Первобытные земледельцы. Первобытные земледельцы и скотоводы. Древние земледельцы, скотоводы и охотники: развитие человека


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1.Появление мотыжного земледелия. 2.Приручение животных. 3.Появление ремесла. 4.Род и племя. 5.Мировоззрение.

Заполните таблицу и сделайте вывод: Что явилось главной причиной появления новых отраслей хозяйства?

Однажды люди замети-ли, что зерна просы-панные у входа в пе-щеру дали всходы. Женщины стали рых-лить землю при по-мощи мотыги и бро-сать в землю зерна. Так появилось земле-делие.

Кроме мотыги в земле-делии применялись каменный топор и серп. При помощи топора вы рубали деревья и кус тарник, затем выкор-чевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей.Он выступал в качестве удобрения

Урожай собирали при помощи серпа, изготав ливавшегося из кости. В серп вставляли ка-менные лезвия. Полученное зерно перети рали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу вы пекали у костра на уг-лях.

В это же время появилось скотоводство. Мужчины возвращаясь с охоты иногда приводили раненых животных,или детенышей. Первым домашним живот-ным стала собака. Затем были приручены свиньи, козы,овцы и коровы. Появление земледелия и скотоводства стало воз-можным потому что у людей появились изли-шки продуктов. Почему? Хозяйство постепенно ста-ло превращаться из при-сваивающего в произво- дящее. Теперь благосостояние лю дей зависело только от их труда.

С развитием хозяйства люди стали больше уделять вни- мание изготовлению ору-дий труда и домашней утва ри. Издавнв люди плели козины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размока-ла если в корзину попада-ла вода. Однажды,когда корзина по-пала в огонь глина обгоре-ла и стала твердой.

В это же время появилось ткачество.Был изобре-тен простейший ткац-кий станок. Нити делали из льна, или пряли из шерсти живот-ных. У людей появилась льня-ная и шерстяная одеж-да и они стали более за-щищенными перед не-погодой.

Древние люди освоили довольно сложные для того уровня тех-нологии. На слайде изображен первобытный свер-лильный станок. При его помощи люди сверлили отверстия в каменных топорах и затем вставляли в них древко.

Родовая община Родовая община Племя Браки старейшина старейшина Совет старейшин

Для людей все в природе было одушевленным.Мир,по их мнению,был населен духами. Самые могущественные духи назывались богами. Если все вокруг живое, то со всем можно договориться-нужно только обратить к бо-гам просьбу- молитву. Изображения богов называ-лись идолами. Для задобре-ния богов к идолам приноси-ли жертвы


Главная > Урок

Урок 1. Первобытные земледельцы и

скотоводы. Возникновение земледелия и

скотоводства

I. Проверочная работа. (Учитель зачитывает вопросы, учащиеся письменно отвечают, на доске - оформление проверочной работы) 1. Когда человек выделился из живой природы? (Около 3... лет назад) 2. Материк, где были обнаружены останки первого человека...

А Ф Р И К А
3. Как назывался первый человеческий коллектив? С Т А Д О 4. Чем первый человек отличался от животных?
У л
И ь
о я Т. А
5. Назовите первые орудия труда: ..., ....... и... 6. Каменный век - это... 7. Первые занятия человека - ... и... 8. Присваивающее хозяйство - это хозяйство, при котором человек.. 9. Какой период на Земле стал суровым экзаменом для челове-ка, но он выжил благодаря овладению огнем, умению шить одежду, строить жилище, охотиться?
Л Е Д Н И К О В Ы Й
10. Зазубренный костяной наконечник копий для рыбной лов- ли...
Г А Р П У Н
11. Твердый камень, легко раскалывающийся на пластины с острыми краями...
К Р Е М Е Н Ь
13.Вставьте пропущенные слова: Родовая община - это коллектив..., которые жили и труди-лись..., имели... имущество (..., ..., ...). 14. Соедините стрелками: homo habilis человекразумньщ homo erektus –у человек умелый homo sapiens человек прямой овладел огнем родами и племенами научился делать орудия труда 15. Объясните, как вы поняли, какое общество называют пер-вобытным. II. Новая тема (В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотниками, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья ячменя и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие) Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, су-1 шествовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сдела-ны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пше-ницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители по-селка охотились на-диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (При-сваивающее) Во главе родовой общины стоял старейшина . Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли ста-рейшинами. Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он луч-ше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и расте-ниях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к не-му группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав. Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно: зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!» Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине гри-бы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы бо-леть». Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной на-блюдательностью и цепкой памятью не только давал советы. Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем. Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре-дупреждая лаем о приближении других хищников. Собака стала первым домашним животным, она помогала че-ловеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у лю-дей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поро-сят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманны-ми козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Посте-пенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник-ло скотоводство. Запись в тетради: Охота - скотоводство Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались со бирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножа ми, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставлен ных в кость или рог. Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр.19. Назо вите изображенное орудие труда. Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зес нотерках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерн измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое врем люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделал замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в земель прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен Так возникло земледелие. Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других район; Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае. Собирательство - земледелие. Вопросы: -Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое щ митивное земледелие получило такое название? -Какие природные условия необходимы были для занятия л тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие влаги, мягь почва) -Щрочитайте третий абзац n.l §4 и объясните, почему п воначально сложившуюся систему земледелия назвали подсеч огневой? -Какие изменения произошли в жизни людей с появлен; земледелия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала зависеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они заня-лись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь людей улучшилась.) Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее. Запись в тетрадях: Производящее хозяйство - это хозяйство, при кото-ром человек сам производил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотоводством. Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало уси-лий: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Лю-ди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу. Отношения в родовой общине становились все более сплочен-ными. Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п.З, назови-те, какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавли-вать посуду, ткать, сверлить и шлифовать.) Домашнее задание: 1) Прочитайте §4. 2) Ответьте на вопросы №1-3 на с.22. 3) Выучите понятие «производящее хозяйство». 4) ^Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земледельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда. Урок 9. Древний Египет. Государство на берегах Нила Учитель: Время с III тысячелетия до н.э. до середины V века нашей эры называют историей древнего мирз. 4--1-*--I- тыс. L н.э. история древнего мира Древняя Греция (см. стр. 111) Древний Рим (см. стр. 201) Древний Восток: - Египет (см. стр. 31) - Вавилон (см. стр. 66) - Китай (см. стр. 101) - Индия (см. стр. 93) Задание: Прочитайте введение к разделу «Древний Восток» на стр. 32. Учитель: При чтении мы встретились с понятием «государст-во», это форма организации человеческого общества, пришедшая на смену соседской общине, родоплеменным отношениям. На доске: СТАДО РОДОВАЯ ОБЩИНА СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА ГОСУДАРСТВО «Государство» можно спутать с понятием «страна». На, доске: Государство Ф страна. Но это не так. Страна - это местность, часть поверхности земного шара, пространство, простор. Страна бывает большой или...? Горной или...? Жаркой или...? Например, что мы имеем в виду, когда говорим «страна Еги-пет»? Это местность, где протекает река Нил от первого порога до мо-ря, ее берега, дельта, горные обрывы на границе с пустыней. Страна Египет существует в наши дни, существовала и до возникновения го-сударства. Что же это такое? Понятие «государство» связано с понятием «власть». Власть - способность и возможность оказывать опре-деляющее воздействие на поведение, мысли и чувства других людей. Вопросы: 1) Существовала ли власть до возникновения госу-дарства? Кто ею распоряжался? (В условиях родового строя общинники все вопросы решали сообща, контроль за исполнением этих решений осу-ществляли старейшины, вождь. Власть вождя была выборной, опиралась на авторитет, уважение, признание достоинств вождя со стгюронь5 всех членов рода.) 2) Чем же отличается власть царя, правителя государства, от власти вождя? Свою власть царь получал по наследству от отца, не всегда обладая необходимыми знаниями, умениями, способно-стями, опытом, мудростью. Поэтому власть приходилось удерживать силой с помощью войска, поручения и приказы ца-ря выполняли чиновники -люди, находившиеся на службе госу-дарства. 3) Почему же вожди и старейшины не нуждались в примене-нии силы? Вспомните один из признаков первобытного общества. (Не было угнетения, никто не заставлял никого тру-диться. Это делали все, чтобы выжить. Вождь управлял де-лами племени, опираясь на обычаи и традиции, следование ко-торым было важным условием выживания.) Учитель: Итак, в вышеизложенном смысле государство - это власть, нуждающаяся в применении силы. Однако эта власть выполня-" ет важные для общества функции: - объединяет население, проживающее" на определенной тер-ритории, для решения общих дел; - регулирует отношения между людьми, управителями и управляемыми. ^ Вопрос: Как же отличить государство от другие форм ор-ганизации человеческого общества? (Опираясь на мА на стр.32, учащиеся могут выделить следующие признаки государст-ва: 1. Во главе государства стоит царь. 2. Власть царя передается по наследству. 3. Государство имеет свою территорию. 4. Государства-города окружались крепостной стеной. Вопрос: Почему? 5. В глотом городе (столице) жил царь, находилась казна. 6. С появлением государства возникла письменность. Она спо-собствовала укреплению власти царя (запись законов и приказов), сохранению и увеличению его богатств (т.е. собственности). Собственность - имущество, владелец которой мо-жет распоряжаться им по своему усмотрению (подарить, про-дать и т.д.) 7. Государство возникает тогда, когда появляется неравенство (т.е. богатые, свободные и бедные, рабы). 8. Государство возникает там, где земледелие становится глав-ным занятием. (Государство организует общественные работы, связан-ные с занятием земледелием. Появление излишков и присвоение их теми, кто осуществляет управление, ведет к неравенству, зарождению особого аппарата власти - государства) Учитель: Итак, первые государства возникли там, где люди раньше перешли к земледелию. Вопрос: Как вы думаете, какие природные условия необходи-мы для этого? На доске: влага -^--- разливы Нила солнце <;--- экватор почва *z.--- ivi Одно из государств возникло в северо-восточной Африке, на берегах реки Нил. Обратите внимание на карту в учебнике на стр. 31. Здесь располагалась страна Египет от первого порога Нила до его впа-дения в Средиземное море. Жизнь была возможна только по берегам Нила, от воды и до горных обрывов. А в некоторых местах скаль! вплотную подступают к Нилу (приблизительно 12-15 км). Обратите внимание, как располагается эта страна по отноше-нию к экватору. Вопрос: О чем это говори В июле в Египте очень жарко. Беспощадно палит солнце (до +50° С). От зноя почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой, как камень. В таких условиях реки мелеют. С Нилом же происходит нечто странное и непонятное. Вода в нем все прибывает и прибывает. Нил выходит из берегов. Начинается разлив. Водой покрывается весь Египет. Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит б свои берега. Земля хорошо пропитывается влагой, а на ее поверхности остается плодородный слой ила. За тысячи лет благодаря разливам Нила образовался толстый слой жирного чер-нозема. Древние греки называли эту страну Дар Нила. Вопрос: Как вы думаете, почему? Правы ли были они? Свою землю египтяне называли Кемет, т.е. «черная», в отли-чие or желтых или красных песков пустыни, окружавших долину Ни-ла. Другое название страны и ее столицы было Xem-Kaa-Птах, от которого произошло слово «Египет». Если бы мы спросили древнего египтянина, отчего каждый год Нил выходит из берегов, то он ответил бы: «Слушайте, я расскажу об этом. Вы уже знаете, что на Ниле есть пороги. За первым порогом на-ходится охраняемая священным змеем пещера, в которой сидит речной бог Хапи. В его руках два сосуда с водой. Бог Хапи наклоняет сосуды то больше, то меньше. Летом он сильнее наклоняет сосуды, вода льет из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из бере-гов и заливает всю страну... Без разливов Нила не было бы жизни на его берегах. Поэтому мы поем благодарственные песни доброму богу: «Слава тебе, Нил, идущий, чтобы Египет оживить!» Вопрос: А каковы действительные причины разливов Нила? Откуда же берется столько воды? Ведь Нил течет тысячи километ-ров по ужасающей из пустынь, не имея ни одного притока. Дождей в долине Нила почти не бывает. Попробуйте найти ответ в учебнике в §J, м.2, а&э.). - Почему эти причины не были известны египтянам? - О Ниле египтяне сложили гимны. Прочитайте один из них в учебнике на стр. 34. Набожные египтяне издавна причисляли Нил-Хапи к сонму богов. Его изображали в виде тучного мужчины с отвислыми сосками, жирным, в складках, перепоясанным животом, в сандалиях, что счита-лось символом богатства. На голове у него был надет венок из водяных растений. 1^ногие города носили его имя. Его называли «отцом богов». - Прочитайте п.2 §6 и докажите, что в Египте сложились все условия, благоприятные для земледелия. Учитель: Земледелие не сразу стало главным занятием егип-тян. В Египте, зажатом с двух сторон пустынями, «готовых» полей бы-ло мало. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. В не-которых местах при разливах вода застаивалась, заболачивалась. Над болотами вились тучи насекомых, укусы которых вызывали лихорадку. От болот шли зловонные испарения, они кишели ядовитыми змеями. Трясина засасывала людей и скот. Многие "поколения египтян вели борьбу с болотами: стоя по колено в гниющей воде, египтяне рыли ка-навы, в которые собиралась вода. Ее отводили в Нил. А жаркое афри-канское солнце осушало почву. Вопрос: С чем же приходилось бороться египтянам? Берега Нила покрыты высоким тростником - в 2-3 человече-ских роста - непроходимые заросли папируса. Ценных пород дерева в Египте не было. Из папируса делали хижины, обмазывая их глиной, а также лодки. Из тонких побегов па-пируса плели коврики, на которых спали. Молодые побеги папируса употребляли в пишу. Позже из этого тростника изготовляли материал для письма. Итак, папирус, несомненно, был полезным растением. Но и он приносил немало хлопот: заросли папируса занимали слишком много места, необ-ходимого для урожая; в зарослях прятались хищники, нападавшие на людей. На доске: болота, папирус, засуха (Эти слова учитель выпи-сывает поочередно по ходу изложения материала) Египтяне - жители страны - боялись песчаных и каменистых пустынь. Там пылало раскаленное солнце, не было воды, путники из-немогали от жажды. Один египтянин заблудился в пустыне, чудом спасся и потом рассказывал: «Задыхался я, горло мое горело, и сказал я: «Это вкус смерти!» 50 дней в году со стороны пустыни дули ветры-суховеи, несущие раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, воспаляются глаза. От жары и от-сутствия влаги гибнут растения. Вопрос: С чем Dice еще приходилось бороться древним егип-тянам? Учитель (при наличии времени): Давайте совершим путеше-ствие в Древний Египет и побываем в гостях у: земледельца -1 вариант §7 п.2; ремесленника-II вариант §7 п.2. Задание: Прочитайте §7 п.2, 4 и составьте краткий рас-сказ. К тонксьму подвешивали на веревке длинный, в пять-шесть локтей, со-суд из холста или обожженной глины. Крестьянин тянул веревку вниз, чтобы наполнить сосуд, затем вверх, чтобы поднять его. Он выливал воду в желоб и все начинал сначала. В каждом саду был хотя бы небольшой виноградник. Из вино-града делали вино, которое хранили в специальных оплетенных кув-шинах. Сборщики винограда руками срывали его, не прибегая к но-жам, наполняли корзины. Весь виноград собирали в большой чан (см. в учебнике рис. на стр.36). С двух сторон чана, друг против друга, стояли два шеста с развилкой на концах. Они поддерживали перекладину, с которой свисали пять-шесть веревок. Когда чан заполнялся, виноделы забирались в него и, держась за веревки, может быть, потому, что дно чана не было плоским, с усердием давили виноград ногами. Сок выте-кал через два или три отверстия в большие чаши. Затем сок переливали в кувшины и оставляли бродить. Когда брожение заканчивалось, вино переливали в другие кувшины с узким горлом, которое запечатывали гипсом. У египтян было много животных, часть из которых они приру-чили первыми, например, гуся и утку, быка, осла, козу, антилопу, а также сокола (знатные египтяне очень любили соколиную охоту). Верблюдов в Африке в древности не было. Лошадь попала в Египет поздно. Египет славился своими мастерами: каменотесами, рудокопа-ми, резчиками по камню и дереву, точильщиками каменных ваз, юве-лирами и гранильщиками, оружейниками, столярами и плотниками, мастерами по изготовлению колесниц и кораблестроителями, кожев-никами и ткачами. Природа в изобилии предоставляла ремесленникам материал: известняк, кварцит, песчаник, гранит (трех сортов - розовый, серый и черный), медь и олово, золото и серебро, бирюзу и малахит. Египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ. Египтяне мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Египтяне носили набедренные повязки и украшения: на запя-стье - один или" множество браслетов, на пальце - кольцо, на шее -нагрудное ожерелье из 5-6-ти рядов бус. Сандалии были известны с глубокой древности, но египтяне берегли их. Земледельцы, к примеру, отправляясь по делам, несли сандалии в руках или подвязывали их к концу палки. Они обувались на месте. Сандалии плели из папируса, кожи р даже делали из золота. Некоторые египтяне ходили в прямых, доходящих до щиколо-ток платьях на бретельках, без всяких украшений. Но большинство предпочитало этой одежде гофрированное льняное платье - тунику. Египтяне ели мясо (прежде всего знатные), рыбу, лук и чеснок, огурцы, арбузы и дыни, а также виноград, финики, фиги. Молоко счи-талось настоящим лакомством. Из муки выпекали разнообразные хле-бобулочные изделия с добавлением в тесто меда, молока, яиц, разных фруктов, масла и тому подобное. Национальным напитком египтян было пиво. Его пили повсю-ду - дома, в поле, в харчевнях. Пиво делали из ячменя или пшеницы и фиников. Также ценили вино. Домашнее задание: 1) Прочитайте §6 п. 1-2, §7 п.2-4. 2) Ответьте на вопросы №1-2 к §6 на стр.35 и №1 к §7 на стр. 39. 3) Составьте рассказ о том, как трудились строители, гор-шечники, кожевники. Используйте иллюстрации учебника на стр. 38-39 или от имени земледельца о том, как прошел его день. 4) Выпишите в тетрадь новые понятия и выучите их. Урок 5. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства

(В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озе­ро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотника­ми, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья яч­меня и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие).

Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, сущест­вовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (Присваивающим)

Во главе родовой общины стоял старейшина.

Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли старейшинами.

Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он лучше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и растениях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к нему группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на ка­бана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старей­шина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.

Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как уда­рил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорва­лась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гар­пун... Ну, ясно; зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорва­лась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!».

Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы болеть».

Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной наблю­дательностью и цепкой памятью не только давал советы.

Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда нахо­дился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спи­ны. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и до­веряли ему во всем.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обесси­ленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, в выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки под­бегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.

Собака стала первым домашним животным, она помогала челове­ку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поросят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло скотоводство .

Запись в тетради: Охота скотоводство

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, состоявшими из кремневых пластинок, вставленных в кость или рог.

Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр. 19. Назовите, изображенное орудие труда.

Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зернотер­ках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельча­лось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен. Так возникло земледелие.

Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других районах Земли земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, ба­наны и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

Собирательство земледелие.

Вопросы:

-Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое при­митивное земледелие получило такое название?

-Какие природные условия необходимы были для занятия мо­тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие враги, мягкая почва)

-Прочитайте третий абзац п.1 §4 и объясните, почему первона­чально сложившуюся систему земледелия назвали подсечно-огневой?

-Какие изменения произошли в жизни людей с появлением земле­ делия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала за­висеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись про­ изводством хлеба овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь лю­ дей улучшилась.)

Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

Запись в тетрадях:

Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам производил все то, что было необходимо ему для жиз­ни, занимался земледелием и скотоводством.

Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий; расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай, костяным серпом. Люда не могли спра­виться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.

Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п. 3, назовите какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавливать по­суду, ткать, сверлить и шлифовать.)


  1. Выучите понятие «производящее хозяйство».

  2. Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земле­дельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда.


  • Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

    • ТЕМА III. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

      • УРОК 4 . УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ И БОРЬБА КЛАССОВ В ЕГИПТЕ

      • УРОК 5. МОГУЩЕСТВО И УПАДОК ЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

      • УРОК 7 . ЗАРОЖДЕНИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ПИСЬМЕННОСТЬ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

    • ТЕМА IV. ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ

      • УРОК 2. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА МЕЖДУРЕЧЬЯ И ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

      • УРОК 3 . ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.

    • ТЕМА V. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

      • УРОК 2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ИНДИЙЦЕВ

    • ТЕМА VI. ДРЕВНИЙ КИТАЙ

  • Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

    • ТЕМА VII. ГРЕЦИЯ В ДРЕВНЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

      • УРОКИ 2-4 . МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ»

      • УРОК 5 . ЗАНЯТИЯ ГРЕКОВ И ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССОВ В XI-IX ВЕКАХ ДО Н. Э.

    • ТЕМА VIII. УСТАНОВЛЕНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н. Э.

      • УРОКИ 1-2 . ОБРАЗОВАНИЕ АФИНСКОГО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

      • УРОК 1 . АФИНЫ ПРИ ГОСПОДСТВЕ АРИСТОКРАТОВ В VIII-VII ВЕНАХ ДО Н. Э.

      • УРОК 3. СПАРТАНСКОЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО В VIII-VI ВЕКАХ ДО Н. Э.

      • УРОК 4. ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В ГРЕЦИИ И НА БЕРЕГАХ СРЕДИЗЕМНОГО И ЧЕРНОГО МОРЕЙ

    • ТЕМА IX. РАЗВИТИЕ РАБСТВА В ГРЕЦИИ И ВОЗВЫШЕНИЕ АФИН В V В. ДО Н. Э.

      • УРОКИ 3-4 . МОГУЩЕСТВО И БОГАТСТВО АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э. АФИНСКАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

      • УРОК 3 . МОГУЩЕСТВО И БОГАТСТВО АФИН В СЕРЕДИНЕ V ВЕКА ДО Н. Э.

    • ТЕМА X. РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ГРЕЦИИ В V-IV ВЕКАХ ДО Н. Э.

      • УРОК 3 . АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ ЭЛЛАДЫ В V ВЕКЕ ДО Н. Э.

    • ТЕМА XI. ОБРАЗОВАНИЕ ГРЕКО-МАКЕДОНСКИХ ГОСУДАРСТВ В ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

      • ОБОБЩАЮЩЕ-ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

  • РАЗДЕЛ IV . ДРЕВНИЙ РИМ

    • ТЕМА XII. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЗАВОЕВАНИЕ ЕЮ ИТАЛИИ

      • УРОК 2. РИМСКАЯ АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА В СЕРЕДИНЕ III ВЕКА ДО Н. Э.

    • ТЕМА XIII. ПРЕВРАЩЕНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИЛЬНЕЙШУЮ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКУЮ ДЕРЖАВУ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

      • УРОК 1 . БОРЬБА МЕЖДУ РИМОМ И КАРФАГЕНОМ ЗА ГОСПОДСТВО В ЗАПАДНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

      • УРОК 4. РАЗОРЕНИЕ КРЕСТЬЯН В ИТАЛИИ И ИХ БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ

      • УРОК 5 . ВОССТАНИЕ РАБОВ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СПАРТАКА

    • ТЕМА XIV. ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ЕЕ МОГУЩЕСТВА

      • УРОК 2 . РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ОКТАВИАНЕ АВГУСТЕ И ЕГО ПРЕЕМНИКАХ

    • ТЕМА XV. КУЛЬТУРА И БЫТ РИМА В КОНЦЕ РЕСПУБЛИКИ - НАЧАЛЕ ИМПЕРИИ

    • ТЕМА XVI. УПАДОК И ГИБЕЛЬ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

      • УРОК 1 . НАЧАЛО УПАДКА РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КОНЦЕ II - В III ВЕКЕ

      • УРОК 2 . ОСЛАБЛЕНИЕ ИМПЕРИИ В III ВЕКЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЕЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ДИОКЛЕТИАНЕ

  • ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

    • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В ДРЕВНОСТИ

    • ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОСТИ, НАУЧНЫХ ЗНАНИЯ, ИСКУССТВА
  • ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Учащиеся получают первичное представление об изучаемом в V классе историческом курсе и о видах исторических источников. Одна из главных задач урока - заинтересовать пятиклассников учебным предметом.

    План урока:

    1. Повторение курса «Эпизодические рассказы из истории СССР».

    2. Знакомство с учебником.

    3. Характеристика исторических источников: письменных, вещественных, этно-. графических.
    1. Задание: «В IV классе вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Вспомните, в каком году произошли эти события». Небольшая беседа обычно протекает.активно, наиболее подготовленные ученики дают развернутые ответы. Если класс молчит, допустимы вспомогательные вопросы: «Какое важное событие произошло в 1380 г.? В каком году началась и в каком закончилась Великая Отечественная война?» и т. п.

    Учитель подчеркивает: недостаточно знать историю только своей Родины. Важно познакомиться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. «Мы приступаем к изучению истории всего мира, иначе говоря, к изучению всемирной истории»,- говорит он. Понятие всемирная история новое для "пятиклассников, целесообразно раскрыть его в ходе работы с физической картой полушарий или самодельной картой по истории первобытного общества (см. пособие, рис. 1).

    Задание : Покажите на карте и назовите части света. Опыт свидетельствует, что лишь отдельные ученики способны выполнить задание.

    Учитель, сопровождая свои слова показом по карте, сообщает учащимся, что в нынешнем году они узнают о жизни древних народов Африки, Азии и Европы.

    2. Определение слова «история» учащиеся находят в учебнике: один из учеников читает вслух абзацы 1, 3, 4 на стр. 6. Затем учитель спрашивает: «Как называется первый отдел всемирной истории?»

    Задание : Найдите оглавление (стр. 3-5). Учебник делится на четыре части, или, иначе говоря, на четыре раздела. Названия частей выделены самыми большими на этих страницах буквами. Как называются разделы учебника? Уже на данном уроке учащиеся запоминают название первого раздела курса, которое учитель пишет на доске (На доске целесообразно записывать названия разделов (тем, уроков), новые слова, имена, даты, так называемые «памятки», домашние задания и т. п. Ниже в пособии указаны лишь относительно сложные случаи использования доски ). Он объясняет, что слово «первобытный» означает «древнейший» (с более точным определением учащиеся познакомятся при изучении § 2).

    Учитель обращает внимание на роль иллюстраций в учебнике: рисунки помогут создать представление о жизни людей в древности. Предлагается найти, например, цветн. рис. 1:

    - Вы еще не изучали жизнь первобытных людей, но, рассмотрев этот рисунок, уже сможете ответить на некоторые вопросы. Почему древнейшие люди могли жить только в жарких странах?

    - Они не имели одежды, - говорят ученики.

    - Поясните свою мысль: в каких странах можно было прожить без одежды?

    Выслушав учащихся, учитель спрашивает:

    - Есть ли другие доказательства того, что люди могли жить только в жарких странах? Рассмотрите рисунок и скажите, как люди добывали пищу.

    - Они охотились и собирали плоды. А в жарких странах больше фруктов и ягод, чем в северных.

    - Какие орудия труда вы видите на рисунке?

    - Камни и палки.

    Дополняя ответы, учитель поясняет, что не всякий камень и палка являются орудиями труда. Например, камень, найденный где-нибудь на берегу реки, не назовешь орудием труда. Но если первобытный человек придавал камню определенную форму, то такой камень превращался в орудие труда.

    В ходе рассмотрения рисунка желательно подчеркнуть, что древнейшие люди жили на Земле два с половиной миллиона лет назад, добывали пищу собирательством и охотой (подробнее об этом будет рассказано на следующем уроке).

    3. Учитель предлагает вспомнить, как ученые узнают о жизни древних людей. Этот вопрос рассматривался в IV классе, поэтому учащиеся способны указать на роль раскопок, назвать берестяные грамоты, надписи на камне и коже и т. д.

    Раскрывается понятие исторический источник .

    Слово «источник» имеет несколько значений. Что означает оно в предложении: «В лесу ребята увидели источник»? Что означает то же слово в выражении «источник знаний»? Что может быть названо источником, знаний? Приведите пример.

    Учащиеся дают разные ответы, но им понятно главное - слово «источник» может употребляться как в прямом, так и в переносном смысле. Учитель поясняет, что развалины древних зданий, обломки посуды, различные древние надписи являются источниками знаний по истории.

    Пятиклассники находят в учебнике определение понятия «письменный исторический источник» (стр. 7). Подчеркивается, что древнейшим письменным источникам около 5 тыс. лет. Представление о древнем письменном источнике может быть создано с помощью задания: «Вообразите, что в горах вы видите высеченную на скале надпись (учитель поворачивается к стене класса, будто стена и есть та скала, вглядывается, «разбирая» текст, и учащимся кажется, что они и в самом деле видят надпись): «Я царь великий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, 6 тыс. воинов убил, 20 городов сжег, 10 тыс. мужчин и женщин в плен взял, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги». О чем расскажет ученым этот письменный источник ?

    Настоящую древнюю надпись прочесть очень трудно. Почему - обычно учащимся понятно: надписи сделаны на незнакомом языке и сложными знаками. Учитель добавляет, что ученые потратили много сил, разгадывая древние надписи. Большая часть их уже прочитана, некоторые еще предстоит разгадать (Не разгадано древнейшее индийское письмо (упомянуто в учебнике), письмо Крита, этрусков, острова Пасхи, народов Америки - майя, ольмеков и др ).

    Учитель отмечает, что, изучая одни только письменные источники, нельзя узнать, как жили люди в глубокой древности (древнейшие надписи были сделаны около 5 тыс. лет назад, а люди существуют на Земле два с половиной миллиона лет).

    Объясняются термины «археология», «вещественные источники». Целесообразно остановиться на том, какую роль играют раскопки: 1) древних мусорных ям; 2) древних могил; 3) древних городов.

    1. Для чего раскапывать древние мусорные ямы? Детям это кажется смешным. Но любая находка, даже самая незначительная, о многом расскажет археологу.

    Задание : В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей животных. Представьте себя на месте ученых: как бы вы стали изучать эти кости, чтобы побольше узнать о занятиях жителей поселка?

    «Задавайте мне вопросы, - предлагает учитель, - я отвечу на них. Что вы хотите узнать о костях?*» Выполняя задание, учащиеся знакомятся с методами исторической науки, учатся рассуждать.

    Ученики. Каким животным принадлежали кости?

    Учитель. Диким быкам, диким оленям, диким кабанам. А также домашним животным: собакам, козам, свиньям.

    Ученики. Нельзя ли узнать, когда были убиты животные?

    Учитель. Примерно десять тысяч лет назад.

    Ученики. Не видны ли следы обработки этих костей людьми? Нет ли надписей на костях?

    Учитель. Такие следы отсутствуют. Надписи также не обнаружены. Если других вопросов нет, отвечайте, что можно узнать о занятиях жителей поселка на основании находок.

    Ученики. Десять тысяч лет назад люди охотились здесь на оленей, быков, кабанов. Они разводили домашних животных: собак, коз, свиней.

    Учитель. Как узнать, какое занятие было развито больше: охота или скотоводство? Что для этого надо сделать?... Подсчитаем, каких костей было больше. Допустим, что костей диких животных.

    Ученики. Значит, охота была развита больше.

    Учитель. В мусорной яме не найдено ни одной коровьей кости. Объясните этот факт.

    Ученики. Коровы еще не были приручены людьми.

    Учитель. Возможно ли иное объяснение?

    Ученики. Может быть, жители поселка считали корову священным животным и не ели ее мяса.

    2. Вопросы: С какой целью археологи раскапывают могилы? Почему древние люди клали в могилу вещи, которыми умерший пользовался при жизни? (Ответить могут лишь немногие ученики, знакомые с этим материалом, помимо школы.) Полезно уже здесь упомянуть, что древние люди верили в посмертную жизнь человека. В «стране мертвых» умершему будто бы потребуется все, чем он пользовался на земле. Поэтому в древних могилах в отличие от мусорных ям находят неповрежденные предметы: в могиле воина - меч и шлем, в могиле богатой женщины - бусы, серьги и кольца, в могиле бедняка - горшок с пищей и орудия труда.

    3. Значение раскопок древнего города раскрывается на одном-двух примерах.

    а) В древности существовал город Ниневия (см. § 17), расположенный к югу от Кавказских гор. Однажды Ниневию осадили вражеские войска. Два года не могли они овладеть городом. Наконец враги ворвались внутрь его: по улицам неслась конница, сверкали мечи и блестели копья. Победители увели пленных, увезли все, что можно было увезти: драгоценную утварь, скот, металлическое оружие. Ограбленные дома были преданы огню. Город опустел. Никто не решался селиться

    на пепелище, только ветер гулял по некогда шумным улицам, Он приносил пыль и песок и засыпал город.

    Объясняя, почему древние города оказались под землей, учитель обратит внимание на знакомый учащимся предмет:

    - Парта, за которой вы сидите, чистая, но если в классе не убирать неделю, то можно будет пальцем написать на парте свое имя. Теперь представьте себе, каким слоем пыли и песка покрылись развалины Ниневии за две с половиной тысячи лет. Она вся оказалась под землей .

    Когда в Ниневию пришли археологи, они обнаружили полуразрушенные кирпичные стены, ворота, дома и царский дворец. Что могут рассказать о жизни людей раскопки города? Историков интересуют мельчайшие подробности: широкими или узкими были улицы, мостились ли они, из какого материала сложены стены домов, как выглядели царский дворец и дома жителей. Полеено отметить, что при раскопках Ниневии найдены не только вещественные, но и ценнейшие письменные источники - библиотека, состоящая из 20 тыс. «книг».

    б) Город Помпеи, расположенный в Италии, был засыпан пеплом во время извержения вулкана Везувия около 2 тыс. лет назад (см. стр. 221). Город погиб, не будучи разграблен и не пострадав от огня. Ученые восстановили не только внешний, но и внутренний вид домов, мастерских, бань, театра и других зданий. Хорошо сохранились мебель, орудия труда, произведения живописи и скульптуры, множество предметов быта. (Можно использовать либо несколько диапозитивов из серии «Древний город Помпеи», либо цветные фото XVI-XVIII учебника.)

    Далее учитель называет еще один источник знаний о древних людях. Это изучение жизни народностей, сильно отставших в своем развитии (рассматривается фотография «У шалаша австралийцев» на стр. 9). Учитель рассказывает, пользуясь настенной картой, об одной-двух из этих народностей (К числу наиболее отсталых современных народностей относятся мрабри в Таиланде, кубу на Суматре и хадзапи в Танзании. См.: Охотники, собиратели, рыболовы. Под ред. А. М. Решетова. Л., 1972, с. 8, 108, 144 ).

    В наши дни в Восточной Африке живет маленькое племя хадзапи. Оно не знает ни земледелия, ни скотоводства. Хадзапи добывают себе пищу охотой на антилоп, носорогов и других животных, а также собиранием плодов и съедобных кореньев, птичьих яиц, меда диких пчел. Хадзапи не умеют добывать и обрабатывать металлы, они делают орудия труда из камня и дерева, посуду из скорлупы яиц страуса, ложки из раковин. Одеждой им служат небольшие кожаные передники и сандалии, защищающие от шипов колючих кустарников. Хадзапи кочуют в поисках пищи, от непогоды они прячутся в пещерах или в небольших шалашах.

    В конце урока возможна беседа по вопросу: «Как ученые узнают о жизни древних людей?»

    Домашнее задание . Учебник, стр. 6-10. Вопрос 3 на стр. 9.