На какие части разделилась югославия. Смотреть что такое "Распад Югославии" в других словарях. Отношение к прошлому


В 1992 году Югославия распалась. На какие государства? Сколько их? Почему произошёл распад? На эти и другие вопросы может ответить далеко не каждый европеец.

Даже жители соседних стран с трудом могут описать события 90-х годов прошедшего столетия. Югославский конфликт был таким кровавым и запутанным, что без должного анализа трудно понять процессы, которые там происходили. Распад этой балканской страны считается самым кровопролитным конфликтом в Европе после Второй мировой войны.

Предпосылки

В 1992 году был не первый раз, когда Югославия распалась. На какие государства и на сколько она распадалась в прошлом, многие не помнили. А ведь именно тогда, накануне Второй мировой войны, и была заложена бомба под будущую страну. Вплоть до начала 20-х годов балканские славяне пребывали под гнётом Австро-Венгрии. Земли были разделены на различные области. После поражения Австро-Венгрии в Первой мировой и её последующего распада славяне обрели свободу и создали своё государство. В нём были объединены почти все территории от Албании до Болгарии. Изначально все народы проживали в мире.

Однако балканские славяне так и не смогли стать единым этносом. Из-за ряда причин, среди которых была малая внутренняя миграция, сравнительно небольшое население страны делилось на пять или шесть этносов. Национальные разногласия время от времени вспыхивали, но не приводили к острым конфликтам. Страна развивалась медленно. Ведь у местных властей не было опыта ведения самостоятельной политики.

Первый распад

Когда началась новая война, страна выступила на стороне антигитлеровской коалиции. И в 1941 году Югославия распалась. На какие государства делить королевство, решали нацисты.

Гитлеровцы, в полном соответствии с известным принципом "разделяй и властвуй", решили сыграть на национальных разногласиях среди балканских славян. За несколько недель территория страны была полностью оккупирована войсками "Оси". Государство Югославия распалось. На какие государства делить страну, было решено 21 апреля. В итоге были образованы независимое Хорватское государство, Сербия и Черногория. Остальные же части страны были аннексированы Италией, Третьим Рейхом, Венгрией и Албанией.

Хорватские националисты с первых дней поддержали немцев. Впоследствии на территории страны развернулось партизанское движение. Война велась не только против немцев, но и против их хорватских прислужников. На что последние отвечали массовым геноцидом сербов. Также этнические чистки устраивали и албанские коллаборационисты.

После войны

Когда война закончилась, было образовано новое Федеративное государство Югославия.

При этом новое социалистическое правительство специально провело границы так, чтобы они не соответствовали этническому расселению. То есть на территории каждой республики находились анклавы с населением, не представляющим титульную нацию. Такая система должна была сбалансировать межэтнические противоречия и уменьшить влияние сепаратизма. Поначалу замысел дал положительные результаты. Но он же сыграл злую шутку, когда Югославия распалась. На какие государства разложится федеративная республика, было понятно уже осенью 1991 года. Как только умер Иосип Тито, во всех республиках к власти пришли националисты. Они и стали разжигать огонь ненависти.

Как Югославия распалась, на какие государства и как была разрушена

После распада Советского Союза по всей Европе стали свергаться социалистические режимы. В Югославии же начался глубокий экономический кризис. Местные представители элиты стремились сосредоточить в своих руках больше власти. Добиться этого они хотели посредством националистического популизма. В итоге к 1990 году во всех республиках к власти пришли националистические партии. В каждом регионе, где проживали представители разных национальностей, меньшинства стали требовать отделения либо автономии. В Хорватии, несмотря на огромное количество сербов, власти запретили сербский язык. Стали преследоваться сербские культурные деятели.

День гнева

Днём начала войны считают массовые беспорядки на стадионе "Максимир", когда сербские и хорватские болельщики устроили побоище прямо во время игры. Через несколько недель из состава страны выходит первая республика - Словения. Столицей независимого государства становится Любляна. Центральное руководство не признаёт независимости и вводит войска.

Начинаются боевые столкновения местных вооружённых отрядов и югославской армии. Через десять дней командование выводит солдат из Словении.

Как Югославия распалась, на какие государства и столицы

Следующей отделилась Македония, столица которой расположилась в Скопье. А затем Босния и Герцеговина и Хорватия также отделились. Сербия и Черногория заключили новый союз.

Так, Югославия распалась на 6 государств. Какие из них считать легитимными, а какие нет, было неясно. Ведь помимо "основных" держав, существовало множество полунезависимых анклавов. Это произошло из-за острых этнических противоречий.

Вспомнились давние обиды. Для защиты своих национальных интересов несколько регионов Хорватии, населённых сербами, провозглашают независимость. Власти Хорватии выдают оружие националистам и начинают формирование гвардии. Тем же занимаются и сербы. Вспыхивает конфликт. Хорватская армия устраивает геноцид сербов, пытаясь изгнать их с территории страны.

Аналогичные процессы начинаются в Боснии и Герцеговине. В столице Сараево проходят беспорядки. Местные мусульмане вооружаются. Им поддержку оказывают албанские и арабские исламисты. Для защиты своих прав вооружаются сербская и хорватская общины. Эти территории требуют выхода из состава федерации. Начинается война в Боснии. Наиболее кровопролитные столкновения произошли именно здесь. Ещё одной горячей точкой была Сербская Краина, где хорватские войска пытались вернуть себе территорию, населённую сербами.

Роль НАТО в конфликте

В Боснии сербам удалось отстоять свои земли и даже продвинуться к Сараево. Однако тогда в войну вступили силы НАТО. Совместно с хорватскими и мусульманскими боевиками им удалось подавить военное преимущество сербов, отбросить их.

При бомбардировках применялись урановые боеприпасы. Из-за радиоактивного облучения умерло по меньшей мере триста мирных граждан.

Сербам не удавалось бороться с современными НАТОвскими самолётами. Ведь у них в распоряжении были только старые системы ПВО, которые им "оставила" Югославия, когда распалась. На какие государства делить бывшую республику, теперь уже решали американцы.

Бывшая Югославия – самое крупное государство южных славян. Политический и военный конфликт в Югославии в начале 90-х годов 20 века привели к распаду страны на Союзную республику Югославия (в состав которой вошли Сербия и Черногория) Хорватию, Боснию и Герцеговину, Словению и Македонию. Окончательный распад государства Югославия завершился в 2003-2006 году, когда СР Югославия была сначала переименована в государственное объединение Сербия и Черногория, а в 2006 году Черногория, после референдума, вышла из его состава.

Общие сведения
Столица – Белград
Официальный язык, язык межнационального общения – сербскохорватский.
Общая площадь: 255.800 кв. км.
Население: 23.600.000 (на 1989 г.)
Национальный состав: сербы, хорваты, боснийцы (славяне, принявшие ислам в период османского ига), словенцы, македонцы, албанцы, венгры, русины, цыгане и др.
Денежная единица: динар-крона (до 1920 г.), динар КСХС (до 1929), югославский динар (1929-1991 г.г.)

Историческая справка
Современная история бывшей Югославии начинается с 1918 года, когда было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС). Датой создания государства является 1 декабря 1918 года, когда , Далмация и Воеводина – югославянские земли, принадлежавшие распавшейся осенью 1918 года Австро-Венгрии, объединились с королевствами и .

В 1929 году государство было переименовано в Королевство Югославию. Это название было принято после государственного переворота, организованного королем сербов, хорватов и словенцев Александром 6 января 1929 года. С таким названием государство просуществовало вплоть до 1945 года.

После окончания Второй мировой войны, 29 ноября 1945 года, Югославия стала социалистической федерацией, в которую вошли шесть союзных республик: Сербия (с автономными краями – Воеводиной и Косово и Метохией), Македония (до этого момента являвшаяся составной частью Сербии – Вардарской Македонией), Словения, Хорватия и Босния и Герцеговина. Новое государство получило название Демократическая Федеративная Югославия. В 1946 году оно было переименовано в Федеративную Народную Республику Югославию (ФНРЮ). С 1963 года государство стало называться Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ).

Самое крупное южнославянское государство Югославия в 90-е годы прошлого века прекратило своё существование. Теперь в школе при изучении новой истории детям рассказывают о том, на какие страны распалась Югославия. `

Каждая из них сегодня несёт свою культуру и историю, одной из важных страниц которой является вхождение в некогда цветущую крупную державу, входящую в мощный Социалистический лагерь, с коим считался весь мир.

Годом рождения европейского государства, расположившегося на Балканском полуострове, является 1918. Изначально оно называлось в сокращённом варианте КСХС, что в развороте означает Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Предпосылкой для образования новой территориальной единицы послужил распад Австро-Венгрии. Новая держава объединила 7 небольших территорий:

  1. Боснию.
  2. Герцеговину.
  3. Далмацию.

Политическую ситуацию в наспех созданной стране сложно было назвать стабильной. В 1929 году случился государственный переворот. В результате этого события КСХС сменило своё длинное название и стало именоваться Королевство Югославия (КЮ).

Демократическая Федеративная Югославия-государство на Балканском полуострове в 1945 году.

Новое название сохранилось до 1963 года, когда территорию переименовали в Социалистическую Федеративную Республику (СФРЮ). Федерализм лежал в основе построения социализма в государстве, которое объединяло 7 компактных социалистических республик. В таком составе они оставались, пока существовал их мощный брат, Советский Союз. После его распада, ситуация в стране стала в корне меняться.

Распад Социалистической Югославии. Предпосылки

Сложно сказать, удавалось ли народам, объединённым едиными территориями, жить в согласии. Возможно, причиной мирного сосуществования служил контроль со стороны вездесущего СССР. Пять или шесть этносов весь советский период находили общий язык и понемногу смешивались, заимствуя у соседей традиции, культуру и прочие особенности национального менталитета.

Нельзя сказать, что разногласий совсем не было. Время от времени вспыхивали небольшие конфликты. Ни один из них не привёл к серьёзным последствиям. Многие недовольства были связаны с медленным развитием государства, правительство которого не обладало экономическим и политическим опытом.

Начало разногласий

На этом не часто акцентируется внимание, но начало разногласий между ранее объединившимися народами было положено ещё в период Великой Отечественной войны. Фашистское руководство придерживалось нечестного принципа руководства, основанного на древнеримской догме «разделяй и властвуй».

Акценты делались на национальные разногласия, что имело успех. Хорваты, к примеру, поддерживали нацистов. Их соотечественникам пришлось вести войну не только с оккупантами, но и со своими земляками, помогавшими им.

Во время войны страна была разделена на куски. Появились Черногория, Сербия, Хорватское государство. Ещё часть территорий попали под аннексию Третьего Рейха, и фашистской . Именно в этот период были отмечены случаи жестокого геноцида, что не могло не отразиться на последующих отношениях народов уже в мирное время.

Послевоенная история

Разорванные части государства после победы были вновь объединены. Прежний список участников был восстановлен. Вошли в состав Югославии всё те же 7 этнических территорий.

Внутри страны её новое правительство провело границы таким образом, чтобы не было соответствия этническому расселению народов. Это делалось с надеждой избежать разногласий, которые несложно было предсказать после того, что происходило во время войны.

Предпринимаемая правительством Югославии политика дала положительные результаты. На территории государства на самом деле царил относительный порядок. Но именно это предпринятое после войны с фашистами деление, в дальнейшем сыграло злую шутку и частично повлияло на последующий распад крупной государственной единицы.

Иосип Броз Тито-югославский революционер и политический деятель

После развала СССР пошла череда падений социалистических режимов по всему миру. В это время Югославию охватывает глубочайший экономический кризис. На всей территории властвовали партии националистического толка, каждая вела несправедливую политику по отношению к недавним братьям. Так в Хорватии, где жило большое количество сербов, был запрещён сербский язык. Лидеры националистического движения начали гонения на сербских культурных деятелей. Это был вызов, который не мог не привести к конфликту.

Началом страшной войны считается «День гнева», когда во время игры на стадионе «Максимир» сцепились в схватке болельщики сербской и хорватской сторон. В итоге по прошествии нескольких недель, образуется новое независимое государство – Словения. Его столицей стал город с романтичным названием Любляна.

Другие республики, входившие в состав крупного государства, тоже начинают подготовку к выходу. В это время продолжаются разногласия и боевые стычки с массовыми жертвами и угрозами разворачивания серьёзных боевых действий.

город и одноименное озеро Орхид, Македония

Следующей в списке выбывших республик стала . Роль её столицы взял на себя город Скопье. Сразу за Македонией опыт повторяют Босния (Сараево), Герцеговина и Хорватия (Загреб). Незыблемым остался только союз между Сербией и Черногорией. Они заключили новое соглашение, которое оставалось легитимным до 2006 года.

Разделение некогда крупного государства на небольшие куски не дало ожидаемых результатов. Конфликты внутри разрозненных территорий продолжались. Межнациональная рознь, основывающаяся на кровной обиде, берущей начало ещё в 40-е годы прошлого столетия, не могла так быстро утихнуть.

Королевство сербов, хорватов и словенцев. В начале первой мировой войны 1914 сербское правительство заявило, что ведет борьбу за освобождение и объединение сербов, хорватов и словенцев. Политические эмигранты из Словении и Хорватии образовали в Западной Европе Югославянский комитет, который стал проводить агитацию за создание объединенного Югославянского (Югославского) государства. 20 июля 1917 сербское эмигрантское правительство и Югославянский комитет огласили на о-ве Корфу (Греция) совместную декларацию. В ней содержались требования отделения от Австро-Венгрии сербских, хорватских и словенских земель и объединения их с Сербией и Черногорией в единое королевство под управлением сербской династии Карагеоргиевичей. В августе 1917 к декларации присоединились и представители эмигрантского Черногорского комитета национального объединения.

Возможности для реализации плана представились осенью 1918, когда монархия Габсбургов, не выдержав груза войны, начала распадаться. Власть на местах в юго-славянских землях взяли народные вече. 6 октября 1918 в Загребе собралось Центральное народное вече словенцев, хорватов и сербов, которое 25 октября объявило об отмене всех законов, связывавших славянские области с Австрией и Венгрией. Было провозглашено создание Государства словенцев, хорватов и сербов (ГСХС). Тем временем войска Антанты и сербские части, прорвав фронт, заняли территории Сербии и Черногории. 24 ноября Народное вече избрало комитет для осуществления объединения ГСХС с Сербией и Черногорией. 1 декабря 1918 эти государства официально объединились в югославское государство – Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС). Королем был провозглашен сербский монарх Петр I (1918–1921), однако в действительности функции регента перешли к принцу Александру. В 1921 он занял престол.

20 декабря 1918 сформировано первое центральное правительство во главе с лидером сербской «Радикальной партии» Стояном Протичем. В состав кабинета вошли представители 12-ти сербских, хорватских, словенских и мусульманских партий (от правых до социал-демократов). В марте 1919 был учрежден временный парламент страны – Государственное вече.

Экономическая и социальная ситуация в новом государстве оставалась катастрофической. Спад производства, инфляция, безработица, нехватка земли, проблема трудоустройства бывших солдат представляли собой серьезный вызов правительству. Внутриполитическое положение усугубляли продолжавшиеся в декабре 1918 кровопролитные столкновения в Хорватии, Черногории, Воеводине и других районах. Весной 1919 поднялась мощная волна забастовок среди железнодорожников, шахтеров и рабочих других профессий. В деревне происходили бурные выступления крестьян, требовавших земли. Правительство вынуждено было приступить к проведению аграрной реформы, которая предусматривала выкуп крестьянами помещичьей земли. Власти принудительно ввели низкий обменный курс австрийской валюты по отношению к сербскому динару, что привело к ухудшению экономического положения населения и вызвало новые протесты.

Острым оставался вопрос о формах будущего государственного устройства. Против единого государства выступали приверженцы бывшей Черногорской монархии, а «Хорватская крестьянская партия» (ХКП) во главе со Степаном Радичем требовала предоставления Хорватии права на самоопределение (за что она была подвергнута преследованиям со стороны властей). Выдвигались различные проекты государственного устройства – от централистских до федералистских и республиканских.

Правительство, сформированное в августе 1919 лидером сербских демократов Любомиром Давидовичем (в него вошли также социал-демократы и ряд небольших несербских партий) приняло закон о 8-часовом рабочем дне, пыталось справиться с дефицитом государственного бюджета (с помощью повышения налогов) и обуздать инфляцию путем проведения денежной реформы. Тем не менее, эти меры не предотвратили новую волну забастовок в кон. 1919.

В феврале 1920 на пост главы правительства вернулся радикал Протич, получивший поддержку клерикальной «Словенской народной партии» и «Народного клуба». В апреле того же года власти подавили всеобщую забастовку железнодорожников. В мае коалиционный кабинет с участием демократов, словенских клерикалов и других партий возглавил другой лидер радикалов – Миленко Веснич. Его правительство провело в ноябре 1920 выборы в Учредительное собрание. На них блок радикалов и демократов не сумел добиться большинства (демократы получили 92, а радикалы – 91 из 419 мест). Усилились влияние левых партий: коммунисты вышли на третье место, получив ок. 13% голосов и 59 мест, а ХКП («Хорватская народная крестьянская партия») – на четвертое (50 мест). ХКП добилась абсолютного большинства в Хорватии. В декабре 1920 она была переименована в «Хорватскую республиканскую крестьянскую партию» (ХРКП) и провозгласила своей целью провозглашение самостоятельной Хорватской республики.

В этих условиях правительство КСХС, отражавшее преимущественно интересы сербской элиты, решилось нанести удар по своим противникам. 30 декабря 1920 был принят декрет «Обзнана», который запрещал пропагандистскую деятельность компартии и связанных с ней рабочих организаций и профсоюзов; их имущество было конфисковано, а активисты арестованы. 1 января 1921 лидер «Радикальной партии» Никола Пашич сформировал кабинет, в который вошли представители сербских радикалов, демократов, земледельцев, а также мусульман и мелких партий.

В 1921 депутатов ХРКП вынудили покинуть Учредительное собрание. 28 июня 1921 была принята конституция КСХС, согласно которой королевство провозглашалось централизованным государством. Конституция получила название «Видовданской», поскольку была утверждена в день святого Вида. После серии покушений на принца Александра и ряда политиков в августе 1921 собрание приняло закон О защите безопасности и порядка в государстве , который официально ставил компартию вне закона. В марте 1923 на выборах в Народную скупщину радикалы получили 108 из 312 мандатов. Пашич сформировал однопартийный радикальный кабинет, в который в 1924 вошли представители отколовшейся от демократов «Независимой демократической партии».

ХРКП, набрав на выборах на 4% голосов меньше, чем сербские радикалы, получила 70 мест. Лидер партии Радич предложил объединить оппозицию и преобразовать КСХС в федерацию. Получив отказ, он пошел на соглашение с правящими радикалами. Летом 1923 он был вынужден выехать за границу, и на родине его объявили государственным изменником. Во внутренней политике правительство Пашича широко прибегало к методам репрессий против политических противников. В нач. 1924 оно лишилось поддержки парламента и распустило его на 5 месяцев. В ответ оппозиция обвинила его в нарушении конституции. В обстановке массового недовольства в июле 1924 Пашич вынужден был уйти в отставку.

Правительство демократа Давидовича (июль-ноябрь 1924), в которое вошли также словенские клерикалы и мусульмане, обещало обеспечить мирное и равноправное сосуществование сербов, хорватов и словенцев, а также установить дипломатические отношения с СССР. Новое правительство восстановило областное административное управление в Загребе. Было также снято обвинения с Радича, и ему разрешили вернуться в страну. В ноябре 1924 к власти вернулся Пашич в союзе с независимыми демократами. В декабре правительство запретило деятельность ХРКП и распорядилось арестовать Радича, а в феврале были проведены новые выборы в Народную скупщину. На них радикалы получили 155 из 315 мест, а сторонники ХРКП – 67. Власти распорядились отменить мандаты хорватских республиканцев, но затем Пашич провел тайные переговоры с находившимся в заключении Радичем и добился от него отказа от выдвижения лозунгов самостоятельности Хорватии. Хорватский лидер был освобожден и назначен министром. В июле 1925 Пашич возглавил новое коалиционное правительство, в которое вошли представители радикалов и ХРКП. Оно провело реакционный закон о печати, повысило налог на заработную плату и внесло изменения в аграрную реформу, позволявшие помещикам продавать подлежащие отчуждению земли крепким хозяйствам богатых крестьян. В апреле 1926 кабинет подал в отставку из-за отказа хорватских партнеров по коалиции ратифицировать конвенцию с Италией, в которой КСХС сделала соседнему государству значительные экономические уступки. Новое правительство сформировал радикал Николай Узунович, пообещавший уделить особое внимание развитию сельского хозяйства и промышленности, способствовать привлечению иностранного капитала, уменьшению налогов и государственных расходов в рамках жесткой экономии. Но политическая система страны оставалась неустойчивой. «Радикальная партия» раскололась на 3 фракции, «Демократическая партия» – на 2. В нач. 1927 ХРПК вышла из правительства, и опорой Узуновича стали словенские клерикалы. В феврале 1927 оппозиция потребовала предать суду министра внутренних дел, которого обвиняли в массовых полицейских расправах над избирателями в ходе выборов в местные органы. Скандал приобрел международный резонанс, и Узунович ушел в отставку.

В апреле 1927 радикал В.Вукичевич возглавил правительство, состоявшее из радикалов и демократов, к которым позднее примкнули словенские клерикалы и боснийские мусульмане. В ходе досрочных парламентских выборов (сентябрь 1927) радикалы завоевали 112, а оппозиционная ХРКП – 61 место. Правительство отказывалось предоставлять государственную помощь безработным, сократить задолженность крестьян и осуществить унификацию налогового законодательства. Противостояние между властями и оппозицией нарастало. ХРКП договорилась с независимыми демократами о создании блока. В «Демократической партии» углублялся раскол, и различные ее фракции покидали правительственную коалицию. Проходили массовые демонстрации протеста, забастовки и крестьянские выступления. Депутатов от оппозиции, обвинявших режим в коррупции, часто силой удаляли из Скупщины. 20 июня 1928 в разгар споров о ратификации экономических соглашений с Италией радикал П.Рачич в зале парламента застрелил двух хорватских депутатов и ранил Радича, который от полученных ран скончался в августе того же года. В Хорватии массовые протесты и демонстрации переросли в баррикадные бои. Оппозиция отказывалась вернуться в Белград и требовала проведения новых выборов.

В июле 1928 лидер клерикальной «Словенской народной партии» Антон Корошец сформировал правительство, в которое вошли радикалы, демократы и мусульмане. Он пообещал провести налоговую реформу, предоставить кредит крестьянам и реорганизовать государственный аппарат. В то же время власти продолжали аресты оппозиционеров, шла подготовка законов об ужесточении цензуры и предоставлении полиции права вмешательства в деятельность органов местного самоуправления. В условиях обострения общественного кризиса правительство Корошеца в конце декабря 1928 ушло в отставку. В ночь с 5 на 6 января 1929 король Александр совершил государственный переворот: он распустил парламент, органы местного самоуправления, политические партии и общественные организации. Был также отменен закон о 8-часовом рабочем дне и установлена жесткая цензура. Формирование правительства было поручено генералу П.Живковичу.

Королевство Югославия. Установившийся военно-монархический режим объявил о намерении спасти единство страны. КСХС было переименовано в «Королевство Югославия». Административно-территориальная реформа, проведенная в октябре 1929, упразднила исторически сложившиеся области. Усиление просербских тенденций, проявившихся в т.ч. в преимущественном кредитовании сельского хозяйства сербских районов, а также в сфере образования, привело к активизации деятельности сепаратистов в Хорватии («усташи») и в других районах страны.

В нач. 1930-х Югославию охватил острый экономический кризис. Пытаясь смягчить его воздействие, правительство создало Аграрный банк, ввело до 1932 государственную монополию на экспорт сельскохозяйственных продуктов, однако категорически отказывалось регулировать условия труда и уровень зарплаты. Выступления трудящихся подавлялись полицией.

В сентябре 1931 король обнародовал новую конституцию, существенно расширявшую полномочия монарха. Проведенные в ноябре 1931 выборы в Скупщину оппозиция бойкотировала. В декабре 1931 правящая коалиция была реорганизована в новую партию, получившую название «Югославская радикально-крестьянская демократия» (с июля 1933 называлась «Югославская национальная партия», ЮНП).

После ухода из правительства представителей Словении и Хорватии, замены в апреле 1932 Живковича на посту премьер-министра В.Маринковичем, в июле того же года кабинет возглавил М.Сршкич. В январе 1934 главой правительства вновь был назначен Узунович.

В октябре 1934 король Югославии Александр был убит в Марселе македонским националистом. Власть в стране перешла к несовершеннолетнему королю Петру II, а регентский совет возглавил принц Павел. Во внешней политике новые власти готовы были пойти на компромисс с Германией и Италией, во внутренней – с умеренными фракциями оппозиции.

В мае 1935 правительство, которое с декабря 1934 возглавил Б.Ефтич, провело парламентские выборы. ЮНП завоевала 303 места, объединенная оппозиция – 67. Но в правительственном блоке произошел раскол. Формирование кабинета было поручено бывшему министру финансов М.Стоядиновичу, который создал в 1936 новую партию – «Югославский радикальный союз» (ЮРС). Стоядинович привлек на свою сторону часть бывших радикалов, мусульман и словенских клерикалов, пообещав осуществить децентрализацию государственной власти и решить т.н. «хорватский вопрос». Однако переговоры с оппозиционной ХРКП провалились. Правительство пошло на снижение долговых обязательств крестьян (замороженных в 1932), издало закон о кооперативах. Во внешней политике оно пошло на сближение с Италией и Германией, которая превратилась в главного торгового партнера Югославии.

Досрочные выборы в Скупщину (декабрь 1938) показали значительное усиление оппозиции: она собрала 45% голосов избирателей, а ХРПК получила абсолютное большинство голосов в Хорватии. Лидер партии В.Мачек заявил, что дальнейшее сосуществование с сербами невозможно до тех пор, пока хорваты не получат полную свободу и равноправие.

Новое правительство сформировал в феврале 1939 представитель ЮРС Д.Цветкович. В августе 1939 власти подписали соглашение с В.Мачеком, а представители ХРПК вошли в состав кабинета наряду с «Демократической партией» и «Крестьянской партией» Сербии. В сентябре 1939 Хорватия получила автономию. Правительство автономии возглавил бан Иван Шубашич.

В мае 1940 Югославия подписала с СССР договор о торговле и мореплавании, а в июне того же года официально установила с ним дипломатические отношения. После некоторых колебаний Цветкович склонился к сотрудничеству с Германией. В марте 1941 правительство обсуждало вопрос о присоединении к блоку Германия–Италия–Япония. Большинство министров проголосовало за этот шаг, и проигравшее меньшинство покинуло кабинет. 24 марта реорганизованное правительство единодушно одобрило соглашение, и оно было официально подписано в Вене.

Подписание этого документа вызвало массовые протесты в Белграде, прошедшие под антигерманскими и антифашистскими лозунгами. На сторону манифестантов перешла армия. 25 марта 1941 образовано новое правительство во главе с генералом Д.Симовичем. Соглашение с Германией было расторгнуто. Король Петр II был объявлен совершеннолетним. Переворот поддержали действовавшие в подполье коммунисты. 5 апреля Югославия подписала с СССР договор о дружбе и ненападении. На следующий день немецкие войска (при поддержке Италии, Венгрии, Болгарии и Румынии) вторглись на территорию страны.

Период оккупации и народно-освободительная война. Соотношение сил сторон было неравным, югославская армия была разбита в течение 10-ти дней, а Югославия оккупирована и разделена на зоны оккупации. В Сербии было образовано прогерманское правительство, Словению присоединили к Германии, Воеводину – к Венгрии, а Македонию – к Болгарии. В Черногории установился режим итальянской, а с 1943 – немецкой оккупации. Хорватские националисты-«усташи» во главе с Анте Павеличем провозгласили создание Независимого Государства Хорватия, захватили Боснию и Герцеговину и развернули массированный террор против сербов и евреев.

Король и правительство Югославии эмигрировали из страны. В 1941 по инициативе эмигрантских властей началось создание вооруженных отрядов сербских партизан-«четников» под командованием генерала Д.Михайловича, получившего пост военного министра. Партизаны сражались не только с оккупационными войсками, но также совершали нападения на коммунистов и представителей несербских меньшинств.

Широкомасштабное сопротивление оккупантам организовали югославские коммунисты. Они создали Главный штаб партизанских отрядов и приступили к формированию повстанческих частей, поднимая восстания в различных частях страны. Отряды были объединены в Народно-освободительную армию под командованием лидера компартии Иосипа Тито. На местах создавались повстанческие органы власти – народно-освободительные комитеты. В ноябре 1942 в Бихаче состоялась первая сессия Антифашистского вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ). На второй сессии АВНОЮ, состоявшейся 29 ноября 1943 в городе Яйце, вече было преобразовано в верховный законодательный орган, сформировавший временное правительство – Национальный комитет освобождения Югославии во главе с маршалом Тито. Вече провозгласило Югославию демократическим федеративным государством и высказалось против возвращения короля в страну. В мае 1944 король был вынужден назначить премьер-министром эмигрантского кабинета И.Шубашича. Великобритания добивалась соглашения между эмиграцией и партизанами, которыми руководила компартия. После переговоров между Шубашичем и Тито (июль 1944) было сформировано единое демократическое правительство.

Осенью 1944 советские войска, которые вели ожесточенные бои с немецкой армией, вступили на территорию Югославии. В октябре в результате совместных действий советских и югославских частей был освобожден Белград. Полное освобождение территории страны закончилось к 15 мая 1945 отрядами югославской армии (НОАЮ) без участия советских войск. Югославские войска заняли также входившие в состав Италии Фиуме (Риека), Триест и населенную словенцами Каринтию. Последняя была возвращена Австрии, а по мирному договору с Италией, заключенному в 1947, к Югославии отошли Риека и большая часть Триеста.

Ялтинская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании рекомендовала Тито и Шубашичу осуществить достигнутое между ними в 1944 соглашение, создать объединенное правительство, а также пополнить АВНОЮ представителями старой Скупщины. В марте 1945 король назначил регентский совет; эмигрантский кабинет и Национальный комитет освобождения ушли в отставку, и было сформировано правительство Тито, в котором Шубашич занял пост министра иностранных дел. Местные правительства были созданы также в отдельных частях Югославии. В августе АВНОЮ было преобразовано в Народную скупщину Демократической федеративной Югославии. Были приняты законы о национализации предприятий, земель и хозяйств немцев и пособников оккупантов. Внешняя торговля поставлена под государственный контроль, новая аграрная реформа установила максимальный размер земельной собственности для частных лиц.

В ноябре 1945 были проведены выборы в Учредительное собрание. Народный фронт возглавила компартия. 29 ноября 1945 Учредительное собрание провозгласило Югославию Федеративной народной республикой (ФНРЮ).

Период правления Тито. В январе 1946 Учредительное собрание приняло конституцию ФНРЮ, и Тито сформировал правительство страны. В течение 1946 партии Народного фронта (кроме коммунистической) прекратили свое существование, и в Югославии утвердилась однопартийная система.

Власти ФНРЮ провели быстрое огосударствление промышленной сферы. В 1946–1948 были национализированы все ведущие предприятия, транспорт, банковская сфера, оптовая и большая часть розничной торговли; началось осуществление государственного экономического планирования; принят закон о кооперативах; введена система обязательных государственных закупок сельскохозяйственных продуктов. В 1947 был принят первый пятилетний план, предусматривавший проведение индустриализации и электрификации страны. С 1949 в деревне развернулась массовая коллективизация.

Разрыв отношений между Югославией и СССР в 1948 оказал влияние не только на внешнеполитические ориентиры, но и на внутреннюю и экономическую политику страны. Югославское руководство приняло решение отказаться от советской модели развития. В июне 1950 был принят закон о передаче управления государственными предприятиями трудовым коллективам, согласно которого директор нес ответственность перед государством и комитетом, избираемого коллективом. В 1951 введен новый закон о планировании: часть функций передавалась республикам, местным органам и самим предприятиям, отраслевые министерства упразднялись, а их функции передавались территориальным органам и отраслевым объединениям. С 1952 были отменены единые государственные цены, и начался переход к рыночным ценам. Между предприятиями устанавливались хозрасчетные связи, при которых они могли принимать самостоятельные решения в рамках общих планов и самостоятельно распоряжаться прибылью, оставшейся после обязательных отчислений государству. В Югославии предложенную модель называли «социалистическим самоуправлением». Проблемы в сельском хозяйстве вынудили правительство в 1950-х пойти на роспуск большинства сельскохозяйственных кооперативов.

Перемены в экономике повлекли за собой и изменения в политическом устройстве. В 1953 в конституцию были внесены поправки, предусматривавшие, в частности, создание Вече производителей в качестве особой палаты скупщины. Оно избиралось только работниками народного хозяйства. Вводился также пост президента Югославии. Его занял Тито, который одновременно оставался главой правительства – Союзного исполнительного вече (СИВ).

В период 2-го и 3-го пятилетних планов (1957–1965) была в основном осуществлена индустриализация страны. Одновременно власти сократили долю инвестиций в производство, увеличили вложения в непроизводственную сферу и сельское хозяйство, в котором постепенно расширялся государственный и кооперативный секторы. Продолжалось проведение экономических реформ: в 1957–1961 предприятия получили полную самостоятельность в распределении остающихся у них 45% созданного ими национального дохода. Расширялась роль хозяйственных отраслевых и межотраслевых объединений.

В 1963 принята новая конституция, объявившая Югославию Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ). Тито остался президентом Югославии, но отказался от поста главы правительства. В последующие годы пост председателя СИВ занимали Петар Стамболич (1963–1967), Мика Шпиляк (1967–1969), Митя Рибичич (1969–1971) и Джемаль Биедич (1971–1977).

Реформы оказали неоднозначное воздействие на югославскую экономику. Обретя самостоятельность, предприятия нередко использовали свои средства не для производства, а на наращивание фонда потребления, что повышало уровень жизни населения. В то же время рост производительности труда существенно отставал от роста личных доходов. Рост промышленного производства замедлился. Добывающая промышленность и сельское хозяйство все больше отставали от обрабатывающей индустрии, усилились диспропорции в развитии республик и краев. Значительных размеров достиг дефицит внешнеторгового и платежного баланса, росла инфляция. Власти страны попытались осуществить т.н. «общественно-экономическую реформу», базировавшуюся на установлении принципа роста фонда накопления более быстрыми темпами, чем рост фонда потребления, изменении курса динара и либерализации внешней торговли. Предприятия могли оставлять в своем распоряжении до 2/3 произведенного продукта. Расширялось участие республик и краев в решении экономических вопросов.

Экономические проблемы способствовали обострению внутриполитической ситуации в стране. В 1968 имели место выступления студентов, протестовавших против бюрократии, коррупции, социального неравенства и государственного контроля над общественной жизнью. Студенты требовали расширения общественного самоуправления и наполнения его реальным содержанием.

Обострились также национальные проблемы. Тито (хорват по национальности), пытался соблюдать баланс между элитами различных национальных групп, считая это залогом сохранения единства страны. Руководство Югославией было многонациональным, оно решительно подавляло любые проявления и тенденции, которые можно было расценивать как националистические. Тем не менее, такие тенденции присутствовали в настроениях, как части интеллигенции, так и среди некоторых партийных руководителей республик. В партийных кругах более развитых в экономическом отношении республик (Словении, Хорватии) нередко выражалось недовольство тем, что центральная власть осуществляет определенное перераспределение вырученные валютных средств (доходов от туризма и т.д.) в пользу Сербии и менее развитых регионов, а также тем, что военнослужащих направляют служить в другие части страны.

В 1967 представители хорватской интеллигенции и ряд партийных деятелей подписали декларацию, содержавшую требование признать самостоятельность хорватского языка и обеспечить его использование в общественной жизни и в системе образования. Инициаторы декларации были наказаны, в частности, был исключен из партии и снят с поста директор Загребского института истории рабочего движения генерал Франьо Туджман. Однако этот документ придал стимул движению, которое добивалось расширения прав Хорватии. В 1971 в республике прошли массовые студенческие демонстрации с требованием признания национального языка и национальных символов, перераспределения финансовых средств между республиками, включения Боснии и Герцеговины в состав Хорватии и т.д. Власти обвинили организаторов в национализме и шовинизме и подавили движение. Туджман и ряд других деятелей, включая членов коммунистической молодежной организации и преподавателей, были арестованы.

Пытаясь стабилизировать ситуацию, югославские лидеры провели широкую смену руководителей на всех уровнях – от членов высших партийных и государственных органов и партийного руководства республик и краев до ведущих администраторов на предприятиях и в общинах. Были предприняты меры по усилению партийного контроля над общественной и культурной жизнью. В сфере экономики 10-й съезд Союза коммунистов Югославии (1974) высказался за укрепление единства хозяйственной системы и плановых начал в экономике, контроль над ценами и т.д. Новая конституция, принятая в том же году, расширила автономию отдельных республик (вплоть до признания за ними права на отделение) и закрепила систему т.н. «организаций объединенного труда» в качестве как основы социалистического самоуправления. Тито был избран пожизненным президентом Югославии.

В нач. 1970-х Югославия добилась некоторого ускорения экономического роста, сократился дефицит внешнеторгового и платежного баланса, а также задолженность большинства предприятий. Но затем экономическая ситуация в стране ухудшилась – вновь стала расти инфляция, увеличилась безработица (ее удавалось смягчать за счет массовой трудовой миграции югославских граждан за границу).

В 1977–1982 правительство страны возглавлял В.Джуранович. В 1980 состояние здоровья маршала Тито стремительно ухудшилось, и 4 мая того же года он скончался.

Распад Югославии. После смерти президента Тито лидеры югославской федерации объявили о намерении продолжать прежний курс. Была согласована система коллективного руководства, согласно которой на постах руководителя партии и председателя Президиума СФРЮ ежегодно сменялись представители республик и краев. Правительство страны в 1982–1986 возглавляла Милка Планинц, а в 1986–1988 – Бранко Микулич.

На протяжении 1980-х экономические проблемы в Югославии продолжали обостряться. В июле 1983 была принята программа экономической стабилизации, которая включала меры, направленные на повышение производительности труда, выравнивание уровня развития различных республик и регионов, повышение занятости, уменьшение инфляции, внешнеторгового и платежного дефицита, а также проведение политики жесткой экономии. Реализация программы не принесла ощутимых результатов. К 1987 внешняя задолженность страны превысила 19 млрд. долл. США, инфляция достигла 167%, а реальные доходы населения сократились на 7%.

Экономические и социальные трудности привели к ухудшению отношений между отдельными республиками и краями Югославии и способствовали нарастанию националистических настроений. В 1986 ряд членов Сербской Академии наук и искусств выпустили меморандум с острой критикой федерации, в котором содержалось требование усилить роль Сербии в Югославии. В автономном крае Косово, входившем в состав Сербии, начались волнения албанцев, которые требовали расширения автономии и даже создания отдельной Косовской республики в составе СФРЮ. В ответ Слободан Милошевич, возглавивший в 1987 «Союз коммунистов Сербии», пошел на ограничение автономии Косово и Воеводины, а в 1990 автономия Косово была отменена и введено сербское управление. Политика Милошевича была ориентирована на укрепление роли сербов в югославском государстве, как силы, цементирующей федерацию. В Словении новый лидер партии Милан Кучан (с 1986) приступил к либерализации экономики и общественной жизни. Националистически настроенное словенское и хорватское руководство выступило против Милошевича.

Югославское правительство во главе с Анте Марковичем (находился у власти в 1989–1992) предприняло попытку улучшить ситуацию в стране путем ужесточения мер экономии, установления контроля над зарплатой и либерализации экономики. Предусматривались полный переход к рыночной системе хозяйства, введение равноправия всех форм собственности, а в политической области – введение многопартийной системы и создание правового государства.

В 1990 удалось остановить рост инфляции и сократить внешнюю задолженность. Но наступившее в результате либерализации экономики дальнейшее ухудшение экономического положения населения привело к волне забастовок и протестов, особенно в Сербии, Воеводине и Черногории. Ряд руководящих деятелей подали в отставку.

На 14-м чрезвычайном съезде «Союза коммунистов Югославии», состоявшемся в январе 1990, Милошевич выступил с призывом отказаться от конституционно закрепленных прав республик и ввести голосование по принципу «один человек – один голос» (это должно было обеспечить преобладание сербов в руководстве на федеральном уровне). Словенские и хорватские делегаты, делавшие упор на экономическую и политическую либерализацию, покинули съезд, после чего «Союз коммунистов Югославии» фактически распался.

В результате прошедших в 1990 многопартийных выборов в республиканские парламенты в Словении победу одержала коалиция некоммунистических оппозиционных партий, в Хорватии – оппозиционная националистическая партия «Хорватское демократическое объединение» во главе с Туджманом, в Боснии и Герцеговине – националистические партии боснийских мусульман, хорватов и сербов, а в Македонии – националистическая «Внутренняя македонская революционная организация». Словенские, хорватские, боснийские и македонские национальные партии требовали независимости. В Сербии и Черногории у власти остались преемники «Союза коммунистов Югославии».

Осенью 1990 лидеры Словении и Хорватии предложили превратить Югославию в конфедерацию 6-ти республик, однако руководство Сербии отвергло эти предложения, выступив за единство государства. Другие республики восприняли это как стремление отколоть от них районы, населенные сербами. В марте 1991 хорватские националисты начали вооруженные столкновения в Хорватии, в которые позже вмешалась югославская армия. 25 июня Словения и Хорватия в одностороннем порядке провозгласили свою независимость, и югославская армия была направлена в республику для обеспечения порядка, однако колонны ЮНА были разгромлены на марше словенскими территориальными войсками. 3 июля краткосрочные военные действия были прекращены под давлением зарубежных держав. В результате достигнутого соглашения югославские войска выводились из Словении и Хорватии, а эти республики соглашались на трехмесячный мораторий на объявление независимости.

СРЕДНЕЕ ТЕЧЕНИЕ РЕКИ ДУНАЙ Загреб, 1991
Войнич Д. Экономическая стабилизация и экономический кризис . М., 1991
Гиренко Ю.С. Сталин – Тито . М., 1991
Каменецкий В.М. Политическая система Югославии (1950–1980 гг.) . М., 1991
Опыт друзей. Реформы конца 80-х годов в Югославии . М., 1991
Пимоненко И.С. Роль партии в условиях рабочего самоуправления. Опыт Югославии: 1948-начало 70-х годов. – В кн. Политические системы СССР и стран Восточной Европы. 1920 – 60-е гг. М., 1991
Политическая история стран Восточной Европы после 1945 года в зарубежных исследованиях. М., 1991
Джилас М. Лицо тоталитаризма . М., 1992
Югославия в огне. Документы, факты, комментарии (1990–1992). М., 1992
Волокитина Т.В., Мурашко Г.П., Носкова А.Ф. Народная демократия: миф или реальность? Общественно-политические процессы в Восточной Европе. 1944–1948 г.г. М., 1993
Югославский кризис и Россия. Документы, факты, комментарии (1990–1993). М., 1993
Точки тревоги в Восточной Европе. М., 1994
Улунян А.А. Коминтерн и геополитика: Балканский рубеж. 1919-1938 гг. М., 1997
Уэст Р. Иосип Броз Тито. Власть силы. Смоленск, 1997
Романенко С.А. Югославия: история возникновения, кризис, распад, образование независимых государств. М., 2000
Романенко С.А. Между национальной и пролетарской диктатурой: Милан Недич – Драже Михайлович – Анте Павелич – Йосип Броз Тито. – В кн. Тоталитаризм: Исторический опыт Восточной Европы. М., 2002
Шарый А. После дождя. Югославские мифы старого и нового века. М., 2002
Джуретич В. Развал Югославии. Основные течения 1918–2003. М., 2005

Гражданская война в бывшей Социалистической Республике Югославия представляла собой ряд вооруженных межнациональных конфликтов, которые привели в конце концов к полному развалу страны в 1992 году. Территориальные претензии разных народов, входивших до этого момента в республику, и острое межнациональное противостояние продемонстрировали определенную искусственность их объединения под социалистическим стягом державы, которая носила название «Югославия».

Югославские войны

Стоит отметить, что население Югославии отличалось большой пестротой. На ее территории проживали словенцы, сербы, хорваты, македонцы, венгры, румыны, турки, боснийцы, албанцы, черногорцы. Все они были неравномерно распределены по 6-ти республикам Югославии: Боснии и Герцеговине (одна республика), Македонии, Словении, Черногории, Хорватии, Сербии.

Начало продолжительным боевым действиям положила так называемая «10-дневная война в Словении», развязанная в 1991-ом. Словенцы потребовали признания независимости своей республики. В ходе вооруженных действий с югославской стороны погибло 45 человек, 1,5 сотни ранены. Со словенской – 19 убитых, около 2-х сотен раненых. 5 тысяч военнослужащих югославской армии попали в плен.

Вслед за этим началась более длительная (1991-1995) война за независимость Хорватии. За ее выходом из состава Югославии последовали вооруженные конфликты уже внутри новой независимой республики между сербским и хорватским населением. Хорватская война унесла жизни более 20 тысяч человек. 12 тысяч – с хорватской стороны (причем, 4,5 тысячи – мирные граждане). Было разрушено сотни тысяч зданий, а весь материальный ущерб исчисляется 27-ю млрд долларов.

Практически параллельно с этим внутри разваливающейся на составляющие Югославии вспыхнула еще одна гражданская война – Боснийская (1992-1995). В ней участвовало сразу несколько этнических групп: сербы, хорваты, боснийские мусульмане и так называемые мусульмане-автономисты, проживающие на западе Боснии. За 3 года было уничтожено более 100 тысяч человек. Материальный ущерб - колоссальный: взорваны 2 тысячи км дорог, снесено 70 мостов. Железнодорожное сообщение уничтожено полностью. 2/3 зданий разрушены и не пригодны для использования.

На объятых войной территориях были открыты концлагеря (с обеих сторон). В ходе военных действий происходили вопиющие случаи террора: массовые изнасилования мусульманок, этнические чистки, в ходе которых было убито несколько тысяч боснийских мусульман. Все убитые принадлежали к гражданскому населению. Хорватские боевики расстреливали даже 3-х месячных детей.

Кризис в странах бывшего соцлагеря

Если не вдаваться в тонкости всех межнациональных и территориальных претензий и обид, то можно дать приблизительно следующую характеристику описанным гражданским войнам: с Югославией происходило то же самое, что происходило в это же время с Советским Союзом. Страны бывшего соцлагеря переживали острый кризис. Социалистическая доктрина «дружбы братских народов» перестала действовать, и все захотели независимости.

Советский Союз в плане вооруженных столкновений и применения силы по сравнению с Югославией буквально «отделался легким испугом». Развал СССР проходил не так кроваво, как это было в сербско-хорвато-боснийском регионе. Вслед за Боснийской войной на территории уже бывшей Республики Югославия начались затяжные вооруженные противостояния в Косове, Македонии и Южной Сербии (или Прешевской долине). В общей сложности гражданская война в бывшей Югославии продолжалась 10 лет, вплоть до 2001 года. Жертвы исчисляются многими сотнями тысяч.

Реакция соседей

Эта война отличалась исключительной жестокостью. Европа, руководствуясь принципами демократии, поначалу старалась держаться в стороне. Бывшие «югославы» имели право сами выяснить свои территориальные претензии и разобраться внутри страны. Поначалу югославская армия пыталась уладить конфликт, но вслед за распадом самой Югославии она была упразднена. В первые годы войны югославские вооруженные силы тоже проявляли нечеловеческую жестокость.