Первобытные земледельцы. Первобытные земледельцы и скотоводы. Древние земледельцы, скотоводы и охотники: развитие человека
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
1.Появление мотыжного земледелия. 2.Приручение животных. 3.Появление ремесла. 4.Род и племя. 5.Мировоззрение.
Заполните таблицу и сделайте вывод: Что явилось главной причиной появления новых отраслей хозяйства?
Однажды люди замети-ли, что зерна просы-панные у входа в пе-щеру дали всходы. Женщины стали рых-лить землю при по-мощи мотыги и бро-сать в землю зерна. Так появилось земле-делие.
Кроме мотыги в земле-делии применялись каменный топор и серп. При помощи топора вы рубали деревья и кус тарник, затем выкор-чевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей.Он выступал в качестве удобрения
Урожай собирали при помощи серпа, изготав ливавшегося из кости. В серп вставляли ка-менные лезвия. Полученное зерно перети рали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу вы пекали у костра на уг-лях.
В это же время появилось скотоводство. Мужчины возвращаясь с охоты иногда приводили раненых животных,или детенышей. Первым домашним живот-ным стала собака. Затем были приручены свиньи, козы,овцы и коровы. Появление земледелия и скотоводства стало воз-можным потому что у людей появились изли-шки продуктов. Почему? Хозяйство постепенно ста-ло превращаться из при-сваивающего в произво- дящее. Теперь благосостояние лю дей зависело только от их труда.
С развитием хозяйства люди стали больше уделять вни- мание изготовлению ору-дий труда и домашней утва ри. Издавнв люди плели козины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размока-ла если в корзину попада-ла вода. Однажды,когда корзина по-пала в огонь глина обгоре-ла и стала твердой.
В это же время появилось ткачество.Был изобре-тен простейший ткац-кий станок. Нити делали из льна, или пряли из шерсти живот-ных. У людей появилась льня-ная и шерстяная одеж-да и они стали более за-щищенными перед не-погодой.
Древние люди освоили довольно сложные для того уровня тех-нологии. На слайде изображен первобытный свер-лильный станок. При его помощи люди сверлили отверстия в каменных топорах и затем вставляли в них древко.
Родовая община Родовая община Племя Браки старейшина старейшина Совет старейшин
Для людей все в природе было одушевленным.Мир,по их мнению,был населен духами. Самые могущественные духи назывались богами. Если все вокруг живое, то со всем можно договориться-нужно только обратить к бо-гам просьбу- молитву. Изображения богов называ-лись идолами. Для задобре-ния богов к идолам приноси-ли жертвы
Главная > Урок
Урок 1. Первобытные земледельцы и
скотоводы. Возникновение земледелия и
скотоводства
I. Проверочная работа. (Учитель зачитывает вопросы, учащиеся письменно отвечают, на доске - оформление проверочной работы) 1. Когда человек выделился из живой природы? (Около 3... лет назад) 2. Материк, где были обнаружены останки первого человека...
А | Ф | Р | И | К | А |
У | л | ||||||||||
И | ь | ||||||||||
о | я | Т. | А |
Л | Е | Д | Н | И | К | О | В | Ы | Й |
Г | А | Р | П | У | Н |
К | Р | Е | М | Е | Н | Ь |
(В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотниками, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья ячменя и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие).
Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, существовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.
Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (Присваивающим)
Во главе родовой общины стоял старейшина.
Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли старейшинами.
Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он лучше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и растениях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к нему группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.
Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно; зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!».
Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы болеть».
Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной наблюдательностью и цепкой памятью не только давал советы.
Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем.
Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, в выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.
Собака стала первым домашним животным, она помогала человеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поросят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло скотоводство .
Запись в тетради: Охота скотоводство
Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, состоявшими из кремневых пластинок, вставленных в кость или рог.
Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр. 19. Назовите, изображенное орудие труда.
Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зернотерках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен. Так возникло земледелие.
Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других районах Земли земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.
Собирательство земледелие.
Вопросы:
-Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое примитивное земледелие получило такое название?
-Какие природные условия необходимы были для занятия мотыжным земледелием? (Теплый климат, обилие враги, мягкая почва)
-Прочитайте третий абзац п.1 §4 и объясните, почему первоначально сложившуюся систему земледелия назвали подсечно-огневой?
-Какие изменения произошли в жизни людей с появлением земле делия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала зависеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись про изводством хлеба овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь лю дей улучшилась.)
Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.
Запись в тетрадях:
Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам производил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотоводством.
Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий; расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай, костяным серпом. Люда не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.
Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.
Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п. 3, назовите какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавливать посуду, ткать, сверлить и шлифовать.)
Выучите понятие «производящее хозяйство».
Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земледельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда.
Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
ТЕМА III. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
УРОК 4 . УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ И БОРЬБА КЛАССОВ В ЕГИПТЕ
УРОК 5. МОГУЩЕСТВО И УПАДОК ЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
УРОК 7 . ЗАРОЖДЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ПИСЬМЕННОСТЬ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
ТЕМА IV. ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ
УРОК 2. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА МЕЖДУРЕЧЬЯ И ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО
УРОК 3 . ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.
ТЕМА V. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
УРОК 2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ИНДИЙЦЕВ
ТЕМА VI. ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
ТЕМА VII. ГРЕЦИЯ В ДРЕВНЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
УРОКИ 2-4 . МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ»
УРОК 5 . ЗАНЯТИЯ ГРЕКОВ И ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССОВ В XI-IX ВЕКАХ ДО Н. Э.
ТЕМА VIII. УСТАНОВЛЕНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н. Э.
УРОКИ 1-2 . ОБРАЗОВАНИЕ АФИНСКОГО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
УРОК 1 . АФИНЫ ПРИ ГОСПОДСТВЕ АРИСТОКРАТОВ В VIII-VII ВЕНАХ ДО Н. Э.
УРОК 3. СПАРТАНСКОЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н. Э.
УРОК 4. ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ И НА БЕРЕГАХ СРЕДИЗЕМНОГО И ЧЕРНОГО МОРЕЙ
ТЕМА IX. РАЗВИТИЕ РАБСТВА В ГРЕЦИИ И ВОЗВЫШЕНИЕ АФИН В V В. ДО Н. Э.
УРОКИ 3-4 . МОГУЩЕСТВО И БОГАТСТВО АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э. АФИНСКАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ
УРОК 3 . МОГУЩЕСТВО И БОГАТСТВО АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э.
ТЕМА X. РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ГРЕЦИИ В V-IV ВЕКАХ ДО Н. Э.
УРОК 3 . АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ ЭЛЛАДЫ В V ВЕКЕ ДО Н. Э.
ТЕМА XI. ОБРАЗОВАНИЕ ГРЕКО-МАКЕДОНСКИХ ГОСУДАРСТВ В ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ
ОБОБЩАЮЩЕ-ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»
РАЗДЕЛ IV . ДРЕВНИЙ РИМ
ТЕМА XII. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЗАВОЕВАНИЕ ЕЮ ИТАЛИИ
УРОК 2. РИМСКАЯ АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА В СЕРЕДИНЕ III ВЕКА ДО Н. Э.
ТЕМА XIII. ПРЕВРАЩЕНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИЛЬНЕЙШУЮ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКУЮ ДЕРЖАВУ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
УРОК 1 . БОРЬБА МЕЖДУ РИМОМ И КАРФАГЕНОМ ЗА ГОСПОДСТВО В ЗАПАДНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ
УРОК 4. РАЗОРЕНИЕ КРЕСТЬЯН В ИТАЛИИ И ИХ БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ
УРОК 5 . ВОССТАНИЕ РАБОВ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СПАРТАКА
ТЕМА XIV. ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ЕЕ МОГУЩЕСТВА
УРОК 2 . РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ОКТАВИАНЕ АВГУСТЕ И ЕГО ПРЕЕМНИКАХ
ТЕМА XV. КУЛЬТУРА И БЫТ РИМА В КОНЦЕ РЕСПУБЛИКИ - НАЧАЛЕ ИМПЕРИИ
ТЕМА XVI. УПАДОК И ГИБЕЛЬ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
УРОК 1 . НАЧАЛО УПАДКА РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КОНЦЕ II - В III ВЕКЕ
УРОК 2 . ОСЛАБЛЕНИЕ ИМПЕРИИ В III ВЕКЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЕЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ДИОКЛЕТИАНЕ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В ДРЕВНОСТИ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОСТИ, НАУЧНЫХ ЗНАНИЯ, ИСКУССТВА
План урока:
1. Повторение курса «Эпизодические рассказы из истории СССР».
2. Знакомство с учебником.
3. Характеристика исторических источников: письменных, вещественных, этно-. графических.
1. Задание:
«В IV классе вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Вспомните, в каком году произошли эти события». Небольшая беседа обычно протекает.активно, наиболее подготовленные ученики дают развернутые ответы. Если класс молчит, допустимы вспомогательные вопросы: «Какое важное событие произошло в 1380 г.? В каком году началась и в каком закончилась Великая Отечественная война?» и т. п.
Учитель подчеркивает: недостаточно знать историю только своей Родины. Важно познакомиться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. «Мы приступаем к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории»,- говорит он. Понятие всемирная история новое для "пятиклассников, целесообразно раскрыть его в ходе работы с физической картой полушарий или самодельной картой по истории первобытного общества (см. пособие, рис. 1).
Задание : Покажите на карте и назовите части света. Опыт свидетельствует, что лишь отдельные ученики способны выполнить задание.
Учитель, сопровождая свои слова показом по карте, сообщает учащимся, что в нынешнем году они узнают о жизни древних народов Африки, Азии и Европы.
2. Определение слова «история» учащиеся находят в учебнике: один из учеников читает вслух абзацы 1, 3, 4 на стр. 6. Затем учитель спрашивает: «Как называется первый отдел всемирной истории?»
Задание : Найдите оглавление (стр. 3-5). Учебник делится на четыре части, или, иначе говоря, на четыре раздела. Названия частей выделены самыми большими на этих страницах буквами. Как называются разделы учебника? Уже на данном уроке учащиеся запоминают название первого раздела курса, которое учитель пишет на доске (На доске целесообразно записывать названия разделов (тем, уроков), новые слова, имена, даты, так называемые «памятки», домашние задания и т. п. Ниже в пособии указаны лишь относительно сложные случаи использования доски ). Он объясняет, что слово «первобытный» означает «древнейший» (с более точным определением учащиеся познакомятся при изучении § 2).
Учитель обращает внимание на роль иллюстраций в учебнике: рисунки помогут создать представление о жизни людей в древности. Предлагается найти, например, цветн. рис. 1:
- Вы еще не изучали жизнь первобытных людей, но, рассмотрев этот рисунок, уже сможете ответить на некоторые вопросы. Почему древнейшие люди могли жить только в жарких странах?
- Они не имели одежды, - говорят ученики.
- Поясните свою мысль: в каких странах можно было прожить без одежды?
Выслушав учащихся, учитель спрашивает:
- Есть ли другие доказательства того, что люди могли жить только в жарких странах? Рассмотрите рисунок и скажите, как люди добывали пищу.
- Они охотились и собирали плоды. А в жарких странах больше фруктов и ягод, чем в северных.
- Какие орудия труда вы видите на рисунке?
- Камни и палки.
Дополняя ответы, учитель поясняет, что не всякий камень и палка являются орудиями труда. Например, камень, найденный где-нибудь на берегу реки, не назовешь орудием труда. Но если первобытный человек придавал камню определенную форму, то такой камень превращался в орудие труда.
В ходе рассмотрения рисунка желательно подчеркнуть, что древнейшие люди жили на Земле два с половиной миллиона лет назад, добывали пищу собирательством и охотой (подробнее об этом будет рассказано на следующем уроке).
3. Учитель предлагает вспомнить, как ученые узнают о жизни древних людей. Этот вопрос рассматривался в IV классе, поэтому учащиеся способны указать на роль раскопок, назвать берестяные грамоты, надписи на камне и коже и т. д.
Раскрывается понятие исторический источник .
Слово «источник» имеет несколько значений. Что означает оно в предложении: «В лесу ребята увидели источник»? Что означает то же слово в выражении «источник знаний»? Что может быть названо источником, знаний? Приведите пример.
Учащиеся дают разные ответы, но им понятно главное - слово «источник» может употребляться как в прямом, так и в переносном смысле. Учитель поясняет, что развалины древних зданий, обломки посуды, различные древние надписи являются источниками знаний по истории.
Пятиклассники находят в учебнике определение понятия «письменный исторический источник» (стр. 7). Подчеркивается, что древнейшим письменным источникам около 5 тыс. лет. Представление о древнем письменном источнике может быть создано с помощью задания: «Вообразите, что в горах вы видите высеченную на скале надпись (учитель поворачивается к стене класса, будто стена и есть та скала, вглядывается, «разбирая» текст, и учащимся кажется, что они и в самом деле видят надпись): «Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, 6 тыс. воинов убил, 20 городов сжег, 10 тыс. мужчин и женщин в плен взял, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги». О чем расскажет ученым этот письменный источник ?
Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Почему - обычно учащимся понятно: надписи сделаны на незнакомом языке и сложными знаками. Учитель добавляет, что ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть их уже прочитана, некоторые еще предстоит разгадать (Не разгадано древнейшее индийское письмо (упомянуто в учебнике), письмо Крита, этрусков, острова Пасхи, народов Америки - майя, ольмеков и др ).
Учитель отмечает, что, изучая одни только письменные источники, нельзя узнать, как жили люди в глубокой древности (древнейшие надписи были сделаны около 5 тыс. лет назад, а люди существуют на Земле два с половиной миллиона лет).
Объясняются термины «археология», «вещественные источники». Целесообразно остановиться на том, какую роль играют раскопки: 1) древних мусорных ям; 2) древних могил; 3) древних городов.
1. Для чего раскапывать древние мусорные ямы? Детям это кажется смешным. Но любая находка, даже самая незначительная, о многом расскажет археологу.
Задание : В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей животных. Представьте себя на месте ученых: как бы вы стали изучать эти кости, чтобы побольше узнать о занятиях жителей поселка?
«Задавайте мне вопросы, - предлагает учитель, - я отвечу на них. Что вы хотите узнать о костях?*» Выполняя задание, учащиеся знакомятся с методами исторической науки, учатся рассуждать.
Ученики. Каким животным принадлежали кости?
Учитель. Диким быкам, диким оленям, диким кабанам. А также домашним животным: собакам, козам, свиньям.
Ученики. Нельзя ли узнать, когда были убиты животные?
Учитель. Примерно десять тысяч лет назад.
Ученики. Не видны ли следы обработки этих костей людьми? Нет ли надписей на костях?
Учитель. Такие следы отсутствуют. Надписи также не обнаружены. Если других вопросов нет, отвечайте, что можно узнать о занятиях жителей поселка на основании находок.
Ученики. Десять тысяч лет назад люди охотились здесь на оленей, быков, кабанов. Они разводили домашних животных: собак, коз, свиней.
Учитель. Как узнать, какое занятие было развито больше: охота или скотоводство? Что для этого надо сделать?... Подсчитаем, каких костей было больше. Допустим, что костей диких животных.
Ученики. Значит, охота была развита больше.
Учитель. В мусорной яме не найдено ни одной коровьей кости. Объясните этот факт.
Ученики. Коровы еще не были приручены людьми.
Учитель. Возможно ли иное объяснение?
Ученики. Может быть, жители поселка считали корову священным животным и не ели ее мяса.
2. Вопросы: С какой целью археологи раскапывают могилы? Почему древние люди клали в могилу вещи, которыми умерший пользовался при жизни? (Ответить могут лишь немногие ученики, знакомые с этим материалом, помимо школы.) Полезно уже здесь упомянуть, что древние люди верили в посмертную жизнь человека. В «стране мертвых» умершему будто бы потребуется все, чем он пользовался на земле. Поэтому в древних могилах в отличие от мусорных ям находят неповрежденные предметы: в могиле воина - меч и шлем, в могиле богатой женщины - бусы, серьги и кольца, в могиле бедняка - горшок с пищей и орудия труда.
3. Значение раскопок древнего города раскрывается на одном-двух примерах.
а) В древности существовал город Ниневия (см. § 17), расположенный к югу от Кавказских гор. Однажды Ниневию осадили вражеские войска. Два года не могли они овладеть городом. Наконец враги ворвались внутрь его: по улицам неслась конница, сверкали мечи и блестели копья. Победители увели пленных, увезли все, что можно было увезти: драгоценную утварь, скот, металлическое оружие. Ограбленные дома были преданы огню. Город опустел. Никто не решался селиться
на пепелище, только ветер гулял по некогда шумным улицам, Он приносил пыль и песок и засыпал город.
Объясняя, почему древние города оказались под землей, учитель обратит внимание на знакомый учащимся предмет:
- Парта, за которой вы сидите, чистая, но если в классе не убирать неделю, то можно будет пальцем написать на парте свое имя. Теперь представьте себе, каким слоем пыли и песка покрылись развалины Ниневии за две с половиной тысячи лет. Она вся оказалась под землей .
Когда в Ниневию пришли археологи, они обнаружили полуразрушенные кирпичные стены, ворота, дома и царский дворец. Что могут рассказать о жизни людей раскопки города? Историков интересуют мельчайшие подробности: широкими или узкими были улицы, мостились ли они, из какого материала сложены стены домов, как выглядели царский дворец и дома жителей. Полеено отметить, что при раскопках Ниневии найдены не только вещественные, но и ценнейшие письменные источники - библиотека, состоящая из 20 тыс. «книг».
б) Город Помпеи, расположенный в Италии, был засыпан пеплом во время извержения вулкана Везувия около 2 тыс. лет назад (см. стр. 221). Город погиб, не будучи разграблен и не пострадав от огня. Ученые восстановили не только внешний, но и внутренний вид домов, мастерских, бань, театра и других зданий. Хорошо сохранились мебель, орудия труда, произведения живописи и скульптуры, множество предметов быта. (Можно использовать либо несколько диапозитивов из серии «Древний город Помпеи», либо цветные фото XVI-XVIII учебника.)
Далее учитель называет еще один источник знаний о древних людях. Это изучение жизни народностей, сильно отставших в своем развитии (рассматривается фотография «У шалаша австралийцев» на стр. 9). Учитель рассказывает, пользуясь настенной картой, об одной-двух из этих народностей (К числу наиболее отсталых современных народностей относятся мрабри в Таиланде, кубу на Суматре и хадзапи в Танзании. См.: Охотники, собиратели, рыболовы. Под ред. А. М. Решетова. Л., 1972, с. 8, 108, 144 ).
В наши дни в Восточной Африке живет маленькое племя хадзапи. Оно не знает ни земледелия, ни скотоводства. Хадзапи добывают себе пищу охотой на антилоп, носорогов и других животных, а также собиранием плодов и съедобных кореньев, птичьих яиц, меда диких пчел. Хадзапи не умеют добывать и обрабатывать металлы, они делают орудия труда из камня и дерева, посуду из скорлупы яиц страуса, ложки из раковин. Одеждой им служат небольшие кожаные передники и сандалии, защищающие от шипов колючих кустарников. Хадзапи кочуют в поисках пищи, от непогоды они прячутся в пещерах или в небольших шалашах.
В конце урока возможна беседа по вопросу: «Как ученые узнают о жизни древних людей?»
Домашнее задание . Учебник, стр. 6-10. Вопрос 3 на стр. 9.