исследования, которые преследовали цель изучить развитие венерических заболеваний и определить действенность оказанного лечения. Подопытными «кроликами» стали психически больные и узники тюрем. Их заражали сифилисом. Методы заражения были такими: их заставляли вступать в половую связь с инфицированными путанами или им наносили на предварительно расцарапанный половой орган бактерии сифилиса. Те же, кто в конечном итоге заразился, проходили лечение пенициллином. О дальнейшей судьбе участников варварского опыта сведения отсутствуют. В октябре 2010 года американский государственный секретарь Хиллари Клинтон за експерименты 60-летней давности официально извинилась перед Гватемалой.

Опыты над сифилисом в Таскиги

Наиболее продолжительный опыт над человеком продолжался 40 лет. Министерство здравоохранения в 1932 приступило к программе изучения последствий сифилиса. К сожалению, участники программы занимались исключительно наблюдениями. «Добровольцы» были обречены. Экспериментаторы в Алабаме следили исключительно за развитием болезни у 399 темнокожих мужчин. По ходу их успокаивали тем, что они лечатся от «плохой крови». Как выяснилось, о лечении речь не шла. К тому же в конце 40-х годов сифилис успешно излечивался пенициллином. Только в 1972 году эксперимент был закрыт благодаря проведенному журналистскому расследованию.